Какие зарплаты в мэрии

Обновлено: 20.05.2024

Регионы России страдают от дефицита чиновников?

Россия хотя и считается страной чиновников, но, судя по данным Росстата, ей еще есть куда расти. Региональных чиновников в России 691,8 тысячи человек, муниципального уровня — 299,8 тысячи. То есть получается, что на каждые 140 жителей страны приходится по одному чиновнику.

Численность государственных гражданских и муниципальных служащих на региональном уровне на конец 2018 года

Всего

в органах законодательной власти

в органах исполнительной власти

в органах судебной власти и прокуратуры

Замещали должности гражданской службы, тыс. человек

в федеральных государственных органах, тыс. человек

в государственных органах субъектов Российской Федерации, тыс. человек

Замещали должности муниципальной службы, тыс. человек

Больше всего чиновников в Москве (45,7 тыс. без учета федеральных), следом идет Краснодарский край (28,8 тыс.), Московская область (26,8 тыс.) и Санкт-Петербург (22,9 тыс.). На весь Приволжский федеральный округ — 162,7 тысячи чиновников. В первой тройке округа по их количеству Нижегородская область (19,5 тыс. человек), Башкортостан (19,1 тыс.) и Татарстан (17,6 тыс.).

Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Органы местного самоуправления с исполнительно-распорядительными функциями

человек

укомплектованность, %

человек

укомплектованность, %

человек

укомплектованность, %

Российская Федерация

398898

90,8

165995

94,0

285538

Центральный федеральный округ

97460

88,9

42627

93,1

51925

Укомплектованность чиновниками в регионах составляет 92,3 процента. Наибольший дефицит в подразделениях федеральных органов исполнительной власти — 90,8 процента, а плотнее всего укомплектован штат в судах регионального подчинения и прокуратуре — 97,1 процента.

Дефицит кадров в территориальных подразделениях федеральных госучреждений можно объяснить зарплатой. Она, по данным Росстата, в полтора раза ниже, чем у их коллег, работающих в региональных министерствах и ведомствах. Если первые в среднем получают 43 тысячи рублей в месяц, то вторые — 63 тысячи. Муниципальные служащие зарабатывают 42 тысячи рублей в месяц.

Среднемесячная зарплата государственных и муниципальных служащих на региональном уровне в 2018 году

Всего в органах законодательной власти в органах исполнительной власти в органах судебной власти и прокуратуры
тыс. рублей в % к 2017 г. тыс. рублей в % к 2017 г. тыс. рублей в % к 2017 г. тыс. рублей в % к 2017 г.
Среднемесячная заработная плата гражданских служащих 49,4 107,7 72,5 106,3 50,9 107,7 37,3 106,5
в федеральных государственных органах 43,6 105,4 44,5 105,3 37,5 105,3
в государственных органах субъектов Российской Федерации 63,2 112,1 72,5 106,3 65,9 112,2 36,4 112,2
Среднемесячная заработная плата муниципальных служащих 42,1 107,9 49,6 106,4 41,7 108

— У нас несколько уровней чиновников. Есть специалисты третьей категории в министерствах не первого уровня, например, Министерства культуры, и у них оклады невысокие. Собственно, поэтому там и некомплект людей на базовых должностях, которые, кстати, зачастую сталкиваются с населением. Как они за эти деньги работают и работают ли вообще? Конечно, у чиновников высшего ранга будут другие зарплаты, к тому же к ним добавляются разные доплаты и служебные привилегии — квартиры и машины, — говорит директор Центра аналитических исследований и разработок, кандидат социологических наук Алексей Коннов.

В Оренбурге госслужащие получают больше, чем в Татарстане

В регионах ПФО зарплаты сотрудников региональных подразделений федеральных органов власти примерно одинаковы — около 38 тысяч рублей. Но в министерствах и ведомствах местного подчинения картина не такая однородная. Самые большие средние зарплаты в Оренбургской области — 60 тысяч рублей, на втором месте Нижний Новгород — 58 тысяч, третье и четвертое места делят Самара и Уфа – 57 тысяч. Татарстан занимает 5-е место с 55 тысячами рублей.

В муниципальных органах власти выгоднее всего работать в Башкортостане, там получают 42 тысячи рублей, в Нижегородской области — 39 тысяч, на 3-м месте Татарстан и Самара со средней зарплатой 38 тысяч рублей. Меньше всех получают муниципалы в Кировской области, Марий Эл и Чувашии — 25 тысяч рублей.

Нечипоренко встает на защиту рядовых госслужащих — по его словам, надо сократить их количество, но добавить зарплату.

— Опросы госслужащих показывали, что треть дают ответы, что у них не хватает не то что на одежду, но и на питание. Вы представляете себе, с каким настроением они работают? Надо добавить госслужащим зарплату, тогда они будут работать без коррупции, с удовольствием и в интересах народа, — считает Нечипоренко.

Зарплата чиновников выросла на 20 процентов, населения — на 10 процентов

Самые большие зарплаты чиновников, как и в общем по стране, — на Севере, самые маленькие — в регионах Северного Кавказа. В Москве сотрудники территориальных отделений федеральных органов исполнительной власти получают 58 тысяч рублей, их коллеги из региональных органов власти — 113 тысяч, представители муниципальной власти — 93 тысячи рублей. Средняя зарплата в городе — 104 тысячи.

Ранее Росстат публиковал сведения о зарплате федеральных чиновников. Они получают значительно больше своих коллег в регионах. Например, средняя зарплата в территориальных подразделениях Росгвардии составляет 28 тысяч рублей, а в головном офисе — 101 тысячу. В региональном Росздравнадзоре получают 42 тысячи, а в федеральном — 86 тысяч рублей, налоговики — 50 и 144 тысячи рублей соответственно, в МЧС — 47 и 144 тысячи.

Средняя зарплата рядовых госслужащих в Москве составляет 118200 руб. ($1701). Больше всех зарабатывают сотрудники министерств и ведомств федерального подчинения.

Жалование рядовых сотрудников

В городских и поселковых администрациях трудятся работники разного уровня.

Они получают оклад в размере:

  • ведущий специалист – 10000 руб. ($144);
  • главный специалист – 15000 ($216);
  • начальник отдела – 20 – 30 тыс. ($288 – 432).

Нужно учитывать, что такие сотрудники получают надбавки и премии:

  • за выслугу лет;
  • категорию;
  • классность;
  • занимаемую должность.

В итоге, максимальный заработок в районном центре, достигает 50000 руб. ($720). Муниципальные служащие получают 37 – 45 тыс. ($533 – 648). Глава сельского поселения зарабатывает до 30000 ($432).

На повышение мотивации госслужащих и остановку текучки кадров, предусмотрено финансирование из бюджета страны в размере:

  • 2019 год – 138,7 млрд руб.;
  • 2020 – 208,8;
  • 2021 – 284,5.

Всего за три года на эти цели израсходуют 630 млрд.

Оплата труда градоначальников

Зарплату мэру города назначают местные депутаты.

Глава администрации Екатеринбурга получает:

  • оклад – 54500 руб. ($784,5);
  • ежемесячное денежное поощрение с коэффициентом 3,9 от оклада – 212550 ($3060);
  • районный коэффициент – 1,15%;
  • отпускные и оздоровительные – 2 оклада.

Всего за год получается 6,7 млн руб. ($96444).

Другие градоначальники зарабатывают:

  • Тюмень – 6400000 ($92125);
  • Челябинск – 5600000 ($80610);
  • Пермь – 4800000 ($69094);
  • Новосибирск – 4300000 ($61897);
  • Казань – 4250000 ($61177);
  • Новокузнецк – 1468000 ($21131).

Ежемесячная выручка мэра Хабаровска достигает 540000 ($7773) в месяц, а Новокузнецка – 121752 ($1753).

Пенсионное обеспечение

Бывшие мэры городов получают:

  • Воронеж – 322000 руб. ($4635) в месяц;
  • Улан-Удэ – 262000 ($3771);
  • Ханты-Мансийск – 249000 ($3570);
  • Новосибирск – 246000 ($3541).

Кроме того, в их собственности остаются ведомственные квартиры и дачи.

Столичные оклады

Средняя зарплата рядовых госслужащих в Москве составляет 118200 руб. ($1701).

Больше всех зарабатывают сотрудники министерств и ведомств федерального подчинения:

  • казначейство – 161000 ($2318);
  • МЧС – 152000 ($2188);
  • МИД – 148800 ($2142);
  • Министерство финансов – 138100 ($1988);
  • служба кадастра и картографии – 134500 ($1936);
  • агентство по делам национальностей – 65900 ($948,6);
  • гидрометеорологическая служба – 82520 ($1188);
  • защита прав потребителей – 85300 ($1228);
  • министерство труда и соцзащиты – 98860 ($1423).

Руководители министерств получают оклады в размере:

  • министр финансов – 1732000 руб. ($24931);
  • / экономического развития – 1271000 ($18296);
  • / энергетики – 1165000 ($16770);
  • / МЧС – 954000 ($13732);
  • / промышленности и торговли – 921000 ($13257).

Средняя зарплата сотрудников в администрации президента – 217100 ($10321) в месяц.

Прибыли мэра Москвы С. Собинина составляют:

  • в 2016 году – 6456000 ($92931);
  • в 2017 – 6531130 ($94013).

В его собственности находятся квартира площадью 309 м2 и гараж 27 м2. Еще больше зарабатывает его заместитель, руководитель столичной транспортной системы, В. Лисунов. Его заработок достигает 271000000 руб. ($3886536) в год.

  • тремя земельными участками площадью более 4100 м2;
  • жилым домом – 2130 м2;
  • тремя мотоциклами;
  • двумя автомобилями иностранных марок.

Прибыли других заместителей Московского градоначальника существенно отличаются:

  • руководитель департамента внешнеэкономических связей – 77500000 руб. ($1115580);
  • руководитель департамента социальной защиты населения – 4834000 ($69583) в год.

Прибыли эстонских коллег

В Эстонии насчитывается всего 47 городов.

Крупнейший из них – столица страны, Таллин.

Его мэр получает оклад 3286 евро в месяц. Самый маленький городок – Майзакюла. Глава администрации зарабатывает 1100 евро.

Заработки других градоначальников:

  • Тарту – 3100 евро;
  • Пярну – 2877;
  • Местные самоуправления – менее 1900 евро.

По сравнению с Россией, эстонские мэры живут очень скромно, но это не мешает им строить европейские дороги, создавать современную инфраструктуру и добиваться повышения уровня жизни своих земляков.

Факторы, влияющие на начисления

Именно поэтому вся предоставленная о доходах министров может быть неточна, так как такие надбавки могут составлять большую часть доходов чиновников.

Помимо выплат зарплат и поощрений, Министерство финансов ежегодно выделяет командировочные средства, а также выплаты на содержание автомобилей государственных служащих. К примеру, в прошедшем году на оплату зарубежных поездок работников министерств потрачено около 250 миллионов рублей. Также было выделено около 600 миллионов рублей на оплату проживания и проезда работников. Еще читайте о зарплатах машиниста.



Зарплаты, карьера, льготы

Степень влияния ведомства на положение дел в стране почти всегда коррелирует с уровнем оплаты труда и престижностью службы в нем.

Большая ведомственная четверка состоит из министерства обороны, министерства экономического развития, министерства иностранных дел и министерства финансов. Уровень оплаты труда в них идентичен. В одном из этих министерств прохожу службу и я.

Нас часто критикуют за высокие зарплаты, но реальность несколько иная. Оклад зависит от важности министерства, стажа работы, классного чина, должности, наличия доступа к гостайне и особых условий труда.

Новички в министерствах большой четверки (бывшие студенты топовых вузов или те, кого перетянули из подведомственных организаций) зарабатывают порядка 60 тысяч рублей в месяц. Начальники отделов получают порядка 140 тысяч, директора департаментов — около 400 тысяч, а также служебный автомобиль с водителем. Проблесковый маячок положен лишь министру.

При этом любые возможности стороннего заработка исключены (кроме преподавательской деятельности и публикаций). В итоге добрая половина персонала важнейших министерств получает меньше, чем менеджеры среднего звена. А ведь от этих людей зависят правила игры на различных рынках и множество других вещей.

Возьмите в хорошую привычку хотя бы раз в неделю

пропускать бокал пива с кем-то из госслужащих

Любой сотрудник министерств из большой четверки в будущем мечтает, пусть и с понижением, попасть в аппарат правительства или администрацию президента. Зарплаты там вдвое выше, к тому же есть шанс стать министром или вице-губернатором какого-нибудь региона. Устроиться туда — дело нескольких лет упорной работы.

В остальных 18 министерствах зарплаты еще ниже. Исполнители получают 30 тысяч рублей, начальники отделов — 60 тысяч, директора департаментов — 150 тысяч. В федеральных службах и агентствах оклады ниже на 25–30 %. Там получают копейки, но и требования к квалификации ниже. Проблема с низкими зарплатами в государственных органах обсуждается давно, возможно, после выборов их наконец повысят.

За каждый год работы мы получаем дополнительный день отпуска. Если тебе повезло и в трудовом договоре закреплен ненормированный рабочий день, еще три дня. Фактически же ненормированный рабочий день — у всех. Работы всегда больше, чем людей: приходится засиживаться допоздна без каких-либо стимулирующих выплат или поблажек.

Сотрудники боятся уходить надолго в отпуск, потому что за это время копится большой объем работы с горящими сроками. Часто люди уходят со службы с парой сотней дней неиспользованного отпуска, за который получают соответствующие отпускные.

Льготы в последнее время практически упразднили, максимум, на что можно рассчитывать, — скидка в ведомственной поликлинике. Можно получить единовременную помощь на покупку жилья, но эта опция доступна в основном руководству.

Многие молодые и амбициозные сотрудники министерств прекрасно понимают, что за их навыки в частных компаниях заплатят двойную цену, а за полезные контакты — тройную. И чтобы поддерживать в себе мотивацию на работу за меньшие деньги, есть один трюк. Госслужащие наведываются на собеседования в крупные корпорации, где после интервью получают высокооплачиваемый оффер, и… отклоняют его. Это позволяет понять, что рынок ценит тебя и в любой момент можно соскочить. Но не сегодня.


Прием на госслужбу

Есть несколько основных способов попасть на госслужбу:

Практически у каждого ведомства есть свой опорный вуз, преподаватели из которого хорошо знакомы с сотрудниками министерств. Госслужащие получают там свои степени кандидатов наук и публикуют научные работы. У Минпромторга это Бауманка. У Минфина — Финансовый университет. У Минюста — МГЮА. Но это неформальные контакты, они нигде не афишируются. Узнать об этом можно от преподавателей, с которыми у вас добрые отношения. Они могут рекомендовать вас на практику. Профильные кафедры тоже часто сотрудничают с конкретными департаментами. Бывает, что связь очевидна, как в случае МИДа и МГИМО, Минэкономразвития и ВАВТ (Всероссийской академии внешней торговли), но там и конкурс на одно практикантское место в разы выше.

Попав на практику, необходимо соблюдать несколько простых правил: интересоваться работой отдела, даже если вы никогда не слышали о нем раньше, точно исполнять поручения и соблюдать субординацию. Вероятность, что вы попадете в департамент вашей мечты, ничтожно мала, поэтому довольствуйтесь тем, что есть, и учитесь работать в полном соответствии с нормативкой и словом руководителя. Прежде чем попасть на работу в большую ведомственную четверку, я прошел три практики в разных министерствах. Самая важная — преддипломная. Очень важно пройти преддипломку в нужном вам ведомстве. Именно на ней к вам присматривается начальник отдела, и именно после нее можно получить предложение о включении в кадровый резерв. После тестирования кандидат из кадрового резерва получает приглашение занять первую освободившуюся и подходящую ставку. Министерствам это позволяет не проводить трудозатратные конкурсы на замещение вакантной должности и иметь в активе людей, которые в случае чего готовы выйти на работу.

Не так давно появились две стажерские программы для привлечения молодых специалистов: от Минпромторга и от правительства Москвы. Это действенные способы попасть в ведомства тем, кто никаким боком к ним не относится и не имеет там знакомых. При отборе не смотрят на технические навыки и оценивают лишь коммуникативные. Прокачивайте их и подавайте заявки, но помните, что на одно место порой претендует более 40 человек. А само попадание на программу еще не гарантирует оффера.

Многое на госслужбе делается по знакомству. Ничего противозаконного: просто посещайте деловые мероприятия, участвуйте в проектах, старайтесь попасть в различные консультативные структуры, которые создаются при ведомствах. Подписывайтесь на наш канал и другие отраслевые ресурсы, где мы можем подыскивать себе коллег. Ну и возьмите в хорошую привычку хотя бы раз в неделю пропускать бокал пива с кем-то из госслужащих. Будете в курсе существующих проблем, и о вас могут вспомнить в подходящий момент.

Закон обязывает меня упомянуть об этом механизме пополнения кадрового состава. На сайтах большинства министерств вы найдете соответствующую вкладку и даже несколько отрытых конкурсов. Подвох в том, что там большой конкурс (до 50 человек на место), который всегда выигрывается действующим сотрудником, замещавшим до этого декретную ставку. Дело в том, что человек, проработавший в ведомстве два года, знает о вакантной должности и об этом министерстве все. Обойти его в равном состязании практически невозможно. А таких сотрудников больше, чем вы думаете.


Образование

Карьерный рост

Карьера сотрудника находится в руках директора департамента. Фактически мы работаем не в конкретных министерствах, а в конкретных департаментах. В зависимости от департамента может варьироваться оплата труда, скорость продвижения и даже график работы. Работа с другими департаментами подчиняется тем же правилам, что и работа с другими ведомствами.

Кадровый состав департамента практически полностью формируется под директора. Меняется он — меняются все его замы и примерно 40 % начальников отделов. Лишь низовые исполнители остаются на своем месте, а самые лояльные и перспективные из них перетягиваются директором на новое место.

Вот и получается, что собственный долгосрочный карьерный трек всегда надо формировать с оглядкой на директора и на перспективы его повышения до замминистра. В среднесрочной перспективе ценится инициативность, способность к обучению, исполнительность и дисциплина.

Но самые быстрые карьеры всегда строятся на переходе из одного ведомства в другое. Начинают в большой ведомственной четверке, потом с повышением до начальника отдела уходят в другое, менее оплачиваемое ведомство. Там быстро растут из-за низкого качества персонала и либо остаются, либо переходят на региональную госслужбу, либо возвращаются в четверку, но уже на руководящую позицию.

Кто-то выбирает линейную модель: годами работает в выбранном ведомстве и сам формирует ситуацию, при которой его назначение становится желаемым всеми. Стратегия тут заключается в том, чтобы потихоньку завязывать на себя решение всех сложных вопросов и знать нормативные документы на экспертном уровне. Обе схемы имеют право на жизнь, но для себя я выбрал линейную модель.

Отсутствие понятных правил карьерного роста и зависимость от руководства приводит к формированию закрытых клубов чиновников. Объединяясь в такие негласные группы, проще жить в условиях неопределенности, находить перспективные проекты и вакантные должности, решать задачи. Эдакая система свой-чужой.

Коррупция

Рабочий процесс

Вся работа делится на три больших блока:

Отчитываться приходится за каждое решение, за исполнение множества целевых программ, политик открытости и противодействия коррупции. Зачастую эти дела сваливают на одного исполнителя в отделе.

Это проверка показателей работы подведомственных организаций. Проверки практически всегда выездные, так что несколько недель гарантировано находишься вне рабочего места. Начальники отделов также участвуют в совещаниях, которые могут проходить в любой точке России. Многие рабочие вопросы решаются на местах возникновения. Бывают и протокольные вещи, когда предприятия приглашают должностных лиц.

Все остальное время отдел занимается проектами, согласованными с руководством департамента и министерства. И именно здесь есть задел для творчества, создания новых механизмов, оптимизации процессов. Никто не мешает привнести новое в работу своего отдела, а затем масштабировать результат.

У нас есть дресс-код, но он не сильно строже, чем в любой корпорации. Формы и отличительных знаков нет, а жаль. Многие бы поддержали такую инициативу. Время прихода строго не отслеживается, никаких систем контроля по карточкам нет. Все-таки за людей нас хотя бы немного, но считают. Понятия отгула у нас нет. По выходным в любом случае никто не работает, а задержки до глубокого вечера — это уже частности. Считается, что задерживается тот, кто достаточно амбициозен для повышения. Будешь уходить в шесть вечера при наличии текущих задач, никто ничего не скажет, но к определенной категории отнесут.

Можно сказать, что государственная служба — это скорее призвание, чем прагматичный выбор. Всегда можно найти место более высокооплачиваемое, менее требовательное к формальностям, с понятными кадровыми механизмами и меньшим контролем со стороны общества и СМИ. Но при разумном подходе госслужба окупает вложенные в нее силы, эмоции и время.

Самый богатый министр

Как и в 2019-м, самый солидный заработок обеспечил себе глава Минпромторга Денис Мантуров: его доход составил 740,4 млн рублей. Годом ранее чиновник также оказался на первом месте по заработкам — тогда он задекларировал 586,02 млн рублей. Таким образом, его доход в 2020 году вырос более чем на 154 млн рублей.

Доход увеличила и супруга Мантурова — она задекларировала 13,6 млн рублей против 9,1 млн рублей годом ранее.

Миллионеры в правительстве

В общей сложности премьер, его заместители и министры (32 человека) по итогам 2020 года заработали 2,285 млрд рублей. Средний доход одного высокопоставленного представителя кабмина — 71,4 млн рублей. А суммарные доходы семей членов правительства за год составили 2,875 млрд рублей (на 40% выше, чем было в 2019-м).

Пятёрку самых состоятельных чиновников кабмина замкнул глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев — его доходы по итогам 2020-го составили почти 133,1 млн рублей.

Председатель правительства Михаил Мишустин за 2020 год заработал 19,8 млн рублей. Это на 1,6 млн рублей больше, чем в 2019-м, когда он отчитался о доходе в 18,2 млн рублей. Доход жены премьера в 2020 году составил 63,9 млн рублей. При этом в собственности у супругов нет ни дома, ни квартиры. В Белом доме объяснили, что рост доходов семьи Мишустина преимущественно связан с ростом доходов от депозитных вкладов в банках.

Первый вице-премьер Андрей Белоусов задекларировал 31,7 млн рублей — за год его состояние увеличилось на 22,3 млн рублей. Как и премьер, он не владеет никакой недвижимостью, кроме гаража площадью 18,5 кв. м. В то же время несколько земельных участков, машино-мест, а также дом и дача оказались записаны на супругу Белоусова. Её доход за год составил 61,6 млн рублей.

Меньше всех в правительстве заработала глава Минкультуры Ольга Любимова — чуть более 9 млн рублей.

Лидерами по совокупному семейному доходу в правительстве стали:

  • чета Мантуровых (754 млн рублей);
  • Савельев с супругой (395 млн рублей);
  • вице-премьер Татьяна Голикова и её муж Виктор Христенко (310 млн рублей).

Сколько зарабатывают в Кремле

Самым богатым в Кремле стал помощник президента, экс-глава Минтранса Игорь Левитин, заработавший за год 43 млн рублей. За ним по уровню доходов следует секретарь Совбеза Николай Патрушев, который отчитался о заработке в 34,6 млн рублей. По сравнению с 2019-м доход Патрушева практически не изменился — тогда он задекларировал доход в 34,4 млн рублей.

Тройку лидеров замкнул первый замглавы администрации президента, куратор внутренней политики в Кремле Сергей Кириенко. Он заработал 30,6 млн рублей, что на 2,5 млн рублей больше, чем в 2019-м.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заработал в 2020 году 12,5 млн рублей, а жена представителя Кремля Татьяна Навка — 212,87 млн рублей, то есть в 17 раз больше супруга.

Зампред Совета безопасности России и экс-глава государства Дмитрий Медведев задекларировал 18,11 млн рублей доходов за 2020 год. Это на 7,1 млн рублей больше, чем в 2019-м, когда он ещё занимал должность премьер-министра.

Миллиардеры из Госдумы

У депутатов Госдумы общий доход вырос до 17 млрд рублей. Средний доход парламентариев за 2020 год составил 261,1 млн рублей.

У председателя нижней палаты Вячеслава Володина заработок снизился на 16,2 млн рублей, до 84 млн рублей. До этого доход спикера Госдумы рос в течение трёх лет подряд. СМИ сообщали, что причиной резкого снижения в заработке стала благотворительная деятельность Володина. По информации ТАСС, в 2020-м он пожертвовал 46,48 млн рублей. Всего с 2014 года Володин направил на благотворительность более 266 млн рублей.

Среди заместителей Володина самый большой заработок оказался у сына лидера ЛДПР Владимира Жириновского — Игоря Лебедева, который задекларировал 113,5 млн рублей за 2020 год.

Второе и третье место по размерам дохода среди депутатов также заняли единороссы — Николай Борцов (1,59 млрд рублей) и Леонид Симановский (808,8 млн рублей).

Из членов семей депутатов самый высокий доход (363 млн рублей) задекларировала жена Дмитрия Саблина Алла, которая числится совладельцем целого ряда компаний. Меньше всех среди парламентариев и членов их семей за 2020 год заработала жена Андрея Голушко Елена, задекларировавшая 21 копейку.

Занятные факты из деклараций депутатов Госдумы:

  • Иван Демченко зарегистрировал конеферму и рыболовецкий стан;
  • Юшаа Газгиреев — дом торжеств;
  • Константин Затулин — собственную творческую мастерскую;
  • Игорь Сапко — досуговый центр;
  • Александр Ильтяков — часовню;
  • Александр Поляков — скважину на минеральные воды;
  • Альфия Когогина — два КПП в долевой собственности;
  • Любовь Духанина и Александр Жупиков владеют мебельным и колбасными цехами соответственно;
  • Игорь Ананских — главный латифундист нижней палаты парламента, он владеет 106 земельными участками общей площадью 83 776 кв. м.

О домах за границей отчитались 16 парламентариев. Речь идёт, в частности, о жилых домах и земельных участках в Испании, Италии, Великобритании, Болгарии, Латвии, Швейцарии, Франции и на Кипре.

Например, супруга справедливоросса Вадима Белоусова задекларировала в Испании две квартиры, тогда как депутат Аркадий Пономарев отчитался о трёх квартирах в этой стране. Две квартиры в Болгарии оказались в собственности у жены коммуниста Михаила Берулавы. Домом и земельный участком (7800 кв.м) во Франции владеет супруга единоросса Андрея Голушко.

Самый состоятельный сенатор

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко задекларировала доход в размере 17,4 млн рублей. За год её заработок вырос на 800 000 рублей. Наибольший доход среди вице-спикеров Совфеда задекларировал первый зампред Андрей Яцкин — 11,1 млн рублей.

Соавтор поправок в Конституцию РФ, сенатор Андрей Клишас задекларировал швейцарскую дачу. Её площадь составляет 432 кв. м, а земельного участка — 543 кв. м. За 2020 год Клишас заработал 12,8 млн рублей.

Высокопоставленные чиновники из мэрии Москвы

Следом за Ликсутовым оказался Алексей Хрипун, последние семь лет возглавляющий столичный департамент здравоохранения. Он заработал 127,96 млн рублей.

Заработки в Центробанке

В Банке России первое место по доходам занял заместитель председателя ЦБ Михаил Алексеев (112,89 млн рублей). Он занял свою должность несколько месяцев назад, в октябре 2020 года. До этого Алексеев 12 лет занимал должность председателя правления ЮниКредит Банка.

В свою очередь, доходы главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной почти не изменились: 35,926 млн рублей против 35,939 млн рублей в 2019-м. При этом её муж — ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов задекларировал 44,62 млн рублей.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Указ Мэра Москвы от 29 декабря 2018 г. N 115-УМ "Об окладах месячного денежного содержания государственных гражданских служащих города Москвы"


Обзор документа

Указ Мэра Москвы от 29 декабря 2018 г. N 115-УМ "Об окладах месячного денежного содержания государственных гражданских служащих города Москвы"

В соответствии с частью 12 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и частью 7 статьи 39 Закона города Москвы от 26 января 2005 г. N 3 "О государственной гражданской службе города Москвы":

1. Повысить с 1 января 2019 г. размеры месячных окладов по должностям государственной гражданской службы города Москвы, а также размеры месячных окладов за классный чин, установленные правовыми актами города Москвы, в 1,049 раза.

2. Установить, что:

2.1. Размеры должностных окладов, сохраненные по ранее замещаемым должностям государственной гражданской службы города Москвы, повышению в соответствии с пунктом 1 настоящего указа не подлежат.

2.2. Государственным гражданским служащим города Москвы, размеры должностных окладов которых, сохраненные по ранее замещаемым должностям государственной гражданской службы города Москвы, не достигают размера (максимального размера) должностного оклада, установленного по замещаемым ими в настоящее время должностям государственной гражданской службы города Москвы, рассчитанного с учетом повышения размеров месячных окладов по должностям государственной гражданской службы города Москвы в соответствии с пунктом 1 настоящего указа, должностные оклады устанавливаются в размере, соответствующем размеру (максимальному размеру) должностного оклада, установленного по замещаемым ими в настоящее время должностям государственной гражданской службы города Москвы с учетом повышения размеров месячных окладов по должностям государственной гражданской службы города Москвы в соответствии с пунктом 1 настоящего указа.

2.3. При расчете увеличения (индексации) размеров месячных окладов по должностям государственной гражданской службы города Москвы, а также размеров месячных окладов за классный чин полученные размеры подлежат округлению до десяти рублей в сторону увеличения.

3. Финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией настоящего указа, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных Законом города Москвы от 21 ноября 2018 г. N 30 "О бюджете города Москвы на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов" на непрограммные направления деятельности органов государственной власти по руководству и управлению в сфере установленных функций органов государственной власти города Москвы.

4. Контроль за выполнением настоящего указа возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы Сергунину Н.А. и министра Правительства Москвы, руководителя Департамента финансов города Москвы Зяббарову Е.Ю.

Мэр Москвы С.С. Собянин

Обзор документа

Принято решение повысить с 1 января 2019 г. размеры месячных окладов по должностям госслужбы г. Москвы, а также размеры месячных окладов за классный чин в 1,049 раза.

Установлено, что размеры должностных окладов, сохраненные по ранее замещаемым должностям, повышению не подлежат. В случае, если размер оклада, сохраненного по ранее занимаемой должности, не достигает размера оклада по занимаемой в настоящее время должности, рассчитанного с учетом повышения, должностной оклад устанавливается в размере, соответствующем размеру оклада, установленного по замещаемой должности с учетом повышения.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Читайте также: