Когда бетховен начал трудовую деятельность какую должность он занимал

Обновлено: 30.04.2024

Людвиг ван Бетховен родился 16 декабря 1770 г. в немецком городе Бонне. Его отец Иоганн был певцом в придворной капелле. Мать, Мария-Магдалина, была дочерью повара, работавшего при дворе.

Детство маленького Людвига трудно называть радостным и беззаботным. Семья, в которой он рос, имела скромный доход. К тому же глава семейства злоупотреблял спиртным и часто проявлял агрессию по отношению к близким. Напиваясь, он избивал супругу, а иногда и сына.

Несмотря на попойки, Бетховен-старший интересовался способностями своего ребенка. Он сразу заметил у него прекрасный слух и начал обучать его игре на скрипке и клавесине.

Возможно, отец выбрал именно эти инструменты из-за того, что в детстве на них играл великий Вольфганг Моцарт, слава о котором гремела по всей Европе.

Однако у Людвига не наблюдалось особых способностей в игре на скрипке и клавесине. Тогда отец начал заставлять его играть на органе, альте, фортепиано и флейте.

Когда сын допускал даже незначительную ошибку, он мог заработать себе серьезную порку. Отцу Бетховена хотелось, чтобы Людвиг получил такую же известность, как и Моцарт. Тогда бы их семья прославилась на всю Европу и смогла бы существенно улучшить материальное положение.

Когда Бетховену исполнилось 6 лет, он впервые в своей биографии выступил перед публикой в Кельне. Однако гонорар за концерт оказался весьма скромным, что сильно разочаровало главу семейства.


Несмотря на это, маленький Людвиг продолжил заниматься музыкой, и только мать постоянно поддерживала и ободряла его. Вскоре он стал импровизировать и писать свои первые произведения.

Порою он настолько сильно погружался в процесс сочинения музыки, что ему было сложно выйти из этого состояния.

В 1782 г., преподавателем юного Бетховена становится Кристиан Готлобу, который являлся директором придворной капеллы. Он смог разглядеть у Бетховена необычный дар, поэтому с особым интересом работал с ним. Помимо уроков музыки, Кристиан привил Бетховену любовь и к литературе.

В скором времени Людвиг увлекся чтением мировой классики. Наряду с этим, он был в восторге от творчества Генделя, Баха и, конечно же, Моцарта, с которым мальчик мечтал выступить на одной сцене.

В 1787 г. его мечта сбылась. Оказавшись в Вене, он познакомился со своим кумиром. Ему даже удалось сыграть для него некоторые из своих сочинений, услышав которые Моцарт пришел в восторг.

Людвигу хотелось еще раз встретиться с великим Моцартом, однако из-за болезни матери, от которой она позже скончается, ему пришлось срочно возвратиться домой.

Смерть матери стала настоящей трагедией для Бетховена. Он впал в уныние и какое-то время вообще не интересовался музыкой. Более того, теперь ему приходилось ухаживать за двумя маленькими братьями и постоянно терпеть пьяные выходки отца.

К тому же он подвергался насмешкам со стороны сверстников, поскольку утверждал, что благодаря своим сочинениям вскоре станет очень богатым.

Вскоре в его биографии началась светлая полоса. В Бонне композитор познакомился с семейством Бройнинг, взявшим его под свое покровительство. Людвиг стал обучать музыке их дочь Лорхен, с которой он поддерживал дружеские отношения и в зрелом возрасте

Музыка

В 1792 году Бетховен отправился в Вену, где быстро нашел друзей-меценатов. Чтобы усовершенствовать навыки в инструментальной музыке обратился к Йозефу Гайдну, которому приносил на проверку собственные произведения. Отношения между музыкантами сразу же не заладились, так как Гайдна раздражал строптивый ученик. Затем юноша берет уроки у Шенка и Альбрехтсбергера. Вокальное письмо совершенствует вместе с Антонио Сальери, который ввел молодого человека в круг профессиональных музыкантов и титулованных особ.

Вскоре Бетховен становится модным пианистом Вены. В 1795 году состоялся дебют молодого музыканта в салоне. Сыграв три фортепианных трио и три сонаты собственного сочинения, очаровал современников. Присутствующие отметили бурный темперамент, богатство воображения и глубину чувства Луи. Три года спустя мужчину настигает страшная болезнь – тиннитус, которая развивается медленно, но верно.


Композиции этого жизненного периода наполнены трагизмом, глубиной и философским смыслом. Произведения величайшего музыканта становятся классикой для современников и потомков.

Выдающиеся достижения музыканта


Людвиг ван Бетховен сыграл выдающуюся роль в развитии музыкальных жанров своих предшественников. Он впустил как можно больше свободы в исполнение квартетов, симфоний и сонат, создав ощущение пространства и времени. Композитор своими произведениями ввел каждый инструмент так, что исполнителю просто необходимо стало владеть им досконально. Так был оттеснен клавесин, что сделало фортепиано главным инструментом, который своим расширенным диапазоном гасит его скромное изящество, и требует профессиональной отдачи. В мелодию композитор так же ввел новшество – неожиданное импульсивное и контрастное исполнение, со сменой темпов и ритмов, что было подчас трудно принять современникам. Бетховен стал музыкальным революционером, затмивший своими творениями былую традиционную направленность, создав новое направление в музыкальном искусстве.

Личная жизнь


Личная жизнь композитора была полна тайн, но так и не сложилась, хотя вокруг него всегда было много женщин.

Последней надеждой на счастье для Бетховена стала Беттина Брентано, подруга Гёте, немецкая писательница. Но и здесь его ждала неудача: в 1811 году она вышла замуж за другого, писателя Ахима фон Арнима. Счастье обошло стороной великого композитора.

Глухота, уединение, смерть


В 1796 году у Людвига началось воспаление внутреннего уха, и стал пропадать слух. В отчаянии он уединился в маленьком провинциальном городке Хайлигенштадте, его даже посещали мысли о самоубийстве. Однако осознав, как много он ещё мог бы сотворить, Людвиг прогнал от себя эти глупости. В это период он приступил к работе над Третьей симфонией, которая потом получила название Героическая, так как писал её глухой композитор.

Из-за глухоты Людвиг редко выходил из дома, он стал угрюм и нелюдим. Но именно на этот период и приходится создание его лучших произведений.

Последние годы жизни Бетховен сочинял заметно реже. Он взял под опеку своего племянника после смерти брата, всячески старался дать ему достойное образование, но юношу интересовали лишь бильярд и карты. Людвиг очень переживал по этому поводу.

Интересные факты

Видео


Людвиг ван Бетховен был немецким пианистом и композитором, которого многие считают величайшим музыкальным гением всех времен. Его новаторские композиции объединили вокал и инструменты, расширив сферу сонаты, симфонии, концерта и квартета. Он - ключевая фигура переходного периода, связывающая классическую и романтическую эпохи западной музыки.

Людвиг Ван Бетховен родился предположительно 16 декабря 1770 года в городе Бонне в Кельнском электорате, княжестве Священной Римской империи. Хотя точная дата его рождения неизвестна, Бетховен был крещен 17 декабря 1770 года.
Согласно закону и обычаям, дети в то время крестились в течение 24 часов после рождения, поэтому 16 декабря является его наиболее вероятной датой рождения. Однако сам Бетховен ошибочно полагал, что он родился спустя два года, в 1772 году, и упорно настаивал на неправильной дате, даже если ему предоставлялись официальные документы, которые были вне всяких сомнений подлинными и подтверждали, что 1770 год был его истинным годом рождения.

Семья

У Бетховена было два младших брата: Каспар, родившийся в 1774 году, и Иоганн, родившийся в 1776 году. Мать Бетховена, Мария Магдалина ван Бетховен, была стройной, благородной и глубоко интеллигентной женщиной. Его отец, Иоганн ван Бетховен, был посредственным придворным певцом, более известным своим алкоголизмом, чем какими-либо музыкальными способностями. Однако дед Бетховена, крестный отец и тезка, капельмейстер Людвиг ван Бетховен, был самым преуспевающим и выдающимся музыкантом Бонна, источником бесконечной гордости для молодого Людвига.
Где-то между рождением его двух младших братьев отец Бетховена начал преподавать ему музыку, с необычайной строгостью и жестокостью. Это отложилось у него в памяти на всю жизнь.
Соседи рассказывали о маленьком мальчике, который плакал, когда он играл на клавир, стоял на цыпочках, чтобы достать ключи, а отец избивал его за каждое колебание или ошибку.
Почти каждый день Бетховена пороли, закрывали в подвале и лишали сна, чтобы дополнительно попрактиковаться в музыке. Он изучал скрипку и клавир со своим отцом, а также брал дополнительные уроки у органистов по всему городу. Вне зависимости от драконовских методов своего отца, Бетховен был поразительно талантливым музыкантом с самых ранних дней.

Образование


Надеясь, что его маленький сын будет признан музыкальным вундеркиндом в духе Вольфганга Моцарта, отец Бетховена организовал его первый публичный концерт 26 марта 1778 года. Он объявил его как "маленький сын 6 лет" (возраст Моцарта, когда он дебютировал для императрицы Марии) хотя ему было фактически 7 лет, Бетховен играл впечатляюще, но его сольный концерт не получил того признания, которого ожидал отец.
Тем временем музыкальный вундеркинд посещал латинскую начальную школу под названием Tirocinium, где его одноклассник сказал спустя годы: "Не было обнаружено никаких признаков той гениальной искры, которая впоследствии так ярко светилась в нем".
В 1781 году, в возрасте 10 лет, Бетховен покинул школу, чтобы полностью посвятить себя музыке и учиться у Кристиана Готтлоба Неефе, недавно назначенного придворного органиста. Нееф представил Бетховена Иоганну Себастьяну Баху, и в возрасте 12 лет Бетховен опубликовал свою первую композицию, набор фортепианных вариаций в честь неизвестного классического композитора по имени Дресслер.
В 1784 году, когда его отец стал еще больше пить, а голос стал ухудшаться, отец Бетховена уже не мог содержать семью, и Людвиг ван Бетховен попросил официального назначения на должность помощника судебного исполнителя. Несмотря на молодость, его просьба была принята, и Бетховен был зачислен в штат со скромной годовой заработной платой в 150 флоринов.

Бетховен и Моцарт

Есть только предположения и неубедительные доказательства того, что Бетховен когда-либо встречался с Моцартом, не говоря уже о том, чтобы учиться у него. Чтобы облегчить его музыкальное развитие, в 1787 году Бетховен отправился в Вену, европейскую столицу культуры и музыки, где он надеялся все-таки учиться у Моцарта.
Говорят, что, услышав о Бетховене, Моцарт сказал:

"Следите за ним; когда-нибудь он даст миру то, о чем потом будут долго говорить".

Всего через несколько недель после приезда в Вену, Людвиг узнал, что его мать заболела, и он вернулся домой в Бонн. Оставшись там, Бетховен продолжал завоевывать репутацию самого многообещающего молодого придворного музыканта города.

Ранняя карьера

Дебютное выступление

Бетховен завоевал много покровителей среди богатых и именитых граждан венской аристократии, которые предоставили ему жилье и средства, позволив Бетховену в 1794 году разорвать все связи с электоратом Кельна. У Бетховена наконец состоялся долгожданный публичный дебют в Вене 29 марта 1795 года.
Первой весной нового века, 2 апреля 1800 года, Бетховен дебютировал со своей симфонией № 1 до мажор в Королевском императорском театре в Вене. Хотя Бетховен будет ненавидеть эту пьесу:

"В те дни я не знал, как сочинять", - заметил он позднее

Изящная и мелодичная симфония, тем не менее, сделала его одним из самых знаменитых композиторов Европы.
По мере развития нового века Бетховен сочинял произведения за произведением, которые отмечали его как искусного композитора, достигшего своей музыкальной зрелости. Его "Шесть струнных квартетов", опубликованные в 1801 году, демонстрируют полное владение этой самой сложной и заветной из венских форм, разработанных Моцартом и Гайдном.
Бетховен также написал "Существа Прометея" в 1801 году, дико популярный балет, который ставился в 27 спектаклях в Императорском придворном театре. Примерно в то же время Бетховен обнаружил, что он теряет слух.

Личная жизнь


По ряду причин, в том числе из-за его ужасной застенчивости и неудачного внешнего вида, Бетховен никогда не был женат и не имел детей. Однако он отчаянно любил замужнюю женщину по имени Антони Брентано.
В течение двух дней в июле 1812 года Бетховен писал ей длинное и красивое любовное письмо, которое он так никогда и не отправит.
Смерть брата Бетховена Каспара в 1815 году спровоцировала одно из величайших испытаний в его жизни - мучительную судебную тяжбу с его невесткой Иоганной за опеку над Карлом ван Бетховеном, его племянником и ее сыном.
Борьба продолжалась семь лет, в течение которых обе стороны наговорили друг другу много неприятных вещей. В конце концов, Бетховен выиграл опеку над мальчиком, хотя вряд ли был к нему привязан.
Несмотря на его известность, Бетховен был одинок и часто несчастен на протяжении всей своей жизни. Вспыльчивый, рассеянный, жадный и подозрительный до паранойи, Бетховен враждовал со своими братьями, издателями, домработницами, учениками и покровителями.
В одном показательном случае Бетховен попытался сломать стул над головой князя Лихновского, одного из его самых близких друзей и самых преданных покровителей. В другой раз он стоял в дверях дворца князя Лобковица, крича, чтобы все услышали:

В течение многих лет ходили слухи о том, что Бетховен имел африканское происхождение. Эти необоснованные предположения могут основываться на темном цвете лица Бетховена или на том факте, что его предки происходили из региона Европы, в который когда-то вторглись испанцы, а мавры из северной Африки были частью испанской культуры. Однако никто при жизни Бетховена не называл композитора мавританцем или африканцем, и слухи о том, что он был чернокожим, в значительной степени опровергаются историками.

Был ли Бетховен глухим?

В то же время, когда Бетховен сочинял некоторые из своих самых бессмертных произведений, он изо всех сил пытался смириться с шокирующим и ужасным фактом, который он отчаянно пытался скрыть: он оглох.
На рубеже 19-го века Бетховен изо всех сил пытался разобрать слова, которые ему были сказаны в разговоре.
Бетховен раскрылся в душераздирающем письме 1801 года своему другу Францу Вегелеру:

Завет Хайлигенштадта

Временами, доведенные до крайности меланхолией своим недугом, Бетховен описал свое отчаяние в длинной и пронзительной записке. Она датирована 6 октября 1802 года и упоминается как "Завет Хейлигенштадта". В ней говорится:

"О вы, люди, которые думают или говорят, что я недоброжелательный, упрямый или человеконенавистнический, как сильно вы меня обидели. Вы не знаете тайной причины, которая заставляет меня казаться вам таким, и я бы покончил с собой - только мое искусство сдерживает меня. Ах, кажется невозможным покинуть мир, пока я не выведу все то, что чувствую внутри себя".

Почти чудесным образом, несмотря на свою быстро прогрессирующую глухоту, Бетховен продолжал сочинять в бешеном темпе.
С 1803 по 1812 год, который известен как "средний" или "героический" период, он сочинил оперу, шесть симфоний, четыре сольных концерта, пять струнных квартетов, шесть струнных сонат, семь фортепианных сонат, пять комплектов фортепианных вариаций, четыре увертюры, четыре трио, два секстета и 72 песни.

Лунная соната

Самыми известными среди них были незабвенная Лунная соната, симфонии № 3-8, скрипичная соната Кройцера и Фиделио, его единственная опера.
Превосходно сложная, оригинальная и красивая музыка, созданная в этот период жизни Бетховена не имеет аналогов ни у одного другого композитора в истории.

Уход из жизни

Бетховен скончался 26 марта 1827 года в возрасте 56 лет от постгепатитического цирроза печени.
Вскрытие также дало подсказки о причинах его глухоты: артериальная болезнь, вместе с тифом, которым он переболел летом 1796 года, но вылечился, дали осложнения на слуховой аппарат.
Ученые, анализирующие оставшийся фрагмент черепа Бетховена, отметили высокий уровень содержания свинца и предположили, что причина смерти была от отравления им, но эта теория была в значительной степени дискредитирована.

Людвиг ван Бетховен, германский дирижер, музыкант и композитор, является одной из самых основных фигур в музыкальном классицизме.

Годы жизни: 1770.12.16. – 1827.03.26.

Творчество композитора включает в себя все существовавшие в период деятельности жанры: сочинения для хора, музыка для драматических спектаклей и опера.

Им созданы гениальные произведения в промежутках классического и романтического периодов, оставаясь последним представителем Венской классической школы.

Для детей важным является ответ на вопрос — на каком инструменте играл Бетховен? Композитор владел несколькими музыкальными инструментами, среди которых были орган, альт, фортепиано, пианино, скрипка и виолончель.





Ранние годы

Бетховен родился предположительно 16 декабря (точно известна только дата его крещения – 17 декабря) 1770 года в городе Бонн в музыкальной семье. С детства его стали обучать игре на органе, клавесине, скрипке, флейте.

Впервые серьезно заниматься с Людвигом стал композитор Кристиан Готлоб Нефе. Уже в 12 лет в биографии Бетховена появилась первая работа музыкальной направленности – помощник органиста при дворе. Бетховен изучал несколько языков, пытался сочинять музыку.

Бетховен любил читать, особенно популярными у него были древнегреческие авторы Гомер и Плутарх, и более современные поэты Уильям Шекспир, Гёте и Фридрих Шиллер.

Знаменитые музыкальные произведения

За всю свою творческую карьеру Бетховен написал огромное множество музыкальных произведений, особо известными в их списке значатся:

Расцвет музыкальной карьеры

Гайдн кратко отметил, что музыка Бетховена была мрачной и странной. Однако в те годы виртуозная игра на пианино приносит Людвигу первую славу. Произведения Бетховена отличаются от классической игры клавесинистов. Там же, в Вене, были написаны знаменитые в будущем сочинения: “Лунная соната” Бетховена, “Патетическая соната”.

Краткая биография Бетховена

Информация составлена из самых важных моментов в жизни и творчестве музыканта.

Где родился

В немецком городе Бонне, что находится на реке Рейн, зимой 1770 года, в семье Иоганна ван Бетховена и Марии Магдалины Кеверих, родился первенец – Людвиг.

Отец и мать

Отец и дед Бетховена, Иоганн и Людвиг, были музыкантами и певчими.

Дед будущего музыканта, Людвиг старший, был фламандским певчим, переехавшим в Бонн, где посчастливилось стать музыкантом при дворе самого курфюрста Кельнского.

Туда же, в капеллу, устроился в качестве певчего Иоганн, который обладал приятным тенором. Там Иоганн знакомится с дочерью повара Кевериха, Марией Магдалиной, с которой впоследствии сочетался браком.

Детство

Детство Людвига нельзя было назвать радостным, ведь следом за ним на свет появились еще 6 братьев и сестер, и ему приходилось помогать своей матери по хозяйству.

Вдобавок ко всему, отец очень часто прикладывался к спиртному, что служило совершенно нездоровой атмосферой в доме.

Алкоголь, побои, нищета и стресс сказывались на здоровье матери и вынашивании детей, поэтому все умерли практически в младенчестве.

Образование и воспитание

В дни, когда наступало спокойствие, Людвиг любил слушать музыкальное исполнение деда в капелле, что не осталось незамеченным для отца, который принялся за музыкальное образование мальчика.

Но цели у Иоганна были отнюдь не благородные, так не терпелось в скором времени озолотиться на талантливом ребенке, поэтому процесс обучения проходил в жестокой атмосфере.

Людвигу было категорически запрещено гулять во дворе, часто приходилось часами проводить за скрипкой и фортепиано, а в качестве непослушания отец доходил до избиения ребенка.

Вдобавок ко всему Иоганн ограничил сыну посещение обязательного начального образования, что впоследствии сказалось на грамотности композитора. Пробелы в образовании видны в сохранившихся записях музыканта, имеются серьезные ошибки в счете и орфографии.

Начало творчества

Первый свой концерт, под контролем отца, Людвиг дает в Кельне, но вырученные средства оказались слишком малы, что сильно разочаровало Иоганна, и тот передает сына в обучение своим знакомым музыкантам.

А вот Мария Магдалина стремилась всячески поддерживать сына, предложив ему переносить возникающую в голове музыку на бумагу.

В 1782 году юный Людвиг знакомится с К. Г. Нефе – органистом, композитором и эстетом, который берет шефство над дарованием, делая своим помощником при дворе. Нефе обучает Людвига, прививая любовь к музыкальным и литературным произведениям, философской науке и иностранным языкам. Юный музыкант мечтает о встрече и совместной работе с Моцартом, и этой мечте суждено было сбыться.

В 1787 году Людвиг ван Бетховен совершает свою первую поездку в Вену, где демонстрирует импровизации Моцарту, который, ошеломленный исполнением юноши, предсказал в будущем его огромную популярность. После этого маэстро согласился на просьбы Бетховена дать несколько профессиональных уроков.

Но судьба распорядилась иначе. У Людвига серьезно заболела мать, и поэтому пришлось срочно вернуться домой. Мария Магдалина умирает, и Людвигу приходится взять на себя всю заботу о своих двух младших братьях. Для своих детей Иоганн был плохим отцом, его интересовала только бесшабашная, пропитанная алкоголем жизнь, и юному музыканту ничего не оставалось, как обратиться за помощью к курфюрсту, с просьбой о получении ежемесячной денежной помощи. Этот период жизни был очень тяжелым, внезапно осложненный заболеваниями тифа и оспы.

Неспящее дарование Людвига в дальнейшем позволило обеспечить себе доступ к любым музыкальным собраниям и уважение со стороны богатых семей в своем родном городе. Это позволило в 1792 году снова посетить Вену, где молодой человек берет уроки у известных композиторов: Гайдна, Альбрехтсбергера, Шенка и Сальери. Пользуясь знакомствами и знаниями, Бетховен становится вхож в круг виртуозных музыкантов и титулованных особ.

Правда изнеженным жителям Вены музыка композитора казалась очень непонятной и чудовищной, что сильно того обескураживало и раздражало. Тогда, недолго думая, Людвиг отправляется в Берлин, где, как ему казалось, он надеялся встретить понимание.

Там так же ожидало разочарование. Бетховен не нашел искомое. Испорченные нравы, лицемерие, прикрываемое благочестием, раздражали, и, несмотря на принятые двором Фридриха II импровизации и предложение остаться в Берлине, музыкант возвращается в полюбившуюся Вену. Оттуда музыкант добровольно не выезжал несколько лет, посвятив себя полностью своим нотам, создавая на дню по три композиции.

Бетховен был открытым революционером, не боявшимся высказывать всем и всюду свои взгляды. Даже его облик кричал об этом, своими непослушными вихрами не по моде, не меняющиеся ни в чью угоду. Внутреннее и внешнее состояние существовало гармонично.

Эту гармонию бунтарства умело запечатлел на полотне в 1920 году знакомый художник Штилер.

Людвиг Ван Бетховен краткая биография композитора

Данный портрет Бетховена считается самым популярным из всех прижизненных изображений.

На 26 году жизни к Бетховену подкралась настоящая беда потеря слуха. Ему еще ранее приходилось жаловаться на частые раздражающие шумы и звоны в ушах, что свидетельствовало о развивающейся болезни – тиннитус.

Расцвет

В 1824 году было первое исполнение 9-ой симфонии на публике, устроившей бурные аплодисменты маэстро, размахивая в знак приветствия платками и шляпами. Такое позволялось лишь при встрече с императорскими особами, поэтому жандармы не замедлили пресечь такую вольность.

Последние годы жизни

Зимой 1826 года маэстро поразило воспаление легких, в придачу с водянкой и желтухой. Около трех месяцев продолжалась борьба с недугом, но в этот раз он оказался слабее, и ранним утром Бетховена не стало.

Ему было всего 56 лет. Вскрытие показало, что у маэстро к тому моменту развился цирроз печени и панкреатит.

Многотысячная похоронная процессия проводила своего любимого уникального композитора в полной тишине. На месте захоронения был поставлен пирамидальный памятник с изображением на нем лиры, солнца и фамилии гения.



Начало творческого пути

Интересные факты о Бетховене

О Бетховене существует несколько интересных фактов:

Выдающиеся достижения музыканта

Людвиг ван Бетховен сыграл выдающуюся роль в развитии музыкальных жанров своих предшественников. Он впустил как можно больше свободы в исполнение квартетов, симфоний и сонат, создав ощущение пространства и времени.

Композитор своими произведениями ввел каждый инструмент так, что исполнителю просто необходимо стало владеть им досконально.

Так был оттеснен клавесин, что сделало фортепиано главным инструментом, который своим расширенным диапазоном гасит его скромное изящество, и требует профессиональной отдачи.

В мелодию композитор так же ввел новшество – неожиданное импульсивное и контрастное исполнение, со сменой темпов и ритмов, что было подчас трудно принять современникам.

Бетховен стал музыкальным революционером, затмивший своими творениями былую традиционную направленность, создав новое направление в музыкальном искусстве.


Людвиг ван Бетховен был немецким пианистом и композитором, которого многие считают величайшим музыкальным гением всех времен. Его новаторские композиции объединили вокал и инструменты, расширив сферу сонаты, симфонии, концерта и квартета. Он - ключевая фигура переходного периода, связывающая классическую и романтическую эпохи западной музыки.

Людвиг Ван Бетховен родился предположительно 16 декабря 1770 года в городе Бонне в Кельнском электорате, княжестве Священной Римской империи. Хотя точная дата его рождения неизвестна, Бетховен был крещен 17 декабря 1770 года.
Согласно закону и обычаям, дети в то время крестились в течение 24 часов после рождения, поэтому 16 декабря является его наиболее вероятной датой рождения. Однако сам Бетховен ошибочно полагал, что он родился спустя два года, в 1772 году, и упорно настаивал на неправильной дате, даже если ему предоставлялись официальные документы, которые были вне всяких сомнений подлинными и подтверждали, что 1770 год был его истинным годом рождения.

Семья

У Бетховена было два младших брата: Каспар, родившийся в 1774 году, и Иоганн, родившийся в 1776 году. Мать Бетховена, Мария Магдалина ван Бетховен, была стройной, благородной и глубоко интеллигентной женщиной. Его отец, Иоганн ван Бетховен, был посредственным придворным певцом, более известным своим алкоголизмом, чем какими-либо музыкальными способностями. Однако дед Бетховена, крестный отец и тезка, капельмейстер Людвиг ван Бетховен, был самым преуспевающим и выдающимся музыкантом Бонна, источником бесконечной гордости для молодого Людвига.
Где-то между рождением его двух младших братьев отец Бетховена начал преподавать ему музыку, с необычайной строгостью и жестокостью. Это отложилось у него в памяти на всю жизнь.
Соседи рассказывали о маленьком мальчике, который плакал, когда он играл на клавир, стоял на цыпочках, чтобы достать ключи, а отец избивал его за каждое колебание или ошибку.
Почти каждый день Бетховена пороли, закрывали в подвале и лишали сна, чтобы дополнительно попрактиковаться в музыке. Он изучал скрипку и клавир со своим отцом, а также брал дополнительные уроки у органистов по всему городу. Вне зависимости от драконовских методов своего отца, Бетховен был поразительно талантливым музыкантом с самых ранних дней.

Образование


Надеясь, что его маленький сын будет признан музыкальным вундеркиндом в духе Вольфганга Моцарта, отец Бетховена организовал его первый публичный концерт 26 марта 1778 года. Он объявил его как "маленький сын 6 лет" (возраст Моцарта, когда он дебютировал для императрицы Марии) хотя ему было фактически 7 лет, Бетховен играл впечатляюще, но его сольный концерт не получил того признания, которого ожидал отец.
Тем временем музыкальный вундеркинд посещал латинскую начальную школу под названием Tirocinium, где его одноклассник сказал спустя годы: "Не было обнаружено никаких признаков той гениальной искры, которая впоследствии так ярко светилась в нем".
В 1781 году, в возрасте 10 лет, Бетховен покинул школу, чтобы полностью посвятить себя музыке и учиться у Кристиана Готтлоба Неефе, недавно назначенного придворного органиста. Нееф представил Бетховена Иоганну Себастьяну Баху, и в возрасте 12 лет Бетховен опубликовал свою первую композицию, набор фортепианных вариаций в честь неизвестного классического композитора по имени Дресслер.
В 1784 году, когда его отец стал еще больше пить, а голос стал ухудшаться, отец Бетховена уже не мог содержать семью, и Людвиг ван Бетховен попросил официального назначения на должность помощника судебного исполнителя. Несмотря на молодость, его просьба была принята, и Бетховен был зачислен в штат со скромной годовой заработной платой в 150 флоринов.

Бетховен и Моцарт

Есть только предположения и неубедительные доказательства того, что Бетховен когда-либо встречался с Моцартом, не говоря уже о том, чтобы учиться у него. Чтобы облегчить его музыкальное развитие, в 1787 году Бетховен отправился в Вену, европейскую столицу культуры и музыки, где он надеялся все-таки учиться у Моцарта.
Говорят, что, услышав о Бетховене, Моцарт сказал:

"Следите за ним; когда-нибудь он даст миру то, о чем потом будут долго говорить".

Всего через несколько недель после приезда в Вену, Людвиг узнал, что его мать заболела, и он вернулся домой в Бонн. Оставшись там, Бетховен продолжал завоевывать репутацию самого многообещающего молодого придворного музыканта города.

Ранняя карьера

Дебютное выступление

Бетховен завоевал много покровителей среди богатых и именитых граждан венской аристократии, которые предоставили ему жилье и средства, позволив Бетховену в 1794 году разорвать все связи с электоратом Кельна. У Бетховена наконец состоялся долгожданный публичный дебют в Вене 29 марта 1795 года.
Первой весной нового века, 2 апреля 1800 года, Бетховен дебютировал со своей симфонией № 1 до мажор в Королевском императорском театре в Вене. Хотя Бетховен будет ненавидеть эту пьесу:

"В те дни я не знал, как сочинять", - заметил он позднее

Изящная и мелодичная симфония, тем не менее, сделала его одним из самых знаменитых композиторов Европы.
По мере развития нового века Бетховен сочинял произведения за произведением, которые отмечали его как искусного композитора, достигшего своей музыкальной зрелости. Его "Шесть струнных квартетов", опубликованные в 1801 году, демонстрируют полное владение этой самой сложной и заветной из венских форм, разработанных Моцартом и Гайдном.
Бетховен также написал "Существа Прометея" в 1801 году, дико популярный балет, который ставился в 27 спектаклях в Императорском придворном театре. Примерно в то же время Бетховен обнаружил, что он теряет слух.

Личная жизнь


По ряду причин, в том числе из-за его ужасной застенчивости и неудачного внешнего вида, Бетховен никогда не был женат и не имел детей. Однако он отчаянно любил замужнюю женщину по имени Антони Брентано.
В течение двух дней в июле 1812 года Бетховен писал ей длинное и красивое любовное письмо, которое он так никогда и не отправит.
Смерть брата Бетховена Каспара в 1815 году спровоцировала одно из величайших испытаний в его жизни - мучительную судебную тяжбу с его невесткой Иоганной за опеку над Карлом ван Бетховеном, его племянником и ее сыном.
Борьба продолжалась семь лет, в течение которых обе стороны наговорили друг другу много неприятных вещей. В конце концов, Бетховен выиграл опеку над мальчиком, хотя вряд ли был к нему привязан.
Несмотря на его известность, Бетховен был одинок и часто несчастен на протяжении всей своей жизни. Вспыльчивый, рассеянный, жадный и подозрительный до паранойи, Бетховен враждовал со своими братьями, издателями, домработницами, учениками и покровителями.
В одном показательном случае Бетховен попытался сломать стул над головой князя Лихновского, одного из его самых близких друзей и самых преданных покровителей. В другой раз он стоял в дверях дворца князя Лобковица, крича, чтобы все услышали:

В течение многих лет ходили слухи о том, что Бетховен имел африканское происхождение. Эти необоснованные предположения могут основываться на темном цвете лица Бетховена или на том факте, что его предки происходили из региона Европы, в который когда-то вторглись испанцы, а мавры из северной Африки были частью испанской культуры. Однако никто при жизни Бетховена не называл композитора мавританцем или африканцем, и слухи о том, что он был чернокожим, в значительной степени опровергаются историками.

Был ли Бетховен глухим?

В то же время, когда Бетховен сочинял некоторые из своих самых бессмертных произведений, он изо всех сил пытался смириться с шокирующим и ужасным фактом, который он отчаянно пытался скрыть: он оглох.
На рубеже 19-го века Бетховен изо всех сил пытался разобрать слова, которые ему были сказаны в разговоре.
Бетховен раскрылся в душераздирающем письме 1801 года своему другу Францу Вегелеру:

Завет Хайлигенштадта

Временами, доведенные до крайности меланхолией своим недугом, Бетховен описал свое отчаяние в длинной и пронзительной записке. Она датирована 6 октября 1802 года и упоминается как "Завет Хейлигенштадта". В ней говорится:

"О вы, люди, которые думают или говорят, что я недоброжелательный, упрямый или человеконенавистнический, как сильно вы меня обидели. Вы не знаете тайной причины, которая заставляет меня казаться вам таким, и я бы покончил с собой - только мое искусство сдерживает меня. Ах, кажется невозможным покинуть мир, пока я не выведу все то, что чувствую внутри себя".

Почти чудесным образом, несмотря на свою быстро прогрессирующую глухоту, Бетховен продолжал сочинять в бешеном темпе.
С 1803 по 1812 год, который известен как "средний" или "героический" период, он сочинил оперу, шесть симфоний, четыре сольных концерта, пять струнных квартетов, шесть струнных сонат, семь фортепианных сонат, пять комплектов фортепианных вариаций, четыре увертюры, четыре трио, два секстета и 72 песни.

Лунная соната

Самыми известными среди них были незабвенная Лунная соната, симфонии № 3-8, скрипичная соната Кройцера и Фиделио, его единственная опера.
Превосходно сложная, оригинальная и красивая музыка, созданная в этот период жизни Бетховена не имеет аналогов ни у одного другого композитора в истории.

Уход из жизни

Бетховен скончался 26 марта 1827 года в возрасте 56 лет от постгепатитического цирроза печени.
Вскрытие также дало подсказки о причинах его глухоты: артериальная болезнь, вместе с тифом, которым он переболел летом 1796 года, но вылечился, дали осложнения на слуховой аппарат.
Ученые, анализирующие оставшийся фрагмент черепа Бетховена, отметили высокий уровень содержания свинца и предположили, что причина смерти была от отравления им, но эта теория была в значительной степени дискредитирована.

Читайте также: