Какими льготами обладает организация выполнившая у себя работы по специальной оценке условий труда

Обновлено: 05.05.2024

Новая шкала дифференциации взносов базируется на классификации условий труда, состоящей, в свою очередь, из четырех классов:

  • оптимальные условия труда – такие условия, при которых отсутствует воздействие на работников вредных или опасных факторов или уровни их воздействия не превышают соответствующие нормативы. Такие условия являются безопасными, а их наличие подразумевает поддержание высокого уровня трудоспособности;
  • допустимые условия труда – такие условия, при которых уровни воздействия на работников вредных или опасных факторов не превышают соответствующие нормативы. Наличие таких условий подразумевает, что функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня;
  • вредные условия труда, классифицируемые по четырем подклассам, – такие условия, при которых уровни вредных и опасных производственных факторов превышают нормативно установленные в определенной степени, более подробно обозначенной законодателем в описании каждого подкласса;
  • опасные условия труда – такие условия, при которых на работника воздействуют вредные и опасные производственные факторы, уровни которых могут создать в течение рабочего дня (смены) угрозу жизни работника, а впоследствии увеличивают риск возникновения острого профессионального заболевания.

Особый интерес представляют не столько формулировки новой классификации, сколько ее влияние на нормы ТК РФ. В соответствии со ст. 92 ТК РФ в редакции до внесения изменений, связанных с принятием Закона № 426-ФЗ, сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю – устанавливалась для работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда. С принятием Закона № 426-ФЗ сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается только для тех работников, условия труда которых по результатам специальной оценки условий труда получили 3 или 4 степень вредных условий труда или были признаны опасными.

Очевидно, что новые правила установления сокращенной продолжительности рабочего дня предполагают существенное ухудшение правового положения работников. Кроме того, даже не обладая специальными знаниями в области измерения и оценки воздействия конкретных факторов окружающей среды на здоровье человека, из буквального толкования п. 1 и 2 ч. 4 ст. 14 Закона № 426-ФЗ следует, что влияние вредных условий труда 1 и 2 степени на здоровье человека сводится к более длительному, чем до начала следующего дня, восстановлению функционального состояния организма работника.

Представляется логичным, что именно этим обстоятельством обусловливается необходимость установления сокращенной продолжительности рабочего дня для лиц, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда всех без исключения классов. Другими словами возможность более длительного восстановления функционального состояния организма работника может быть реализована только путем повышения продолжительности отдыха.

Более того, нормы ст. 92 ТК РФ в части, лишающей работников, занятых во вредных условиях труда 1 и 2 степени, права на сокращенную продолжительность рабочего дня, противоречат действующему законодательству. Так, согласно ст. 219 ТК РФ гарантии и компенсации работникам не назначаются только в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда. Из действующей классификации условий труда (ст. 14 Закона № 426-ФЗ) следует, что вредные условия 1 и 2 степени включают в себя, в частности, воздействие на работников опасных производственных факторов. Представляется, что в рамках закрепленной в законе классификации вредные условия труда любой степени не могут относиться к категории безопасных.

Аналогичным образом стоит рассматривать изменения, связанные с правовым регулированием дополнительных отпусков работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Такой отпуск предоставляется теперь только тем работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда (ст. 117 ТК РФ). Это значит, что ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск не предоставляется работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда 1 степени.

В контексте обозначенной проблемы особый интерес представляет формирующаяся судебная практика. Так, следует обратить внимание на ряд схожих апелляционных определений Московского городского суда и проанализировать ситуацию на примере одного из них. В Апелляционном определении от 28 ноября 2014 г. по делу № 33-37384/14 Московский апелляционный суд обозначил свою позицию по вопросу преемственности между результатами аттестации рабочих мест по условиям труда и результатами специальной оценки условий труда для целей предоставления работникам компенсаций в виде сокращенной продолжительности рабочего времени (ст. 92 ТК РФ) и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска (ст. 117 ТК РФ).

В ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ прямо предусмотрено, что, по общему правилу, результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной до 1 января 2014 г., могут быть использованы для целей установления гарантий и компенсаций в течение пяти лет после проведения такой аттестации. В свою очередь, суд подчеркнул, что предположения о том, будто класс вредности, установленный при ранее проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда, может не соответствовать классу вредности, определенному по результатам специальной оценки условий труда, не имеет правового значения. Таким образом, суд указал на тождественность классов (и степеней) условий труда, несмотря на то что их формулировки претерпели изменения.

Сохранение гарантий и компенсаций, ранее установленных на основании такой аттестации, предполагается только в одном случае. Согласно ч. 3 ст. 15 Закона № 421-ФЗ в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, порядок и условия осуществления компенсационных мер не могут быть ухудшены по сравнению с порядком и условиями, фактически реализуемыми в отношении таких работников компенсационных мер по состоянию на 1 января 2014 года при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.

ерховный Суд РФ, применяя нормы названной статьи в решении от 14 октября 2014 г. № АКПИ14-918, пришел к выводу, что гарантии и компенсации работникам, на рабочих местах которых по результатам проведенной до 31 декабря 2013 г. аттестации рабочих мест по условиям труда установлены вредные (опасные) условия труда, должны сохраняться до улучшения условий труда на данных рабочих местах.

Таким образом, пересмотр ранее предоставляемых гарантий и компенсаций, в том числе в виде сокращенной продолжительности рабочего времени, возможен в отношении определенной группы работников только по результатам проведения специальной оценки условий труда и только в случае их улучшения. С одной стороны, рассматриваемыми переходными положениями предусмотрена специальная процедура пересмотра ранее предоставляемых гарантий и компенсаций, обеспечивающая сохранение прав работников. С другой стороны, законодатель допускает ситуацию, при которой работники, фактически занятые в одинаковых условиях труда, имеют право на разные виды и размеры гарантий и компенсаций, что входит в противоречие с принципами обеспечения права каждого работника на справедливые условия труда, равенство прав и возможностей работников (ст. 2 ТК РФ).

Таким образом, судебная практика пошла по пути признания результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной до 1 января 2014 г., но влияние такого признания на сохранение уровня гарантий и компенсаций работникам, занятым во вредных условиях труда, представляется весьма ограниченным.

Нововведения, позволяющие работодателям увеличивать продолжительность рабочего времени, установленную для работников, условия труда которых по результатам специальной оценки труда отнесены к вредным условиям труда 3 и 4 степени или опасным условиям труда, с 36 часов в неделю до 40 вызывают недоумение. Для увеличения продолжительности рабочего дня, в соответствии с ч. 3 ст. 92 ТК РФ, необходимо, чтобы одновременно были соблюдены следующие условия:

  1. такая возможность должна быть предусмотрена в отраслевом (межотраслевом) соглашении и коллективном договоре;
  2. увеличение продолжительности рабочего дня должно оформляться путем подписания отдельного дополнительного соглашения к трудовому договору с работником;
  3. порядок, размер и условия назначения денежной компенсации должны быть согласованы в отраслевых (межотраслевых) соглашениях и коллективном договоре.

Принято считать, что восстановительная функция института трудового права - время отдыха – является одной из основных. Представляется, что денежная компенсация по своей природе не способна восполнить время отдыха, необходимое для восстановления организма. Поэтому нововведения не только способны усугубить и так свойственное работникам пренебрежение своим здоровьем, но и создают благоприятную почву для злоупотреблений работодателем.

Для того чтобы повысить уровень гарантий работников и сохранить обозначенный выше механизм увеличения продолжительности рабочего времени, представляется обоснованным внедрение следующих условий. Во-первых, помимо денежной компенсации должна устанавливаться обязанность работодателей проводить дополнительные медицинские осмотры работников, привлекаемых к труду на условиях увеличенной продолжительности рабочего времени. Представляется, что периодичность проведения таких медицинских осмотров может устанавливаться в актах социального партнерства.

Во-вторых, должен быть установлен минимальный размер денежной компенсации. По своей правовой природе увеличение продолжительности рабочего времени в порядке, установленном ст. 92 ТК РФ, представляет собой выполнение работы за пределами установленной продолжительности рабочего времени (ст. 97 ТК РФ). Однако с принятием соответствующих нововведений перечень видов такой работы дополнен не был. Кроме того, отмечая существенные отличия по процедуре, нельзя не заметить, что цели и назначение рассматриваемого увеличения продолжительности рабочего времени схожи с целями и назначением норм о сверхурочной работе. В этой связи представляется обоснованным заимствование у соответствующего вида рабочего времени механизма и размера оплаты (ст. 152 ТК РФ).

Представляется, что применение на практике нововведений, позволяющих по соглашению сторон заменить сокращенную продолжительность рабочего времени, предусмотренную ТК РФ для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, денежной компенсацией, без дополнительных механизмов обеспечения прав работников могут привести к злоупотреблениям со стороны работодателей и снижению уровня правовой защищенности работников.

Таким образом, анализ практики применения нового законодательства, посвященного специальной оценке условий труда, позволяет говорить о том, что отдельные изменения ТК РФ существенно ухудшают положение работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, по сравнению с соответствующими положениями прежней редакции. Такие нормы по своей правовой природе являются неконституционными, так как лишают работников гарантий, естественно предполагаемых в рамках принципа единства и дифференциации правового регулирования в связи с различиями в условиях труда. Кроме того, формально-лингвистический анализ показал, что они также противоречат нормам ТК РФ.

СОУТ (специальная оценка условий труда)

Спецоценку рабочих мест необходимо проводить всем организациям и предпринимателям, которые заключили хотя бы один трудовой договор. Исключение составляют надомники и дистанционные работники, чьи рабочие места не подпадают под СОУТ. За отказ от специальной оценки действуют весьма существенные штрафы. Как их избежать, читайте в нашей статье.

Что такое специальная оценка условий труда

Существует четыре класса риска:

  1. Оптимальный (1.0): опасные и (или) вредные производственные факторы либо совсем отсутствуют, либо находятся на безопасном для человека уровне. Созданы предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности.
  2. Допустимый (2.0): есть опасные и (или) вредные факторы, но их воздействие не превышает уровни, установленные гигиеническими нормативами. Измененное функциональное состояние организма восстанавливается во время отдыха, к началу следующего рабочего дня или смены.
  3. Вредный (3.0): уровни воздействия негативных факторов превышают норматив. Подразделяется на подклассы: первой степени (3.1), второй степени (3.2), третьей степени (3.3) и четвертой степени (3.4).
  4. Опасный (4.0): уровни воздействия негативных производственных факторов способны создать угрозу жизни работника, а последствия — привести к развитию профессионального заболевания.

Кто обязан пройти спецоценку рабочих мест

Спецоценку в общем случае обязаны проходить все организации и индивидуальные предприниматели, нанявшие хотя бы одного сотрудника. Это следует из статьи 4 Закона о СОУТ.

Кто может не проводить оценку условий труда

СОУТ не является обязательной для следующих категорий:

  • организаций и ИП, не заключивших ни одного трудового договора;
  • работодателей — физических лиц без статуса ИП;
  • работодателей — религиозных организаций.

Все без исключения работодатели вправе отказаться от СОУТ в отношении рабочих мест надомников и дистанционных работников (ч. 3 ст. 3 Закона о СОУТ).

ВНИМАНИЕ. Вакантные места не подпадают под спецоценку. Дело в том, что при отсутствии сотрудников проанализировать условия их труда невозможно.

Кто проводит специальную оценку условий труда

СОУТ проводится силами специализированной сторонней компании при участии комиссии, созданной работодателем.

Специализированная сторонняя компания должны соответствовать следующим критериям:

  1. СОУТ является основным видом ее деятельности.
  2. Получена соответствующая аккредитация.
  3. В штате числится не менее 5-ти экспертов, имеющих сертификат на выполнение работ по спецоценке. Как минимум, один эксперт является врачом по общей гигиене (или по гигиене труда), либо врачом по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям.
  4. Есть испытательная лаборатория, аккредитованная на измерение вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Порядок проведения СОУТ

Перед началом процедуры необходимо составить график работ и перечень рабочих мест, подпадающих под специальную оценку. Форма этих документов свободная.

СПРАВКА. СОУТ проводится в отношении рабочего места, а не должности. Поэтому если один человек совмещает сразу несколько должностей, то нужно проверить, сколько рабочих мест он фактически занимает. И каждое включить в перечень.

Далее проходят исследования в рамках СОУТ. По их итогам составляется отчет. Его подписывают специалисты аккредитованной сторонней организации и члены комиссии. Одновременно заполняется карта на каждое рабочее место (формы отчета и карты утв. приказом Минтруда от 24.01.14 № 33н). Сотрудников следует ознакомить с картой под роспись в течение 30 календарных дней с даты утверждения отчета. В этот же срок сводные данные спецоценки надо опубликовать на официальном сайте работодателя (при его наличии).

Плюс к этому оформляется декларация соответствия условий труда (форма и порядок подачи утв. приказом Минтруда от 07.02.14 № 80н). В нее входят сведения о рабочих местах, на которых вредные и опасные производственные факторы не выявлены, а условия труда признаны оптимальными и допустимыми. Декларацию нужно представить в территориальную инспекцию по труду не позднее 30 рабочих дней после утверждения отчета по итогам СОУТ. Декларацию можно подать через интернет на сайте Роструда. Для этого ее необходимо подписать квалифицированной электронной подписью.

Сроки и периодичность проведения СОУТ

Последний этап проведения спецоценки завершился к 1 января 2019 года (ч. 6 ст. 27 Закона о СОУТ). Подразумевается, что к этой дате все работодатели провели указанные выше мероприятия и своевременно сдали декларацию.

ВАЖНО. При появлении нового рабочего места необходимо организовать внеплановую спецоценку. Сделать это нужно в течение 12-ти месяцев со дня, когда оно введено эксплуатацию.

Штрафы за непроведение СОУТ в 2021 году

Начиная с 2019 года, применяется наказание за отсутствие СОУТ. Ответственность предусмотрена частью 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ. Это предупреждение или штрафные санкции в следующих размерах:

  • на руководителя организации — от 5 000 до 10 000 руб.;
  • на организацию — от 60 000 до 80 000 руб.;
  • на ИП — от 5 000 до 10 000 руб.

Cтоимость спецоценки и кто ее оплачивает

Закон не регламентирует стоимость процедуры. Цена зависит от ряда факторов: условий рынка, размера организации, численности персонала и проч. В среднем СОУТ одного места обходится в сумму от 600 руб. В большинстве аккредитованных компаний установлен нижний порог цены: даже если спецоценку нужно провести в отношении незначительного числа рабочих мест, например, одного или двух, за процедуру придется заплатить минимум 10 000 рублей.


Специальная оценка условий труда — сравнительно новый процесс в охране труда. Поэтому многие специалисты по охране труда, как опытные, так и молодые, считают СОУТ крайне трудным делом, и не до конца понимают, для чего вообще проводят это мероприятие. В статье мы расскажем, как провести спецоценку без труда, и в каком случае можно уберечь деньги работодателя, не проводя спецоценку заново.

Полезные шаблоны, подготовленные нашими экспертами:

Назначение СОУТ

Проведение СОУТ — это обязанность работодателя, установленная в 212 статье Трудового кодекса. СОУТ проводят с 1 января 2014 года, заменив аттестацию рабочих мест. Основная цель спецоценки — определить класс условий труда.

Цели и задачи спецоценки

Чтобы определить класс условий труда, проводят идентификацию вредных и опасных производственных факторов (ВОПФ), лабораторные исследования уровней воздействия вредных веществ по сравнению с гигиеническими нормативами. По результатам СОУТ устанавливают тариф взносов на пенсионное и социальное страхование.

Важно! Все гарантии и компенсации, установленные в Трудовом Кодексе и других подзаконных актах, могут быть установлены исключительно в ходе спецоценки. Отсчет с даты начисления гарантий и компенсаций начинается с момента выгрузки отчета о СОУТ в федеральную систему. Для секретных учреждений — с даты утверждения отчета.

Сведения о результатах проведения специальной оценки условий труда, в том числе в отношении рабочих мест, условия труда на которых декларируются как соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, подлежат передаче в информационную систему учета, за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных. Обязанность по передаче результатов проведения специальной оценки условий труда возлагается на организацию, проводящую специальную оценку условий труда.

Результаты проведенной СОУТ используют для проведения оценки профессиональных рисков, а также ими можно заменить лабораторные исследования для производственного санитарного контроля. Поэтому это важное мероприятие отдельно выделено в кодексе об административных правонарушениях, а также в правилах возмещения средств на охрану труда за счет взносов на обязательное социальное страхование.

Ответственность за нарушения в проведении СОУТ

Нарушения при проведении процедуры СОУТ могут повлечь за собой наказание как для работодателя, так и для эксперта и экспертной организации.

В Кодексе об административных правонарушениях ответственность работодателя указана в части 2 статьи 5.27.1.

Специальная оценка условий труда

Если СОУТ не провести вовремя, ошибиться при создании комиссии, или не ознакомить работников с результатами проведенной спецоценки, юридическое лицо оштрафуют на сумму от 60 до 80 тысяч рублей. Если такие же нарушения допустит индивидуальный предприниматель, штраф может составить от 5 до 10 тысяч рублей. Но и это не все.

Должностные лица могут также нести персональную ответственность от 5 до 10 тысяч рублей. К таким должностным лицам относятся и члены комиссии, и специалист по охране труда, а также другие уполномоченные лица, привлекаемых к административной ответственности по решению инспектора ГИТ или суда. Но не только работодатель отвечает за качество проведения СОУТ.

В КоАП есть статья 14.54. В ней указано, что, если экспертная организация допустит нарушение закона № 426-ФЗ, эксперта СОУТ оштрафуют на сумму от 25 до 30 тысяч рублей. Сама экспертная организация в этом случае может быть оштрафована от 70 до 100 тысяч рублей.

Требования к экспертной организации

Несмотря на то, что в государственном реестре насчитывается не одна сотня экспертных организаций, необходимо помнить, что в отдаленных областях нашей страны существует недостаток экспертов. Поэтому СОУТ могут проводить организации, чьи юридические адреса расположены в других регионах, например, в Москве или в Санкт-Петербурге. Это допускается, поскольку не противоречит требованиям закона № 426-ФЗ. При этом не допускается, чтобы эксперт не приезжал на предприятие, а проводил СОУТ дистанционно.

Еще одним нарушением является предоставление услуг без аккредитации в реестре. В этом случае рискует работодатель, поскольку требования к экспертной организации прописаны в законе № 426-ФЗ.

Специальная оценка условий труда

Поэтому нужно тщательно выбирать такую организацию.

К этому процессу нужно обязательно подключить юридическую службу, так как необходимо проверить экспертную организацию на финансовую состоятельность, застраховать возможные риски.

Нужно отсеивать экспертные организации, у которых сложилась негативная репутация. Сделать это можно, проверив нет ли у экспертной организации налоговой задолженности, задолженности по судебным искам, а также наличие судебных исков в этой организации, в том числе в арбитражном суде. Поэтому проверьте по ИНН на сайте ФССП, а также на сайте проверки контрагентов.

Как провести спецоценку по шагам: от комиссии до передачи декларации в ГИТ

Шаг 1. Создание комиссии по проведению СОУТ

При решении работодателя провести спецоценку, нужно создать приказ о создании комиссии.

  • комиссия должна состоять из нечетного количества участников
  • в комиссию нужно включить представителей работодателя. Ими являются руководящие сотрудники организации. Один из них должен быть назначен председателем комиссии
  • также в комиссию включают работников службы охраны труда, главных специалистов. Например, можно включить в состав комиссии юристов, технологов, экономистов. Это пригодится в дальнейшем, когда нужно будет реализовать мероприятия по итогам СОУТ
  • в состав комиссию должны войти представители от работников. Такими лицами являются уполномоченные по охране труда, если на предприятии создана комиссия по охране труда, или представители от профсоюзной организации

Обратите внимание! Бывает, что в организации нет представительного органа работников. В этом случае представитель от работников в комиссии будет отсутствовать, и это может привести к тому, что работники будут возражать против проведенной у них СОУТ. Это очень рискованно с точки зрения возможного проведения государственной экспертизы условий труда и признания СОУТ проведенной с нарушениями интересов работников.

Если будет нужно внести изменения в состав комиссии, необходимо издать приказ. С этим приказом необходимо ознакомить и экспертную организацию, чтобы она вовремя внесла изменения в текст отчета.

Шаг 2. Составление перечня рабочих мест, определение аналогичных рабочих мест

Как только будут избраны члены комиссии и ее председатель, можно начинать работу по организации СОУТ. На этом же этапе подбирается экспертная организация и заключается договор.

С экспертами и работниками лаборатории нужно провести вводный инструктаж в первый день их работы на предприятии и выдать при необходимости дежурные СИЗ. После этого специалисты экспертной организации могут приступить к своей работе.

Экспертам нужно передать утвержденный работодателем перечень рабочих мест, с указанием в них аналогичных. В этот перечень включают рабочие места согласно штатному расписанию и квалификационным справочникам. При этом нужно оценить признаки аналогичности.

Пример: если в одном цехе работают четыре фрезеровщика работают на одних и тех же станках в одном и том же режиме, то СОУТ нужно будет провести не на четырех, а только на двух рабочих местах.

Это экономит деньги работодателя, и сокращает время. Но если в организации есть водители различных марок автомобилей или погрузчиков, то придется провести спецоценку на каждом рабочем месте, поскольку принцип аналогичности нарушается — разное оборудование, разные инструменты, разные марки и даже год выпуска машины или станка имеют значение для оценки уровня воздействия вредных факторов.

На одном предприятии оценили аналогичными несколько рабочих мест водителей погрузчиков, но в дальнейшем оказалось, что одна половина таких погрузчиков питается электроэнергией, а вторая имеет бензиновый двигатель. Работодатель был вынужден проводить дополнительную спецоценку, и заплатить штраф за неправильный подсчет аналогичных мест.

Шаг 3 Идентификация

После того, как комиссия по проведению СОУТ передаст эксперту утвержденный перечень рабочих мест, начинается процесс идентификации вредных и опасных производственных факторов (ВОПФ).

Этот процесс стоит из отождествления должностных обязанностей и данных из квалификационных справочников и профстандартов, рассматривается обслуживаемое работником оборудование, инструмент, средства индивидуальной защиты.

Во время идентификации эксперт может опросить работников. При этом работодателю запрещается оказывать давление как на эксперта, так и на работников, или суживать круг интересов эксперта.

Шаг 4. Декларирование

Эксперт должен оценить, нужно ли проводить лабораторно-инструментальные исследования. Если он придет к выводу, что условия труда на рабочем месте оптимальные или допустимые, и профессия не состоит в списке на льготный отпуск или досрочную пенсию, он напишет заключение о том, что ВОПФ не были идентифицированы.

В этом случае на такие рабочие места составляют не карты, а декларацию СОУТ. Декларация СОУТ включает в себя все рабочие места, в том числе и аналогичные, по которым не были идентифицированы ВОПФ. Карты СОУТ не составляют. В декларацию включают сведения о заключении эксперта.

Декларирование рабочих мест позволяет работодателю не проводить заново СОУТ, если за 5 лет действия этого документа не произошли несчастные случаи, не поступили обращения или требования о проведении СОУТ со стороны представительного органа или инспектора ГИТ. Это является хорошей экономией для организации. Таким образом, стремление к созданию рабочих мест с оптимальными и допустимыми условиями труда поощряется государством.

С 30 декабря 2020 года декларации соответствия условий труда будут считать бессрочными, если условия труда на рабочем месте не меняются (Федеральный закон от 30.12.2020 № 503-ФЗ). Это касается и уже действующих деклараций.

Декларация прекратит действие, если:

  • у работника выявили профзаболевание;
  • произошел несчастный случай на производстве;
  • инспектор ГИТ выявил нарушения в отношении работника или на его рабочем месте, за которые работодателю грозит ответственность по ст. 5.27.1 КоАП РФ.

В этих случаях работодатель обязан провести внеплановую СОУТ на соответствующем рабочем месте. Таким образом, если в декларации было указано, например, 100 рабочих мест, а несчастный случай произошел на 1, то в отношении одного этого места декларация прекратит свое действие, и продолжит для остальных 99. Это прямо следует из п.5 ст.11 в 426-ФЗ.

Шаг 5. Лабораторно-инструментальные исследования

В отношении тех рабочих мест, на которых эксперт идентифицировал ВОПФ, должны быть проведены лабораторно-инструментальные исследования. Их проводит лаборатория, принадлежащая экспертной организации. Такая организация может привлечь к исследованиям и стороннюю лабораторию.

Объем замеров определяет эксперт СОУТ. Протоколы являются частью отчета о проведении СОУТ. Эксперт обязан разъяснять по запросу работодателя механизм проведения замеров, а также давать другие консультации в рамках проводимых им процедур.

Шаг 6. Подписание отчета

Эксперт СОУТ формирует отчет, и после того, как все разделы будут заполнены, передает его комиссии работодателя для подписания.

После того, как члены комиссии подпишут отчет, председатель комиссии должен его утвердить. Затем комиссия должна известить эксперта в трехдневный срок, что отчет утвержден. После получения такого подтверждения, экспертная организация передает отчет в федеральную информационную систему.

  • составить приказ об установлении гарантий и компенсаций
  • в течение 30 календарных дней ознакомить работников с результатами СОУТ
  • в этот же срок тридцатидневный срок нужно разместить сводную ведомость и план мероприятий по улучшению условий и охраны труда

Периодичность проведения СОУТ

В каких случаях проводить внеплановую СОУТ

Срок действия СОУТ — 1 раз в 5 лет. Можно проводить чаще, но, если пропустить этот срок, возможно наступление административной ответственности, о которой мы написали выше. Но не всегда спецоценку проводят по плану. Иногда возникают обстоятельства, при которых СОУТ должна быть проведена во внеочередном порядке.

Итак, если ввели новые рабочие места, или изменили технологическое оборудование СОУТ проводят в течение 12 месяцев. Если же заменили применяемое сырье, или о проведении внеплановой СОУТ получено предписание инспектора ГИТ, спецоценка должна быть проведена в течение 6 месяцев. Еще одним основанием является несчастный случай на рабочем месте, произошедший из-за воздействия ВОПФ.

В каком случае можно не проводить внеплановую СОУТ

  1. Если причиной НС является единственно грубая неосторожность пострадавшего, или виновные действия третьих лиц, то проводить СОУТ вне плана не потребуется.
  2. Не нужно проводить вне очереди спецоценку, если в организации произошли реорганизационные процессы.
  3. Изменение персональных данных индивидуального предпринимателя, или реквизитов юридического лица также не являются основанием для внеочередной оценки. Все это указано во второй части статьи 17 Закона о спецоценке.

Специальная оценка условий труда

Некоторые слишком осторожные специалисты по охране труда настаивают, что при замене мониторов компьютеров должна проводиться внеплановая СОУТ. Это не так. Во время спецоценки не проводят замеры неионизирующего излучения от настольных ПЭВМ, поскольку из классификатора такие исследования исключены. Следовательно, поскольку СОУТ эксперт не идентифицировал ВОПФ, то не проводятся и замеры, поэтому при замене монитора на новый, другого размера, другой марки, не требуется проводить СОУТ вне плана. Составлять по этому поводу решение комиссии также не требуется. Но если офис переехал на другой этаж, или в другое здание, то основание для внеплановых мероприятий присутствует.

Не требуется заново проводить спецоценку и в том случае, если произошло изменение наименования должности работника или структурного подразделения, которые в конечном итоге не привели к основаниям, перечисленным в части 1 статьи 17 закона о спецоценке. Достаточного того, что члены комиссии составят письменное решение, и присоединят его к материалам СОУТ.


Фото Евгения Смирнова, Кублог

Кто должен проводить специальную оценку условий труда, в какие сроки, какая ответственность предусмотрена за непроведение или за нарушение порядка проведения спецоценки. Эти и другие вопросы мы рассмотрим в данной статье.

Одной из основных обязанностей работодателя является обеспечение своим сотрудникам безопасных условий труда на рабочих местах (ст. 212 ТК РФ). Проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах является одним из мероприятий, которые проводит работодатель для исполнения этой обязанности.

СОУТ направлена на выявление вредных и опасных факторов производственной среды, оценку уровня их воздействия на работника (ч. 1 ст. 3 Закона).

По итогам проведения специальной оценки труда работодатель:

  • определяет классы (подклассы) условий труда;
  • обеспечивает работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • устанавливает для сотрудников предусмотренные законодательством гарантии и компенсации;
  • организовывает предварительные и периодические медосмотры;
  • устанавливает дополнительный тариф взносов в ПФР;
  • рассчитывает скидку (надбавку) к страховому тарифу взносов на травматизм;
  • подготавливает статистическую отчетность об условиях труда.

СОУТ обязателен, но не для всех

Исключение составляют следующие категории сотрудников:

  • надомники;
  • дистанционные работники;
  • сотрудники, вступившие в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Для того чтобы понять, в какие сроки необходимо провести плановую спецоценку, обратимся к схеме:

Сроки проведения плановой специальной оценки рабочих мест, созданных до 01.01.2014


Специальная оценка проводится не реже одного раза в 5 лет. Срок исчисляется со дня утверждения отчета о ее проведении (ч. 4 ст. 8 Закона). Однако, если проведенная спецоценка подтвердит оптимальные или допустимые условия на рабочих местах, а в течение 5 лет с даты утверждения отчета в организации не будут выявлены профзаболевания и не произойдет несчастный случай – результаты такой спецоценки автоматически продлеваются на следующие 5 лет. Но в случае выявления вредных/опасных условий труда данные рабочие места подлежат плановой спецоценке каждые 5 лет.

Ситуация: Потенциально вредные условия труда

Для потенциально вредных/опасных условий труда в Законе четко не оговорен срок проведения плановой спецоценки. Но тем не менее для этих категорий рабочих мест оценку условий труда следует проводить в кратчайшие сроки.(конец врезки)

Оценка вне плана

В некоторых случаях работодателю необходимо провести специальную оценку внепланово, то есть ранее, чем по прошествии 5 лет (ч. 1 ст. 17):

  • при введении нового рабочего места;
  • при наличии предписания ГИТ о проведении спецоценки;
  • при изменении технологического процесса на рабочем месте, при замене производственного оборудования, состава применяемых материалов, сырья и т.д.;
  • если произошел несчастный случай на рабочем месте (не по вине третьих лиц);
  • если выявлено профессиональное заболевание;
  • если имеется мотивированное предложение выборного органа первичной профорганизации о проведении внеплановой СОУТ.

Комиссия СОУТ

Проведение СОУТ начинается с созыва комиссии с нечетным количеством членов. Ее инициирует приказ руководителя организации. В комиссию входит специалист по охране труда или специалист, привлекаемый работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), а также представитель профсоюза, если такой имеется. В том же приказе руководитель должен указать, кто возглавит комиссию – он сам или назначенное им лицо.

Важно: Аналогичные рабочие места

Комиссия утверждает перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке, и указывает, какие из них являются аналогичными (ч. 5-7 ст. 9 Закона). Следует отметить, что СОУТ проводится только в отношении 20% аналогичных рабочих мест (но не менее чем двух мест), и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам (ч. 1 ст. 16 Закона). Согласно ст. 9 Закона таковыми считаются рабочие места, которые отвечают одновременно следующим условиям:

  1. расположенные в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах);
  2. оборудованные одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
  3. на которых трудятся работники:
  • одной и той же профессии (должности, специальности), выполняющие одинаковые трудовые функции;
  • в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса;
  • с использованием одинакового производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
  • обеспеченные одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Всегда ли нужно привлекать специализированную организацию?

Одновременно фирма обязана выбрать и заключить договор со специализированной организацией на проведение СОУТ.

На следующем этапе в дело вступает специализированная организация. Ее задача – идентифицировать вредные либо опасные факторы труда. Проще говоря, решить, может ли нанести вред здоровью человека его работа, а если может, то чем именно. Вредные факторы перечислены в Классификаторе, утвержденном Приказом Минтруда N 33н от 24.01.2014.

Следует отметить, что идентификация не осуществляется в отношении (ч. 6 ст. 10 Закона):

  • рабочих мест сотрудников, профессии, должности или специальности которых включены в списки на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
  • рабочих мест, на которых сотрудникам в соответствии с законодательством предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации или специальной оценки были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

Итак, эксперт специализированной организации проводит идентификацию, а ее результаты утверждает комиссия работодателя (ч. 2 ст. 10 Закона).

Если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не выявлены, то дальнейшие исследования не проводятся (ч. 4 ст. 10 Закона).

По таким рабочим местам, а также местам, условия труда на которых признаны оптимальными или допустимыми, работодатель подает в свою трудинспекцию декларацию соответствия условий труда государственным требованиям.

Ситуация: Выявлены вредные или опасные производственные факторы

Если вредные/опасные производственные факторы выявлены, то комиссия принимает решение о проведении исследований и измерений данных факторов (ч. 5 ст. 10 Закона). Закончив измерять вредные факторы, экспертная организация и комиссия проверяемой фирмы составляют отчет об итогах спецоценки. Его подписывают все члены комиссии и утверждает ее председатель. Форма отчета есть в Приказе Минтруда N 33н от 24.01.2014 г. К нему прикладываются карты оценки каждого рабочего места, прошедшего процедуру. В результате условия труда делятся на классы и подклассы по степени вредности, работники получают те или иные гарантии и компенсации, а также определятся дополнительный тариф взносов в ПФР.

Характеристика условий труда

Класс

Подкласс

Условия труда

Размер доп.тарифа

Характеристики класса (подкласса)

Вредные (опасные) факторы отсутствуют или не превышают норм.

Вредные (опасные) факторы не превышают норм; функциональное состояние работника восстанавливается за время междусменного отдыха.

После воздействия вредных (опасных) факторов состояние организма работника восстанавливается при более длительном времени, чем междусменный отдых; увеличивается риск повреждения здоровья.

Вредные (опасные) факторы способны вызвать появление и развитие начальных форм профзаболеваний или профзаболеваний легкой степени тяжести (без потери трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (15 и более лет).

Вредные (опасные) факторы способны вызвать появление и развитие у работника профзаболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности.

Вредные (опасные) факторы способны привести к появлению и развитию у работника тяжелых форм профзаболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.

Вредные (опасные) факторы, воздействующие на работника в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу его жизни, а их последствия обусловливают высокий риск развития острого профзаболевания в период трудовой деятельности.

Оценка проведена, а что дальше?

Но на этом обязанности работодателя не заканчиваются. Он должен ознакомить сотрудников под роспись с результатами оценки, проведенной на их рабочих местах в течение 30 календарных дней со дня утверждения вышеуказанного отчета (ч. 2 ст. 5 и ч. 5 ст. 15 Закона).

В этот срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

Важно: обновите информацию на сайте

А если у организации имеется официальный сайт – то она должна организовать размещение на нем сводных данных о результатах оценки:

  • об установленных классах (подклассах) условий труда;
  • о перечне мероприятий по улучшению этих условий.

Сведения о результатах специальной оценки также нужно отразить в таблице 10 формы 4-ФСС.

У работников тоже есть обязанность – ознакомиться с результатами СОУТ (ч. 2 ст. 5 Закона). Отказ от исполнения этой обязанности может быть признан работодателем нарушением требований охраны труда. Такой отказ является основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности (абз. 2 ч. 1 ст. 214, ст. 192 ТК РФ).

Специализированная организация обязана передать результаты проведенной оценки в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ч. 1 ст. 18 Закона).

За нарушение порядка проведения либо за непроведение СОУТ предусмотрена административная ответственность, ее размер указан в таблице.

Ответственность за нарушения правил спецоценки

Норма КоАП РФ

Правонарушение

Ответственность

должностных лиц

ИП

организаций

Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее не проведение

Совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение

30 000 – 40 000 руб. или дисквалификация на 1 – 3 года

30 000 – 40 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток

100 000 – 200 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток

Нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, порядка ее проведения

Совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.54 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение

40 000 – 50 000 или дисквалификация на 1 – 3 года

100 000 – 200 000 или приостановление деятельности на срок до 90 суток

  1. несоблюдение срока проведения спецоценки;
  2. неознакомление сотрудников с результатами спецоценки на их рабочих местах;
  3. нарушение порядка оформления результатов спецоценки;
  4. проведение спецоценки:
  • без привлечения специализированной организации;
  • без формирования комиссии по ее проведению;
  • не на всех рабочих местах.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

Соут

Отвечаем на самые волнующие в 2021 году вопросы по проведению специальной оценки условий труда

Вопрос: Как проверить, передала ли организация, которая проводила спецоценку, отчеты в ФГИС?

Ответ: Есть три способа.

— сделать запрос в организацию, которая у Вас проводила СОУТ и попросить у них принскрин из их личного кабинета системы ФГИС.

Вопрос: можно ли считать спецоценку проведенной, если работодатель не ознакомил работников с ее результатами в письменной форме?

Вопрос: Кто должен проводить специальную оценку условий труда в организации?

Вопрос: Можно ли получить идентификационный номер отчета по СОУТ до заключения договора и можно ли его отменить?

Ответ: Идентификационный номер нельзя получить до заключения договора, тк на основании статьи 8 п.6 426-ФЗ он присваивается в течение 5 дней с даты заключения договора по СОУТ. А вот отменить номер отчета можно. Необходимо уведомить организацию, проводящую спецоценку, что хотите расторгнуть договор и на основании этого в личном кабинете ФГИС Минтруда идентификационный номер будет аннулирован.

Вопрос: Можно ли подать декларацию по соут, если прошло уже 3 года после проведение спецоценки?

Ответ: Нет, подавать такую декларацию уже нельзя. В Приказе минтруда 80н, приложение 2,п .5 установлено, что декларация подается в государственную инспекцию труда по месту нахождения рабочих мест в течение 30 рабочих дней с даты утверждения Отчета по спецоценке. Предоставить декларацию можно, но это повлечет за собой нарушение порядка проведения СОУТ и автоматический штраф по ст. 5.27.1 КоАП РФ. Лучше снова провести спецоценку и подать декларацию не нарушая сроки и провести все по закону.

Вопрос: Действует ли соут в 2021 году, которая проведена в 2018 году?

Ответ: Да, действует. Срок проведения специальной оценки условий труда 5 лет. Никаких изменений не было в сроках спецоценки или отмены СОУТ в 2021 году. В данном случае следующая спецоценка по плану должна быть в 2023 г. За исключением случаев, когда необходимо проводить внеплановую оценку условий труда.

Вопрос: Если нет декларации по соут на сайте роструда надо ли проводить специальную оценку?

Ответ: Да, необходимо снова провести СОУТ. Только в том случае, если у Вас не осталось никаких свидетельств отправки декларации в инспекцию по труду (квитанция с почты, печать ГИТ и тд). Если Вы не сможете доказать, что отправляли декларацию в роструд, то автоматически Вам выпишут штраф за нарушение порядка проведения СОУТ.

Вопрос: Что делать в 2021 году, если в 2016 провели соут, но нет декларации?

Вопрос: 2021 провели спецоценку почему не декларируется должность водителя?

Ответ: Должность водителя не декларируется в том случае, если на рабочем месте установлены вредные и (или) опасные условия труда – класс 3,1 и выше. Необходимо в Отчете по СОУТ найти карту водителя,в строке 040 карты посмотреть какой итоговый класс установлен. По 426-ФЗ декларируются рабочие места с допустимыми (класс 2) и оптимальными (класс 1) условия труда.

Вопрос: Если соут никогда не проводился что делать в 2021 году?

Ответ: Проводить спецоценку. 426-ФЗ обязывает всех работодателей проводить специальную оценку условий труда один раз в 5 лет. Не проведение СОУТ по ст. 5.27.1 КоАП РФ приводит к штрафу. А штрафа за то, что провели оценку условий труда и выполнили все требования закона 426-ФЗ пока не предусмотрено.

Вопрос: При каком количестве работников проводят спецоценку?

Вопрос: В какой срок председателем комиссии подписывается документ по соут?

Ответ: Срок утверждения спецоценки председателем комиссии 30 календарных дней со дня его передачи работодателю организацией, проводящей специальную оценку условий труда. В нашей организацией мы передаем отчет с подписанием акта приема-передачи отчета и у работодателя остается документальное подтверждение передачи отчета, видна дата, с которой отсчитывать необходимый срок для утверждения отчета.

Вопрос: На сводной ведомости соут ставится печать?

Вопрос: В каких случаях карта специальной оценки не оформляется?

Ответ: Карта по специальной оценке условий труда оформляется в любом случае (статья 15 426-ФЗ)

Вопрос: Как оформить обоснование о необходимости внеплановой соут?

Вопрос: Может ли работодатель получать несколько раз идентификационный номер ФГИС, если не будет проводить СОУТ в одной из организаций?

Ответ: Может. Идентификационный номер присваивается в течение 5 дней с даты заключения договора. Если работодатель расторгает договор, то номер в системе ФГИС аннулирует. При оформлении нового договора — будет новый номер. Только аннулирование отчета будет сигналом для трудовой инспекции и привлечет внимание к организации, которая отказалась проводить СОУТ.

Вопрос: Что будет, если повторная соут будет проведена в срок более пяти лет?

Ответ: Скорее всего, будет выписан штраф по ст. 5.27.1 КоАП РФ – порядок проведения специальной оценки условий труда. СОУТ необходимо провести, если в течение 2х месяцев после загрузки Отчета с систему ФГИС, не придет из ГИТ предписание, то оснований наказывать работодателя у государственной инспекции по труду не будет, тк они нарушение в срок не выявили, и нарушение не является длящимся. СОУТ провести нужно обязательно, чтобы оснований для штрафа было меньше.

Обращайтесь к нам за консультацией и мы найдем ответы на все интересующие Вас вопросы.

Читайте также: