Правовое регулирование труда осужденных к лишению свободы презентация

Обновлено: 16.05.2024

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ОПЛАЧИВАЕМЫЙ ТРУД / ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ОСУЖДЕННЫЕ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ / LEGAL REGULATION / PAID LABOR / LABOR LEGISLATION / PENAL ENFORCEMENT LEGISLATION / CONVICTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Строгович Ю.Н., Жиляев Р.М.

В статье в тезисном виде обозначены некоторые вопросы общего характера, касающиеся правового регулирования отношений, связанных с оплачиваемым трудом осужденных к лишению свободы и нуждающиеся, по мнению авторов, в законодательном решении. В частности, отсутствие в законодательстве норм, регламентирующих прием на работу, перевод на другую работу и увольнение с работы осужденных, непосредственно связанный с этим вопрос о трудовых книжках, следует отметить и отсутствие положений, четко определяющих их трудовые права и обязанности, ответственность за нарушение трудовой дисциплины, а также установленные при осуществлении ими трудовой деятельности правовые ограничения.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Строгович Ю.Н., Жиляев Р.М.

К вопросу о правовом регулировании привлечения к оплачиваемому труду осужденных (по материалам экспертного опроса)

К вопросу о заключении срочных трудовых договоров с осужденными к лишению свободы, привлекаемыми к оплачиваемому труду

Трудовая занятость осужденных к лишению свободы в России и ее влияние на профилактику рецидивной преступности: постановка проблемы для исследования

THE ISSUES OF LEGAL REGULATION OF CONVICT LABOUR

In this article, the authors outline some general issues related to the legal regulation of paid labor of the prisoners who are in need of a legislative solution. In particular, the lack of legislation that regulates the employment, prisoner's transfer to another job and dismissal of convicts is directly related to the problem of employment record books. It it also worth mentioning that there's a lack of provisions that clearly define the prisoners' labor rights and obligations, their responsibility for violations of labor discipline, as well as the legal restrictions which are imposed on the convicts during their labor activities.

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

Строгович Ю.Н.1, Жиляев Р.М.2, *

В статье в тезисном виде обозначены некоторые вопросы общего характера, касающиеся правового регулирования отношений, связанных с оплачиваемым трудом осужденных к лишению свободы и нуждающиеся, по мнению авторов, в законодательном решении. В частности, отсутствие в законодательстве норм, регламентирующих прием на работу, перевод на другую работу и увольнение с работы осужденных, непосредственно связанный с этим вопрос о трудовых книжках, следует отметить и отсутствие положений, четко определяющих их трудовые права и обязанности, ответственность за нарушение трудовой дисциплины, а также установленные при осуществлении ими трудовой деятельности правовые ограничения.

Ключевые слова: правовое регулирование, оплачиваемый труд, трудового законодательство, уголовно-исполнительное законодательство, осужденные к лишению свободы.

THE ISSUES OF LEGAL REGULATION OF CONVICT LABOUR

Strogovich Yu. N.1, Zhilyaev R. M.2, *

1 2 Research Institute of the Federal Penitentiary Service, Moscow, Russia

In this article, the authors outline some general issues related to the legal regulation of paid labor of the prisoners who are in need of a legislative solution. In particular, the lack of legislation that regulates the employment, prisoner's transfer to another job and dismissal of convicts is directly related to the problem of employment record books. It it also worth mentioning that there's a lack of provisions that clearly define the prisoners' labor rights and obligations, their responsibility for violations of labor discipline, as well as the legal restrictions which are imposed on the convicts during their labor activities.

Keywords: legal regulation, paid labor, labor legislation, penal enforcement legislation, convicts.

Проблемы, возникающие в процессе применения законодательства, вне зависимости от того, какую сферу деятельности оно регулирует, обусловлены, как правило, одной из двух причин:

• во-первых, несовершенством самого законодательства, что может проявляться в различных формах, в числе основных из которых можно назвать:

• пробелы в правовом регулировании;

• коллизию (противоречие) между нормами двух законов либо различными нормами одного закона (так называемая, внутренняя противоречивость закона);

• недостатки в юридической технике, вследствие которых норма закона понимается и истолковывается неоднозначно или вообще трудна для понимания (уяснения смысла);

• во-вторых, неправильным (ошибочным, неверным, неточным) применением норм законодательства, что обычно обусловлено либо низкой квалификацией и отсутствием необходимого опыта у применяющих закон уполномоченных лиц, либо неверно поставленной (сформулированной) руководителем задачей, т.е., ошибкой в целеуказании (целеполагании).

Еще несколько замечаний общего характера. Правовое регулирование отношений, связанных с оплачиваемым трудом осужденных к лишению свободы (далее - правовое регулирование труда осужденных), за последние несколько десятилетий, по существу, не претерпело по-настоящему крупных и принципиальных изменений, как в части структуры, так по большому счету и в части содержания.

Однако это вовсе не означает, что нормы, регулирующие данную сферу отношений, остались неизменными. Произошедшие за четверть века серьезные, во многом кардинальные изменения всего массива российского законодательства, включая трудовое и уголовно-исполнительное законодательство, коснулись и той его части, которая регулирует труд осужденных.

При этом сами изменения, как представляется, во многом были вынужденными, обусловленными, в первую очередь, необходимостью устранения явных противоречий, возникших в связи с трансформацией трудового законодательства (начиная с февраля 2002 года), а, кроме того, необходимостью следования в русле политики последнего времени, направленной на гуманизацию уголовно-исполнительного законодательства. Между тем

каких-либо существенных изменений в этой части уголовно-исполнительного законодательства не произошло, большинство насущных проблем осталось по существу без разрешения. Что же касается трудового законодательства применительно к рассматриваемому вопросу, отметим лишь, что такая категория лиц, как осужденные к лишению свободы, в Трудовом кодексе Российской Федерации (далее - ТК РФ) вообще не упомянута.

Следует сказать, что вычленение перечисленных ниже проблемных вопросов из общего массива имеющихся проблем правового регулирования в рассматриваемой сфере во многом базируется на проведенных ФКУ НИИ ФСИН России, начиная с 2014 года, научных исследованиях, отдельные результаты которых отражены в научных статей членами авторских коллективов [1, с. 41].

В числе этих вопросов, при этом взаимосвязанных, назовем два, по нашему мнению, весьма важных.

Во-первых, это вопрос об отраслевой или межотраслевой принадлежности законодательства, которым должен регулироваться труд осужденных. Относительно этого вопроса говорить о единстве мнений, как в научной среде, так и в среде практиков, не приходится.

Следует также отметить, что в качестве теоретической основы, на которую опирались указанные исследования, использовались положения, содержащиеся в научных трудах ряда отечественных ученых-специалистов в области уголовно-исполнительного права и трудового права. В первую очередь, в этом ряду следует назвать таких известных ученых, как А.И. Зубков, Л.Г. Крахмальник и Г.С. Скачкова.

Чуть более поздняя монография проф. А.И. Зубкова содержала ряд интересных новаций, касающихся развития с учетом принятых в 1969 году Основ исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик взглядов Л.Г. Крахмальника [3].

Остановимся на некоторых тезисах, сформулированных по результатам проведенных исследований.

Во-первых, трудовое законодательство определяет общность основных принципов в регулировании отношений в сфере труда, взаимосвязь основных трудовых прав и обязанностей участвующих в трудовой деятельности лиц, как работающих, так и предоставляющих им работу. Заметим, что в трудовом законодательстве эти лица определены как стороны трудового договора - работники и работодатели, однако содержащееся в ТК РФ определение не вполне соответствует правовой природе отношений, возникающих между осужденным, организацией, предоставляющей ему работу или/и исправительным учреждением. Поэтому представляется вполне уместным в качестве общего понятия назвать тех, кто работает, трудящимися, а тех, кто непосредственно предоставляет им работу - работодателями [5, с. 14].

Во-вторых, единство основных принципов правового регулирования отношений в сфере труда и, наличие так называемых, общих норм трудового права не только не исключает, а, напротив, предполагает дифференциацию правового регулирования отношений в данной сфере применительно к отдельным категориям трудящихся [6, с. 43].

В-третьих, для всех без исключения видов труда характерны организация совместного труда и управление им, осуществляемые соответствующими органами управления работодателя (как правило, единолично руководителями), которые учитывают специфику, характерную для каждого из таких видов труда. Особое значение при этом имеет обеспечение реализации трудовых прав трудящихся (вне зависимости от того вида труда, в котором они участвуют), в том числе права на здоровые и безопасные условия труда, соблюдение установленных продолжительности рабочего времени и времени отдыха, систематическое вознаграждение за труд в соответствии с трудовым вкладом. Кроме того, при любом виде труда требуется соблюдение трудящимися определенных правил поведения, а способы обеспечения дисциплины труда могут различаться в зависимости от специфики того или иного вида труда.

В-четвертых, отношения, связанные с трудовой деятельностью, как правило, регулируются межотраслевым законодательством, в состав которого всегда входит трудовое законодательство (в полном объеме или в соответствующей части), с особенностями, присущими каждому виду труда.

Следует учитывать также и то, что основанием для возникновения отношений, связанных с осуществлением трудящимся трудовой деятельности, является конкретный юридический факт, присущий (обусловленный) данному виду труда.

Так, для лиц, работающих по трудовому договору, это заключение трудового договора; для государственных служащих - заключение служебного контракта; для военнослужащих - заключение контракта о прохождении военной службы; для сотрудников органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы - заключение контракта и издание правового акта о назначении на должность; для осужденных - вступление в законную силу приговора суда.

В-пятых, правовое регулирование трудовой деятельности, как уже было сказано выше, имеет свои особенности, обусловленные спецификой конкретного вида труда, в первую очередь, характером и содержанием возникающих при этом у различных категорий трудящихся прав и обязанностей.

Так, применительно к труду лиц, работающих по трудовому договору, правовое регулирование на уровне федерального законодательства направлено в основном на установление определенных минимальных трудовых стандартов, нарушение (снижение) которых недопустимо ни при каких случаях, даже тогда, когда о таком снижении достигнуто соглашение сторон трудового договора. Отметим, что в регламентации трудовой деятельности в рассматриваемом случае существенное значение имеет коллективное и индивидуально-договорное регулирование, направленное на повышение условий труда в широком смысле, включая размер оплаты труда, социальные гарантии и др., по сравнению с законодательно установленным минимальным стандартом и реализуемое в виде отраслевых соглашений, коллективных договоров и соглашений сторон о конкретных условиях труда, закрепляемых в трудовом договоре.

Применительно к труду лиц, проходящих военную службу по контракту либо иную федеральную государственную службу, правовое регулирование труда строго централизовано и не предусматривает коллективного и индивидуально-договорного регулирования (за исключением коллективного регулирования в соответствии с отраслевыми соглашениями, применяемого в отношении федеральных государственных гражданских служащих).

Что касается труда осужденных, то правовое регулирование здесь также фактически централизовано и не предусматривает коллективного и индивидуально-договорного регулирования, хотя при привлечении осужденных к труду на объектах сторонних организаций, не входящих в уголовно-исполнительную систему, они опосредовано и могут подпадать под действие отдельных норм соответствующих отраслевых соглашений, а, возможно, и локальных нормативных актов работодателя.

В-шестых, нормы трудового права являются составной частью правового регулирования труда всех лиц, вовлеченных в сферу общественной организации труда. В силу этого отсутствуют принципиальные препятствия для распространения этих норм на тех из трудящихся, которые осуществляют трудовую деятельность не на основании трудового договора, а по другим основаниям, с соответствующей дифференциацией. При этом степень распространения и пределы действия этих норм могут быть различны, а дифференцированный подход к регулированию возникающих у различных категорий трудящихся отношений в сфере труда следует реализовывать с учетом различных факторов, влияющих на такую дифференциацию. В рассматриваемом случае таким фактором является конкретный вид труда - труд лиц, осужденных к лишению свободы [10, с. 134].

Неким аналогом этого, хотя весьма неполным, а в отдельных положениях и неточным, является статья 11 ТК РФ, содержащая некоторые основания дифференциации.

При этом, как уже было сказано, в Кодексе отсутствует какое-либо упоминание о такой категории лиц, как осужденные к лишению свободы. Соответственно, ничего не сказано и об использовании норм трудового права при регулировании отношений, связанных с трудовой деятельностью этой категории трудящихся.

Вообще, несмотря на достаточную четкость и определенность некоторых положений УИК РФ, касающихся регулирования труда осужденных (к сожалению, весьма немногочисленных), следует отметить, что в правовом регулировании этой сферы отношений в целом отсутствуют необходимая полнота, точность и системность.

Поэтому законодательное регулирование труда осужденных к лишению свободы в целях придания системности, устранения имеющихся противоречий и восполнения существующих пробелов нуждается в довольно существенной корректировке. Одному из возможных вариантов решения этого вопроса авторы предполагают посвятить очередную статью.

Конфликт интересов Conflict of Interest

Не указан. None declared.

Список литературы / References

1. Первозванский В.Б. О законодательном регулировании привлечения к труду осужденных к лишению свободы иностранных граждан / В.Б. Первозванский, Ю.Н. Строгович, И.Н. Медведева // Вестник Пермского института ФСИН России. -2019. - № 4 (35). - С. 41-45.

2. Крахмальник Л.Г. Труд заключенных и его правовое регулирование в СССР / Л.Г. Крахмальник. Саратов: Изд-во Саратовского университета. - 1963. - С. 12.

3. Зубков А.И. Теоретические вопросы правового регулирования труда осужденных в советских исправительно-трудовых учреждениях и его правовое регулирование / А.И. Зубков. - Томск: Изд-во Томского университета.1974. - С. 188.

4. Скачкова Г.С. Расширение сферы действия трудового права и дифференциации его норм: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. ИГП РАН / Г.С. Скачкова. Москва. - 2003. - С. 62.

5. Абалдуев В.А. О межотраслевом характере государственной политики в сфере труда и роли трудового права в ее реализации / В.А.Абалдуев // Трудовое право в России и за рубежом. - 2012. - № 4. - С. 13-15.

6. Бондаренко И.В. Материальная ответственность осужденных / И.В. Бондаренко, А.Ю. Чапышкин // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - 2005. - № 4. - С. 40-47.

7. Минязева Т.Ф. Труд как основное средство исправления осужденных в свете Концепции развития уголовно -исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года / Т.Ф. Минязева // Российская юстиция. - 2013. -№ 3. - С. 31-33.

8. Зенина Н.В. Привлечение к труду осужденных к лишению свободы: теоретические вопросы конституционно-правового регулирования / Н.В. Зенина, Е.В. Павлова, Ю.Н Строгович // Российская юстиция. - 2015. - № 1. - С. 27-31.

9. Строгович Ю.Н. К вопросу о заключении срочных трудовых договоров с осужденными к лишению свободы, привлекаемыми к оплачиваемому труду / Ю.Н. Строгович // Вестник института: преступление, наказание, исправление. - 2017. - № 3 (39). - С. 35-39.

10. Первозванский В.Б. К вопросу о правовом регулировании привлечения к оплачиваемому труду осужденных (по материалам экспертного опроса) / В.Б. Первозванский, Ю.Н. Строгович // Социально-политические науки. - 2018. - № 4.- С. 133-135.

1. Организация труда, обучения и воспитательной работы с осужденными к лишению свободы

План:
I. Организация
свободы.
труда осужденных к лишению
Организация базового и среднего
образования. Профессионально-техническое
образование и профессиональная подготовка.
II.
Организация воспитательной работы с
осужденными к лишению свободы. Меры
поощрения и взыскания, применяемые к
осужденным к лишению свободы и порядок
их применения.
III.

Труд осуждённых не является принудительным, они трудятся на
предприятиях или в производственных мастерских ИУ, в некоторых
случаях - на иных предприятиях независимо от формы собственности
при условии обеспечения их надлежащей охраны и изоляции.
Производственная деятельность осуждённых организуется с учётом
соблюдения требований режима содержания и надзора за ними. Труд
осуждённых в тюрьме организуется только на территории тюрьмы.
Производственным коллективом осуждённых является бригада.

Осуждённые, входящие в
бригаду, обычно работают на
одном объекте и проживают в
одной жилой секции. Бригадир
назначается приказом
начальника колонии из числа
осуждённых, твердо вставших
на путь исправления.
Производственно-хозяйственная
деятельность в ИУ должна быть
подчинена основной задаче исправлению осуждённых.
Отказ от работы или
самовольное её прекращение
являются злостным нарушением
установленного порядка
отбывания наказания и влекут
применение мер взыскания.

Время выполнения осуждёнными оплачиваемых работ
засчитывается в общий трудовой стаж. Осуждённые, отработавшие не
менее 11 мес в календарном году, имеют право на трудовой отпуск
продолжительностью 18 календарных дней - для отбывающих
лишение свободы в воспитательных колониях, 12 календарных дней для осуждённых, отбывающих лишение свободы в иных
исправительных учреждениях.

Отпуск лицам, впервые отбывающим наказание в виде лишения
свободы, а также впервые осуждённым за тяжкие преступления на
срок до 5 лет, предоставляется как с выездом за пределы
исправительного учреждения, так и без выезда из него, а лицам, ранее
отбывавшим наказание в виде лишения свободы, - в пределах
исправительного учреждения.

Осуждённые, обязанные возмещать расходы,
затраченные государством на содержание детей,
находящихся на государственном обеспечении,
имеют право на трудовой отпуск
продолжительностью 7 календарных дней.
Осуждённые к лишению свободы имеют
право на оплату труда в соответствии с
законодательством на общих основаниях.
Размер оплаты труда осуждённых,
отработавших месячную норму рабочего времени
и выполнивших установленную для них норму
выработки, не может быть ниже установленного
размера оплаты труда за выполнение
соответствующих работ в других отраслях
народного хозяйства.

10. II. Организация базового и среднего образования. Профессионально-техническое образование и профессиональная подготовка.

II. Организация базового и среднего
образования. Профессиональнотехническое образование и
профессиональная подготовка.

11. Осуждённые к лишению свободы, не достигшие 30 лет, могут получить в исправительных учреждениях общее базовое образование.

Осуждённым, желающим
продолжить обучение и получить общее среднее образование, администрацией
исправительного учреждения и местными исполнительными и распорядительными
органами создаются необходимые условия. Осуждённые старше 30 лет и осуждённые,
являющиеся инвалидами I и II группы, получают общее базовое и (или) общее
среднее образование по их желанию.

12. Получение осуждёнными общего базового и (или) общего среднего образования, их отношение к обучению учитываются при определении

степени их исправления.
Кроме общеобразовательного обучения в
исправительных учреждениях организуются
также обязательное профессиональнотехническое образование и профессиональная
подготовка осуждённых, не имеющих профессии
(специальности), по которой осуждённый может
работать в исправительном учреждении и после
освобождения из него.
Привлечение осуждённых к профессионально-техническому образованию и профессиональной подготовке и организация учебного
процесса осуществляются в соответствии с
требованиями законодательства.
Для сдачи экзаменов осуждённые учащиеся
освобождаются от работы на основании норм
трудового законодательства Республики
Беларусь.

На осуждённых распространяются гарантии и
льготы, предусмотренные гл. 15 ТК для лиц,
совмещающих работу и обучение. Педагогические
коллективы образовательных учреждений
уголовно-исполнительной системы оказывают
помощь администрации исправительных
учреждений в воспитательной работе с
осуждёнными.
Осуждённые, отбывающие пожизненное
заключение, к обучению не привлекаются. Им
создаются условия для самообразования, не
противоречащие порядку и условиям отбывания
наказания. Осуждённым, прошедшим курс
обучения и успешно сдавшим экзамены, выдают
соответствующие документы об образовании.
Документ о полученном среднем образовании
хранится в личном деле осуждённого до его
освобождения из исправительного учреждения.

14. III. Организация воспитательной работы с осужденными к лишению свободы. Меры поощрения и взыскания, применяемые к осужденным к

Воспитательная работа с осужденными к
лишению свободы – планомерная
деятельность работников исправительных
учреждений, представителей государственных
и общественных организаций, направленная
на формирование и укрепление у осужденных
стремления к занятию общественно полезной
деятельностью, добросовестного отношения к
труду, соблюдению требований
законодательства и принятых в обществе
правил поведения, на повышение их
культурного уровня.
Посещение осужденными проводимых воспитательных мероприятий является
обязательным. Участие осужденных в проведении воспитательных мероприятий
учитывается при определении степени их исправления и применении к ним мер
поощрения. Воспитательная работа проводится с учетом индивидуальных особенностей
личности осужденного, совершенных им преступлений и поведения в период отбывания
наказания.

За надлежащее выполнение установленных законодательством обязанностей,
добросовестное отношение к труду, обучению, участие в воспитательных
мероприятиях, работе самодеятельных организаций осужденных и иную полезную
деятельность к осужденным могут применяться следующие меры поощрения:
объявление благодарности;
разрешение на получение дополнительной посылки или передачи;
предоставление дополнительного краткосрочного или длительного свидания;
разрешение дополнительно расходовать деньги в сумме до трех базовых величин
на покупку продуктов питания и предметов первой необходимости;
увеличение дополнительно времени прогулки содержащимся в тюрьме на один
час в течение месяца;
перевод содержащихся в исправительной колонии особого режима после отбытия
одной трети срока наказания из помещений камерного типа в обычные жилые
помещения;
досрочное снятие ранее наложенного взыскания.

В порядке поощрения осужденным
в течение года может быть разрешено
получение дополнительно до
четырех посылок или передач и
предоставление дополнительно до
четырех свиданий.
К осужденным, отбывающим
наказание в исправительных
колониях-поселениях, могут
применяться меры поощрения в виде
разрешения на проведение за
пределами исправительной колониипоселения выходных,
государственных праздников и
праздничных дней, установленных и
объявленных Президентом
Республики Беларусь нерабочими, а
также краткосрочного выезда к
близким родственникам
продолжительностью до пяти суток
без учета времени, необходимого для
проезда туда и обратно.

18. За нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным могут применяться следующие меры взыскания: 1) выговор; 2)

водворение в штрафной изолятор на срок до десяти суток.
При применении к осужденному мер взыскания
учитываются обстоятельства совершения нарушения,
личность осужденного и его предыдущее поведение.
Налагаемое взыскание должно соответствовать
тяжести и характеру нарушения. Не допускается за
одно нарушение налагать несколько взысканий. За
несколько нарушений, совершенных одновременно
или в течение одних суток, может налагаться одно
взыскание.
Взыскание налагается не позднее десяти суток со дня обнаружения нарушения,
а если в связи с нарушением проводилась проверка, – со дня ее окончания, но не
позднее тридцати суток со дня совершения нарушения. Взыскание исполняется
немедленно, а в случае невозможности немедленного исполнения – не позднее
пятнадцати суток со дня его наложения.

19. Осужденный не может быть подвергнут взысканию, не получив возможности высказаться и дать письменное объяснение в свое

оправдание. Должностные лица,
применяющие к осужденным меры взыскания, должны всесторонне и полно
учитывать обстоятельства совершения нарушения, степень вины осужденного, его
оправдания и налагать взыскание после личной беседы с ним.
Применение меры взыскания в виде водворения в штрафной изолятор
осуществляется только после осмотра осужденного медицинским работником,
который должен письменно подтвердить, что осужденный способен перенести такое
взыскание. Медицинский работник ежедневно навещает осужденных, отбывающих
указанное взыскание. Он обязан незамедлительно сообщать письменно начальнику
арестного дома или начальнику учреждения уголовно-исполнительной системы, на
территории которого расположен арестный дом, о необходимости приостановления
исполнения этого взыскания по причине физического или психического состояния
осужденного.
Осужденный считается не имеющим взысканий, если в течение двух месяцев со
дня наложения последнего взыскания он не был подвергнут новому взысканию.

Читайте также: