Что делать если на работе не с кем общаться

Обновлено: 18.05.2024

Герой труда

Опознать героя можно не только по горящим глазам, но и по неважному внешнему виду: когда столько дел, не до сна или отглаживания рубашек. Таких энтузиастов много в помогающих профессиях и общественных организациях.

Чем опасен. Герой предъявляет завышенные требования не только к самому себе, но и к каждому в своей команде. Если вы не готовы вкалывать наравне с ним или хотя бы стремиться к этому, вас будут окатывать презрением и осыпать ехидными ремарками.


Для своей организации герои опасны тем, что культивируют нездоровую атмосферу вечных авралов и необходимости трудовых подвигов, которая приводит к выгоранию и нервным срывам.

Почему так себя ведет. Причина на поверхности: у героя труда в жизни нет ничего более значимого. Он работает постоянно просто потому, что у него практически нет других дел. Даже если у него есть семья, то видит он ее чуть чаще, чем по праздникам.

Если копнуть глубже, мы увидим человека либо с огромными амбициями, либо с непомерным чувством долга. Первый вид трудоголиков стремится стать лучшим в своей сфере. Второй чрезмерно старается быть правильным, хорошим и полезным человеком.

Как нейтрализовать. Если вы не готовы пахать наравне с героем труда, его симпатии можно завоевать уважением к его подвигам. Он, скорее всего, действительно отличный спец. А еще герой может стать прекрасным учителем для начинающего: ему нравится делиться знаниями и чувствовать себя значимым — но обозначать границы допустимого всё равно придется. Если вы достойно трудитесь в офисные часы, герой наверняка простит вам такую слабость, как отключение рабочего телефона по ночам и выходным.

Человек в футляре

Это человек, который, кажется, больше всего на свете любит запрещать и ограничивать. Правила и нормы для него по умолчанию значат больше, чем живые люди.

Человека в футляре можно встретить в юридическом или финансовом отделе. Среди таблиц и отчетов он чувствует себя как рыба в воде. Но вмешательство в этот порядок человеческого фактора — эмоций, неточностей, ошибок — может серьезно вывести его из равновесия.

Чем опасен. Такой человек из-за своего занудства — главный кайфолом в неформальной компании. А в рабочей среде он рубит на корню любые слишком смелые и рискованные, с его консервативной точки зрения, начинания. Он измучает вас дотошными требованиями к отчетности и не простит ни одного неаккуратно оформленного чека.

Почему так себя ведет. Человек в футляре — не просто ответственный, педантичный и консервативный. Он еще и очень тревожный. Запрещает, ограничивает и перестраховывается он из боязни, что действительно что-то пойдет не так — и у организации (а значит, и у него самого) будут проблемы.

Этот страх в какой-то степени адекватен, ведь легкомысленному человеку не поручили бы работу с финансами. Но тревога может быть очень сильно преувеличенной, из-за чего под запрет может попасть что угодно — просто на всякий случай.

Как нейтрализовать. Наверное, самая простая стратегия — вежливо выслушать его мнение, возможно, даже согласиться с ним на словах — и сделать по-своему. Или поискать в организации других сторонников ваших идей. Играть на территории человека в футляре бесполезно: ваше сопротивление его требованиям только укрепит его во мнении, что ваши затеи опасны и должны быть подавлены.

Злой шутник

Злой шутник считает себя компанейским и веселым парнем, но на деле его юмор ядовит. От виртуозно умеет высмеять, унизить и обесценить — всё под прикрытием шуточек. В жертвы выбирает только тех, кого считает ниже себя — обычно молодых и неуверенных в себе сотрудников и в особенности девушек. Мужчины-шутники часто бывают мизогинами.

Чем опасны. Страдает от шутника не только жертва, но и атмосфера в коллективе в целом. При попустительстве начальства ему нередко удается расколоть сообщество на два лагеря: на тех, кто насмехается, и тех, кому от них достается.

Почему так себя ведет. Даже если шутник — отец семейства с седыми висками, в душе он остается школяром. Как и многие задиры, он не слишком уверен в себе и нуждается в подкреплении самооценки за счет постоянного самоутверждения в социальной иерархии.

Как нейтрализовать. В идеале весь коллектив не должен поощрять подобное поведение. Ведь без громкого (или молчаливого) одобрения зрителями его проделок шутник теряет свою главную мотивацию.

Подружиться с ним можно, если вы покажете, что считаете его остроумным и готовы слушать его байки (но при этом непросто не участвовать в буллинге). Если вас сильно достают нападки юмориста, попробуйте заручиться поддержкой кого-то, с чьим мнением он считается.

А если ваша карьера не зависит от шутника, можно пойти на конфронтацию с ним. Больше всего он боится того же, что проделывает сам, — публичного унижения. Если вам удастся сильно задеть его, скорее всего, он сделает вывод, что с вами лучше не связываться.

Инфантил

Чем опасны. Главное оружие инфантильного человека — простая манипуляция: разруливая его/ее казусы, вы чувствуете себя круче и умнее. Так незаметно вы берете на себя дополнительную ответственность. И если вы однажды попытаетесь ее с себя скинуть, вас уже будут не превозносить, а виноватить: ведь он/она на вас так понадеялся, а вы подвели!


Почему так себя ведет. Инфантильные люди, скорее всего, были воспитаны гиперопекающими или авторитарными родителями. Они не ощущают себя полноценными взрослыми и остро нуждаются в покровителях, которые бы заменили им всезнающую маму. В серьезном деловом обществе они испытывают растерянность. Но как только находится старший человек, на которого можно спроецировать образ родителя, смелеют вплоть до того, что могут сесть на шею.

Священная корова (или просто хороший человек)

Drama Queen

Если такой человек возглавляет проект, то рутинный рабочий процесс превращается в остросюжетную драму: задачи возникают внезапно, решаются в последний момент, и всё это под эмоциональные восклицания главного актера.

Почему так себя ведет. У каждого есть два способа мыслить: рациональный и эмоциональный, которые в норме более-менее сбалансированы. У королев и королей драмы эмоциональное всегда преобладает. Они впечатлительны и чувствительны и часто сначала реагируют, а потом подключают разум.

Чем опасны. Королевы драмы умеют создать в офисе атмосферу хаоса и нервного напряжения. Их преувеличенные эмоции заразительны: вы не заметите, как сами начнете паниковать из-за дедлайнов и вполне рядовых задач.

Сплетник

Почему так себя ведет. Мотивация у сплетников бывает разной. Нередко это просто очень социальный, болтливый человек, которому скучно в рабочих рамках. Его треп часто идет ему же во вред. Другим сплетникам неоднозначная информация о коллегах нужна, чтобы не чувствовать себя хуже других. Их успокаивает мысль, что у каждого есть свои грехи.

Самый опасный типаж целенаправленно собирает компромат, чтобы использовать его с выгодой для себя. Но это уже не сплетник в чистом виде — это интриган, о котором мы поговорим позже.

Чем опасен. Сплетник не просто расскажет лишнее тем, кому не стоило бы, да еще и не вовремя, но и приукрасит слухи своими домыслами — так, что вы их не узнаете.

Как нейтрализовать. Не стоит откровенничать — ни о себе, ни о внутренних делах компании, ни о других коллегах. Хранить информацию в себе выше его/ее сил, просто смиритесь с этим. В остальном это может быть прекрасный человек.

Манипулятор

Манипулируют в той или иной мере практически все. Но у настоящих манипуляторов это главный способ коммуникации — и рабочей, и личной.


Чем опасны. Это, конечно, насильственное общение (а про ненасильственное можно почитать тут). Манипулятор ищет уязвимые места собеседника и бесцеремонно давит на них, чтобы сделать его более удобным. Для коллег, не отрастивших толстую броню, это довольно болезненно. А когда такой человек руководит коллективом, в офисе процветает дедовщина и разрастается теневая власть, основанная на негласных правилах и неформальных отношениях.

Будьте правильным и честным занудой. На манипуляторов это действует отрезвляюще.

Говорить с манипулятором на его же языке стоит, только если вы сами не менее ловкий манипулятор, иначе он/она быстро положит вас на лопатки.

Человек с тяжелым характером

Чем опасны. В каждом коллективе есть люди, которых мало кто решится лишний раз побеспокоить. Они надменны, саркастичны и не упускают случая указать другим на их недостатки. Из-за этого работа может сильно стопориться, а чувствительные сотрудники теряют мотивацию.

Делать замечания таким коллегам иногда боится даже начальство: этот тип всегда сумеет огрызнуться так, что пожалеешь, что вообще с ним связался.

Почему так себя ведет. Важно понимать, что у этого человека серьезные проблемы с самооценкой. Она нуждается в ежедневной подпитке за счет унижения других. Возможно, причина в комплексе самозванца: человек не чувствует себя достаточно компетентным для своей должности. Или, наоборот, его эго и ощущение собственной значимости настолько раздуты, что его оскорбляет тупость коллег и их нежелание внимать его мудрости.

Может быть интересно

Интриган/ка

В отличие от человека с тяжелым характером, интриган соблюдает правила приличия. К нему не подкопаться. Поверхностное обаяние и умение пустить пыль в глаза — его оружие. Он действует тоньше и глубже.

У каждого его шага есть скрытый прагматичный смысл: дружить с теми, кто у власти, или против того, кто ему мешает; блистать знаниями перед важными людьми; унижать тех, кто попал в немилость.

Чем опасен. Это человек расчетливый и неискренний, который легко вас подставит, если ему это покажется выгодным: например, украдет вашу идею и выдаст за свою или опозорит вас перед начальством.

Как нейтрализовать. Прежде всего, надо понимать, с кем вы имеете дело. Не стоит расслабляться, подставляться и тем более сближаться в надежде, что к друзьям он будет добрее.

Серийный харассер

Офисный харассер делит коллег на две категории: просто коллеги и привлекательные женщины. С первыми он общается совершенно нормально, они могут и не догадываться о его темной стороне. Женщинам же достается по полной.

Репертуар харассера варьируется от сальных шуточек до прямого принуждения к сексу. Некоторые из таких типов не пропустят ни одной юбки, а другие выбирают конкретную жертву и домогаются ее без свидетелей.


Чем опасны. Начальство часто считает харассеров безобидными, а потому их проделки продолжаются годами.

Они отлично умеют выбирать максимально беззащитных жертв и не покушаются на кого-либо, наделенного силой и властью. Непрошенное внимание достается юным неопытным девушкам или тихим застенчивым женщинам, которые не смогут дать резкий отпор.

Харассеры чаще всего действуют серийно: жертв на каждом их месте работы обычно несколько, по очереди или даже одновременно.

Как нейтрализовать. Вне зависимости от вашего пола — не молчите.

Настойчиво говорите о том, что вам такие шутки неприятны, темы — неинтересны. Если вас к чему-либо принуждают, жалуйтесь начальству. Если вы мужчина, никогда не поддерживайте подобные разговоры. Возможно, сексистские шутки кажутся вам веселыми и безобидными, но своим поддакиванием вы даете харассеру зеленый свет на реальное насилие.

Если в каком-то из описаний вы узнали себя — хорошая новость: у вас отлично развита самокритика! Задумайтесь, действительно ли ваша стратегия поведения помогает вам в карьере — или пора ее изменить?

Человек большую часть своей жизни проводит на работе. Зачастую он видит своих коллег гораздо чаще, чем родственников или друзей.

Если в коллективе отсутствует взаимопонимание, сотрудники ссорятся по мелочам и готовы подставить друг друга при первой же возможности, о спокойной жизни можно забыть.

Любой сотрудник (конечно, если он не обладает склочным характером), рискует довести себя до нервного срыва.

К сожалению, очень часто возникают такие обстоятельства, когда люди, сами того не желая, ставят под угрозу свои отношения с коллективом.

Причиной напряженной обстановки на работе может стать неосторожно сказанное слово или незначительный поступок.

Если не хотите, чтобы с вами случилось что-то подобное, читайте нашу статью. Ниже представлены 10 основных ошибок в общении с коллегами. Вы поймете, как нужно себя с ними вести и сможете избежать неловких ситуаций на работе.

Забываете имена


Каждому человеку приятно слышать свое имя. Скорее всего, вы тоже бывали в таком положении, когда не могли вспомнить имя человека. Такое может случиться с кем угодно.

Это можно простить новичку, но, если вы трудитесь здесь уже давно, скорее всего, на вас посмотрят, как на чудака.

Вы устроились на новую работу? С первого дня старайтесь запоминать имена тех, с кем вам придется работать, придумывайте ассоциации или даже записывайте их в блокноте.

Если не помните, как зовут вашего бухгалтера или соседа по столу, спросите у кого-то другого, имя которого вы знаете.

Не стоит импровизировать и называть человека другим именем, в надежде, что он вас поправит. Коллеге это вряд ли понравится.

За 2 месяца на этой онлайн-программе вы научитесь лучше взаимодействовать с людьми. Вы получите системные знания о 72 самых эффективных способах общения с людьми, которые собраны из десятков источников. Вы узнаете про техники и поймете, в каких ситуациях они применяются, какого эффекта от них следует ожидать, а также увидите примеры их использования. Программа будет полезна всем, чья деятельность связана с общением с людьми, и тем, кто желает улучшить свои навыки общения. Читать подробнее…

Общение с трудными людьми – это необходимость, и нужно уметь это делать. Но и самому себе нельзя позволять быть трудным человеком. Надеемся, теперь вы научитесь и тому, и другому. Успехов!

Советуем также прочитать:

Ключевые слова:1Когнитивистика, 1Коммуникации

Сплетничаете


Если вы планируете долго работать в этом коллективе, забудьте о сплетнях. Вы можете обсуждать людей, их поведение и внешность с приятельницей, но ни в коем случае не с коллегами.

Например, вам показалось, что начальник неудачно подобрал цвет галстука, и вы решили обсудить это с другими сотрудниками. Есть большой риск, что об этом узнает ваш босс. Ему это точно не понравится.

Коллега может рассказать всем, что вы позволяете себе обсуждать внешний вид вышестоящих лиц. Даже если он на такое не способен, вашу болтовню могут услышать другие.

Запомните, обсуждения и осуждения других работников компании – табу. Если кто-то ведет себя неподобающе, это не должно вас волновать. Конечно, если вы не начальник, а это не ваш подчиненный.

Подведение итогов по эффективному общению на работе.

Все указанные способы эффективной коммуникации на работе работают, но они требуют практики и времени.

  • Знайте свою аудиторию максимально хорошо.
  • Стремитесь понять ситуацию и прояснить детали.
  • Всегда внимательно слушайте и понимайте.
  • Посмотрите на то, как вы получаете обратную связь.
  • Обеспечьте объективную и понятную обратную связь.
  • Не забывайте о последующей деятельности, подтверждении и отчетности.
  • Используйте 7 правил связи.

Продолжайте расти и совершенствовать свои навыки общения! Над чем вы можете работать в этом месяце, чтобы улучшить ваши навыки общения на работе?

Будьте максимально конкретны и испытайте себя, поставив перед собой большую цель для общения на рабочем месте. Необходимо помнить, что цель должна быть конкретной, измеримой, достижимой и ограниченной по времени!

Не поддерживаете нейтралитет


Нередко случается так, что все сотрудники разделяются на несколько враждующих групп. Если вы в панике мечетесь между ними, думая, какую сторону выбрать, не торопитесь.

Лучше занять нейтральную позицию и не принимать участие в этой войне. Вероятно, вам тоже придется нелегко, участники разных групп попытаются переманить вас на свою сторону.

В таком случае пресекайте любые попытки ваших коллег поговорить о сложившейся ситуации. Скажите, что у вас нет лишней минутки, переводите разговор в другое русло.

Совет № 8. Помогайте коллегам по работе

Если Вы видите, что кто-нибудь из Ваших коллег, не справляется с поставленной работой, то можете ненавязчиво предложить свою помощь. Предлагать помощь коллегам необходимо потому, что вполне возможно в дальнейшей работе помощь может потребоваться и Вам. Такие действия отлично помогут наладить дружеские отношения с коллегами. Самое главное – это помнить, что помощь не должна быть навязчивой. Не стоит постоянно всем предлагать свою помощь, так как, таким образом, у Вас не останется времени, чтобы выполнить свою работу. Также стоит различать помощь от выполнения работы за другого сотрудника. Почти в каждом коллективе попадаются сотрудники, которые ищут самый удобный способ, чтобы за них кто-то выполнял работу. Разумеется, помогать коллегам нужно, но как только Вы чувствуете, что помощь превращается в Вашу дополнительную работу, сразу же прекращайте помогать такому коллеге. Чтобы не ссорится, Вы можете ему сообщить, о том, что у Вас срочная работа и Вы сможете ему помочь, к примеру, за час до конца рабочего дня, таким образом, Вы сразу увидите, как человек сам начнет полноценно работать. Помните, никогда не делайте бесплатно работу за других сотрудников, такими действиями Вы значительно портите свою репутацию и уменьшаете все свои шансы на дальнейшую карьеру.

Данные советы помогут Вам отлично влиться в рабочий коллектив, завести новых друзей и знакомых на работе, а также отлично себя зарекомендовать не только, как хорошего специалиста, но и как отличного человека.

Не приносите коллегам угощения


Кажется, что это личное дело каждого. Вот только, если вы не привезете из отпуска маленькие сувениры, а в свой День Рождения не купите торт, через некоторое время на вас начнут косо смотреть.

Не думайте, что ваши коллеги коллекционируют магниты или мечтают на халяву поесть сладостей. Для них это проявление внимания и доброжелательности.

Никто же не заставляет вас раскошеливаться на дорогое угощение или подарки, можете выбрать что-то более бюджетное.

Не поддерживаете общение с коллегами вне работы


Некоторые люди четко разграничивают профессиональную деятельность и личную жизнь. Они стараются не общаться с коллегами за пределами офиса. Есть даже такие, которые проигнорируют запрос в друзья, пройдут мимо в магазине или кафе.

Ведите себя дружелюбно, но ненавязчиво. Если вы поздороваетесь при встрече вне стен офиса или добавите своего коллегу в друзья, ничего страшного не произойдет.

В противном случае вы произведете впечатление гордого человека, который считает общение с другими сотрудниками предприятия ниже своего достоинства.

К вам будут относиться настороженно. Никто не захочет свами общаться.

Как общаться с коллегами по работе, чтобы заслужить уважение

Ваше правильное поведение и подача себя в рабочем коллективе – задача ответственная и немаловажная. Каждый из нас стремится произвести максимально позитивное впечатление на своих коллег, завоевать больше уважения и популярности, правильно себя вести. Для достижения этой цели нужно соблюдать определенную линию общения с окружающими нас людьми. Как общаться с коллегами по работе, какие разумные шаги для этого предпринять?

1- Будьте спокойны и приветливы

Выражение вашего лица — главное в образе. Если оно надменное, страдальческое или сосредоточенно-хмурое — попробуйте расслабиться и добавить немного легкости. Спокойная улыбка Джоконды на картине Да Винчи — вам в помощь.

2- Будьте стильны и опрятны

Именно так – по одежке встречают. Аккуратность, ухоженность, сдержанность и элегантность в одежде сыграют вам на руку. Во-первых, от вашего внешнего вида зависит имидж компании, а во-вторых, это и ваш собственный вкус, который обычно неразрывно связан с интеллектом. Никакого избытка косметики, бижутерии, ювелирных изделий или кричащих расцветок. Просто одевайтесь стильно и опрятно. Для того чтобы стильно выглядеть, носите красивую модную обувь, избегайте безликих сумок, немодной стрижки.

3- Будьте вежливы

4- Будьте дружелюбны

Ваш образ должен нести идею о том, что вы не являетесь ничьим врагом, напротив, вы максимально открыты к общению и дружелюбны. Такие человеческие качества всегда высоко ценятся и приветствуются в любом коллективе. Относитесь к своим коллегам с уважением и всегда оценивайте их способности и успехи по достоинству.

5- Не примыкайте к группировкам

6- Приглашайте коллег вместе обедать

Радушно приглашайте сотрудников пообедать в столовой или кафетерии вместе. Такое общение вне рабочей обстановки является идеальной возможностью для более близкого знакомства и узнавания человеческих качеств ваших новых коллег.

7- Проявляйте инициативу

Если вы стремитесь стать лидером коллектива (пусть неформальным), научитесь активно брать на себя любую инициативу, которая, кстати, нередко сопряжена и с дополнительной ответственностью. Оказывайте помощь и поддерживайте сослуживцев, и они будут вам безмерно благодарны. Только делать это нужно достаточно непринужденно, а также уметь вовремя очерчивать границы дозволенного.

Еще ни один коллектив не мог избежать такой напасти, как сплетни и слухи. Будьте готовы и к таким событиям, однако ни в коем случае сами не становитесь источником или передатчиком информации. Принимая активное участие в излишней болтовне или фривольных обсуждениях, вы наверняка уничтожите свою репутацию в глазах коллег.

9- Не манипулируйте людьми

Быть амбициозным и конкурирующим работником – это одно, а вот быть манипулятором – это другое. Играйте честно и по правилам, чтобы вам доверяли и могли сотрудничать с вами без опаски. Иными словами, не подставляйте сослуживцев и не ведите грязные игры за их спинами, чтобы не стать человеком, которого все боятся и ненавидят.

10- Желая заслужить уважение, уважайте окружающих

Чтобы заслужить уважение, нужно самому уметь уважать других. Всегда следуйте этому правилу, чтобы произвести впечатление на коллег и показать, что с вами вполне легко сотрудничать. Никогда не демонстрируйте ни малейшего намека на высокомерие, снисходительность или панибратство, даже к подчиненным, иначе вы создадите себе не самый лучший имидж в коллективе.

Ведете себя слишком навязчиво


Сначала присмотритесь к людям. Кто-то из них не прочь поболтать на отвлеченные темы, а кто-то находит такое поведение непрофессиональным.

Постарайтесь вести себя сдержанно, не навязывайте дружбу всем подряд. К каждому человеку необходимо найти свой подход.

Постоянно проявляете недовольство


Ни у кого не появится желание находиться рядом с личностью, которая обижена на весь мир. Если вы все время недовольны жизнью, не удивляйтесь, что желающих пообщаться с каждым днем будет становиться все меньше.

Вы можете нелестно отзываться о работодателе, ругать шумных соседей, жаловаться на свой автомобиль и заторы на дорогах. Вам кажется, что обсуждение проблем сближает. На самом деле все начнут избегать общения с вами.

Подумайте, неужели бы вам хотелось регулярно выслушивать жалобы и недовольные речи коллеги? Если нет, держите свои негативные эмоции при себе и не портите настроение окружающим.

Как правильно общаться с людьми на работе

Чтобы общаться с людьми правильно, нужно всего лишь следить за теми словами, которые мы произносим. Ведь с помощью слова можно и начать войну, и сохранить мир, и убить, и оживить.

Очень часто мы разговариваем с людьми на работе, дома, но нас не слышат. Почему?

Да потому что у нас есть такие привычки общения, от которых стоило бы избавиться. Именно они мешают качественно общаться с коллегами, друзьями, детьми, родственниками, да и с малознакомыми людьми.

Шокируете коллег подробностями своей частной жизни


Не рассказывайте автобиографию в мельчайших деталях. Нехватка денег, непонимание мужа, плохое поведение детей, ссоры со свекровью – это все, конечно, очень интересно. Вот только информировать об этом посторонних совсем необязательно.

Разрешенные темы – фильмы, хобби, путешествия, мода. Свои секреты и беседы о самом сокровенном оставьте для подруг. Иначе вы не только не найдете общий язык с коллегами, но можете стать объектом сплетен.

Увлекаетесь флиртом


Если в организации работают и женщины, и мужчины, обязательно найдется парочка ловеласов и роковых красоток, соблазняющих всех подряд. Не повторяйте их печальный опыт.

Сальные шуточки, намеки, касания могут быть коллегам неприятны. Представители сильной половины человечества не задумываются, что маленькие шалости раздражают всех вокруг.

Хотя девушки тоже не отстают, они строят глазки, демонстрируют свои прелести. Таких людей обычно не очень любят.

Конечно, с ними будут общаться, вежливо улыбаться, но воспринимать напарника-донжуана будут исключительно как помеху, легкомысленного человека, который не может сосредоточиться на главном.

Не повышаете свою эффективность


Чтоб завоевать уважение коллег, достаточно просто хорошо выполнять свои обязанности. Не стремитесь подружиться со всеми вокруг. Вы пришли сюда, чтобы строить карьеру, получать зарплату, а не развлекаться.

Если вы покажете хорошие результаты, вас будут ценить в коллективе. Может быть, появятся и завистники, но не обращайте на них внимания. Адекватные сослуживцы будут рады поддержать того, кто нацелен на плодотворную работу, делает уникальные предложения, стремится внести свой вклад в развитие компании.

Тогда вас по достоинству оценят не только работники организации, но и начальство. Вы сможете рассчитывать на повышение заработной платы или продвижение по карьерной лестнице.


Насколько опасна апатия и какие могут быть последствия

Чтобы разобраться в причинах, почему нет желания общаться, необходимо углубиться в свое подсознание и найти там отражение конкретных событий личной или общественной жизни, которые могли нанести серьезный урон психике больного. Симптоматику этой патологии нельзя спутать с плохим настроением, которое имеет временный характер. При вгляде на человека с апатией всегда возникает ощущение, как будто он не слышит и не замечает ничего вокруг.

нет желания ни с кем общаться

Основные причины душевной пустоты

Как и любому другому заболеванию, появлению этого расстройства предшествовали определенные факторы. Само по себе безразличие не может возникнуть на пустом месте, без какого-либо повода. Чаще всего апатия, из-за которой человек не хочет ни с кем общаться, является следствием жесткой самокритики и неудовлетворенности собой, что приводит к отказу реализовывать важные планы.

К фактическим причинам появления равнодушного состояния относят стрессы и эмоциональные потрясения. Прогрессирующая апатия сопровождается ленью, отсутствием эмоций и даже пренебрежением внешним видом и гигиеной. Нередко у лиц с душевным апатичным расстройством дома не убрано и очень грязно.

Трагические события

Случается, что в нашей жизни происходят сильнейшие потрясения. Смерть близких или родственников, предательство любимого человека или расставание с ним, серьезные травмы и инвалидность – все это сказывается на эмоциональном состоянии. Любые происшествия, способные повлиять на жизненный уклад, лишают сил и заставляют опускать руки.

Апатия и чувство беспомощности сковывают человека во всех сферах его жизнедеятельности. Чтобы принять произошедшее и прийти в себя, должно пройти немало времени после пережитого горя.

Эмоциональная напряженность

Переломным моментом в течении этой душевной болезни является этап, в ходе которого происходит разрушение личности. Испытывая негативные эмоции на протяжении длительного времени, человек подсознательно привыкает к ним. Итогом становится полная неудовлетворенность жизнью и безвыходность. Когда-то уверенная в себе личность теперь уже не верит в себя и зацикливается только на проблемах.

не хочу общаться с людьми

Физическое и моральное истощение

Непомерные нагрузки и отсутствие удовольствия от работы нередко приводят к потере жизненных сил и глубокой усталости. Трудясь на износ, каждый человек неосознанно желает получить в ответ то, что принесет ему моральное удовлетворение. Если дело, в которое пришлось вложить немало энергии и труда, в итоге не оправдывает ожиданий, вслед за физическим наступает моральное истощение.

Усталость – главный враг хорошего настроения, позитивных мыслей и уверенности в себе. Если она станет хронической, эмоциональное выгорание неизбежно. Апатия не возникает там, где для нее нет весомых причин, поэтому лицам, склонным к психотическим расстройствам, крайне важно избегать стрессовых ситуаций, не позволять себе вовлекаться в конфликты и эмоционально переживать.

Когда самокритика не в пользу

Обычно о том, что человеку нужна помощь специалистов, догадываются близкие родственники и члены семьи. Они все чаще и чаще слышат от него, что, мол, мне все надоело, ни в чем нет никакого смысла, даже с друзьями и знакомыми не хочу общаться. Что делать в этой ситуации?

Апатичное расстройство вполне могли повлечь за собой фантастические ожидания. Например, человек только начал заниматься любимым делом, но при этом сразу хотел получить высокие доходы. Тем самым он предъявляет к себе чересчур жесткие требования и даже лишает себя права на ошибку.

Но ведь известно, что достичь успеха можно только упорными стараниями, методом проб и ошибок. Каждый может ошибиться, приняв неверное решение, но только для психологически устойчивой личности неправильные шаги – повод повторить попытку или попробовать что-то другое. Люди, склонные к апатии, воспринимают собственные неудачи как настоящую драму. Нередко данным расстройством страдают перфекционисты. Они слишком самокритично относятся к личным достижениям, считают их мелкими и незначительными. Именно это и мешает человеку чувствовать себя полностью счастливым и достигать намеченных целей.

человек не хочет ни с кем общаться

Психологическая зависимость

Говоря об аддикции, психологи имеют в виду состояние, при котором человек утрачивает индивидуальность, перестает себя контролировать, не испытывает уважения к себе и окружающим.

Понять, что апатию спровоцировала зависимость, можно по поведению больного и его отношению к окружающим. Все мысли и желания зависимого человека направлены только на удовлетворение своей потребности (принять наркотики, выкурить сигарету, увидеться с объектом своего вожделения и т. д.). Человек с аддиктивным расстройством не способен управлять собственной жизнью и нести ответственность за происходящее.

Проблемы со здоровьем как причина апатии

Вполне возможно, что причиной внезапной замкнутости и упаднического настроения является серьезное заболевание. Неудивительно, что человек, который плохо себя чувствует, говорит, мол, не хочу общаться с людьми. Что делать? В большинстве случаев пациентам, которые проходят комплексное лечение, назначают антидепрессанты. При затяжной болезни, которая вносит свои коррективы в привычный образ жизни, человек становится эмоционально подавленным. Недуг способен лишить сил радоваться даже приятным мелочам.

Вся энергия и ресурсы организма расходуются исключительно на борьбу с заболеванием, поэтому для преодоления чувства беспомощности и поднятия духа пациенту прописывают антидепрессанты. Эти препараты помогают снять усталость, помогают поддерживать интерес к жизни и занятию любимыми делами.

Общественная невостребованность

пропало желание общаться с людьми

Если человек часто слышит критикующие высказывания в свой адрес и вынужден находиться в состоянии постоянной конфронтации, рано или поздно он перестает верить в собственную правоту, а неуверенность в себе – это первый шаг на пути к апатии.

Особенности женской апатии

Не всегда речь идет о психотическом расстройстве, если у человека нет желания общаться с людьми. В психиатрии практически ничего не сказано о ПМС, но многие женщины не понаслышке знают об апатии в этот период. Состояние душевной пустоты и безразличия – не редкость для представительниц прекрасного пола накануне менструального цикла. Женщины становятся легкоранимыми, плаксивыми, сентиментальными, обидчивыми.

Как проявляется апатия: симптомы

У человека в состоянии апатии нет желания общаться с людьми. Он практически не замечает, что происходит вокруг него, перестает думать даже о своих обычных нуждах: забывает вовремя поужинать, прогуляться на свежем воздухе, принять душ, отказывает от встреч с друзьями и т. д. У окружающих создается впечатление, будто больной разучился испытывать чувства радости и проявлять эмоции, кажется, что личность забрела в тупик и теперь не знает, что делать дальше, в каком направлении держать курс.

Равнодушие ко всему окружающему – абсолютный признак апатии. Если человек не справляется со своей проблемой на протяжении определенного времени, психотическое расстройство начнет сказываться на его общем здоровье. Вместе с вдохновением и жизненной энергией у людей, например, пропадает аппетит. На фоне эмоциональной подавленности угнетается чувствительность вкусовых и обонятельных рецепторов, поэтому даже любимые блюда перестают радовать. Иногда пациенты вовсе отказываются от пищи.

Эмоциональная подавленность отражается не только на настроении, но и негативно влияет на степень работоспособности. Производительность труда падает настолько сильно, что человек перестает быть уверенным в том, что сможет выполнить даже те задачи, с которыми раньше он справлялся без труда. Вместо бодрости и заинтересованности, пациент ощущает заторможенность и сонливость. Клонит в сон даже перед важными встречами, а в голосе отчетливо слышны нотки равнодушия и безразличия к происходящему.

почему нет желания общаться

Почему не хочешь общаться ни с кем, а любимые занятия теперь не приносят удовольствия? С этим вопросом к психологам приходят все пациенты, страдающие апатией. Также часто людей интересует, нужно ли лечить расстройство. Здесь ответ очевиден: при апатии каждый пациент нуждается в помощи специалистов и поддержке близкого окружения, но в большей степени эффективность терапии будет зависеть от того, осознает ли сам человек, что его жизнь проходит впустую, а он нуждается в срочном лечении.

К какому врачу обратиться

На самотек это состояние пускать нельзя. Чтобы победить апатию, нужно переступить через стыд и стеснительность и обратиться к специалисту. Проконсультироваться можно как у психолога, так и у психиатра или психотерапевта.

Психолог обладает знаниями в данной сфере и может дать базовые советы, но для постановки диагноза и назначения медикаментозного лечения этот специалист недостаточно компетентен. Если психолог видит проблему, он направляет пациента к психиатру или психотерапевту. Важно отбросить в сторону все предрассудки и стереотипы, ведь посещают этих специалистов не только душевно больные, но и психически здоровые люди. К тому же психиатр может лечить бессонницу, различные фобии, эпилепсию и прочие заболевания.

Практические рекомендации специалистов

Если проанализировать самые популярные советы психологов и психиатров по поводу лечения апатии, то можно сделать определенные выводы. По мнению большинства специалистов, при первых симптомах этого расстройства необходимо:

Если у пациента нет желания ни с кем общаться, это не значит, что он не склонен к эмоциональному сопереживанию. Каждый из нас в большей или меньшей степени может поддерживать другого человека. Поэтому тем, кто мучается от апатии, необходимо больше общаться с энергичными и жизнерадостными людьми.

Апатия и физкультура

нет желания общаться с людьми

Зарядка по утрам или легкая тренировка в спортзале – один из рецептов улучшения состояния нервной системы. Достаточно пары месяцев постоянных занятий для того, чтобы увидеть, как стабилизируется настроение, снова появляется желание жить, заниматься любимым делом. Абсолютно неважно, какой вид спорта нравится пациенту больше – катание на велосипеде или спортивная ходьба, плавание или гиревой спорт – главное, получить столь необходимые эмоции и снова ощутить интерес к удовлетворению собственных желаний.

Хобби как способ выйти из апатии

Каждый из нас обладает определенными способностями, имеет склонности к тому или иному виду деятельности, а любимое увлечение всегда воодушевляет, заряжает жизненной энергией и придает оптимизма. Поэтому хобби можно считать полноценным способом борьбы с апатией.

Как понять, что пора обратиться к врачу

Если человек не хочет ни с кем общаться, стал замкнутым и отрешенным, как ему помочь? Без квалифицированной помощи вылечить апатию может оказаться непросто, но очень часто к этому явлению относятся недостаточно серьезно. Поэтому важно понимать, что совершенно здоровому человеку (в психическом плане) такие проявления не присущи, если, разумеется, он не решил взять паузу и отказаться от общения, чтобы обдумать многие вещи в своей жизни.

При апатии у пациента происходит существенное снижение потенциала ресурсов и возможностей, снижается мотивация к продуктивному труду. Если человек перестал следить за своим внешним видом, стоит обратить внимание, не присутствуют ли в его поведении признаки депрессивного расстройства. Это заболевание действительно опасно, так как оно способно привести к трагическому концу.

Понять, что без вмешательства профессионалов не обойтись, можно по двум принципиальным моментам:

  • Продолжительность. Если хандра длится несколько дней, а потом сама по себе проходит, с этим проявлением ничего делать не нужно. В противном случае, когда человек отказывается от общения с окружающими более двух недель подряд, это служит весомым поводом для беспокойства.
  • Выраженность симптомов апатии. Если расстройство проявляется таким образом, что никак не затрагивает привычный образ и стиль жизни, скорее всего, острой необходимости обращаться к врачу нет. Вылечить апатию самостоятельно вряд ли удастся, если симптомы расстройства резко выражены.

Как понять, что пора действовать сообща с профессионалами? Явные симптомы — это когда пациент не в состоянии проснуться и собраться утром на работу, практически перестал пить и есть, стирать одежду, ухаживать за собой и т. д. Если все эти признаки налицо, не нужно ничего выжидать, желательно как можно скорее обратиться к доктору. Информацию о психотерапевтах и психиатрах обычно можно найти на сайтах психоневрологических диспансеров в своем городе. Все что нужно – позвонить и записаться на прием в удобное время. Врач выслушает все жалобы и пропишет подходящие препараты, которые помогут восстановить утраченный жизненный тонус и радость жизни.

человек не хочет общаться с людьми диагноз

Некоторые психотерапевты владеют навыками гипноза – это один из дорогостоящих, но мощных и эффективных способов в борьбе с психотическими расстройствами разных видов. За качественным оказанием подобных услуг следует обращаться только к высококвалифицированным специалистам. Эффект наступает обычно после нескольких сеансов. Пациент снова начинает испытывать прилив сил и жизненной энергии, освобождается от страхов, переживаний и навязчивых мыслей.

Отчего возникает апатия и почему пропадает желание общаться с окружающими? Если выяснить это, бороться с проблемой будет намного проще. Просто так с организмом ничего и никогда не происходит: на все есть свои физиологические или психосоматические причины.


Человек, ограничивающий круг общения или вовсе избегающий встреч и разговоров с окружающими, может получить славу социопата. Однако социопатия это патология, а нежелание общаться может быть временным. Оно может возникнуть во время болезни, усталости от работы, семейных проблем, или если не нравится конкретный человек. Что делать, если не хочешь общаться?

Причины нежелания общаться

Даже если ты открытый, приветливый человек, всегда может наступить время, когда ты не захочешь общаться. Для восстановления сил может потребоваться пара часов, день, неделя; для кого-то мало и месяца.

Причины такого желания обычно лежат на поверхности:

  • Обычная усталость. На работе ты разговариваешь и взаимодействуешь с коллегами. Дома – с семьей. В свободное время всегда найдется знакомые, которые захотят посплетничать или поболтать. От всего этого иногда нужно отдохнуть.
  • Желание общаться пропадает во время болезни. Каждое действие в это время вызывает напряжение, а окружающие, даже если они понимают, что тебе плохо, ждут с твоей стороны улыбки, оптимистического настроя.
  • Замыкаться в себе человек может при встрече с финансовыми проблемами. Пока ты опять не почувствуешь себя уверенно, вряд ли сможешь кокетливо болтать о том, чтобы выпить кофе в модной кофейне или сходить в фитнес. Маловероятно и что появится желание быть с людьми вообще.
  • Проблемы в семье – вряд ли захочется говорить с кем-то, если муж пришел пьяным, ребенок получает только двойки, а мама постоянно тебя пилит.

Но есть и более серьезные причины нежелания общаться – апатия, уныние, депрессия. Тяжелое психическое состояние может развиться из-за отсутствия работы, продолжительной болезни, зависимости, актов насилия в семье, трагических ситуаций.

Что такое социофобия?

Что такое социофобия?

Опасность нежелания общаться

Бывает, причины твоего отказа от общения лежат в ежедневных проблемах и их легко решить. Такую ситуацию нельзя считать опасной. Скорее всего, назавтра ты уже сама захочешь снова быть с людьми. А то, что ты скрылась на некоторое время от всех, по сути, является способом психологической защиты. Ты оцениваешь его, как положительный, помогающий, и привыкаешь его использовать.

Но, допустим, появляется более серьезная и глубокая проблема. Не имея возможности ее решить, ты медленно погружаешься в депрессию. Используешь привычный способ защиты, отгораживаешься ото всех. Но светлое завтра не наступает, тебе становится только хуже.

Посмотри на избитом примере, какой получается замкнутый круг: у женщины родился особенный ребенок. Муж ушел, мама помогает, но у нее свои дела. Женщина остается один на один со своей проблемой. До декрета она работала, да и сейчас числится на хорошей работе, поэтому финансово обеспечена. Но особенный ребенок для нее это боль, страх, незнание, как жить дальше. Может быть, она даже считает его своим наказанием.

Все ее знакомые, друзья, коллеги, соседи будут живо интересоваться ребенком до какого-то времени, но она, не умея пережить свои отрицательные эмоции, бессилие, будет от всех привычным образом скрываться. В результате замкнется на своей проблеме, потеряет возможность узнать, как ее решить, оттолкнет всех от себя. Тем самым, никогда не узнает о том, что, возможно, и в ее окружении есть кто-то с особенным ребенком, с кем она могла бы говорить на одном языке.

Таким образом, перестав общаться, человек, испытывающий глубокие проблемы, теряет круг общения, умение взаимодействовать и возможности их решать.

Что делать

Человек, переживающий апатию, ощущает внутреннюю пустоту, психическое и физическое истощение. Тот, кто не хочет общаться из-за тяжелых проблем, замыкается на себе, погружается в глубокие негативные переживания.

Чтобы выйти из такого состояния, нужен комплексный подход.

Как себя расшевелить

Да, прежде чем ты почувствуешь себя в силах общаться, смеяться, просто улыбаться кому-то, нужно себя расшевелить, прийти в себя.

  • Преодолевай себя каждый день. Заставляй выходить на улицу, ходи в магазин. Задавай вопросы продавцам, людям, с которыми пересекаешься разово и лишь на одну минутку.
  • Обрати внимание на свой распорядок дня. Выдели время, чтобы сходить к парикмахеру, на маникюр, делать зарядку. Есть смысл записаться на йогу. Тишина, доброжелательнее отношение, возможность полежать на коврике во время медитации поможет расслабиться и почувствовать в себе новые силы.
  • Постарайся полезно питаться, чтобы каждый день на столе были овощи. Пусть это звучит обыденно, но если ты постоянно будешь есть легкие витаминные салаты, тебе будет легче физически. Плюс тебе придется придумывать, как их подать сегодня, завтра, чтобы все не надоело, а это уже восстановление творческого потенциала.
  • Следи за порядком и чистотой. Попробуй сделать небольшой ремонт, украсить балкон, шкаф, холодильник.
  • Гуляй. Не бойся встреч со знакомыми. Если к тебе подойдут и захотят поговорить, вежливо скажи, что тебе плохо и сейчас не до разговоров. Поверь, тебя поймут.
  • Смени работу. Это кардинальный шаг, не всегда можно найти силы его совершить. Но изменение обстановки многим действительно помогает.
  • Отправляйся в нестандартный отпуск. Привыкла отдыхать на море? Поезжай в архитектурный тур или в горы. Можно подумать и об изысканном винном туре.

Как построить общение после перерыва

Никто не ждет, что вот ты начала заниматься йогой или бегать, и тут же у тебя появилось стремление к общению. Процесс возвращения к жизни и адаптации – долгий и трудный. Любая травма может вернуть человека в состояние прежней апатии или вызвать ухудшение.

Поэтому приведем несколько рекомендаций:

  • Выходи на улицу, гуляй, садись в тихом месте, наблюдай за водой, лесом, слушай птиц. Общение с природой успокаивает и внутренне обогащает.
  • Общайся с незнакомыми людьми на посторонние темы – погода, грязь на улице, цены на продукты. Это даст тебе возможность снова слышать свою речь и ответы окружающих.
  • Используй общение в форумах, соцсетях. Однако будь осторожна, интернет полон контента, который может погрузить тебя еще в более глубокую депрессию. Избегай обсуждения новостей.
  • Не считай абсурдом, но общение с животными помогает расслабиться. Доказано, что собаки, лошади имеют особую успокаивающую энергетику.
  • Попробуй поговорить с теми, кто может тебя понять. Это необязательно близкие подруги. Может быть психолог или человек, которого ты знаешь, как честного, умеющего взаимодействовать с другими.
  • Устрой для себя вечер на природе с бокалом вина, фруктами, десертом. Можно быть одной, и можно пригласить одного-двух человек, с кем тебе приятно.

Если тебе не хочется общаться, не принимай важные решения, например, о замужестве, поддержании брака с помощью рождения еще одного ребенка. Кардинальные шаги должны быть хорошо обдуманы и осознанны. Брак, ребенок – это не спасение или инструменты, а твоя дальнейшая жизнь.

Самореализация

Для выхода из апатии и погруженности во внутренние проблемы важна самореализация. Всегда есть что-то, что ты делаешь хорошо, что приносит тебе радость и удовлетворение.


Вспомни, например, о своем хобби. Вязание, шитье, рисование, спорт – неважно. Главное, чтобы ты смогла сделать что-то, чем могла бы гордиться.

Присоединись к группе по интересам, покажи свои особенности, уникальность.

На работе старайся хорошо выполнять свои обязанности, придумай что-то, что позволит оптимизировать процесс.

Человек может наслаждаться жизнью, реализовать себя только в человеческом обществе, существование которого строится на общении. Не закрывайся от мира, общайся с друзьями, родственниками, ищи новых встреч.

Читайте также: