Каким должен быть план работы классного руководителя

Обновлено: 03.05.2024

и отрицательных явлений. Обоснованный план позволяет наме­тить общие перспективы и конкретные пути решения педаго­гических задач.

Как показывает практика, к плану нередко относятся лишь как к административному требованию, а процесс планирова­ния, к сожалению, ограничивается рамками составления и на­писания. При таком подходе план носит формальный характер и не может быть ориентиром в деятельности. Эффективность до­стигаемых результатов и успех любой работы во многом зави­сят от того, насколько грамотно она планируется.

Предназначение плана — упорядочить педагогическую де­ятельность, обеспечить выполнение таких требований к педа­гогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов.

В самом общем представлении план — документ, указыва­ющий содержательные ориентиры деятельности, определяю­щий ее порядок, объем, временные границы.

План будет помощником в работе, если при его составлении выдерживается ряд требований.

1. Целенаправленность, то есть планируемое содержание и формы работы, должны предусматривать реализацию кон­кретных целей и задач. Каждое дело, действие должны спо­собствовать решению поставленных задач. В зависимости от цели каждая форма работы имеет свою специфику использо­вания.

2. Ориентация на реализацию потребностей и интересов де­тей, на их развитие, что предполагает учет предложений школь­ников и родителей при планировании, изучение их ценностных ориентации.

3. План должен быть результатом совместного творчества педагогов, учащихся, родителей.

4. Связь педагогического процесса с жизнью общества, практической деятельностью детей, что означает: создание условий для применения школьниками знаний на практике;

отражение основных событий страны в жизни коллектива;

включение детей в активную деятельность, преобразование окружающей среды.

5. Ориентация на комплексный характер планов, что пред­полагает:

— разнообразие содержания и форм работы, направленных на развитие многообразных интересов и способностей детей;

— положительное влияние на разные стороны, свойства лич­ности;

— включение школьников в разные виды деятельности;

— целостность воздействия на сознание, чувства, поведение детей.

6. Предусмотрение условий для выбора учащимися различ­ных видов, форм деятельности, своей позиции в планируемой работе.

7. Обеспечение преемственности содержания и форм дея­тельности: исключение неоправданного дублирования, учет предыдущего опыта, видение перспективы.

8. Конкретность и целесообразность плана, обоснованность планируемой работы, что предполагает учет особенностей каж­дого ученического и педагогического коллективов, уровня их развития, сложившихся традиций; педагогическая обоснован­ность планируемой работы в соответствии с задачами коллек­тива, каждая из которых может быть реализована конкретны­ми делами.

9. Реальность и разумная насыщенность плана. Общий ход планирования можно представить тремя этапа­ми:

— составление классным руководителем проекта плана (его контуров);

— коллективное планирование (апробация, корректиров­ка, проверка замыслов классным руководителем, сбор пред­ложений, идей учащихся, родителей, учителей класса);

— внесение классным руководителем корректив в первона­чальные замыслы, проект плана с учетом результатов коллек­тивного планирования; окончательное оформление плана.

При планировании работы классному руководителю необ­ходимо учитывать:

— результаты предыдущей работы и выводы, полученные входе анализа;

— педагогические и организационно-педагогические зада­чи;

— материалы, рекомендации педагогических и методичес­ких исследований по работе с учащимися и классным коллек­тивом, родителями;

— передовой опыт страны, города, школы;

— возможности родителей, общественности;

— воспитательный потенциал социального окружения шко­лы, предприятий, культурных учреждений;

— традиционные праздники учебного года;

— события, факты, связанные с жизнью страны, города, села;

— события, даты, связанные с жизнью и деятельностью вы­дающихся людей;

— традиции школы, классного коллектива;

— дела, проводимые ближайшими культурными учрежде­ниями;

— планы школьного коллектива;

— предыдущие планы классного коллектива и классного ру­ководителя;

Необходимо различать планы работы классного руководи­теля, совместные планы педагогов и учащихся, родителей, а также планы самих детей. Естественно, что все планы взаи­мосвязаны. Так, план работы классного руководителя состав­ляется с учетом тех дел, которые определены детьми, в нем от­ражается позиция классного руководителя по отношению к этим делам или роль в их подготовке: помощь, консульта­ции для организаторов дела, методическая работа с активом детей, педагогами школы, родителями и т. п.

Классный руководитель может составлять различные

— план работы на год, полугодие, четверть, месяц, неделю,

— план работы по важнейшему направлению на опреде­ленный период (месяц, год, несколько лет), например по нрав­ственному воспитанию учащихся, профориентационной ра­боте;

— план подготовки и проведения дела (родительское собра­ние);

— план работы с творческим объединением, с родительским

комитетом и т. п.

— план самообразования по совершенствованию педагоги­ческого мастерства.

Основным документом в работе классного руководителя яв­ляется план на учебный год (полугодие). Рекомендуются сле­дующие разделы этого плана.

1 . Анализ педагогической работы за прошедший учебный год (структура анализа предлагается в следующем параграфе дан­ной главы).

2. Задачи работы классного руководителя на новый учебный год, к определению, формулировке которых предъявляются следующие требования:

— вытекают из анализа работы;

— отличаются от задач предыдущего года;

— конкретны и реальны для выполнения;

— пронизывают всю планируемую работу с учащимися и ро­дителями, классным коллективом.

3. Работа с коллективом учащихся.

4. Взаимодействие с педагогическим коллективом.

5. Работа с семьей, общественностью.

Общепринятой формы и структуры плана работы классного руководителя быть не может. Педагогу необходимо творчески подойти к составлению плана, учитывая особенности классно­го коллектива, условия школы, а также опыт своей работы. Структура и форма плана классного руководителя могут быть разнообразными, главное, чтобы они были удобны для работы и оперативной корректировки.

В практике существует несколько вариантов форм планов, каждый из которых обладает определенными достоинствами и недостатками.

Важно, чтобы форма и структура плана позволяли видеть цели и задачи работы, текущие и перспективные дела, вносить коррективы, а также отражали взаимодействие участников пе­дагогического процесса.

Так, например, содержание и формы работы с ученическим коллективом могут быть представлены следующим образом (см. таблицу 3),

Целесообразно использовать и такую структуру плана, ко­торая предусматривает планирование работы не только с уча­щимися, но и с педагогами класса, щколы и родителями (таб­лица 4).

Одна из форм, используемых в практике классными руко­водителями, предлагается в таблице 5.

Данная форма предполагает соединение в себе перспектив­ного, календарного и текущего планирования. При оформлении плана в тетради на каждую неделю отводится один разворот листа. Это позволяет предусмотреть основные дела на весь год и в то же время вносить дополнения и изменения.

Целесообразно составление плана индивидуальной работы с каждым учащимся, что возможно, если классный воспитатель является освобожденным от учебной работы, занимая полную ставку педагога, и имеет время для целенаправленной работы с каждым ребенком.

Приступая к планированию, необходимо помнить о том, что этот процесс длительный, не заканчивающийся написанием плана, а продолжающийся в течение года, поскольку составля­ются более частные, конкретные планы дел, мероприятий, да и сами планы постоянно корректируются.

План работы классного руководителя — конкретное отображе­ние предстоящего хода воспитательной работы в ее общих стра­тегических направлениях и мельчайших деталях.Отсюда целесооб­разность органичного сочетания перспективного плана воспитатель­ной работы и планов конкретных воспитательных мероприятий.

Опыт показывает, что лучше, когда классный руководитель имеет перспективный план работы на весь учебный год, а затем последовательно разрабатывает детальные планы на учебную чет­верть. Однако это определяется опытностью педагога, а также сложившимися традициями школы и возможными указаниями со стороны органов управления образованием.

В старших классах, если классный руководитель уже не первый год знает ребят, имеет представление об уровне их воспитанности, возможностях и интересах, можно составлять план на более дли­тельный срок, т.е. на весь учебный год. В младших классах или в том случае, если учитель плохо знает класс, целесообразнее пла­нировать воспитательную работу на четверть или полугодие.*

* См.: Гордин Л.Ю.Организация классного коллектива. — М., 1984. — С. 77.

Классный руководитель должен начинать работу над планом в конце предыдущего учебного года, когда становится известным распределение учебной нагрузки и классного руководства на но­вый учебный год. Если классный руководитель принимает новый класс, ему необходимо познакомиться с личными делами воспи­танников, их семьями, изучить сложившуюся систему воспита­тельной работы в классе, традиции, официальную и неофициаль­ную структуру коллектива. Все это поможет осуществлению пре­емственности в воспитательной работе.

В конце учебного года рекомендуется провести с помощью школьного психолога диагностические "срезы" в классе с целью выявления психологической атмосферы, сплоченности и других параметров коллективной жизнедеятельности. Полезно выявить преобладающие отношения воспитанников между собой, а так­же к учебе, труду, природе, искусству и другим явлениям и про­цессам окружающей действительности.

Таким образом, подготовка к составлению плана воспитатель­ной работы классного руководителя сводится к сбору информа­ции о классном коллективе и отдельных воспитанниках. В ходе ее определяются доминирующие воспитательные задачи.

Технология составления плана

Подготовка к составлению плана работы классного руководи­теля завершается составлением характеристикиклассного кол­лектива и отдельных учащихся. Это начальный этап развертыва­ния технологической цепочки разработки программы жизнедея­тельности класса и учащихся на предстоящий период.

Следующий этап предполагает знакомство классного руково­дителя с общешкольным планом воспитательной работы, кото­рый, как правило, готов к началу нового учебного года. Из него необходимо отобрать все те общешкольные мероприятия, а так­же общественно полезные дела по параллелям и группам клас­сов, в которых класс должен принять участие. Будучи соотнесен­ными с конкретными датами, эти мероприятия заложат основной каркас плана жизнедеятельности коллектива. Здесь необходимо подчеркнуть недопустимость отождествления планов работы классного руководителя и жизнедеятельности коллектива класса.

Опытные педагоги после этих двух этапов приступают к фор­мулированию конкретных задач воспитательной работы с клас­сом на учебный год, продумыванию системы мероприятий и отбору реально выполнимых общественно полезных дел. Начинаю­щим классным руководителям рекомендуется предварительно со­отнести информацию, полученную на предыдущих этапах, с об­щими данными об особенностях возраста учащихся класса и имею­щимися рекомендациями в помощь классным руководителям.

При определении доминирующих воспитательных задач надо исходить из принятого нами целостного подхода к организации педагогического процесса. Не разрозненные мероприятия по на­правлениям воспитательной работы, а реальные дела и разнооб­разные виды деятельности должны составлять основу планов. Задачи воспитания, а следовательно, и конкретное содержание на строго очерченный период времени должны определять социаль­ная, возрастная и индивидуальная ситуации развития. Социаль­ная ситуация как бы диктует идеи коллективных дел (что делать коллективу), возрастная обусловливает выбор форм деятельности, а ситуация индивидуального развития придает содержательный стороне работы с детьми неповторимость. Соответственно выде­ляются и три основных объекта внимания классного руководи­теля: коллектив, деятельность и индивидуальность.*

* См.: Щуркова Н.Е.Вы стали классным руководителем. — М., 1986. — С. 95 - 97.

В целях обеспечения гармоничного развития личности каждого школьника, отбирая содержание, классный руководитель должен включить в план, а затем и в реальный педагогический процесс познавательную, трудовую, художественно-эстетическую, физкультурно-оздоровительную, ценностно-ориентационную и дру­гие виды деятельности. При этом важно, чтобы и внутри назван­ных видов деятельности достигалось достаточное разнообразие их конкретных видов.

Когда план в целом сформирован, наступает период его "до­водки". Классный руководитель обсуждает его отдельные разде­лы с коллегами, учителями, работающими с классом, родителя­ми и учащимися, а также осуществляет корректировку с плана­ми работ класса, детских общественных организаций. План класс­ного руководителя богаче плана жизнедеятельности коллектива, поскольку содержит воспитательные мероприятия, касающиеся как коллектива в целом, так и отдельных воспитанников, их изу­чения, направления работы с родителями. Он, образно выража­ясь, составляет своеобразный фон, на который налагается план работы класса, его актива, органов ученического самоуправления и отдельных учащихся. В своей совокупности, дополняя друг дру­га, эти планы предусматривают необходимое содержание тех учебных и общественно полезных дел, организация и выполне­ние которых направлены на формирование ценных деловых и нравственных качеств у школьников.

Заключительный этап в технологической цепочке создания плана воспитательной работы — это его обсуждение на классном собрании, закрепление ответственных за организацию тех или иных мероприятий, распределение поручений активу и отдель­ным воспитанникам.

Структура плана работы классного руководителя

В реальной школьной практике планы работ классных руко­водителей имеют различную структуру. Это обусловлено различ­ными условиями функционирования школ и отдельных классных коллективов как педагогических систем. Структура, а следова­тельно, и сами формы планов работ зависят от уровня педаго­гической квалификации классного руководителя. Если опытный педагог может ограничиться кратким планом работ, то начинаю­щим учителям рекомендуется составление подробных, разверну­тых планов.

Традиционная структура плана работ классного руководителя имеет следующий вид:

1. Краткая характеристика и анализ состояния воспитательной работы.

2. Воспитательные задачи.

3. Основные направления и формы деятельности классного руководителя.

4. Координация воспитательной деятельности учителей, рабо­тающих в классе.

5. Работа с родителями и общественностью.

Все планы классного руководителя должны открываться крат­ким анализом состояния воспитательной работы за предыдущий год и характеристикой класса. Характеристика отражает уровень общей воспитанности коллектива, его успеваемость и дисципли­ну, а также сформированность таких качеств, как трудолюбие, ответственность, организованность, общественная активность и др. Анализируется структура межличностных взаимоотношений (лидеры, аутсайдеры, микрогруппы), преобладающее настроение в классе, содержание ценностных ориентации, определяющих общественное мнение. Дается характеристика отдельных воспи­танников, в частности допускающих отклонение от принятых норм поведения, отстающих в учебе и др.

Во втором разделе формулируются основные, доминирующие воспитательные задачи, которые будут решаться в новом учебном году. Их должно быть немного, чтобы исключить их формальное выполнение. Важно, чтобы задачи учитывали состояние классно­го коллектива, уровень его развития, а также общие задачи, стоя­щие перед школой. Поскольку нет одинаковых коллективов, то и задачи не могут быть одинаковыми даже в параллельных классах.

Третий раздел несет на себе основную содержательную нагруз­ку, определяя как главные направления деятельности, так и спо­собы решения воспитательных задач. Именно этот раздел опреде­ляет структурное своеобразие плана, поскольку в нем отражаются те или иные подходы к развитию и формированию личности.

Так, в соответствии с функциональным подходом в его крайних формах этот раздел включает содержание, формы и методы, не­зависимо друг от друга ориентированные на формирование основ мировоззрения; воспитание политической сознательности и об­щественной активности; нравственное воспитание и воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения; воспитание сознательного отношения к учению и развитие познавательной активности; формирование положительного отношения к труду и расширение политехнического кругозора; эстетическое и физичес­кое воспитание.* Если к этим многоплановым направлениям до­бавить не менее значимые с позиции функционального подхода экологическое, экономическое, гигиеническое, правовое воспита­ние, работу по профориентации и мероприятия по подготовке к семейной жизни, то становится очевидной нереальность такого плана работы для его воплощения в жизнь. Примерная форма такого плана имеет следующий вид:

Психолого-педагогическая характеристика класса, анализ состояния здоровья детей (составляется на конец предыдущего учебного года).

  1. Задачи воспитательной работы классного руководителя (исходя из задач определённого возрастного периода, ставятся на учебный год)
  2. Содержание, методы, формы совместной деятельности классного руководителя и его воспитанников.

Для наглядного оформления этого раздела рекомендуется использование плана-сетки сроком на месяц, четверть или полугодие.

  • Индивидуальная работа с учениками.
  • Работа с учителями класса.
  • Массовые воспитательные дела.
  • Участие класса в делах школы.
  • Работа с родителями.
  • Классные часы и классные собрания.
  • Дела класса.

Общие требования к плану:

  1. Следует планировать взаимодействие классного руководителя, учителей, родителей и детей, работу самих учащихся, педагогически направленную и организуемую.
  2. Конкретность, осязаемость включённых в план дел.
  3. Максимальная индивидуализация плана с учётом особенностей класса, отдельных учащихся, возможностей классного коллектива, классного руководителя.
  4. Учёт плана работы школы.
  5. В основном разделе плана предусматривается организация различных видов деятельности: познавательной, трудовой, общественной, художественной, спортивно-оздоровительной, ценностно-ориентированной и свободного общения.
  6. Необходимым дополнением к плану является диагностика уровня воспитанности каждого ребёнка. (По окончанию учебного года).

Направления работы классного руководителя:

  • Работа по организации учебной деятельности классного коллектива: анализировать причины неудач по предметам, намечать новые реальные рубежи, проведение интеллектуальных игр, поощрение победителей.
  • Привлечение родителей к проведению бесед, лекций, учебных экскурсий, профориентационной работе, к работе предметных кружков.
  • Взаимодействие с учителями – предметниками, работающими в классе. ( Совместные дела: организация предметных игр, предметных недель, конкурсов, олимпиад, интеллектуального марафона).
  • Приглашение предметников на родительские собрания, на отдельные беседы с учащимися.
  • Работа с родителями.
  • Работа с детьми.
  • Работа с учителями-предметниками.

План воспитательной работы классного руководителя состоит из шести разделов:

I. Анализ воспитательной работы за прошлый год.

II. Цели и задачи воспитательной деятельности.

III. Основные дела и направления классного коллектива.

IV. Индивидуальная работа с учащимися.

V. Работа с родителями.

VI. Изучение состояния и эффективности воспитательной работы в классе.

Ежедневно
• 1. Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия учащихся
• 2. Организация питания учащихся.
• 3. Организация дежурства в классном кабинете.
• 4. Индивидуальная работа с учащимися и родителями.

• 1. Проверка дневников учащихся.
• 2. Проведение классного часа.
• 3. Проведение информационно-воспитательного часа.
• 4. Проведение внеклассных мероприятий в классе (по плану)
• 5. Работа с учителями — предметниками, социальным педагогом, психологом, медсестрой (по ситуации)
• 6. Работа с родителями (по ситуации)

Каждый месяц
• 1. Проведение тематического классного часа.
• 2. Посещение уроков в своём классе.
• 3. Консультации у ЗД по ВР, школьного психолога, социального педагога.
• 4. Присутствовать на совещаниях при директоре и заместителях директоров.
• 5. Посещение на дому учащихся и оформление актов.

Один раз в четверть
• 1. Оформление классного журнала по итогам четверти.
• 2. Принимать активное участие в заседаниях МО классных руководителей.
• 3. Присутствовать на инструктивно методических совещаниях классных руководителей по итогам ВШК и планированию работы.
• 4. Анализ выполнения плана работы за четверть, коррекция плана воспитательной работы на новую четверть.
• 5. Проводить родительское собрание.

Один раз в год
• 1. Готовить статистические данные класса (списки, социальный паспорт, акты обследования жилищных условий учащихся, психолого-педагогические характеристики и т. д.)
• 2. Оформлять личные дела.
• 3. Проводить открытое внеклассное мероприятие по разработанному сценарию.
• 4. Проводить анализ и составлять план воспитательной работы.

Документация и отчётность.
• 1. Классный журнал.
• 2. Личные дела учащихся.
• 3. Педагогический дневник классного руководителя.
• 4. План воспитательной работы с классом
• 5. Журнал учёт проводимых внеклассных мероприятий по организационно-воспитательной работе
• 6. Журнал учёта проводимых классных часов.

Классный руководитель готовит отчётность
• 1. Статистические данные класса .
• 2. Результаты диагностики уровня воспитанности
• 3. Отчёты о воспитательной работе с классом
• 4. Отчёты о профилактической работе с детьми девиантного поведения, с неблагополучными семьями.
• Работа с родителями.
• Изучение семей учащихся;
• Педагогическое просвещение родителей;
• Обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел в классе;
• Педагогическое руководство деятельностью родительского комитета в классе;
• Индивидуальная работа с учащимися;
• Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.

II . Цели и задачи воспитательной работы

Цель воспитания: становление и развитие качеств личности на основе нравственных ценностей и исторического опыта России, направленное на формирование активной жизненной позиции.

Основные задачи воспитательной деятельности:

    Формирование у учащихся межличностных отношений, толерантности, навыков самообразования и разностороннее развитие их творческих способностей.
    • Создание условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей.
    • Повышение социальной активности учащихся, их самостоятельности и ответственности в организации жизни детского коллектива и социума.
    • Развитие общей культура школьников через приобщение к русской национальной культуре, обычаям и традициям.

Практические задачи:
• Разработка концепции воспитательной системы личностно-ориентированного воспитания и образования, моделирование воспитательной системы и внедрение ее в воспитательно-образовательный процесс класса.
• Совершенствование деятельности органа ученического самоуправления.
• Совершенствование форм и методов воспитательной работы по нравственному образованию и воспитанию.
• Изучение и внедрение новых воспитательных технологий.
• Повышение уровня эффективности воспитательной работы через систему контроля.

III . Основные направления воспитательной работы:

Трудно представить жизнедеятельность образовательного учреждения без его перспективного и календарного плана, без плана подготовки и проведения школьного мероприятия, без рабочего плана руководителя учреждения и его заместителей, без плана работы с родителями и ученическим самоуправлением, без плана воспитательной работы в классе и т.п. Такое планирование позволяет не только значительно уменьшить долю неопределенности в развитии педагогической ситуации, но и обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий, а также упорядочить протекание процессов обучения и воспитания школьников.

План воспитательной работы классного руководителя – это документ классного руководителя, в котором прописан перечень мероприятий с целым классом или отдельными учащимися, а также с учителями класса, родителями учащихся, внешкольными организациями и организациями на определенный период времени.

План работы классного руководителя — конкретное отображение предстоящего хода воспитательной работы в ее общих стратегических направлениях и мельчайших деталях. Отсюда целесообразность органичного сочетания перспективного плана воспитательной работы и планов конкретных воспитательных мероприятий.

Опыт показывает, что лучше, когда классный руководитель имеет перспективный план работы на весь учебный год, а затем последовательно разрабатывает детальные планы на учебную четверть. Однако это определяется опытностью педагога, а также сложившимися традициями школы и возможными указаниями со стороны органов управления образованием. [1]

Задачи контрольной работы:

  1. описать виды и структуру плана воспитательной работы классного руководителя, формы планирования;
  2. описать этапы планирования внеурочной воспитательной работы на учебный год в классном коллективе;
  3. изучить требования к плану внеурочной воспитательной работы классного руководителя;
  4. разработать план внеурочной воспитательной работы классного руководителя с учениками.

1. Общие требования к составлению плана воспитательной работы классного руководителя

В целях обеспечения гармоничного развития личности каждого школьника, отбирая содержание, классный руководитель должен включить в план, а затем и в реальный педагогический процесс познавательную, трудовую, художественно-эстетическую, физкультурно-оздоровительную, ценностно-ориентационную и другие виды деятельности. При этом важно, чтобы и внутри названных видов деятельности достигалось достаточное разнообразие их конкретных видов. [2]

Приступая к составлению плана, необходимо учитывать следующие источники планирования:

– документы нормативно-правового характера федерального и муниципального уровней,

– план учебно-воспитательной работы образовательного учреждения,

– рекомендации учителей класса и пожелания учащихся и их родителей.

Классный руководитель должен начинать работу над планом в конце предыдущего учебного года, когда становится известным распределение учебной нагрузки и классного руководства на новый учебный год. Если классный руководитель принимает новый класс, ему необходимо познакомиться с личными делами воспитанников, их семьями, изучить сложившуюся систему воспитательной работы в классе, традиции, официальную и неофициальную структуру коллектива. Все это поможет осуществлению преемственности в воспитательной работе. В конце учебного года рекомендуется провести с помощью школьного психолога диагностические ;срезы; в классе с целью выявления психологической атмосферы, сплоченности и других параметров коллективной жизнедеятельности. Полезно выявить преобладающие отношения воспитанников между собой, а также к учебе, труду, природе, искусству и другим явлениям и процессам окружающей действительности. Таким образом, подготовка к составлению плана воспитательной работы классного руководителя сводится к сбору информации о классном коллективе и отдельных воспитанниках. В ходе ее определяются доминирующие воспитательные задачи. [4]

План воспитательной работы должен отвечать требованиям:

  • целеустремленность и конкретность образовательных задач;
  • краткость плана, его компактность;
  • разнообразие содержания, форм и методов, оптимальное сочетание просвещения и организации деятельности детей;
  • преемственность, систематичность и последовательность;
  • сочетание перспективности и актуальности намеченных видов работы;
  • единство педагогического руководства и активности воспитанников;
  • реальность, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня их подготовленности и условий жизни;
  • связь внутриклассной работы с работой вне школы;
  • согласованность плана с деятельностью школы и детских общественных организаций;
  • гибкость и вариативность планирования. [1]

План воспитательной работы имеет следующие разделы:

1. Анализ работы за прошедший учебный год, выделение проблем.

2. Общая и психолого-педагогическая характеристика класса.

3. Цели воспитательной работы в классе.

4. Задачи воспитательной работы в классе.

5. Коллективные творческие дела класса и образовательного учреждения.

6. Занятость учащихся во внеурочное время.

7. Собственно план по направлениям:

7.1 Работа с коллективом учащихся, с активом класса.

7.2 Работа с родителями.

7.3 Индивидуальная работа с учащимися.

7.4 Работа с учителями-предметниками, координация воспитательных взаимодействий со службами образовательного учреждения.

Если план воспитательной работы составляется для 1 класса, то, следовательно, первые два пункта опускаются.

Когда план в целом сформирован, наступает период его доводки. Классный руководитель обсуждает его отдельные разделы с коллегами, учителями, работающими с классом, родителями и учащимися, а также осуществляет корректировку с планами работ класса, детских общественных организаций. План классного руководителя богаче плана жизнедеятельности коллектива, поскольку содержит воспитательные мероприятия, касающиеся как коллектива в целом, так и отдельных воспитанников, их изучения, направления работы с родителями. Он, образно выражаясь, составляет своеобразный фон, на который налагается план работы класса, его актива, органов ученического самоуправления и отдельных учащихся. В своей совокупности, дополняя друг друга, эти планы предусматривают необходимое содержание тех учебных и общественно полезных дел, организация и выполнение которых направлены на формирование ценных деловых и нравственных качеств у школьников. [2]

2. План воспитательной работы

В школе создана воспитательная система, которая охватывает весь педагогический процесс, включая учебные знания и внеурочную деятельность.

Цель воспитательной системы

Поэтапное создание в школе условий для развития личности ребёнка, для решения каждой личностью четырёх задач на каждом возрастном этапе.

I этап – самопознание;

II этап – самоопределение;

III этап – самореализация;

IV этап – саморегуляция.

Цели и задачи воспитательного процесса

Цели: воспитание и развитие свободной, талантливой, физически здоровой личности, обогащенной научными знаниями, готовой к сознательной трудовой деятельности и нравственному поведению.

  • на основе изучения личности учащихся создать максимальные условия для физического, интеллектуального и нравственного развития детей;
  • развивать индивидуальность каждого, подготовить детей к взрослой жизни;
  • воспитание гражданской позиции, правовой культуры и ответственности за свои поступки;
  • воспитание у детей ценностного отношения к своему здоровью и укрепление здоровья учащихся;
  • укрепление связей с семьёй, распознавание психолого – педагогических знаний среди родителей.
  • оказание помощи ребёнку в преодолении трудностей, в различных видах деятельности, формирование самостоятельности;
  • развитие интеллекта посредством внеклассной деятельности;
  • формирование потребности в творческой деятельности;
  • развитие художественно – эстетических потребностей и способностей;
  • воспитание общительности, общности с коллективом, желание оказать помощь друг другу;
  • способствовать созданию ярких, эмоциональных представлений о нашей Родине, окружающем мире, приобщение к народным традициям;
  • формирование трудовых навыков и нравственных представлений: стремление говорить правду, быть смелым, организованным, исполнительным, нетерпимым ко лжи, зазнайству;
  • воспитание любви к чтению, к природе, воспитание любознательности, стремлению к здоровому образу жизни.

Задачи на учебный год

  1. Формирование классного коллектива, воспитание уважительного отношения к каждому члену коллектива.
  2. Учить быть здоровым душой и телом, стремиться творить своё здоровье.
  3. Воспитывать патриотические чувства к своей Родине, её истории, традициям.
  4. Прививать любовь к природе.
  5. Прививать любовь к чтению, бережному отношению к школьному имуществу.

Работа с учащимися

Работа с коллективом учащихся

Индивидуальная работа с детьми

Читайте также: