Какой орган осуществляет государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и других

Обновлено: 25.04.2024

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют органы федеральной инспекции труда.

Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с органами федеральной инспекции труда осуществляют специально уполномоченные органы - федеральные надзоры.

Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.

Статья 354. Федеральная инспекция труда

Федеральная инспекция труда - единая централизованная система государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории Российской Федерации.

Положение о федеральной инспекции труда утверждается Правительством Российской Федерации.

Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.

Руководители государственных инспекций труда - главные государственные инспекторы труда назначаются на должность и освобождаются от должности главным государственным инспектором труда Российской Федерации.

Статья 355. Принципы деятельности и основные задачи органов федеральной инспекции труда

Деятельность органов федеральной инспекции труда и должностных лиц указанных органов осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности.

Основными задачами органов федеральной инспекции труда являются:

- обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;
- обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие законов и иных нормативных правовых актов.

Статья 356. Основные полномочия органов федеральной инспекции труда

В соответствии с возложенными на них задачами органы федеральной инспекции труда реализуют следующие основные полномочия:

- осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением в организациях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечения виновных к ответственности в соответствии с федеральным законом;
- анализируют обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимают меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
- осуществляют в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях;
- направляют в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;
- реализуют мероприятия по координации деятельности ведомственных органов надзора и контроля и федеральных органов исполнительной власти в части обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- проводят предупредительный надзор за строительством новых и реконструкцией действующих объектов производственного назначения, вводом их в эксплуатацию в целях предотвращения отступлении от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих их безопасность;
- осуществляют надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
- обобщают практику применения, анализируют причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовят соответствующие предложения по их совершенствованию;
- анализируют состояние и причины производственного травматизма и разрабатывают предложения по его профилактике, принимают участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводят его самостоятельно;
- дают заключения по проектам строительных норм и правил, других нормативных документов о соответствии их требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, рассматривают и согласовывают проекты отраслевых и межотраслевых правил по охране труда;
- участвуют в установленном порядке в разработке государственных стандартов по безопасности труда;
- принимают необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов в целях обеспечения применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, относящихся к охране здоровья и безопасности работников во время их работы, а также получения информации о влиянии применяемых способов, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;
- запрашивают у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций и безвозмездно получают от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на них задач;
- ведут прием и рассматривают заявления, письма, жалобы и иные обращения работников о нарушениях их трудовых прав, принимают меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;
- осуществляют информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- информируют общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведут разъяснительную работу о трудовых правах работников;
готовят и публикуют ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляют их Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации.

Статья 357. Основные права государственных инспекторов труда

Государственные инспекторы труда (правовые, по охране труда) при осуществлении надзорно-контрольной деятельности имеют право:

- беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности;
- запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
- изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;
- расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
- предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
- приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений;
- направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
- отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;
- запрещать использование и производство не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
- выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий;
- выдавать заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов;
- привлекать к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, при необходимости приглашать их в орган инспекции труда в связи с находящимися в производстве делами и материалами, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности, предъявлять иски в суд;
- выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.

В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении нарушения трудового законодательства или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в судебном порядке в течение десяти дней с момента его получения работодателем или его представителем.

Статья 358. Обязанности государственных инспекторов труда

Государственные инспекторы труда при осуществлении надзорно-контрольной деятельности обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, а также нормативные правовые акты, регулирующие деятельность органов и должностных лиц органов федеральной инспекции труда.

Статья 359. Независимость государственных инспекторов труда

Государственные инспекторы труда при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой, независимы от государственных органов, должностных лиц и руководствуются только Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Статья 360. Порядок инспектирования организаций

Порядок проведения проверок должностными лицами и органами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

Государственные инспекторы труда в целях осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, инспектируют любые организации на всей территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

При инспекционной проверке государственный инспектор труда может уведомлять о своем присутствии работодателя или его представителя, если только не считает, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля.

Организации Вооруженных Сил Российской Федерации, органы пограничной службы, органы безопасности, органы внутренних дел, другие правоохранительные органы, исправительные учреждения, организации атомной и оборонной промышленности и другие подлежат инспекционным проверкам с особым порядком их проведения, который предусматривает:

- доступ только для государственных инспекторов труда, получивших заблаговременно соответствующий допуск;
- проведение проверок в назначенное время;
- ограничение на проведение проверок во время маневров или учений, объявленных периодов напряженности, боевых действий.

Особый порядок проведения инспекционных проверок устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Статья 361. Обжалование решений государственных инспекторов труда

Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в судебном порядке. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в судебном порядке.

Статья 362. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Руководители и иные должностные лица организаций, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, которые установлены федеральными законами.

Статья 363. Ответственность за воспрепятствование деятельности государственных инспекторов труда

Лица, препятствующие осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, не исполняющие предъявленные им предписания, применяющие угрозы насилия или насильственные действия по отношению к государственным инспекторам труда, членам их семей и их имуществу, несут ответственность, установленную федеральными законами.

Статья 364. Ответственность государственных инспекторов труда

За противоправные действия или бездействие государственные инспекторы труда несут ответственность, установленную федеральными законами.

Статья 365. Взаимодействие органов федеральной инспекции труда с другими органами и организациями

Органы федеральной инспекции труда осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами надзора и контроля, органами прокуратуры, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, профессиональными союзами (их объединениями), объединениями работодателей, другими организациями. Координация деятельности органов государственного надзора и контроля и органов общественного контроля, осуществляемой профессиональными союзами (их объединениями), по вопросам соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда.

Статья 366. Государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности

Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности и на некоторых объектах осуществляется специальным органом, ведающим вопросами горного и промышленного надзора в Российской Федерации, который вправе следить за соблюдением норм по охране труда в организациях угольной, горнорудной, горнохимической, нерудной, нефтедобывающей и газодобывающей, химической, металлургической и нефтегазоперерабатывающей промышленности, в геологоразведочных экспедициях и партиях, а также при устройстве и эксплуатации подъемных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, объектов, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и использованием газа, при ведении взрывных работ в промышленности.

При исполнении обязанностей по надзору за безопасным ведением работ работники специального органа, ведающего вопросами горного и промышленного надзора, независимы и подчиняются только закону.

Статья 367. Государственный энергетический надзор

Государственный надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, осуществляется специальным органом, ведающим вопросами энергетического надзора в Российской Федерации.

При проведении указанных в части первой настоящей статьи мероприятий работники специального органа, ведающего вопросами энергетического надзора, независимы и подчиняются только закону.

Статья 368. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением организациями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил осуществляется специальным органом, ведающим вопросами санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации.

Работники специального органа, ведающего вопросами санитарно-эпидемиологического надзора, при осуществлении надзора за соблюдением организациями перечисленных в части первой настоящей статьи норм и правил независимы и подчиняются только закону.

Статья 369. Государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью

Государственный надзор за соблюдением правил ядерной и радиационной безопасности осуществляется специальным органом, ведающим вопросами надзора за ядерной и радиационной безопасностью в Российской Федерации.

Лица, осуществляющие надзор за ядерной и радиационной безопасностью, обязаны доводить до сведения работников и работодателей информацию о нарушении норм ядерной и радиационной безопасности в проверяемых организациях.

Работники специального органа, ведающего вопросами надзора за ядерной и радиационной безопасностью, при осуществлении надзора за ядерной и радиационной безопасностью независимы и подчиняются только закону.

Цели: ознакомившись с данной темой, Вы будете:

  1. Иметь представление о способах защиты трудовых прав работников и об органах контроля за соблюдением норм трудового права, их целях.
  2. Разбираться в структуре и компетенции действующих как государственных, так и общественных форм контроля в сфере труда.
  3. Знать виды и меру ответственности работодателя за нарушение трудового законодательства.

Оглавление

11.1. Основные способы защиты трудовых прав и законных интересов работников

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина –т это обязанность государства. Статья 45 Конституции РФ провозглашает государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в РФ, гарантируя каждому право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законами.

11.2. Понятие и цели надзора, контроля за соблюдением норм трудового права

Надзор и контроль в сфере труда – это деятельность компетентных органов, направленная на защиту прав граждан в сфере труда. Общие положения представлены в табл. 1.

Цели надзора и контроля

  • Предотвратить принятие незаконных решений, нарушающих права и законные интересы работающих, или выявить уже допущенные нарушения;
  • восстановить нарушенные права;
  • привлечь к ответственности виновных.

Положения данного закона устанавливают:

  • порядок проведения мероприятий по контролю, осуществляемых органами государственного контроля (надзора);
  • права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), меры по защите их прав и законных интересов;
  • обязанности органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц при таких мероприятиях.

Основные принципы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) являются:

  1. Презумпция добросовестности юридического лица или индивидуального предпринимателя; следовательно, доказывать наличие нарушений законодательства работодателем, злоупотребление правом и другие подобные обстоятельства обязан орган надзора.

В обязанности же работодателя входит:

  • обеспечение беспрепятственного допуска должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • предоставление указанным органам, а также органам исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий.
  1. Соблюдение международных договоров РФ.
  2. Открытостость и доступность нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля (надзора).
  3. Установление обязательных требований федеральными законами и нормативными правовыми актами.
  4. Проведение мероприятий по контролю уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора).
  5. Соответствие предмета проводимого мероприятия по контролю компетенции органа государственного контроля (надзора).
  6. Периодичность и оперативность проведения мероприятия по контролю.
  7. Возможность обжалования действий (бездействия) должностных органов государственного контроля.
  8. Устранение в полном объеме органами государственного контроля (надзора) допущенных нарушений в случае признания судом жалобы юридического лица или индивидуального предпринимателя обоснованной.

11.3. Система и компетенция органов надзора и контроля за соблюдением норм трудового права

Государственный надзор и контроль за соблюдением норм трудового права (ст. 353 ТК РФ) проводят

Надзор

Контроль

  • Органы федеральной инспекции труда и другие федеральные инспекции:
    • за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
    • во всех организациях;
    • на всей территории РФ.

    Федеральная инспекция труда – единая централизованная система государственных органов. Положение о федеральной инспекции труда утверждено Правительством Российской Федерации (ст.353-364 ТК РФ).

    Права и обязанности инспекторов труда – ст. 357–358 ТК РФ.

    -за точным и единоо бразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

    • Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления:
      • внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
      • в подведомственных организациях

      Специально уполномоченные органы – федеральные надзоры наряду с федеральной инспекции труда:

        • за соблюдением правил по безопасному ведению работ;
        • в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности.

        Профсоюзные комитеты имеют право осуществлять контроль за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства.

        Работодатели обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить соответствующему профсоюзному органу о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах

        Судебный надзор и контроль

        Суды РФ (Конституционный суд РФ, суды общей юрисдикции) при решении дел в соответствии со своей подведомственностью осуществляют надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства на предмет соответствия Конституции РФ федеральных нормативно-правовых актов, а также решают вопросы о законности правоприменительных актов работодателя при рассмотрении индивидуально-трудовых споров

        Схема контроля профсоюзов

        11.4. Ответственность за нарушение трудового законодательства

        Трудовым законодательством предусмотрена ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение трудового законодательства.

        • Административная – в виде штрафа, размер и порядок наложения которого устанавливается законодательством РФ и субъектов РФ.

        Например, за нарушение законодательства о труде и охране труда: административный штраф на должностных лиц в размере от 5 до 50 МРОТ, повторное нарушение влечет дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет ( ст. 5.27 КоАП РФ).

        • Гражданско-правовая (имущественная) - за вред, причиненный жизни и здоровью работника ( гл. 59 ГК РФ).
        • Уголовная – за нарушение правил охраны труда наказывается штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы, иного дохода за период 18 месяцев, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо лишением свободы на срок до 2 лет. Деяния, повлекшие смерть человека,- лишением права свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности на срок до 3 лет или без такового (ст. 143 УК РФ).

        Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей до 3 лет, – штраф в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода за период 18 месяцев (ст. 145 УК РФ).

        line01

        ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

        НАДЗОРА В СФЕРЕ ТРУДА

        Основанием для проведения внеплановой проверки является:

        а) истечение срока исполнения работодателем выданного государственными инспекторами труда предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

        б) поступление в федеральную службу по труду и занятости:

        • обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов

        государственной власти (должностных лиц федеральной службы по труду и занятости труда и других федеральных органов исполнительной
        власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств
        массовой информации о фактах нарушений работодателями обязательных требований, в том числе требований охраны труда, повлекших
        возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;

        • обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;
        • запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 219 Трудового кодекса Российской Федерации;

        в) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Федеральной службы по труду и занятости или государственной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

        Срок проведения каждой из проверок не может превышать 20 рабочих дней.

        В отношении работодателей - субъектов малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.

        В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений государственных инспекторов труда, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем Федеральной службы по труду и занятости или государственной инспекции труда, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий и микропредприятий - не более чем на 15 часов.

        При осуществлении федерального государственного надзора в сфере труда государственные инспекторы труда имеют право:

        а) беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать работодателей в целях проведения их проверки;

        б) запрашивать у работодателей и их представителей, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

        в) изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составляют соответствующий акт;

        г) расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

        д) предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований в сфере труда, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

        е) направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации юридических лиц (организаций) или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

        ж) выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;

        з) запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда;

        и) составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах своих полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

        к) выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении обязательных требований в сфере труда, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.

        По результатам проверки государственный инспектор труда составляет акт проверки по установленной форме.

        Руководитель Федеральной службы по труду и занятости и руководители государственных инспекций труда отменяют решения, вынесенные государственными инспекторами труда с нарушениями требований к их организации и проведению, установленных законодательством Российской Федерации.

        Решения государственных инспекторов труда, вынесенные по результатам проверки, могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд.

        Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

        Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

        Комментарий к Ст. 353 ТК РФ

        1. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории РФ осуществляет федеральная инспекция труда (см. комментарий к ст. 354 ТК РФ).

        2. Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с федеральной инспекцией труда осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти, наделенные в установленном порядке функциями по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (см. комментарий к ст. ст. 366 — 369 ТК РФ).

        3. Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов РФ (см. также комментарий к ст. 5 ТК РФ).

        Второй комментарий к Статье 353 Трудового кодекса

        2. Сегодня государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, является важнейшим правовым институтом трудового права, одним из основных способов защиты трудовых прав работников.

        Под функциями по контролю и надзору понимаются, в частности: осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения, регистрации актов, документов, прав, объектов.

        Указанный надзор и контроль осуществляется системой государственных органов, обеспечивающих закрепленные в ч. 1 ст. 45 Конституции РФ нормы о гарантированности государственной защиты прав и свобод человека и гражданина. Обязанность такой защиты реализуется в деятельности Конституционного Суда РФ. Конституционное производство обеспечивает применение и толкование конституционных и иных правовых норм о правах и свободах человека и гражданина, обязательных для органов государственной власти.

        3. Принципы и порядок осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, являются предметом ведения федеральных органов государственной власти (см. ст. 6 ТК РФ).

        В статье 353 ТК РФ указывается круг органов, которые вправе осуществлять государственный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства, сфера их влияния. Это федеральная инспекция труда, соответствующие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях экономики России, Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.

        При осуществлении надзора за исполнением законов и иных нормативных правовых актов трудового законодательства органы прокуратуры не подменяют другие надзорно-контрольные органы, перечисленные в ст. 353 ТК РФ и осуществляющие свои функции в соответствии с законом.

        Деятельность органов, полномочных осуществлять государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, распространяется на всех работодателей независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

        6. Наряду с Гострудинспекцией государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности входит в функции специализированного федерального надзора: Госгортехнадзора, Госсанэпиднадзора, Госэнергонадзора, Госатомнадзора — каждого в своей сфере действия. Действуют они в соответствии с утвержденными о них Положениями (см. комментарии к ст. 366 — 369 ТК РФ).

        Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

        Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

        Комментарий к Ст. 353 ТК РФ

        1. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории РФ осуществляет федеральная инспекция труда (см. комментарий к ст. 354 ТК РФ).

        2. Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с федеральной инспекцией труда осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти, наделенные в установленном порядке функциями по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (см. комментарий к ст. ст. 366 — 369 ТК РФ).

        3. Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов РФ (см. также комментарий к ст. 5 ТК РФ).

        Второй комментарий к Статье 353 Трудового кодекса

        2. Сегодня государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, является важнейшим правовым институтом трудового права, одним из основных способов защиты трудовых прав работников.

        Под функциями по контролю и надзору понимаются, в частности: осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения, регистрации актов, документов, прав, объектов.

        Указанный надзор и контроль осуществляется системой государственных органов, обеспечивающих закрепленные в ч. 1 ст. 45 Конституции РФ нормы о гарантированности государственной защиты прав и свобод человека и гражданина. Обязанность такой защиты реализуется в деятельности Конституционного Суда РФ. Конституционное производство обеспечивает применение и толкование конституционных и иных правовых норм о правах и свободах человека и гражданина, обязательных для органов государственной власти.

        3. Принципы и порядок осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, являются предметом ведения федеральных органов государственной власти (см. ст. 6 ТК РФ).

        В статье 353 ТК РФ указывается круг органов, которые вправе осуществлять государственный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства, сфера их влияния. Это федеральная инспекция труда, соответствующие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях экономики России, Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.

        При осуществлении надзора за исполнением законов и иных нормативных правовых актов трудового законодательства органы прокуратуры не подменяют другие надзорно-контрольные органы, перечисленные в ст. 353 ТК РФ и осуществляющие свои функции в соответствии с законом.

        Деятельность органов, полномочных осуществлять государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, распространяется на всех работодателей независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

        6. Наряду с Гострудинспекцией государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности входит в функции специализированного федерального надзора: Госгортехнадзора, Госсанэпиднадзора, Госэнергонадзора, Госатомнадзора — каждого в своей сфере действия. Действуют они в соответствии с утвержденными о них Положениями (см. комментарии к ст. 366 — 369 ТК РФ).

        Читайте также: