Справка о проведении работы с родителями в школе

Обновлено: 13.05.2024

Учитель, посещающий дом ученика, выясняет условия домашнего воспитания, а именно, семейный климат, особенности взаимоотношения внутри семьи, позицию родителей по вопросам воспитания. Домашние посещения позволяют лично контактировать с конкретной семьей и правильно выбрать направление и средства коррекционного воздействия на ребенка в школе. Без дополнительных сведений сложно оказать ученику должную поддержку.

При этом для родителей важно знать, что учитель приходит к ним в семью не для того, чтобы высказать свои замечания, а именно для помощи в воспитании. Сплошные недовольства учителя в сторону ребенка могут только усугубить ситуацию, огорчить родителей и вызвать злобное отношение к ребенку. В свою очередь, ребенок может обидеться на учителя, что в конце концов напрочь отобьет желание учиться.

О приходе педагога родители должны знать заблаговременно. Воспитатель должен руководствоваться следующими правилами при общении с семьей:

  • Проявлять чувство такта в разговоре с родителями;
  • Начинать разговор с позитивных моментов;
  • Четко обрисовывать проблемы учебно-воспитательного процесса;
  • Давать родителям ненавязчивые советы;
  • Вести беседу в присутствии ученика;
  • Не предъявлять претензии родителям;
  • Любым способом подчеркивать собственный интерес в воспитании и обучении ребенка.

Приглашение в школу

Родителей приглашают в школу, когда хотят поделиться радостной новостью по отношению к ребенку. К примеру, по поводу успешного овладения учебным материалом, который ранее вызывал трудности. Также уместно пригласить родителей в школу для того, чтобы попросить помочь подготовить костюм ребенку или выучить театральную постановку. Приглашать родителей, чтобы пожаловаться на неудовлетворительное поведение или плохую успеваемость, лучше не надо. Ведь негативное восприятие школы зачастую формирует и плохое отношение к ней.

Консультации проводят индивидуально по мере необходимости, чаще даже по просьбе самих родственников. В беседе можно обсуждать самые разнообразные вопросы относительно ребенка (здоровье, хобби, особенности поведения, способности к тому или иному предмету, черты характера и т.д.). Консультации позволяют разрешить многие противоречия, принести пользу не только родителям и ребенку, а также и самому педагогу.

Переписка

Такая форма общения с родителями используется достаточно часто. Как правило, переписка подходит для связи с родителями, которые по различным обстоятельствам не имеют возможности лично посещать учебное заведение (далекое расстояние, проблемы со здоровьем, плотный график и пр.). С развитием информационных технологий для общения учителей и родителей широко используется мобильная связь, соцсети, форумы.

Групповые формы

Родительские лектории

В задачи лектория могут входить:

  • Знакомство родителей с системой коррекционно-воспитательной деятельности в школе;
  • Практические рекомендации по воспитанию ребенка и др.

Запланированная и целенаправленная работа дает возможность для родителей лучше узнавать индивидуальные и психофизические особенности ребенка, установить причины отклонения от норм поведения, найти правильный подход в решении педагогических задач, используя верный метод и форму воспитания.

Тематические консультации

Данную форму общения рекомендуется проводить раз в четверть для всех желающих родителей. Организацией тематической консультации занимается школа, а проведение ложится на плечи экспертов: социологов, психологов, медицинских работников, милиционеров и др. Это круг людей, которые могут подобрать оптимальное решение проблемы.

Классные мероприятия проводят на протяжении целого учебного года в классе и по традиции приурочивают к разным событиям: Дням Рождения, календарным праздникам, чаепитиям. Это сближает родителей между собой, а также налаживает контакт между родителями и учителями.

Коллективные формы

Коллективная форма работы с родителями наиболее ярко проявляется в научно-практической родительской конференции. Она сочетает в себе пропагандирование педагогических знаний и практических навыков семейного воспитания. Инициатором проведения подобной конференции является родительский комитет и актив класса. На заседаниях могут рассматриваться разнообразные воспитательные вопросы. Как правило, тематические конференции проводятся один или два раза в год и требуют доскональной подготовки: анализа литературы, обобщения собственного опыта, подготовку рекомендаций и организационных аспектов. Эффективность родительской конференции повышается, если в ней участвует библиотека, эксперты, приглашенные гости.

Коллективные формы

Родительское собрание

Родительское собрание представляет собой универсальную и наиболее известную форму взаимодействия семей учеников со школой. На собраниях обсуждаются проблемы жизнедеятельности класса, родительского комитета и класса в целом. По назначению собрания могут быть:

  • Организационными;
  • Аналитическими;
  • Итоговыми;
  • Комбинированными.

Родительское собрание включает 6 неотъемлемых элементов:

  1. Анализ работы школы с семьей;
  2. Советы учителей;
  3. Ознакомление родителей с психологическим климатом класса (взаимоотношения, внешний вид и пр.);
  4. Психолого-педагогическое просвещение родителей в рамках конкретной темы;
  5. Организационные вопросы (экскурсии, классные мероприятия, покупка учебных материалов и т.д.);
  6. Рефлексия (оценка значимости, актуальности и полезности).

Нужно отдать должное и родительскому комитету. Он подготавливает предложения по поддержке семей в воспитании детей, оказывает помощь в организации разнообразных внеклассных мероприятий, решает ряд прочих проблем касательно обучения и воспитания детей.

Таким образом, все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с семьями обеспечивают взаимодействие родителей со школой, увеличивая эффективность образовательного и воспитательного процессов.

Образец протокола беседы в школе с родителями и учеником — это пример документа, где описана проблема и зафиксированы решения, к которым пришли в ходе общения. Такая бумага нужна, чтобы отразить все детали, вопросы, и ничего не упустить из вида. А в случае конфликтной ситуации она подтверждает факт разговора с ребенком, его матерью и отцом.

Правила составления протокола

Документ составляют в свободной форме. Главное его назначение — отобразить суть проблемы. Бумагу составляет учитель, который подготавливает и проводит встречу с родителями и учениками.

Какую информацию содержат протоколы бесед с родителями учащихся и учениками школы:

  • вопросы, которые обсуждал учитель с родителями;
  • предложения по решению проблемы;
  • к каким решениям пришли в ходе беседы.

Как составить

Бумагу заполняют на листе формата А4 от руки или заполняют его на компьютере, распечатывают и подписывают.

  • в шапке документа указывают название образовательной организации;
  • ниже указывают название мероприятия, дату и место его проведения;
  • указывают, кто участвовал в обсуждении со стороны школы, кто — со стороны ученика;
  • указывают, беседовали в присутствии ученика или без него.

В основной части прописывают вопросы, которые обсуждали на встрече, указывают, какие вносились предложения по решению проблем. Описывают результаты встречи и планы по реализации принятых решений.

В заключительной части указывают:

  • кто записал ход обсуждений;
  • подписи участников с расшифровкой;
  • при необходимости указывают количество страниц и экземпляров документа.

Учитель хранит протокол беседы в течение учебного года в отдельной папке. По окончанию учебного года протоколы оформляют в один документ, на котором ставит печать и подпись директор образовательного учреждения.

Образец заполнения протокола беседы с учащимися и родителями

Образцы протоколов

Примерный образец протокола беседы с родителями неуспевающего ученика (чистый бланк).

Беседа с родителями ученика _______ класса МБОУ СОШ №_______

(фамилия, имя ученика)

Ф.И.О. родителей: ________________________________________________

Беседа состоялась (подчеркнуть) в присутствии администрации школы.

Беседа состоялась (подчеркнуть) в присутствии ребенка.

В присутствии (подчеркнуть) третьих лиц _____________________________

Подпись родителей учащегося:

Мать __________________________________подпись ______

Отец __________________________________ подпись ______

Подпись классного руководителя _______________ /

Заполненный образец протокола беседы с учеником, нарушающим дисциплину, и его законными представителями:

беседа с родителями ученика 5-А класса МБОУ СОШ № 1

(фамилия, имя ученика)

Ф.И.О. родителей: Сидоров Петр Петрович, Сидорова Анна Анатольевна

Беседа состоялась (подчеркнуть) в присутствии администрации школы.

Беседа состоялась (подчеркнуть) в присутствии ребенка, Сидорова Ивана.

В присутствии (подчеркнуть) третьих лиц _____________________________

  • грубое неуважительное отношение к одноклассникам;
  • неуважительное отношение к учителям;
  • нарушение дисциплины на переменах и после школы;
  • ученик часто не приносит на уроки нужные школьные принадлежности (учебники, ручки, карандаши, дневник, линейку);
  • нет спортивной формы (черных шорт и белой футболки).
  1. Провести дополнительное разъяснение о правилах поведения в учебном коллективе с привлечением школьного психолога.
  2. Контролировать его готовность к школе и выполнение домашней работы.
  3. Купить спортивную форму ребенку.

Пример документирования работы с неуспевающими учениками:

беседы с обучающ(___ )ся и его родителями (законными представителями)

Присутствовали законные представители ребенка: _______________________

_________________________________________________________ , ________ г. р.

Адрес проживания: ____________________________________________________

_________________________________ — заместителя директора по УВР,

_________________________________ — социального педагога,

Присутствовавшие педагоги: _____________________________________________

С законными представителями несовершеннолетнего(ей)

______________________________________________________ проведена беседа.

(фамилия, имя ребенка)

До сведения родителей доведена информация о проблемах в обучении ребенка.

Родители (Ф.И.О. родителей)________________________________________________________________

ранее проинформированы, что по результатам 20___/ 20___ учебного года

переведен(а) с академической задолженностью в ____ класс условно.

  1. Родители несовершеннолетнего(ей) поставлены в известность, что на основании неудовлетворительных результатов по (указать учебные предметы) на конец 20_____/ 20_____ учебного года и непогашения академической задолженности по указанным учебным дисциплинам (Ф.И.О. ребенка) остается на повторный год обучения в ______ классе.
  2. Родителями несовершеннолетнего(ей) дано согласие на перевод ребенка на повторный год обучения в ______ класс, т. к. академическая задолженность по вышеназванным предметам в указанные сроки не ликвидирована.
  3. Родители несовершеннолетнего предупреждены об обязанности обеспечить получение детьми основного общего образования. За неисполнение и ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей законодательство РФ устанавливает юридическую ответственность (КоАП РФ, статья 5.35. Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних).

Педагоги: _____________ /_______/ _____________________/ _____/

______________ /______/ _____________________/______/

Подпись родителей учащегося:

Мать __________________________________подпись ______

Отец __________________________________ подпись ______

Пример документирования беседы с учеником:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №_____

Ф.И.О.собеседника Сидорова Дарья Петровна

Дата рождения 11.12 2005

Дом. адрес Санкт-Петербург, ул. Далекая, д. 1, кв. 2.

Цель беседы: донести необходимость уважительного отношения к одноклассникам и детям из параллельных классов.

Дарье объяснили необходимость уважительного обращения к другим девочкам из ее класса, рассказали о недопустимости оскорблений других людей.

Предложения: Дарья подтвердила, что осознала неправомерность своего поведения, но для закрепления результатов решено провести профилактическую беседу со школьным психологом. Дарье объяснено, что она вправе обращаться за консультацией к психологу в трудных для нее ситуациях.

Беседу проводили: классный руководитель Отзывчивая Вероника Павловна/________

Подпись собеседника_________/Сидорова Д.П.

Если проводят встречу не с отдельным учеником, а со всем классом, пользуются такой формой:

Формирование эффективной системы взаимодействия родителей с учителями для создания благоприятной среды для сплочения детей в единый дружный коллектив, создание в школе благоприятных условий для свободного развития личности, духовно богатой, способной строить жизнь достойную Человека, умеющего быть счастливым и нести счастье людям

Основные задачи:

Активное вовлечение родителей во все сферы деятельности школы на основе нормативных документов.

Организация родительского всеобуча на паритетных началах: педагоги – родители, родители – родители.

Формирование здорового образа жизни в семьях.

Создание условий для профилактики асоциального поведения детей и подростков.

Совершенствование форм взаимодействия школа – семья.

Педагогическое сопровождение семьи (изучение, консультирование, оказание помощи в вопросах воспитания, просвещения и др.);

Актуальность психолого-педагогической работы с родителями

Воспитательная функция семьи очень важна. Ребёнок, который приходит в коллектив, так или иначе, транслирует ценности, заложенные родителями.

Воспитательная функция семьи имеет три аспекта:

1)Формирование мотивационно-ценностной сферы (отношение к людям, к делу, к себе).

2) Формирование IQ сферы (способностей, приобретение знаний, и т.д.).

3) Формирование эмоционально-волевой сферы.

Воспитательный потенциал семьи – это материальные и бытовые условия, численность и структура семьи, характер отношений, психоэмоциональный фон, особенности общения, личность родителей, уровень педагогической культуры и другое.

Сегодня наблюдается кризис семьи, детско-родительских отношений. Это связано с переменами в политической и экономической жизни страны. Родители вынуждены концентрировать внимание на материальном благополучии, а значит, меньше времени тратит на общение в семье. В результате из взаимодействия исключается эмоциональный компонент, связанный с пониманием близкого человека. Заметно потускнела сюжетно-ролевая игра, так как в семьях, как правило, один ребёнок. Увеличилось число разводов. Отсюда следует вывод:

Школа обязана содействовать развитию семьи. Работа, направленная на развитие личности ученика, становится действенной и эффективной только в том случае, если в процесс обучения и воспитания вовлечены родители учащихся.

Работу с родителями условно можно разделить на две части:

со всеми родителями класса в рамках родительских собраний по повышению педагогической и психологической культуры;

Содержание работы школы с родителями состоит в следующем:

1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);

2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);

3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).

Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.

Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.

Формы работы с родителями

● Общеклассные и общешкольные конференции

● Индивидуальные консультации педагога

● Посещения на дому

Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению.

Формы психолого-педагогического просвещения

Университет педагогических знаний (такая форма помогает вооружить родителей основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания детей).

Лекция (форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции – анализ явлений, ситуаций).

Конференция (предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей).

Родительские конференции (общешкольные, классные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье – вот темы родительских конференций.

Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психолога, социального педагога, которые работают в школе. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта.

Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.

Практикум (форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей).

Открытые уроки (цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности).

Индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах).

Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:

– особенности здоровья ребенка;

– его увлечения, интересы;

– предпочтения в общении в семье;

– моральные ценности семьи.

Посещение семьи (индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни).

Родительское собрание (форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания).

1) Общешкольные родительские собрания – проводятся два раза в год. Цель : знакомство с нормативно-правовыми документами о школе, основными направлениями, задачами, итогами работы.

Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы. Например, учебное заведение прошло аттестацию и хочет познакомить коллектив родителей с достигнутыми результатами.

Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей.

2) Классные родительские собрания – проводятся четыре-пять раз в год. Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем.

Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительских собраниях анализируются учебные достижения учащихся, характеризуются их возможности, степень продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. р азговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.

Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.

Рекомендации по проведению родительских собраний:

1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей.

2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.

3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.

4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

Примерная тематика консультаций для родителей:

1. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?

2. Плохая память ребенка. Как ее развить?

3. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.

4. Наказания детей. Какими им быть?

5. Тревожность детей. К чему она может привести?

6. Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.

7. Грубость и непонимание в семье.

8. Талантливый ребенок в семье.

9. Друзья детей – друзья или враги?

10. Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.

Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.

Примерные темы родительских вечеров:

1. Рождение ребенка и первый год его жизни и развития.

2. Первые книжки ребенка.

3. Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?

4. Друзья моего ребенка.

5. Праздники нашей семьи.

7. День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?

8. Песни, которые пели и поют наши дети.

Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.

Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12–15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5–8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.

И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия классного руководителя с родителями учеников ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.

Педагогам и родителям на заметку

– ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;

– ребенка высмеивают, он становится замкнутым;

– ребенка хвалят, он учится быть благородным;

– ребенка поддерживают, он учится ценить себя;

– ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;

– ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;

– ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;

– ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;

– ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;

– ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Эти советы возникли на базе жизненных практических наблюдений, осмысления педагогической практики. Высказанные положения могут использоваться в практической работе с родителями, а также как темы собраний и бесед с ними.

План работы с родителями.

Мероприятие

Август (последняя неделя)

Заседание родительского комитета, посвященное началу учебного года.

(в течение месяца)

(в течение месяца)

Поддержание регулярной связи с родителями (о летнем отдыхе и занятости детей в каникулярный период, прохождении детьми летней практики на пришкольном участке).

Регулярная связь с родителями с целью постоянного контроля за жизнедеятельностью ребёнка в школе и дома (совместное индивидуальное сопровождение детей).

День открытых дверей для родителей.

Анкетирование и соцопросы родителей.

Участие родителей в общешкольных и классных мероприятиях (День знаний, День учителя, День Матери, вечер встречи с выпускниками, 23 февраля, 8 марта, 9 мая, Последний звонок).

Организация коллективного посещения музеев, выставок, театров; экскурсии.

Основная цель этого направления - активизировать интерес родителей к проблемам школы.


  • Создание условий взаимодействия семьи и школы на основе сотрудничества.

  • Повышение педагогической культуры родителей

  • Вовлечение родителей в учебно- воспитательный процесс.

Формы реализации -работы с родителями осуществляется через:

- классные родительские собрания;

- общешкольные родительские собрания;

- заседания обшешкольного родительского комитета;

- индивидуальное консультирование по вопросам обучения и воспитания;

- социальное консультирование (малообеспеченных, опекунских, неполных семей, родителей детей- учащихся инвалидов);

- анкетирование родителей (по вопросам профориентации, по выбору предметов школьного компонента);

- оказание помощи родителям в организации внеурочного времени учащихся;

- привлечение родителей к проведению общешкольных и классных мероприятий (праздники, концерты, спортивные соревнования).

В 2011-2012 учебном году в процентном отношении удовлетворенность родителей условиями жизнедеятельности в школьном коллективе составляет: творчество-70%, обучение-50%

Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс - одна из главных задач педагогического коллектива. Существенной стороной в совместной работе семьи и школы является единый подход к реализации целевых установок и повышение содержательности образовательно- воспитательной работы с учащимися. Важно, чтобы родители осознавали целевые установки школьного воспитания.

Анализируя работу за 2011- 2012 уч. год можно отметить положительные результаты:

- повышение активности участия родителей в классных и общешкольных мероприятиях;

- создание общешкольного родительского комитета

Повышение профессионального мастерства классных руководителей

Мониторинг д е ятельности классного руководителя

Одна из первых задач – повышение качества воспитательного процесса и профессионального мастерства классных руководителей через совместную деятельность взрослых и детей по созданию воспитательной системы.

Без педагогической диагностики невозможно контролировать воспитательный процесс, грамотно формулировать педагогические задачи, невозможно организовать целенаправленный обоснованный процесс развития личности учащихся.

Проводимый в школе мониторинг деятельности классного руководителя призван в первую очередь побудить к самоанализу и понять, педагогу вычленить первоначальные задачи в профессиональном самосовершенствовании. Диагностирование, основанное на наблюдениях, собеседованиях, анализе имеющейся информации помогает отслеживать результативность воспитательной работы в школе, рост профессионального мастерства каждого педагога.

Диагностика, оценка деятельности классного руководителя, разработана в школе творческой группой, осуществляется раз в год на основе программы, включающую в себя 20 параметров и 4 уровня: недопустимый, критический, допустимый, оптимальный.

По этой программе классный руководитель проводит самоанализ деятельности, определяя свой уровень по каждому направлению. Работу классного руководителя оценивает зам. директора по ВР, используя информацию, полученную в течение всего года. По направлениям, где видны расхождения оценки с самооценкой, с классным руководителем проводится собеседование, в результате которого объективно оценивается работа классного руководителя.

Итоги подводятся по горизонтали, суммарно, а затем делятся на 10 ( число классных руководителей). В итоге получаем оценку по данному направлению. По вертикали суммарно делится на 20-число параметров- средний бал каждого педагога. На основании данных составляем диаграмму, где очень хорошо видны положительные, наиболее удачные моменты в работе с классным коллективом, рост профессионального мастерства каждого педагога, на основании диагностики отслеживается общее состояние воспитательной работы в школе.

Отслеживая общее состояние воспитательной работы в школе за год сделали вывод,

что слабым звеном являются направления:

- промежуточный анализ дел,

- работа с учащимися, требующими усиленного педагогического внимания.

- самоуправления в школе

- составления банка данных класса.

Мониторинг деятельности классного руководителя просто необходим, т.к. дает реальную картину положения воспитательной работы в школе, выделяет проблемы- отсюда целенаправленность процесса развития личности учащегося.


  • индивидуальная работа с учащимися;

  • аналитико- диагностическая работа;

  • работа с семьей;

  • работа с документацией класса;

  • организация внеурочной работы;

  • работа с педагогами- предметниками

  • системность и планомерность;

  • единый для школы подход к воспитательному процессу;

  • сотрудничество с воспитанниками и их родителями;

  • ориентация на интересы, потребности и возможности каждого ребенка.

Все классные руководители работают на допустимом уровне. Есть педагоги с более высоким уровнем профессионального мастерства, тем не менее, отсутствуют педагоги, работающие на высоком профессиональном уровне (9-10 баллов).

У педагогического коллектива классных руководителей есть все возможности для поднятия своего творческого потенциала. Поддерживают инновационную деятельность более 70% классных руководителей, определяют ее как общественно значимую и личностно- значимую, т.е. осознают результаты деятельности на перспективу.

Невозможно добиться повышения качества воспитательной работы без повышения уровня профессионального мастерства классного руководителя. Способствует этому МО классных руководителей, учитывается разные возможности, профессиональную подготовку классных руководителей, возраст.

Ожидаемым результатом методической работы является разработанная самим коллективом модель классного руководителя.

^ Оценка качества воспитательной работы классных руководителей по направлениям

Читайте также: