Какой датой должен быть акт выполненных работ по договору оказания услуг

Обновлено: 15.05.2024

Но иногда бывает так, что стороны не подписывают акт, а заказчик отказывается оплачивать услуги. Что делать в этом случае? Может ли исполнитель получить оплату без подписанного акта?

Что говорит Гражданский кодекс

Гражданский кодекс содержит не так много статей, регламентирующих непосредственно договор оказания услуг. В силу схожести с договором подряда, законодатель напрямую указывает: нужно руководствоваться положениями о договоре подряда (если это не противоречит особенностям услуги).

Если мы обратимся к определению договора оказания услуг, то выясним следующее. По этому договору исполнитель берет на себя обязательство оказать услуги, а заказчик — обязательство их оплатить, и более того — сделать это в сроки и в порядке, которые стороны указали в договоре возмездного оказания услуг.

А если внимательно изучить нормы о договоре подряда, то мы увидим, что на заказчика возложена еще и обязанность осмотреть и принять выполненную работу, а потом зафиксировать это актом.

Значит ли это, что заказчик обязан сделать все это и по договору оказания услуг? Нет, так как есть важный нюанс.

Разница между договором подряда и договором оказания услуг

Основное различие между договором подряда и договором оказания услуг — в отсутствии или наличии материального результата.

Результатом договора подряда становится созданная вещь. Услуга же потребляется во время ее оказания и не предусматривает появления чего-либо материального.

Законодатель не включил достижение результата в понятие предмета договора услуг, потому что даже в рамках одной деятельности не всегда реально достичь результата, иногда в силу совершенно объективных причин.

Таким образом, в отличие от подрядных договоров, которые предусматривают оплату работ после их сдачи заказчику (то есть требуют составлять акты сдачи-приемки и подписывать их), договор оказания услуг устанавливает иное: оплачивать оказанные услуги необходимо в сроки и в порядке, предусмотренные этим договором.

То есть при совершении перечисленных в договоре действий или осуществлении указанной деятельности, считается, что исполнитель свои обязательства выполнил. А заказчик теперь обязан эти услуги оплатить.

Обязательно ли составлять акт

Гражданское законодательство не требует обязательно составлять акт сдачи-приемки. Но и не запрещает сторонам предусмотреть такую возможность.

Составлять и подписывать акты приема-передачи услуг обязательно только, если это предусмотрено договором.

Если по договору акт нужен, но его нет

Что если стороны договорились составлять акты, но в силу каких-то причин акты не подписали? Нет актов — нет оплаты?

Например, стороны не составили предусмотренные договором двусторонние акты и между ними возник спор. В этом случае при рассмотрении иска о взыскании стоимости оказанных услуг необходимо установить объем услуг, которые фактически были оказаны, и определить их действительную стоимость.

Фактическое оказание услуг может подтверждаться:

Таким образом, отсутствие акта оказанных услуг, подписанного сторонами, не освобождает заказчика от оплаты полученных услуг. Акты являются доказательствами, при помощи которых любая сторона может доказывать, как наличие или прекращение обязательств по установленным законом основаниям. Но факт оказания услуги можно подтвердить и другими доказательствами.

Если бухгалтер требует акты

Отказ от актов оказанных услуг значительно упрощает документооборот с контрагентами, особенно если речь идет об услугах, которые оказывают через интернет. Но как же бухгалтерия? Как отражать выручку и расходы без актов приема-передачи услуг?

Выбор формы и вида первичного учетного документа остается на усмотрение организации. Главное — наличие в нем всех реквизитов. Минфин считает возможным для учета использовать иные первичные документы. Например, счет/инвойс.

Что касается подтверждения расходов, то это затраты или убытки, которые подтверждаются документально.

Документы могут быть:

которые оформлены по всем требованиям нашего законодательства или стандартами деловой документации в иностранном государстве, где и были произведены эти расходы;

которые косвенно подтверждают произведенные расходы, например приказ о командировке, таможенная декларация и т. д.

Итог

Действительно, закон не обязывает составлять акты. Но из практики, наличие акта значительно упрощает разрешение конфликтных ситуаций. Это касается и оплаты услуг исполнителя, и претензий к качеству оказанных услуг заказчиком. Если акта нет, шансы отстоять свои права сохраняются. Но лучше обезопасить себя и позаботиться о закрывающих документах.

Статья написана командой sovcom.pro.

Часто от того, насколько правильно оформлен акт выполненных работ, зависит ваше дальнейшее спокойствие и сохранность средств. Это в равной мере касается и исполнителя, и заказчика. Чем точнее и полнее будут перечислены виды выполненных работ или услуг, тем меньше останется возможностей для необоснованных претензий.

Акт приемки — это документ, на основании которого производится оплата работы, поэтому будет не лишним спросить совета у юриста. А поскольку акт — неотъемлемая часть договора, советоваться идите перед его заключением, а не после выполнения работ. Этим вы обезопасите себя от включения в договор незаметных, но хитрых пунктов, уменьшающих ваши права и увеличивающих обязанности.

Что говорит закон о форме акта приемки

Законодательно установленной формы акта выполненных работ нет, кроме утвержденных Постановлением Госкомстата РФ от 11.11.1999 N 100 форм КС-2 и КС-3. Эти формы разработаны для организаций, работающих в ремонтно-строительной сфере.

Но Постановление не было должным образом опубликовано, следовательно, эти документы не обязательны в использовании. Организации имеют право как пользоваться утвержденными формами, так и самостоятельно разрабатывать свои акты.

Это касается строительства. И если здесь приемочные документы более-менее регламентированы, то в остальных сферах подрядных отношений — полная анархия. Для выстраивания отношений заказчика и исполнителя можно пользоваться статьей ГК РФ 720.

В ней четко разъяснены права и обязанности обеих сторон при приемке. Здесь же указаны некоторые моменты, которые должны содержаться в акте либо ином документе, удостоверяющем прием выполненной работы или услуги.

Когда акт обязателен

Законодательство предусматривает обязательность подписания документа приемки только для договоров строительного подряда. Регламентируется это параграфом 3 ГК РФ. В остальных случаях он нужен только для гарантии, доказательства выполнения и оплаты какой-либо деятельности.

Высший Арбитражный суд РФ разъяснил, что удовлетворение требований в споре допустимо при предъявлении любых других доказательств. Если договором предусмотрена приемка, оформление документа обязательно.

Что должен содержать акт приема

Акт выполненных работ подтверждает выполнение договорных обязательств. Подпись заказчика доказывает, что он не имеет претензий к сроку, качеству и объему.

Составляется документ в двух экземплярах, заверяется подписями обеих сторон. Если в договоре участвуют организации, то ставятся печати. В акте обязательно указывают дату составления, номер, приложением к какому договору он является.

Полностью расписывают наименование контрагентов. Если это физлица, то нужны ФИО, паспортные данные, адрес. Если организации — сведения в соответствии с учредительными документами. Названия контрагентов в акте должны совпадать с указанными в договоре.

Максимально полно расписывается выполнение работ. Часто их оформляют в виде таблицы с несколькими столбцами. Отдельными пунктами списка или в столбцах указывают: объем, единицы измерения, стоимость каждого вида, срок выполнения.

После описания выполненных работ в акте указывают дату его подписания, данные договора, в рамках которого он оформляется и номер счета для оплаты. Подписи должны быть расшифрованы, оттиски печати четкие.

Как правило, документ заканчивается формулировкой о том, что все произведено в срок и заказчик не имеет претензий к качеству и срокам выполнения. Подпись клиента под этими словами означает исключение любых спорных вопросов впоследствии. Поэтому принимайте выполненные работы максимально внимательно и, если есть недоработки или вопросы к качеству, решайте их до подписания акта.

Если обнаружены недостатки, их можно указать здесь же, в тексте документа. Подрядчик должен будет их устранить. Исключения составляют скрытые дефекты, которые невозможно увидеть при визуальном осмотре.

Такие недочеты подрядчик обязан устранить и после подписания акта приемки выполненных работ. Гражданский кодекс говорит о разумных сроках обнаружения скрытых недостатков. Это:

  • гарантийные сроки, установленные договором;
  • в соответствии со ст. 477 ГК РФ, два года с момента передачи;
  • сроки, установленные ст. 19 Закона о защите прав потребителей.

Если у контрагентов возникают споры относительно устранения недостатков, то по требованию любой из сторон назначается экспертиза.

Акт для бухгалтерского учета

Акты выполненных работ относятся к первичным бухгалтерским проводкам. На их основании производится оплата выполненной работы. При расчете налога на прибыль из налоговой базы организации вычитаются расходы, указанные в акте приемки. Это доказательство правильности уменьшения налоговой базы на сумму понесенных затрат.

Кроме того, акты выполненных работ часто фигурируют в суде при спорах с контрагентами. Срок хранения документа, в соответствии с правилами делопроизводства — 4 года. В течение этого времени его может запросить налоговая для проведения проверки.

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

Составление акта об оказании услуг является завершающим этапом оформления каких-либо работ и служит доказательством того, что исполнитель или подрядчик выполнил свои обязательства перед заказчиком в полном объеме. Характер услуг значения не имеет – акт может быть составлен по самым разным поводам, поэтому он имеет широчайшее распространение. Акт об оказании услуг является приложением к договору подряда, поэтому его нельзя назвать самостоятельным документом.

К вашему вниманию! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

Зачем нужен акт об оказании услуг

В первую очередь следует сказать, что в акте фиксируется факт того, что все необходимые услуги были выполнены в срок и в надлежащем качестве. Также он подтверждает, что у заказчика отсутствуют претензии к исполнителю (список всех предоставленных услуг вносится в специальную таблицу, содержащуюся в документе).

Таким образом, акт является законным основанием для производства окончательных расчетов по подрядному договору между заинтересованными сторонами.

Если говорить о заказчике, то акт включается еще и в финансовую отчетность, в том числе по учету понесенных расходов и на его основе происходит снижение базы налогового обложения.

В тех случаях, если заказчик остается недовольным качеством предоставленных услуг, это также отражается в акте отдельным пунктом. В нем подробно перечисляются выявленные недочеты, дефекты, ошибки и указывается период, в течение которого необходимо их устранить. Если же работы по устранению нарушений не проводятся, заказчик вправе подать на исполнителя в суд. Точно также в суд может подать и исполнитель, например, при задержке или уклонении заказчика от оплаты.

То есть, акт об оказании услуг может стать аргументом в судебном споре между контрагентами, причем как с одной, так и с другой стороны.

В других же ситуациях документ, наоборот, может являться гарантией от необоснованных претензий и возникновения судебных разбирательств.

Стоит отметить, что если дело дойдет до суда, а акта между сторонами не будет, его отсутствие судья может расценить, как нежелание соблюдать законодательно установленную процедуру оформления оказания услуг. Это в свою очередь может привести к наложению штрафных санкций со стороны надзорных органов.

Правила составления акта

Акт об оказании услуг не имеет стандартного, унифицированного образца, обязательного к применению, поэтому оформляться он может в произвольном виде, исходя из потребностей компании, или по разработанному в фирме шаблону (если выбран второй вариант, то форма акта должна быть закреплена в учетной политике организации).

При оформлении документа нужно придерживаться определенных правил и норм делопроизводства. В частности, акт должен включать в себя:

  • информацию об обеих сторонах договора,
  • сведения о договоре, по которому производились работы,
  • наименование услуг,
  • дату проведения
  • стоимость произведенных услуг.

Если к акту прикладываются какие-либо дополнительные документы (это могут быть не только печатные бумаги, но и фотографии, чеки, квитанции и т.п.), их необходимо указать отдельным пунктом.

Что делать, если в акте обнаружены ошибки

Самый лучший способ исправления ошибок в акте оказания услуг: уничтожение неправильного экземпляра и написание нового акта.

Правила оформления

Документ можно оформлять на обычном листе А4 формата или же на фирменном бланке предприятия, причем как от руки, так и на компьютере (это не имеет значения). Делать нужно два экземпляра – по одному для каждой из сторон. При этом обе копии акта необходимо подписать руководителями обеих организаций (или уполномоченными действовать от их имени сотрудников) и проштамповать печатями (только при их наличии, т.к. с 2016 года юридические лица по закону имеют право не визировать свои бумаги при помощи штампов и печатей).

После того, как услуга будет предоставлена и сотрудничество завершено, в том числе произведена полная оплата, акт следует передать в архив компании, где он должен храниться на протяжении установленного законом периода.

Образец составления акта об оказании услуг (табличная форма)

Образец составления акта об оказании услуг, часть 1

Во второй части документа следует зафиксировать то, что все услуги предоставлены в надлежащем качестве, в установленный срок и в полном объеме. Также необходимо вписать то, что заказчик претензий не имеет. Здесь же нужно указать, к какому договору данный акт является приложением (его номер и дату составления).

Последнее, что следует внести в акт об оказании услуг: реквизиты сторон. Их набор стандартный:

  • название компаний, , ,
  • адрес (юридический и фактический),
  • информацию об обслуживающих банках: их наименования, БИК, номер расчетного и корр. счетов предприятий,
  • номера контактных телефонов.

В завершение акт нужно заверить подписями директоров организаций или других лиц, действующих от имени компаний.

Акт приема работ по договору — это документ, подтверждающий выполнение работ и оказание услуг по договору в указанном объеме и соответствующего качества.

Для того чтобы подтвердить, что все услуги, о которых договорились стороны, оказаны и заказчика удовлетворяет их качество, составляют акт выполненных работ по договору оказания услуг. Его подписание предусмотрено ст. 720 ГК РФ (Приемка заказчиком работы, выполненной подрядчиком) в качестве подтверждения выполнения работ подрядчиком. Но ее применяют и к обсуждаемым правоотношениям на основании ст. 779 ГК РФ (Возмездное оказание услуг).

Основания для составления

На основании норм действующего российского законодательства акт приемки — это подтверждающий выполнение обязательств по соглашению. Основание для его составления — окончание взаимоотношений, выполнение полностью или частично указанных в контракте условий. В данном документе фиксируют и отступления от предусмотренного порядка. Но в соответствии со ст. 720 ГК РФ заказчик не вправе ссылаться на ненадлежащее исполнение обязательств, если недостатки результата исполнения контракта не указаны в документе о приемке, либо в нем не указано, что у заказчика есть право на предъявление недостатков в дальнейшем (например, при обнаружении скрытых дефектов).

Нормы Гражданского кодекса не устанавливают обязательность составления такого документа, но он часто используется на практике. Форма приложения к договору разрабатывается самими сторонами. Акт часто является приложением к контракту, которое в силу подписания приложения сторонами становится обязательным для них. В ряде случаев составляется акт выполненных услуг без договора, заключенного в письменной форме. Например, для подтверждения выполнения сделки, заключенной устно.

Бланк

Ранее использовались унифицированные бланки по форме №КС-2, номер по ОКУД 0322005, утвержденные Постановлением Госкомстата РФ №100 от 11.11.1999. Но с января 2013 года эти формы не являются обязательными.

Бухгалтеры рекомендуют в качестве шаблона использовать универсальный передаточный документ и акт оказанных услуг к договору формировать на его основе. ФНС РФ отдельно разъяснила в приложении к Письму №ММВ-20-3/96@ от 21.10.2013, что можно использовать универсальный передаточный документ. При этом необходимо учитывать, что ФЗ-402 от 06.12.2011 предъявляет обязательные требования к содержанию первичного учетного документа, которым и является обсуждаемый документ в соответствии со ст. 9 этого закона. А письма ФНС России от 22.04.2019 №ЕД-4-15/7638, от 23.12.2015 №ЕД-4-15/22619 утверждают, что УПД разрешается дополнять любыми другими показателями для отражения специальных условий сделок.

Впрочем, документ разрешено составить самим с учетом собственных интересов сторон правоотношения.


Порядок оформления

В соответствии с ч. 2 ст. 9 ФЗ-402 форма акта в договоре, составленная по правилам, применяемым к первичному документу, должна включать следующие реквизиты:

  • наименование;
  • дату оформления;
  • наименование гражданина или организации, составившей его;
  • вид и объем услуг в денежной и натуральной форме с указанием принятой единицы измерения;
  • сроки предоставления (опционально: например, важно при услугах, связанных с арендой);
  • цена;
  • должности лиц, участвовавших в составлении;
  • подписи этих лиц.

Рекомендуется включить реквизиты основного контракта и графу, в которой в случае необходимости заказчик впишет оценку качества услуг, оказанных исполнителем (выявленных недостатках).

Эти реквизиты указывают в таком виде, чтобы была возможность их идентифицировать, так как они необходимы для составления бухгалтерской отчетности.

Образец

В качестве образца приведем акт к договору возмездного оказания услуг, используйте его как подсказку для составления собственного документа.

Индивидуальный предприниматель – сам себе начальник, и он должен уметь разбираться с множеством форм документации. Мы уже рассказывали о налоговых декларациях, всевозможных книгах, договорах, а сегодня поговорим об актах выполненных работ.

Акт выполненных работ (АВР) и оказанных услуг является документом, который подтверждает факт выполнения определенных обязательств, которые оговорены в договоре между ИП и заказчиком. Документ подтверждает, что одна сторона оказала необходимые услуги, соответственно, второй стороне следует совершить оплату.

Законодательно форма акта не закреплена. По сути, акт выполненных работ – это условное обозначение для многих документов. Бумаги могут называться актом приемки выполненных работ, приемки-сдачи или сдачи оказанных работ и так далее. Но сути дела это не меняет. Важно, чтобы название было оговорено сторонами в момент подписания договора, и впоследствии акты были названы соответственно.


Акты выполненных работ являются обязательными для тех предпринимателей, которые оказывают услуги другим ИП или организациям. А вот при взаимодействии с физлицами они не обязательны (исключение – строительные работы). Однако здесь могут потребоваться другие документы. Например, при оказании физлицам бытовых услуг (ремонт одежды, обуви, сантехнические, электромонтажные работы) исполнитель должен оформлять бланк заказа.

В таком бланке должна содержаться следующая информация:

  • ФИО предпринимателя
  • Юридический адрес предпринимателя
  • Сведения о государственной регистрации ИП
  • Наименование оказываемой бытовой услуги
  • Цена услуги
  • Дата оформления заказа и срок оказания услуги
  • Другие важные сведения (цена материала, процент износа изделия и пр.)
  • Подписи исполнителя и потребителя.

А что должно быть в акте выполненных работ?

Определенной универсальной формы для актов нет. Это значит, что любая организация может самостоятельно разработать для себя шаблон. Но важно, чтобы в нем имелись основные данные для сверки.

В произвольной форме акта должна быть указана следующая информация:

Акт выполненных работ обычно выглядит как таблица с шапкой из основной информации о договоре. Образец можно скачать, например, тут.

Когда ждать денег?

Здесь есть два варианта. Первый – оплата услуг после того, как составлен и подписан акт выполненных работ. То есть средства перечисляются уже после того, как результат принят заказчиком. Если заказчик не удовлетворен качеством работ, он может отказаться от подписания акта до того момента, пока исполнитель не устранит недоработки. В этом случае важно, чтобы все мелочи, форс-мажоры, сроки и детали работы были заранее прописаны в договоре.

Второй вариант – к слову, очень распространенный – работа по предоплате. То есть предприниматель сначала получает деньги, потом оказывает услуги, и только потом составляется акт выполненных работ. Если заказчик не примет работы и не подпишет акт – полученную предоплату придется вернуть. В случае, когда стороны не могут договориться полюбовно, окончательное решение принимает Экономический суд.

Сколько хранить акты выполненных работ?


Акт относится к первичным бухгалтерским документам (на основании него производится оплата). Для такого рода документов срок хранения составляет 3 года после проведения налоговыми органами проверки. Если проверка к вам не приходила, то хранить нужно 10 лет.

Другие сопроводительные документы

Дополнительно к договору и актам выполненных работ могут прилагаться пояснительные документы. Например, техническое задание или перечень оказываемых услуг. Утвержденных форм для них тоже нет – главное, указать, к какому именно договору они относятся.

Например, в техническом задании можно прописать конкретные параметры услуги, которую ИП будет оказывать клиенту. Так, в техзадании для предпринимателя, который ведет социальные сети заказчика, нужно привести названия пабликов, количество и объем постов, которые будут публиковаться, их тематику и время публикации – словом, все значимые параметры. Важно исключить любые разночтения, чтобы максимально быстро получить качественный результат.

Если ИП выполняет для заказчика несколько видов работ, цена на которые отличается, к договору должен быть прикреплен перечень оказываемых услуг. Там обязательно нужно указать наименование услуг, их краткое описание, сроки исполнения работы и стоимость. Пример бланка можно найти здесь.

Тщательное ведение бухгалтерии предпринимателя – верный способ избежать многих проблем как с заказчиками, так и с контролирующими органами. Лучше не лениться и тщательно оформлять всю необходимую документацию, чтобы не пришлось тратить заработанные деньги на штрафы и адвокатов. Успехов в делах!

Читайте также: