Какой график работы у стюардесс

Обновлено: 19.05.2024

К чему готовиться мечтательному новичку, желающему сменить профессию?

Летают пилоты, а бортпроводники – работают

Сотрудница другой крупной российской авиакомпании Мария, которая сейчас трудится по контракту в Африке, любит профессию именно за то, что она даёт возможность общаться с огромным количеством людей и быть постоянно в движении, открывая для себя новые города и страны. Но эти плюсы она считает и минусами. По её словам, самый главный недостаток – плохое отношение пассажиров.

Вот типичная история из жизни, которой с редакцией поделился бортпроводник Д., обслуживавший один из дальневосточных рейсов.

И это – ещё цветочки. Хуже, когда попадается дебошир, усмирить которого в самолёте – огромная проблема.

Мария, сотрудница одной из чартерных авиакомпаний:

Кроме того, не стоит забывать, что бортпроводник – вредная профессия. На ногах приходится проводить по 10 часов в сутки, надо двигать тяжести, не спать ночами и при этом – находить в себе силы не срываться на людях.

После увольнения Алёна бросила вести блог, занимается репетиторством и, по её словам, абсолютно счастлива.

Девочки в форме и солнце в любую погоду

Заработок бортпроводников – это ещё одна постоянная тема для споров. Дело в том, что сумма, которую стюард или стюардесса получают на руки, очень сильно зависит от того, сколько времени человек проводит в воздухе. На выходе можно иметь и 25, и 120 тысяч в месяц. Средний показатель для российских авиакомпаний – это 40–50 тысяч рублей при налёте не менее 80 часов в месяц.

При этом в зачёт идёт только полётное время, когда включены двигатели. Простой и вынужденные задержки оплачиваются исходя из минимального оклада.

Кроме того, зарплата зависит от авиакомпании и стажа работы. Ещё недавно перспективным местом считались чартерные перевозчики, но после того, как два года назад в туризме начался спад, упали и зарплаты. Сейчас бортпроводники хорошо отзываются о работе в иностранных авиакомпаниях или в бизнес-авиации, но туда и попасть сложнее. Для ориентира – рядовой бортпроводник в Emirates зарабатывает порядка 2 000 € в месяц при налёте 80 часов. Плюс командировочные и оплаченные апартаменты в Дубае. В российских реалиях всё гораздо скромнее.

К числу плюсов его работы можно отнести большой оплачиваемый отпуск – 84 календарных дня с учетом налёта и северной надбавки. Но сам Антон на первое место ставит другое.

В общем, работают в этой сфере не ради денег.

Как попасть в профессию

Для тех, кто ещё не передумал идти в бортпроводники, есть плохая новость. Заключается она в том, что попасть на работу в любую авиакомпанию непросто. Сфера авиаперевозок у нас в стране сейчас находится в плохом состоянии – объёмы падают, поэтому все компании усиленно сокращают издержки, в том числе путём оптимизации персонала. За последние год-два набор бортпроводников стал редкостью, и даже если на сайте той или иной авиакомпании есть объявление, то, скорее всего, претендовать на работу могут только опытные бортпроводники.

Кроме того, действуют разные гласные и негласные ограничения. Новичков в возрасте старше 25–26 лет на работу берут редко. Исключения если и бывают, то касаются в основном мужчин, так как их в этой профессии не хватает. Сходу отказывают также тем, у кого есть татуировки или шрамы на открытых участках кожи.

Тем, кто молод и горит желанием работать, надо найти объявление о наборе бортпроводников непосредственно на сайте авиакомпании, заполнить анкету и дождаться приглашения на собеседование. Там обязательно спросят, осознаёт ли человек специфику этой профессии, и зададут пару-тройку вопросов на английском, так как без знания языка хотя бы на базовом уровне устроиться невозможно. Если всё ОК, соискателя направят на медкомиссию. Если нет хронических болезней (гипертония, диабет и т. д.) или сильной близорукости (свыше –5), далее предстоит самый ответственный этап – обучение. Оно длится 2–3 месяца и проводится за счёт компании. Успешно справившихся с теорией ждёт практика под присмотром опытных коллег на рейсах с пассажирами, аттестация и выдача свидетельства, подтверждающего владение профессией.

Как стать бортпроводником Emirates. Опыт Марии Солдатовой

Теоретически есть ещё один путь – воспользоваться услугами специализированных учебных центров, предлагающих платное обучение. Курс длится два месяца и обходится в 40–50 тысяч рублей, но не даёт гарантии трудоустройства, что автоматически делает такой способ менее привлекательным для новичков. Впрочем, попасть на деньги можно и в случае, если трудоустройство проходило через авиакомпанию. Если новичок по каким-то причинам решит уволиться ранее срока, предусмотренного контрактом (это год работы, а то и три), ему придётся компенсировать перевозчику стоимость обучения. Как показывает пример Алёны, такие случаи бывают – работа бортпроводника подходит далеко не всем.

Фото: depositphotos.com

Екатерина Патралова
26 лет

О различиях между российскими пассажирами и иностранцами

Как правило, иностранных пассажиров вообще не видно и не слышно. Они тихонечко сядут, а потом либо газету читают, либо фильм смотрят. И всегда очень благодарные, что бы ты ни сделал. Поставил тарелку — говорят спасибо, поставил масленку — снова благодарность. А русские чаще воспринимают все происходящее как данность.

О родах на борту

Мне не доводилось принимать роды, но года три назад в нашей авиакомпании такой случай был. На рейсе в Южно-Сахалинск у женщины начались роды. На борту оказалась акушерка, так что все в самолете и произошло. А мама символично назвала мальчика Боингом.

О любимом аэропорте

Самый любимый — всегда тот, в который возвращаешься, то есть домашний. А еще сингапурский. Шикарнее аэропорта я не видела: там и водопад, и деревья растут прямо внутри. Одним словом — восторг.

Об отдыхе экипажа в ожидании обратного рейса

Организацией отдыха экипажа руководит командир воздушного судна. Так что, куда бы мы ни собрались, нужно получить его разрешение. Кроме этого, запрещено путешествовать в одиночку, обязательно нужно брать с собой коллегу. А еще существует отбой — до 10 вечера надо вернуться в гостиницу. Если рейс в Америку, там уже на следующий день обратно. Плюс из-за смены часовых поясов очень хочется спать, так что не до экскурсий. Я вот во Владивостоке уже была раз тринадцать, но из гостиницы не выбиралась. Хотя море там в пяти шагах от отеля. Но есть заветные рейсы, например на Мальдивы. Там можно три-четыре дня провести на острове.

О профессиональном жаргоне бортпроводников

Бортпроводник в резерве — это тот, кто подменяет коллегу, если вдруг что-то случилось. Например, бортпроводник едет на свой рейс, встал в пробку и понимает, что ему вовремя не успеть. Тогда он звонит диспетчеру, предупреждает, и вместо него летит бортпроводник из резерва. Каждый бортпроводник так дежурит несколько раз в месяц. Когда идешь в резерв, надо готовить большой чемодан. Я туда и купальник кладу с кремом для загара и шерстяные носки с шапкой. Потому что не знаешь, куда отправят.

О том, зачем во время взлета и посадки просят открывать шторки иллюминатора

Это делается для того, чтобы видеть, что происходит за бортом. Вдруг какая-то внештатная ситуация, которую может заметить пассажир. Кроме этого, он видит положение самолета и может ориентироваться в пространстве. А ночью, когда в салоне гасят свет, шторки иллюминатора открывают для того, чтобы глаза привыкали к темноте.

Екатерина Девяткина
26 лет

О карьере бортпроводника

Ты приходишь стажером, потом становишься рядовым бортпроводником. Потом можно дорасти до старшей стюардессы, которая управляет кабинным экипажем в рейсе. И следующая ступень — бортпроводник-инструктор, который работает как в офисе, так и летает, ведет свою группу стюардов и обучает стажеров. Наша профессия относится к вредным. Существуют ограничения: девушки могут непрерывно летать семь с половиной лет, мужчины — десять лет. А с 45 лет можно официально выйти на пенсию. Но я на нее, конечно, не собираюсь.

О запомнившемся рейсе

У меня был улыбающийся рейс. Бортпроводников часто спрашивают, как можно весь рейс стоять и улыбаться. И пассажиры решили тоже попробовать и устроили флешмоб. В течение всего полета весь борт сидел и улыбался. А еще мне запомнился мой первый стажерский рейс. Я тогда разлила все чайники с чаем, которые были на кухне. А потом еще и сок на пассажира вылила трясущимися руками. Но он отреагировал нормально, не ругался.

На одного бортпроводника на наших рейсах приходится порядка 50 пассажиров. Всего в наших самолетах 189 посадочных мест, а в бригаде обычно четыре стюарда. Это число может быть увеличено до пяти или шести человек, но минимально — четыре.


На рейсах в Европу пассажиры чаще заказывают рыбу. А вот на таких направлениях, как Турция или Египет, наоборот, просят мясо и курицу.

О нелепых просьбах пассажиров

Мне нравится, как выглядит наша форма — жилетка с юбкой выполнены в форме платья. А из аксессуаров мне вполне хватает платка. Я летала в пилотке, и мне она мешала. А к каблукам я привыкла. Когда мы встречаем пассажиров, их высота должна быть 5–7 см. А в горизонтальном полете можно воспользоваться сменкой и надеть каблук пониже. Ну а с макияжем вообще проблем нет. Я и форму погладить, и накраситься, и прическу сделать могу легко за полчаса.

О страхе во время полета

Однажды я сильно испугалась, когда при очень плохих погодных условиях мы перегоняли борт из Домодедова во Внуково. Рейс был без пассажиров. Самолет легкий, его так и мотало при боковом ветре. Я думала, что мы выкатимся за полосу, но обошлось. С тех пор уже ничего не боюсь.

Инна Зайберт
38 лет

О карьере бортпроводника

Некоторые бортпроводники приходят в компанию уже со стажем, но новичков всегда больше. Им необходимо пройти первоначальную подготовку — это три месяца в учебном центре, а потом еще налетать 30 стажерских часов, и только после этого они получают допуск к самостоятельной работе. А дальше особой разницы по направлениям у новеньких и стареньких нет. Разве что на долгие рейсы (как правило, это страны ЕС) чаще отбирают самых опытных бортпроводников. График полетов составляется на месяц вперед, рейсы разные, по России и зарубежью. А еще должно выходить определенное количество летных часов в месяц — это так называемая саннорма. В России это 80 часов в месяц.


Предельного возраста в нашей работе нет, ты можешь летать до тех пор, пока проходишь медицинскую комиссию.

О предельном возрасте бортпроводников

Я почти не видела, чтобы у нас летали бортпроводники старше 50 лет. А вот в иностранных компаниях их возраст выше. В России в стюардессы берут с 18 лет, а на Западе, как правило, после 25–30. Предельного возраста в нашей работе нет, ты можешь летать до тех пор, пока проходишь медицинскую комиссию. Другой вопрос, что переход в другую компанию после 40 весьма проблематичен.

О питании на борту

У нас свое питание — как у пассажиров бизнес-класса. Оно отличается наличием дополнительных закусок. Как и у пассажиров, есть выбор из трех блюд: рыба, мясо, курица. Рационы питания для экипажа часто меняются, это зависит от сезона.

О том, могут ли пассажиры попросить добавку

Как правило, на рейс загружают питание по количеству пассажиров. Но если у нас остаются лишние порции, а какой-нибудь пассажир очень вежливо попросит добавки, то ему, конечно, не откажут.

Юлия Багаутдинова
28 лет

О дороге до аэропорта

О частоте полетов

Когда я лечу бортпроводником, мне вообще не до турбулентности. Как бы ни трясло, мне все равно. Я на борт прихожу, как к себе домой. Я знаю, что дома ничего плохого не произойдет. Но все меняется, как только я лечу пассажиром. Особенно если еще и другой авиакомпанией. Это явно что-то психологическое. Я начинаю вести себя как самый типичный пассажир: ко всему прислушиваться, присматриваться, волноваться.


Когда я лечу бортпроводником, мне вообще не до турбулентности. Как бы ни трясло, мне все равно.

О том, как кормят пилотов во время полета

Назначают одну из бортпроводниц на рейсе, которая будет отвечать не только за пассажиров, но и за пилотов. Мы пилотов кормим тогда, когда они захотят есть. У них питание довольно сильно отличается и от пассажирского, и от нашего, потому что их рацион должен состоять из определенных ингредиентов. А сама для себя я в полете выработала правило: меньше ем, больше пью.

О родах в воздухе

В нашей авиакомпании было немного таких случаев. Первый был давно, пассажирка начала рожать прямо над океаном во время рейса. Сесть было негде, поэтому принимать роды пришлось в воздухе. Экипаж консультировали врачи по радиосвязи из ближайшего аэропорта. А второй случай был в 2012 году — тогда самолет летел из Симферополя. Роды принимали наши бортпроводники и оказавшаяся в числе пассажиров медсестра. После рождения ребенка самолет произвел вынужденную посадку на полпути в Москву. Все прошло благополучно, нас готовят и к таким ситуациям на борту.

О флирте с пассажирами

О профессиональном жаргоне

О том, что чаще всего воруют

Чаще всего пассажиры уносят пледы, особенно когда в холодное время года рейс из теплой страны. Пассажиры их забирают, а потом в них кутаются.

Александр Андреев
41 год

О своей специальности

О том, что делают бортпроводники, когда все пассажиры спят

Минуты отдыха у нас есть, но прилечь вздремнуть, конечно, нельзя. Каждые 20 минут мы должны проверять салон, туалетные комнаты, узнавать, все ли хорошо с самочувствием пассажиров. Может быть, вы ужасно хотите пить, но не можете нажать на кнопку вызова бортпроводника. А так если я появлюсь в салоне, то вы поймаете меня и попросите.


Непрямой массаж сердца должен уметь делать любой бортпроводник. Роды, кстати, тоже нужно уметь принимать.

О вынужденных посадках

У меня была одна аварийная посадка, когда мы летели из Салоников. У пассажирки случилась диабетическая кома. Мы поняли, что до Москвы она долететь не сможет, а на борту врача не нашлось, поэтому капитан принял решение сесть в Одессе. Пассажирку мы тогда спасли. А вообще, скажем, непрямой массаж сердца должен уметь делать любой бортпроводник. Роды, кстати, тоже нужно уметь принимать.

О страхе во время полетов

О внешнем виде мужчины-бортпроводника

Главное для бортпроводника — ухоженные руки плюс пристальное внимание к прическе и лицу. Пассажир на тебя смотрит снизу вверх, поэтому недопустимо, чтобы у тебя волосы из носа росли. Поэтому я пользуюсь матирующими средствами и на маникюр регулярно хожу. Кому будет приятно получить поднос с едой из неухоженных рук?

О профессиональных приметах

Главная примета — ничего не зашивать. Оторвались две пуговицы от жилетки прямо перед полетом — иди так. За это ругать не будут. А если пришьешь, обязательно будет задержка рейса или какая-то аварийная ситуация. Что-то да случится.

О разнице между российскими и иностранными пассажирами


Работа стюардессы — это не только демонстрация использования спасательных жилетов и раздача питания на борту. О том, чего не видят пассажиры, рассказывает бортпроводница.

О моей работе в двух словах

Профессия у меня очень интересная. Не могу сказать, что опасная, но ответственность лежит большая: за обилие документации, а главное, жизнь всех пассажиров. Мы обязаны оказать первую помощь, если кому-то станет плохо, умеем принимать роды, делать перевязки, иммобилизировать переломы. Конечно, у пилотов ответственность тоже велика, но, по моим ощущениям, у нас не меньше. По статистике, работа бортпроводника сочетает в себе более 120 профессий: пожарный, медсестра, лингвист, психолог, повар и т. д.

Обучение

Чтобы попасть на борт, необходимо пройти обучение. Отбор на него очень строгий: сначала собеседование по английскому языку, потом медицинская комиссия. Надо было обойти около 20 докторов, предоставить свою медкарту из поликлиники. В это время отсеивается порядка 90% желающих, примерно поровну на каждом этапе. То есть до обучения доходит только десятая часть кандидатов. В процессе учебы тоже происходит отсев, но уже не такой большой.

Обычно обучение длится 3 месяца, 6 дней в неделю с утра до ночи. Потом идут тренировочные полеты, где мы выступаем в качестве стажера. В среднем стажировка длится 5-7 коротких рейсов — от 2 до максимум 4 часов туда и обратно. В полете мы выполняем всю обычную работу бортпроводника, пассажиры никогда не отличат стажера от члена команды. Ну, разве что, по наивному взгляду. Нашу работу оценивают будущие коллеги, устраивают мини-экзамен по пройденному материалу. И в итоге либо дают добро, либо нет. Но, конечно, все эти усилия оправданны, потому что в итоге ты получаешь профессию своей мечты.

В полете

Особых курьезов или экстрима в работе лично у меня не было: не знаю уж, к сожалению или к счастью. Только один раз попали в серьезную зону турбулентности: была очень большая яма, секунд 5 мы летели просто вниз. Нам-то все равно, мы привыкли. Даже больше скажу: я обожаю турбулентность. Не могу объяснить, почему. Может, из-за адреналина или азарта, как в детстве на высоких качелях или каруселях. А пассажиры все очень испугались, побелели, наверное, начали молиться. Хотя ничего страшного не произошло, обычная яма. Тем более что попали мы в нее минут через 10 после взлета, все еще были пристегнуты, обслуживание не началось. Вообще, на мой взгляд, в зоне турбулентности катастрофа невозможна в принципе. Самые опасные этапы полета — взлет и посадка. Все катастрофы случаются именно тогда. Так что лучше слушать очень внимательно, выполнять все просьбы проводников про пристегнутый ремень, поднятые спинки кресел. А у нас вечно ручную кладь не хотят убирать, собак норовят на руки взять, хотя их в течение всего полета положено держать в клетке под сиденьем. Или в багажном отделении, если вес животного превышает 5 кг.

В самолете пассажиры делятся на разные категории, которых насчитывается до 12: с ограничениями по слуху, зрению, с другими ограничениями жизнедеятельности, с младенцами. Эту информацию указывают при покупке билета или непосредственно перед вылетом, оповестив представителя компании. И с каждой категорией мы должны работать отдельно в индивидуальном порядке.

Иногда просят сфотографироваться с нами или записывают на видео демонстрацию средств защиты перед полетом. В нашей авиакомпании проводник сам решает, соглашаться или нет, но в каждой собственные правила. Вообще, чем крупнее авиакомпания, тем выше в ней зарплаты и жестче требования к сотрудникам.

Как совместить работу с личной жизнью

Почему-то считается, что у нас график неудобный, дома нет то днями, то ночами, то месяцами, личную жизнь невозможно построить. Абсолютная неправда. Конечно, график работы зависит от компании. В одних командировки длятся до месяца: сначала летишь из России в Китай, потом — на Филиппины, оттуда в какую-нибудь южноамериканскую страну. В других они минимальные, не больше пары дней: слетал и вернулся. Нормально у нас девочки создают семьи, рожают и воспитывают детей.

Конечно, и служебные романы случаются — между бортпроводниками и летчиками, потому что среди бортпроводниц большинство женщины, а среди летчиков много молодых людей. Правда, сейчас и женщины идут в авиацию летчиками. А вот мужчины в бортпроводники, к сожалению, не спешат. Но там, где они есть, мы их очень ценим. Потому что работа наша физически тяжелая, тележки по 200 кг весят. И если одни самолеты летят в горизонтальном положении, то у других в полете немного задран нос. Пассажиры этого не замечают, но толкать тележку в сторону носа становится гораздо труднее.

Чуть-чуть о неприятном

Конечно, высота, давление, радиация бесследно не проходят: варикоз начинается уже в 20-25 лет, это наше основное профессиональное заболевание. Бывает, женщины детей теряют или вовсе не в состоянии забеременеть, пока летают, поэтому вынуждены увольняться. Но это уже от генетики зависит. Наверное, проблемы со здоровьем — самый большой недостаток нашей работы, за ним надо особенно тщательно следить. Но ведь у всего есть свои недостатки, как говорится в известном фильме. И они мне совершенно не мешают любить свою профессию!

работа стюардессой фото

Лицо авиакомпании сегодня – это не самолеты, не пилоты, а стюардессы и стюарды, которые встречают пассажиров на борту, находятся с ними на протяжении всего полета. Именно работа этих членов экипажа становится решающей в характеристике сервиса. Кроме того, нельзя забывать, что бортпроводники отвечают также и за безопасность каждого в салоне самолета.

Стюардесса и стюард или все-таки бортпроводник?

Стюардессы и стюарды

Источник фото: Natã Romualdo/pexels

На самом деле все просто. И бортпроводники, и стюардессы со стюардами – это один и тот же член экипажа с абсолютно идентичным функционалом и условиями работы. А появление подобной неразберихи можно объяснить историей возникновения и становления самой профессии.

Изначально следить за комфортом пассажиров и общим их состоянием во время перелета должен был бортпроводник, обязанности которого чаще всего исполнял второй пилот. Но достаточно быстро было выяснено, что такой концепт себя не оправдывает. Поэтому в состав команды был введен еще один член экипажа. Вот тут как раз и появилось новое название у профессии – стюард. Дело все в том, что авиакомпании приняли решение, что, помимо работы с пассажирами, стюарды и стюардессы будут еще и частью рекламных кампаний авиаперевозчика.

Именно по этой причине бортпроводники обоих полов должны были обладать привлекательной, а иногда даже модельной внешностью. Правда, стоит отметить, что раньше требование по отношению к весу имело скорее практический, а не коммерческий характер. А все из-за того, что на первых пассажирских самолетах необходимо было четко отслеживать каждый килограмм, даже малейший перевес мог негативно повлиять на работу летательного аппарата.

Обязанности бортпроводника

Первостепенной задачей стюардессы является обеспечение комфортного и безопасного перелета пассажиров.

Также в область ее трудовых обязанностей можно включить следующее:

организация питания пассажиров;

оказание необходимой медицинской помощи пассажирам;

отслеживание санитарного состояния салона самолета;

помощь пассажирам при посадке или размещении.

Кроме того, бортпроводник должен уметь пресекать или разрешать конфликтные ситуации, которые могут возникнуть во время перелета. А при необходимости связываться с правоохранительными органами для того, чтобы решить дальнейшую судьбу нарушителя порядка.

Требования к представителям профессии бортпроводник

Бортпроводник (бортпроводница) – это лицо авиакомпании, поэтому к кандидатам на данную должность предъявляются весьма серьезные требования.

Если их обобщить, то получится примерно следующий перечень:

возраст для начала карьеры от 18 до 26 лет;

среднее специальное или высшее образование;

отсутствие медицинских противопоказаний к полетам;

минимальный рост 158 см (это необходимое условие для комфортной работы со всеми элементами салона самолета);

отсутствие пирсинга и татуировок на видимых участках тела;

знание английского языка на хорошем разговорном уровне;

физическая подготовка (например, обязательным является умение держаться на воде).

График работы и условия труда бортпроводника

Стюардессы и стюарды не работают по четко установленному графику. Их трудовые будни полностью зависят от плана полета и его продолжительности. Они могут совершать как часовые маршруты, так и межконтинентальные перелеты, находясь в воздухе по 20 часов подряд.

Также всегда существуют форс-мажорные обстоятельства, когда бортпроводника вызывают на рейс вне графика. Поэтому сотрудники должны быть не только всегда на связи, но и быть готовыми выйти на рейс в любое время.

Где выучиться профессии бортпроводник?

Где выучиться на бортпроводника

Источник фото: Free To Use Sounds/unsplash

Устроиться бортпроводником может только человек с соответствующим образованием. Получить его возможно несколькими способами.

Самым быстрым вариантом является Школа бортпроводников. Подобные учебные заведения чаще базируются на базе авиационного вуза. Поступить туда возможно сразу после окончания общеобразовательной школы. По факту это будет среднее специальное образование.

Кроме того, крупные авиаперевозчики занимаются подготовкой специалистов данной категории самостоятельно. Но в этом случае будущий работодатель всегда отдает предпочтение кандидату, который имеет высшее образование и знает на высшем уровне английский. Поэтому особое внимание при отборе будущих стюардов и стюардесс отдается выпускникам с дипломами психологов или лингвистов.

Необходимо также отметить, что внимание и особую заинтересованность получит и кандидат, который имеет медицинское образование. Например, диплом медсестры.

Подобный интерес объясняется тем, что во время обучения на специальных курсах будущие стюарды и стюардессы изучают основы психологии, оказания первой помощи, также изучают иностранный язык. Таким образом, человек, уже имеющий более глубокие познания в одном из этих направлений, будет крайне ценным сотрудником.

Во время обучения изучаются следующие темы:

Отдельно стоит выделить и тот факт, что во время обучения, которое длится примерно полгода, будущие стюардессы и стюарды получают стипендии, которые могут достигать 20 000 рублей.

Карьерный рост бортпроводника (стюардессы)

Как и многие другие профессии, которые относятся к сфере обслуживания, у стюардов и стюардесс нет возможностей для какого-либо серьезного развития в своей направленности.

Например, бортпроводник может начать летать на внутренних рейсах в эконом-классе, потом перейти в бизнес-класс. Далее для него открываются международные направления. В среднем такая карьера при должном знании обязанностей и хорошим уровнем владения языка может занять максимум год. И строго говоря, все члены экипажа совершают точно такое же развитие.

Также бортпроводник при желании может перейти в административную службу и стать начальником службы. Но это будет уже другая область деятельности, требующая других знаний и навыков. Иными словами, в этой профессии карьерный рост не предусмотрен.

Личностные качества профессии бортпроводник

Для того, чтобы работать стюардом необходимо обладать следующими качествами:

Вакансии стюардесс и бортпроводников, уровень зарплаты

Вакансий стюардов и стюардесс на рынке труда хватает. При этом требуются сотрудники как на авиалайнеры, так и на морские пассажирские суда (яхты). Морские стюарды – совершенно отдельная специальность, ей нужно учиться заново.

Доход этих членов экипажа напрямую зависит от количества летных часов. Обычно начинающие стюардессы зарабатывают около 30 000 рублей в месяц. Однако на международных перелетах и чартерах зарплата со временем может достигать 120 тысяч в месяц.

Плюсы и минусы профессии бортпроводник

К положительным сторонам профессии можно отнести следующее:

высокий уровень заработной платы;

возможность посетить новые города и страны;

оплачиваемый отпуск в 45 дней;

более низкие цены на авиабилеты компании для сотрудника и членов его семьи;

В среднем за месяц стюардессы проводят в небе 90 часов. Работа быстро становится частью обычной жизни. Но, приземлившись в аэропорту, снова хочется ощутить прелести своей профессии, оказавшись на высоте 10 тысяч метров




О полетах в небе многие дети мечтают с раннего детства, и работа стюардессы окутана мягким и розовым шлейфом романтики, за которым не всегда кроется то, чего ждут потенциальные бортпроводники. Но желание стать частью авиационного мира и попробовать себя в новой роли часто берет верх. С первого рабочего дня стюардессы понимают, что на их плечи ложится множество сложных и ответственных задач, от качественного выполнения которых может зависеть жизнь пассажиров.

История

Профессия стюардесса появилась в начале ХХ века – то время, когда пассажирские перелеты стали набирать популярность. К работе допускались девушки, имеющие медицинское образование. Помимо стандартных обязанностей, которые сейчас выполняют стюардессы, они убирали в салоне самолета и даже занимались погрузкой и разгрузкой багажа наравне с мужчинами-бортпроводниками.

Описание

Стюардесса – специалист рядового состава не только воздушных, но и водных средств передвижения. В рядовой состав входят и стюарды, а вместе они называются бортпроводниками. Мужчины в равной мере могут работать на судне бортпроводником, но в этом материале речь пойдет именно о стюардессах.

Их главными задачами являются контроль за безопасностью пассажиров, проведение вынужденных эвакуаций, забота о комфортном полете, обслуживание и оказание медицинской помощи при надобности. Перед началом полета стюардессы объясняют, как правильно пользоваться ремнями безопасности, что делать в случае возникновения чрезвычайной ситуации, как использовать кислородную маску и спасательный жилет. Во время полета они занимаются разносом напитков и еды, помогают пассажирам и делают все, чтобы они чувствовали себя максимально комфортно. В обязанности также входит контроль салона самолета или судна – соблюдение норм безопасности, поддержание комфортной температуры и другое.

Профессиональные стюардессы обладают такими личностными качествами, как коммуникабельность, умение разрешать конфликтные ситуации, открытость, физическая и эмоциональная подготовка, стрессоустойчивость. И никуда без желания помогать людям.

До того, как небо станет для девушек вторым домом, их ждет строгий отбор. На собеседовании смотрят на внешние данные, знание английского языка, способность нестандартно мыслить, уровень устойчивости к стрессу.

К слову, бортпроводницы не обязательно работают в небе. В команде морского круизного лайнера тоже есть стюардессы. Они в случае необходимости отвечают на вопросы пассажиров о местонахождении ресторанов, кафе, магазинов. Помимо этого, одной из главных обязанностей является разъяснение правил безопасности и поведения – без этого невозможно будет поддерживать порядок на судне. Во время тревоги стюардессы (у каждой свой сектор на лайнере) помогают пассажирам перебраться на шлюпки – такие ситуации возникают, когда начинается затопление или же пожар. Помимо этих обязанностей, стюардессы участвуют в различных мероприятиях и следят за чистотой. Важным в данной специализации является хорошее знание английского языка, на котором проходит практически все общение с пассажирами международных рейсов.

Стюардессам гражданской авиации, которые являются частью экипажа и летают только по России, английский язык тоже нужен. Чаще только на внутренних рейсах летают те профессионалы, которые готовятся сдать экзамен на открытие для себя международных полетов. Стюардессы встречают пассажиров на борту, помогают им во время полета, рассказывают о правилах безопасности, поведения и эвакуации, оказывают медицинскую помощь, организовывают питание. В отличие от стюардесс на морском лайнере они не занимаются уборкой внутренних помещений.

Читайте также: