Если зарплата маленькая стоит ли увольняться

Обновлено: 06.05.2024

Кто может претендовать на выплаты

Согласно трудовому законодательству, основной пакет прав — на отпуск, больничный, выплаты после увольнения и др. — есть только у сотрудников, заключивших с работодателем трудовой договор. Именно эта категория работников может получить компенсации, перечисленные в статье.

А вот гражданско-правовые договоры предусматривают только расчет за проделанную работу. Имеются в виду:

  • Договоры подряда;
  • Договоры ренты;
  • Договоры поставки;
  • Договоры об оказании услуг и др.

Если вы трудитесь на основании одного из таких договоров, дополнительные выплаты и компенсации получить не выйдет: это не предусмотрено законом.

Разновидности выплат и компенсаций

Трудовое законодательство сложно устроено: в нем полно оговорок и отдельных статей для срочных договоров, совместительства, сезонных работ и деятельности на Крайнем Севере. Поэтому ниже мы остановились только на общих случаях — они актуальны большинству россиян, работающих по трудовому договору в графике 5/2.

Остаток зарплаты

Эта выплата — основная. Работнику обязаны вернуть всю сумму, что он заработал до увольнения. Кроме оклада сюда относятся премии и доплаты, предусмотренные трудовым договором. Конкретные условия таких выплат определяет компания, но выплатить их сотруднику обязаны строго в день увольнения.

Компенсация за отпуск

По закону каждому россиянину положен отпуск — 28 календарных дней, каждый из которых оплачивается. Случается так, что до увольнения сотрудник не успевает оформить и провести отпуск. В этом случае компания выплачивает компенсацию — строго за то количество отпускных дней, которые не использовались.

Больничный после увольнения

Если в течение месяца после увольнения сотрудник оформил больничный, но так и не трудоустроился на другое место, бывший работодатель обязан возместить ему дни болезни. Об этой выплате знают немногие, поэтому чаще всего россияне лечатся за счет сбережений. Но в Трудовом кодексе прописано: получить больничный могут даже безработные, если увольнение произошло недавно.

Есть нюанс по размерам выплат. Если болезнь наступает хотя бы на день позже увольнения, больничный заплатят в размере 60% от средней зп (независимо от наработанного стажа). Если больничный открывают в день до увольнения — выплачивают все 100%.


Выходное пособие

В каком случае выплачивают. Если сотрудник уволен по причинам, не зависящим от него — при ликвидации компании, сокращении штата или из-за призыва в армию.

В плюс к оставшейся зарплате, уволенные получают выходное пособие. Его размер приравнивается к среднему заработку. Но вот за какой период насчитают пособие — зависит от причины увольнения. Предлагаем рассмотреть таблицу:

За какой срок заплатят

Призывают в армию

Изменились условия труда, а сотрудник не согласен

Восстановили человека, который раньше занимал эту должность

Компания переезжает в другую местность, а сотрудник не согласен

Кредит наличными на любые цели

Как рассчитывается выходное пособие при увольнении?

Действуйте по следующему алгоритму:

  1. Посчитайте зарплату за 12-месячный расчетный период.
  2. Разделите зп на количество дней, фактически отработанных в расчетном периоде.
  3. Вычислите количество рабочих дней в первом месяце после увольнения (согласно графику сотрудника) и прибавьте число праздничных дней.
  4. Умножьте результат из п.2 на результат из п.3.

Кстати, размер пособия может увеличить работодатель — на свое усмотрение для конкретного специалиста или всего штата.

Средний заработок

Когда человек теряет работу по независящим от него причинам, в плюс к выходному пособию ему платят средний заработок — но только на то время, пока он заново не трудоустроится. Срок такой выплаты ограничен: обычно среднюю зп платят не дольше двух месяцев после увольнения.

Платить средний заработок могут и три месяца, но для этого нужно:

  1. В течение двух недель после увольнения встать на учет в управление занятости;
  2. Подтвердить, что у вас уже третий месяц нет официального трудоустройства;
  3. Указать исключительные обстоятельства — например, социальную незащищенность или иждивенцев на попечении.

Кредит наличными

То, насколько обстоятельства серьезны, решают в управлении по каждому обратившемуся. Но с 2020 года продлить выплату средней зп до трех месяцев можно проще — подробности в пункте ниже.


Компенсация за увольнение раньше срока

В каком случае выплачивают. Если сотрудник уволен по причинам, не зависящим от него — при ликвидации компании или сокращении штата. Не по собственному желанию.

О том, что ликвидируют компанию или проводят сокращение, сотрудника должны предупредить заранее. Как минимум — за два месяца до предстоящего события. Предупреждение оформляется письменно, а сотрудник ставит под ним подпись.

Но случается, что увольнение согласовывают раньше, чем за два месяца. В этом случае компания платит компенсацию — средний заработок за время, которое осталось бы до увольнения в предусмотренный двухмесячный срок. Что важно: эта компенсация приплюсовывается к среднему заработку, который буду платить в период безработицы. Выходное пособие полагается в том числе.

Компенсация за задержанные выплаты

В каком случае выплачивают. В любом, независимо от причины увольнения.

Выше упоминалось, что за остаток зарплаты или возмещение неиспользованного отпуска компания должна рассчитаться в день увольнения. То же касается среднего заработка в период безработицы и оплаты больничных листов. Если деньги задерживают, требуйте компенсировать просрочку: процент должен составлять 1/150 ключевой ставки.

Кроме компенсаций, за серьезные просрочки работодатели могут заплатить большие штрафы или даже подпасть под уголовную ответственность.

Кто может получить 3 оклада?

Чтобы в ситуации кризиса защитить работников лучше, в ТК — Трудовой кодекс — внесли изменения. Так, с 13 августа 2020 выплаты при увольнении станут больше. Теперь закон обязывает фирму, которая ликвидируется или проводит сокращение, выплатить сразу три средние зп сотруднику (вместо двух, как предусматривалось ранее). Главное требование — уволенный должен оставаться без новой работы дольше двух месяцев.

Что важно — теперь работодатель не сможет окончательно ликвидироваться, пока не выплатит выходное пособие всем сотрудникам. При этом две средние зарплаты можно выдать сразу — в момент увольнения, чтобы не растягивать процесс получения компенсаций.

Каждый сотрудник хотя бы раз в жизни просил повысить ему зарплату. А иногда руководителям приходится отказывать, когда у них просят прибавку к зарплате. Это всегда непростые разговоры, к которым нужно готовиться заранее. А помогут в этом советы HR-экспертов.


Как специалистам повысить себе зарплату


Мало кто может набраться смелости и конструктивно поговорить с руководителем о повышении зарплаты. Без шантажа, угроз, демонстрации офферов и так далее.

Но на самом деле это не так страшно и сложно, если следовать нескольким правилам:

1. Перед разговором четко сформулируйте аргументы, на которые будете опираться в процессе. Например, вы:

— стали брать на себя новые обязанности;

— нашли новых клиентов;

— внедряете что-то полезное в работу команды;

— обучаете младших сотрудников;

— перевыполняете план по KPI.

Эти и подобные примеры — повод поговорить с руководителем об увеличении зарплаты.

3. Иногда разговор нужно отрепетировать. Можно с друзьями, а можно просто проговорить всё перед зеркалом, чтобы от волнения слова не вылетели из головы. Будьте готовы к тому, что руководитель может не согласиться с вашим мнением и привести контраргументы, их тоже нужно заранее отработать.

4. Разговаривать с руководителем стоит наедине, а не при коллегах. В противном случае можно получить демонстративный отказ, ведь на следующий день все остальные сотрудники тоже захотят прибавку к зарплате.


Словом, хорошие результаты работы, подготовка к разговору и конструктивные аргументы творят чудеса.

К встрече лучше подготовиться. Подумайте:

— Какие достижения у вас были за последние 6–12 месяцев. Приведите примеры и укажите конкретные цифры, если они есть.

— Какие вопросы могут быть у руководителя и как вы будете отвечать на них.

Перед встречей можно потренироваться перед зеркалом.

Встречу лучше ставить заранее и выбирать время после обеда. Как правило, люди добрее после еды.

Вести себя стоит спокойно и уверенно, а формат встречи зависит от ваших отношений с руководителем и регламентов в компании. В любом случае не стоит шантажировать руководителя и угрожать уходом в другую компанию. Театральных постановок тоже лучше избегать. Чтобы не волноваться, представьте, что самое страшное может произойти. И поймите, готовы ли вы на такой риск и что будете делать в случае неудачи.

В целом во многих компаниях принято повышать зарплату сотрудникам раз в год, поэтому получить прибавку к зарплате можно в этот период.

Если прозрачного процесса по повышению зарплаты в компании нет, то подумайте, за что руководитель может платить вам больше денег. Возможно, вы:

— совмещаете несколько ролей в рамках одной должности;

— успешно внедрили новый процесс, который привел к росту показателей или сделал работу коллег легче.

Эти и подобные истории — повод поговорить с руководителем о повышении зарплаты.

Если вы подготовились к разговору и в компании нет финансовых проблем, то руководитель, скорее всего, согласится поднять вам зарплату. Вполне вероятно, что он уже в курсе ваших достижений и готов вас поощрить.

Если вы всё же получили отказ, спросите руководителя о причинах и обсудите, что можно сделать. Как вариант, договориться о конкретных результатах, зафиксировать сроки, а после этого повторно обсудить вопрос о повышении зарплаты.

Что делать руководителям, если они не могут поднять сотрудникам зарплату


Что точно стоит сделать

1. Даже если вы боитесь потерять ценного сотрудника, нельзя по первому требованию бежать и поднимать ему зарплату. Иначе завтра все остальные ваши сотрудники тоже захотят зарплату побольше.

2. Диалог о повышении зарплаты это двусторонний процесс: ты — мне, я — тебе. Можете предложить сотруднику подготовить отчет о проделанной работе за последние 3, 6 или 12 месяцев: рассказать о результатах, проанализировать эффективные решения и ошибки. А уже после этого разговаривать о зарплате.

3. Стоит составить план задач и целей на следующие 3 месяца и зафиксировать договоренности, при соблюдении которых вы сможете поднять сотруднику зарплату. И тут два варианта: либо сотрудник выполнит план (а вы сможете справедливо повысить ему зарплату), либо он не будет работать по плану, а значит, и о повышении зарплаты говорить рано.

Чего делать нельзя

2. Уходить от разговора. Удивительно, но я до сих пор встречаю руководителей, которые пытаются избежать подобных диалогов с сотрудниками и начинают от них прятаться (в буквальном смысле).

3. Обещать повысить заработную плату в каком-то ближайшем будущем (например, в следующем году). Подобные поступки руководителя демотивируют сотрудника и коллектив в целом, а это приводит к снижению эффективности в работе.

Что можно предложить взамен, если не можете поднять зарплату

— Один дополнительный выходной в месяц. В тот день, когда сотруднику он нужен. Очень часто работодатели бояться этой мотивации, а зря. В большинстве случаев сотруднику просто важно знать, что у него есть этот день. А пользуются данной привилегией (по моему опыту) лишь 27% сотрудников.

— Возможность иногда работать удаленно, если должность сотрудника позволяет это сделать.

— Подумать о партнерских программах, благодаря которым сотрудники смогут получать скидки в салонах красоты, фитнес-студиях и т. д

Стоит ли искать другие варианты: например, предлагать сотруднику новую должность

Для начала разберитесь, насколько сотрудник ценен для вашего бизнеса. Применимы ли его навыки и компетенции на другой позиции, где зарплата более высокая? Готовы ли вы вкладывать время и деньги в обучение сотрудника? Если ответы утвердительные, то можно смело пробовать этот вариант.

Кроме этого, можно рассмотреть:

— Доплату за наставничество. Например, к вам обратился менеджер по продажам и просит повышения. При этом должность руководителя отдела продаж занята. Предложите сотруднику стать наставником и помогать новым коллегам.

— Дополнительные задачи, за которые сотрудник будет получать надбавку. При этом задачи могут и не относиться напрямую к его должности, главное, чтобы сотрудник смог их выполнить.


Напоследок скажу: если в компании есть гибкая система мотивации, оклад и бонусы, то таких разговоров, как правило, не возникает в принципе.

Если прямо сейчас вы не можете повысить сотруднику зарплату, то нужен честный и конструктивный диалог: расскажите, почему не можете поднять зарплату, и обсудите, что нужно сделать сотруднику, чтобы это было возможно в будущем. Зафиксируйте договоренности и сдержите свое обещание, конечно же.

Можно обсудить систему нематериальной мотивации. Для этого нужно поговорить с сотрудником и выяснить его мотиваторы: например, обучение, дополнительные дни отпуска или выходные. Если говорить о материальной мотивации, можно подумать над KPI или премиями, но это отдельная большая тема, которая требует проработки. Ещё можно предложить сотруднику другую должность, если у него есть желание и нужные компетенции.

Закон защищает права бывшего работника после увольнения, но как именно — знают не все. Давайте разберемся, что вам положено после ухода из организации и что делать, если начальник отказывается выполнять условия


Все работающие люди рано или поздно сталкиваются с перспективой увольнения. Для одних это большой стресс, для других – шаг навстречу лучшему будущему, но в любом случае увольнение можно назвать закономерным этапом развития карьеры любого человека.

Говоря юридическим языком, увольнение – это прекращение трудовых отношений между работником и работодателем, причем инициатива может исходить как от одной, так и от другой стороны. Бывает и так, что это случается по независящим от человека обстоятельствам, например из-за чрезвычайной ситуации, войны, призыва в армию или полной потери трудоспособности. Причин для увольнения множество, и большинство из них описаны в главе 13 Трудового кодекса РФ. Перечислим основные:

по собственному желанию;из-за перевода к другому работодателю по соглашению сторон;из-за отказа сотрудника принимать изменившиеся условия договора, переезжать в другую местность с фирмой или работать с новым начальством по медицинским показаниям;за прогул по сокращению штата;за нарушение трудовой дисциплины из-за истечения срока действия срочного трудового договора;неоднократное неисполнение трудовых обязанностей без уважительных причин из-за полной ликвидации компании;за правонарушение – хищение имущества или его умышленную порчу, разглашение государственной, служебной или коммерческой тайны

Раз трудовые отношения закончились, с работником должны рассчитаться – выплатить ему зарплату и компенсацию за неотгулянный отпуск. Также, в зависимости от причины увольнения, бывший сотрудник может претендовать и на дополнительные пособия и выплаты.

Оставшаяся зарплата

Тут все просто: сколько отработали, столько и получили. Например, зарплату в конторе обычно выдают 10-го числа каждого месяца. А вы уволились 15-го. Значит, в последний день вам должны выдать деньги за пять дней.

Это правила для оклада, но они же касаются и премий с надбавками. Главное, чтобы эти выплаты были прописаны в трудовом договоре, а не устанавливались каждый месяц щедрым начальником.

Компенсация за неотгулянный отпуск

Вернуть дни отдыха при увольнении работника работодатель уже не в силах, поэтому приходится брать деньгами. Предполагается, что в первые полгода на новом месте в отпуск человека не пустят.

За каждый трудовой год большинству из нас положено 28 дней оплачиваемого отдыха — календарных, а не рабочих. Когда вы пишете заявление на увольнение (или оформляется какой-то другой документ, по которому вы прекращаете работу в этой организации), отдел кадров смотрит, сколько дней вы могли бы взять. Если вы решили покинуть родную фирму в январе, это не значит, что вам выпишут отпускные за те самые 28 дней. Отпуск копится у человека постепенно: каждый месяц мы зарабатываем два с небольшим дня отдыха.

Выходное пособие

Если вы собираетесь увольняться по собственному желанию, этот пункт не для вас. Пособие положено только тем, кто теряет работу по не зависящим от него причинам: фирму закрывают вообще, его должность сокращают. Им еще некоторое время обязаны платить средний заработок.

— Посчитать его несложно. Нужно сложить последние 12 зарплат вместе со всеми официальными премиями и поощрениями, а потом разделить на 12 и еще раз на 29,3 - это среднее число дней в месяце. Получится сумма, которую вы зарабатывали за день, — объяснил Гридин.

А вот срок, в который вы сможете получать эти деньги, зависит от конкретной причины увольнения. На месячную зарплату можно рассчитывать, если сокращают вообще всех или организация закрывается. В остальных случаях, например когда весь офис переезжает в другой город, а вы не хотите или вас признали нетрудоспособным, выходное пособие будут платить две недели. Платить пособие должны, даже если вы вышли на новое место на следующий же день после увольнения.

Зарплата за время поисков новой работы

Если человек попал под сокращение или всю его компанию ликвидировали, он может рассчитывать не только на выходное пособие, но и на средний заработок, пока ищет новую работу. Но пособие из этих денег все равно вычтут.

Больничный

Кажется, что безработному не положено никакого больничного. Но это не так. По закону, если вы заболели в течение месяца после увольнения, дни недуга вам оплатит бывший работодатель. Важная деталь: к этому времени у вас не должно быть нового подписанного трудового договора. Зато не имеет никакого значения, сами вы уволились или вас сократили. Деньги обязаны дать, даже если у вас просто закончился трудовой договор.

Нерадивых начальников наказывают рублем

— Закон хорошо защищает людей, не по своей воле оставшихся без работы. Другое дело, что они сами не всегда знают о своих правах, — говорит юрист Алексей Гридин.

Специалисты по трудовому праву советуют бороться за свои законные выплаты. Для начала отправьте бывшему начальнику письмо со своими претензиями. Их желательно подкрепить ссылками на конкретные статьи Трудового кодекса.

— Обычно это оказывается достаточно действенным способом, — говорит Гридин.

Если же начальник попался бесстрашный, идите жаловаться - хоть в трудинспекцию, хоть в прокуратуру. Тут уже уверения работодателей, что денег нет, не подействуют. За неисполнение предписанных законом обязанностей руководству предприятия грозит штраф, а в самых вопиющих случаях и личная уголовная ответственность.

Если вам не отдали оставшуюся зарплату, выходное пособие или другие положенные деньги, вы вправе требовать проценты за просрочку. Они составляют 1/150 ставки Центрального банка за каждый день просрочки. Актуальную ставку ЦБ РФ можно посмотреть на сайте ведомства. Получаются реально копейки, а то и меньше. Но если незадачливый работодатель просрочит выплату на пару месяцев, набежит ощутимая сумма.

Заявление на увольнение

С датой увольнения все не так просто, как может показаться. По ТК сотрудник обязан сообщить о желании уволиться за две недели до даты расторжения договора, но эти две недели отсчитываются со дня, следующего за днем подачи заявления. Например, если сотрудник подает заявление 1 сентября, то 14 дней отсчитываются от 2 сентября. В таком случае датой увольнения будет 15 сентября, поэтому ее и надо указать в заявлении. Лучше писать дату без предлогов, чтобы не было разночтений, ведь день увольнения является рабочим и за него платят зарплату.

Но сроки одинаковы не для всех. Две недели – срок для рядовых сотрудников, а если уходит руководитель или заместитель руководителя, предупреждать об увольнении надо за месяц. Если сотрудник был на испытательном сроке или работал по срочному договору, ему следует подать заявление за три дня до нужной даты. Тем, кто выходит на пенсию или зачислен на обучение в образовательное учреждение, разрешается указать дату по желанию. Ждать и работать еще две недели они не обязаны, как и сотрудники, увольняющиеся из-за того, что работодатель нарушил условия договора или нормы трудового права.

К вам приходит сотрудник и просит повысить зарплату. Не то что бы он готов взять на себя больше работы, он и так зашивается. Он хочет получать больше, за то, что уже делает. Ему некомфортно с сегодняшней зарплатой. Как поступите?

Кадровики советуют не церемониться. Просто так повышать зарплату нельзя: денежная мотивация действует три месяца, а потом сотрудник снова сникнет. Поэтому повышение — только за новую нагрузку. Если сотрудник угрожает уходом — увольнять без разговора.

Это грамотные советы, которые не всегда легко применить в жизни. Чтобы разобраться глубже, мы провели опрос руководителей. Оказалось, руководители не так категоричны, как кадровики, и действуют в зависимости от ситуации или предусматривают ситуацию заранее:

Дмитрий Гудович

Алена Валовая

Работодатели обязаны индексировать зарплату, но как часто, определяют сами. В законе всё туманно, поэтому мало кто ему следует

Не смотреть на рыночную цену

Итак, сотрудник просит повысить зарплату. Первая мысль — посмотреть цену специалиста на рынке. Может, сотрудник правда мало получает и ему нужно доплатить. Или наоборот, обнаглел и его лучше уволить.

Проблема в том, что рыночная стоимость не имеет отношения к этому конкретному сотруднику. Он может работать за двоих или разбираться в своей работе лучше дорогого специалиста с рынка.

Вот две ситуации. Первая:

Бухгалтер Марина приходит к начальнику:

— Анатолий, привет! Я работаю год, со всем справляюсь, ни разу не получала штрафы от налоговой. Мне кажется, я заслуживаю прибавки.

— А сколько хочешь?

— Марин, ты загнула. На Хэдхантере по Саратову бухгалтеры даже меньше тебя получают, так что нет.

Марина уходит расстроенной и находит другой способ заработать: берет еще несколько фирм помимо основной работы. Основная работа страдает, но Марине не стыдно, она предупреждала. Если начальнику плевать, то и ей плевать.

— Анатолий, привет! Я работаю год, и со всем справляюсь. Я хочу получать больше: не тридцать тысяч, как сейчас, а сорок.

— Понятно. Марина, мне нравится, как ты работаешь, но я не готов ответить прямо сейчас. Я подумаю, что можно сделать. Зайди ко мне послезавтра, и мы поговорим.

Марина не получила то, что хотела, но видит, что руководителю не плевать. Через два дня она приходит, и они с Анатолием находят решение.

Сотрудники и так знают зарплаты по рынку. Тыкать им в это — не решит задачу, а только испортит отношения. Необязательно сразу бросаться повышать зарплату, но покажите, что вам не всё равно:

Пообещайте подумать. Вам не нужно отвечать тут же. Может быть, вы повысите зарплату, но не так, как просит сотрудник. Или дадите ему новых задач. Чтобы это решить, нужно время, поэтому попросите сотрудника зайти через два-три дня. Главное — он будет знать, что его вопросом занимаются.

Не выгоняйте. Если за повышением приходит наглый бездельник — отлично. Вы ему откажете и дадите повод для увольнения. Главное — будьте терпеливы: объясните, что не готовы повысить зарплату сейчас и в ближайшие полгода-год и даже не видите причин ее повышать. Либо он останется работать с прежней зарплатой, либо уволится. Хуже точно не будет.

Задача руководителя — сделать так, чтобы хороший сотрудник ушел спокойным. Даже если он не получит повышение, пусть знает, что это возможно в будущем и что его ценят и не хотят отпускать.

Выяснить причину

Плохой ответ

У меня долларовая ипотека

У меня на днях второй ребенок родится

Саша работает на такой же должности, но получает 45 000 рублей

Если не повысите зарплату, уйду к конкурентам

Хороший ответ

Я приходил в компанию работать со старыми клиентами, а теперь привожу еще новых. Я больше работаю, и думаю, зарплата уже не соответствует моей работе, поэтому хочу прибавку.

Последние полгода я выполняю планы продаж и в целом стал более сильным и опытным работником. Я готов взять на себя обучение новичков, чтобы мы продавали еще лучше. И за это я хочу больше получать.

Если я не дотягиваю до более высокой зарплаты, я готов нагнать. Чему мне нужно научиться, чтобы получать больше?

Мне некомфортно работать за прежнюю зарплату. Что я могу сделать, чтобы её увеличить?

Если сотрудник пришел с конкретным предложением по новой зарплате и обосновывает его — это хороший знак. В нашей культуре так не принято, принято жаловаться на низкую зарплату супругам, друзьям и родным, но только не начальнику. Поэтому представьте, сколько мужества потребовалось сотруднику. Видимо, и в работе он не жалуется на проблему, а решает ее.

Ипотека, дети, кредиты на машины — личные проблемы сотрудника, и не касаются компании.

Оценить бюджет

Бывает, руководитель не против повысить зарплату, но не может: бюджет сверстан, лишних денег нет.

Бюджет отдела на год 1 980 000 рублей.

Из них бухгалтеры вместе с налогами получают 1 560 000 рублей.

Марина получает в год 780 000 рублей вместе с налогами, а хочет получать больше. Компании зарплата Марины с прибавкой обойдется в 1 014 000 рублей в год.

Вместе с зарплатой второго бухгалтера и остальными расходами выходит 2 214 000 рублей.

Попробуйте калькулятор, который считает, сколько на самом деле стоит сотрудник: с зарплатой, налогами, отпуском и больничными

В такой ситуации руководители советуют три способа: закладывать запас на повышение зарплаты при найме, переходить на работу по подряду, переводить сотрудника на сдельную оплату.

С запасом на повышение просто. Руководитель нанимает менеджера на 35 000 рублей, но планирует повысить зарплату до 45 000 рублей через полгода, если он выполнит показатели. Деньги на повышение уже в плане. Это хороший способ, но если заранее такого не предусмотреть, он не сработает.

Если сотрудник открывает ИП, компания сможет платить больше без убытка для себя.

Трудовой договор

Компания платит 50 000 рублей

НДФЛ — 6500 рублей

Пенсионные взносы 30% — 15 000 рублей. Их платит компания

Сотрудник получает на руки 43 500 рублей. Компании он обходится в 65 000 рублей без отпускных и отгулов

Договор ИП

Компания платит 65 000 рублей

Налоги 6% — 3900 рублей в месяц

Страховые и пенсионные взносы в год — 23 153,33 рублей, в месяц — 1929,44 рублей

Сотрудник получает чистыми 59 170,56 рублей

Вариант кажется идеальным, но для сотрудника есть риски. По договору подряда он не получает больничные, ему не положен отпуск, а работу можно потерять за день. Поэтому на такие отношения сотрудник переходит только при полном доверии.

Для компании тоже есть риск. Сотрудник работал в штате, а теперь — как ИП. Налоговая может заподозрить, что компания уходит от налогов. Пока такие дела в судебной практике решаются в пользу компании, но лучше посоветуйтесь со своими юристами и бухгалтерами.

Еще один вариант — сдельная оплата. Сотрудник получает оклад и премию за показатели. Так у него появляется стимул работать лучше и повышается зарплата.

Директор уменьшает оклад и предлагает премию: 15 000 рублей за среднее время ответа десять минут, 20 000 — за пять. Кто не справляется — уходит, кто справляется — приносит прибыль компании и сам хорошо зарабатывает

Бывает, сотрудник хочет прибавку в 10 000 рублей, а компания может дать только пять. Не говорите, что денег нет, а разбейте повышение на два этапа. Сначала повысьте зарплату на пять тысяч и отметьте заслуги сотрудника. А потом договоритесь, при каких показателях повысите еще.

Сотруднику, который хочет не зарабатывать, а получать, откажется от сдельной системы, потому что придется много и хорошо работать. Это неплохо, выявите бездельника. Но обязательно спросите, почему сотрудник отказывается. Может, ему просто страшно, или он привык к конкретной сумме, потому что строго распределяет семейный бюджет.

Не вестись на манипуляцию

Если сотрудник приходит за повышением и готов обсуждать варианты, это нормально. Ненормально — если манипулирует. Чтобы не поддаваться на манипуляции, обратите внимание на такое поведение:

Сотрудник приходит не к прямому руководителю, а к главному шефу. Это значит, что-либо у них плохие отношения, либо сотрудник уже попробовал поговорить с руководителем и получил отказ. В любом случае узнайте, почему он пришел к вам, а потом переговорите с руководителем.

Отказывается обсуждать варианты: открывать ИП, брать новые задачи или работать с премией. Видимо, сотруднику не место в компании. Он хочет, чтобы для него напряглись, а сам не готов ничего менять.

КОРОЧЕ

Как действовать

Выслушать сотрудника. Пусть сам скажет, чего хочет

Манипуляторов и бездельников — увольнять, ценным сотрудникам — показывать их важность

Спрашивать о причинах повышения. Хорошо, если сотрудник рассказывает о работе и результатах. Плохо — о личных проблемах

Читайте также: