О работе администрации и профсоюзного комитета по обеспечению здоровых и безопасных условий труда

Обновлено: 18.05.2024

1.1. Настоящее Положение об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда первичной профсоюзной организации ОАО "РЖД" РОСПРОФЖЕЛ (далее - Положение) разработано в соответствии со статьей 370 Трудового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 8 апреля 1994 г. N 30 "Об утверждении рекомендаций по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива", Постановлением исполнительного комитета ФНПР от 18 октября 2006 г. N 4-3 "О типовом положении об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профессионального союза". Положение определяет основные направления деятельности, права и обязанности уполномоченного (доверенного) лица по охране труда (далее - уполномоченный) по осуществлению общественного контроля за соблюдением требований охраны труда в ОАО "РЖД", в которых работают члены первичной профсоюзной организации ОАО "Российские железные дороги" РОСПРОФЖЕЛ (далее - ППО ОАО "РЖД").

1.2. Уполномоченный является представителем профсоюзного комитета первичной профсоюзной организации (далее - профсоюзного комитета ППО) и в своей деятельности руководствуется Трудовым кодексом Российской Федерации, иными законодательными и нормативными актами по охране труда, настоящим Положением, коллективным договором ОАО "РЖД", локальными нормативными актами ОАО "РЖД" и постановлениями (решениями) выборных органов ППО ОАО "РЖД".

1.3. Количественный состав уполномоченных в структурном подразделении региональной дирекции функционального филиала ОАО "РЖД" определяется дифференцированно в зависимости от существующих условий труда и рисков производственного травматизма.

По филиалам ОАО "РЖД" устанавливается следующий норматив численности уполномоченных в процентах от численности работников структурных подразделений филиала: Трансэнерго, ЦДИ, ЦД - 3%, ЦТ, ЦДРП - 2%, ЦДТВ, ЦДМВ, ДЖВ, Росжелдорснаб, ЦМ, ЦФТО, ЦДПО, ДКРЭ и др. - 1%.

Профсоюзный комитет соответствующей первичной профсоюзной организации структурного подразделения на своем заседании определяет численность уполномоченных в соответствии с указанными нормативами и порядок их выдвижения в цеховых профсоюзных организациях и профсоюзных группах.

1.4. Уполномоченные избираются открытым голосованием на общем профсоюзном собрании (конференции) первичной профсоюзной организации структурного подразделения из наиболее авторитетных, инициативных и грамотных членов РОСПРОФЖЕЛ (далее - Профсоюза). Уполномоченные избираются на срок полномочий профсоюзного комитета соответствующей первичной профсоюзной организации.

1.5. Уполномоченным не может быть избран работник (должностное лицо), который по занимаемой должности несет ответственность за обеспечение безопасных условий и охраны труда на предприятии, в его филиалах и структурных подразделениях (главный инженер, мастер, начальник участка, смены, прораб).

1.6. Выдвижение уполномоченных в состав совместного комитета (комиссии) по охране труда в качестве представителей работников осуществляется на основании решения выборного органа первичной профсоюзной организации подразделения (филиала), если она объединяет более половины работающих или собрания (конференции) работников организации.

1.7. Уполномоченные осуществляют общественный контроль, как правило, в подразделениях, где они избраны во взаимодействии: с руководителями и иными должностными лицами предприятия, филиала (структурного подразделения), в том числе со специалистом по охране труда; комитетом (комиссией) по охране труда; в составе инженерно-врачебной бригады; с технической инспекцией труда Профсоюза. Руководство деятельностью уполномоченных осуществляется профсоюзным комитетом НПО.

1.8. Предложения уполномоченных по выявленным нарушениям требований охраны труда, записанные в ведомость несоответствия комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (далее - КСОТ-П) или направленные в виде "Предложений", рассматриваются руководителями структурных подразделений филиалов, которые информируют профсоюзный комитет соответствующей первичной профсоюзной организации и уполномоченных о принятых мерах по устранению нарушений.

1.9. Уполномоченные два раза в год отчитываются о своей работе на заседании профсоюзного комитета ППО или общем профсоюзном собрании и представляют в профсоюзный комитет ППО структурного подразделения филиала отчет о своей работе за полугодие и год (приложение N 1). Председатель первичной профсоюзной организации составляет сводный отчет по структурному подразделению филиала и направляет его в Дорпрофжел до 15 числа следующего за отчетным периодом месяца.

1.10. Профсоюзный комитет ежеквартально рассматривает выполнение руководителем структурного подразделения филиала "Предложений" уполномоченных по улучшению условий и охраны труда на рабочих местах.

1.11. По решению профсоюзного собрания (конференции) уполномоченный может быть отозван до истечения срока действия своих полномочий, если он не выполняет возложенные на него функции по защите прав и интересов работников на безопасные условия труда.

1.12. Профсоюзный комитет первичной профсоюзной организации и работодатель (должностное лицо), а также техническая инспекция труда Профсоюза оказывают необходимую практическую помощь и поддержку уполномоченным по выполнению возложенных на них функций.

1.13. Руководители структурных подразделений филиалов создают необходимые условия для деятельности уполномоченных: обеспечивают их правилами, инструкциями и иными нормативными актами по охране труда, предоставляют им время для выполнения возложенных на них обязанностей.

1.14. На основании настоящего Положения первичные профсоюзные организации могут разрабатывать свои положения с учетом специфики и особенностей их работы.

2. Основные задачи уполномоченных

Основными задачами уполномоченных являются:

2.1. Содействие созданию в структурном подразделении филиала ОАО "РЖД" здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требованиям инструкций, норм и правил по охране труда.

2.2. Осуществление общественного контроля за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах производственного подразделения (цеха, бригады, смены), а также за соблюдением законных прав работников в области охраны труда в соответствии с Примерным перечнем вопросов, являющимся приложением N 2 к Положению.

2.3. Представление интересов работников структурного подразделения филиала при рассмотрении трудовых споров по вопросам, связанным с выполнением работодателем обязательств по обеспечению безопасных условий и охраны труда в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, коллективным договором ОАО "РЖД".

2.4. Подготовка "Предложений" работодателю (должностному лицу) по улучшению условий и охраны труда на рабочих местах подразделения организации, в том числе через систему КСОТ-П.

2.5. Информирование и консультирование работников структурного подразделения филиала по вопросам их прав и гарантий на безопасные и здоровые условия труда.

2.6. Проведение разъяснительной работы в трудовом коллективе о важности и необходимости соблюдения на рабочих местах требований норм охраны труда, трудовой и технологической дисциплины, инструкций и правил по охране труда.

3. Функции уполномоченных

В соответствии с задачами, поставленными перед уполномоченными, на них возлагаются следующие функции:

3.1. Проведение ежедневного (ежесменного) контроля состояния условий и охраны труда на рабочих местах работников (цеха, бригады, смены), выбравших уполномоченного, с фиксацией нарушений требований охраны труда в ведомости несоответствия и в бланках визуализированной информации КСОТ-П, подготовка и выдача работодателю (должностному лицу) филиала (структурного подразделения) "Предложений" по улучшению условий и охраны труда на рабочих местах структурного подразделения филиала и устранению выявленных нарушений требований охраны труда.

3.2. Информирование работников о наличии вредных и опасных производственных факторов на рабочих местах и предусмотренных законодательством размерах льгот, компенсационных выплат работникам по результатам специальной оценки условий труда.

3.3. Осуществление контроля за своевременным обеспечением работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами, соблюдением норм рабочего времени и времени отдыха работников, предоставлением им компенсаций на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда, молока или других равноценных продуктов, лечебно-профилактического питания, а также выполнением работниками следующих обязанностей в области охраны труда:

- соблюдение технологии безопасного производства работ, правил и инструкций по охране труда;

- правильность применения в работе средств коллективной и индивидуальной защиты (спецодежды, спецобуви, других СИЗ) и содержание их в надлежащем состоянии, использование в работе исправного и безопасного оборудования и инструмента.

3.4. Участие в работе совместных комитетов (комиссий) по охране труда, инженерно-врачебных бригад, в проверках в цехе (бригаде, смене) условий и охраны труда, санитарно-бытовых помещений, технического состояния зданий, сооружений, машин, механизмов, транспортных средств и другого производственного оборудования, средств коллективной защиты, систем оповещения, вентиляции, отопления и освещения на соответствие их требованиям охраны труда, а также в разработке мероприятий по устранению выявленных нарушений.

3.5. Информирование работодателя (должностного лица) и председателя первичной профсоюзной организации о ситуации, угрожающей жизни и здоровью работника, об ухудшении его здоровья, о каждом несчастном случае, произошедшем с работником в цехе, бригаде, смене.

3.6. Участие в организации, а при необходимости оказание первой помощи пострадавшему в результате несчастного случая на производстве.

3.7. Подготовка и выдача работодателю предложений по изменению (дополнению) инструкций по охране труда, проектам локальных нормативных актов по охране труда.

3.8. По поручению профсоюзного комитета первичной профсоюзной организации участие в расследовании произошедших в структурном подразделении филиала аварий и несчастных случаев на производстве, а также осуществление контроля за фактическим выполнением мероприятий по их недопущению.

3.9. В структурном подразделении филиала из числа членов профсоюзного комитета первичной профсоюзной организации может избираться старший уполномоченный по охране труда.

На старшего уполномоченного по охране труда дополнительно возлагается:

- организация работы и координация деятельности уполномоченных по контролю за соблюдением работодателем (его представителями) требований охраны труда, норм, правил и локальных нормативных актов по охране труда, а также составление сводного отчета о работе уполномоченных и предоставление его в профсоюзный комитет;

- внесение в выборный орган первичной профсоюзной организации и руководителям структурных подразделений предложений по совершенствованию работы уполномоченных по охране труда, снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, улучшению условий труда;

- участие в работе совместного комитета (комиссии) по охране труда;

- контроль по выполнению должностными лицами "Предложений" уполномоченных об устранении выявленных нарушений требований охраны труда;

- внесение предложений по: кандидатурам уполномоченных для участия в расследовании несчастных случаев на производстве; премированию (поощрению) лучших уполномоченных на уровне Компании, филиала, структурного подразделения филиала.

4. Права уполномоченных

Для выполнения возложенных функций уполномоченные имеют право:

4.1. Осуществлять контроль по соблюдению в структурном подразделении филиала требований инструкций, правил, норм и локальных нормативных актов по охране труда, правил внутреннего трудового распорядка, режима труда и отдыха работников, принимать участие в комиссиях по проверке условий и охраны труда в цехе, участке.

4.2. Проводить ежедневный (ежесменный) контроль за состоянием условий труда на рабочих местах, проверять выполнение мероприятий предусмотренных Коллективным договором ОАО "РЖД", а также по результатам расследования несчастных случаев.

Направлять "Предложения" об устранении нарушений требований охраны труда, выявленных на рабочих местах, для исполнения работодателю (его представителю), производить записи в ведомости несоответствия и в бланках визуализированной информации КСОТ-П.

4.3. Предъявлять требования работодателю (его представителю) и должностным лицам о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работника.

4.4. Принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

4.5. Получать от работодателя (его представителя) и иных должностных лиц информацию о:

- состоянии условий и охраны труда в структурном подразделении филиала;

- ходе и результатах расследования, обстоятельствах и причинах всех произошедших несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и принятых мерах по их предотвращению;

- мерах по устранению нарушений требований охраны труда на рабочих местах, в том числе вредных и (или) опасных производственных факторов, а также по выводу работников из опасных зон производства работ.

4.6. Направлять представителям работодателя обязательные для рассмотрения предложения по устранению выявленных нарушений требований охраны труда (приложение N 3), а их копии направлять в профсоюзный комитет первичной профсоюзной организации.

4.7. Принимать участие в работе комиссии по проверке знаний требований охраны труда в филиале, структурном подразделении филиала как представитель Профсоюза, прошедший обучение в установленном порядке.

4.8. Защищать права и законные интересы работников - членов Профсоюза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве.

4.9. Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с изменениями условий труда, нарушением законодательства, коллективного договора ОАО "РЖД", инструкций по охране труда и технологических процессов.

4.10. Обращаться к представителям работодателя и/или в профсоюзный комитет первичной профсоюзной организации с предложениями о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении трудового законодательства, иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

4.11. Вносить работодателю (должностному лицу) и в выборный орган первичной профсоюзной организации предложения по проектам локальных нормативных актов по охране труда.

5. Обеспечение и гарантии деятельности уполномоченных

5.1. Условия деятельности уполномоченного (предоставление необходимого времени в течение рабочего дня, льгот для мотивации его общественной деятельности, а также места для хранения и работы с документами, обучение, обеспечение необходимыми правилами, инструкциями и другими нормативными и справочными материалами по охране труда и др.) предоставляются в соответствии с коллективным договором ОАО "РЖД", локальным нормативным актом Компании, филиала, структурного подразделения.

5.2. Уполномоченному предоставляется не менее 2-х часов в неделю для осуществления общественного контроля за обеспечением безопасных условий труда на рабочих местах.

5.3. Уполномоченному выдается удостоверение установленного образца (Приложение N 4).

5.4. Уполномоченные проходят обучение по охране труда по направлению работодателя (его представителя) в аккредитованных обучающих организациях по специальной программе как за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, так и работодателя с сохранением среднего заработка по месту работы.

5.5. В соответствии с коллективным договором ОАО "РЖД", локальным нормативным актом Компании, филиала уполномоченному могут устанавливаться социальные гарантии, предусмотренные статьями 25 , 26 и 27 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".

5.6. В соответствии с коллективным договором ОАО "РЖД", локальным нормативным актом Компании, филиала, структурного подразделения филиала за активную и добросовестную работу по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда на рабочих местах по результатам смотра-конкурса уполномоченному может быть присвоено звание "Лучший уполномоченный по охране труда ОАО "РЖД". Уполномоченный, по итогам работы за квартал, полугодие, год, может быть представлен к званию "Лучший уполномоченный по охране труда Федерации независимых профсоюзов России", а также награжден Благодарностью, Почетной грамотой Профсоюза. Уполномоченному предоставляется право на первоочередное получение оздоровительных путевок для санаторно-курортного лечения, на включение в группы для участия в экскурсионных программах, в том числе за рубежом (за счет средств Профсоюза).

В особых случаях, связанных с предотвращением несчастного случая на производстве, аварии и т.д. уполномоченный может быть представлен к правительственной награде, Знаку "Почетный железнодорожник ОАО "РЖД", поощрен денежной премией, ценным подарком по представлению руководителя структурного подразделения филиала и профсоюзного комитета соответствующей первичной профсоюзной организации.

6. Мотивация деятельности уполномоченного

В целях мотивации уполномоченных работодатель:

6.1. Определяет, с учетом мнения Профсоюза, дополнительное ежегодное поощрение лучших уполномоченных по итогам работы за отчетный период следующими наградами: Почетной Грамотой Заместителя генерального директора - главного инженера ОАО "РЖД" (50 чел.), Почетной Грамотой начальника железной дороги (50 чел.), Почетной Грамотой руководителя филиала ОАО "РЖД" (не более 50 чел., от каждого филиала ОАО "РЖД").

6.2. Может предоставлять уполномоченным оплачиваемые дополнительные дни к отпуску (до 3-х дней).

6.3. Может устанавливать уполномоченным ежемесячную надбавку к заработной плате в размере до 5% тарифной ставки (должностного оклада), стимулирующие надбавки к заработной плате, другие виды поощрений.

об уполномоченном по охране

труда ППО ОАО "РЖД" РОСПРОФЖЕЛ

Форма 1-У Утверждаю: ______________________ ______________ (подпись руководителя (Ф.И.О.) выборного органа) Составляется уполномоченным два раза в год (с пояснительной запиской) и не позднее 15 января и 15 июля после отчетного периода представляется в профсоюзный комитет первичной профсоюзной организации. Отчет о работе уполномоченного по охране труда за _________ _____________ _________________________________________________________________ (полное наименование: Ф.И.О., должность, подразделение (участок)) Служебный телефон: __________________


Иллюстрация: Ирина Григорьева / Клерк.ру

Организация безопасных условий работы — это одно из первоочередных обязательств предприятия по отношению к персоналу. Законодательство, в свою очередь, требует от работодателя надлежащего ведения соответствующей документации. Зафиксировать все, что необходимо в связи с обеспечением процесса охраны труда, призвано соответствующее положение.

Для чего необходимо

Главным предназначением, которое выполняет положение об организации работы по охране труда в организации (ОТ), является описание всех аспектов обеспечения безопасности жизни и здоровья сотрудников предприятия: организационного, правового, технического, социального, реабилитационного, профилактического. Таким образом, в локальном нормативном акте фиксируется:

  • перечень ответственных за ОТ лиц, их права и обязанности;
  • порядок разработки и осуществления мероприятий по обеспечению ОТ;
  • порядок осуществления контролирующих мероприятий в области ОТ;
  • порядок прохождения обучения для руководителей и специалистов;
  • порядок финансирования мероприятий по ОТ (бюджет, статьи расходов, источники денежных средств);
  • процедура назначения членов комиссии по специальной оценке условий труда.

Порядок утверждения

Обязанность по составлению и утверждению на предприятии правил по ОТ продиктована ч. 2 ст. 212 ТК РФ. В Письме Минтруда от 30.06.2016 № 15-2/ООГ-2373 разъясняется, что организация вправе самостоятельно устанавливать, какие разделы и требования включать в документ в зависимости от специфики ее деятельности.

Следовательно, локальный нормативный акт, который утвердит образец положения по охране труда в организации на 2019 год, подписывает руководитель предприятия.

Что касается разработки документа, то ответственное за нее лицо назначается на усмотрение работодателя. Обычно эта обязанность закрепляется за специалистом по ОТ. Наиболее эффективной является коллегиальная схема разработки положения, задействующая представителей бухгалтерии, кадровой, юридической службы и, самое главное, представителей производственных подразделений. Это позволит учесть все возможные нюансы, в том числе производственного характера, и минимизировать вероятность замечаний от различных контролирующих органов.

Типовое положение

Раздел Содержание
Общие положения Цель, нормативная база
Политика по ОТ Принципы обеспечения безопасности рабочих условий
Цели предприятия Цели работодателя в области ОТ
Обеспечение функционирования системы управления ОТ Распределение обязанностей по ОТ между должностными лицами
Процедуры по обеспечению ОТ Порядок обучения и ознакомления с принципами ОТ. Перечень профессий, мероприятий по ОТ и рисков
Планирование мероприятий по реализации процедур Порядок подготовки, пересмотра и обновления плана процедур
Контроль Описание мероприятий по оценке условий труда
Планирование улучшений План по усовершенствованию системы ОТ
Реагирование на аварии, травмы и несчастные случаи Алгоритм действий в чрезвычайной ситуации
Управление документами Правила ведения и хранения документов по ОТ

Образец положения

ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА

СЛУЖБА ОХРАНЫ ТРУДА

Служба охраны труда создается для организации работы по охране труда директором Общества.

Функции службы охраны труда в Обществе возлагаются на должностное лицо, ответственное за организацию работы по охране труда, которое подчиняется непосредственно директору Общества.

Должностное лицо, ответственное за организацию работы по охране труда, осуществляет свою деятельность во взаимодействии с комиссией по охране труда.

Должностное лицо, ответственное за организацию работы по охране труда, в своей деятельности руководствуется законами и иными нормативными правовыми актами об охране, соглашениями (отраслевыми), коллективным договором, соглашением по охране труда, другими локальными нормативными правовыми актами Общества.

Основные задачи должностного лица, ответственного за организацию работы по охране труда:

  • организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда;
  • контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов Общества;
  • организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, и работы по улучшению условий труда;
  • обеспечение работы кабинета охраны труда, оснащение его необходимыми пособиями, средствами обучения и т. п.;
  • разработка и пересмотр устаревших инструкций по охране труда;
  • контроль в предусмотренных случаях проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров работников;
  • контроль за выдачей работникам, занятым на производстве с вредными и(или) опасными условиями труда, на работах, связанных с загрязнениями или выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, спецодежды, спецобуви и других необходимых средств индивидуальной защиты;
  • контроль за своевременным обеспечением работающих смывающими средствами в соответствии с установленными нормами;
  • контроль за своевременным проведением специальной оценки условий труда, паспортизации санитарно-технического состояния условий труда, разработкой и выполнением по их результатам мероприятий по приведению условий и охраны труда в соответствие с нормативными требованиями;
  • изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Система управления охраной труда (СУОТ) — часть общей системы управления, обеспечивающая управление рисками и в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью Общества.

Органы управления Общества образуют Систему управления охраной труда.

Настоящее положение определяет порядок и структуру управления охраной труда в Обществе, служит правовой и организационно-методической основой формирования управленческих структур, нормативных документов.

Объектом управления является охрана труда как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

Основными принципами системы управления охраной труда в Обществе являются:

  • обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников и лиц в процессе их трудовой деятельности и организованного отдыха;
  • гарантии прав работников на охрану труда;
  • деятельность, направленная на профилактику и предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
  • обеспечение выполнения требований охраны труда, содержащихся в законодательстве Российской Федерации, отраслевых правилах по охране труда, в правилах безопасности, санитарных и строительных нормах и правилах, государственных стандартах, организационно-методических документах, инструкциях по охране труда, для создания здоровых и безопасных условий труда;
  • наличие квалифицированных специалистов по охране труда;
  • планирование мероприятий по охране труда;
  • неукоснительное исполнение требований охраны труда работодателем и работниками, ответственность за их нарушение.

Основные задачи Системы управления охраной труда в Обществе:

  • реализация основных направлений политики организации в сфере охраны труда и выработка предложений по ее совершенствованию;
  • разработка и реализация программ улучшения условий и охраны труда;
  • создание условий, обеспечивающих соблюдение законодательства по охране труда, в том числе обеспечение безопасности эксплуатации зданий и сооружений, используемых в трудовом процессе, оборудования, приборов и технических средств трудового процесса;
  • формирование безопасных условий труда;
  • контроль за соблюдением требований охраны труда;
  • обучение и проверка знаний по охране труда, в том числе создание и совершенствование непрерывной системы образования в области обеспечения охраны труда;
  • предотвращение несчастных случаев с лицами, осуществляющими трудовую деятельность в Обществе;
  • охрана и укрепление здоровья персонала, лиц, осуществляющих трудовую деятельность в Обществе, организация их лечебно-профилактического обслуживания, создание оптимального сочетания режимов труда, производственного процесса, организованного отдыха.

ЦЕЛИ РАБОТОДАТЕЛЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

Основные цели работодателя в области охраны труда содержатся в Политике в области охраны труда, определенной разделом 2 настоящего Положения, и достигаются путем реализации работодателем соответствующих процедур.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СУОТ

Структура системы управления охраной труда. Организационно система управления охраной труда является трехуровневой.

Управление охраной труда на первом уровне, в соответствии с имеющимися полномочиями, осуществляет работодатель в лице директора Общества.

Управление охраной труда на втором уровне, в соответствии с имеющимися полномочиями, осуществляет должностное лицо, ответственное за организацию работы по охране труда.

Управление охраной труда на третьем уровне, в соответствии с имеющимися полномочиями, осуществляет комиссия по охране труда.

Порядок организации работы по охране труда в Обществе определяется ее Уставом, Правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями и в соответствии с требованиями настоящего Положения.

ФУНКЦИИ ДИРЕКТОРА ОБЩЕСТВА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА

Директор Общества в порядке, установленном законодательством:

  • осуществляет общее управление охраной труда Общества;
  • обеспечивает соблюдение действующего законодательства о труде, выполнение постановлений и распоряжений вышестоящих органов, нормативных (правовых) документов по вопросам охраны труда, предписаний органов государственного надзора и контроля, решений трудового коллектива, коллективного договора в части охраны труда;
  • организует работу по созданию и обеспечению условий работы в соответствии с действующим законодательством о труде, межотраслевыми и ведомственными нормативными документами и иными локальными актами по охране труда и Уставом Общества;
  • обеспечивает безопасную эксплуатацию зданий и сооружений, инженерно-технических коммуникаций, оборудования и принимает меры по приведению их в соответствие с действующими стандартами, правилами и нормами по охране труда. Своевременно организует осмотры и ремонт зданий (помещений) Общества;
  • утверждает должностные обязанности по обеспечению охраны труда и инструкции по охране труда для рабочих и служащих Общества;
  • обеспечивает разработку и реализацию планов мероприятий по охране труда, целевых программ по охране труда;
  • принимает меры по внедрению предложений коллектива, направленных на дальнейшее улучшение и оздоровление условий работы;
  • выносит на обсуждение производственных совещаний и собраний трудового коллектива вопросы организации работы по охране труда;
  • отчитывается на собраниях трудового коллектива о состоянии охраны труда, выполнении мероприятий по улучшению условий труда, принимаемых мерах по устранению выявленных недостатков;
  • обеспечивает финансирование мероприятий по охране труда и осуществляет контроль за эффективностью их использования, организует обеспечение работников Общества спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими типовыми нормами и инструкциями, а также лиц, проходящих производственную практику, при проведении общественно полезного и производительного труда и т. п.;
  • осуществляет поощрение работников Общества за активную работу по созданию и обеспечению здоровых и безопасных условий труда;
  • осуществляет привлечение к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства о труде, правил и норм по охране труда;
  • проводит профилактическую работу по предупреждению травматизма и снижению заболеваемости работников, лиц, проходящих производственную практику;
  • контролирует своевременное проведение диспансеризации работников;
  • обеспечивает выполнение директивных и нормативных документов по охране труда, предписаний органов управления, государственного надзора и технической инспекции труда;
  • сообщает о групповом, тяжелом несчастном случае и случае со смертельным исходом в Государственную инспекцию труда, Фонд социального страхования, прокуратуру, городскую администрацию, территориальный орган профсоюзов, Ростехнадзор (если на опасном производственном объекте), Роспотребнадзор (если острое отравление), родителям (лицам, их заменяющим) пострадавшего лица, осуществляющего трудовую деятельность или проходящего производственную практику; принимает все возможные меры к устранению причин, вызвавших несчастный случай, обеспечивает необходимые условия для проведения своевременного и объективного расследования согласно действующим положениям;
  • заключает и организует совместно с профессиональным союзом выполнение ежегодных соглашений по охране труда. Подводит итоги выполнения соглашения по охране труда один раз в полугодие;
  • утверждает по согласованию с профессиональным союзом инструкции по охране труда для работающих, лиц, проходящих производственную практику;
  • организует проведение вводного инструктажа по охране труда с вновь поступающими на работу лицами, инструктаж на рабочем месте с сотрудниками Общества;
  • планирует в установленном порядке периодическое обучение работников Общества по вопросам обеспечения охраны труда на краткосрочных курсах и семинарах;
  • принимает меры совместно с профессиональным союзом по улучшению организации питания, ассортимента продуктов, созданию условий для качественного приготовления пищи в столовой;
  • принимает меры совместно с медицинскими работниками по улучшению медицинского обслуживания и оздоровительной работы;
  • обеспечивает нагрузку работающих с учетом их психофизических возможностей, организует оптимальные режимы труда и отдыха;
  • запрещает проведение работ при наличии опасных условий для здоровья лиц, задействованных в трудовой деятельности;
  • обеспечивает оплату больничных листов нетрудоспособности и доплату лицам, работающим в неблагоприятных условиях труда;
  • несет персональную ответственность за обеспечение здоровых и безопасных условий труда в Обществе.

Где хранится и сколько

Порядок хранения локального нормативного акта по ОТ определяется на усмотрение работодателя. Типовое положение об охране труда в 2019 году — не исключение. Для этой цели издается приказ, в котором указывается место хранения документа и ответственное за него лицо.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

Для совершенствования механизмов предупреждения несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний закон от 02.07.2021 № 311-ФЗ ввел с 1 марта 2022 года новую редакцию раздела X Трудового кодекса РФ. Он вводит новые понятия, права, обязанности и запреты – как для работников, так и для работодателей.


Все эти требования к охране труда, как и сейчас, будут детализированы в подзаконных нормативных актах – Минтруд России уже разместил для обсуждения тексты 15 проектов таких документов.

Рабочее место в новой трактовке ст. 209 ТК РФ – это не просто локация для выполнения трудовых функций, оно должно отвечать установленным государством требованиям. Их установит Минтруд России.

Введена новая статья – 209.1, в которой сформулированы основные принципы обеспечения безопасных условий труда: предупреждение, профилактика опасностей и минимизация повреждения здоровья работников. Акцент теперь должен быть сделан на предупреждение опасностей на производстве и минимизацию повреждения здоровья работников, а не их предотвращение по факту.

Это превентивно-профилактическая модель обеспечения безопасности работников на производстве и осуществления контрольно-надзорной деятельности в сфере охраны труда. То есть приоритетное внедрение и развитие системы предупреждения производственного травматизма и профзаболеваний с целью сохранения жизни и здоровья работников.

Запрет на работу в опасных условиях

В статье 214.1 ТК РФ установлен прямой запрет на работу в опасных условиях.

Возобновить работы можно только после получения результатов повторной спецоценки, которая подтвердит снижение уровня опасности. До снижения с опасного класса условий труда у работодателя есть два варианта действий – предоставить сотрудникам другую работу или сохранить на время простоя должности и среднюю зарплату (ст. 216.1 ТК РФ).

Однако данный запрет не действует, например, в отношении работ по устранению последствий чрезвычайных ситуаций, а также на отдельные виды работ, перечень которых утверждает Правительство РФ.

За неприменение средств индивидуальной защиты – неоплачиваемый простой

С 1 марта 2022 года запрещено допускать к работе тех, кто по факту не применяет выданные обязательные средства индивидуальной защиты (СИЗ). Это новый абзац ст. 76 ТК РФ. Это касается работы во вредных и (или) опасных условиях труда, в особых температурных условиях. Причем в случае отстранения по этому основанию сохранять за работником среднюю зарплату работодатель не обязан. Сейчас отстранение от работы за неприменение СИЗ предусмотрено только для тех, кто трудится под землей (ст. 330.4 ТК РФ).

В соответствии с последней редакцией ст. 185 ТК РФ место работы (должность) и средний заработок по месту работы сохраняются за работником только на время прохождения обязательных медосмотров. С 1 марта 2022 года норма распространится еще и на время прохождения обязательного психиатрического освидетельствования. В случаях отстранения от работы сотрудника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой. То есть выплатить надо не менее 2/3 средней заработной платы (ч. 1 ст. 157 ТК РФ).

Принципиально меняется подход в предоставлении СИЗ. Сейчас для каждой должности (профессии) свои СИЗ. Поправками предусмотрено, что обеспечение СИЗ будет осуществляться с учетом имеющихся на рабочем месте вредных производственных факторов. На смену отраслевым нормам выдачи СИЗ и смывающих средств, составленным с учетом должностей, занимаемых работниками, и работ, которые они выполняют, приходят единые типовые нормы (ст. 221 ТК РФ).

Новые типовые нормы бесплатной выдачи СИЗ актуальны для всех отраслей производства и зависят непосредственно от наличия на рабочем месте вредных и опасных факторов. Работодатели должны будут опираться на результаты СОУТ и оценки профессиональных рисков, а также учитывать мнение профсоюза. При этом прежние отраслевые нормы какое-то время будут действовать параллельно с новыми, но только в рамках переходного периода – до 31 декабря 2024 года.

Обратите внимание! У работодателей появится новая обязанность – обучать сотрудников правилам применения СИЗ (ст. 214 ТК РФ). Обучение персонала правилам применения СИЗ – одна из пяти базовых процедур, включенных в курс обучения по охране труда согласно новой редакции ТК РФ. Не прошедшего обучение работника нельзя будет допускать к работе, а за отказ от применения обязательных СИЗ его можно будет отстранить от выполнения должностных обязанностей без сохранения зарплаты. Обеспечивать персонал средствами защиты следует бесплатно и в полном объеме в соответствии с нормами. Если у работодателя нет такой возможности, придется оформить простой с оплатой в размере средней заработной платы (ст. 216.1 ТК Ф).

Новые обязанности и права

Структурированы основные процедуры управления работодателем охраной труда с уточнением прав и обязанностей участников отношений. Одна из целей – снижение избыточных затрат работодателей в сфере охраны труда.

Работодатели смогут вести документооборот по охране труда в электронном виде. При проверке ГИТ придется предоставлять инспектору доступ к базам электронных документов по охране труда (ст. 214.2 ТК РФ). Поправки делают абсолютно законными видеонаблюдение, аудиоконтроль и другие виды дистанционного контроля за выполнением работ в целях производственной безопасности, а также последующее хранение полученных записей. Однако об установке на рабочих местах видеокамер, микрофонов и другого записывающего оборудования необходимо проинформировать сотрудников. Отметим, что дистанционная фиксация рабочих процессов и электронный документооборот по охране труда сейчас предусмотрены для ряда видов деятельности отдельными правилами.

Право работника знать, в каких условиях он работает, с какими профессиональными рисками сталкивается, положены ли ему средства защиты и какие-либо компенсации, а также установлены ли на его рабочем месте видеокамеры и прочие устройства дистанционного контроля, закреплено ст. 216.2 ТК РФ.

В дополнение к имеющемуся списку обязанностей работодателя в сфере охраны труда вводятся такие:

  • регулярное улучшение условий труда, постоянная готовность к локализации (минимизации) и ликвидации возможных последствий профессиональных рисков;
  • систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценка;
  • разработка мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценка уровня профрисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест;
  • при приеме на работу инвалида или в случае признания работника инвалидом – создание для него условий, в том числе производственных и санитарно-бытовых, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации;
  • согласование мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников при производстве работ на чужой территории;
  • кроме навыков обращения с СИЗ, работникам необходимо организовывать: инструктажи по охране труда; обучение по оказанию первой помощи пострадавшим; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ; стажировки на рабочем месте для определенных категорий персонала (ст. 219 ТК РФ). Актуальные правила обучения по ОТ и требования к учебным программам закреплены новым порядком. Важное нововведение – системный мониторинг в рамках СОУТ и оценки профрисков, который должен осуществляться работодателем в случае выявления вредного производственного фактора либо любой опасности, угрожающей жизни или здоровью работников предприятия.

Также закон устанавливает массу новых обязанностей для работников: соблюдать требования охраны труда, правильно использовать СИЗ; проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда; немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае на производстве или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления); проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медосмотры, а также внеочередные медосмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных законами, лично участвовать в обеспечении безопасных условий труда на своем рабочем месте в пределах выполнения своей трудовой функции, следить за исправностью используемых оборудования и инструментов и так далее (ст. 214 ТК РФ).

Расширяется право работника на получение информации об условиях и охране труда на его рабочем месте, о профриске и его уровне, мерах защиты, гарантиях и так далее. Если спецоценка выявила опасные условия, работодатель сразу же должен сообщить об этом работнику.

Минтруд России подготовил проект нового примерного перечня по предотвращению случаев повреждения здоровья работников. Он вступает в силу с 1 марта 2022 года и будет действовать до 1 марта 2028 года. Приложение к этому документу содержит рекомендации Минтруда по его применению. Сам примерный перечень мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников включает 4 блока мер:

  • организационные;
  • технические;
  • по обеспечению СИЗ;
  • лечебно-профилактические и санитарно-бытовые.

Новый перечень должен будет заменить действующий перечень мероприятий, который утвержден Приказом Минтруда от 01.03.2012 № 181н.

Учет микроповреждений

Схема учета микротравм следующая. Сотруднику, который получил микротравму, нужно будет обратиться к своему руководителю, чтобы он зарегистрировал случившееся и рассмотрел, по каким причинам работник пострадал. Основанием для регистрации микроповреждения (микротравмы) работника и рассмотрения обстоятельств и причин, приведших к его возникновению, является обращение пострадавшего работника к своему непосредственному или вышестоящему руководителю, работодателю, представителю работодателя.

При обращении пострадавшего к медицинскому работнику организации последний сообщает о микроповреждении (микротравме) работника оповещаемому лицу. Начальник должен убедиться, что пострадавшему оказана необходимая первая помощь или медицинская помощь. Затем оповещаемое лицо незамедлительно информирует любым общедоступным способом специалиста по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда, о микроповреждении (микротравме) работника.

Специалист по охране труда в течение суток должен рассмотреть обстоятельства и причины, приведшие к возникновению микротравмы. У сотрудника запрашивают объяснение, проводят осмотр места происшествия. Пострадавший работник имеет право на личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении обстоятельств и причин, приведших к возникновению микроповреждения (микротравмы). Затем составляется справка и вносится запись в журнал. Потом формируются мероприятия по устранению причин, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм).

При подготовке перечня соответствующих мероприятий рекомендуется учитывать:

  • обстоятельства получения микротравмы, включая используемые оборудование, инструменты, материалы и сырье, приемы работы, условия труда, и возможность их воспроизведения в схожих ситуациях или на других рабочих местах;
  • организационные недостатки в функционировании системы управления охраной труда;
  • физическое состояние работника в момент получения микротравмы;
  • эффективные меры по контролю;
  • механизмы оценки эффективности мер по контролю и реализации профилактических мероприятий.

Риск-ориентированный подход

Основной задачей изменений станет переход к риск-ориентированному направлению в сфере охраны труда. Это направление подразумевает под собой максимально индивидуальный подход, максимальную персонализацию политики в области охраны труда. Работодатель будет обязан учитывать риски на каждом конкретном рабочем месте и создавать безопасные условия для работников с учетом этих особенностей.

Каждый работодатель должен обеспечивать безопасность труда работников, руководствуясь двумя принципами: предупреждение и профилактика опасностей; минимизация урона, угрожающего здоровью персонала (ст. 209.1 ТК РФ). Это значит, что, помимо профилактических мер, направленных на устранение вредных производственных факторов, следует разработать комплекс мер, направленных на локализацию и ликвидацию возможных последствий их воздействия.

Оценку профессиональных рисков необходимо проводить не только для уже действующих производственных процессов, но и перед вводом в эксплуатацию производственных объектов и вновь организованных рабочих мест (ст. 214 ТК РФ). Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по их снижению будут утверждены Минтрудом РФ (ст. 218 ТК РФ).

Также работодателей обязывают систематически проводить мероприятия по выявлению опасностей. Для этого нужно будет обнаруживать, распознавать и описывать опасности, в том числе их источники, условия возникновения и потенциальные последствия при управлении профессиональными рисками. Существующие опасности будут обнаруживаться, распознаваться и описываться в рамках четырех типов процедур: контроль за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах; расследование несчастных случаев на производстве; расследование профзаболеваний; расследование производственных микроповреждений (микротравм). Методы оценки рисков следует выбирать с учетом актуальных рекомендаций Минтруда.

Самообследование – новое право работодателя

Один из ключевых и эффективных способов предотвращения последствий от правонарушений – внедрение системы внутреннего контроля или режима самоинспектирования (применяется при контроле финансовой деятельности работодателя).

Служба охраны труда на предприятии

Работодатели станут более самостоятельными в решении вопросов охраны труда.

Изменениями предусмотрена деятельность комитетов по охране труда (ст. 224 ТК РФ). Они создаются по решению работодателя или персонала. Их работа направлена на взаимодействие руководителя и сотрудников по соблюдению требований охраны труда, предупреждение травматизма и профзаболеваний, а также осуществление проверок и информирование штата о результатах.

С 1 сентября 2021 года для всех специалистов по охране труда изменятся квалификационные требования к уровню образования и опыту работы. Новый профстандарт введен Приказом Минтруда России от 22.04.2021 № 274н.

Минтруд уже разработал рекомендации по организации работы службы охраны труда, структуре и численности службы, которые предлагают использовать с 1 марта 2022 года вместо действующих рекомендаций и нормативов численности (Постановление Минтруда России от 8 февраля 2000 года № 14). Даны советы по основным направлениям деятельности этой службы: по проведению спецоценки, выявлению опасностей, управлению профессиональными рисками и т. д. По каждому направлению закрепят нормативы численности сотрудников. Документ проходит публичное обсуждение.

Обязательные медосмотры

Для максимального учета интересов участников трудовых отношений предусмотрено, что с 1 марта 2022 года решения органов местного самоуправления о введении у отдельных работодателей дополнительных условий и показаний к проведению обязательных медицинских осмотров должны приниматься с учетом мнения (ст. 220 ТК РФ) соответствующих трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, территориального органа Роспотребнадзора.

Кроме того, гарантии сохранения места работы (должности) и среднего заработка распространили на случаи прохождения обязательного психиатрического освидетельствования (новая ред. ст. 185 ТК РФ).

Специальная оценка условий труда

Цели – автоматизация процесса и перевод в цифровой формат:

  • аттестации экспертов на право выполнения работ по СОУТ;
  • предоставления экспертными организациями актуальных сведений об экспертном составе, о сокращении области аккредитации испытательной лаборатории (центра), являющейся структурным подразделением такой организации;
  • оформления результатов проведения СОУТ;
  • рассмотрения разногласий по результатам экспертизы качества СОУТ;
  • получения сведений о внесении в соответствующие реестры информации об экспертах и организациях, проводящих СОУТ.

Указанные новшества вступят в силу вместе с обновленным ТК РФ 1 марта 2022 года.

После этого у Минтруда России будет пять месяцев, чтобы принять новые документы взамен пока действующих.

Также причинами изменений будут централизованный сбор и учет информации об оценке профессиональных рисков на федеральном уровне Минтрудом России. В настоящее время в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения СОУТ (ФГИС СОУТ) отсутствует возможность учитывать сведения о результатах оценки профессиональных рисков, несмотря на соответствующую норму законодательства о СОУТ. Чтобы реализовать указанное положение, потребуется разработать и утвердить порядок сбора результатов оценки профессиональных рисков, а также доработать функционал ФГИС СОУТ. По этой причине законопроектом предусмотрено, что норма вступит в силу 1 марта 2023 года.

Минтруд утвердил новую форму и правила подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Соответствующий приказ от 17.06.2021 № 406н опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.

Новое положение о проверках работодателей

Положение сохраняет риск-ориентированный подход при осуществлении госконтроля, критерии отнесения деятельности работодателя к категории риска и периодичность плановых контрольных мероприятий.

При этом ранее ГИТ осуществляла госконтроль только в виде плановых и внеплановых проверок в форме документарных и (или) выездных проверок. С 23 июля при осуществлении госконтроля предусмотрены следующие мероприятия: профилактические, контрольных (надзорные). К профилактическим мероприятиям относятся информирование, обобщение правоприменительной практики, объявление предостережения, консультирование, профилактический визит. К контрольным (надзорным) мероприятиям относятся документарные и выездные проверки, инспекционный визит, рейдовый осмотр. Из всех видов контрольных мероприятий в план проверок включаются только выездные проверки. Инспекционный визит, рейдовый осмотр и документарная проверка осуществляются только на внеплановой основе.

Читайте также: