Какой логический закон нарушает сотрудник милиции называя гражданина бандитом объясняя

Обновлено: 23.05.2024

1. В каком отношении находятся содержание и объем понятия?

А) Взаимно исключают друг друга.

Б) Взаимосвязаны прямо пропорционально.

В) Не зависят друг от друга.

Г) Взаимосвязаны обратно пропорционально.

2. Какие понятия называют общими?

А) Это понятия, объемы которых не включают ни одного предмета.

Б) Это понятия, в объемах которых число мыслимых предметов поддается реальному учету.

В) Это понятия, объемы которых включают два или более однородных предметов.

Г) Это понятия, объемы которых представлены одним предметом.

3. Как называются понятия, в которых отражаются присущие предмету признаки?

А) Абстрактными. Б) Конкретными.

В) Отрицательными. Г) Положительными.

А) В пересечении. Б) В совпадении.

В) В подчинении. Г) В соподчинении.

5. Какое из следующих понятий является пустым?

А) Президент США. Б) Президент Франции.

В) Президент России. Г) Президент Великобритании.

6. Что такое тавтология в определении?

А) Это определение неизвестного через неизвестное.

Б) Это разновидность круга в определении.

В) Это отрицательное определение.

Г) Это когда объем определяемого понятия совпадает с объемом

7. Как называется переход от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом?

А) Делением. Б) Обобщением. В) Ограничением. Г) Определением.

А) Это соразмерное определение.

Б) Слишком широкое.

В) Слишком узкое.

Г) С одной стороны, слишком широкое, а с другой, - слишком узкое.

А) Это соразмерное деление.

Б) Неполное деление.

В) Деление с лишними членами.

Г) Скачок в делении.

10. В каком случае неправильно обобщено понятие?

А) Семейное право - гражданское право - юриспруденция.

Б) Москвич - житель столицы - горожанин.

В) Мухомор - ядовитый гриб - живое вещество.

Г) Шариковая ручка - пишущий инструмент - орудие труда.

1. Какое из перечисленных суждений является общеотрицательным?

А) Ни один политик не лжет. Б) Многие логики - узкие специалисты.

В) Некоторые деятели культуры не говорят правду.

Г) Он в бога не верит.

2. В каком из следующих суждений использован алетический модальный оператор?

А) Безразлично, как ведет себя канарейка.

Б) Прошлое, как правило, предстает перед нами раньше будущего.

В) Возможно, я не смогу прийти завтра.

Г) Все, что разрешено, не запрещено.

А) Общеутвердительным. Б) Общеотрицательным.

В) Частноутвердительным. Г) Частноотрицательным.

4. Что такое связка суждения?

А) Это понятие о предмете суждения.

Б) Это суждение, в котором нельзя выделить правильную часть.

В) Это само утверждение или отрицание.

Г) Это понятие о признаке предмета.

5. Какова распределенность терминов в общеотрицательном суждении?

А) Субъект и предикат не распределены.

Б) Субъект и предикат распределены.

В) Субъект распределен, а предикат не распределен.

Г) Субъект не распределен, а предикат распределен.

6. Какое из следующих суждений разделительное?

А) Когда б на то не Божья воля - не отдали б Москвы.

Б) Познание - это взаимодействие субъекта и объекта.

В) Если желающих выступить нет, то прения по докладу прекращаются.

Г) Преступное деяние могло быть совершено в состоянии физиологического или патологического аффекта.

А) В подчинении. Б) В противоречии. В) В противоположности.

Г) В подпротивоположности.

А) Некоторые не студенты курят.

Б) Ни один студент не курит.

В) Все студенты курят.

Г) Некоторые студенты не курят.

9. Какое из следующих суждений условное?

А) Следователь вправе произвести следственный эксперимент, если необходимо уточнить данные по делу.

Б) Дело каждого гражданина - оберегать природу, охранять ее богатства.

В) Наша резолюция или соберет большинство, или получит меньшинство, или голоса разделятся поровну.

Г) Дайте мне материю, и я построю из неё мир.

А) Аксиологическую. Б) Алетическую.

В) Деонтическую. Г) Эпистемическую.

1. В какой фигуре категорического силлогизма средний термин следует за предикатом и за субъектом?

А) 1. Б) 2. В) 3. Г) 4.

2. Как называется умозаключение, в котором заключение выводится из одной посылки?

А) Дедуктивным. Б) Индуктивным.

В) Категорическим силлогизмом. Г) Непосредственным.

3. Как называется непосредственное умозаключение, в котором в выводе субъект предикатом исходного суждения, а предикат - субъектом исходного суждения, при этом связка остается неизменной?

А) Обращением. Б) Превращением.

В) Противопоставлением предикату. Г) Противопоставлением субъекту.

А) Некоторые носящие ремни - храбрецы.

Б) Все храбрецы носят ремни.

В) Некоторые храбрецы носят ремни.

Г) Из этих посылок нельзя сделать заключение.

5. Какое из следующих рассуждений является энтимемой с пропущенной большей посылкой?

А) Необходимо, чтобы все граждане пришли на выборы и выполнили свой

Б) Любой авторитарный лидер властолюбив, а все властолюбцы

В) Силлогизмы данного типа не являются правильными, так как в них не

соблюдены правила фигур.

Г) Поскольку все электроны представляют собой частицы с отрицательным зарядом, очевидно, что некоторые элементарные частицы имеют отрицательный заряд.

6. Какие рассуждения называют индуктивными?

А) Это рассуждения, которые ведут от общего к частному.

Б) Это рассуждения, которые ведут от истинных посылок как к истинным,

так и ложным заключениям.

В) Это рассуждения, которые ведут от частного к общему.

Г) Это рассуждения, которые ведут от истинных посылок к истинному

А) Этот силлогизм построен по 1 фигуре, имеет модус IAA , является

Б) Этот силлогизм построен по 2 фигуре, имеет модус АА I , является

В) Этот силлогизм построен по 3 фигуре, имеет модус АА I , является

Г) Этот силлогизм построен по 3 фигуре, имеет модус АА I , является

А) Метод единственного сходства. Б) Метод единственного различия.

В) Метод остатков. Г) Метод сопутствующих изменений.

9. Какое из следующих рассуждений является умозаключением по аналогии?

А) Если бог существует, то душа бессмертна. Бог существует, следовательно, душа бессмертна.

Б) Апрель в этом году был дождливым, март и май тоже. Следовательно, все весенние месяцы в этом году были дождливыми.

В) Модель корабля во время испытаний в пруду перевернулась. Следовательно, сам корабль обладает низкими мореходными качествами и в море может перевернуться.

Г) Все адвокаты - юристы, значит, некоторые юристы - адвокаты.

А) Это энтимема без большой посылки.

Б) Это энтимема без меньшей посылки.

В) Это энтимема без заключения.

Г) Это полисиллогизм.

1. Какой логический закон выражает требование точности мышления?

А) Закон тождества. Б) Закон непротиворечия.

В) Закон исключенного третьего. Г) Закон достаточного основания.

2. Какое важнейшее требование логичного мышления выражает закон достаточного основания?

А) Непротиворечивость. Б) Обоснованность.

В) Определенность. Г) Последовательность.

3. Исключите лишнее слово:

А) Неполнота оснований. Б) Лишний довод. В) Противоречивый довод.

Г) Самоубийственный довод.

А) Это логичный текст. Б) Нет, нарушено требование закона тождества.

В) Нарушено требование закона непротиворечия. Г) Нарушено требование закона достаточного основания.

А) Закона тождества. Б) Закона непротиворечия.

В) Закона исключенного третьего. Г) Закона достаточного основания.

А) Закона тождества. Б) Закона непротиворечия.

В) Закона исключенного третьего. Г) Закона достаточного основания.

7. В каком из утверждений сформулирован закон исключенного третьего?

А) Всякое истинное высказывание имеет достаточное обоснование другими истинными высказываниями.

Б) Два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными, одно из них необходимо истинно, а другое необходимо ложно, третье исключено.

В) Два противоположных высказывания об одном и том же предмете не могут быть одновременно истинными в одном и том же отношении.

Г) Всякая мысль должна быть тождественна самой себе.

А) Закон тождества. Б) Закон непротиворечия.

В) Закон исключенного третьего. Г) Закон достаточного основания.

9. Как называется неумышленное неправильное мышление?

А) Казусом. Б) Парадоксом. В) Паралогизмом. Г) Софизмом.

А) Закона тождества. Б) Закона непротиворечия.

В) Закона исключенного третьего. Г) Закона достаточного основания.

Тест по теме

1. Какое доказательство называется прямым?

А) Это истинное суждение, с помощью которого обосновывается тезис.

Б) Это доказательство, при котором истинность выдвинутого тезиса

непосредственно обосновывается аргументами.

В) Это логический прием, при помощи которого устанавливается ложность или недоказанность выдвинутого положения.

Г) Это доказательство, при котором истинность выдвинутого тезиса

обосновывается путем доказательства ложности антитезиса.

А) а- тезис, б и в - аргументы.

Б) б- тезис, а и в - аргументы.

В) в - тезис, а и б - аргументы.

Г) Это рассуждение вообще не является аргументацией.

А) Прямое доказательство. Б) Косвенное доказательство.

В) Прямое опровержение. Г) Косвенное опровержение.

А) Выдвинуть самый простой тезис, который легко доказывается.

Б) Продемонстрировать наименьшее число аргументов.

В) Не обосновывать тезис тем аргументом, для обоснования которого, в качестве аргумента, выступит утверждение, являющееся тезисом.

Г) Не повторять в доказательстве одних и тех же аргументов.

5. Какое из следующих утверждений является правилом тезиса?

А) Тезис должен быть сформулирован на языке формальной логики.

Б) Тезис должен быть доказуемым утверждением.

В) Тезис должен быть обоснованным утверждением.

Г) Тезис должен быть ясным и четким.

6. Как называется искусство ведения спора?

А) Дискуссией. Б) Риторикой.

В) Полемикой. Г) Эристикой.

7. Что меняется в диалектическом споре?

А) Меняется состав участников.

Б) Изменяются тезисы сторон.

В) Изменяются способы демонстрации аргументов.

Г) Изменяются аргументы.

А) Эта уловка состоит в требовании разъяснять каждый аргумент.

Б) Это уловка состоит в требовании разъяснять причины выдвижения тезиса.

В) Эта уловка состоит в требовании разъяснять происхождение тезиса.

Г) Эта уловка состоит в требовании разъяснять даже ясные выражения.

А) Аргумент к жалости. Б) Аргумент к невежеству.

В) Аргумент к публике. Г) Аргумент к человеку.

B. В этом рассуждении нарушается закон достаточного основания.

C. В этом рассуждении нарушен закон непротиворечия.

D. В этом рассуждении нарушен закон тождества.

Выберите один ответ:

A. Слишком широкое определение.

B. Отрицательное определение.

C. Неполное деление.

  • Какой из следующих выводов является умозаключением по аналогии?

Выберите один ответ:

A. Если бог существует, то душа бессмертна. Бог существует,

следовательно, душа бессмертна.

B. Модель корабля во время испытаний в пруду перевернулась.

Следовательно, сам корабль обладает низкими мореходными

качествами и в море может перевернуться.

C. Апрель в этом году был дождливым, март и май тоже. Следовательно,

все весенние месяцы в этом году были дождливыми.

D. Все адвокаты - юристы, значит, некоторые юристы - адвокаты.

  • В каком отношении находятся суждения "Данная река - приток Оби" и

"Данная река не является притоком Оби"?

Выберите один ответ:

A. Не могут быть одновременно истинными, если эти суждения

относятся к одной и той же реке.

B. Могут быть одновременно истинными.

C. Эти суждения вообще не являются сравнимыми

D. Не могут быть одновременно ложными.

  • К какому виду относится следующее умозаключение: "Если чиновник не брал

взяток, то он не боится полиции. Этот чиновник не брал взяток.

Следовательно, он не боится полиции"?

Выберите один ответ:

A. Это условно-разделительный силлогизм.

B. Это условно-категорический силлогизм.

C. Это чисто условный силлогизм.

D. Это разделительно-категорический силлогизм.

  • В каком отношении находятся суждения "Некоторые государства являются

демократическими" и "Ни одно государство не является демократическим"?

Выберите один ответ:

A. В отношении подпротивоположности.

B. В отношении противоположности.

C. В отношении противоречия.

D. В отношении подчинения.

  • Какое заключение можно вывести из посылок: "Все юристы - законо-

послушные люди" и "Все юристы изучают логику"?

Выберите один ответ:

A. Некоторые законопослушные люди изучают логику.

B. Все, изучающие логику, - законопослушные люди.

C. Некоторые, изучающие логику, - законопослушные люди.

D. Из этих двух посылок вообще ничего не следует.

  • В каком случае правильно установлен вид умозаключения: "Доказательства

бывают прямыми или косвенными, а это не прямое доказательство"?

Выберите один ответ:

A. Это разделительно-категорический силлогизм.

B. Это условно-категорический силлогизм.

C. Это условный силлогизм.

D. Это условно-разделительный силлогизм.

  • Какое из перечисленных суждений является общеотрицательным?

Выберите один ответ:

A. Он в бога не верит.

B. Многие логики - узкие специалисты.

C. Ни один политик не лжет.

D. Некоторые деятели культуры не говорят правду.

  • В какой фигуре категорического силлогизма большая посылка имеет

субъектом средний термин, а меньшая посылка - предикатом меньший

термин?

Ответ: в третьей фигуре

  • Дано суждение: "Банки делятся на столичные и региональные, а

региональные банки бывают крупными, средними и мелкими". Какая из

следующих логических оценок правильна?

Выберите один ответ:

A. Это тавтология.

B. Это несоразмерное деление.

C. Это классификация.

D. Это скачок в делении.

  • Что представляет собой умозаключение:"Признаком горения является

наличие пламени, поэтому окисление не является горением"?

Выберите один ответ:

A. Это энтимема с пропущенным заключением.

B. Этот текствообще не является энтимемой.

C. Это энтимема с пропущенной большей посылкой.

D. Это энтимема с пропущенной меньшей посылкой.

  • Как называется непосредственное умозаключение, в котором в заключении

субъект является предикатом исходного суждения, а предикат - субъектом

исходного суждения, при этом связка остается неизменной?

Выберите один ответ:

A. Противопоставлением предикату.

D. Противопоставлением субъекту.

  • Какое из следующих суждений противоречит суждению "Некоторые

чиновники скоро не будут иметь работы"?

Выберите один ответ:

A. Ни один чиновник скоро не будет иметь работы.

B. Все чиновники скоро будут иметь работу.

C. Некоторые чиновники скоро будут иметь работу.

D. Скоро не все чиновники будут иметь работу.

  • Каков вид суждения "Ни один преступник не должен избежать наказания"?

Выберите один ответ:

A. Это частноутвердительное суждение.

B. Это частноотрицательное суждение.

C. Это общеутвердительное суждение.

D. Это общеотрицательное суждение.

  • Какая из следующих логических характеристик понятия неправильна?

Выберите один ответ:

A. "Клевета" - общее и положительное понятие.

B. "Фашист" - общее и положительное понятие.

C. "Конституция" - единичное и положительное понятие.

D. "Независимость" - общее и отрицательное понятие.

  • Какое доказательство называется прямым?

Выберите один ответ:

A. Это истинное суждение, с помощью которого обосновывается тезис.

B. Это логический прием, при помощи которого устанавливается

ложность или недоказанность выдвинутого положения.

C. Это доказательство, при котором истинность выдвинутого тезиса

непосредственно обосновывается аргументами.

D. Это доказательство, при котором истинность выдвинутого тезиса

обосновывается путем доказательства ложности антитезиса.

  • Какое доказательство называется косвенным?

Выберите один ответ:

A. Это логический прием, при помощи которого устанавливается

ложность или недоказанность выдвинутого положения.

B. Доказательство, при котором истинность выдвинутого тезиса

непосредственно обосновывается аргументами.

C. Это истинное суждение, с помощью которого обосновывается тезис.

D. Доказательство, при котором истинность выдвинутого тезиса

обосновывается путем доказательства ложности антитезиса.

  • В каком случае неправильно установлен вид отношения между понятиями?

Выберите один ответ:

A. Аргумент, довод. - Тождество.

B. Сравнимые понятия, несовместимые понятия. - Подчинение.

C. Необходимые условия, достаточные условия. - Пересечение.

D. Монархия, республика. - Противоречие.

  • В какой фигуре силлогизма большая посылка имеет субъектом средний

термин, а меньшая посылка - субъектом меньший термин?

Ответ: в третьей фигуре

  • Каким по качеству и количеству является суждение "Многие люди

флегматики"?

Выберите один ответ:

Выберите один ответ:

A. Это понятия, объемы которых представлены одним предметом.

B. Это понятия, объемы которых не включают ни одного предмета.

C. Это понятия, объемы которых включают два или более однородных

D. Это понятия, в объемах которых число мыслимых предметов

поддается реальному учету.

  • В каком отношении находятся понятия "кит" и "рыба"?

Выберите один ответ:

A. В соподчинении.

C. В пересечении.

  • Какое из следующих умозаключений является энтимемой с пропущенной

большей посылкой?

Выберите один ответ:

A. Любой авторитарный лидер властолюбив, а все властолюбцы

B. Поскольку все электроны представляют собой частицы с

отрицательным зарядом, очевидно, что некоторые элементарные

частицы имеют отрицательный заряд.

C. Силлогизмы данного типа не являются правильными, так как в них не

соблюдены правила фигур.

D. Необходимо, чтобы все граждане пришли на выборы и выполнили

свой гражданский долг.

  • Каковы тезис и аргументы в следующем рассуждении: ""Всякий гражданин

России имеет право на образование" (а). "Вася Петров - гражданин России"

(б), значит "он имеет право на образование" (в)"?

  • В каком случае правильно дана оценка делению "Университеты бывают

государственными, частными или международными"?

Выберите один ответ:

A. Деление с лишними членами.

B. Это соразмерное деление.

C. Скачок в делении.

D. Неполное деление.

  • Как называется переход от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом?

Выберите один ответ:

Данная работа готова. Стоимость 300 руб.

Однако не стоит забывать, что, помимо повседневной жизни, где достаточно логики обывательской, есть наука, которая характеризуется более высоким уровнем познания. Именно здесь и необходима точность, правильность мышления. То, что можно простить в простом разговоре, недопустимо в научной дискуссии. И по этому поводу не должно быть никаких сомнений. Достаточно на минутку представить себе проектировщика атомных электростанций, который на глаз рисует схемы, и важность логических законов становится очевидной.
Законы логики известны еще с античных времен — закон тождества, непротиворечия и исключенного третьего. Все они были открыты Аристотелем. Они имеют большое значение для науки, являются столпами логики, ибо без этих законов логика немыслима [2, с. 32-33].
Цель данной работы – рассмотреть основные законы мышления.

Содержание

Введение 3
1. Закон тождества 5
2. Закон непротиворечия 7
3. Закон исключенного третьего 10
4. Задачи к 9 главе 15
Задание 1 15
Задание 2 16
Задание 3 17
Задание 4 22
Задание 5 27
Заключение 29
Список литературы 30

Прикрепленные файлы: 1 файл

Готовый вариант - 4233 - Логика - Основные законы мышления.doc

Все окна домов были ярко освещены. Некоторые окна домов были ярко освещены.

Все S есть Р. - суждение А.

Некоторые S есть Р. - суждение I.

Применим логический квадрат и найдем на нем сравниваемые суждения, установим вид отношений между ними – это отношения подчинения.Применим правила квадрата, регулирующие этот вид отношений: при истинности подчиняющего подчиненное всегда будет истинным, следовательно, в данном случае могут быть одновременно истинными обе пары суждений.

  1. Не всякие данные могут быть судебными доказательствами. Некоторые данные могут быть судебными доказательствами.

Некоторые данные не могут быть судебными доказательствами. Некоторые данные могут быть судебными доказательствами.

Некоторые S не есть Р. – суждение О.

Некоторые S есть Р. - суждение I.

Применим логический квадрат и найдем на нем сравниваемые суждения, установим вид отношений между ними – это отношения частной совместимости (субконтрарности).Применим правила квадрата, регулирующие этот вид отношений: данные суждения могут быть одновременно истинными, но не могут быть одновременно ложными, следовательно, в данном случае не могут быть в данном случае не могут быть одновременно истинными обе пары суждений.

  1. Преступники не могли проникнуть в магазин через отверстие в стене, которое они сделали путем пролома. Преступники проникли в магазин через отверстие в стене.

Ни один преступник не мог проникнуть в магазин через отверстие в стене. Все преступники проникли в магазин через отверстие в стене.

Некоторый S есть не Р. - суждение Е.

Все S есть Р. - суждение А.

Применим логический квадрат и найдем на нем сравниваемые суждения, установим вид отношений между ними - это отношения противоположност и.Применим правила квадрата, регулирующие этот вид отношений: данные суждения одновременно не могут быть истинными, но могут быть одновременно ложными, следовательно, в данном случае не могут быть одновременно истинными обе пары суждений.

Задание 4

Опираясь на закон исключительного третьего, установите, могут ли быть одновременно ложными оба суждения:

  1. Некоторые студенты первого курса сдал зачет по иностранному языку досрочно. Ни один студент первого курса зачет по иностранному языку досрочно не сдавал.

Определим вид суждения:по количеству – частное;по качеству – утвердительное.Записываем формулу суждения и ее буквенное обозначение:

Некоторые S есть Р - суждение I.

Определим вид суждения:по количеству – общее;по качеству – отрицательное.

Записываем формулу суждения и ее буквенное обозначение:

Некоторый S есть не Р. - суждение Е.

Применим логический квадрат и найдем на нем сравниваемые суждения, установим вид отношений между ними - это отношения противоречия.

Применим правила квадрата, регулирующие этот вид отношений: при истинности одного из суждений другое всегда будет ложным, а при ложности первого второе будет истинным, следовательно, не могут быть одновременно ложными оба эти суждения.

  1. Всякая наука имеет свой предмет исследования. Ни одна наука своего предмета исследования не имеет.

Определим вид суждения:по количеству – общее;по качеству – утвердительное.Записываем формулу суждения и ее буквенное обозначение:

Все S есть Р. - суждение А.

Определим вид суждения:по количеству – общее;по качеству – отрицательное.Записываем формулу суждения и ее буквенное обозначение:

Ни одно S не есть Р. - суждение Е.

Применим логический квадрат и найдем на нем сравниваемые суждения, установим вид отношений между ними - это отношения противоположности.

Применим правила квадрата, регулирующие этот вид отношений: истинность одного из противоположных суждений определяет ложность другого, а при ложности же одного из противоположных суждений другое остается неопределенным – оно может быть как истинным, так и ложным, следовательно, в данном случае могут быть одновременно ложными оба суждения.

  1. В привокзальном ресторане Н. встретился с двумя неизвестными мужчинами. В привокзальном ресторане Н. ни с кем не встретился.

Некоторые S есть Р. – суждение I.

Некоторые S не есть Р. – суждение О.

Применим логический квадрат и найдем на нем сравниваемые суждения, установим вид отношений между ними – это отношения частной совместимости (субконтрарности).

Применим правила квадрата, регулирующие этот вид отношений: при ложности одного из суждений другое всегда будет истинным, а при этом при истинности одного из частных суждений другое может быть как истинным, так и ложным, следовательно, в данном случае могут быть одновременно ложными оба суждения.

  1. Обвиняемый вправе в любой момент производства отказаться от защитника. Некоторые обвиняемые не вправе отказаться от защитника.

Определим вид суждения:по количеству – общее;по качеству – утвердительное.Записываем формулу суждения и ее буквенное обозначение:

Все S есть Р. - суждение А.

Определим вид суждения:по количеству – частное;по качеству – отрицательное.Записываем формулу суждения и ее буквенное обозначение:

Некоторый S есть не Р. - суждение О.

Применим логический квадрат и найдем на нем сравниваемые суждения, установим вид отношений между ними - это отношения противоречия.

Применим правила квадрата, регулирующие этот вид отношений: при истинности одного из суждений другое всегда будет ложным, а при ложности первого второе будет истинным, следовательно, не могут быть оба суждения ложными.

  1. Преступник не может не оставить следов. Преступник может не оставить следов.

Некоторые S не есть Р. – суждение О.

Некоторые S есть Р. – суждение I.

Применим логический квадрат и найдем на нем сравниваемые суждения, установим вид отношений между ними – это отношения частной совместимости (субконтрарности).

Применим правила квадрата, регулирующие этот вид отношений: при ложности одного из суждений другое всегда будет истинным, а при этом при истинности одного из частных суждений другое может быть как истинным, так и ложным, следовательно, в данном случае не могут быть одновременно ложными оба суждения.

Задание 5

Укажите, требование каких формально-логических законов нарушены в приведенных отрывках:

Нарушен закон противоречия. Ошибки в использовании закона противоречия возникают при игнорировании условий формулирования высказывания: об одном предмете, в одно время, в одном отношении. Словесное противоречие появляется в неустойчивой и неуверенной мысли, вследствие недостаточно развитого, недисциплинированного, сбивчивого мышления.

Однако не стоит забывать, что, помимо повседневной жизни, где достаточно логики обывательской, есть наука, которая характеризуется более высоким уровнем познания. Именно здесь и необходима точность, правильность мышления. То, что можно простить в простом разговоре, недопустимо в научной дискуссии. И по этому поводу не должно быть никаких сомнений. Достаточно на минутку представить себе проектировщика атомных электростанций, который на глаз рисует схемы, и важность логических законов становится очевидной.
Законы логики известны еще с античных времен — закон тождества, непротиворечия и исключенного третьего. Все они были открыты Аристотелем. Они имеют большое значение для науки, являются столпами логики, ибо без этих законов логика немыслима [2, с. 32-33].
Цель данной работы – рассмотреть основные законы мышления.

Содержание

Введение 3
1. Закон тождества 5
2. Закон непротиворечия 7
3. Закон исключенного третьего 10
4. Задачи к 9 главе 15
Задание 1 15
Задание 2 16
Задание 3 17
Задание 4 22
Задание 5 27
Заключение 29
Список литературы 30

Прикрепленные файлы: 1 файл

Готовый вариант - 4233 - Логика - Основные законы мышления.doc

Все окна домов были ярко освещены. Некоторые окна домов были ярко освещены.

Все S есть Р. - суждение А.

Некоторые S есть Р. - суждение I.

Применим логический квадрат и найдем на нем сравниваемые суждения, установим вид отношений между ними – это отношения подчинения.Применим правила квадрата, регулирующие этот вид отношений: при истинности подчиняющего подчиненное всегда будет истинным, следовательно, в данном случае могут быть одновременно истинными обе пары суждений.

  1. Не всякие данные могут быть судебными доказательствами. Некоторые данные могут быть судебными доказательствами.

Некоторые данные не могут быть судебными доказательствами. Некоторые данные могут быть судебными доказательствами.

Некоторые S не есть Р. – суждение О.

Некоторые S есть Р. - суждение I.

Применим логический квадрат и найдем на нем сравниваемые суждения, установим вид отношений между ними – это отношения частной совместимости (субконтрарности).Применим правила квадрата, регулирующие этот вид отношений: данные суждения могут быть одновременно истинными, но не могут быть одновременно ложными, следовательно, в данном случае не могут быть в данном случае не могут быть одновременно истинными обе пары суждений.

  1. Преступники не могли проникнуть в магазин через отверстие в стене, которое они сделали путем пролома. Преступники проникли в магазин через отверстие в стене.

Ни один преступник не мог проникнуть в магазин через отверстие в стене. Все преступники проникли в магазин через отверстие в стене.

Некоторый S есть не Р. - суждение Е.

Все S есть Р. - суждение А.

Применим логический квадрат и найдем на нем сравниваемые суждения, установим вид отношений между ними - это отношения противоположност и.Применим правила квадрата, регулирующие этот вид отношений: данные суждения одновременно не могут быть истинными, но могут быть одновременно ложными, следовательно, в данном случае не могут быть одновременно истинными обе пары суждений.

Задание 4

Опираясь на закон исключительного третьего, установите, могут ли быть одновременно ложными оба суждения:

  1. Некоторые студенты первого курса сдал зачет по иностранному языку досрочно. Ни один студент первого курса зачет по иностранному языку досрочно не сдавал.

Определим вид суждения:по количеству – частное;по качеству – утвердительное.Записываем формулу суждения и ее буквенное обозначение:

Некоторые S есть Р - суждение I.

Определим вид суждения:по количеству – общее;по качеству – отрицательное.

Записываем формулу суждения и ее буквенное обозначение:

Некоторый S есть не Р. - суждение Е.

Применим логический квадрат и найдем на нем сравниваемые суждения, установим вид отношений между ними - это отношения противоречия.

Применим правила квадрата, регулирующие этот вид отношений: при истинности одного из суждений другое всегда будет ложным, а при ложности первого второе будет истинным, следовательно, не могут быть одновременно ложными оба эти суждения.

  1. Всякая наука имеет свой предмет исследования. Ни одна наука своего предмета исследования не имеет.

Определим вид суждения:по количеству – общее;по качеству – утвердительное.Записываем формулу суждения и ее буквенное обозначение:

Все S есть Р. - суждение А.

Определим вид суждения:по количеству – общее;по качеству – отрицательное.Записываем формулу суждения и ее буквенное обозначение:

Ни одно S не есть Р. - суждение Е.

Применим логический квадрат и найдем на нем сравниваемые суждения, установим вид отношений между ними - это отношения противоположности.

Применим правила квадрата, регулирующие этот вид отношений: истинность одного из противоположных суждений определяет ложность другого, а при ложности же одного из противоположных суждений другое остается неопределенным – оно может быть как истинным, так и ложным, следовательно, в данном случае могут быть одновременно ложными оба суждения.

  1. В привокзальном ресторане Н. встретился с двумя неизвестными мужчинами. В привокзальном ресторане Н. ни с кем не встретился.

Некоторые S есть Р. – суждение I.

Некоторые S не есть Р. – суждение О.

Применим логический квадрат и найдем на нем сравниваемые суждения, установим вид отношений между ними – это отношения частной совместимости (субконтрарности).

Применим правила квадрата, регулирующие этот вид отношений: при ложности одного из суждений другое всегда будет истинным, а при этом при истинности одного из частных суждений другое может быть как истинным, так и ложным, следовательно, в данном случае могут быть одновременно ложными оба суждения.

  1. Обвиняемый вправе в любой момент производства отказаться от защитника. Некоторые обвиняемые не вправе отказаться от защитника.

Определим вид суждения:по количеству – общее;по качеству – утвердительное.Записываем формулу суждения и ее буквенное обозначение:

Все S есть Р. - суждение А.

Определим вид суждения:по количеству – частное;по качеству – отрицательное.Записываем формулу суждения и ее буквенное обозначение:

Некоторый S есть не Р. - суждение О.

Применим логический квадрат и найдем на нем сравниваемые суждения, установим вид отношений между ними - это отношения противоречия.

Применим правила квадрата, регулирующие этот вид отношений: при истинности одного из суждений другое всегда будет ложным, а при ложности первого второе будет истинным, следовательно, не могут быть оба суждения ложными.

  1. Преступник не может не оставить следов. Преступник может не оставить следов.

Некоторые S не есть Р. – суждение О.

Некоторые S есть Р. – суждение I.

Применим логический квадрат и найдем на нем сравниваемые суждения, установим вид отношений между ними – это отношения частной совместимости (субконтрарности).

Применим правила квадрата, регулирующие этот вид отношений: при ложности одного из суждений другое всегда будет истинным, а при этом при истинности одного из частных суждений другое может быть как истинным, так и ложным, следовательно, в данном случае не могут быть одновременно ложными оба суждения.

Задание 5

Укажите, требование каких формально-логических законов нарушены в приведенных отрывках:

Нарушен закон противоречия. Ошибки в использовании закона противоречия возникают при игнорировании условий формулирования высказывания: об одном предмете, в одно время, в одном отношении. Словесное противоречие появляется в неустойчивой и неуверенной мысли, вследствие недостаточно развитого, недисциплинированного, сбивчивого мышления.

Читайте также: