Плюсы и минусы профессии пилот

Обновлено: 04.05.2024

Вдохновившись героической биографией французского писателя Антуана-де-Сент-Экзюпери, можно навеки заразиться мечтой о карьере летчика. Воплотить мечту в жизнь - осуществимый замысел.

Возможно, очень многие в детстве мечтали о профессии пилота – хотелось управлять пассажирским, торгово-грузовым, военным или даже небольшим частным двухместным самолетом. Но реалии, конечно, не настолько безоблачны, как нам это представляется в детстве.

История

Летать, как птицы, люди возжелали очень давно. В античной Греции было создано немало мифов о совершении полетов человеком. До сих пор многие уверены, что особенно просветленные индийские йоги и тибетские монахи способны левитировать, т.е. подниматься в воздух без каких-либо летательных аппаратов. Ну и, разумеется, в сказках и легендах многих народов есть летающие персонажи: русская Баба-Яга, европейские ведьмы на метлах, восточные пери. Величайший итальянский ученый Леонардо да Винчи разрабатывал проект создания искусственных крыльев, при помощи которых мог бы летать любой человек.

Описание и характеристика профессии

Пилот, за исключением водителей-автогонщиков, которых тоже так называют, – человек, управляющий летательным аппаратом любого назначения. Профессия эта более чем ответственная: часто возникают ситуации, в которых летчик не имеет права на ошибку, ведь от его действий зависит слишком многое - целостность груза, самого авиатранспортного средства, жизнь пассажиров и членов экипажа. Она также считается одной из наиболее технически сложных, поскольку пилот должен держать под контролем показания огромного множества приборов и, ориентируясь на них, принимать решения. При этом ему необходимо координировать свои действия со вторым пилотом, диспетчером аэропорта и пилотами других летательных аппаратов, находящихся поблизости.

В составе экипажа, как правило, есть два пилота – командир и помощник. В случае непредвиденных обстоятельств второй пилот должен быть готов полностью взять на себя функцию управления самолетом.

Помощник, как и командир, должен знать все об устройстве самолета, его поведении в любых условиях и правилах ТБ при его эксплуатации. Непосредственно перед рейсом летчик внимательно изучает маршрут предстоящего полета, советуется со специалистами, проверяет результаты ТО, настраивает работу средств радиосвязи.

Как и в любой профессии, в профессии пилота имеются плюсы и минусы. Официальное трудоустройство, высокая зарплата, хорошая социальная защищенность, досрочный выход на пенсию – это не все преимущества профессии. Она позволяет осуществить детские мечты о путешествиях. Вы гарантировано увидите множество стран. У пилотов, совершающих международные рейсы, обычно есть время на то, чтобы прогуляться по городу, ознакомиться с достопримечательностями, хорошо отдохнуть. Отдых – отдельный плюс: авиакомпании скрупулезно контролируют физическое и моральное состояние своих пилотов, ведь для того чтобы принимать правильные решения, летчик должен чувствовать себя безупречно.

Список минусов невелик, но они существенны:

  1. Во-первых, пилоты крайне редко бывают дома. В этом смысле они как моряки дальнего плавания.
  2. Во-вторых, постоянное эмоциональное напряжение: контролировать столь огромный и сложный аппарат, держать в уме множество цифр и данных, осознавая, что у тебя в салоне находятся пассажиры, жизни которых в твоих руках – это требует больших умственных усилий. Поэтому летчикам приходится чаще многих других людей проходить всесторонние медицинские обследования, в том числе общаться с психиатрами.

Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки

В РФ стать профессиональным летчиком можно, получив образование в летном училище или одном из следующих вузов:

  1. Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации (УГАвСП). Срок обучения не менее 5 лет.
  2. Ульяновский институт гражданской авиации имени Б.П. Бугаева (УИ ГА), известный также как Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации. Срок обучения – четыре года.

Для поступления понадобятся результаты ЕГЭ по физике, профильной математике и русскому языку. Кроме того, абитуриенты сдают нормативы по физподготовке.

Специальности, которые дают право быть летчиком:

  • испытание летательных аппаратов,
  • эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения,
  • системы управления летательными аппаратами,
  • применение авиационных комплексов и летная эксплуатация,
  • аэронавигация.

Однако стать пилотом не так просто. Основной документ, который дает право на управлением самолетом, – не диплом вуза, а летное свидетельство. Профильное образование – только первый этап его получения. Далее понадобится сдать теоретические и практические экзамены, пройти медкомиссию и налетать как минимум 150 часов.

Профессиональные обязанности

Основными обязанностями командира воздушного судна являются:

  • Организация подготовки экипажа к полету;
  • Обеспечение безопасности полета;
  • Осуществление полета в сложных метеоусловиях, при отказах автоматической системы и в других нестандартных ситуациях;
  • Контроль уровня топлива;
  • Анализ метеорологической и орнитологической обстановки;
  • Пресечение действий пассажиров, угрожающих безопасности на борту;
  • Заполнение документации;
  • Разбор полета с членами экипажа.

Обязанности второго пилота:

  • Подготовка к полету;
  • Подбор и изучение полетной документации;
  • Изучение плана полета, информирование о нем экипажа;
  • Проверка пилотажно-навигационного оборудования;
  • Выполнение полета с использованием автоматических систем;
  • Выполнение обязанностей штурмана в случае отсутствия такового.

Кому подходит

Профессия пилота подойдет не любому человеку, а лишь обладающему следующими качествами:

  • железной выдержкой, умением держать себя в руках, не впадать в панику в любых ситуациях;
  • холодным, ясным рассудком, склонностью к аналитическому мышлению;
  • высоким интеллектом и хорошей памятью;
  • безупречным здоровьем, стопроцентным зрением и цветоразличением;
  • внимательностью, педантичностью, рационализмом.

Принципиально важны острота зрения, глубинный глазомер, способность длительное время выполнять монотонные действия, эмоциональная устойчивость, аккуратность.

Противопоказана эта работа при нарушениях органов зрения, вестибулярного аппарата, при нервных, психических и сердечно-сосудистых заболеваниях, при болезнях, связанных с потерей сознания, и при нарушении координации движений.

Также не допускается наличие судимости за умышленные преступления и административных наказаний за употребление наркотических веществ.

Заработная плата

Как построить карьеру

Что касается карьеры, судьба пилота гарантирована практически любому выпускнику соответствующего ВУЗа. Правда, сразу в серьезную компанию молодого летчика вряд ли не возьмут, так как налет часов у него будет минимальным. Наработать опыт можно в небольших фирмах, на коммерческих маршрутах и в легкой авиации. Пройдет не более двух лет, и можно будет претендовать на должность командира воздушного судна. В дальнейшем откроется довольно много возможностей продвижения по карьерной лестницы: от должности главного пилота до руководителя структурного подразделения авиакомпании.

Перспективы профессии

В нашей стране транспорт как отрасль экономики долгое время находился в полуразрушенном состоянии. Его восстановление требует все новых кадров, поэтому у профессии пилота хорошие перспективы.

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия летчик подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>


Работа пилотом

Привет, мой Авиатор

Уже десять лет, как я работаю в авиационной сфере. Ровно десять лет назад я подписал контракт с летной школой, чтобы стать коммерческим пилотом. Сегодня — это повод вспомнить время, когда я начинал в качестве второго пилота. Быть пилотом — для меня все еще работа мечты. В моих социальных сетях все может выглядеть идеально, но эта работа также имеет недостатки, о которых я расскажу в этом посте.

Но давайте начнем с аспекта, который раздражает меня больше всего от того, что я пилот. Проверки служб безопасности. Как у пилота частного самолета, у меня была привилегия пропускать пункты контроля безопасности во многих аэропортах. Но теперь я должен подвергаться досмотру каждый раз без каких-либо исключений. В аэропорту Парижа службы безопасности относятся к пилотам как к потенциальным террористам. Это настолько смешно, учитывая тот факт, что у всех членов экипажа имеется действующая специальная проверка. Недавно они захотели посмотреть на мой порошок куркумы в сумке с едой. Они проверили его на наличие жидкостей?! Перед сотрудниками службы безопасности мне пришлось пробовать специю, чтобы доказать, что это не взрывчатка. Это можно принимать только с юмором!

Летная школа


бизнес-авиация

После того, как я закончил среднюю школу, я сразу начал готовиться к экзамену, чтобы стать курсантом лётного училища компании Lufthansa. Я провалил первый этап отбора. Одной из причин этого была моя нервозность в то время.

Тогда я очень расстроился, но теперь я смотрю на это с совершенно новой точки зрения, и я действительно счастлив, что провалил тот тест.

Плюсы: в вашей жизни много учебы и полетов.

Минусы: нет гарантии трудоустройства, когда вы выбираете обучение с самофинансированием. Высокий риск не получить работу.

Свидетельство пилота


Как стать пилотом

Минусы: если вы не пройдете медицинскую комиссию, вы потеряете лицензию и больше не сможете летать. Если вы не учились, вы остались без образования.

Плюсы: вы управляете мощной машиной

Гарантия трудоустройства

Минусы: вы нужны только при наличии рейсов и самолетов. Эта профессия является узкоспециализированной, вы можете летать только на определенном типе самолетов.

Плюсы: ни один рабочий день не похож на другой. Вы можете наслаждаться хорошей репутацией пилота, и вам платят за то, что вы летаете.

Оплата труда

Дни, когда пилоты много зарабатывали, прошли. Хорошая доступность пилотов на рынке приводит к снижению условий труда и заработной платы. Тем более не совсем просто работать сегодня в качестве второго пилота. Когда я начинал работать в 2010 году, моя чистая зарплата составляла около 2800 евро. К счастью, мне не пришлось платить за летную подготовку, потому что об этом позаботились мои родители. Представьте, что вам придется окупить затраты на лицензию (70 000 евро) плюс затраты на получение квалификационной отметки типа ВС (20 000 евро), на которые уйдут целые годы, так что заработать денег не получится.

Зарплата не одинакова и сильно зависит от компании, в которой вы работаете. А пока я зарабатываю столько же, сколько командир ВС у моего последнего работодателя. Я оплатил свои расходы на получение квалификационной отметки типа ВС, и у меня нет долгов.

Плюсы: зарплата КВС позволяет вам жить хорошо. Некоторые бонусы: ваша зарплата не облагается налогом, что значительно увеличивает вашу чистую зарплату.

Общественная жизнь и свободное время

У тебя есть общественная жизнь? Мне задавали этот вопрос много раз. Конечно, есть, как и у всех.

Но для того, чтобы увидеть друзей и семью требуется хорошая организация и планирование. У меня часто бывает свободное время в течение недели, когда большинство должны работать и у них нет времени. Но одна часть, которая мне нравится больше всего в моей работе, я не беру работу на дом.

Плюсы: у меня больше десяти выходных в месяц. (По закону в Германии должно быть не менее восьми). Иногда я не летаю даже половину месяца. Между рабочими днями я могу по крайней мере наслаждаться четырьмя выходными днями подряд, не выходя в отпуск. На какой работе у вас это есть?

Минусы: тебя нет дома. Около половины месяца я не дома, поэтому не могу посещать все семейные и дружеские мероприятия.

Нельзя посещать еженедельные курсы (например, языковые курсы)

Стыковки

За последние 10 лет я был в сотнях разных мест в Европе, Северной Африке и России. Как у частного и коммерческого пилота, у меня бывают стыковки за пределами моей домашней базы. Время, которое я могу провести в одном пункте назначения, варьируется от минимального отдыха (10 часов) до двух дней. Когда я работал пилотом частного самолета, направления менялись все время, и мне очень нравилось, что я сам выбирал отель для экипажа. Вы можете себе представить, что останавливался я не в худших местах.

Плюсы: у меня фиксированное расписание рейсов, и я знаю, сколько времени у меня в одном пункте назначения. Я действительно могу использовать свое свободное время для занятий.

Минусы: сеть ограничена, поэтому я чаще бываю в одном месте. Хорошим примером для этого является Севилья. Это почти мой второй дом. Некоторое время спустя все становится более обыденным.

Рабочее время

У пилотов, вероятно, самый нерегулярный рабочий график. Авиация не знает ни выходных, ни праздничных дней. В некоторые дни у вас есть только один рейс, в другие дни может быть по три рейса, а вместо четырех часов дежурства 11 часов. К счастью, мне не приходится преодолевать смену часовых поясов, так как я летаю по Европе. Как пилот частного самолета, я в основном летал днем, потому что VIP не любят вставать рано. Но сейчас я летаю и ночью, что вызывает большое напряжение у вашего организма, и вам приходится бороться с усталостью.

Плюсы: мне нравятся нерегулярные рабочие часы. Мне не нужно вставать в одно и то же время каждый день. Некоторые летные дни длинные, а некоторые короткие. Работа остается на борту, и когда у меня выходной, я отдыхаю.

Минусы: из-за нерегулярного рабочего времени я должен заботиться о своем теле. Вот почему я придерживаюсь здоровой диеты и регулярно делаю физические упражнения, чтобы оставаться в форме.

Жизнь экипажа

Став пилотом, вы становитесь частью большой семьи. Все члены экипажа имеют одинаковую страсть, и безопасность полета требует, чтобы экипаж работал в команде в небольшой среде. Я думаю, именно поэтому вы не найдете такую энергию и энтузиазм на других работах. Члены экипажа заботятся друг о друге и поддерживают друг друга. Благополучием каждого члена экипажа обеспечивается безопасность каждого полета.

Плюсы: коллеги могут стать друзьями. Делить опыт полета и проводить совместные рейсы вдвойне веселее.

Минусы: во время работы я останавливаюсь в хороших местах, но со мною рядом нет моих родных. Ведь это — работа. У каждого члена экипажа свой собственный распорядок дня, поэтому бывает так, что вы проводите время вместе только в кабине, а в остальное время каждый занимается своим делом.

Новая информация

Недавно я налетал в общей сложности 3000 летных часов. Один из аспектов моей работы, который мне очень нравится, — это то, что вы постоянно учитесь и совершенствуете свои навыки. Авиация требует, чтобы вы были в курсе новых процедур и правил. Даже после полета на самолете в течение тысяч часов вы узнаете что-то новое об этом.

С первым днем вашей карьеры в качестве второго пилота вы начинаете тренироваться, чтобы однажды стать командиром ВС.

До того, как я ушел из бизнес-авиации полтора года назад, мой бывший работодатель сказал мне, что я стану командиром ВС через год. Смена компаний подразумевала, что я должен снова увеличивать свой трудовой стаж. Чтобы стать командиром ВС, я выполнил требование, налетав 1500 летных часов, но мне все еще нужны летные часы в новой компании. Таковы их требования. Так что самое ранее, когда я смогу стать КВС, — это примерно через 1,5 года.

Что бы я сделал по-другому?

Я бы сделал все точно так же, кроме одного пункта. Прежде чем начать летную подготовку, я бы хотел выучиться и получить диплом, по крайней мере, учиться параллельно с летной школой. Я пытаюсь изучать бизнес-администрирование наряду с работой и моими социальными сетями, но в настоящее время для этого не осталось времени.

Как пилот, я испытываю столько впечатляющих моментов, что у меня не остается иного выбора, кроме как летать! Эта работа мечты также имеет недостатки. Но в какой работе их нет?

Чем занимаются пилоты во время полета, насколько опасна турбулентность и что нужно, чтобы войти профессию, РИАМО рассказал Александр из Москвы.

В детстве многие мечтают стать пилотами, чтобы героически бороздить небесные просторы. Эта профессия и среди взрослых считается довольно престижной. При этом именно на пилотах лежит большая ответственность за принятие решений, от которых зависят жизни пассажиров. Москвич Александр работает вторым пилотом в компании, занимающейся частными перевозками. Он рассказал РИАМО, чем занимаются пилоты во время полета, какие опасные ситуации могут случится в небе и что нужно, чтобы войти профессию.

Из хобби в дело своей жизни


С детства я любил модели самолетов. Их моделировал мой старший брат, и мы часто играли в разные стратегии, в которых задействовали самолеты. Отец знал о моем увлечении и всегда старался покупать мне конструкторы-самолеты. То есть это было таким хобби.

В 10 классе я задумался о будущей профессии. Тогда я и решил превратить обычное увлечение в дело всей жизни и стал постепенно готовиться к поступлению в летный университет в Петербурге.

Самым сложным оказалось не сдача вступительных экзаменов, а прохождение ВЛЭК (врачебно-летной экспертной комиссии). В России для поступающих это важный и строгий критерий – для работы и обучения здоровье должно быть, как у космонавта.

Пандемия и полеты

Прежде чем мне доверили гражданские авиаперевозки, пришлось полгода обучаться управлять именно этим судном и выполнить 50 полетов под присмотром инструктора. Я успешно прошел дополнительное обучение.

Будни пилота


Мой рабочий день начинается всегда в разное время, так как рейсы могут проходить любое время суток. Кстати, продлиться он тоже может неопределенное количество времени. Все зависит от желания пассажира: иногда ему необходимо остаться в другой стране или в другом городе на два-три-четыре дня, и я остаюсь с ним.

За два часа до полета я на машине приезжаю в аэропорт. После мы готовим все бумаги к полету, проходим врача, изучаем основной и запасные аэродромы, отслеживаем погоду. За час до вылета идем на самолет. Там уже запускаем ВСУ (вспомогательную силовую установку), бортпроводницы ждут питание и напитки – их везут из хороших ресторанов. После всех процедур мы приглашаем клиента: как только он садится, сразу закрываем судно и готовимся к взлету.

Страшна ли турбулентность

Часто пассажиры переживают, когда попадают в зоны турбулентности. На самом деле, ничего опасного в них нет – это не самое страшное, что может произойти во время полета. Зоны турбулентности бывают слабые, сильные и очень сильные – зависит от показателей перегрузки. Перегрузка, которая давит на нас просто, когда мы сидим дома, равна 1. 1,5 во время полета – это слабая турбулентность, 2 – уже сильная, а вот если 2,5 – это совсем серьезно. Ее сила также зависит от загрузки самолета, однако у каждого судна есть определенные пределы, до которых оно может выдержать турбулентность. Например, у меня – 2,7, то есть всегда есть запас.

Во время сильной турбулентности пилоты стараются выйти из нее – изменить скорость, например. Это случается редко, тем более, когда самолет полностью загружен. Один раз во время моего полета я попал в такую зону: я летел пустым, и из-за турбулентности было тяжело восстановить частоту, чтобы выйти на посадку.

Опасные ситуации в небе


Намного опаснее попадание в сдвиг ветра при посадке, когда скорость его направления ветра меняется, например, на 30-40 градусов. Заходишь на посадку, и ветер начинает дуть со скоростью 20 метров в секунду резко вниз. Поскольку изменяется подъемная сила, то самолет начинает падать. В этой ситуации нужно выполнить маневр.

Вторая довольно сложная ситуация – обледенение: при нем изменяется профиль крыла, и воздух не так обтекает его, а вес самолета при этом увеличивается. Если в нужный момент не выйти из обледенения, то самолет может полностью потерять подъемную силу. Катастроф из-за этого было очень много.

Страшнее всего управлять судном было в университете, особенно ночью: в это время посадочную полосу тяжело разглядеть. Как-то мы заходили на посадку с инструктором, ветер был фактически предельный – было очень страшно. Нам надо было сесть, даже если бы превышали некоторые лимиты, потому что топливо заканчивалось. И как только сели, мы сразу расслабились.

Вообще, управлять самолетом впервые всегда немного страшно, а когда уже происходит раз пятый, то у тебя все на автомате, все отработано. Главное – оставаться внимательным.

Чем занимаются пилоты во время полета, насколько опасна турбулентность и что нужно, чтобы войти профессию, РИАМО рассказал Александр из Москвы.

В детстве многие мечтают стать пилотами, чтобы героически бороздить небесные просторы. Эта профессия и среди взрослых считается довольно престижной. При этом именно на пилотах лежит большая ответственность за принятие решений, от которых зависят жизни пассажиров. Москвич Александр работает вторым пилотом в компании, занимающейся частными перевозками. Он рассказал РИАМО, чем занимаются пилоты во время полета, какие опасные ситуации могут случится в небе и что нужно, чтобы войти профессию.

Из хобби в дело своей жизни


С детства я любил модели самолетов. Их моделировал мой старший брат, и мы часто играли в разные стратегии, в которых задействовали самолеты. Отец знал о моем увлечении и всегда старался покупать мне конструкторы-самолеты. То есть это было таким хобби.

В 10 классе я задумался о будущей профессии. Тогда я и решил превратить обычное увлечение в дело всей жизни и стал постепенно готовиться к поступлению в летный университет в Петербурге.

Самым сложным оказалось не сдача вступительных экзаменов, а прохождение ВЛЭК (врачебно-летной экспертной комиссии). В России для поступающих это важный и строгий критерий – для работы и обучения здоровье должно быть, как у космонавта.

Пандемия и полеты

Прежде чем мне доверили гражданские авиаперевозки, пришлось полгода обучаться управлять именно этим судном и выполнить 50 полетов под присмотром инструктора. Я успешно прошел дополнительное обучение.

Будни пилота


Мой рабочий день начинается всегда в разное время, так как рейсы могут проходить любое время суток. Кстати, продлиться он тоже может неопределенное количество времени. Все зависит от желания пассажира: иногда ему необходимо остаться в другой стране или в другом городе на два-три-четыре дня, и я остаюсь с ним.

За два часа до полета я на машине приезжаю в аэропорт. После мы готовим все бумаги к полету, проходим врача, изучаем основной и запасные аэродромы, отслеживаем погоду. За час до вылета идем на самолет. Там уже запускаем ВСУ (вспомогательную силовую установку), бортпроводницы ждут питание и напитки – их везут из хороших ресторанов. После всех процедур мы приглашаем клиента: как только он садится, сразу закрываем судно и готовимся к взлету.

Страшна ли турбулентность

Часто пассажиры переживают, когда попадают в зоны турбулентности. На самом деле, ничего опасного в них нет – это не самое страшное, что может произойти во время полета. Зоны турбулентности бывают слабые, сильные и очень сильные – зависит от показателей перегрузки. Перегрузка, которая давит на нас просто, когда мы сидим дома, равна 1. 1,5 во время полета – это слабая турбулентность, 2 – уже сильная, а вот если 2,5 – это совсем серьезно. Ее сила также зависит от загрузки самолета, однако у каждого судна есть определенные пределы, до которых оно может выдержать турбулентность. Например, у меня – 2,7, то есть всегда есть запас.

Во время сильной турбулентности пилоты стараются выйти из нее – изменить скорость, например. Это случается редко, тем более, когда самолет полностью загружен. Один раз во время моего полета я попал в такую зону: я летел пустым, и из-за турбулентности было тяжело восстановить частоту, чтобы выйти на посадку.

Опасные ситуации в небе


Намного опаснее попадание в сдвиг ветра при посадке, когда скорость его направления ветра меняется, например, на 30-40 градусов. Заходишь на посадку, и ветер начинает дуть со скоростью 20 метров в секунду резко вниз. Поскольку изменяется подъемная сила, то самолет начинает падать. В этой ситуации нужно выполнить маневр.

Вторая довольно сложная ситуация – обледенение: при нем изменяется профиль крыла, и воздух не так обтекает его, а вес самолета при этом увеличивается. Если в нужный момент не выйти из обледенения, то самолет может полностью потерять подъемную силу. Катастроф из-за этого было очень много.

Страшнее всего управлять судном было в университете, особенно ночью: в это время посадочную полосу тяжело разглядеть. Как-то мы заходили на посадку с инструктором, ветер был фактически предельный – было очень страшно. Нам надо было сесть, даже если бы превышали некоторые лимиты, потому что топливо заканчивалось. И как только сели, мы сразу расслабились.

Вообще, управлять самолетом впервые всегда немного страшно, а когда уже происходит раз пятый, то у тебя все на автомате, все отработано. Главное – оставаться внимательным.

Читайте также: