Кому принадлежит право на получение патента на рид созданный работниками исполнителя ниокр

Обновлено: 19.05.2024

Правильно организованная система управления рисками является одной из ключевых основ развития успешной модели бизнеса. Эффективный менеджмент и консалтинг стремятся к тому, чтобы, по возможности, предотвращать спорные и конфликтные ситуации.

Вместе с тем, в последние годы существенно возросло количество судебных споров, связанных с принадлежностью прав на служебные результаты интеллектуальной деятельности (РИД), поскольку большинство объектов интеллектуальной собственности создаются творческим трудом именно наемных работников.

Как показывает практика, отсутствие должного внимания к указанным вопросам может привести к серьезным последствиям для интеллектуальных активов компании, включая утрату права на получение патента, оспаривание действующих патентов, прекращение правовой охраны ноу-хау, требования работников по выплате вознаграждений за служебные РИД и т.п.

Нередки ситуации, когда права на интеллектуальные активы используются как рычаг давления на оппонента в трудовом или корпоративном споре. Это становится возможным в случаях отсутствии необходимого набора документов, оформляющих распределение прав между автором и работодателем и, как следствие, неопределенности принадлежности таких прав.

II. ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ РИСКОВ В ОБЛАСТИ СЛУЖЕБНЫХ РИД

Опыт по реализации проектов, связанных с правами на служебные РИД, показал, что основные риски в данной области целесообразно разделить на следующие условные группы:

1. Квалификация и оформление отношений с авторами РИД
2. Неуведомление о создании служебных РИД
3. Раскрытие автором сведений о служебном РИД
4. Принятием работодателем мер, направленных на закрепление за собой, сохранение в тайне либо передачу третьим лицам прав на служебные РИД
5. Выплата авторского вознаграждения за служебный РИД.

Остановимся более подробно на отдельных ключевых моментах в каждой из групп рисков.

1. Квалификация и оформление отношений с авторами РИД

Многие работодатели часто допускают ошибку, полагая, что выплата заработной платы работникам автоматически гарантирует переход прав на созданные последними интеллектуальные продукты к организации, в которой эти работники трудятся.

Вместе с тем существует ряд императивных положений, несоблюдение которых может привести к утрате прав на РИД, созданные штатными работниками.

К данной группе риска относятся случаи, когда в организации отсутствуют документы, определяющие объем трудовых обязанностей работника/служебное задание, либо случаи, когда созданный работником РИД выходит за пределы трудовых обязанностей/служебного задания.

Кроме того, нередки ситуации, когда работники одновременно работают в двух и даже более местах. Классический пример - это совмещение работы в НИИ и коммерческой организации. В таком случае возникают риски неправильного определения принадлежности и оформления прав на служебные РИД.

2. Неуведомление о создании служебных РИД

Часто неуведомление о создании РИД является результатом невнимательного отношения работника либо незнания необходимости уведомлять работодателя. Вместе с тем нередки случаи и умышленных действий, направленных на сокрытие служебных РИД с целью дальнейшего присвоения прав.

В этом случае полезной рекомендацией является определение перечня отдельных категорий работников/должностей, которые потенциально могут создать РИД, а также проведение регулярного мониторинга результатов труда указанных работников и введение регулярной отчетности об их деятельности. Также рекомендуется использовать письменную форму уведомления с указанием состава авторов, творческого вклада, области применения, примеров осуществления РИД.

3. Раскрытие автором сведений о служебном РИД

Исходя из лучших побуждений, изобретатели стремятся поделится своим открытием, опубликовать научную статью, рассказать о новом решении на конференциях и других публичных мероприятиях.

4. Непринятие работодателем мер, направленных на закрепление прав на служебные РИД или сохранением в тайне

Закон установил строго определенный перечень действий, которые работодатель должен совершить для перехода прав на служебный РИД от работника. В частности, в течение четырех месяцев со дня уведомления работником о создании служебного РИД работодатель может подать заявку на выдачу патента, передать право на получение патента третьему лицу, принять решение о сохранении информации о РИД в тайне. Если ни одно из указанных действий не совершается, права на служебные РИД возвращаются к работнику.

5. Выплата авторского вознаграждения за служебный РИД

Конфликты, связанные с выплатой авторского вознаграждения, составляют самостоятельную группу рисков. Несмотря на то, что споры об авторском вознаграждении формально не могут повлиять на смену правообладателя, данный вопрос является актуальным для каждого работодателя, поскольку именно он является лицом, обязанным выплачивать авторское вознаграждение, независимо от того, кому принадлежат права на РИД на момент предъявление претензий от автора.

Как правило, разногласия возникают относительно оснований и размеров авторского вознаграждения, поскольку закон отнес данную сферу отношений к договорному регулированию. При этом минимальные/рекомендуемые ставки вознаграждения могут применяться судом в случае отсутствия договора и несогласия сторон.

III. МИНИМИЗАЦИЯ РИСКОВ

Принимая во внимание актуальность и важность проблемы, рекомендуется применять комплекс мер по созданию и внедрению эффективной системы управления рисками, которые возникают в связи с приобретением и использованием прав на служебные РИД.

Минимизировать указанные риски поможет наличие в компании активно применяемого комплекта локальных актов, а также договоров, соглашений и других документов, которые подписываются с работниками, контрагентами и иными третьими лицами.

  • Политика управления интеллектуальной собственностью – документ верхнего уровня, регламентирующий деятельность по управлению рисками, возникающими в связи с созданием, оформлением, учетом, приобретением, использованием, распоряжением и защитой прав на РИД
  • Положение об интеллектуальной собственности – следующий по масштабу и важности документ, регламентирующий отношения, связанные с созданием, оформлением, учетом, приобретением, использованием, распоряжением и защитой прав на РИД
  • Положения о коммерческой тайне (ноу-хау) – локальный акт, устанавливающий порядок обращения с информацией, составляющей коммерческую тайну (ноу-хау), в том числе порядок введения правовой охраны ноу-хау, а также доступа третьих лиц к такой информации
  • Документы, опосредующие процесс создания интеллектуальных активов компании
  • Трудовые договоры и должностные инструкции в соответствующей части.

Для повышения эффективности системы управления рисками в области служебных РИД также рекомендуется проводить дополнительное обучение ответственного персонала в форме семинаров и презентаций, в рамках которых прорабатываются конкретные сценарии, даются рекомендации и пояснения относительно внедрения и контроля за исполнением документов, регламентирующих отношения, связанные со служебными РИД.

Допускается ли передача имущественных прав на созданный по заказу ОИС в любом согласованном сторонами объеме (по желанию: в полном объеме либо в ограниченном) или законодатель допускает только какой-то определенный вариант и выбрать иной стороны не могут? Зависит ли это от вида созданного объекта: объект авторского права или объект права промышленной собственности?

С какого момента права автора на созданный ОИС считаются переданными заказчику?

Ориентируясь на описанную ситуацию и поставленные вопросы, проанализируем основные аспекты договорных отношений, связанных с созданием РИД на заказ.

Отметим, что данная группа договорных отношений вызывает серьезные проблемы на практике. Они связаны, в первую очередь, с тем, что сторонам необходимо объединить в рамках одного договора две группы различных по своей правовой природе обязательств:

— обязательства подрядного характера, связанные с созданием РИД;

— обязательства, связанные с распоряжением исключительным правом на такой результат.

При этом существующее нормативное регулирование отношений по созданию и распоряжению правами на РИД в рамках одного договора такую связь обязательств по созданию и распоряжению правом на созданный результат не обеспечивает.

Обращаем также внимание на существенное различие в построении договорной конструкции тогда, когда объектом отношений выступают охраняемые авторским правом произведения и объекты смежных прав, и тогда, когда таким объектом выступают патентоспособные РИД (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, сорта растений). Различие обусловлено тем, что объекты авторского права и смежных прав получают правовую охрану автоматически: исключительные права на произведения, исполнения, фонограммы и передачи возникают в силу факта их создания, в связи с чем заказчику и исполнителю, создавшему соответствующий РИД, проще решить вопрос о передаче прав на такой результат заказчику.

Большинство объектов права промышленной собственности получают правовую охрану лишь при выдаче патента. Соответственно, на момент создания патентоспособного РИД исключительное право отсутствует, а может существовать лишь право на получение патента. Поэтому автор, создавший требуемый РИД, не может передать заказчику исключительное право на этот результат в момент его создания, поскольку такое исключительное право возникнет лишь с выдачей патента.

Кроме того, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законодательством, а также из действий граждан и юрлиц, которые хотя и не предусмотрены им, но в силу основных начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности в т.ч. из договоров и иных сделок, предусмотренных законодательством, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законодательством, но не противоречащих ему .

В числе поименованных в гражданском законодательстве договоров, которыми может оформляться создание РИД, следует назвать:

— договоры на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ ;

— договор о создании и использовании РИД ;

— договор о создании и использовании объекта авторского права или смежных прав .

Дадим краткую характеристику каждому их названных договоров.

Договоры на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКР)

Специфика таких договоров — определенный законодателем предмет:

— для договора на выполнение научно-исследовательских работ — это проведение научного исследования;

— для договора на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ — это разработка образца нового изделия, конструкторской документации на него или новой технологии.

Такое определение предметов договоров в определенной мере сужает круг РИД, которые могут создаваться на их основании.

Конструкция договора на выполнение научно-исследовательских работ применима для оформления отношений по созданию произведений науки; при выполнении научно-исследовательских работ также могут создаваться изобретения, полезные модели, сорта растений.

Договор на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ ориентирован на получение технических решений, охраноспособных в качестве изобретений или полезных моделей либо, по решению сторон, в качестве секретов производства (ноу-хау).

В качестве исполнителя в договоре на выполнение НИОКР чаще всего выступают не сами авторы, создающие РИД, а юрлица, обеспечивающие такое создание силами своих работников.

В отношении договоров на выполнение НИОКР законодатель делает попытку решить вопрос о принадлежности прав: если иное не предусмотрено договором, права на результаты работ, в т.ч. способные к правовой охране, в рамках предмета договора принадлежат заказчику, а исполнитель вправе использовать полученные им результаты работ для собственных нужд . Несмотря на то, что законодатель прямо не упоминает исключительные права, речь, по мнению автора, идет именно о правах на ОИС, создаваемых в рамках договора: произведения науки (отчет о выполненной научно-исследовательской работе); технические решения, охраноспособные в качестве изобретений и полезных моделей; дизайнерские решения, способные к охране в качестве промышленных образцов; патентоспособные селекционные достижения.

Норма п. 2 ст. 726 ГК конкретизируется в положениях Закона о патентах на изобретения. Право на получение патента принадлежит заказчику по договору на выполнение НИОКР в отношении изобретения, полезной модели, промышленного образца, если договором не предусмотрено иное .

Договор о создании и использовании РИД

По мнению автора, самый серьезный недостаток такого договора, позиционируемого в ГК в качестве самостоятельного договорного типа, — то, что в нем две самостоятельные по своей правовой природе группы обязательств (обязательства подрядного характера, связанные с созданием РИД, и обязательства по распоряжению исключительным правом на охраняемый РИД) не связаны в одно правоотношение. В частности, законодательство не содержит норм, которые определяют момент вступления в силу условий о распоряжении исключительным правом, определенных при заключении договора.

В том виде, в каком договор о создании и использовании РИД определен в ст. 986 ГК, он практически не применим к отношениям по поводу создания и использования патентуемых РИД (изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, сортов растений) в силу того, что возникновению исключительного права на эти объекты предшествует получение патента. При этом получателем патента целесообразно быть не автору, а заказчику. Поэтому для отношений по поводу создания патентуемых РИД на заказ в большей степени отвечает договор, по которому автор обязуется создать охраноспособный результат и передать заказчику право получения патента на этот результат.

Право на получение патента определяется как оборотоспособное . Поэтому, если руководствоваться ст. 7 ГК, заключение такого договора возможно как не противоречащего законодательству.

Вопрос о моменте перехода исключительного права к заказчику законодательно не урегулирован. Поэтому он должен определяться сторонами договора. При этом очевидно, что такой переход может иметь место только после возникновения самого исключительного права.

Договор о создании и использовании объекта авторского права или смежных прав

Нормы ст. 986 ГК конкретизированы для объектов авторского права и смежных прав в Законе об авторском праве. Автор (исполнитель) может принять на себя по договору обязательство создать в будущем произведение (исполнение) и предоставить заказчику, не являющемуся его нанимателем, право использовать это произведение (исполнение) . Таким образом, данный договор определен аналогично норме ст. 986 ГК и к нему применимо все сказанное выше в отношении договора о создании и использовании РИД.

Вступающий в действие с 27 мая 2020 г. обновленный Закон об авторском праве предусматривает принципиально новый подход к регулированию отношений по созданию произведений и исполнений на заказ. Новая редакция ст. 46 Закона об авторском праве, определяя предмет договора о создании и использовании объекта авторского права или смежных прав, прямо предоставляет сторонам два варианта распоряжения исключительным правом на созданное по заказу произведение (исполнение): передать заказчику исключительное право на это произведение (исполнение) либо предоставить заказчику право его использования в пределах, установленных договором. Передача исключительного права, очевидно, означает его уступку, а предоставление права использования — лицензионные отношения.

Кроме того, в обновленном Законе об авторском праве решена основная проблема, которая была связана с договорным регулированием отношений по поводу создания произведений (исполнений) на заказ, а именно с переходом к заказчику права использования созданного для него произведения (исполнения): принятие заказчиком созданного автором (исполнителем) произведения (исполнения) в порядке, установленном договором, влечет за собой передачу заказчику исключительного права на это произведение (исполнение) либо предоставление заказчику права его использования на условиях, установленных договором . Таким образом, юридический факт приемки заказчиком созданного РИД является основанием для вступления в действие условий договора, посвященных распоряжению исключительным правом на созданное по заказу произведение (исполнение).

Читайте этот материал в ilex
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

У организации отсутствуют специалисты способные проводить инвентаризацию прав на результаты интеллектуальной деятельности (далее — РИД).

Просим организовать и провести обучение?

Вопрос 2

У организации отсутствует патентовед или специалист, который бы смог подготовить заявочные материалы, осуществить проведение патентных исследований, оценку стоимости РИД Выполнение данных услуг придется заказывать у специализированных организаций. Данные услуги дорогие, в бюджете не заложены денежные средства на это. Будет ли оказана помощь?

Можно также рассмотреть вопрос о привлечении патентного поверенного.

Вопрос 3

Вопрос 4

В связи с истечением сроков хранения значительная часть договорных документов, хранящихся в делопроизводстве за период , уничтожена.

Где брать необходимую информацию?

В случае отсутствия договора инвентаризационной комиссии не представится возможным установить правообладателя выявленного РИД. При отсутствии отчетов и других документов, созданных в рамках исполнения договора, инвентаризационной комиссии не представится возможным выявить РИД, способный к правовой охране.

Поэтому согласно пункту 7.1. Рекомендаций руководителю инвентаризационной комиссии в рамках запроса службы делопроизводства организации необходимо установить факт уничтожения тех или иных документов.

В случае выявления РИД, способного к правовой охране и невозможности определения правообладателя, о чем делается соответствующая отместка, данный РИД отражается в ведомости № с соответствующими пояснениями.

Вопрос 5

На инвентаризацию у нас отводится всего три месяца, в организации инвентаризацию в полном объеме провести очень проблематично, все технические специалисты загружены работой по исполнению договоров на НИОКР (финансовое оздоровление — это наша первая задача) и отвлекать их от работы нецелесообразно.

Можно ли увеличить срок проведения инвентаризации?

Увеличение срока проведения инвентаризации прав на РИД нецелесообразно.

Вопрос 6

Организация на территории Российской Федерации является своеобразным монополистом по производству продукта и РИД планируемых к введению в гражданский оборот на территории страны никому кроме данной организации неинтересны.

Для чего проводить инвентаризацию?

В данном случае целью инвентаризация прав на РИД является формирования портфеля прав на РИД, применяемых или планируемых к применению в составе продукта/технологии, а также для использования льготы по налогу на прибыль организации, предусмотренную подпунктом 3.6 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации.

Вопрос 7

Учитывая цель проводимой инвентаризации, имеет ли смысл так подробно рассматривать созданные в и потерявшие актуальность в настоящее время РНТД?

При условиях, что РИД не применяется и не планируется к применению в составе продукта/технологии; тематика работ, в рамках которой создан РИД, не развивается (не имеется выход на продукт/технологию); отсутствует выгода от применения установленной законодательством Российской Федерации налоговой льготы, тогда инвентаризационной комиссии целесообразно принять рекомендации о досрочном прекращении действия патента, отмене режима коммерческой тайны в отношении секрета производства ( ), а самой комиссии не осуществлять мероприятия по выявлению охраноспособных РИД из материалов государственных контрактов/договоров. производства ( ), а самой комиссии не осуществлять мероприятия по выявлению охраноспособных РИД из материалов государственных контрактов/договоров.

Вопрос 8

Необходимо уточнить период создания РИД, подлежащих инвентаризации?

Вопрос 9

В организации (дивизионе):

— не проводились работы по государственным контрактам/договорам, а также инициативные работы в сфере НИОКР,

Надо ли образовывать инвентаризационную комиссию?

Вопрос 10

Можно ли подготовить и разослать типовой распорядительный документ о создании комиссии и проведении инвентаризации?

— Порядок, сроки проведения инвентаризации прав на РИД, а также персональный состав инвентаризационной комиссии утверждается руководителем организации в установленном порядке.

Примерное содержание распорядительного документа по составу инвентаризационной комиссии и организации деятельности комиссии приведены в пункте 7.1. Рекомендаций, в которых также описаны мероприятия проводимые в процессе инвентаризации прав на РИД.

Вопрос 11

Есть ли необходимость фиксировать второй этап инвентаризации, если да, то каким документом, что именно должно быть в этом документе?

Возможно ли дать типовую структуру такого документа?

Необходимость отдельного фиксирования второго этапа инвентаризации прав на РИД, отсутствует.

Инвентаризация представляет собой единый процесс, внутренне разделенный на три этапа — подготовительный этап, непосредственно этап проведения инвентаризации (осуществление , правового и экономического анализа результатов деятельности, информация о которых зафиксирована на материальных (информационных) носителях), а также этапа оформления и представления результатов.

Вопрос 12

Вопрос 13

Согласно присланным Рекомендациям о проведении инвентаризации прав на РИД гражданского назначения необходимо привлекать внешних аудиторов.

Данная положение обязательно для исполнения?

Какие организации можно пригласить?

Согласно НПА регулирующих повеление инвентаризации прав на РИД (Положение об инвентаризации прав на результаты деятельности, утвержденные проставлением Правительства Российской Федерации от № 7, Методическими рекомендациями по инвентаризации прав на результаты деятельности, утвержденные распоряжением Минимущества России, Минпромнауки России, Минюста России от № / /149) в состав инвентаризационной комиссии могут быть включены представители аудиторских, консультационных, оценочных и иных организаций.

Решение о привлечении экспертов, а также аудиторских, консультационных, оценочных и иных организаций принимается руководителем (либо уполномоченным лицом) организации на основании запроса руководителя инвентаризационной комиссии с обоснованием необходимости привлечения экспертов, а также аудиторских, консультационных, оценочных и иных организаций.

Поэтому привлечение внешних аудиторов является правом организации, а не её обязанностью.

Реестр организаций, которые лицензированы на проведение инвентаризации прав на РИД отсутствует.

Вопрос 14

Инвентаризации подлежат РИД, созданные по государственным контрактам/договорам исключительно гражданского назначения, или все РИД, созданные в том числе в ходе выполнения работ по государственным контрактам по созданию продукции военного назначения?

Подлежат ли инвентаризации РИД двойного назначения?

Вопрос 15

Правильно ли я понимаю, что мы должны просмотреть все отчеты о НИОКР и договора на них с начала 2018 года, выявить РИД из них, если по договору (а скорее всего это так) права на РИД принадлежат заказчику, то уведомляем их, если нам, то ставим на бухгалтерский учет у себя? И проверяем все договора, не только ГОЗ?

№ 1/ (аналогичный список документов указан в абзаце 3 пункта 7.2 Рекомендаций) для целей выявления охраноспособных РИД.

Комиссией рассматриваются договоры, по условиям которых исключительное право на создаваемые РИД принадлежит организации.

Договоры, заключенные на выполнение государственного оборонного заказа в рамках данной инвентаризации прав на РИД, не рассматриваются.

Вопрос 16

Подлежат ли инвентаризации прав на РИД, выявленные в рамках работ, финансируемых за счет собственных средств организации?

Подлежат, РИД получены за счет собственных средств организации (инициативные РИД).

Данные РИД отражаются в сводных ведомостях.

Вопрос 17

Подлежат ли инвентаризации прав на РИД, выявленные в рамках НИОКР, финансируемые за счет собственных средств организации, выполненные силами подразделений организации?

Подлежат, РИД получены за счет собственных средств организации (инициативные РИД).

Данные РИД отражаются в сводных ведомостях.

Вопрос 18

Подлежат ли инвентаризации прав на РИД, выявленные в рамках инициативных НИОКР, финансируемых за счет средств организации, по которым организация является исполнителем или только заказчиком?

Подлежат, при условии, если исключительное право на РИД, по условиям договора, принадлежит организации. Также смотри ответ на вопросы № 16 и 17.

Вопрос 19

В рамках инвентаризации прав на РИД рассматриваются договоры, по условиям которых исключительное право на создаваемые РИД принадлежит организации.

Вопрос 20

Организацией в рамках исполнения договоров созданы объекты патентных прав (изобретения). Отдельно затраты на создание НМА в рамках договора не формировались, а учитывались при формировании себестоимости договора. В настоящий момент организация оплачивает государственную пошлину за поддержание некоторых из таких НМА, однако не использует и не предполагает их к использованию с целью получения дохода. Подлежат ли данные патенты инвентаризации и постановке на баланс организации? Если подлежат, то по какой стоимости их рассчитывать? Аналогичная ситуация с созданными в рамках выполнения договоров секретами производства ( )

РИД (изобретение, секрет производства ( )) подлежат учету в рамках проводимой инвентаризации прав на РИД.

Вопрос 21

Инвентаризация прав на РИД организуется в отношении результатов, полученных только в рамках НИОКР. Если РИД получен в результате выполнения работ, которые не являлись НИОКР, такие РИД при инвентаризации не учитываются?

В общем случае РИД создаются при выполнении НИОКР. Если РИД получен в результате выполнения работ, которые не являлись НИОКР, но участвует в формировании портфеля прав на продукт/технологию, то такой РИД учитывается при проведении инвентаризации прав на РИД.

Вопрос 22

Нужно ли при приведении инвентаризации рассматривать отчетную документацию, созданную в рамках договоров/государственных контрактов, по условиям которых все права на РИД принадлежат Заказчику?

В рамках инвентаризации прав на РИД рассматриваются государственные контракты/договоры, по условиям которых исключительное право на создаваемые РИД принадлежит организации.

Вопрос 23

Гражданский оборот, по своей сути, является выражением экономического оборота. Для нужд проводимой инвентаризации прав на РИД в Сводной ведомости по итогам инвентаризации в графе 6 под количеством РИД, планируемых к введению в гражданский оборот необходимо понимать количество РИД, планируемых к введению в экономический оборот.

Вопрос 24

Правильно ли мы понимаем, что в ведомости № , и включаются только РИД, выявленные в ходе проведения инвентаризации? Если в ходе инвентаризации не выявлены РИД, то все три ведомости заполняются только перечнем контрактов/договоров?

В ведомость № вносятся сведения о РИД получившие правовую охрану, исключительное право на которые принадлежит организации, начиная с , но не принятые к учету в составе нематериальных активов.

Также в данной ведомости указываются РИД, по которым патенты досрочно прекратили действие и был отменен режим коммерческой тайны в отношении секрета производства ( ).

В ведомость № вносятся сведения о РИД, исключительное право на которые принадлежит организации, не принятые к учету в качестве нематериальных активов и по которым поданы заявки на выдачу охранных документов.

В ведомость № вносятся сведения о выявленных, в ходе проведения инвентаризации прав на РИД, потенциально охраноспособных РИД, исключительное право на которые принадлежит организации, не принятых к учету в качестве нематериальных активов, по которым не поданы заявки на получение охранных документов и не обеспечена правовая охрана в качестве секрета производства ( ).

Вопрос 25

Просим определить, какие именно РИД (по правообладанию) должны быть указаны в ведомостях , и , и какие РИД должны быть указаны в сводной ведомости.

В ведомостях № , и указываются РИД, исключительное право на которые принадлежит организации, проводящей инвентаризацию прав на РИД.

Вопрос 26

В ведомостях № № , и указываются все государственные контракты/договоры, выполненные в установленный период, независимо от того были ли созданы/не созданы РИД.

Если по государственному контракту/договору имеется несколько РИД дублировать номер и дату государственного контракта/договора необязательно. Информация о РИД заполняется с графы 4 и далее. При отсутствии РИД, графы 4–11 не заполняются.

Вопрос 27

РИД, получившие правовую охрану и поставленные в организации, до начала проведения инвентаризации, на бухгалтерский учет в качестве нематериальных активов не заносятся в ведомости № , и , а также в Сводную инвентаризационную ведомость ОИС.

Графы 7 и 8 Сводной инвентаризационной ведомости ОИС заполняются в случае, если до завершения мероприятий по проведению инвентаризации прав на РИД, результаты, которым предоставлена правовая охрана и не принятые к учету в составе нематериальных активов, приняты к бухгалтерскому учету.

В противном случае, в графе 7, согласно пункту 7.3.5. Рекомендаций, указывается дата или период времени, к которому планируется осуществить мероприятия по принятию РИД к бухгалтерскому учету, а в графе 8 проставляется прочерк.

Вопрос 28

Вопрос 29

Пунктом 7 Рекомендаций указано, что инвентаризация также проводится в отношении РИД, которые не могут являться объектами исключительных прав.

К данным РИД можно отнести зафиксированные в любой объективной форме и на любых материальных носителях документированную информацию.

Документированная информация, созданная по государственному контракту/договору, содержит данные о технических решениях, решениях и информации, которые в процессе проведения инвентаризации выявляются и обеспечиваются правовой охраной,

Вместе с тем, документированная информация также может представлять из себя самостоятельный объект для охраны.

Решение об охране данных РИД принимается в случае применения или планирования к применению в составе продукта/технологии.

В графе 4 ведомости № указываются РИД (НТД) получившие знак охраны авторского права, в отношении которого введен режим коммерческой тайны или получившие правовую охрану в качестве секрета производства ( ).

Вопрос 30

Какие именно произведения науки должны быть указаны в ведомости № ?

В ведомости № указываются РИД (НТД) получившие знак охраны авторского права, в отношении которого введен режим коммерческой тайны или получившие правовую охрану в качестве секрета производства ( ).

Вопрос 31

Вопрос по пункту 7.3.3 Рекомендаций по проведению инвентаризации:

РИД (НТД) является объектом авторского права. Для возникновения прав на данные РИД, не требуется регистрация или соблюдение иных правоустанавливающих процедур (пункт 4 статьи 1259, пункт 2 статьи 1304 Гражданского кодекса Российской Федерации) и поэтому информация о РИД (НТД) приводится в ведомости № .

Вопрос 32

Необходимо уточнить, что в ведомости № подразумевается под датой выдачи патента: дата принятия положительного решения в Роспатенте или дата регистрации в Госреестре?

Под датой выдачи патента понимается дата регистрации РИД в соответствующем реестре Российской Федерации.

Вопрос 33

В графе 9 ведомости № можно ли вместо прогнозируемого срока указать срок действия исключительного права на РИД?

срока действия прав организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации и периода контроля над активом;

ожидаемого срока использования актива, в течение которого организация предполагает получать экономические выгоды (или использовать в деятельности, направленной на достижение целей создания некоммерческой организации).

На основании изложенного рекомендуется при невозможности надежного определения срока использования, указывать актив с неопределенным сроком использования.

Вопрос 34

В ведомости № в графе 10 указывается оценочная стоимость РИД. Можно ли в данной графе ставить прочерк при отсутствии данных?

В графе 10 ведомости № указывается размер стоимости РИД сформированной по итогам инвентаризации.

Вопрос 35

Можно ли срок полезного использования считать в месяцах?

Вопрос 36

Отсутствие в ведомости № графы 6 является технической ошибкой.

Вопрос 37

Что делать с конструкторской и технологической документацией, методиками, техническими условиями?

Смотри разъяснения указанные в ответе на вопрос № 29.

Вопрос 38

Приведите примеры рекомендаций по дальнейшему использованию, охране и урегулированию прав — правильно понимаем, что это например, оформить РИД как секрет производства ( ), зарегистрировать права на программное обеспечение или иное/дополнительное?

— в части предоставления правовой охраны:

— в части изменения состояния правовой охраны:

— в части использования РИД:

«Использовать РИД в хозяйственной деятельности Организации (изготовление продукции, ремонт оборудования )«;

Урегулирование прав на РИД — например, в рамках инвентаризации прав на РИД установлено, что исключительное право на РИД закреплено неправомочно, в соответствии с условиями государственного договора/договора исключительное право на РИД принадлежит Заказчику, а согласно правоустанавливающим документам исключительное право на РИД закреплено на Исполнителем. В данном случае дается рекомендация об урегулировании прав на РИД.

Вопрос 39

Почему в Сводной ведомости по итогам инвентаризации нужно заполнять более одной строки?

Наличие в Сводной ведомости по итогам инвентаризации более одной строки для заполнения является технической ошибкой.

Вопрос 40

При направлении сведений иным способом к сопроводительному письму прилагается диск /DWD с записанной на нем информацией.

Вопрос 41

В Рекомендациях по проведению инвентаризации указано, что инвентаризационные ведомости готовятся в экземплярах. Требуется ли представление сканов инвентаризационных ведомостей и исходных файлов в редактируемом виде?

Заполненные в установленном порядке инвентаризационные и сводные ведомости организации представляют в виде и исходных файлов в редактируемом виде в формате.xlsx. Способы направления информации указаны в ответе на вопрос № 40.

Вопрос 42

Целесообразно ли проводить стоимостную оценку всех РИД или достаточно по результатам проведенной инвентаризации выбрать РИД, имеющие перспективу введения в гражданский оборот и рекомендуемые к стоимостной оценке?

К бухгалтерскому учету рекомендуется принимать РИД, применяемые или планируемые к применению в составе продукта/технологии.

Вместе с тем, организациям предлагается использовать льготу по налогу на прибыль организации, предусмотренную подпунктом 3.6 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации.

Читайте также: