Какую работу осуществляют женские консультации

Обновлено: 18.05.2024

96. Основные задачи акушерско–гинекологической службы. Лечебные учреждения, оказывающие медицинскую помощь женщинам.

Основная задача акушерско-гинекологической службы - охрана репродуктивного здоровья женщины.


  1. Профилактические мероприятия, направленные на предупреждение осложнений беременности, родов, послеродового периода, гинекологических заболеваний;

  2. Оказание лечебной акушерско–гинекологической помощи населению прикрепленной территории;

  3. Внедрение новых технологий и методик;

  4. Обеспечение преемственности в обследовании и лечении пациенток со стационарами и другими лечебно–профилактическими мероприятиями;

  5. Оказание помощи по планированию семьи;

  6. Проведение гигиенического воспитания и формированию ЗОЖ;

  7. Оказание социально–правовой помощи женщинам.

1. ЛПУ: амбулаторно–поликлинические, стационарные;

2. Оздоровительные;


  • ФАП;

  • Смотровые кабинеты поликлиник;

  • Женская консультация;

  • Акушерско–гинекологические отделения родильных домов, либо многопрофильных больниц;

  • Родильные дома;

  • Перинатальные центры;

  • НИИ акушерства и гинекологии;

  • Центры планирования семьи и репродукции;

  • Медико–генетические консультации

  • Санатории для беременных.

97. Женская консультация, задачи, принципы деятельности, структура, организация работы. Основные критерии качества работы женской консультации. Методика анализа показателей деятельности женской консультации. Перспективы развития.

Женская консультация (ЖК) организуется как самостоятельное лечебно- профилактическое учреждение муниципального района или как структурное подразделение лечебно-профилактического учреждения для оказания амбулаторной акушерско- гинекологической помощи женщинам.

Основной целью работы женской консультации является оказание квалифицированной амбулаторной акушерско- гинекологической помощи женскому населению вне беременности, в период беременности и в послеродовом периоде.

Задачи женской консультации:

• подготовка женщин к беременности и родам, оказание акушерской помощи во время беременности и в послеродовом периоде;

• оказание амбулаторной помощи женщинам с гинекологическими заболеваниями;

• обеспечение консультирования и услуг по планированию семьи, профилактика абортов, заболеваний, передаваемых половым путем, внедрение современных методов контрацепции;

• оказание акушерско-гинекологической помощи в условиях специализированного приема, дневного стационара;

• оказание социально-правовой помощи в соответствии с законодательством;

• предоставление в региональное отделение Фонда социального страхования РФ отчетов-заявок на получение родовых сертификатов;

• проведение мероприятий по повышению знаний, санитарной культуры населения в области охраны репродуктивного здоровья и др.

Структура ЖК.


Организация работы, деятельность:

Работа ЖК строится по участково-территориальному принципу.

Акушерско-гинекологический участок включает территориально приблизительно 2 терапевтических. Его численность составляет 3300 женщин всех возрастов (старше 15 лет).

Нагрузка акушера-гинеколога на приеме в женской консультации составляет 4,75 человек в час, на дому – 1,25.

На одном акушерско-гинекологическом участке работает врач акушер-гинеколог и одна акушерка.

Главная задача женской консультации - диспансеризация беременных. Срок взятия на учет - до 12 недель беременности.

Наблюдению акушеров-гинекологов в женской консультации подлежат:

-женщины в послеродовом периоде;

-женщины, страдающие гинекологическими заболеваниями;

-женское население района обслуживания.
*Здоровая женщина должна посещать женскую консультацию один раз в месяц до 20 недель беременности, 2 раза в месяц до 32 недель, каждую неделю при сроке более 32 недель.

При первом посещении беременной в консультацию на нее заводят индивидуальную карту беременной и родильницы. Каждая беременная дважды направляется к терапевту (в первую и вторую половину беременности), стоматологу, окулисту. При наличии показаний к другим специалистам в поликлинике по месту жительства. Беременная сдает следующие анализы: общий анализ крови, мочи, определяется группа крови, резус-фактор, реакция Вассермана, ВИЧ-инфекция. Эти же анализы повторяются в 20 недель беременности. Члены семьи беременной обследуются на туберкулез.

Во второй половине беременности женщина приходит на прием к акушеру-гинекологу с результатами исследования крови на гемоглобин и общего анализа крови.

Во второй половине беременности участковая медицинская сестра детской поликлиники должна провести дородовый патронаж беременной, цель которого: знакомство с семьей, подготовка семьи рождению ребенка.

Обменная карта заполняется на каждую беременную. В нее вносятся основные данные о состоянии здоровья женщины и течении беременности. В день предоставления женщине дородового отпуск карта выдается женщине на руки с тем, чтобы она имела ее при себе при поступлении в родильный дом. При выписке из родильного дома женщина должна соответствующие талоны обменной карты предоставить женскую консультацию и детскую поликлинику. Карта выполняет медицинские функции: обеспечивает преемственность деятельности женской консультации, родильного дома и детской поликлиники.* думаю это можно убрать

Показатели работы женской консультации:

Для анализа деятельности консультации по оказанию женскому населению квалифицированной амбулаторной акушерско-гинекологической помощи вне беременности, в период беременности и послеродовом периоде на основе этих и других форм первичной учетной медицинской документации рассчитывают показатели:

• ранний охват беременных диспансерным наблюдением;

• удельный вес беременных, осмотренных терапевтом;

• удельный вес беременных, осмотренных терапевтом до 12 недель беременности;

• охват беременных диагностическими исследованиями;

• охват женщин различными видами контрацепции;

• частота абортов у женщин фертильного возраста;

• удельный вес абортов у первобеременных;

• показатель удельного веса абортов в возрастной группе 15-19 лет;


• показатель соотношения абортов и родов.




1. Своевременность взятия беременных под наблюдение:

(Число беременных поступивших под наблюдение до 12 недель)/(Число беременных поступивших под наблюдение в отчетном году)×100

Средний уровень показателя 80-90% (должен приблизиться к 100%)

А. Частота беременностей закончившихся родами в срок

(Число беременных, беременность которых заканчивалась родами в срок)/(Общее число законченных беременностей)×100

В среднем показатель составляет- 90%

Б. Частота беременностей, закончившихся преждевременными родами

(Число беременности закончившейся преждевременными родами)/(Общее число законченных беременностей)×100

В среднем показатель составляет 3-5%

В. Частота беременностей, закончившихся абортами

(Частота беременностей закончившихся абортами)/(Общее число законченных беременностей)×100

В среднем показатель составляет 5-8%

3. Частота обследования беременных терапевтом

(Число беременных, осмотренных терапевтами)/(Общее число законченных беременностей)×100

В среднем показатель составляет- 70-90%(должен быть 100%)

4. Среднее число посещений женской консультации беременной

(Общее число посещений до родов)/(Число беременных родивших в этом году)×100

Среднее число посещений женской консультации беременной до родов -14

98. Оперативная, оперативно-учетная, учетная документация женской консультации.

ПРИКАЗ Минздрава РФ от 10-02-2003 50 О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ АКУШЕРСКО - ГИНЕКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В АМБУЛАТОРНО - ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ.

Качество работы женской консультации во многом зависит от точности и своевременности заполнения надлежащей медицинской документации. Важнейшее значение имеет грамотное ведение медицинской документации.


  1. Медицинская карта амбулаторного больного.

  2. Журнал записи родовспоможений на дому.

  3. Ведомость учета посещений к среднему медицинскому персоналу здравпункта, ФАП, колхозного родильного дома.

  4. Тетрадь записи беременных, состоящих под наблюдением ФАП, колхозных родильных домов.

  5. Врачебное заключение о переводе беременной на другую работу.

  6. Справка о временной нетрудоспособности в связи с бытовой травмой, операцией аборта.

  7. Индивидуальная карта беременной и родильницы.

  8. Обменная карта родильного дома, родильного отделения больницы.

  9. Тетрадь учета работы на дому участковой (патронажной) медицинской сестры (акушерки).

  10. Журнал регистрации исследований, выполняемых в отделении (кабинете) функциональной диагностики.

  11. Направление на биохимический анализ крови, плазмы, сыворотки, мочи, спинномозговой жидкости.

  12. Направление на цитологическое исследование и результат исследования.

  13. Направление на исследование крови на резус-принадлежность и резус-антитела и результат исследования.

  14. Листок нетрудоспособности.

Основной медицинской документации женской консультации является:

1. Медицинская карта прерывания беременности (форма № 003--1/у) заводится на всех женщин, поступивших в стационар для искусственного прерывания беременности или по поводу самопроизвольного аборта;

2. Медицинская карта амбулаторного больного (форма № 025/у) -- основной первичный медицинский документ больного, лечащегося амбулаторно или на дому, и заполняется на всех больных при первом обращении за медицинской помощью в данное лечебное учреждение. На каждого больного ведётся одна медицинская карта независимо от того, лечится ли он у одного или нескольких врачей;

5. Индивидуальная карта беременной и родильницы (форма № 111/у) заполняется на каждую обратившуюся в женскую консультацию беременную, желающую сохранить беременность. В карту заносятся данные анамнеза (особо подробно о течении и исходах предыдущих беременностей), результаты общего и специального акушерского обследования, заключения терапевта и других специалистов о состоянии здоровья беременной. В специальный раздел карты записываются жалобы, данные объективного обследования и назначения при повторных посещениях. Эти сведения позволяют проследить динамику объективных показателей состояния беременной и плода и принять меры в случае отклонения их от нормы. В карте представлен специальный лист для подклейки анализов и других документов:

-- Сведения о течении и исходе родов (на основании талона № 2 обменной карты ф.№ 113/у), а также о течении послеродового периода после выписки родильницы из стационара. После снятия женщины с диспансерного наблюдения карта за подписью лечащего врача и заведующего консультацией поступает в архив женской консультации (родильного дома);

-- Контрольная карта диспансерного наблюдения (форма № 030/у). В правом верхнем углу указывают диагноз заболевания, дату его установления и способ выявления (при обращении за лечением, при профилактическом осмотре). В специально отведённом месте записывают возникающие осложнения, сопутствующие заболевания, изменения диагноза и наиболее важные лечебно-профилактические мероприятия (госпитализация, санаторно-курортное лечение, перевод на инвалидность и т.д.).

-- Обменная карта родильного дома, родильного отделения больницы, сведения женской консультации о беременной (форма № 113/у) состоит из трёх отрывных талонов. Она предназначена для осуществления преемственности в наблюдении за женщиной и её ребёнком женской консультации, акушерского стационара и детской поликлиники.

99. Работа акушера-гинеколога в женской консультации: величина участка, нормы нагрузки, основные разделы работы, показатели оценки деятельности.

Работа ЖК строится по участково-территориальному принципу.

Обслуживают акушерско-гинекологический участок акушер-гинеколог и акушерка.

Принцип участковости позволяет акушеру-гинекологу осуществлять постоянную связь с участковым терапевтом, терапевтом женской консультации и другими специалистами (принцип преемственности). Это способствует своевременному взятию на учет беременных женщин, решению вопросов о возможности беременности у женщин, страдающих экстрагенитальной патологией, всестороннему их обследованию и установлению соответствующего режима и лечения, а в необходимых случаях и совместного диспансерного наблюдения.

Величина участка – один акушерский участок равен примерно двум терапевтическим (3300 женщин)

Нормы нагрузки – на приеме число посещений 4,75 в час, при посещении больного на дому - 1,25 в час.

Основные разделы работы:

• проводит физическую и психопрофилактическую подготовку беременных к родам;

• организует и проводит профилактические мероприятия по выявлению, предупреждению и снижению гинекологических и онкологических заболеваний, патологии молочных желез, инфекций, передаваемых преимущественно половым путем, ВИЧ-инфекции, в том числе передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку;

• организует экстренную медицинскую помощь беременным, родильницам и гинекологическим больным;

• организует в случаях необходимости консультирование беременных женщин и гинекологических больных главным врачом (заведующим женской консультацией), врачами других специальностей женской консультации и других лечебно-профилактических учреждений;

• направляет на своевременную госпитализацию беременных, родильниц и гинекологических больных для получения специализированных и высокотехнологичных видов медицинской помощи;

• проводит клинико-экспертную оценку качества оказания медицинской помощи женщинам вне, в период беременности, в послеродовом периоде и эффективности лечебных и диагностических мероприятий;

• ведет учетно-отчетную статистическую документацию своей деятельности и представляет отчетность в соответствии с установленным порядком.

Кроме того, в задачи врача акушера-гинеколога входит выдача заключений о необходимости направления беременных, женщин с гинекологическими заболеваниями на санаторно-курортное лечение, осуществление санитарно-гигиенического образования среди прикрепленного женского населения по вопросам охраны репродуктивного здоровья, профилактики абортов. Совместно с органами социальной защиты врач акушер-гинеколог организует медико-социальную помощь для социально незащищенных групп населения из числа беременных и кормящих женщин.


  1. Ранний охват беременных диспансерным наблюдением:

  1. Показатель удельного веса беременных, осмотренных терапевтом, и удельного веса беременных, осмотренных терапевтом до 12 нед беременности:

Б) Частота беременностей закончившихся преждевременными родами = число беременностей, которые закончились преждевременными родами/общее число закончившихся беременностейх100%
Оптимальное значение 3-5%

Женская консультация – это лечебно-профилактическое учреждение диспансерного типа, которое реализует амбулаторную акушерско-гинекологическую помощь.

Основные виды деятельности женской консультации

Также в женской консультации оказываются услуги по планированию семьи, охране репродуктивного здоровья при опоре на общепринятые стандарты. Работа женской консультации строится по участковому принципу. Но при этом 1 акушерский участок по размеру равен 2 терапевтическим. Поэтому под наблюдением у одного акушера – гинеколога может оказаться до 2,5 тысяч женщин.

Основной задачей деятельности женской консультации можно назвать охрану здоровья матери и ребенка посредством оказания женщинам квалифицированной всесторонней амбулаторной акушерско-гинекологической помощи вне беременности и в период вынашивания плода.

Основными видами деятельности современных женских консультаций можно назвать:

  • проведение профилактических мероприятий различного характера, которые позволят предупредить осложнения беременности, родов, гинекологических заболеваний;
  • оказание лечебной помощи;
  • обеспечение консультативных услуг в рамках планирования семьи, профилактике абортов, инфекций, которые передаются половым путем, разработка методов контрацепции;
  • внедрение в практику работы передовых методов диагностики заболеваний репродуктивной системы и их эффективному лечению;
  • проведение мероприятий по гигиеническому воспитанию и формированию здорового образа жизни среди женщин;
  • оказание социально – правовой помощи женщинам;
  • обеспечение комплексности и преемственности в обследовании и лечении женщин.

Структурные подразделения женской консультации

Женская консультация может иметь несколько структурных подразделений. Их количество и площадь зависят от численности обследуемого населения. В перечень обязательных структур современной женской консультации входят:

Готовые работы на аналогичную тему

  • регистратура;
  • кабинеты акушеров-гинекологов;
  • гинекологический кабинет для пациентов детского и подросткового возраста;
  • кабинет планирования семьи и профилактики нежелательной беременности;
  • кабинет психопрофилактической подготовки к родам;
  • социально-правовой кабинет;
  • смотровые кабинеты;
  • рентгеновский кабинет;
  • процедурный кабинет;
  • кабинет функциональной диагностики и пр.

В крупных женских консультациях также могут быть организованы дневные стационары, в которых проводят диагностику и лечение гинекологических заболеваний, осуществляют малые гинекологические операции.

Специфика услуг женской консультации

Рабочее время акушера-гинеколога состоит из амбулаторного приема, помощи на дому, прочих видов работ. В работе врачу помогает акушерка, которая составляет список женщин, проживающих на участке, ведет медицинскую документацию, взвешивает беременных, измеряет артериальное давление, производит все необходимые лечебные процедуры.

Одним из главных направлений считается диспансеризация беременных женщин. В связи с этим в женских консультациях своевременно берут на учет беременных женщин, при этом женщина должна встать на учет по беременности до 12 недель, что уменьшает количество ошибок постановки сроков беременности.

Женская консультация также должна проводить систематическое наблюдение за состоянием здоровья женщины и определять ее отношение к той иди иной группе риска, лечение соматических заболеваний.

После обследования женщина должна посещать консультацию со всеми анализами и заключениями врача в течение 10 дней после первого обращения. Женщина посещает консультацию за всю беременность не менее 15 раз. В первую половину беременности женщина посещает консультацию один раз в месяц, после 20 недель два раза в месяц, с 30 недель 1 раз в неделю.

Терапевтический осмотр – это функциональное обследование без использования приспособлений и/или приборов и выполняемое непосредственно медицинскими работниками (физикальные исследования, включая сбор жалоб, анамнеза, перкуссию, пальпацию и аускультацию).

Если у беременной женщины диагностируют какое-либо заболевание, то частота осмотров назначается индивидуально. Кроме того, каждая беременная обязана пройти терапевтический осмотр не менее 2 раз (первая явка и 32 неделя беременности).

Иногда необходимо производить дородовой патронаж беременных женщин. Такой патронаж производится по назначению врача, особенно в том случае, если женщина не является в женскую консультацию своевременно.

Если у женщин на сроке до 20 недель наблюдаются экстрагенитальные заболевания, то врач принимает решение о ее направлении в стационар.

Очень важным направлением в работе женской консультации является подготовка беременной женщины к родам, которая должна проводится с первых дней посещения женщиной данного медицинского учреждения. Физическую подготовку можно проводить с помощью группового метода. В женской консультации женщина осваивает специальные упражнения, которые позволят в будущем облегчить родовой процесс. Подготовка беременных к родам проводится врачом участка, одним из врачей консультации, специально подготовленной акушеркой.

СТРУКТУРА ЖЕНСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ: регистратура, кабинеты врачей акушеров-гинекологов для приема беременных, родильниц, гинекологических больных, манипуляционная комната, физиотерапевтический кабинет, где проводят лечебные процедуры, кабинеты терапевта, стоматолога, венеролога и юриста для консультаций по социально-правовым вопросам. Организованы кабинеты специализированного приема для женщин, страдающих бесплодием, невынашиванием беременности, для консультаций по вопросам контрацепции, патологии пременопаузального, климактерического и постменопаузального периодов, лаборатория, кабинет УЗД.

Регистратура женской консультации обеспечивает предварительную запись на прием к врачу на все дни недели при личном посещении или по телефону.

Врач участка, кроме приема в женской консультации оказывает помощь на дому беременным, родильницам, гинекологическим больным, которые по состоянию здоровья не могут сами явиться в женскую консультацию. Если врач находит нужным, он активно посещает больную или беременную на дому без вызова (патронаж).

НАБЛЮДЕНИЕ БЕРЕМЕННЫХ

Главная задача женской консультации - диспансеризация беременных. Срок взятия на учет - до 12 недель беременности. При первом посещении заполняют “Индивидуальную карту беременной и родильницы” (форма 111у), в которой записывают все данные опроса, обследования, назначения при каждом посещении. После клинического и лабораторного обследования (до 12 недель) определяют принадлежность каждой беременной к той или иной группе риска. Для количественной оценки факторов риска следует пользоваться шкалой "Оценка пренатальных факторов риска в баллах" (приказ №430).

ГИНЕКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

Выявляют гинекологические заболевания при посещении женщинами женской консультации, на профилактических осмотрах в женской консультации или предприятиях, смотровых кабинетах поликлиник. На каждую женщину, первично обратившуюся в женскую консультацию, заводят “Медицинскую карту амбулаторного больного” (форма 025у). При наличии показаний для диспансеризации, заполняют “Контрольную карту диспансерного наблюдения” (форма 030у).

Основные задачи работы женской консультации:

-профилактика и раннее выявление гинекологических заболеваний;

-лечебная помощь гинекологическим больным;

-диспансерное наблюдение гинекологических больных;

-консультирование и предоставление услуг по планированию семьи;

-юридическая помощь семье.

Профилактическим осмотрам подлежат все женщины старше 18 лет, работающие, учащиеся или постоянно проживающие в районе деятельности женской консультации.

В число обязательных методов обследования входит:

-осмотр наружных половых органов, промежности, области заднего прохода, шейки матки и влагалища;

-забор мазков для цитологического обследования и бактериоскопии;

-проведение пробы Шиллера и кольпоскопии;

-проведение двуручного или ректального исследования;

обследование молочных желез.

Акушерам-гинекологам специалистами НЦАГП РАМН предложены критерии определения групп здоровья, которые могут быть использованы при оценке результатов профилактических гинекологических осмотров:

здорова – в анамнезе отсутствуют жалобы, нарушения менструальной функции с момента ее становления и гинекологические заболевания; при обследовании (лабораторном и клиническом) не изменены органы репродуктивной системы; эта группа женщин может проходить осмотр 1 раз в год;

практически здорова – в анамнезе имеются указания на гинекологические заболевания, оперативные вмешательства, в том числе аборты, нарушения ритма и характера менструации; жалобы на момент обследования отсутствуют; при объективном обследовании могут быть анатомические изменения, не вызывающие нарушения функции репродуктивной системы и не снижающие трудоспособность женщин; эта группа женщин должна проходить профилактический осмотр не менее чем 2 раза в год;

больная – при объективном обследовании выявлено гинекологическое заболевание, даже при отсутствии жалоб пациентки.

Основная медицинская документация и показатели работы женской

Консультации.

Учетная и отчетная медицинская документация, используемая при работе в женской консультации:

Показатели деятельности женской консультации: . (то что нам диктовали в тетрадь на занятии)

Своевременность поступления беременных в женскую консультацию

Все беременные до 12 нед × 100
Все беременные на учете
Б) вместо 12нед-28нед
2. Полнота охватки беременных диспансерным наблюдением

Беременные состоящее на ДУ× 100
все беременные
3. Полнота обследования беременных

Осмотр.(терепев) беременных × 100
Все беременные

Исходы беременности:
1. Удельный вес беременности, закончивш-ся родами:
Беременности, кот. закончились родами × 100
Все беременности
2. Частота абортов:
Число абортов × 1000.
Число женщин фертильного возраста (15-49)

3. Удельный вес абортов:

Число абортов× 100
число, родившихся живыми к мертвым
4. Удельный вес внебольничных абортов:

Число внебольничных абортов × 100
Число всех абортов

5. Соотношение абортов и родов:

Число абортов.
число родов

126. Родильный дом, структура, организация приема беременных,

Рожениц и родильниц.

Стационары службы родовспоможения представлены акушерско-гинекологическими отделениями и родильными отделениями либо родильными домами в структуре районных ТМО, городскими, областными родильными домами акушерско-гинекологическим и отделениями многопрофильных больниц, клиническими родовспомогательными учреждениями, являющимися базами кафедр акушерства и гинекологии, НИИ охраны материнства и детства. Все роды обязательно должны проводиться в родовспомогательном стационаре врачом акушером-гинекологом совместно с анестезиологом-реаниматологом и неонатологом. При наличии экстрагенитальной патологии необходимо участие терапевта и врачей других специальностей (по показаниям).

В родильных отделениях ЛПУ I уровня родоразрешаются повторно беременные (до 3 родов включительно) и первобеременные без акушерских осложнений и экстрагенитальной патологии. Остальные женщины должны быть родоразрешены в ЛПУ II-III уровней.

Родильный дом - лечебно-профилактическая организация, обеспечивающая стационарную акушерско-гинекологическую помощь женщинам в период беременности, родов, в послеродовом периоде и медицинскую помощь новорожденным детям.

Структура родильного дома:пять обязательных отделений:

1. Приемно-пропускной блок (приемное отделение).

2. 1-е (физиологическое) акушерское отделение - 50-55% от общего числа акушерских коек.

3. 2-е (обсервационно-изоляционное) акушерское отделение (палаты) - 20-25% от общего числа акушерских коек.

4. Отделение (палаты) патологии беременности – 25-30% от общего числа акушерских коек.

5. Отделение (палаты) для новорожденных детей в составе 1-го и 2-го акушерских отделений.

Кроме того, в родильном доме обязательно должны быть:

При наличии гинекологического отделения в составе родильного дома ему отводится примерно 25-30% от общего числа коек. В обязательном порядке оно должно быть изолированным и иметь собственное приемное отделение. По нормативам, на акушерские койки выделяется 60%, а на гинекологические - 40% всего коечного фонда родовспомогательных организаций. В гинекологическом отделении имеется три профиля коек: для консервативного лечения больных, оперативного лечения и искусственного прерывания беременности.

Организация работы родильного дома (РД).

2. В каждом акушерском отделении выделяются следующие структурные элементы:

1) родовой блок - имеет в своем составе предродовую (10-12% количества коек в отделении); родовую (родовой зал); большую и малую операционные; палату интенсивной терапии для новорожденных детей.

кой консультаия современных форм и методов контрацепции)2) послеродовые палаты;

3) палаты (отделение) для новорожденных.

Операционные должны быть оборудованы всем необходимым для обработки разрывов промежности, ручного отделения последа, кесарева сечения, ампутации матки.

Первый туалет новорожденного, обработка глаз, измерение длины и массы тела ребенка проводятся акушеркой в родовом зале. Через 2-2,5 часа после нормальных родов женщина переводится в послеродовое отделение (палаты), новорожденный – в палату для новорожденных. Кроме этого в родильных домах имеются также палаты совместного пребывания матери и ребенка.

Число детских коек в отделении (палатах) новорожденных должно соответствовать числу материнских коек в послеродовом отделении. Из них 10-12% выделяется для недоношенных и ослабленных детей.

4. С целью снижения материнской и перинатальной смертности, улучшения качества обслуживания беременных в областных центрах и крупных городах организуются специализированные отделения для беременных женщин с сердечно-сосудистой патологией, диабетом, послеродовыми септическими заболеваниями и т. д.

5. Большое значение в нормальной деятельности акушерских стационаров по профилактике гнойно-септических заболеваний беременных, рожениц, родильниц, среди новорожденных имеет соблюдение санитарно-гигиенических правил. В акушерских стационарах должны неукоснительно выполняться следующие требования:

- строгий отбор и своевременная изоляция больных женщин от здоровых при поступлении и во время пребывания в родильном доме (отделении);

- обязательная цикличность в заполнении детских и материнских палат;

- соблюдение всех санитарных требований, регулярная текущая и не реже 1 раза в год профилактическая санитарная обработка (полная дезинфекция) всего родильного дома (отделения);

- соблюдение медицинским персоналом правил личной гигиены и регулярный врачебный контроль за здоровьем персонала.

6. Течение и исход родов должны фиксироваться в Истории родов и в Журнале записи родов в стационаре, оперативные вмешательства – в Журнале записи оперативных вмешательств в стационаре.

Анализ помощи в родах предусматривает оценку оказания акушерской, анестезиологической, терапевтической, гематологической и медицинской помощи других узких специалистов. При возникновении экстренных акушерских ситуаций, требующих консультативной помощи необходима своевременная организации консилиумов и вызова специалистов по санитарной авиации (областной, республиканской).

СТРУКТУРА ЖЕНСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ: регистратура, кабинеты врачей акушеров-гинекологов для приема беременных, родильниц, гинекологических больных, манипуляционная комната, физиотерапевтический кабинет, где проводят лечебные процедуры, кабинеты терапевта, стоматолога, венеролога и юриста для консультаций по социально-правовым вопросам. Организованы кабинеты специализированного приема для женщин, страдающих бесплодием, невынашиванием беременности, для консультаций по вопросам контрацепции, патологии пременопаузального, климактерического и постменопаузального периодов, лаборатория, кабинет УЗД.

Регистратура женской консультации обеспечивает предварительную запись на прием к врачу на все дни недели при личном посещении или по телефону.

Врач участка, кроме приема в женской консультации оказывает помощь на дому беременным, родильницам, гинекологическим больным, которые по состоянию здоровья не могут сами явиться в женскую консультацию. Если врач находит нужным, он активно посещает больную или беременную на дому без вызова (патронаж).

НАБЛЮДЕНИЕ БЕРЕМЕННЫХ

Главная задача женской консультации - диспансеризация беременных. Срок взятия на учет - до 12 недель беременности. При первом посещении заполняют “Индивидуальную карту беременной и родильницы” (форма 111у), в которой записывают все данные опроса, обследования, назначения при каждом посещении. После клинического и лабораторного обследования (до 12 недель) определяют принадлежность каждой беременной к той или иной группе риска. Для количественной оценки факторов риска следует пользоваться шкалой "Оценка пренатальных факторов риска в баллах" (приказ №430).

ГИНЕКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

Выявляют гинекологические заболевания при посещении женщинами женской консультации, на профилактических осмотрах в женской консультации или предприятиях, смотровых кабинетах поликлиник. На каждую женщину, первично обратившуюся в женскую консультацию, заводят “Медицинскую карту амбулаторного больного” (форма 025у). При наличии показаний для диспансеризации, заполняют “Контрольную карту диспансерного наблюдения” (форма 030у).

Основные задачи работы женской консультации:

-профилактика и раннее выявление гинекологических заболеваний;

-лечебная помощь гинекологическим больным;

-диспансерное наблюдение гинекологических больных;

-консультирование и предоставление услуг по планированию семьи;

-юридическая помощь семье.

Профилактическим осмотрам подлежат все женщины старше 18 лет, работающие, учащиеся или постоянно проживающие в районе деятельности женской консультации.

В число обязательных методов обследования входит:

-осмотр наружных половых органов, промежности, области заднего прохода, шейки матки и влагалища;

-забор мазков для цитологического обследования и бактериоскопии;

-проведение пробы Шиллера и кольпоскопии;

-проведение двуручного или ректального исследования;

обследование молочных желез.

Акушерам-гинекологам специалистами НЦАГП РАМН предложены критерии определения групп здоровья, которые могут быть использованы при оценке результатов профилактических гинекологических осмотров:

здорова – в анамнезе отсутствуют жалобы, нарушения менструальной функции с момента ее становления и гинекологические заболевания; при обследовании (лабораторном и клиническом) не изменены органы репродуктивной системы; эта группа женщин может проходить осмотр 1 раз в год;

практически здорова – в анамнезе имеются указания на гинекологические заболевания, оперативные вмешательства, в том числе аборты, нарушения ритма и характера менструации; жалобы на момент обследования отсутствуют; при объективном обследовании могут быть анатомические изменения, не вызывающие нарушения функции репродуктивной системы и не снижающие трудоспособность женщин; эта группа женщин должна проходить профилактический осмотр не менее чем 2 раза в год;

больная – при объективном обследовании выявлено гинекологическое заболевание, даже при отсутствии жалоб пациентки.

Основная медицинская документация и показатели работы женской

Консультации.

Учетная и отчетная медицинская документация, используемая при работе в женской консультации:

Показатели деятельности женской консультации: . (то что нам диктовали в тетрадь на занятии)

Своевременность поступления беременных в женскую консультацию

Все беременные до 12 нед × 100
Все беременные на учете
Б) вместо 12нед-28нед
2. Полнота охватки беременных диспансерным наблюдением

Беременные состоящее на ДУ× 100
все беременные
3. Полнота обследования беременных

Осмотр.(терепев) беременных × 100
Все беременные

Исходы беременности:
1. Удельный вес беременности, закончивш-ся родами:
Беременности, кот. закончились родами × 100
Все беременности
2. Частота абортов:
Число абортов × 1000.
Число женщин фертильного возраста (15-49)

3. Удельный вес абортов:

Число абортов× 100
число, родившихся живыми к мертвым
4. Удельный вес внебольничных абортов:

Число внебольничных абортов × 100
Число всех абортов

5. Соотношение абортов и родов:

Число абортов.
число родов

126. Родильный дом, структура, организация приема беременных,

Рожениц и родильниц.

Стационары службы родовспоможения представлены акушерско-гинекологическими отделениями и родильными отделениями либо родильными домами в структуре районных ТМО, городскими, областными родильными домами акушерско-гинекологическим и отделениями многопрофильных больниц, клиническими родовспомогательными учреждениями, являющимися базами кафедр акушерства и гинекологии, НИИ охраны материнства и детства. Все роды обязательно должны проводиться в родовспомогательном стационаре врачом акушером-гинекологом совместно с анестезиологом-реаниматологом и неонатологом. При наличии экстрагенитальной патологии необходимо участие терапевта и врачей других специальностей (по показаниям).

В родильных отделениях ЛПУ I уровня родоразрешаются повторно беременные (до 3 родов включительно) и первобеременные без акушерских осложнений и экстрагенитальной патологии. Остальные женщины должны быть родоразрешены в ЛПУ II-III уровней.

Родильный дом - лечебно-профилактическая организация, обеспечивающая стационарную акушерско-гинекологическую помощь женщинам в период беременности, родов, в послеродовом периоде и медицинскую помощь новорожденным детям.

Структура родильного дома:пять обязательных отделений:

1. Приемно-пропускной блок (приемное отделение).

2. 1-е (физиологическое) акушерское отделение - 50-55% от общего числа акушерских коек.

3. 2-е (обсервационно-изоляционное) акушерское отделение (палаты) - 20-25% от общего числа акушерских коек.

4. Отделение (палаты) патологии беременности – 25-30% от общего числа акушерских коек.

5. Отделение (палаты) для новорожденных детей в составе 1-го и 2-го акушерских отделений.

Кроме того, в родильном доме обязательно должны быть:

При наличии гинекологического отделения в составе родильного дома ему отводится примерно 25-30% от общего числа коек. В обязательном порядке оно должно быть изолированным и иметь собственное приемное отделение. По нормативам, на акушерские койки выделяется 60%, а на гинекологические - 40% всего коечного фонда родовспомогательных организаций. В гинекологическом отделении имеется три профиля коек: для консервативного лечения больных, оперативного лечения и искусственного прерывания беременности.

Организация работы родильного дома (РД).

2. В каждом акушерском отделении выделяются следующие структурные элементы:

1) родовой блок - имеет в своем составе предродовую (10-12% количества коек в отделении); родовую (родовой зал); большую и малую операционные; палату интенсивной терапии для новорожденных детей.

кой консультаия современных форм и методов контрацепции)2) послеродовые палаты;

3) палаты (отделение) для новорожденных.

Операционные должны быть оборудованы всем необходимым для обработки разрывов промежности, ручного отделения последа, кесарева сечения, ампутации матки.

Первый туалет новорожденного, обработка глаз, измерение длины и массы тела ребенка проводятся акушеркой в родовом зале. Через 2-2,5 часа после нормальных родов женщина переводится в послеродовое отделение (палаты), новорожденный – в палату для новорожденных. Кроме этого в родильных домах имеются также палаты совместного пребывания матери и ребенка.

Число детских коек в отделении (палатах) новорожденных должно соответствовать числу материнских коек в послеродовом отделении. Из них 10-12% выделяется для недоношенных и ослабленных детей.

4. С целью снижения материнской и перинатальной смертности, улучшения качества обслуживания беременных в областных центрах и крупных городах организуются специализированные отделения для беременных женщин с сердечно-сосудистой патологией, диабетом, послеродовыми септическими заболеваниями и т. д.

5. Большое значение в нормальной деятельности акушерских стационаров по профилактике гнойно-септических заболеваний беременных, рожениц, родильниц, среди новорожденных имеет соблюдение санитарно-гигиенических правил. В акушерских стационарах должны неукоснительно выполняться следующие требования:

- строгий отбор и своевременная изоляция больных женщин от здоровых при поступлении и во время пребывания в родильном доме (отделении);

- обязательная цикличность в заполнении детских и материнских палат;

- соблюдение всех санитарных требований, регулярная текущая и не реже 1 раза в год профилактическая санитарная обработка (полная дезинфекция) всего родильного дома (отделения);

- соблюдение медицинским персоналом правил личной гигиены и регулярный врачебный контроль за здоровьем персонала.

6. Течение и исход родов должны фиксироваться в Истории родов и в Журнале записи родов в стационаре, оперативные вмешательства – в Журнале записи оперативных вмешательств в стационаре.

Анализ помощи в родах предусматривает оценку оказания акушерской, анестезиологической, терапевтической, гематологической и медицинской помощи других узких специалистов. При возникновении экстренных акушерских ситуаций, требующих консультативной помощи необходима своевременная организации консилиумов и вызова специалистов по санитарной авиации (областной, республиканской).

Читайте также: