Кассир организации уходит в отпуск на две недели в это время его будет замещать бухгалтер

Обновлено: 30.04.2024

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

Отпуск положен каждому сотруднику, но предприятие во время отпусков в преобладающем большинстве случаев не останавливает свою деятельность. Отсутствие одного сотрудника не должно сказаться на работе всей организации, а это значит, что его полномочия необходимо кому-то делегировать. При этом коллега, получивший дополнительные обязанности, а вместе с ними и дополнительную ответственность, должен иметь право на компенсацию.

Как осуществляется доплата за совмещение должностей во время отпуска, что говорит о такой ситуации трудовое законодательство РФ, в чем заключаются нюансы оформления, учета и налогообложения такого совмещения — разбираемся вместе.

Что говорит закон о замене временно отсутствующего работника

Основными законодательными актами, регулирующими кадровый вопрос на время отпусков и других причин не присутствия на работе, являются Трудовой Кодекс РФ и специальные акты, такие как разъяснения Минтруда.

Вопрос: Работник, который помимо основной работы выполняет работу по вакантной должности в порядке совмещения, с письменного согласия привлекается к работе в выходной или нерабочий праздничный день по основной должности. Учитывается ли доплата за совмещение должностей при оплате работы в выходной и нерабочий праздничный день?
Посмотреть ответ

В Трудовом кодексе эта проблема рассматривается в следующих статьях:

  • ст. 60.2 – процедура совмещения должностей;
  • ст. 72.2 – временное замещение работников;
  • ст. 74 – возможность работодателя перевести одного сотрудника на должность другого на время;
  • ст. 149 – оплата труда, когда условия отличаются от обычных;
  • ст. 155 – доплата за совмещение в рамках одной организации.

Вопрос: Правомерно ли установить работнику в качестве компенсации за совмещение должностей не денежную доплату, а иные виды компенсации (например, предоставление дополнительных дней отдыха либо оплату в неденежной форме)? Если нет, то каков минимальный размер такой доплаты?
Посмотреть ответ

Письма Минтруда РФ вносят ясность в определения совмещения, замещения и расширения круга обязанностей.

Совмещение или замещение?

Трудовой Кодекс РФ в ст. 60.2 различает эти понятия. Разница в том, выполняет ли оставшийся работник только чужие обязанности (замещение) или делает это, находя возможность для дополнительной работы, не в ущерб своей (совмещение).

Вопрос: Обязан ли работодатель повысить работнику доплату за совмещение должностей (выполнение работы уволившегося работника), если она установлена в фиксированном размере по дополнительному соглашению к трудовому договору?
Посмотреть ответ

Временное замещение

Применяется тогда, когда должность, оставленная работником на время отпуска, достаточно ответственная и квалифицированная — чаще всего руководящая. Чтобы выполнять все предусмотренные ею обязанности в полном объеме, сотруднику-заместителю придется временно оставить свои непосредственные функции. Такое временное назначение может стать серьезной проверкой на компетентность и, возможно, предварять последующее повышение.

ВАЖНО! Слишком долгой такая нагрузка быть не может: закон разрешает применять временное замещение не дольше чем 1 месяц.

Замещение не предполагает увеличения обычной платы, кроме случаев, когда временно замещается более высокая должность. Тогда сотруднику будет выплачена разница в окладе (абзац 2 п.1. Разъяснения Минтруда № 30 от 20 января 2001 года). Нужно помнить, что оплата труда временного заместителя не может быть ниже, чем оплачивалась его обычная должность по трудовому договору.

Временное совмещение

Совмещение должностей на время отпуска можно определить как исполнение обязанностей сотрудника, временно отсутствующего на рабочем месте, без освобождения или снижения собственной трудовой функции. Оно, в отличие от замещения, вследствие увеличения нагрузки предусматривает дополнительное денежное вознаграждение за труд.

Такая же схема может действовать в случае других причин временного отсутствия, кроме отпуска длительной командировки, нахождения на больничном.

Расширение круга обязанностей

Еще одним способом обеспечить выполнение работы отсутствующего сотрудника может быть вменение его обязанностей другому работнику.

Такой путь возможен, если у сотрудников была одинаковая квалификация и сходная трудовая функция, а штатное расписание позволяет временно соединить две должности в одну.

Этот способ, в отличие от двух предыдущих, не ограничивает права работодателя, поскольку выполнение всех функций по той или иной должности отражено в трудовом договоре, а в данном случае просто расширяются границы должностей, но не нарушаются условия договора. Доплаты, как и согласия сотрудника, этот путь не предусматривает.

Когда надо спросить согласие работника

Замещение и совмещение должностей не может производиться без выраженного в письменной форме согласия самого назначаемого. Требовать от сотрудника выполнения обязанностей, которые не были прописаны в трудовом договоре, работодатель просто не имеет права. Когда у работодателя возникает подобная ситуация, он может пойти одним из двух путей:

  • заручиться согласием работника (письменным);
  • предупредить работника за 2 положенных месяца об изменении трудовых условий и совместить должности законным порядком, а в случае категорического несогласия уволить работника, не желающего дополнительной нагрузки.

Оформление совмещения (замещения) на время отпусков

Для избежания возникновения трудовых споров рекомендуется действовать строго по регламенту:

  1. Составление и подписание допсоглашения о возникновении новых обязанностей на конкретный период.
  2. Издание приказа о совмещении (замещении) должностей. В тексте приказа обязательны следующие пункты:
    • ФИО сторон – замещаемого и замещающего работника;
    • даты начала и конца замещения (совмещения);
    • должности сторон;
    • дополнительные обязанности;
    • размер доплачиваемого вознаграждения и принцип его расчета (какой именно оклад станет базой).
  3. Ознакомление замещающей стороны с приказом, подписание.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В трудовой книжке, табеле учета рабочего времени и личной карточке отражения совмещения не требуется.

Обязательные налоги в связи с совмещением

Закон обязывает произвести с выплат в счет совмещения должностей обычные налоговые отчисления:

  • налог на доходы физических лиц – положенные 13% (вычитается из начисленной суммы);
  • взносы в фонды страхования – 30% (уплачиваются за счет средств работодателя).

Расчет доплаты

Порядок определения размера дополнительного вознаграждения в случаях замены может быть оговорен в коллективном договоре или специальном документе, а может решаться непосредственно между работодателем и работником, при этом получив отражение в приказе.

ВАЖНО! Доплата не может быть меньше, чем установленные нормы оплаты труда, иначе работодатель рискует административной ответственностью.

Факторы, влияющие на размер доплаты:

  • сложность принятых допобязанностей;
  • объем дополнительной работы;
  • фиксированная сумма или процентное соотношение в зависимости от результатов труда;
  • режим занятости замещающего (полный или неполный рабочий день, свободный или строгий график и т.п.).

При регламентировании расчетов такой доплаты во внутренних нормативных актах может фигурировать конкретные суммы либо проценты от существующих окладов.

Пример расчета

Оклад экономиста Петровского Г.М., уходящего в отпуск в августе, составляет 35 000 руб. в месяц, а оклад Лукьянцева Р.Т., также экономиста, – 32 тыс. руб. в месяц. Р.Т.Лукьянцев назначен совмещать свои обязанности и обязанности Петровского Г.М. на время 20-дневного отпуска.

По положениям колдоговора за такое совмещение полагается доплата в размере 70%. Рассчитаем, сколько денег получит Лукьянцев в августе:

    • 32 000 руб. – собственную заработную плату;
    • 70% от 35 000 руб. – 24 500 руб. – положенная доплата за полный месяц;
    • поскольку совмещение проходило не весь месяц, а только 20 дней, то доплата положена за 2/3 от положенных 70%: 16 333 руб.;
    • итого Лукьянцеву положено 32 000 + 16 333 = 48 333 руб.;
    • с этой суммы нужно отчислить НДФЛ: 13% от 48 333 = 6283 руб.;
    • на эту сумму нужно начислить страховые взносы: 30% от 48 333 = 14 499,90 (не удерживаются из зарплаты, работодатель перечисляет из своих средств);
    • итого на руки: 48 333 – 6 283 = 42 050 рублей.

    Можно ли отменить или уменьшить доплату?

    Закон указывает лишь один случай, когда такое действие работодателя будет правомерным – ухудшение качества работы замещающего по сравнению с замещаемым. Если такое имеет место, работодатель вправе изменить условия совмещения, но он должен предупредить об этом проштрафившегося работника в письменном виде.

    Как прекратить замещение

    Лето снова просвистело мимо, и вот уже календарная осень. Дети отгуляли каникулы, у нас закончились отпуска, все стройными рядами идем в борозду.

    Ну как, в борозду… Бухгалтеры, которые ведут несколько фирм в качестве единственного буха, ту борозду, по-моему, и не покидают. В отпуск – с ноутбуком, наличие хорошего вайфая - обязательное требование к отелю.

    Но мои руководители впадают в кататонию еще в преддверии того светлого момента, как я уеду в отпуск. И хотя я предупреждаю о своих планах сильно заранее, большинство работодателей предпочитают об этом забыть. Каждый мой отпуск для них – сюрприз из сюрпризов.

    shutterstock_312287621.jpg

    Записки неадекватного главбуха

    БУХ.1С публикует записки Лены Михалевой – московского главбуха, замученного жизнью и фискальными органами.

    Я работаю главным бухгалтером давно – кажется, столько вообще не живут. Веду 8 компаний на разных режимах и с разными – очень разными – руководителями.

    Поскольку в прошлой жизни я занималась естественными науками, особенности поведения и мировосприятия разных людей вызывают мой живой интерес.

    Среди моих директоров нет двух одинаковых.

    Один сбагрил в мои крепкие мужественные руки всю бухгалтерию и расслабился – лишь бы я не мешала ему работать. Второй, наоборот, пытается вникнуть в то, что я делаю, спорит с Налоговым кодексом в лице меня, и готов оторвать мне голову за каждую копейку, уплаченную в бюджет.

    При этом, общаясь с коллегами по цеху, я понимаю, что мои подопечные в сравнении с их руководством – это вообще зефир в шоколаде.

    Стыдно становится за то, что я еще смею роптать. Но молчать тяжело.

    Мои записки – они о наших радостях и проблемах, знакомых каждому, кто отличает дебет от кредита.

    P.S. Редакция будет рада, если вы напишете нам о своей жизни и работе. Самые интересные письма будут опубликованы в рубрике Записки неадекватного главбуха, а автор получит гонорар.

    - Как – в отпуск? Лена, как так в отпуск?!

    Неделя перед отъездом превращается в ад на земле, потому что для руководства двухнедельный отпуск бухгалтера – это прощание с ним навсегда. Директор ощущает холодное дыхание своего одиночества в бурных водах бизнеса, его бросают на произвол судьбы, горе-горе, и на закате края нет.

    Поэтому на меня начинают валиться срочные задания, которые прекрасно можно было бы выполнить без спешки и после возвращения. Или вообще никогда.

    Бесполезно объяснять, что я уезжаю не на Северный полюс, и даже не в глушь на рыбалку с палаткой, где не то что до интернета – до ближайшего населенного пункта 2 часа на собаках. В отпуске я ежедневно читаю почту, всегда доступна по WhatsApp, Viber и на худой конец по sms.

    Нет! За две недели мир рухнет, а Земля налетит на небесную ось. Поэтому хватай мешки – вокзал отходит. Сделайте, Лена, прямо сейчас все и даже больше. И ценные указания на бумажке на все случаи жизни. А еще более ценные указания – на рабочую почту, потому что случаи же бывают разные.

    Любимые работодатели делают все, чтобы в отпуск я летела, уработавшись до состояния абсолютной стекаемости, и могла только плавно перетечь из аэроэкспресса в самолет, из самолета в транфер, а уж в отеле – сразу вайфай и бар нон-стоп.

    Но страшнее отъезда в отпуск – возвращение из него.

    Руководство скучает по мне так, как не скучает по любимым женам и мужьям. На рабочем столе меня уже ждут кубометры бумаги, от накладных и договоров до коммерческих предложений и рекламы.

    Разобрать это удастся не раньше чем день на третий, потому что – СРОЧНО! СРОЧНО. – оплатить, оформить документы на увольнение, прием, беременность, отгрузку, закупку, грантовую выплату, разъяснить действующее и уже недействующее законодательство, прочитать макет договора, обзвонить контрагентов.

    Поскольку первую неделю после отпуска у меня в голове еще плещется море, вся эта свистопляска ощущается как рок-концерт в подземном бункере.

    Спустя три дня мой внешний вид и внутреннее состояние возвращаются в предотпускное, дергается глаз, напряжены все мимические мышцы, в голосе скрежещет металл, и ощущение, что в отпуске я была в последний раз – никогда. Менеджеры, слегка расслабившиеся за время моего отсутствия, привычно вытягиваются во фрунт и перемещаются по офису, вжимаясь в стены. А я традиционно начинаю чувствовать себя между молотом и наковальней.

    Через неделю-полторы руководство окончательно убеждается, что я вернулась, мир вновь стал безопасным, гнать коней уже некуда, и можно расслабиться и прекратить забег по потолку.

    Жизнь возвращается в колею, как будто и не было двух недель на море у меня и вселенского одиночества у руководства. Начинаю задумываться, может не ходить в отпуск совсем? Уж больно нервное это дело – отъезд и возвращение.

    Прежде всего отметим, что в настоящее время не существует специального нормативного правового документа, который бы регулировал передачу дел от одного кассира (сотрудника, исполняющего его функции) к другому. В связи с этим соответствующие правила, в том числе правила документального оформления передачи дел, организации необходимо разработать самостоятельно, руководствуясь общими требованиями нормативно-правовых актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета на территории РФ.

    Разработанный порядок целесообразно закрепить внутренним локальным актом, например, это может быть "Инструкция о порядке передаче дел при смене кассира". В качестве ориентира можно использовать Инструкцию о порядке приема-сдачи дел главными бухгалтерами (старшими бухгалтерами на правах главных бухгалтеров), централизованных бухгалтерий (бухгалтерий), учреждений, предприятий и организаций системы Министерства здравоохранения СССР, утвержденную Минздравом СССР 28.05.1979 N 25-12/38. Например, организация может предусмотреть, что прием и сдача дел кассиром производятся на основании соответствующего приказа руководителя (с указанием срока для приема-сдачи дел) и оформляется актом проверки кассы (форма произвольная, желательно, чтобы она содержала реквизиты, установленные ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ)).

    При составлении собственных документов рекомендуем также воспользоваться правилами по оформлению документов, приведенными в ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов".

    Еще раз повторим, предложенный порядок является примером оформления передачи дел, организация совершенно не обязана ему следовать, более того, даже если передача дел вообще не будет оформлена какими-либо документами, нарушений законодательства не возникнет.

    Также следует учесть, что сотрудник, исполняющий трудовую функцию кассира, является материально ответственным лицом, с которым может заключаться договор о полной материальной ответственности (ст. 244 ТК РФ и Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества, утвержденный постановлением Минтруда РФ от 31.12.2002 N 85). В связи с этим считаем, что при передаче дел одним кассиром другому желательно провести инвентаризацию кассы.

    До 1 января 2013 года Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) было установлено требование об обязательном проведении инвентаризации в случае смены материально ответственных лиц (п. 2 ст. 12 Закона N 129-ФЗ). Аналогичное требование содержалось в п. 37 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета Директоров ЦБ РФ 22.09.1993 N 40 (далее - Порядок ведения кассовых операций; утратил силу с 1 января 2012 года).

    С 1 января 2013 года закон N 129-ФЗ утратил силу, новый Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) подобного требования не содержит. Частью 3 ст. 11 Закона N 402-ФЗ определено, что случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации (случаи обязательного проведения инвентаризации устанавливаются законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами; случаи смены материально ответственных лиц сюда не относятся). Действующее в настоящее время Положение Банка России от 12.10.2011 N 373-П "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации" вопросов инвентаризации кассы вообще не затрагивает.

    Таким образом, в настоящее время смена кассира не является обстоятельством, влекущим за собой обязанность проведения инвентаризации. Тем не менее считаем, что в целях обеспечения сохранности денежных средств и иных ценностей, находящихся в кассе, при передаче дел от одного сотрудника, исполняющего функции кассира, другому кассиру инвентаризацию кассы целесообразно провести.

    Порядок инвентаризации денежных средств в кассе организации регулируется Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 (далее - Методические указания). Согласно п. 3.39 Методических указаний инвентаризация денежных средств в кассе производится в соответствии с Порядком ведения кассовых операций. Однако, поскольку в настоящее время данный порядок не действует, а Положение Банка России от 12.10.2011 N 373-П "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации" не предусматривает какого-либо порядка проведения инвентаризации кассы, полагаем, что инвентаризацию денежных средств в кассе необходимо проводить в соответствии с разделом 2 "Общие правила проведения инвентаризации" Методических указаний.

    Напомним, что для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, в состав которой включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, представители службы внутреннего аудита организации, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.) (п. 2.2 и п. 2.3 Методических указаний). Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации приказом, составленным по форме N ИНВ-22 (утверждена постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 N 88), либо в произвольной форме с указанием обязательных реквизитов, содержащихся в ст. 9 Закона N 402-ФЗ.

    Помимо состава комиссии в приказе также указываются:

    - причина проведения инвентаризации (в данном случае - смена кассира);

    - имущество, подлежащее ревизии (в рассматриваемом случае - денежные средства; отметим, что в соответствии с п. 1.2 Методических указаний денежные средства относятся к имуществу);

    - дату начала и окончания инвентаризации.

    Приказ регистрируют в журнале учета и контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации.

    На основании п. 2.4 Методических указаний до начала проверки инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием "до инвентаризации на ". " (дата)", что должно служить бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным. Материально ответственное лицо (кассир) дает расписку о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на его ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

    Проверка фактического наличия имущества в кассе производится при обязательном участии кассира, сдающего дела (п. 2.8 Методических указаний).

    В ходе инвентаризации проверяются все документы, связанные с деятельностью сотрудника в качестве кассира: кассовая книга, отчеты кассира, приходные и расходные ордера и т.д., а также фактическое наличие сумм денежных средств, находящихся в кассе на момент проверки (производится сверка с данными кассовой книги).

    Согласно п. 2.5 Методических указаний сведения о фактическом наличии имущества (в том числе, денежных средств) записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации (в данном случае разрабатываются организацией самостоятельно с указанием реквизитов, содержащихся в ст. 9 Закона N 402-ФЗ).

    Результаты проведенной инвентаризации отражаются в акте инвентаризации наличных денежных средств (по форме N ИНВ-15, утвержденной постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88, или самостоятельно разработанной форме, с указанием реквизитов из ст. 9 Закона N 402-ФЗ). Также составляется ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией (по форме N ИНВ-26, утвержденной постановлением Госкомстата России от 27.03.2000 N 26, или самостоятельно разработанной форме с указанием реквизитов из ст. 9 Закона N 402-ФЗ).

    При выявлении излишков или недостач от кассира нужно получить письменные объяснения о причинах их возникновения. При отказе кассира дать соответствующие комментарии рекомендуется составить акт об отказе работника представить объяснения. Кассира нужно ознакомить с актом под роспись. Если работник отказывается подписывать акт, этот факт также следует зафиксировать.

    Контроль качества ответа:
    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Барсегян Артем


    Сообщаю Вам следующее:

    Как следует из разъяснений онлайнинспекции и авторских материалов, если на период отсутствия основного работника, находящегося в отпуске по уходу за ребенком, был принят другой работник, который также ушел в декретный отпуск, то основанием расторжения срочного трудового договора со следующим работником будет момент выхода основного или замещающего его работника. При выходе на работу любой из работниц срочный трудовой договор должен быть расторгнут.

    Документы КонсультантПлюс для ознакомления:

    Вопрос: Работник А (основной работник) ушла в отпуск по уходу за ребенком до 3 лет. На период отпуска работника А принята на работу работник Б. Далее работник Б также ушла в отпуск по уходу за ребенком до 3 лет. В связи с этим на период отпуска работника А была принята на работу работник В (т.е. не на период отпуска работника Б). Работник А изъявляет желание уволиться по собственному желанию, не выходя из отпуска. Кому в данной ситуации работодатель должен предложить постоянную должность (когда оба работника, Б и В, были приняты на период отпуска работника А)? Если работнику Б (поскольку срочный ТД с ней был подписан раньше), то на каком основании можно уволить работника В?

    Ответ: Если на период отсутствия основного работника, находящегося в отпуске по уходу за ребенком, был принят другой работник, который также ушел в декретный отпуск, то основанием расторжения срочного трудового договора со следующим работником будет момент выхода основного или замещающего его работника.

    Вопрос: На период отсутствия основного работника (отпуска по уходу за ребенком) был принят другой работник. Однако второй работник тоже ушел в декретный отпуск. Какое основание прекращения договора с третьим работником указать?

    Ответ: Если на период отсутствия основного работника, находящегося в отпуске по уходу за ребенком, был принят другой работник, который также ушел в декретный отпуск, то в качестве основания расторжения срочного трудового договора со следующим работником следует указать момент выхода основного или замещающего его работника.

    Обоснование: Срочный трудовой договор может быть заключен на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохраняется место работы (ч. 1 ст. 59 Трудового кодекса РФ).

    В соответствии со ст. 57 ТК РФ, в случае когда заключается срочный трудовой договор, в нем необходимо указать срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с ТК РФ или иным федеральным законом.

    Можно взять работника по срочному трудовому договору после того, как второй работник уйдет в отпуск по беременности и родам. В трудовом договоре с третьим работником нужно указать, что он принят на период отсутствия временного работника, но до выхода на работу основного работника.

    Региональный информационный центр

    Вопрос: Работница, с которой заключен бессрочный трудовой договор, ушла в отпуск по беременности и родам, а по его окончании оформила отпуск по уходу за ребенком. На ее место по срочному трудовому договору оформили работницу, которая также ушла в декретный отпуск. Работодатель принимает на то же самое место третью работницу. Как в этом случае следует оформить трудовые отношения с третьей по счету работницей?

    Ответ: В трудовом договоре с третьей работницей необходимо указать, что срок заключенного с ней срочного трудового договора истекает с момента выхода на работу первой (основной) работницы или второй (временной) работницы.

    Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 59 Трудового кодекса РФ срочный трудовой договор может быть заключен на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохраняется место работы.

    Согласно ч. 3 ст. 79 ТК РФ трудовой договор, заключенный на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, прекращается с выходом этого работника на работу.

    В ч. 2 ст. 261 ТК РФ определено, что в случае истечения срочного трудового договора в период беременности женщины работодатель обязан по ее письменному заявлению и при представлении медицинской справки, подтверждающей состояние беременности, продлить срок действия трудового договора до окончания беременности, а при предоставлении ей в установленном порядке отпуска по беременности и родам — до окончания такого отпуска. Женщина, срок действия трудового договора с которой был продлен до окончания беременности, обязана по запросу работодателя, но не чаще чем один раз в три месяца, представлять медицинскую справку, подтверждающую состояние беременности. Если при этом женщина фактически продолжает работать после окончания беременности, то работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор с ней в связи с истечением срока его действия в течение недели со дня, когда работодатель узнал или должен был узнать о факте окончания беременности.

    В силу ч. 3 ст. 261 ТК РФ допускается увольнение женщины в связи с истечением срока трудового договора в период ее беременности, если трудовой договор был заключен на время исполнения обязанностей отсутствующего работника и невозможно с письменного согласия женщины перевести ее до окончания беременности на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации женщины, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую женщина может выполнять с учетом ее состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать ей все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

    Таким образом, работодатель вправе уволить временную работницу в связи с истечением срока трудового договора в период ее беременности, если трудовой договор с такой работницей был заключен на время исполнения обязанностей отсутствующего работника и у работодателя отсутствует возможность с письменного согласия работницы перевести ее до окончания беременности на другую работу с учетом имеющихся у работодателя вакансий и с учетом состояния здоровья беременной работницы.

    Работодателю следует иметь в виду, что может сложиться ситуация, при которой сначала на работу из декретного отпуска выйдет вторая работница, которая замещает основную работницу. Такая ситуация может сложиться, если вторая работница не захочет брать отпуск по уходу за ребенком.

    Следовательно, в рассматриваемой ситуации в трудовом договоре с третьей работницей необходимо указать, что срок заключенного с ней срочного трудового договора истекает с момента выхода на работу первой (основной) работницы или второй (временной) работницы.

    Если в срочном трудовом договоре будет указана такая формулировка, то, в случае если первая (основная) или вторая (временная) работница выйдут на работу, третью работницу можно будет уволить.

    Может сложиться ситуация, при которой первой на работу выйдет первая (основная) работница. В этом случае срочные трудовые договоры со второй и третьей временными работницами должны быть прекращены.

    Читайте также: