Коммерческие организации как субъекты трудового права

Обновлено: 18.05.2024

Субъекты трудового права — это участники общественных трудовых отношении, регулируемых трудовым законодательством, которые обладают определенными трудовыми правами и обязанностями и имеют возможность реализовывать их.

Для субъектов необходимо наличие трудовой правоспособности и дееспособности, которые объединяются понятием правосубъектность — то есть характеристикой, определяющей право субъекта быть участником отношений:

  • трудовая правоспособность — признаваемая трудовым законодательством способность иметь трудовые права и обязанности;
  • трудовая дееспособность — способность по законодательству своими действиями осуществлять трудовые права и обязанности.

В трудовом праве гражданин обладает единой правосубъектностью, то есть признаваемой трудовым законодательством способностью иметь и осуществлять, реализовывать трудовые права и обязанности и нести ответственность за трудовые правонарушения.

Имея трудовую правосубъектность, лицо может стать субъектом трудового права, то есть участником его правоотношений.

Виды субъектов трудового права

Субъектами трудового права могут быть:

  • физические лица — работники;
  • работодатели — физические или юридические лица;
  • социальные партнеры — объединения работодателей и объединения работников в лице избранных или назначенных представителей;
  • первичная профсоюзная организация или иные уполномоченные работниками выборные представительные органы на производстве;
  • органы занятости населения;
  • органы по разрешению трудовых споров;
  • органы надзора и контроля в сфере труда.

Каждая из этих групп субъектов обладает своим правовым статусом в трудовом праве.

Правовой статус субъекта — это правовая характеристика участника отношений, определяющая его место и роль в данном правоотношении. В содержании правового статуса субъекта выделяют следующее:

  • трудовая правосубъектность;
  • основные трудовые права и обязанности, так как именно набор используемых субъектом прав, обязанностей, свобод и определяет его место в данном правоотношении (статус);
  • юридические гарантии трудовых прав и свобод, основанные на их нормативной закрепленности и возможности применить принудительную силу государства для обеспечения;
  • ответственность самого субъекта за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него трудовых обязанностей.

Работник и работодатель как основные субъекты трудового права

Работники как субъекты трудового права являются не только самой многочисленной и распространенной категорией субъектов трудового права, но еще и одной из сторон трудового отношения. В соответствии со статьей 20 ТК РФ работник — это физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Под физическим лицом законодатель понимает гражданина, иностранца и лицо без гражданства.

Физические лица как субъекты трудового права должны обладать фактической способностью к труду, то есть трудовой правосубъектностью. Указанное свойство за физическими лицами признается тогда, когда они становятся способными к самостоятельному систематическому труду.

Работодатели как субъекты трудового права являются вторым основным субъектом трудового права, выступая другой стороной трудовых отношений, предоставляя физическим лицам работу, организуя и оплачивая ее. Согласно части 4 статьи 20 ТК РФ работодатель это:

  • физическое лицо;
  • юридическое лицо (организация);
  • иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

Для того чтобы вступать в трудовые отношения, организация должна обладать трудовой правосубъектностью, содержание которой определяется целями и задачами, поставленными при её создании и закрепленными в её учредительных договорах, уставе и положениях.

Работник — субъект трудового права

Трудовая правосубъектность возникает на основании трудового договора у физических лиц с 16-летнего возраста (ч. 1 ст. 63 ТК РФ). Однако в определенных случаях трудовая правосубъектность может возникнуть и ранее 16 лет. Полная трудовая дееспособность (трудовое совершеннолетие) возникает у физических лиц только с 18 лет.

Трудовую правосубъектность физических лиц характеризует также волевой критерий — состояние волевой способности к труду. Не могут выступать в качестве работников как субъектов трудового права лица, которые вследствие психического расстройства не могут понимать значения своих действий или руководить ими и признаны судом недееспособными. В отдельных случаях не могут быть работниками и ограниченно дееспособные лица.

Ограничение трудовой правосубъектности возможно и на основании статей 44, 47 УК РФ. Ими предусмотрено уголовное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Кроме того, статьями 3.2 и 3.11 КоАП РФ предусмотрено административное наказание в виде дисквалификации, которое заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом.

Трудовое законодательство регулирует также возможности физического лица к определенному виду труда, т. е. возможность вступления лица в трудовые отношения может зависеть от его квалификации и состояния здоровья. В частности трудовое законодательство предъявляет особые требования к работникам деятельность которых непосредственно связана с движением транспортных средств.

Статья 328 ТК РФ обязывает при приеме на работу работников непосредственно связанных с движением транспортных средств, пройти:

  • профессиональный отбор;
  • обязательный предварительный медицинский осмотр;
  • профессиональное обучение.

С момента заключения трудового договора с работодателем у физического лица возникает правовой статус работника.

В статье 21 ТК РФ определены основные права и обязанности работника.

Работник имеет право на:

  • заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами;
  • предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;
  • рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором;
  • своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;
  • отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков;
  • полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда;
  • подготовку и дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;
  • объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов;
  • участие в управлении организацией в предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами и коллективным договором формах;
  • ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора, соглашений;
  • защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами;
  • разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку, в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;
  • возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;
  • обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами.
  • добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;
  • соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
  • соблюдатьтрудовую дисциплину;
  • выполнять установленные нормы труда;
  • соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;
  • бережно относиться к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников;
  • незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества).

Перечисленные выше права и обязанности относятся ко всем категориям работников.

Примером гарантии трудовых прав служит гарантия права работника на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, которые установлены статьей 220 ТК РФ. Установлены два вида тветственности работника за трудовое правонарушение:

  • дисциплинарная — статьи 192 — 195 ТК РФ;
  • материальная — статьи 238 — 250 ТК РФ.

Работодатель — субъект трудового права

Трудовая правосубъектность юридического лица (работодателя) возникает с момента его государственной регистрации уполномоченным органом. Именно с этого момента юридическое лицо может осуществлять свои права и нести обязанности в качестве работодателя.

Юридическое лицо прекращает выступать в качестве субъекта трудового права с момента его ликвидации, при реорганизации же его трудовые обязанности и права переходят к другому юридическому лицу в порядке правопреемства.

Кроме юридических лиц в качестве работодателей могут выступать и физические лица. Работодателями — физическими лицами признаются (часть 5 статьи 20 ТК РФ):

Заключать трудовые договоры в качестве работодателей имеют право физические лица, достигшие возраста восемнадцати лет, при условии наличия у них гражданской дееспособности в полном объеме, а также лица, не достигшие указанного возраста — со дня приобретения ими гражданской дееспособности в полном объеме.

Физические лица, имеющие самостоятельный доход, достигшие возраста 18 лет, но ограниченные судом в дееспособности, имеют право с письменного согласия попечителей заключать трудовые договоры с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства.

Работодатели — индивидуальные предприниматели, по своему правовому положению, приравнены к работодателям — юридическим лицам. Особенности правового регулирования трудовых договоров, заключаемых работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, и работниками, определены в статьях 303, 304, 306, 307 ТК РФ.

Как сказано выше, в случаях, установленных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры. Например, филиал организации — обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, не является юридическим лицом, но может иметь трудовую правосубъектность, будучи наделен создавшим его юридическим лицом правом заключать трудовые договоры и увольнять работников.

33. Администрация организации как субъект трудового права

Предприятие (организация) обычно реализует имеющиеся полномочия через свои органы. В качестве органа, реализующего полномочия в сфере организационно-управленческой деятельности, выступает администрация предприятия (организации).

Администрация представляет собой совокупность должностных лиц и органов, осуществляющих функцию организации и управления трудом и трудовым коллективом предприятия (организации).

В ее состав входят: руководитель (собственник, предприниматель) предприятия, его заместители и помощники, главные специалисты, руководители структурных подразделений (цехов, производств, отделов и т.п.), старшие мастера, мастера и другие лица, имеющие в подчинении тех или иных работников и выполняющие функцию управления по отношению к ним.

В общественных отношениях, регулируемых трудовым правом, администрация выступает в двух качествах:

1) как орган предприятия (организации);

2) как самостоятельный субъект права.

Например, в трудовых отношениях с конкретными работниками она представляет предприятие (организацию) в качестве его органа и, следовательно, не рассматривается как субъект права, а в организационно-управленческих отношениях (по установлению условий труда, заключению коллективного договора, введению систем оплаты труда и т.п.) она выступает уже в качестве самостоятельного субъекта права со всеми вытекающими отсюда последствиями. В соответствии с действующим законодательством и уставом предприятия (организации) функции администрации могут выполнять наряду с должностными лицами и коллегиальные органы (советы, комитеты, правления).

Предприятие самостоятельно определяет структуру органов управления и затраты на их содержание.

Особенности управления предприятиями отдельных организационно-правовых форм регулируются соответствующими законодательными актами РФ.

Опыт деятельности предприятий в условиях перехода к рыночной экономике показывает, что реализацию полномочий администрации как субъекта трудового права целесообразно строить на сочетании единоначалия и учета мнения трудового коллектива.

Для администрации государственного, муниципального предприятия характерно то, что осуществление ею ряда управленческих полномочий предполагает участие в этой деятельности профоргана предприятия (введение правил внутреннего распорядка, сверхурочных работ, утверждение графиков сменности, отпусков, увольнение с работы и др.). Это свидетельствует о демократических началах в управленческих функциях администрации, поскольку профорган в данном случае выступает как законный представитель и защитник интересов трудового коллектива и отдельных работников. Вместе с тем такое участие предопределяет границы и специфику действий администрации по реализации управленческих правомочий.

Пособие по безработице.

Гражданам, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей), и признанным в установленном порядке безработными.

Каковы условия, сроки и размеры выплаты пособия:

Время для отдыха

Работникам Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, как и другим работникам, полагается ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней (ст. 115 ТК РФ). Также на общих основаниях работникам Севера предоставляются дополнительные оплачиваемые отпуска:

- за работу с вредными или опасными условиями труда (ст. 117 ТК РФ);

- за ненормированный рабочий день (ст. 119 ТК РФ).

Но кроме этих периодов отдыха ст. 321 ТК РФ предусмотрено предоставление дополнительных оплачиваемых отпусков работникам организаций, расположенных:

- в районах Крайнего Севера, - 24 календарных дня;

- в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 16 календарных дней.

Общая продолжительность ежегодных оплачиваемых отпусков работающим по совместительству устанавливается на общих основаниях.

На основании ст. 322 ТК РФ ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, установленный ст. 321 ТК РФ, предоставляется работникам по истечении шести месяцев работы у данного работодателя.

Общая продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска определяется суммированием ежегодного основного и всех дополнительных ежегодных оплачиваемых отпусков. Полное или частичное соединение ежегодных оплачиваемых отпусков лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, допускается не более чем за два года. При этом общая продолжительность предоставляемого отпуска не должна превышать шесть месяцев, включая время отпуска без сохранения заработной платы, необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно.

Неиспользованная часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая шесть месяцев, присоединяется к очередному ежегодному оплачиваемому отпуску на следующий год.

Кроме этого, ч. 5 ст. 322 ТК РФ обязывает работодателя предоставить одному из работающих родителей (опекуну или попечителю) ежегодный оплачиваемый отпуск или его часть (не менее 14 календарных дней) для сопровождения ребенка в возрасте до 18 лет, поступающего в образовательные учреждения среднего или высшего профессионального образования, расположенные в другой местности. Для получения такого отпуска работник должен предъявить документ соответствующего образовательного заведения, подтверждающий допуск ребенка к вступительным экзаменам.

Обратите внимание! Одному из родителей (опекуну, попечителю, приемному родителю), работающему в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеющему ребенка в возрасте до 16 лет, по его письменному заявлению ежемесячно предоставляется дополнительный выходной день без сохранения заработной платы.

При наличии двух и более детей отпуск для указанной цели предоставляется один раз для каждого ребенка.

Коллективным договором, локальным нормативным актом, принятыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, или трудовым договором работодатель может предусмотреть компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно (ст. 325 ТК РФ).

Устанавливая данный вид компенсаций, можно придерживаться правил для организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, финансируемых из бюджетов различных уровней. В частности, их работники имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда в пределах территории РФ к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 кг.

Указанные организации оплачивают также стоимость проезда и провоза багажа к месту отпуска работника и обратно неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям, фактически проживающим с работником) независимо от времени использования отпуска.

При этом оплата стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника организации, финансируемой из федерального бюджета, и членов его семьи и обратно производится по заявлению работника не позднее чем за три рабочих дня до отъезда в отпуск исходя из примерной стоимости проезда. Окончательный расчет производится по возвращении из отпуска на основании представленных билетов или других документов.

Другие гарантии

Статья 327 ТК РФ гласит, что гарантии и компенсации в области социального страхования, пенсионного обеспечения, жилищных правоотношений и некоторые другие устанавливаются лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления.

Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного Законом, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.

Требование органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

На основании абзаца 6 ч. первой ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить сотрудника от работы, если этого требуют органы или должностные лица, уполномоченные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Одним из подобных органов является федеральная инспекция труда. В соответствии со ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы вправе предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об отстранении от должности в установленном порядке лиц, виновных в нарушении трудового законодательства, и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Помимо этого трудовая инспекция вправе выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда.

В том случае, если лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных заболеваний, могут стать источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями производства, в котором они заняты, или выполняемой ими работой, при их согласии временно переводятся на другую работу, не связанную с риском распространения инфекционных заболеваний. Если же такой перевод невозможен, на основании постановлений главных государственных санитарных врачей и их заместителей они временно отстраняются от работы с выплатой пособий по социальному страхованию.
Еще одним органом, чье решение об отстранении сотрудника от работы обязательно для исполнения работодателем, является суд. В соответствии с п. 10 ст. 29 УПК РФ суд наделен правом приема решения о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности, в том числе в ходе досудебного производства. Согласно ст. 114 УПК РФ при наличии такой необходимости суд по ходатайству, возбужденному с согласия прокурора дознавателем или следователем, выносит постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности. Основанием для отмены временного отстранения является соответствующее постановление дознавателя, следователя, прокурора. Данное постановление также обязательно для исполнения работодателем.

Если в полученном документе содержится не требование об отстранении, а просьба, рекомендация или предложение, решение об отстранении работника работодатель принимает самостоятельно.

Время отстранения, как правило, указывается в постановлении или в предписании уполномоченного органа. Существуют различные варианты определения периода отстранения, например, конкретная дата или условие о совершении тех или иных действий.

Работодатели (организации) как субъекты трудового права. Его правовой статус

33. Администрация организации как субъект трудового права

Предприятие (организация) обычно реализует имеющиеся полномочия через свои органы. В качестве органа, реализующего полномочия в сфере организационно-управленческой деятельности, выступает администрация предприятия (организации).

Администрация представляет собой совокупность должностных лиц и органов, осуществляющих функцию организации и управления трудом и трудовым коллективом предприятия (организации).

В ее состав входят: руководитель (собственник, предприниматель) предприятия, его заместители и помощники, главные специалисты, руководители структурных подразделений (цехов, производств, отделов и т.п.), старшие мастера, мастера и другие лица, имеющие в подчинении тех или иных работников и выполняющие функцию управления по отношению к ним.

В общественных отношениях, регулируемых трудовым правом, администрация выступает в двух качествах:

1) как орган предприятия (организации);

2) как самостоятельный субъект права.

Например, в трудовых отношениях с конкретными работниками она представляет предприятие (организацию) в качестве его органа и, следовательно, не рассматривается как субъект права, а в организационно-управленческих отношениях (по установлению условий труда, заключению коллективного договора, введению систем оплаты труда и т.п.) она выступает уже в качестве самостоятельного субъекта права со всеми вытекающими отсюда последствиями. В соответствии с действующим законодательством и уставом предприятия (организации) функции администрации могут выполнять наряду с должностными лицами и коллегиальные органы (советы, комитеты, правления).

Предприятие самостоятельно определяет структуру органов управления и затраты на их содержание.

Особенности управления предприятиями отдельных организационно-правовых форм регулируются соответствующими законодательными актами РФ.

Опыт деятельности предприятий в условиях перехода к рыночной экономике показывает, что реализацию полномочий администрации как субъекта трудового права целесообразно строить на сочетании единоначалия и учета мнения трудового коллектива.

Для администрации государственного, муниципального предприятия характерно то, что осуществление ею ряда управленческих полномочий предполагает участие в этой деятельности профоргана предприятия (введение правил внутреннего распорядка, сверхурочных работ, утверждение графиков сменности, отпусков, увольнение с работы и др.). Это свидетельствует о демократических началах в управленческих функциях администрации, поскольку профорган в данном случае выступает как законный представитель и защитник интересов трудового коллектива и отдельных работников. Вместе с тем такое участие предопределяет границы и специфику действий администрации по реализации управленческих правомочий.

Читайте также: