Кем назначается на должность главный государственный инспектор труда рф

Обновлено: 05.05.2024

Федеральная инспекция труда — единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, — главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.

Комментарии к ст. 354 ТК РФ

3. В настоящее время в ведении Роструда находится 82 территориальных органа, осуществляющих государственный надзор и контроль в установленной сфере деятельности (государственные инспекции труда);

  • это государственные инспекции труда:
  • в Республике Адыгея (Адыгея), Республике Алтай, Республике Башкортостан, Республике Бурятия, Республике Дагестан, Республике Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Калмыкия, Карачаево-Черкесской Республике, Республике Карелия, Республике Коми, Республике Марий Эл, Республике Мордовия, Республике Саха (Якутия), Республике Северная Осетия — Алания, Республике Татарстан (Татарстан), Республике Тыва, Удмуртской Республике, Республике Хакасия, Чеченской Республике, Чувашской Республике — Чувашии, Алтайском крае, Забайкальском крае, Камчатском крае, Краснодарском крае, Красноярском крае, Пермском крае, Приморском крае, Ставропольском крае, Хабаровском крае, Амурской области, Архангельской области, Астраханской области, Белгородской области, Брянской области, Владимирской области, Волгоградской области, Вологодской области, Воронежской области, Ивановской области, Иркутской области, Калининградской области, Калужской области, Кемеровской области, Кировской области, Костромской области, Курганской области, Курской области, Ленинградской области, Липецкой области, Магаданской области, Московской области, Мурманской области, Нижегородской области, Новгородской области, Новосибирской области, Омской области, Оренбургской области, Орловской области, Пензенской области, Псковской области, Ростовской области, Рязанской области, Самарской области, Саратовской области, Сахалинской области, Свердловской области, Смоленской области, Тамбовской области, Тверской области, Томской области, Тульской области, Тюменской области, Ульяновской области, Челябинской области, Ярославской области, г. Москве, г. Санкт-Петербурге, Еврейской автономной области, Ненецком автономном округе, Ханты-Мансийском автономном округе — Югре, Чукотском автономном округе, Ямало-Ненецком автономном округе.

Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации образована и действует единая централизованная система государственных органов, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (Роструд), и его территориальных органов (государственных инспекций труда), — федеральная инспекция труда.

4. Федеральная инспекция труда осуществляет свою деятельность в соответствии с полномочиями, предоставленными ТК (см. комментарий к ст. 356 ТК) и Положением о Федеральной службе по труду и занятости.

В целях установления общего порядка организации деятельности территориальных органов Роструда по государственному надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (государственных инспекций труда), Приказами руководителя Роструда от 24 марта 2005 г. N 139-227 утверждены положения о государственных инспекциях труда в 82 субъектах РФ.

5. Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет руководитель Роструда — главный государственный инспектор труда РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Правительством РФ.

Руководители государственных инспекций труда в субъектах РФ являются главными государственными инспекторами труда в соответствующем субъекте РФ. В соответствии с действующими нормативными правовыми актами они назначаются на должность и освобождаются от нее Министром здравоохранения и социального развития РФ по представлению руководителя Роструда (п. 10.18 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 321).

Заместители руководителей государственных инспекций труда в субъектах РФ являются заместителями главного государственного инспектора труда в субъекте РФ (по правовым вопросам и по охране труда). Они назначаются на должность и освобождаются от нее руководителем Роструда по представлению главного государственного инспектора труда в соответствующем субъекте РФ (п. 9.3 Положения о Федеральной службе по труду и занятости).

Организационно-методическое обеспечение деятельности федеральной инспекции труда осуществляется специальным структурным подразделением Роструда — Управлением надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, Положение о котором утверждено руководителем Роструда. Руководитель Управления является заместителем главного государственного инспектора труда РФ, а его заместители — главным государственным правовым инспектором труда РФ и главным государственным инспектором РФ по охране труда.

  • отдел надзора и контроля по вопросам оплаты труда;
  • отдел надзора и контроля по общим вопросам трудового законодательства;
  • отдел надзора и контроля по вопросам особенностей регулирования труда отдельных категорий работников;
  • организационно-методический отдел;
  • отдел надзора и контроля по отраслевым вопросам охраны труда и экспертизы условий труда;
  • отдел надзора и контроля по вопросам расследования и учета несчастных случаев на производстве;
  • сводно-аналитический отдел;
  • отдел по вопросам социального партнерства.

Статус главных государственных инспекторов труда имеют не только перечисленные должностные лица федеральной инспекции труда, но и начальники отделов государственных инспекций труда в субъектах РФ и Управления надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и их заместители (по правовым вопросам и по охране труда).

Федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

Часть вторая утратила силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, - главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.

Часть четвертая утратила силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Комментарии к ст. 354 ТК РФ

Текст комментария: Отв. ред. Ю.П. Орловский "КОММЕНТАРИЙ К ТРУДОВОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", изд.6-е

Авторы: Орловский Ю.П., Чиканова Л.А., Нуртдинова А.Ф., Коршунова Т.Ю., Серегина Л.В., Гаврилина А.К., Бочарникова М.А., Виноградова З.Д.

1. Основная нагрузка по осуществлению надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, лежит на государственной инспекции труда, которая руководствуется в своей деятельности положениями Конвенции МОТ N 81 "Об инспекции труда в промышленности и торговле", а также положениями ст. ст. 354 - 364 ТК.

Федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

2. В соответствии с Положением о федеральном надзоре федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется федеральной инспекцией труда, состоящей из Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов (государственных инспекций труда), в отношении любых работодателей (юридических лиц (организаций) независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, работодателей - физических лиц, в трудовых отношениях с которыми состоят работники), а также иных субъектов, которые в соответствии с федеральными законами наделены правом заключать трудовые договоры (т.е. работодатели).

3. Федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется в соответствии с ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, ТК, другими федеральными законами, Положением о федеральном надзоре, решениями Правительства РФ:

- руководителем Федеральной службы по труду и занятости - главным государственным инспектором труда Российской Федерации;

- заместителем руководителя Федеральной службы по труду и занятости - заместителем главного государственного инспектора труда Российской Федерации;

- начальником структурного подразделения центрального аппарата Федеральной службы по труду и занятости - заместителем главного государственного инспектора труда Российской Федерации;

- заместителем начальника структурного подразделения Федеральной службы по труду и занятости - главным государственным правовым инспектором труда Российской Федерации;

- заместителем начальника структурного подразделения Федеральной службы по труду и занятости - главным государственным инспектором Российской Федерации по охране труда;

- начальниками отделов структурного подразделения Федеральной службы по труду и занятости, на которых возложены вопросы организации и осуществления федерального государственного надзора в сфере труда, их заместителями, являющимися главными государственными инспекторами труда;

- главными государственными инспекторами труда, старшими государственными инспекторами труда, государственными инспекторами труда отделов структурного подразделения Федеральной службы по труду и занятости;

- руководителями государственных инспекций труда - главными государственными инспекторами труда в соответствующем субъекте РФ;

- заместителями руководителей государственных инспекций труда - заместителями главных государственных инспекторов труда в соответствующем субъекте РФ (по направлениям деятельности);

- начальниками отделов надзора и контроля государственных инспекций труда, их заместителями, являющимися главными государственными инспекторами труда соответствующих инспекций труда;

- главными государственными инспекторами труда, старшими государственными инспекторами труда, государственными инспекторами государственных инспекций труда.

4. Положение о федеральном надзоре определяет, что Федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется федеральной инспекцией труда, состоящей из Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов (государственных инспекций труда), в отношении любых работодателей (юридических лиц (организаций) независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, работодателей - физических лиц, в трудовых отношениях с которыми состоят работники), а также иных субъектов, которые в соответствии с федеральными законами наделены правом заключать трудовые договоры.

В настоящее время Федеральной службой по труду и занятости и ее территориальными органами (государственными инспекциями труда в субъектах РФ) продолжается осуществление системного федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, основной формой которой являлось проведение проверок соблюдения требований законодательства о труде и охране труда в организациях с последующей выдачей обязательных для исполнения предписаний и привлечением виновных к ответственности в соответствии с законодательством РФ. По состоянию на 01.01.2013 в ведении Федеральной службы по труду и занятости находилось 82 государственных инспекции труда в субъектах РФ. Установление федерального уровня системы федеральной государственной инспекции труда определено конституционным принципом федеративного устройства Российской Федерации. Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства является способом реализации государственной защиты трудовых прав и свобод граждан. Согласно п. "в" ст. 71 Конституции РФ защита прав и свобод человека и гражданина находится в ведении Российской Федерации. На федеральном уровне установлена значительная часть норм трудового права, подлежащих единообразному применению на территории всей Российской Федерации. Централизация системы федеральной инспекции труда обеспечивает проведение единой линии практической деятельности всех государственных инспекций труда, что имеет важное значение в деле обеспечения единой законности, и установления общих стандартов правового положения граждан на всей территории Российской Федерации.

Задайте вопрос юристу:

Федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, - главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации (ст.354 Трудового кодекса РФ).

Деятельность федеральной инспекции труда и ее должностных лиц осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности (ст. 355 Трудового кодекса РФ).

Основными задачами федеральной инспекции труда являются:

- обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;

- обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст. 355 Трудового кодекса РФ).

Основные полномочия федеральной инспекции труда в соответствии со ст. 356 Трудового кодекса Российской Федерации:

- осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

- осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях;

- направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;

- проверяет соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

- обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию;

- анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;

- принимает необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов и (или) организаций в целях обеспечения надлежащего применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, получения объективной оценки состояния условий труда на рабочих местах, а также получения информации о влиянии применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;

- запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов, работодателей и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на нее задач;

- ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;

- осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- информирует общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведет разъяснительную работу о трудовых правах граждан;

- готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляет их Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации;

- проверяет соблюдение требований, направленных на реализацию прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также порядка назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;

- направляет в национальный орган по аккредитации представления о приостановке действия аттестата аккредитации организации, проводящей специальную оценку условий труда и допускающей нарушение требований законодательства о специальной оценке условий труда;

- направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, предложение об аннулировании сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда в связи с допускаемым этим экспертом нарушением законодательства о специальной оценке условий труда;

- направляет в соответствующие органы государственной власти информацию о фактах нарушений, действиях (бездействии) или злоупотреблениях, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют права, предусмотренные ст. 357 Трудового кодекса Российской Федерации:

- в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей - физических лиц;

- запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

- изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;

- расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

- предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

- направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

- выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;

- запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда;

- составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве;

- предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о специальной оценке условий труда.

В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

1.1. Управление государственного надзора в сфере труда (далее - Управление) является структурным подразделением Федеральной службы по труду и занятости (далее - Служба), созданным для обеспечения реализации Службой государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства об охране труда, государственных услуг в сфере труда, а также организационного и методического обеспечения деятельности территориальных органов Службы (далее - государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации).

1.2. В своей деятельности Управление руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Положением о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 324, международными договорами Российской Федерации, локальными нормативными актами Службы, а также настоящим Положением.

1.3. Управление осуществляет свою деятельность непосредственно и через государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации во взаимодействии с другими структурными подразделениями Службы, структурными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора в установленной сфере деятельности, правоохранительными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, с профессиональными союзами (их объединениями), объединениями работодателей и другими организациями.

2. Задачи Управления

2.1. Основными задачами Управления являются:

2.1.1. обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

2.1.2. обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав граждан, включая право на безопасные условия труда;

2.1.3. анализ обстоятельств и причин выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, принятие мер по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

2.1.4. обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

2.1.5. доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действия трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

3. Функции Управления

3.1. Управление в соответствии с возложенными на него задачами:

3.1.1. осуществляет федеральный государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе за соблюдением требований законодательства Российской Федерации по специальной оценке условий труда посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

3.1.2. осуществляет организационное, нормативное, методическое и информационное обеспечение надзорно-контрольной деятельности государственных инспекций труда и контроль за соблюдением ими требований действующего законодательства при осуществлении надзора и контроля в установленной сфере деятельности;

3.1.3. обеспечивает формирование предложений по совершенствованию и повышению эффективности федерального государственного надзора в сфере труда;

3.1.4. обобщает и анализирует практику применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и готовит предложения по их совершенствованию;

3.1.5. проводит анализ состояния и причин производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике.

3.1.6. принимает участие в расследовании несчастных случаев с работниками юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

3.1.7. осуществляет надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

3.1.8. осуществляет надзор и контроль за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением, исчислением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;

3.1.9. формирует Единый реестр трудовых договоров, заключенных с моряками, при посредничестве организаций по найму и трудоустройству моряков;

3.1.10. осуществляет государственную экспертизу условий труда в целях оценки правильности предоставления гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда работникам организаций, входящих в группы компаний (корпорации, холдинги и иные объединения юридических лиц), имеющих филиалы, представительства и (или) дочерние общества, действующие на постоянной основе на территории нескольких субъектов Российской Федерации;

3.1.11. осуществляет формирование и ведение реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (за исключением информационного обеспечения формирования и ведения указанного реестра);

3.1.12. организует работу по рассмотрению решений о прекращении действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

3.1.13. организует рассмотрение разногласий по вопросам проведения специальной оценки условий труда, несогласия работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а также жалоб работодателей на действия (бездействия) организации, проводящей специальную оценку условий труда;

3.1.15. в соответствии с компетенцией осуществляет контроль за деятельностью государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации;

3.1.16. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях;

3.1.17. осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

3.1.18. принимает меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов в целях обеспечения применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также получение информации о влиянии применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;

3.1.19. рассматривает заявления юридических лиц или индивидуальных предпринимателей об изменении присвоенной ранее их деятельности категории риска;

3.1.20. в установленном порядке осуществляет работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Управления;

3.1.21. участвует в подготовке проектов ежегодных докладов о федеральном государственном надзоре и контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также проектов тематических докладов и справок, аналитических и статистических материалов и иной информации по входящим в компетенцию Управления вопросам;

3.1.22. готовит предложения по разработке проектов нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию Управления;

3.1.23. обеспечивает организацию и проведение совещаний и семинаров, организуемых Службой по вопросам, входящим в компетенцию Управления;

3.1.24. организует и проводит в централизованном порядке обучение, повышение квалификации и стажировку должностных лиц государственных инспекций труда, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

3.1.25. осуществляет защиту государственной, служебной и иной, охраняемой законом тайны, по вопросам, входящим в компетенцию Управления;

3.1.26. участвует в пределах компетенции Управления в выполнении мероприятий по мобилизационной подготовке и гражданской обороне в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также в разработке и проведении мероприятий, связанных с переводом Управления на работу в условиях военного времени и в военное время.

3.2. При выполнении функций в установленной сфере деятельности Управление имеет право:

3.2.1. вносить руководству Службы предложения по вопросам, относящимся к компетенции деятельности Службы, готовить предложения по совершенствованию, изменению или отмене (признании утратившими силу) индивидуальных правовых актов, приказов и других документов Службы по функциям Управления и направлять их на заключение соответствующим структурным подразделениям Службы;

3.2.2. запрашивать в установленном порядке и получать от других структурных подразделений и государственных инспекций труда, государственных органов, учреждений и организаций, независимо от форм их собственности, граждан и общественных объединений, документы, статистические и оперативные данные, отчетные и справочные материалы и другие документы, необходимые для выполнения возложенных на Управление функций;

3.2.3. вести переписку с государственными инспекциями труда по вопросам, относящимся к компетенции Управления, направлять им поручения оперативного характера в целях обеспечения выполнения решений, поручений и указаний руководства Службы, решения вопросов их текущей деятельности, в том числе об изменении, дополнении либо отмене незаконных и (или) необоснованных решений, принятых должностными лицами государственных инспекций труда при осуществлении ими надзорно-контрольной деятельности в установленной сфере;

3.2.4. организовывать в установленном порядке проведение необходимых испытаний, анализов, оценок и экспертиз по вопросам государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в рамках осуществления полномочий Управления;

3.2.5. в целях реализации функций и полномочий по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, должностные лица Управления наделяются установленными законодательством правами в соответствии с приказами руководителя Службы - главного государственного инспектора труда Российской Федерации.

4. Организация деятельности Управления

4.1. Управление возглавляет начальник, являющийся главным государственным инспектором труда, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем Службы - главным государственным инспектором труда Российской Федерации.

Сотрудники Управления назначаются на должность и освобождаются от должности руководителем Службы.

4.2. Структура Управления и штатная численность сотрудников определяется руководителем Службы - главным государственным инспектором труда Российской Федерации.

Для выполнения задач, возложенных на Управление, в его составе создаются соответствующие отделы.

4.3. Деятельность Управления координируется заместителем руководителя Службы, выполняющим функции по организации деятельности Службы по федеральному государственному надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (куратором Управления).

4.4. Начальник и сотрудники Управления должны иметь соответствующее образование и соответствовать квалификационным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для государственных гражданских служащих.

4.5. Начальник Управления вправе:

4.5.1. проводить в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации контрольно-надзорные мероприятия в установленной сфере деятельности, принимать меры по устранению выявленных нарушений и их предупреждению, привлекать виновных к ответственности в установленном порядке;

4.5.2. вносить в установленном порядке предложения о назначении, переводе и увольнении работников Управления, наложении дисциплинарных взысканий на лиц, совершивших дисциплинарный проступок, а также о поощрении сотрудников за успешное и добросовестное исполнение служебных обязанностей;

4.5.3. представлять по согласованию с руководством Службы интересы Службы в государственных, научных, учебных, общественных и других организациях;

4.5.4. организовывать в установленном порядке совещания и семинары с участием государственных инспекций труда по вопросам, относящимся к компетенции Управления;

4.5.5. давать сотрудникам Управления обязательные для исполнения письменные и устные распоряжения и поручения по вопросам, отнесенным к компетенции Управления, в пределах их должностных обязанностей и требовать от них отчета об исполнении указанных распоряжений и поручений;

4.5.6. отменять (изменять) предписания, заключения, иные решения руководителя государственной инспекции труда в субъектах Российской Федерации (его заместителя) Управления и государственных инспекций труда, незаконно и (или) необоснованно принятые ими при осуществлении контрольно-надзорной деятельности;

4.5.7. проводить производственные совещания с сотрудниками Управления;

4.5.8. подписывать служебную документацию в пределах своей компетенции;

4.5.9. устанавливать круг вопросов, относящихся к компетенции его заместителей, начальников отделов, организовывать их взаимодействие, осуществлять контроль за их деятельностью.

4.5.10. давать указания по проведению в соответствии с законодательством Российской Федерации работы по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Управления;

4.6. Начальник Управления несет персональную ответственность за невыполнение задач и функций, возложенных на Управление настоящим Положением, за сохранность имущества и документов, находящихся в ведении Управления, за обеспечение соблюдения работниками Управления служебного распорядка Службы, а также ограничений, связанных с прохождением государственной гражданской службы.

4.6.1 Заместители начальника Управления организуют работы по выполнению функций в соответствии с их должностными регламентами.

4.6.2. В случае временного отсутствия начальника Управления один из его заместителей исполняет обязанности начальника Управления по решению руководителя Службы.

Федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда) .
Часть утратила силу с 1 января 2005 года - Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.

Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, - главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации .

Часть утратила силу с 1 января 2005 года - Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.

Комментарий к статье 354 ТК РФ

Федеральная инспекция труда - это единая централизованная система государственных органов, осуществляющая надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории РФ, образованная в соответствии с ратифицированной Россией Конвенцией МОТ N 81 и Протоколом к ней 1995 г., согласно которым Россия обязалась иметь государственную инспекцию труда, обеспечивающую контроль за соблюдением трудового законодательства и законодательство в области охраны труда на всех производственных объектах.

Полномочия федеральной инспекции труда закреплены в ТК.

Прежняя редакция комментируемой статьи предусматривала необходимость утверждения Правительством РФ положения о Федеральной инспекции труда. Такое Положение было утверждено Постановлением Правительства РФ от 28.01.2000 N 78 "О Федеральной инспекции труда" (в ред. от 08.01.2003) . В Положении были определены структура федеральной инспекции труда, ее основные задачи, формы деятельности (по взаимодействию с правоохранительными органами, федеральными органами исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять функции надзора и контроля в пределах их полномочий, определенных законом, органами государственной власти и ее субъектов, органами местного самоуправления, объединениями работодателей и объединениями профсоюзов, другими государственными и общественными организациями), полномочия государственных инспекторов труда, их права и обязанности, т.е. в целом был определен правовой статус федеральной инспекции труда. Ныне оно утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 N 11 .

--------------------------------
СЗ РФ. 2000. N 5. Ст. 760; 2003. N 2. Ст. 187.
СЗ РФ. 2007. N 4. Ст. 516.

Частью 3 комментируемой статьи предусмотрено, что руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет главный государственный инспектор труда РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ.

Главными государственными инспекторами труда являются также руководители нижестоящих органов государственных инспекций труда, назначаемые и освобождаемые от этих должностей главным государственным инспектором труда РФ.

Другой комментарий к статье 354 ТК РФ

1. В рамках комментируемой статьи законодатель акцентирует внимание на правовом статусе специального федерального органа исполнительной власти, наделенного контрольно-надзорными полномочиями.

В рамках ч.1 данной статьи раскрывается понятие федеральной инспекции труда, причем следует заметить, что речь идет не о конкретном органе государственной власти, а о системе, наделенной контрольно-надзорными полномочиями. В настоящее время контроль и надзор за соблюдением законодательства о труде осуществляет Федеральная служба по труду и занятости наряду с ее территориальными органами - государственными инспекциями труда.

Наиболее рациональным представляется восприятие ч.1 комментируемой статьи не в качестве определения уполномоченного органа, а в качестве средства обозначения статуса единой системы уполномоченных органов.

ТК РФ рассматривает федеральную трудовую инспекцию в качестве единой централизованной системы федерального уровня, т.е. совокупности органов государственной власти, действующих в рамках системы административной соподчиненности. Единство системы указывает на общий характер целей и задач деятельности таких органов - обеспечение соблюдения норм действующего трудового законодательства и недопущение нарушений прав и свобод работников со стороны работодателей.

Централизованный характер системы обусловлен построением общей вертикали власти, в которой территориальные органы подчиняются федеральному, т.е. деятельность Роструда носит руководящий характер, обусловленный необходимостью разработки и принятия ряда подзаконных актов, регламентирующих деятельность ее территориальных органов. Статус территориального органа указывает на то, что он фактически обеспечивает представительство Роструда на территории отдельного региона; он призван реализовать ее права и обязанности в данной местности, обеспечив тем самым надлежащее исполнение ее функций.

Статус федеральной системы указывает на принадлежность данной совокупности органов государству, а не его административно-территориальным элементам - субъектам РФ. Данный статус указывает на максимально высокий уровень власти, реализацию государственных функций в области надзора за соблюдением трудового законодательства, а также иных полномочий, установленных для данной системы.

В связи с этим федеральная инспекция труда фактически представляет собой совокупность федерального органа исполнительной власти и его территориальных органов, т.е. Роструда со всей совокупностью его территориальных органов, которые образованы в каждом субъекте РФ.

2. Часть 2 комментируемой статьи является логическим продолжением предписаний ч.1, поскольку определяет данную федеральную структуру в качестве единой централизованной системы, руководство которой сосредоточено в федеральном центре. Полномочиями руководителя данной системы наделяется руководитель Роструда. Его статус регламентируется Положением о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года N 324. Одновременно указанный подзаконный нормативный акт наделяет его статусом главного государственного инспектора труда РФ.

Пункт 8 указанного Положения отражает нормы комментируемой статьи, в соответствии с которыми руководитель Роструда назначается на должность и освобождается от должности Правительством РФ по представлению Министра труда и социальной защиты РФ. ТК РФ указывает лишь на полномочия Правительства РФ в части наделения конкретного лица полномочиями руководителя федерального органа государственной власти.

Читайте также: