Кому положены социальные работники в украине

Обновлено: 28.05.2024

1 Харьковский региональный институт государственного управления Национальной академии государственного управления при Президенте Украины

В статье проведено исследование нормативной составляющей функциональных обязанностей специалистов социальной сферы, в результате чего сделан вывод о необходимости пересмотра действующих правовых актов в Украине с целью надлежащего ресурсного наполнения института социальных работников. Также в статье сделан анализ предоставления социальных услуг семьям, находящимся в сложных жизненных обстоятельствах, который дает возможность выделить ряд проблем в деятельности социальных работников, а именно: недостаточное ресурсное обеспечение, низкая мотивация к работе; отсутствие дифференцированного подхода в получении квалифицированной помощи, обучения; сочетание в своей профессиональной деятельности нескольких профессий; незаинтересованность органов государственной власти в укреплении авторитета социального работника среди населения и т. д. В статье предложены рекомендации по повышению эффективности работы специалистов в социальной сфере.


2. Конституция Украины: Закон Украины № 254к/96-ВР от 28 июня 1996 г. // Ведомости Верховного Совета Украины (ВВС). – 1996. – № 3. – Ст. 141.

5. О социальных услугах: Закон Украины № 966-IV от 19 июня 2003 г. // Ведомости Верховного Совета Украины (ВВС). – 2003. – № 45. – Ст. 358.

Опыт зарубежных стран показывает, что необходимость в проведении комплексной социальной работы возрастает в период экономического кризиса, когда ухудшается материальное благосостояние большей части населения страны. Украина за годы своей независимости пережила не один такой этап. И на сегодняшний день положение в стране остается нестабильным, что дает основания ряду исследователей говорить о перманентности кризисного периода. Одним из самых ярких проявлений экономического кризиса является усиление неравенства - неравенства в доходах населения, которое закономерно отражается в увеличении разрыва между богатыми и бедными. Это, в свою очередь, обостряет проблему социальной эксклюзии, приводит к неравномерному доступу к основным общественным благам и ресурсам, а значит, затрудняет реализацию права на жизнь, образование, охрану здоровья.

Для понимания сущности социальной политики и перспектив ее реализации в странах постсоветского пространства большое значение имеют труды российских исследователей, в частности И. Григорьевой, В. Лексина, В. Роика, П. Романова, Т. Сидориной, С. Смирнова, Н. Тихоновой, В. Ярской. Следует отметить, что в последнее время в работах украинских ученых (Г. Голеусова, А. Ерина, Э. Либанова, В. Мандибура, В. Новиков, В. Оникиенко, Ю. Саенко, Л. Хижняк, Л. Черенько, О. Чернега и др.) активизировалась работа по изучению проблемы бедности, ее определения, методик оценки ее уровня, разработок программ по борьбе с этим явлением и т. д. Также большое внимание отечественные специалисты (Т. Алексеенко, В. Андрущенко, О. Безпалько, В. Бех, Н. Гитун, С. Горбунова-Рубан, Н. Заверико, И. Зверева, Н. Кабаченко, А. Капская, Г. Лактионова, Л. Литва, Н. Лукашевич, Т. Матвийчук, И. Мигович, Н. Михальченко, О. Патинок, Ж. Петрочко, И. Пеша, И. Пинчук, В. Полищук, Е. Потапчук, Л. Романенкова, С. Толстоухова, М. Томчук и др.) уделяют изучению состояния социальной работы в Украине, т. е. проводится исследование той профессиональной деятельности, основной задачей которой является содействие конкретному человеку, социальным группам в преодолении социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.

Цель данного исследования заключается в изучении нормативной составляющей функциональных обязанностей специалистов социальной сферы, проведении анализа практики предоставления социальным работниками услуг семьям, находящимся в сложных жизненных обстоятельствах, и разработке рекомендаций по повышению эффективности выполнения этой работы.

Социальные работники обязаны проходить аттестацию с целью повышения уровня профессиональной деятельности. К работникам, которые предоставляют услуги и подлежат аттестации, в соответствии с Порядком аттестации социальных работников, других специалистов, которые предоставляют социальные и реабилитационные услуги, относятся такие профессионалы, как: ведущий специалист по социальной помощи дома; специалист по социальной помощи дома І и ІІ категорий; специалист по социальной помощи дома; ведущий специалист по социальной работе; специалист по социальной работе І и ІІ категорий; специалист по социальной работе; социальный работник І и ІІ категорий; социальный работник [3]. А также специалисты: социальный работник (дополнительный персонал) І и ІІ категорий; социальный работник (дополнительный персонал); инструктор по трудовой адаптации І и ІІ категорий; инструктор по трудовой адаптации. Ко всем выше перечисленным профессиям предъявляются соответствующие квалификационные требования [7]. Например, у специалистов по социальной помощи дома и специалистов по социальной работе, независимо от категорий, должно быть полное высшее образование соответственного направления (магистр, специалист), он обязан проходить курсы повышения квалификации. Но по поводу стажа работы по профессии в сфере социальной работы имеются расхождения в требованиях. Так, для ведущего специалиста и специалиста І категории стаж работы должен составлять не менее 2 лет, для специалиста ІІ категории - не менее 1 года, а для специалиста, не имеющего категории, требования к стажу работы отсутствуют.

Следует отметить, что требования, которые предъявляются к профессионалам в социальной сфере, очень высокие, требующие специального профессионального образования в течение не менее 5 лет обучения. К тому же специалист в социальной работе на практике должен обладать знаниями психологии, педагоги, медицины, юриспруденции, а также разбираться в социально-трудовых отношениях, быть коммуникабельным и т. д. Насколько все эти требования могут сочетаться на практике? Проведем анализ практической деятельности предоставления социальными работниками услуг семьям, находящимся в сложных жизненных обстоятельствах.

В соответствии с возложенными на них обязанностями, социальные работники должны: своевременно выявлять возможные проблемы в семьях, особенно в семьях с детьми, инвалидами; осуществлять социальное сопровождение семей, которые пребывают в сложных жизненных обстоятельствах; предоставлять помощь в решении возможных проблем путем содействия в трудоустройстве, получении образования, профессии, лечения, социальной реабилитации; содействовать своевременному получению государственных социальных выплат и услуг, привлечению к предоставлению помощи семьям со стороны благотворительных фондов, общественных организаций, государственных органов. Как видим, в вышеперечисленном содержатся элементы целого ряда технологий социальной работы: социального контроля, социальной помощи, социального посредничества, социального сопровождения.

С целью повышения качества услуг, предоставляемых данной категорией служащих, в ряде областей были проведены недельные обучающие курсы. Под эгидой Областного центра социальных служб для семьи, детей и молодежи, в течение первого полугодия 2013 г. состоялись пять сессий таких занятий и в Харьковской области. В рамках лекционных и семинарских занятий рассматривались вопросы социальной работы и социологии семьи, социальной педагогики и психологии. Выступая в роли преподавателей, авторы настоящего материала получили возможность общения с более чем 240 социальными работниками. Эмпирическая информация, аккумулированная нами, дает основания для следующих суждений.

Второе. Говорить о стимулирующей, мотивационной роли вознаграждения за труд для социальных работников можно с определенными ограничениями. Так, зарплата социального работника, обслуживающего городское население, не превышает 1500 грн. (185 долл.), работающего в сельской местности - 1700 грн. (210 долл.). При этом размер задекларированного прожиточного минимума для трудоспособного лица на сегодня составляет 1147 грн. (142 долл. США) в месяц. Очевидно, что зарплаты данной категории работников, в особенности в условиях областного центра, остаются не конкурентными.

Третье. В сельских районах дисбаланс между возможностями социальных работников и потребностями их клиентов является особенно заметным. Базовой причиной асоциального поведения в среде сельчан (пьянства, семейного насилия и проч.), как правило, является отсутствие работы, носящее системный характер. Это, в свою очередь, суживает возможности использования одной из наиболее эффективных социальных технологий - трудотерапии, которую мы трактуем как метод реабилитации, использующийся для профессионального восстановления в прежней специальности, переквалификации или приобретения новой профессии.

Четвертое. Несмотря на вышеперечисленные особенности, большинство социальных работников сделали осознанный выбор в пользу актуальной профессии. Они открыты для обучения и повышения квалификации. Вместе с тем, наряду с умениями из области социальной педагогики и психологии, социальные работники остро нуждаются в знаниях из области правоведения, поскольку в силу профессиональных обязанностей нередко сталкиваются с фактами нарушения жилищных, трудовых и иных прав клиентов.

Выводы. Предложение министра социальной политики Украины создать корпус социальных инспекторов численностью 1500 человек уже стало предметом дискуссий в экспертной среде. Не отрицая перспектив положительных изменений в случае внедрения социального инспектората в практику социальной работы, полагая его эффективным и необходимым в принципе, считаем необходимым акцентировать внимание на таких факторах.

1. Уже существующий институт социальных работников далек от совершенства. Требует пересмотра его нормативно-правовое обеспечение, при этом чрезвычайно актуальным является надлежащее ресурсное наполнение. Уверены, что надлежащим образом оснащенный, обученный, социально и юридически защищенный социальный работник может и готов выполнять функции, в том числе и социального инспектора.

2. Появление еще одной государственной структуры дает основания говорить о консервации этатической компоненты в социальной политике, поощряет патерналистские настроения и без того сильные у представителей социально незащищенных слоев населения.

Рецензенты:

Куц Ю.А., доктор наук по государственному управлению, профессор, заведующий кафедрой регионального развития и местного самоуправления Харьковского регионального института государственного управления Национальной академии государственного управления при Президенте Украины, г. Харьков.

Хижняк Л.М., доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры социологии и социальных коммуникаций, заместитель декана социологического факультета по научной работе Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина, г. Харьков.

На годы вперед

Социальные работники помогают стране справляться с суровыми испытаниями коронавирусного периода, заявил президент во время видеоконференции. Глава государства поздравил их с профессиональным праздником.

— Мы прошли и еще проходим через суровые испытания и выдержали их, потому что ни на шаг не отступили от непреходящих нравственных норм — сострадания, взаимопомощи, милосердия. Эти ценности, как уже говорил, сформированы нашей историей, они в характере нашего народа, — отметил Владимир Путин. — Их разделяет подавляющее, абсолютное большинство граждан страны. И закономерно, что при обсуждении поправок к Конституции особое внимание уделено именно вопросам социальной справедливости.


Глава государства напомнил, что предложенные изменения в Основном законе закрепляют государственные гарантии адресной социальной поддержки. Речь идет об обязательной — не реже раза в год — индексации пенсий и пособий. При этом минимальный размер оплаты труда, из величины которого рассчитываются многие выплаты, не может быть ниже прожиточного минимума.

— Всё это нормы прямого действия, которые должны работать на годы вперед, чтобы люди были уверены в будущем, чтобы нуждающиеся в помощи были окружены особой заботой и вниманием, получали необходимую, достаточную поддержку, — подчеркнул Владимир Путин.

На мероприятии было объявлено о новых мерах поддержки соцсферы. Во-первых, от налога на доходы физических лиц освобождаются все выплаты за особые условия труда в период борьбы с коронавирусной инфекцией.

— Это, безусловно, напрямую касается социальных и медицинских работников, граждан, которые берут на сопровождаемое проживание сирот, инвалидов, пожилых людей, то есть положенные выплаты человек получит в полном объеме, без налоговых удержаний, — пояснил глава государства.

Владимир Путин напомнил, что в течение трех месяцев — с середины апреля до середины июля — для работников соцучреждений предусмотрены дополнительные выплаты за каждую двухнедельную смену. За помощь в особо сложных условиях, в непосредственном контакте с заболевшими людьми им полагается повышенное поощрение.

И соцработники, и волонтеры во время эпидемии берут к себе домой инвалидов, пожилых людей или детей‑сирот. За это им предусмотрена выплата в размере МРОТ — 12 130 рублей в период с 1 апреля по 30 июня.


На гранты для добровольцев выделят 3 млрд рублей, а социально ориентированным организациям дадут отсрочку по налогам

Во-вторых, НКО, получающие госгранты, а также исполняющие общественно полезные услуги, не будут перечислять страховые платежи и налоги (за исключением НДС) за II квартал нынешнего года. Эта мера распространяется и на организации традиционных религий.

В-третьих, пожертвования, которые бизнес направляет НКО и религиозным объединениям, могут быть отнесены к так называемым внереализационным издержкам — в пределах 1% от выручки. Таким образом, сумма не будет учитываться при расчете налогов, которые предприниматель должен заплатить государству. По мнению Владимира Путина, здесь есть риски для возможных схем с так называемой оптимизацией налогов. Однако решение принято прежде всего для законопослушных и добропорядочных граждан, а их сейчас большинство.

— Мы пошли на такой шаг, потому что в период эпидемии деловое сообщество России проявило себя ответственно, честно и достойно. Предприниматели оказывали помощь врачам, добровольцам, помогали органам власти на местах, — заявил глава государства.

Что касается социально ориентированных НКО, то на них распространили льготы и преференции, предусмотренные для малого и среднего бизнеса из пострадавших отраслей. Более того, из резервного фонда выделят 3 млрд рублей. Эти средства распределят в рамках конкурса Фонда президентских грантов — он будет запущен с 16 июня.

Многослойные решения

Общественные организации и добровольческие движения очень помогли населению на пике эпидемии — они доставляли медикаменты и продукты тем, кто находился в режиме жесткой самоизоляции. Поэтому освобождение социальных выплат от налога логично и правильно, считает председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов.

— Раньше получалось, что государство одной рукой дает, а другой — часть забирает, — отметил политик.


— Основная проблема — многослойность решений. Люди в мерах поддержки немного путаются, подчас путаются даже профильные руководители, — отметил депутат.


Облегчение процесса пожертвований привлечет больше средств от коммерческих организаций, уверена Елена Альшанская. Однако в этом есть и свои подводные камни — например, желание некоторых предпринимателей скрыть доход.

— Это большая мотивация для бизнеса участвовать в благотворительности. Раньше до перечисления пожертвований нужно было уплатить налоги, и только после этого они могли сделать перечисление. С другой стороны, важно, как сработает механизм, — заявила она.

Президент 8 июня также побеседовал с главой Карелии Артуром Парфенчиковым и поздравил его со 100-летием основания республики. В этот день глава государства попросил не забывать и про соцработников, которые много делают для благополучия субъекта.

Кроме того, Владимир Путин поговорил с президентом Египта Абдель Фаттахом ас-Сиси. Они обсудили не только развитие стратегического партнерства, но и сотрудничество в борьбе с пандемией новой коронавирусной инфекции. Кроме того, главы государств проанализировали дальнейшие шаги по урегулированию ситуации в Ливии.

Должностные обязанности социального работника заключаются в работе с незащищенными слоями населения:

  • оказание помощи в быту;
  • морально-психологическая и правовая поддержка.

Соцработник и его обязанности

Третий раздел сборника профессиональных стандартов содержит описание того, кто такой социальный работник и чем он занимается в различных учреждениях, перечень должностей и профессий.


Специалисты данного профиля востребованы в государстве и заняты в центрах поддержки и обслуживания населения, в обществах инвалидов и их предприятиях, в реабилитационных учреждениях. Приведенный перечень профессий с социальной специализацией поможет понять, кто такие соцработники и чем занимаются:

  • психолог, юрист;
  • геронтолог и валеолог (специалисты по работе с пожилыми людьми и здоровому образу жизни);
  • специалист по работе с инвалидами, пенсионерами, неблагополучными семьями, беженцами, мигрантами;
  • работник на селе в воинской среде, в силовых структурах;
  • организатор работы в экстремальных ситуациях.

Важно. Полный перечень платных и бесплатных услуг соцработника, условия предоставления, размер оплаты фиксируются в договоре о предоставлении услуг. Размер ежемесячной платы рассчитывается на основе тарифов, утверждаемых региональными органами исполнительной власти.

что входит в обязанности соцработника по уходу за пожилыми людьми

Данная штатная позиция — нижняя ступень в профессионально-квалификационной линейке этой категории сотрудников. В ЕКСД аналога нет. При подготовке ДИ рекомендуется использовать профстандарт 03.002 — он детально описывает, что делает социальный работник, подготовлен и утвержден в 2020 году и соответствует современным требованиям.

Важно. Работодатели самостоятельно определяют название должностей в штатном расписании и перечень обязанностей, которые они делегируют. Использовать профстандарты они не обязаны. Правило не распространяется на ситуации, отдельно оговоренные в ФЗ РФ и отраслевых НПА (Письмо Минтруда России от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253).

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, что входит в обязанности классного руководителя. Используйте эти инструкции бесплатно.

Трудовые функции сотрудника

ДИ на основе профессионального стандарта имеет обычные разделы. В соответствии с методикой описания функционала, принятого в стандартах, обязанности социального работника по уходу за престарелыми на дому или за людьми с ВОЗ описываются через трудовые действия. Последние конкретизируют обобщенные и укрупненные трудовые функции.

В рассматриваемом случае деятельность социального работника заключается в выполнении одной обобщенной функции (в таблице слева), которая детализируется через 8 трудовых (перечисление справа).

Обязанности соцработника

Требования к образованию, обучению и опыту практической работы, необходимые для выполнения обязанностей соцработника по уходу за пенсионерами и людьми с ВОЗ, на этом профессиональном уровне минимальны.

Требования к соцработникам

В ДИ для описания обязанностей выделено две части раздела.

где может работать социальный работник

Права и ответственность

Для выполнения своих трудовых функций сотрудник социальной службы наделяется правами и несет ответственность в соответствии с действующим законодательством. Разделы являются важной частью должностной инструкции социального работника 2021 г. и имеют следующее содержание.

Сотрудник имеет право:

4.1. Представлять на рассмотрение своего непосредственного руководства предложения по вопросам своей деятельности.

4.2. Получать от специалистов учреждения информацию, необходимую для осуществления своей деятельности.

4.3. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей.

Сотрудник несет ответственность:

5.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящей ДИ, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

5.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

5.3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим законодательством Российской Федерации.

6. Порядок утверждения и изменения должностной инструкции

6.1. Внесение изменений в ДИ осуществляется в следующих случаях:

  • при изменении прав и обязанностей;
  • при возложении на работника наряду с его основными обязанностями дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности);
  • при реорганизации юридического лица;
  • при изменении штатного расписания (сокращении штатов, введении новой штатной единицы);
  • при изменении наименования организации (или внесении иных изменений в учредительные документы) или структурного подразделения и т.д.

6.2. Внесение изменений и дополнений в действующую ДИ производится в том же порядке, в котором принимается документ.

6.3. ДИ вступает в силу с момента ее утверждения и действует до замены ее на новую.

Социальная забота, или От кого ждать помощи кировоградцам

В первое воскресенье ноября в Украине отмечают День работника социальной сферы - профессиональный праздник тех уникальных людей, которые проявляют сочувствие и милосердие не только по долгу службы, а и от всей души.

Накануне праздника социальной сферы журналисты "Первой городской газеты" встретились с теми людьми, которые ежедневно помогают вторым решать сложные жизненные проблемы и просто бытовые вопросы и при этом не считают свой труд экстраординарным или героическим. А ведь профессии, предусматривающие общение с людьми, всегда были самыми тяжелыми, особенно когда речь идет о людях, требующих социальной помощи.

Кто и как может получить помощь соцработника?

По словам директора территориального центра социального обслуживания Кировского района г. Кировограда Олега Анатольевича Бердникова, территориальные центрах существуют в Украине уже более 20-ти лет. В Кировограде действуют два таких центра – Кировский и Ленинский. В Кировском территориальном центре, по последнему отчету, социальные работники обслуживают порядка 3,5 тысяч человек. Из них на постоянном обслуживании (то, к которым социальный работник ходит систематически два, три, четыре раза в неделю) находится порядка 900 человек.

- Олег Анатольевич, расскажите, какие услуги предоставляет ваш территориальный центр?

- Услуги, предоставляемые территориальным центром, можно разделить на несколько видов. Это социально-бытовые услуги: покупка продуктов питания, лекарств, уборка, подготовка документов на субсидию, написание письма и всевозможные другие услуги, которые пожилому человеку или инвалиду трудно выполнять. В зависимости от возрастной группы, состояния здоровья людей, которые находятся на обслуживании, частота предоставляемых услуг варьируется от двух раз в неделю и до четырех раз.

Вторая группа – это предоставление социально-бытовых услуг мастерами: мастер по мелкому ремонту дома; телемастер; мастер по мелкому ремонту одежды и обуви; есть слесарь-сантехник; подсобники – особенно часто их услугами пользуются люди, живущие в частном секторе; парикмахер, который работает как в территориальном центре, так и выезжает непосредственно по заявкам к подопечным.

Третий комплекс услуг бесплатно предоставляют медики. На базе территориального центра функционирует медицинское отделение, укомплектованное стационарной и переносной аппаратурой. В отделении оказывают услуги массажа, проводят лечебную физкультуру, аромо - и физиотерапию. Дипломированные специалисты предоставят эту помощь по заявкам своим подопечным и на дому.

Также у нас есть психолог, который выполняет услуги по психокоррекции. Психолог в свою очередь формирует график общения с подопечными и выполняет эту работу. Людям пожилого возраста, которым зачастую не с кем просто поговорит, это общение весьма необходимо и полезно.

Работает служба "социальное такси", которая осуществляет свободных автотранспортные услуги для одиноких нетрудоспособных граждан, людей преклонного возраста, инвалидов Кировского района в больницы, фонды, государственные учреждения.

Я назвал только основные услуги, которые предоставляет наш территориальный центр. Общее же их количество – 57.

- Хватает ли кадров, чтобы предоставить помощь тем, кто в ней нуждается?

- Не могу сказать, что сейчас в территориальном центре не хватает людей. Да, иногда бывают перезагрузки, но они всегда компенсируются надбавками и премиями для социальных работников.

- Необходимо ли медицинское образование для соцработника?

- Нет, всем социальным работникам медицинское образование не нужно, потому что они сталкиваются с социально-бытовыми работами. Каждый понедельник и среду у нас проходят совещания, на которых заведующий нашего медицинского отделения систематически проводит тематические лекции для социальных работников. Такая же систематическая работа проводится и по охране труда.

- Люди какого возраста в основном работают в этой сфере?

- Какова средняя зарплата в соцработника? Является ли он госслужащим? У них есть какие-нибудь льготы?

- Социальные работники не являются госслужащими. Госслужащих в территориальном центре нет вообще. Средняя зарплата – примерно 1700-1900 грн. Невысокая, но для Кировограда вполне достойная. Сотрудники получают все льготы, предусмотренные нашим законодательством. Это и отпуск, материальная помощь и т.д.

- Какие категории граждан имеют право на помощь соцработника?

- Социальный работник обслуживает бесплатно одиноких пенсионеров и инвалидов. Также он может обслуживать пенсионеров, которые имеют детей, на платной основе. При расчете тарифов учитывается заработной плата соцработника и время, затраченное на выполнение услуги.

В среднем, для того, чтобы человек имел постоянную помощь, ему достаточно рассчитывать на выполнение качественных услуг в среднем по 60-70 гривен в месяц. Для детей, к примеру, которые уезжают в другой город или страну, а пожилых родителей оставляют здесь, заключит договор с территориальным центром за такие небольшие деньги - очень хороший вариант.

- Что нужно, чтобы получить эту помощь? Какие документы? Насколько это долгая процедура?

- Чтобы получить помощь, нужно обратиться в территориальный центр по адресу: Шатило, 12, телефон 37-12-75. Количество документов нужно собрать небольшое: необходимо заявленіе вот человека. Мы составляем договор, в котором указываются все услуги, которые ему необходимы. Также потребуются карта медосмотра, копия паспорта, пенсионного свидетельства и справка из Жэка для того, чтобы мы видели, сам человек проживает или нет. Как правило, социальные работники помогают в оформлении таких документов. Это недолгая процедура.

- Как отличить социального работнике вот мошенника, представляющегося ым?

- В первую очередь, у социального работника есть удостоверение, подписанное главой совета, с мокрой печатью, где указано место работы, фамилия, имя, отчество человека. Если вы считаете человека подозрительным, звоните нам, мы подтвердим, работает ли он у нас или нет. О таких фактах мы постоянно предупреждаем на планерках, сообщаем о них в милицию.

- Что бы Вы пожелали своим коллегам в этот праздник?

- В первую очередь, хотелось бы пожелать терпения, потому что люди, с которыми мы работаем – очень разные. Здоровья, семейного благополучия – если дома порядок, в душе порядок, тогда и на работе будет порядок.

- Алла, скажите, сколько людей получают Вашу помощь?

- В среднем, норма обслуживания - 10 человек. Но иногда бывают периоды большей загрузки, и тогда мы предоставляем помощь 12-14 подопечным. На каждый день у меня составлен специальный график, в котором указано, с кем я работаю сегодня, что и кому я должна принести, чем помочь.

- Сколько раз в неделю Вы приходите к своим подопечным?

- Регулярность, с которой мы ходим к подопечному, определяется по возрасту и по потребностям людей, которых мы обслуживаем. К примеру, если человеку 70 лет – приходим два раза в неделю, 80 лет – три раза, 90 лет – четыре раза. Также на количество посещений влияет медицинское заключение, где указана степень подвижности наших подопечных.

- Ваши подопечные в основном одинокие люди или у них есть родственники?

- Я помогаю как одиноким людям, так и тем, у кого есть дети, которые не могут помочь родителям, – живут в других городах, странах, или по состоянию здоровья. Иногда у родственников просто не хватает времени, и тогда они обращаются в территориальные службы за помощью, платят небольшую сумму, но они уверены, что в их родных все будет в порядке. Но, конечно, есть и случаи, когда дети просто отказываются от своих старичков.

- Что для Вас самое сложное в этой профессии и в чем Вы видите плюсы?

- Плюсы в том, что мы привыкаем к своим подопечным, и они к нам. Они ждут нас, как своих детей. Я к своей маме не могу ездить каждые выходные, а их вижу два-три раза в неделю. И хоть я себе говорила, что буду относиться к своим обязанностям сугубо как к работе, сейчас я так сказать не могу. Ведь меня ждут и в праздники, и в будни. Когда я лежала в больнице, мои подопечные переживали и звонили не меньше, чем родные.

Мы ходим навещать своих подопечных в больницу, звоним, интересуемся. У каждого из них – своя интересная история. С особенной горечью они вспоминают о голодомор, войну, как рыли окопы, как взрывались бомбы. Но суть в том, что люди, прошедшие такой ад, нисколько не озлоблены. Наоборот, они намного добрее современного поколения.

А самое сложное в работе то, что все мы разные и у всех разные характеры. К людям нужно приспособиться. Если человек пришедший сюда работать смог это сделать – он работает, если нет – уходит. Есть у нас такая категория старичков, которые сразу пишут Президенту, мэру, которые должны знать, что у них протекает кран или плохо закрывается форточка. К ним тоже нужно найти подход.

- Как относятся к Вашей работе родные?

Читайте также: