Комплекс лфк для детей с нарушением слуха прописать особенности работы с детьми с нарушением слуха

Обновлено: 16.05.2024

Причины нарушения слуха у ребенка могут быть врожденными или приобретенными, возможны и сочетания различных факторов. Рассмотрим основные причины снижения слуха у детей.

Генетика

40% случаев снижения слуха в детстве происходит из-за генетической предрасположенности. Также потерю слуха может спровоцировать врожденный порок развития уха или слухового нерва. Обратите особое внимание на слух малыша, если он был рожден с недостатком веса, испытывал кислородное голодание, родился недоношенным или перенес желтуху в первые дни после рождения.

Инфекции

Если мать, будучи беременной, переболеет цитомегаловирусом или краснухой, то это может повлечь за собой нарушение развития органа слуха у плода. Если ребенок заболеет свинкой или корью, то слух также может пострадать. Отиты – особенно опасное заболевание в детстве. Если вы не долечили, например, насморк у ребенка, болезнь может добраться до ушей и привести к образованию нагноения и снижению слуха. Кроме того отит является опасным для жизни.

Неправильная гигиена

Специалисты по слуху призывают всех отказаться от использования ватных палочек в качестве инструмента для чистки ушей. Палочкой очень легко протолкнуть серу только глубже в ухо и даже повредить барабанную перепонку. Из-за скопления большого количества ушной серы образуются серные пробки, которые блокируют поступление звукового сигнала в среднее ухо. Для правильной гигиены уши достаточно регулярно мыть теплой водой.

Шумная обстановка

Берегите детей от шумных мест – и без того хрупкая система слуха может не выдержать постоянного шума и пострадать. Если ребенок использует наушники, научите его важным правилам обращения с ними: звук не должен быть громче 50%, а использование наушников должно быть ограничено одним часом в день.

Ототоксичные препараты

Некоторые сильнодействующие лекарства могут нарушить работу сенсорных клеток в среднем ухе. Такие препараты используются при лечении сложных заболеваний, например, малярии, туберкулеза и рака.

Дети с нарушением слуха – причины и особенности развития

Признаки снижения слуха у детей

Проблема сниженного слуха чаще всего заметна не самому слабослышащему, а тем, кто с ним общается. В случае снижения слуха у ребенка это будет заметно в первую очередь его родителям.

Главный признак снижения слуха у ребенка до года – отсутствие реакции на громкие звуки. В норме ребенок должен реагировать (вздрагивать, плакать) после двух недель жизни, если этого не происходит, немедленно обратитесь к специалисту. Подробнее о проверке слуха у новорождённых

Если нарушение слуха произошло у ребенка старше года, то определить это уже проще. Ребенок не отзывается на свое имя, плохо ориентируется в пространстве по звукам, не слышит происходящего в соседней комнате и т.п.

Более старшие дети выпадают из разговора, отвечают невпопад, также не реагируют на свое имя и на зов издалека. Подробнее о проверке слуха у детей и подростков

Классификация снижения слуха

  • I степень: обычно ребенок слышит хорошо, но начинаются проблемы при попадании в шумную акустическую ситуацию.
  • II степень: возникают проблемы с шепотной речью, даже если она звучит в тихой обстановке.
  • III степень: у ребенка серьезные проблемы с разборчивостью речи, даже если она звучит довольно громко.
  • IV степень: малыш слышит только то, что звучит совсем рядом с его ухом.

Страшнее четвертой степени тугоухости может быть только полная глухота.

Обратите внимание: тугоухость – это не временное количественное снижение возможности воспринимать звуки, а качественные необратимые изменения всей слуховой системы, которые неизбежно окажут свое влияние на развитие детской психики. Роль слуха в развитии человека очень велика.

Характеристика детей с нарушением слуха

Слабослышащие дети испытывают трудности не только с восприятием звуков, но и с процессом познания и с социальной адаптацией. Задача взрослых в этом случае – правильно расставить приоритеты и сделать все возможное, чтобы развитие ребенка проходило в нормальном ритме. Также взрослому необходимо знать об особенностях развития слабослышащих детей. Особенностями детей с нарушениями слуха являются особенности психического и умственного развития.

Особенности психического развития детей с нарушениями слуха

Если оставить без внимания нарушения слуха у детей в раннем возрасте, то можно столкнуться с вытекающей проблемой – недоразвитием речи и других функций: мышление, память, внимание. Этот тип развития называется дефицитарным.

В целом, психическое развитие детей с нарушениями слуха происходит по тем же законам, что и здоровых малышей, но происходит это значительно медленнее из-за ограниченности контактов с миром вокруг. Также психическая деятельность слабослышащего ребенка, как бы упрощается – теряются полутона, полумеры. Ребенку тяжелее связывать между собой различные явления, распознавать эмоции. Также отличительной чертой является нарушение речи у детей с нарушением слуха.

Дети с нарушением слуха – причины и особенности развития

Особенности умственного развития детей с нарушениями слуха

Умственное развитие ребенка характеризуется развитием его внимания, памяти и мышления. Слабослышащие дети по результатам многочисленных исследований испытывают трудности при развитии всех этих показателей.

Особенности внимания

Дети с нарушением слуха одновременно воспринимают гораздо меньшее количество элементов, чем дети с нормой слуха. Особенно ярко это проявляется на уроках, когда необходимо, например, одновременно слушать учителя и писать в тетради. Также слабослышащему ребенку требуется значительно больше времени, чтобы переключиться с одного типа восприятия на другой, например, с чтения на слушание.

Особенности памяти

Дети с нормой слуха непроизвольно запоминают огромнейшее количество вещей при простом контакте с окружающим миром. У слабослышащего ребенка, как мы помним, такие контакты довольно сильно ограничены, поэтому запоминает он значительно меньше, хотя и способен на те же самые объемы, что и здоровый ребенок. У слабослышащих детей хорошо получается запоминать слова, тесно связанные со зрительными образами, и значительно хуже обстоят дела со словами, обозначающими звуковые или абстрактные явления.

Особенности мышления

Из-за ограниченности контактов с миром и социумом набор мыслительных инструментов ребенка с нарушением слуха не так широк. Он часто пытается, как бы открывать разные двери одним ключом. Ребенок может иметь сложности с вычленением главных и второстепенных деталей в рассказах или рисунках, выявлением неочевидных причинно-следственных связей. В целом, развитие мыслительных процессов будет в значительной мере замедленно.

Обучение детей с нарушением слуха – сложная задача. Ее решением должны заниматься и родители, и специалисты параллельно.

Диагностика нарушения слуха у детей

Своевременная диагностика – это важнейший этап в помощи слабослышащему ребенку. Чем раньше вы обнаружите проблему и начнете решать ее, тем быстрее и проще пройдет адаптация ребенка к жизни в социуме. Не ждите, пока ребенок замкнется в своем тихом одиноком мире.

Для определения состояния слуха у детей существует несколько методов.

Лечение нарушений слуха у детей

Как и у взрослых, лечение тугоухости будет зависеть от ее вида. Тугоухость бывает нейросенсорной и кондуктивной. И, если кондуктивная тугоухость по большей части успешно поддается медикаментозному или хирургическому лечению, то с нейросенсорной тугоухостью все не так просто. Шанс на восстановление слуха может быть только у тех, кто незамедлительно обратился за помощью к специалистам. Однако большая часть случаев тугоухости может быть скорректирована при помощи слухопротезирования.

Исправникова Олеся Владимировна

Введение

В настоящее время проблемы воспитания и обучения детей с нарушениями слуха приобретают все большую актуальность. На сегодняшний день процессы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха, инклюзированных в общеобразовательные учреждения расширяются. Детям с нарушениями слуха, обучающимся в общеобразовательных классах, для общения с окружающими и успешного обучения необходимо обязательное постоянное использование слухового аппарата, специальная систематическая коррекционная работа с сурдопедагогом и логопедом. Такое совместное – сурдопедагогическое и логопедическое – воздействие позволяет повысить эффективность коррекционной работы. Развитие слухового восприятия у таких детей – одна из важнейших составляющих успешности их обучения и не ограничивается только занятиями в школе. Эта работа проводится и дома, в семье и организуется преподавателем. В течение всех лет обучения необходимы медицинская профилактика и лечебные мероприятия (включающая специфическую медикаментозную, физиотерапию, специальную лечебную физкультуру и др.).
Психолого-педагогическая коррекционная работа с такими детьми в общеобразовательных учреждениях строится с учетом тех проблем, которые вызывает нарушение слуха.

Характеристика и психофизические особенности детей с нарушениями слуха.

Выделяют две основные группы детей с недостатками слуха:

Глухие – дети, нарушение слуха которых не позволяет естественно воспринимать речь и самостоятельно овладевать ею. В зависимости от состояния речи среди глухих выделены дети без речи – ранооглохшие, родившиеся с нарушенным слухом или потерявшие слух до начала речевого развития. Вторая категория – дети с речью – позднооглохшие, потерявшие слух в период, когда их речь была сформирована.

Слабослышащие – дети с частичным нарушением слуха, при котором возможно самостоятельное речевое развитие, хотя бы в минимальной степени. Состояние слуха слабослышащих детей достаточно разнообразно: от небольшого нарушения восприятия и понимания шепотной речи до резкого ограничения восприятия и понимания речи разговорной громкости.

В зависимости от состояния речи выделены две категории слабослышащих детей:

слабослышащие дети с тяжелым недоразвитием речи (отдельные слова, короткие, неправильно построенные фразы, грубые нарушения лексического, грамматического, фонетического строя речи);

слабослышащие дети с незначительным недоразвитием речи (владеют развернутой фразовой речью с небольшими отклонениями в грамматическом строе, фонетическом оформлении).

Существует медицинская классификация нарушений слуха, в которой выделяются I, II, III и IV степени снижения слуха (тугоухости) и глухота.

Следует понимать, что нарушение слуха – это не просто количественное снижение возможности слухового восприятия, а качественные необратимые стойкие изменения слуховой системы, влияющие на всё психическое развитие ребенка. Это объясняется ролью слуха в развитии человека.

Нарушение слуха (первичный дефект) приводит к недоразвитию речи (вторичный дефект) и к замедлению или специфичному развитию других функций, связанных с пострадавшей опосредованно (зрительное восприятие, мышление, внимание, память), что и тормозит психическое развитие в целом.

Психическое развитие ребенка с нарушенным слухом происходит в особых условиях ограничения внешних воздействий и контактов с окружающим миром. В результате этого психическая деятельность такого ребенка упрощается, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и разнообразными.

Компоненты психики у детей с нарушениями слуха развиваются в иных по сравнению со слышащими детьми пропорциях:

несоразмерность в развитии наглядных и понятийных форм мышления;

преобладание письменной речи над устной;

недоразвитие одних перцептивных систем при относительной сохранности других (сохранна кожная чувствительность, при правильном обучении и воспитании развивается зрительное восприятие и формируется слуховое);

изменения в темпах психического развития по сравнению с нормально слышащими детьми: замедление психического развития через некоторое время после рождения или после потери слуха и ускорение в последующие периоды при адекватных условиях обучения и воспитания.

Таким образом, нарушение слуха приводит к особенностям развития познавательной и личностной сферы. При работе с детьми, имеющими нарушения слуха, педагогу необходимо знать и учитывать характерные для них особенности познавательной и личностной сферы.

Особенности познавательной сферы.

Особенности внимания.

сниженный объем внимания – дети с нарушениями слуха могут одномоментно воспринять меньшее количество элементов;

меньшая устойчивость, а, следовательно, большая утомляемость, так как получение информации происходит на слухо-зрительной основе. У слышащего школьника в течение занятия/урока происходит смена анализаторов – при чтении ведущий зрительный анализатор, при объяснении материала – слуховой. У ребенка с нарушением слуха такой смены нет – постоянно задействованы оба анализатора;

низкий темп переключения: ребенку с нарушением слуха требуется определенное время для окончания одного учебного действия и перехода к другому;

трудности в распределении внимания: школьник с сохранным слухом может одновременно слушать и писать, ребенок с нарушениями слуха при этом испытывает серьезные затруднения.

Особенности памяти.

образная память развита лучше, чем словесная (на всех этапах и в любом возрасте);

уровень развития словесной памяти зависит от объема словарного запаса ребенка с нарушением слуха. Ребенку требуется гораздо больше времени на запоминание учебного материала, практически при всех степенях снижения слуха словесная память значительно отстает.

Особенности мышления.

у детей с нарушениями слуха в начальной школе возможно преобладание наглядно-образного мышления над словесно-логическим;

уровень развития словесно-логического мышления зависит от развития речи плохослышащего учащегося.

Особенности личностной сферы.

Особенности развития эмоциональной сферы.

плохослышащий ребенок не всегда понимает эмоциональные проявления окружающих в конкретных ситуациях, а, следовательно, не может сопереживать им;

ребенок с нарушением слуха не может дифференцировать тонкие эмоциональные проявления очень долго, и в подростковом возрасте это проявляется особенно ярко.

Межличностные отношения.

для плохослышащего ученика педагог играет значительную роль в формировании межличностных отношений (в формировании оценки одноклассников и самооценки) на протяжении длительного времени, вплоть до старших классов;

у неслышащих и слабослышащих детей необоснованно долго сохраняется завышенная самооценка. Это объясняется тем, что с раннего возраста они находятся в зоне положительного оценивания своих достижений со стороны взрослых;

возможно проявление агрессивного поведения, связанное с реальным оцениванием возможностей ребенка с нарушением слуха со стороны учителя и одноклассников;

приоритетное общение с учителем и ограничение взаимодействия с одноклассниками;

“неагрессивная агрессивность” – использование ребенком с нарушением слуха невербальных средств для привлечения внимания собеседника (схватить за руку, постукать по плечу, подойти очень близко, заглядывать в рот сверстника и т.д.), что воспринимается слышащими как проявление агрессивности.

Особенности коммуникации с окружающими людьми.

плохослышащему ребенку воспринимать речь окружающих легче, если он хорошо видит лицо говорящего;

нередко ошибочные ответы или затруднения в ответах детей вызваны незнанием лексических значений отдельных слов, незнакомой формулировкой высказывания, непривычной артикуляцией собеседника;

при ответе на вопрос: “Все ли понятно?” ребенок с нарушением слуха чаще ответит утвердительно, даже если он его не понял;

ребенку с нарушением слуха трудно воспринимать и понимать продолжительный монолог;

испытывает значительные трудности в ситуации диалога;

у ребенка с нарушением слуха имеются психологические барьеры в общении со слышащими.

Своевременно организованные медицинская коррекция нарушенного слуха и психолого-педагогическое сопровождение позволяют в значительной степени компенсировать отклонения в психическом развитии глухих и слабослышащих детей.

Методы и приемы работы с детьми с нарушением слуха, рекомендуемые педагогам и специалистам общеобразовательных учреждений.

Наибольшей спецификой в обучении детей с нарушениями слуха отличаются методы и приемы, направленные на формирование речи и изучения языка. Вопрос формирования и совершенствования всех сторон речи у детей с нарушением слуха является одним из важнейших в инклюзивной практике. Развитие речи детей с нарушениями слуха имеет ряд особенностей в связи с ее затрудненным, неполноценным восприятием на слух.

Список литературы

Янн П.А. Воспитание и обучение глухого ребенка: Сурдопедагогика как наука: учеб. пособие: пер. с нем. М.: Академия, 2003.

Солодянкина О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М.: АРКТИ, 2007. – 80 с.

Сороки, В.М. Специальная психология.– СПб.: Речь, 2003. – 216 с.


3. Белова О.А. Психоэмоциональное состояние школьников с депривацией слуховой сенсорной системы, и методики, направленные на её улучшение // Биомедицинская радиоэлектроника. 2016. № 1. С. 14–18.

4. Белова О.А. Проблема мотивации и её проявления у детей с нарушением слуха// Вестник Рязанского государственного университета. 2014. № 2. С. 43–48.

5. Бандаков М.П., Микрюкова М.Г. Совершенствование методики развития координационных способностей у девочек 6–7 лет в художественной гимнастике // Вестник ВятГУ. 2015. № 1. С. 164–169.

6. Баюнчикова Д.С., Пальчик А.Б. Характер психомоторного развития детей с депривацией слуха // Специальное образование. 2017. № 2. С. 14–26.

7. Валявко С.М., Усачева Л.А. Некоторые проблемы психодиагностики младших школьников с недостатками слуха // Актуальные проблемы психодиагностики лиц с ограниченными возможностями здоровья. Межвузовский сборник научных статей. М., 2011. С. 24–35.

8. Дульнев Г.М., Крашенюк А.И. От синергетики к информационной медицине. СПб.: Ин-т биосенсорной психологии, 2010. 168 с.

9. Лубовский В.И., Коробейников И.А., Валявко С.М. Новая концепция психологической диагностики нарушений развития // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 4. С. 50–60.

10. Кавокин А.И., Аникина А.Ю., Красноперова Н.А., Караулова Л.К. Дифференциальная оценка типологических особенностей проявления свойств нервной системы у подростков // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 5. С. 155–161.

11. Щетинина Н.П. Развитие высшего педагогического образования за рубежом и в России // Хроники объединённого фонда электронных ресурсов. Наука и образование. 2015. № 6 (73). 29 с.

Функциональные системы имеют свойство взаимозаменяемости, взаимокомпенсации ведущих эффекторных механизмов. Поэтому при выходе из строя определенного звена системы обеспечения достижение полезного приспособительного результата может быть возложено на другие её компоненты [1].

К среднему и старшему школьному возрасту формируется новый динамический стереотип со значительным повышением адаптационных возможностей. У слабослышащих учащихся этот процесс происходит замедленно. Отсутствие отрицательного эмоционального фона, полная или почти полная адаптация к условиям школы-интерната приводит к тому, что учащиеся с депривацией догоняют и обгоняют своих сверстников общеобразовательных школ, но лишь к старшему школьному возрасту [2]. Наличие такого отклонения, как нарушение слуха, значительно осложняет социализацию, особенно в том случае, если у глухого либо слабослышащего ребёнка наблюдается сложная структура дефекта, например тугоухость на грани с глухотой в сочетании с первичными недостатками интеллекта, нарушениями со стороны двигательной сферы, центральной нервной системы и др. [3]. Школьники с депривацией слуха обучаются в специализированных образовательных учреждениях, учебный процесс в которых ведётся с использованием дактильной речи. При воспитании депривированного учащегося внимание следует уделять физическому, функциональному, умственному и гигиеническому воспитанию. Самое главное – не отделять школьника с нарушением слуха от общества сверстников с нормальным слухом, так как общение постоянно побуждает ребёнка говорить, воспринимать новую информацию и слова, а развитие идёт с опорой на сохранный анализатор [4]. Лонгитудинальное и комплексное наблюдение за учащимися общеобразовательной школы-интерната показало, что их здоровье также подвергается общим закономерностям роста и развития, но ухудшается в значительно меньшей степени, что связано с особыми условиями обучения, а к окончанию старшего (12-го класса) стабилизируется по всем показателям.

Реабилитация включает в себя все формы систематических воздействий, существующие в области профилактики и воспитания. В педагогической науке существует понятие сенсорного воспитания, которое направлено на развитие зрительного, тактильного, кинестетического восприятия. По мнению ряда исследователей, поскольку первичный дефект депривированных по слуху учащихся в большей части случаев связан с нарушениями со стороны сенсорных систем и ЦНС, то следует организовывать целенаправленную деятельность школьников в микросоциуме школы, чтобы корректировать и компенсировать дефект [5]. Поражение звукопроводящего аппарата может наступать внезапно – это касается как тугоухости определенной степени, так и глухоты. Наблюдения за слабослышащими и глухими детьми убеждают, что специально подобранные физические упражнения значительно улучшают нарушенную координацию, мелкую моторику рук, динамическое и статическое равновесие. В связи с этим рекомендуются игры, направленные на сопряженное развитие скоростных, координационных способностей. Благодаря таким принципам работы, как комплексность, системность, целостность; динамичность (подвижность); методическое единство и постепенность коррекции депривированных по слуху детей, формируется целостная интегративная деятельность организма с постепенным вовлечением новых звеньев.

Цель исследования: выявить особенности силы нервной системы у учащихся младшего школьного возраста с депривацией слуха, а также подтвердить разработанную систему коррекционной работы с учащимися начальной школы (1–4 классы) с помощью их оценки (простой зрительно-моторной реакции, динамометрии).

Материалы и методы исследования

В качестве основной группы для исследования были взяты школьники с депривацией слуха (с 1 по 4 классы), которые вовлечены в учебный процесс (50 мальчиков и 50 девочек с депривацией слуха). У некоторых из них адаптация к новым условиям школы-интерната еще не завершена (младший школьный возраст). Рассматривая многовариативность индивидуального развития, а также его когерентность (т.е. согласованность действия определенных элементов в системе), связанную также с эволюцией развития и способностью к самоорганизации, нами была разработана индивидуальная программа работы с такими учащимися, в результате которой школьник постепенно достигает определенного полезного приспособительного навыка. Эксперимент проводился с учётом биоэтических норм.

Наиболее опасным в развитии таких школьников является появление стрессогенного фактора, встречаются расстройства движений и судороги. Нередко отмечаются пониженные динамометрические и спирометрические показатели (не соответствующим возрастным нормам), двигательные беспокойства, отставание в созревании зрительно-моторной сферы. Мелкая и крупная моторика, УР (уровень реакции) тесно связана с речевой активностью. При нарушении крупной и мелкой моторики рук, особенно у детей младшего школьного возраста, ослабляется развитие уровня реакции, внимания, памяти, мышления. В 90 % случаев у глухих и слабослышащих детей, достигших 9-летнего возраста, слабо сформирована моторная программа, которая позволяет овладеть навыками письма [6].

Физиометрические показатели оценки динамометрического теста – (оценка максимальной изометрической силы мышц кисти и предплечья) отражают также эффективность разработанной и применяемой методики.

В результате в процессе перехода из одного возрастного периода в другой происходит формирование функциональной системы, которая характеризуется улучшением параметров физиологического и функционального состояния учащихся с депривацией слуха, взаимосвязей между ними.

Коррекционные занятия проводились с подгруппой из 1–3 человека или индивидуально два раза в неделю. Время занятия 30–40 мин с группой. Время занятия – 25 мин индивидуально. Блоки занятий: макроуровень (упражнения на равновесие и баланс); микроуровень (диагностика и упражнения на развитие мелкой моторики); средний уровень (упражнения с различными предметами на развитие отдельных групп мышц); упражнения на развитие зрительного анализатора; работа с сегментами тела (упражнения на проработку сегментов: глаза, рот, шея, грудь, диафрагма, живот, таз); основы саморегуляции (упражнения на дыхание, массаж, растяжки, постизометрическая релаксация) [7].

Принципы проведения эксперимента:

1. Научный комплексный подход в изучении личностных характеристик учащихся.

2. Системность исследования.

3. Целенаправленное исследование в соответствии с целями и задачами образовательного учреждения.

4. Применение жестовой и дактильной речи при общении с глухими и слабослышащими детьми.

6. Работа с опорой на сохранную сенсорную систему.

Методика экспресс-диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям Е.П. Ильина (теппинг-тест)

Методика основана на определении динамики максимального темпа движения кисти в первой и во второй половине опыта (учащиеся по сигналу ставят точки в квадратах). Испытуемые в течение 30 с стараются удержать максимальный для себя темп. Показатель темпа фиксируется через каждые 5 с, по 6 квадратам с точками строится кривая работоспособности данного испытуемого. Теппинг-тест определяет силу, подвижность, выносливость нервной системы и ее функциональное состояние.

Методы статистической обработки материала

Статистическая обработка цифровых показателей осуществлялась с помощью пакета компьютерной программы Excel. Полученные параметрические величины оценивались с помощью Microsoft office Excel 2003 Windows7, программы Stat Graphics Plus for Windows,а также с помощью статистического критерия Манна – Уитни.

Наиболее важными методологическими парадигмами в работе с учащимися с депривацией слуха для нас явились:

1. Деятельность, непосредственно связанная с опорой на ведущую сенсорную систему в зависимости от степени дефекта (глухота, тугоухость определённой степени).

2. Обязательная индивидуализация действий с разработкой траектории воздействия, системность и регулярность.

3. Выявление уровня физиологического и психофизиологического здоровья с выделением факторов риска.

4. Предотвращение дезадаптационных, своевременное снятие стрессовых состояний.

Результаты исследования и их обсуждение

Учащиеся с депривацией слуха, согласно многолетним наблюдениям авторов, очень ранимы, часто чрезмерно эмоциональны. Однако в отличие от детей с другими недостатками они стремятся к познанию нового, имеют высокую мотивацию. Самое главное – правильно оценить состояние ребенка, уметь сопереживать ему, добиваться его расположения и взаимопонимания, а не беспрекословного подчинения [8].

По полученным результатам было установлено, что у всех детей 7-летнего возраста (мальчиков и девочек) преобладающей является слабая сила нервных процессов – 100 %. Сила нервных процессов у мальчиков 7 лет остаётся неизменной в течение всего учебного года. Общее количество точек, которые мальчики проставляли за 30 с, в среднем было равным 122,5 ± 0,35. Максимальный темп работы составил 9,0 ± 0,07 точек. Для 50 % из них характерна высокая врабатываемость (в первых трёх квадратах), у девочек отмечается такая же тенденция (p

Упражнения для детей с нарушением слуха

Целью занятий по развитию слухового восприятия слабослышащими детьми является развитие способности малышей узнавать окружающие звуки.

При организации занятий с детьми младшего возраста, нужно учитывать следующие моменты:

- в упражнениях должны присутствовать элементы игры и обучения;
- для закрепления новых умений и навыков материал следует повторять многократно;
- задания нужно усложнять постепенно, а уровень сложности должен быть адекватен возрасту ребенка;
- необходим эмоциональный контакт между ребенком и взрослым;
- длительность занятий от 5 до 15 минут.
Примеры некоторых упражнений для детей с нарушением слуха по восприятию неречевых звуков:

Во время прогулки в парке или на детской площадке нужно обращать внимание ребенка на звуки природы: голоса птиц и животных, шаги людей, гудки клаксона автомобиля, шелест листьев и т.п. Таким же образом можно определять звуки и дома: скрип двери, тиканье часов, шум воды в трубах и т.д.. Когда ребенок научится различать эти звуки с опорой на зрение, одновременно слыша звук и видя его источник, предложите определить происхождение звука с закрытыми глазами. Целью этого упражнения является развитие слухового внимания, восприятия на слух различных звуков окружающей действительности.

Игра проводится в помещении и для занятия потребуются различные предметы и материалы - полиэтиленовые пакеты, бумага, ключи, палочки, ложки и др. Ребенок знакомится с различными звуками, которые получаются при манипуляциях с предметами. Взрослый должен пошуршать пакетом, постучать деревянным молоточком, помять и порвать лист бумаги, позвенеть ключами, провести палочкой по батарее, а затем предложить ребенку закрыть глаза и угадать звучащий предмет. Открыв глаза, ребенок должен этот предмет назвать или показать. Цель упражнения - помимо развития слухового внимания, еще и восприятие на слух звуков, издаваемых различными предметами.

Насыпать в небольшие непрозрачные баночки или коробочки (например, из-под киндер-сюрпризов) различные крупы: горох, манку, рис, можно также взять соль, макароны, бусинки, мелкие камушки. Коробочек должно быть по 2 каждого вида. Потрясите одной из коробочек, привлекая внимание малыша, а затем предложите найти среди коробочек ту, которая издает такой же звук. Количество коробочек нужно увеличивать постепенно. Это упражнение учит воспринимать на слух звуки, которые издают различные сыпучие материалы.

В занятии используются детские музыкальные инструменты - бубен, дудочка, гармошка, пианино, барабан. Сначала нужно познакомить ребенка с инструментами и научить извлекать из них звуки. Встав за спину ребенка или спрятавшись за ширму, поочередно извлекайте звуки из различных инструментов. Ребенок должен показать нужный инструмент или назвать его словом. Начинать нужно с двух инструментов, постепенно увеличивая их количество.

Взрослый ударяет в барабан или бубен один или несколько раз так, чтобы ребенок это видел и назвал словами или показал на пальчиках, сколько прозвучало ударов - один или много. После того, как ребенок понял задание, можно приступать к различению количества звуков только на слух.

С помощью детского пианино или ксилофона взрослый извлекает звуки из игрушки так, чтобы ребенок это видел, причем выбираются два звука, резко отличающиеся по тональности. Затем ребенок сам находит на пианино эти звуки, руководствуясь только слухом.

Это упражнение также развивает слуховое внимание и учит определять высоту звука. С этого занятия мы начинаем учить ребенка различать звуки по высоте, постепенно переходя к различению высоты звуков речи.

Взрослый ударяет в барабан с разной силой, при этом обращая внимание ребенка на разницу в звучании - громко или тихо. Ребенок показывает картинки с изображением большого или маленького барабана. Большой барабан - громкий звук, маленький - тихий. На занятии ребенок учится различать звуки по силе звучания.

Заключение. Это лишь небольшое количество упражнений, которые можно включать в занятия с детьми, имеющими нарушения органов слуха. Заниматься с ребенком нужно систематически, дома и на улице, согласовывая свои действия с рекомендациями сурдопедагога и используя методические материалы. Важно только не переутомлять ребенка, постепенно развивать его способность учиться слушать, а, в дальнейшем, и правильно говорить.

Читайте также: