Учитывается ли стаж работы в казахстане при начислении пенсии в россии

Обновлено: 17.05.2024

Данная тема касается вопросов пенсионного обеспечения лиц, прибывших в Российскую Федерацию из стран СНГ- участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (далее Соглашения). Участниками Соглашения являются Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан и Украина.

Пенсионное обеспечение граждан государств-участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Назначение трудовой пенсии гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств – участников Соглашения, осуществляется при условии постоянного проживания этих граждан на территории России. Для иностранных граждан постоянное проживание на территории России подтверждается видом на жительство.

Для назначения трудовой пенсии также необходимо представить документ, содержащий дату прекращения выплаты пенсии в другой стране, - пенсионное дело либо справку из органа, осуществлявшего пенсионное обеспечение по прежнему месту жительства.

Эти документы, выданные в надлежащем порядке на территориях государств – участников Соглашения, принимаются на территории Российской Федерации без легализации. При этом документы, представляемые гражданином для целей пенсионного обеспечения, выданные на иностранном языке, принимаются для указанных целей при условии, что верность их перевода засвидетельствована:

- нотариусами, занимающимися частной практикой;

- нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, либо консульскими учреждениями Российской Федерации.

Для установления права гражданина государства – участника Соглашения на пенсию, в том числе на пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из государств – участников Соглашения, а также на территории бывшего СССР в период до момента подписания Соглашения.

Периоды работы до 1 января 2002 года также учитываются в общем трудовом стаже для оценки пенсионных прав по состоянию на 1 января 2002 года.

Периоды работы и иной деятельности, включаемые в трудовой (страховой) стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами российского пенсионного законодательства. Периоды работы по найму после 1 января 2002 года могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии, если страховые взносы на пенсионное обеспечение уплачивались в соответствующие органы той страны, на территории которой гражданин работал.

Указанные периоды работы на территории государства – участника Соглашения подтверждает справка об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное либо социальное страхование, которую выдают компетентные органы названного государства.

Гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств – участников Соглашения, исчисление пенсии производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в общий трудовой (страховой) стаж до 1 января 2002 года, по сведениям индивидуального персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2000-2001 годы либо за любые шестьдесят месяцев подряд на основании документов, которые выдают в установленном порядке работодатели либо государственные (муниципальные) органы.

Заработок, полученный в государствах – участниках Соглашения, рассматривается как заработок, полученный на территории Российской Федерации. Размер пенсии исчисляется с учетом этого заработка на общих основаниях. Перевод национальной валюты производится по курсу на дату конвертации пенсионных прав, то есть по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на 1 января 2002 года.

При переселении в Россию гражданина, получавшего пенсию в одном из государств – участников Соглашения , пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства. Но не более чем за шесть месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории России в установленном порядке или признания гражданина в установленном порядке беженцем либо вынужденным переселенцем, если у него есть право на пенсию того же вида по законодательству Российской Федерации.

При обращении за пенсией впервые, она назначается в сроки, установленные российским законодательством, то есть с даты обращения за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.

Мне приходит много просьб рассчитать пенсию и помочь советом от людей, которые приобретали свой стаж до 2002 года, да и после него, в бывших республиках СССР.

Что хочется отметить в первую очередь? Стаж в бывших союзных республиках до 2002 года и после этой даты, по моему мнению, не может весь считаться стажем в другом государстве. Это моё личное мнение, основанное на самом простом постулате: До определенной даты каждое из ныне независимых государств было частью единой страны. Поэтому предлагаю для начала вспомнить, в какие даты, и в каком порядке выходили наши союзники из состава нашей бывшей чудной огромной Родины.

Обратила внимание, что наши "знайки" из ПФР стаж до даты выхода республики из состава СССР считают почему-то стажем иностранного государства, и пытаются применить к нему соглашения и договоры между РФ и каждого из перечисленных государств.

Согласна, сегодня это иностранные государства. Но государствами-то они стали только с даты выхода из состава СССР. Поэтому думаю, что без всяких обиняков, стаж, заработанный до даты отсоединения любой из республик не может считаться стажем иностранного государства.

Любой, кто зарабатывал свой стаж до 2002 года на территории любой из республик, должен обязательно помнить и знать такую вещь, что он имеет право отказаться от применения норм договора между РФ и страной нынешнего проживания, выбирая для себя более выгодный вариант расчета стажа, заработка, и, соответственно, пенсии.

Но важно понимать и такой момент: практически везде встречается фраза, что если человек отказался от расчета пенсии с применением норм такого международного договора, это решение окончательное, и отмене не подлежит. Поэтому, господа, СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬТЕ.

Однако часто встречаются ситуации, когда даже и не знаешь, смеяться или плакать.

Одной из обратившихся ко мне девушке стаж на территории Эстонской СССР 1984-1987 годов посчитали, как стаж другой страны. И начали под этим соусом подтягивать договор с Эстонией, хотя она с 1993 года живет в России. Казалось бы чего проще, не брать в расчет стаж (тем более, что там был период ухода за детьми) с 20.08.1991 до момента переезда в Россию. Так они его и не взяли, мотивировав, что дети-двойняшки родились на территории уже суверенной Эстонии. Однако при расчете пенсии работники пенсионного фонда ухитрились не только уменьшить её ПК в РФ из-за стажа менее 20 лет до 2002 года, но потом ещё второй раз уменьшили ПК, применив понижающий коэффициент, так как на территории Эстонии (а по факту - СССР, преемницей которого является Россия) у неё, естественно, не было полных двадцати лет. Народ, ну вот это уже, по-моему, полный маразм. Это однозначно, совершенное непонимание работниками ПФР законодательства, как на уровне РФ, так и на международном уровне.

Второй случай, который разбирала сегодня, тоже очень непрост. Девушка работала на территории Молдовы, потом в РФ, а сейчас с 2015 года живет в Беларуси. Пенсию назначили в 2017 году по возрасту. Эти два года до пенсии человек не работал на территории бацьки. У меня сразу возник вопрос, договор с какой страной должен быть применен при расчете её пенсии. На территории Беларуси она только проживает, а работала-то в Молдове. То есть для расчета её пенсии учитывается стаж в России и в Молдове. Работники же пенсионного фонда всучивают человеку условия договора с Белоруссией. Ну при чем тут Белоруссия, если гражданин туда просто уехал на ПМЖ. Работал-то он в России и в Молдове. Значит и применяться должен договор с Молдовой. Мы этот вопрос попробуем разрешить в пользу подписчицы. Придётся побороться, мне так кажется.

Вывод, который я сделала из всех этих ситуаций: прежде, чем Вам назначат пенсию, если Вы работали на территории бывшей союзной республики, попросите рассчитать пенсию по всем возможным вариантам, выберите вариант, который будет давать большую пенсию. чем все остальные, и только потом либо отказывайтесь от применения международного договора, либо соглашайтесь. Но не торопитесь!

Если человек всю жизнь проработал в Казахстане и вышел на пенсию в этой стране, он вправе рассчитывать на то, что государство будет платить ему пенсионное содержание, где бы он потом ни проживал.


Неприятный сюрприз получают казахстанцы, переезжающие на постоянное место жительства в Россию. Размер пенсий оказывается значительно ниже того размера, что был назначен в Казахстане. Впору задуматься о нарушении прав человека.

Сегодня мы публикуем откровения Анны Закировой, переехавшей из Алматы в Калининград.

Сначала была интрига

– Наш переезд в Россию произошел почти спонтанно. Никаких перемен не планировали, радовались алматинскому солнышку, продолжали работать и после выхода на пенсию. Но младший сын, учившийся в российском вузе, решил не возвращаться домой. Причина — в Казахстане пока слишком мало возможностей для работы по его специальности. И мы с мужем решили ехать к сыну, чтобы жить рядом. Да и к отеческим гробам поближе: предки наши покоятся в российской земле. Мы оба родились в Российской Федерации, но 30 лет назад по разным причинам переехали в Казахстан (тогда, напомню, республику той же страны — СССР). Эти годы были интересными, насыщенными, работали в крупных государственных учреждениях или компаниях, довольно напряженно, можно сказать, с высоким КПД и с соответствующей оплатой.

Кстати, точной, достоверной информации о том, какой она будет на исторической родине, у нас практически не было. Еще в Алматы, в очередях Российского посольства, слышали, что казахстанскую пенсию после получения гражданства просто конвертируют, переводят в рубли, то есть она будет ровно такой же, какую начислили в РК при выходе на заслуженный отдых. Но никаких официальных данных на эту тему не находили.

И нигде, ни разу, не прозвучало никакого намека на то, что все заработанное после 2001 года, вернее, пенсионные отчисления в виде социальных налогов, при назначении пенсии учитываться не будут.

Проще говоря, труды последних полутора десятка лет, надо сказать, самых продуктивных, окажутся для обеспечения безбедной старости напрасными. И это несмотря на то, что государство, где мы в это время работали, пополняло республиканский бюджет от отчислений с нашей зарплаты и зарплат множества других людей, позже переехавших на историческую родину.

Стаж учитывается, взносы — нет

Нетрудно было подсчитать, что, оставшись в Казахстане, мы получали бы почти в два раза больше – по 20 тысяч рублей в переводе с тенге.

Но шок прошел, надо привыкать к новой жизни. Решили: проживем, тем более что некоторые накопления сделали, усвоив еще с 90-ых годов, что на государство рассчитывать рискованно, надеяться можно только на себя.

Но суть в том, что если стаж учитывается, то заработная плата, точнее, пенсионные отчисления с ее размера, – нет. А стаж дает право только на самую минимальную сумму. Причем, с каждым годом эта минимальная сумма уменьшается и скоро станет равна прожиточному минимуму в России, то есть соцпособию.

Международная практика выглядит более справедливой. Россия, например, выплачивает немалые средства тем своим бывшим гражданам, которые переехали в другие страны. В год эта сумма, перечисляемая из бюджета Пенсионного фонда РФ, достигает 40 млрд. рублей. Порядка 300 тыс. человек в 129 странах, основные из которых – Германия, Израиль и США, получают российскую пенсию, выехав из этого государства.

Казахстан как будто ни при чем

Еще министерство в своем ответе напомнило, что с 1998 года в Казахстане начала действовать накопительная пенсионная реформа и вкладчики НПФ могут изымать свои накопления при выезде на постоянное место жительства за пределы республики. Но надо тогда уточнить, что это совсем другие, личные накопления с заработной платы, которые государство законодательно мотивировало нас накапливать в НПФ для лучшей жизни в старости. И не нужно путать их с теми накоплениями от отчислений социальных налогов с заработной платы в бюджет, которые граждане продолжали делать и после внедрения накопительной пенсионной системы.

На что могут рассчитывать бывшие казахстанцы-пенсионеры?

И все же бывшие казахстанцы, выполнявшие свои гражданские обязанности перед государством, где они трудились, недополучают теперь то, что им должно причитаться по закону.

Известно, что поток уезжающих пенсионеров из Казахстана не заканчивается, одновременно растет и трудовая миграция. А у людей, моложе нас по возрасту, ситуация будет еще хуже. Они позже начали работать, а это значит, что потеряют еще больше накоплений, если решат вернуться в Россию. Большинство из них об этом даже не догадываются, наивно полагая, что уж страны-то, входившие когда-то в Советский Союз, о таком вопросе точно договорились.

Вместо постскриптума

Совсем недавно интернет-газета ЗОНАКЗ писала о том, что страны ЕАЭК, куда входят Россия, Казахстан, Беларусь, Кыргызстан и Армения, вплотную подошли к вопросу экспорта пенсий. В совместном документе, который разрабатывается, должны быть прописаны нормы пенсионного обеспечения выезжающих как на постоянное место жительства, так и на работу в другие страны.

И чиновникам, похоже, нужно поспешить, чтобы не поднялось цунами из исков обделенных пенсионеров в суды разных инстанций. Образованные люди уж смогут постоять за свои права…

© ZONAkz, 2019г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.

Начисление пенсии в РК

В Казахстане мужчины могут выйти на пенсию при достижении 63 года, для женщин – 58 лет. С 2018 года на основании законодательства РК пенсионный возраст для женщин будет увеличиваться каждый год на 6 месяцев. Подобное увеличение будет происходить до 2027 года по достижении порога в 63 года. Наглядно это будет выглядеть так: в 2021 году пенсионный возраст для женщин составит 60 лет, в 2022 году – 60,5 лет, в 2023 году – 61, и так далее, пока в 2027 году пенсионный возраст для женщин не достигнет 63 года.

Такое повышение пенсионного возраста в Казахстане связано с ростом продолжительности жизни и тем, что около 70% пенсионеров составляют женщины.

В законодательстве предусмотрены определённые категории граждан, для которых пенсионный возраст уменьшается. Пенсионный возраст составляет:

Виды пенсионных выплат

Выплаты пенсий в Казахстане осуществляются по трем пенсионным системам:

  • базовая;
  • солидарная (трудовая);
  • накопительная.

Базовая пенсия ежегодно увеличивается и, по состоянию на 2021 год, составляет 18 524 тенге. Базовые пенсионные выплаты получают все пенсионеры, вне зависимости от отчислений и стажа работы. С 1 июля 2018 года введена новая концепция назначения базовой пенсии, не фиксированной определенным показателем и зависящей от трудового стажа и величины прожиточного минимума (ПМ).

Трудовая (солидарная) пенсия начисляется лицам, которые работали до 1998 года с трудовым стажем не менее 6 месяцев. Таким образом, если Ваш трудовой стаж удовлетворяет этому условию, то Вы будете получать базовые и солидарные пенсионные выплаты.

Для расчета солидарной пенсии лицам, работавшим до 1998 года, учитываются среднемесячный доход за любые 3 года начиная с 1 января 1995 года и стаж работы, наработанный до 1998 года. Для получения полной солидарной пенсии трудовой стаж должен составлять:

  • для мужчин – не менее 25 лет;
  • для женщин – не менее 20 лет.

При меньшем стаже пенсионные отчисления будут соответственно уменьшаться.

Накопления выплачиваются ежемесячно для лиц, вышедших на пенсию с 2018 года. В случае, если сумма пенсионных накоплений на дату обращения не превышает 12-кратный размер минимальной пенсии, установленный законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год, данная сумма выплачивается единовременно.

Расчет пенсии в Казахстане

Как начисляется пенсия в Казахстане?

Вы можете воспользоваться калькулятором для расчета пожизненной пенсии (базовой + солидарной).

Как уже выше упоминалось для граждан, которые имели трудовую деятельность до 1 января 1998 года, начисляется базовая государственная пенсия + солидарная (трудовая) пенсия.

Базовая государственная пенсия

Базовая пенсия зависит от общего трудового стажа и прожиточного минимума (ПМ). Для граждан с общим трудовым стажем:

  • менее 10 лет базовая пенсия составит 0,54 ПМ (19 449.7 тнг на 2022 год);
  • 11 лет — 0,56 ПМ (20 170.1 тнг на 2022 год);
  • 12 лет — 0,58 ПМ (20 890.4 тнг на 2022 год);
  • 13 лет — 0,60 ПМ (21 610.8 тнг на 2022 год);
  • 14 лет — 0,62 ПМ (22 331.2 тнг на 2022 год);
  • 15 лет — 0,64 ПМ (23 051.5 тнг на 2022 год);
  • 16 лет — 0,66 ПМ (23 771.9 тнг на 2022 год);
  • 17 лет — 0,68 ПМ (24 492.2 тнг на 2022 год);
  • 18 лет — 0,70 ПМ (25 212.6 тнг на 2022 год);
  • 19 лет — 0,72 ПМ (25 933 тнг на 2022 год);
  • 20 лет — 0,74 ПМ (26 653.3 тнг на 2022 год);
  • 21 год — 0,76 ПМ (27 373.7 тнг на 2022 год);
  • 22 года — 0,78 ПМ (28 094 тнг на 2022 год);
  • 23 года — 0,80 ПМ (28 814.4 тнг на 2022 год);
  • 24 года — 0,82 ПМ (29 534.8 тнг на 2022 год);
  • 25 лет — 0,84 ПМ (30 255.1 тнг на 2022 год);
  • 26 лет — 0,86 ПМ (30 975.5 тнг на 2022 год);
  • 27 лет — 0,88 ПМ (31 695.8 тнг на 2022 год);
  • 28 лет — 0,90 ПМ (32 416.2 тнг на 2022 год);
  • 29 лет — 0,92 ПМ (33 136.6 тнг на 2022 год);
  • 30 лет — 0,94 ПМ (33 856.9 тнг на 2022 год);
  • 31 год — 0,96 ПМ (34 577.3 тнг на 2022 год);
  • 32 года — 0,98 ПМ (35 297.6 тнг на 2022 год);
  • 33 года и выше — 1 ПМ (36 018 тнг на 2022 год).

Солидарная (трудовая) пенсия

Расчет солидарной (трудовой) пенсии определяется двумя показателями: среднемесячным доходом и стажем работы.

Среднемесячный доход за 3 года работы вычисляется путем деления общей суммы дохода за любые 36 календарных месяцев работы подряд на тридцать шесть. Для расчета среднемесячного дохода воспользуйтесь калькулятором.

Размер трудовой пенсии исчисляется в размере 60% от среднемесячного дохода (зарплаты) гражданина за любые 3 года начиная с 1 января 1995 года. При этом верхняя граница среднемесячного дохода принимаемая для исчисления трудовой пенсии ограничивается 46 МРП (140 898 тнг на 2022 год). Таким образом, даже, если заработная плата составляла, к примеру, 200 000 или 300 000 тенге, то максимальная пенсия будет установлена в размере 60% от 46МРП, но только, если трудовой стаж до 1998 года будет не менее требуемого (25 лет — для мужчин, 20 лет — для женщин).

Отсюда вытекает влияние еще одного показателя — стажа работы до 1998 года. Как было указано выше, если стаж равен требуемому, то размер солидарной пенсии устанавливается в размере 60% от среднемесячного дохода. Если стаж больше или меньше требуемого, то пенсия будет изменяться:

  • пенсионные выплаты за каждый год работы сверх требуемого стажа увеличивается на 1%, но не более 75%;
  • при стаже менее требуемого формируется уменьшающий коэффициент для мужчин и женщин в виде деления: (трудовой стаж в месяцах) / 300 (или 240 соответственно).

Законодательством о пенсионном обеспечении РК также определен косвенный минимум трудовой пенсии называемой минимальная пенсия (в 2020 году — 43 272 тенге). Минимальная пенсия — это нижняя гарантированная граница только для лиц, имеющий требуемый стаж. Таким образом, даже если Ваш среднемесячный доход был очень маленький (к примеру, 10 000 тенге), но стаж не менее требуемого (25 или 20 лет), то Вы будете получать минимальную пенсию. Если же стаж меньше требуемого, то размер минимальной пенсии будет сокращаться соответственно уменьшающему коэффициенту трудового стажа.

Выведем пошаговый алгоритм расчета пенсии в Казахстане, а ниже приведем примеры расчета:

  1. Вычислим коэффициент трудового стажа (КТС). Для мужчин КТС рассчитывается: (трудовой стаж в месяцах) / 300; для женщин: (трудовой стаж в месяцах) / 240. Максимальный КТС может быть не более 1.
  2. Определим еще один коэффициент – процент от зарплаты (ПЗ): если у Вас стаж работы на период до 1998 года составляет для мужчин 25 лет и меньше, а для женщин – 20 лет и меньше, то ПЗ равен 60%; если стаж работы больше 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, то за каждый год сверх стажа к ПЗ 60% прибавляем 1%. Максимальный ПЗ может быть не более 75%.
  3. Теперь посчитаем среднемесячный доход за любые 3 года трудовой деятельности КСМД = СМД * ПЗ / 100. Если СМД (среднемесячный доход за любые 3 года) больше 46 МРП (140 898 тнг на 2022 год), то соответственно подставляем 127 788. Если КСМД получился меньше минимальной пенсии 43 272 тенге, то за КСМД берем значение 43 272.
  4. Производим конечный расчет солидарной пенсии: КТС * КСМД = пенсия.

Как начисляется пенсия в Казахстане

Таким образом мы вывели общую формулу расчета трудовой (солидарной) пенсии:

Солидарная_пенсия = КТС х КСМД,

где КСМД = ПЗ / 100 х СМД,

а КТС для мужчин = трудовой_стаж_в_месяцах / 300,

КТС для женщин = трудовой_стаж_в_месяцах / 240,

СМД — среднемесячный доход за любые 36 месяцев с 1 января 1995 года.

Не забывайте, что к трудовой (солидарной) пенсии еще прибавляется базовая пенсия в зависимости от общего стажа.

Примеры расчета пенсии РК

Примеры абстрактные и представлены только для понимания алгоритма расчета пенсии. Все расчеты Вы можете произвести самостоятельно с помощью пенсионного онлайн калькулятора.

Пример 1

Женщина представила справку, что за 3 года имела среднемесячную зарплату 56 000 тенге. Полный ее стаж до 1998 года составляет 10 лет и 6 месяцев.

Онлайн расчет пенсии РК

  1. При вычислении КТС для женщин будем отталкиваться от 20 лет, т.е. 240 месяцев. Переведем 10 лет и 6 месяцев в количество месяцев: 10 х 12 + 6 = 126 месяцев. Считаем КТС: 126 / 240 = 0,525.
  2. Стаж работы у данной женщины не достигнут требуемого и составляет менее 20 лет, поэтому ПЗ будет равен 0,6.
  3. При среднемесячном доходе за 3 года равном 56 000 тенге, посчитаем КСМД = 60 / 100 * 56 000 = 33 600.
  4. КСМД получился меньше размера минимальной пенсии 43 272 тенге, поэтому в расчет берем минимальную пенсию.
  5. Получаем солидарную пенсию: 0,525 * 43 272 = 22 718 тенге.
  6. К солидарной пенсии прибавляем базовую пенсию 18 524 тенге – в итоге получаем общую пенсию гражданки в размере 40 972 тенге.

Пример 2

Рассчитаем пенсию для женщины, у которой происходило повышение заработной платы. К примеру, был период, когда заработная плата составляла 125 000 тенге, затем женщине повысили зарплату до 160 000 тенге, а после двух лет она уволилась или получала уже меньшую заработную плату. Трудовой стаж до 1998 года у женщины составляет 20 лет, а после 1998 года — 7 лет. Год рождения женщины 06.03.1960 г.

  1. Определимся со среднемесячным доходом (СМД). Согласно пенсионному законодательству РК в расчет берем СМД за любые 3 года работы начиная с 1995 года. Из примера очевидно, что максимальная зарплата у женщины была 160 000 тенге в течение 2-х лет, поэтому мы возьмем этот период и предшествующий ему один год, когда заплата составляла 125 000 тенге. Для расчета СМД необходимо сложить все доходы за эти 3 года и разделить на 36. СМД = (125 000 х 12 + 150 000 х 24) / 36 = 5 340 000 / 36 = 141 667 тенге.
  2. Следующий шаг для граждан с высоким среднемесячным доходом СМД, как и у женщины из этого примера, приведет к разочарованию, потому как по пенсионному законодательству РК существует верхняя граница СМД в размере 46 МРП (140 898 тнг на 2022 год), поэтому в расчете нашей пенсии мы будем брать СМД = 134 182 тенге, а не 141 667 тенге.
  3. Трудовой стаж в 20 лет достаточен, поэтому уменьшающий коэффициент КТС = 240 / 240 = 1, также и нет переизбытка в трудовом стаже поэтому процент от зарплаты (ПЗ) будет стандартным = 60%.
  4. Вычислим КСМД = ПЗ / 100 х СМД = 60 / 100 * 134 182 = 80 509 тенге.
  5. Солидарная пенсия = КТС х КСМД = 1 х 80 509 = 80 509 тенге.
  6. Базовая пенсия согласно полному трудовому стажу 27 лет будет составлять 88% от величины прожиточного минимума, т.е. 0,88 ПМ (31 695.8 тнг на 2022 год).
  7. Общая пенсия = солидарная + базовая = 80 509 + 30 186 = 110 695 тенге.

Пример 3

Теперь рассмотрим гипотетический пример, в котором женщина будет получать максимально возможную пенсию — для этого необходим высокий среднемесячный доход большой стаж работы гораздо больше требуемого 20 лет. За какие-то 3 года женщина имела заработную плату 150 000 тенге, стаж работы до 1998 года составляет 37 лет, а после 1998 года — 9 лет.

  1. Рассчитаем коэффициент КТС для стажа 37 лет (444 месяцев) = 444 / 240 = 1,85. Коэффициент получился более чем достаточен, но в расчет мы берем только КТС = 1.
  2. Среднемесячный доход 150 000 тенге также превышает максимально возможный 46 МРП (140 898 тнг на 2022 год), поэтому СМД мы можем взять равным только 134 182 тенге.
  3. Процент от зарплаты (ПЗ) в нашем примере уже не будет стандартным 60%, потому что стаж работы превышает требуемый в 20 лет на 17 лет. По закону о пенсионном обеспечении за каждый год стажа сверх требуемого к ПЗ добавляется 1%, что в результате не должно превышать 75%, а в нашем примере получается 17%. Таким образом ПЗ = 60 + 17 = 77%, что превышает максимально возможный, поэтому в расчет берем ПЗ = 75%.
  4. Рассчитаем КСМД = 75 / 100 х 134 182 = 100 637 тенге и соответственно размер солидарной пенсии = КСМД х КТС = 100 637 х 1 = 100 637 тенге.
  5. Базовая пенсия согласно общему трудовому стажу 46 лет будет равна 100% от прожиточного минимума или 1 ПМ (36 018 тнг на 2022 год).
  6. Прибавив к нашей вычисленной трудовой пенсии базовую 34 302, получим общую пенсию = 95 841 + 34 302 = 130 143 тенге.

Ниже рассмотрим пару примеров расчета пенсионных выплат для мужчин, которые будут аналогичны приведенным выше с разницей в требуемом стаже работы 25 лет, вместо 20 лет для женщин.

Пример 4

Мужчина проработал 30 лет и 8 месяцев до 1998 года и имел низкий постоянный доход 25 000 тенге. Рассчитаем размер пенсии.

  1. Коэффициент трудового стажа КТС в 30 лет и 8 месяцев (368 месяцев) будет максимальным, потому как 368 / 300 = 1,23, что превышает максимально допустимый, поэтому в расчет берем КТС = 1.
  2. Процент от заработной платы ПЗ будет более 60%, потому что есть превышение стажа работы сверх требуемого в 25 лет для мужчин на 4 полных года, поэтому ПЗ = 60 + 5 = 65%
  3. Среднемесячный доход ничем не ограничивается, поэтому вычисляем КСМД = ПЗ / 100 х СМД = 65 / 100 х 25 000 = 16 250 тенге.
  4. В этом примере наш КСМД получился ниже минимальной пенсии 43 272, поэтому КСМД = 43 272 тенге.
  5. Солидарная пенсия будет равна минимальной пенсии КСМД х КТС = 43 272 х 1 = 43 272 тенге.
  6. Базовая пенсия согласно полному трудовому стажу 30 лет будет составлять 94% от величины прожиточного минимума, т.е. 0,94 ПМ (33 856.9 тнг на 2022 год). Общая пенсия же будет составлять 43 272 + 32 244 = 75 516 тенге.

Пример 5

Для мужчины со стажем до 1998 года 27 лет и с заработной платой в размере 160 000 тенге, расчет будет производиться аналогично:

Читайте также: