Какие вопросы можно задать журналисту о его профессии

Обновлено: 20.05.2024

-->

1. проверяю знание проф. тематики и лит. грамотность
2. Очевидную глупость
3. на его логичность и лаконичность
4. для нашего проф. журнала - важно
5. если есть - читаю
6. верно, есть
7. терпимо. Должен показать интерес и обучаемость
8. хвастаются, стараются казаться компетентнее, чем есть, бросаются умными словечками, изображают "своих ребят".

спасибо за ответ:)

Добавлю специфический момент.
В отличие от гламурных, развлекательных, бытовых и информационно-новостных изданий, мне в профессиональном издании требуется "кентавр" (или двухглавый орел, или даже Змей Горыныч): специалист по технике и технологиях (т.е. инженер), одновременно способный интересно и грамотно писать (т.е. гуманитарий)
Таких всегда мало, но худо-бедно находим. Конечно, с перекосом в ту или другую сторону, но в пределах должностных требований. Выбираем из профильных студентов или недавних выпускников.

Смотрю на подпись и анализирую готовые работы. Больше информации не надо. Вся картинка перед глазами.

Смотрю на опыт, наличие работ, манеру поведения, умения общаться-этого достаточно. Резюме рассматриваю только тогда, когда правильно составлено, если не умеет даже этого делать, то какой это журналист. Что касается новичков, то даю пробное задание, если справляется, то разговариваем дальше.

Сейчас я провожу собеседования с кандидатами на должность выпускающего редактора в информационном агентстве, что подразумевает свою специфику. Но тоже отвечу на некоторые вопросы, вдруг будет полезно.

- какие вопросы вы задаете на собеседовании?
Проверяем в основном общую эрудицию, нам важно, чтобы кандидат знал, что происходит в стране и мире, интересовался новостями, не путал Иран с Ираком и т.п.

- что должен сказать кандидат, чтобы вы ему никогда больше не позвонили?
Проявить полное невежество в том, что касается событий в мире и России. Перепутать какие-то ключевые термины и т.п.

- на что вы обращаете внимание в резюме?
Грамотность.

- важно ли, какое образование имеет журналист?
Нет, совершенно неважно.
- читаете ли вы примеры работ и какие делаете из них выводы?
Да, и даем тестовые задания, чтобы проверить умение работать в нашем формате.

Никаких собеседований не проводим.
Никаких вопросов не задаем.
Все резюме идут сразу в мусор.
Обращаем внимание только на присланные материалы.

если есть материалы - читаю непременно. обращаю внимание на грамотность устной и письменной речи, знание иностранных языков, пытаюсь составить представление о характере кандидата. журн. образование (ну или близкое гуманитарное) - момент не рещающий, но важный. если кандидат говорит, что он "позвОнит мне через день" - он никогда не будет принят мной на работу.

Со всеми согласна, за исключением того, что собеседование ничего не значит. Резюме тоже. Априори, ессно, оно должно быть составлено грамотно, но это азы.
По опыту, чтобы из человека сделать специализированного журналиста, мало мальски способного самостоятельно генерировать идеи и работать в команде, требуется год.
Сейчас полностью разрушена существовавшая в советские времена система производственных практик, которая позволяла отстраивать студентов под технологию медийного производства. Поэтому мы получаем выпускников с базовым образованием и абсолютным отсутствием представлений о слагаемых бизнеса, в который они приходят.
Поэтому мне всегда очень жаль студентов журфака, которых время от времени че-нить учу на мастер-классах. Поэтому шанс пройти практику даю каждому, но расстаюсь всегда:
- с наглыми позвоночными, которые пытаются манипулировать
- с теми, кто врет и опаздывает
- с теми, кто делает интервью по телефону, а выдает за живое
- с теми, кто не умеет системно мыслить
- с теми, кто не умеет тянуть лямку
- с теми, кто не умеет выстраивать отношения
- с теми, кто не получает удовольствие от работы и общения
- с теми, кто не умеет держать слово

Все остальное, повторяю, не важно - качество образования категорически не соответствует требованиям медийного рынка. Все зависит от адаптационных способностей чела.

1. Подкрепляйте слова цифрами

Все бизнес-СМИ заинтересованы в том, чтобы рассказывать о финансовых показателях бизнеса. Поэтому, собираясь на встречу с представителем делового издания, соберите все цифры, которые вы можете показать. Заранее запросите свежие данные у команды, чтобы апеллировать к актуальным показателям.

Очевидно, что не все компании готовы раскрывать свои финансовые данные. Возможно, вы недавно проводили исследование рынка или покупали аналитику по вашей отрасли, или, например, у вас есть сравнительный анализ российского и западного рынков, — все это пригодится.

Важно не быть голословным: чем больше ваших слов вы будете подкреплять цифрами, тем более экспертным будет выглядеть интервью. И тем интереснее аудитории издания будет его читать.

Допустим, одна из задач вашего интервью — привлечение новых талантливых сотрудников в команду. Для этого нужно позиционировать себя как стабильно развивающуюся компанию, успешную на рынке (подтвердить это цифрами, как мы обсудили в первом пункте), которая делает яркие, интересные проекты.

  • широкие возможности, которые вы предлагаете для профессионального роста сотрудников;
  • насколько удачно и эффективно в вашей компании выстроен рабочий процесс;
  • насколько хорошо у вас развита корпоративная культура и так далее.

15 топ-менеджеров , которые вывели свои компании на лидирующие позиции в рейтинге ESG.

3. Изучите информацию о журналисте

Прочитайте несколько материалов, которые писал журналист, чтобы у вас сложилось впечатление о формате его работы. Посмотрите, с кем он общался до вас, какие темы ему интересны, с какими еще изданиями он работал, какие неожиданные или даже каверзные вопросы задавал вашим коллегам. Не забудьте про социальные сети — может быть, у вас найдется несколько общих знакомых, которые смогут дать пару рекомендаций.

Предполагаю, что информацию об издании вы изучили еще на моменте организации интервью. Тем не менее, добавлю, что важно понимать повестку издания, его специфику и позиционирование.

4. Будьте в курсе новостной повестки

5. Помогите журналисту подготовиться к интервью

Журналист всегда собирает информацию о спикере и компании из открытых источников и задает вопросы тем, кто может быть знаком с гостем. Чем больше фактуры удается собрать, тем более интересным и динамичным получается интервью.

В случае, если вы только недавно начали общаться со СМИ и информации в интернете о вас не так много, можете прислать журналисту свою краткую биографию: рассказать, где вы учились, какой карьерный путь вы прошли. Не лишним будет поделиться презентацией с подробным описанием компании/проекта.

С помощью присланных материалов также можно акцентировать внимание на том или ином аспекте деятельности. Например, если вы хотите рассказать о корпоративной социальной ответственности вашей компании, пришлите примеры подобных проектов.

6. Проверьте свои социальные сети

Не забывайте, что когда интервьюер будет вас гуглить, он, вероятнее всего, наткнется на ваши аккаунты в соцсетях. Когда вы становитесь публичным, лучше удалить или архивировать все неоднозначные публикации, даже если они были сделаны много лет назад. Также нужно быть готовым к тому, что журналист может задать вам вопросы по тем высказываниям, которые вы писали или репостили в ваших аккаунтах.

7. Запросите вопросы заранее

Журналисты не обязаны присылать вопросы интервью заранее, но, как правило, при грамотной коммуникации коллеги идут на встречу и всегда высылают хотя бы краткое изложение вопросов. Это нужно вам для того, чтобы понять направление разговора, что будет полезно, если у вас совсем мало опыта в беседах со СМИ, а также подготовиться к вопросам, которые требуют дополнительных данных — например, специфических показателей и аналитики, которой в готовом виде у вас нет.

8. Обсудите с журналистом условия интервью

Нередко бывают ситуации, когда спикер не хочет или не может обсуждать ту или иную тему: скандал с партнером, острый конфликт с конкурентом, неудачную сделку. Если есть вопросы, на которые вы категорически не готовы отвечать, заранее предупредите об этом журналиста.

Как правило, коллеги строго соблюдают договоренности и не затрагивают запретные темы, но бывают и те, кто считает нужным задать вопрос, чтобы получить формальный отказ спикера отвечать на него — для интервьюера это возможность показать аудитории, что он предпринял попытку обсудить проблему. Поэтому до встречи со СМИ спикеру в любом случае стоит продумать, как он кратко и вежливо сможет отказаться комментировать ту или иную ситуацию.

Журналист

9. Сформулируйте ответы на сложные вопросы

Во время интервью бывают ситуации, когда спикер не знает, что ответить на заданный журналистом вопрос. Чаще всего это связано с тем, что человек не располагает запрашиваемой информацией, и в данном случае нет ничего критичного в том, чтобы честно сказать об этом журналисту.

Заранее сформулируйте для себя ответы на подобные вопросы. Продумайте, в чем могут быть ваши слабые стороны и как вы сможете достойно выйти из возникшей ситуации.

10. Подготовьтесь к дистанционному интервью

Дистанционные интервью — не редкость. И не только сейчас, во время карантина и самоизоляции, но и в обычной жизни, когда спикер и журналист живут в разных городах или даже странах. Благодаря современным технологиям дистанционная беседа почти ничем не отличается от обычной встречи. Главное, что нужно обеспечить, — хороший Wi-Fi, тихое место и наушники.

11. Если интервью очное, продумайте свой внешний вид

Да, кроссовки уже давно можно сочетать со строгим костюмом, но все-таки в деловой среде дресс-код никто не отменял.

Например, если ваша задача — репозиционирование своего стартапа из начинающего проекта в серьезный бизнес, одеться лучше по-деловому (не обязательно облачаться в строгий костюм, но выдержать деловой стиль необходимо). Если вам нужно сделать акцент на своей креативности, можно позволить себе более неординарный образ, который именно это и будет транслировать.

- Как возникло желание стать журналистом?

- Мне с детства хотелось попасть в телевизор. Завидовал корреспондентам, которые в телевидении работают. В осознанном возрасте я выбрал эту историю, потому что хотелось славы и популярности. Хотелось кардинально поменять свою жизнь, что и получилось.

- То есть, если бы был выбор все изменить, то ничего бы не менял?

- Да, я по-другому бы не поступил.

- Получается, с детства была любовь к статьям, текстам?

- Мы в детстве с отцом ходили на футбол. Он мне подарил ежедневник и я стал следить за командой одного российского клуба. В ежедневник записывал всю статистику, описывал матч, реакцию зрителей. Я даже в школе пытался вести свою газету, но в итоге вышел только один выпуск и все.

- А какие трудности возникли на первых этапах?

- Сложно было найти свою нишу, в которой можно было работать и развиваться. Но я нашел свою стезю. Стал писать про спорт, про женский футбол. Месяца четыре я освещал матчи одного клуба. Следил за статистикой.

- Ну, как в детстве.

- Получается, самое главное - найти свою стихию?

- Да, начать с чего-то, в чем ты разбираешься, что понимаешь. А потом двигаться в этом направлении, и тебя заметят.

- Вот вопрос от студентов 1 курса. Как мне искать стажировку? Везде требуют опыт работы, которого у меня нет.

- Есть стажировки у разных изданий. Они на сайте размещены. Издательства никогда не будут против лишних рук. Тем более практика в каком-нибудь хорошем издании поможет тебе в будущем. Тебя всему научат, обучат.

- Хорошо, значит, я могу в любое издание написать, и они мне ответят?

- Да, конечно. У многих на сайте даже написано: ищем студентов-стажеров в редакцию.

- Ну это именно текстовики, а на телевидении стажировки есть?

- Какие плюсы и минусы профессии ты нашел за это время?

- Начну с минусов.

- Их больше, да?

- Не то что больше, но они есть. Чтобы не казалось, что профессия журналиста идеальная, красивая. Ты же постоянно на каких-то мероприятиях находишься, пишешь статейки, ничего не делаешь. Как в фильмах, сидят, пьют кофе и размеренно пишут статью. Но на самом деле это не так. Периодически бывают события, выборы например, и ты все три дня практически не спишь. Ты находишься в каком-то полуобморочном состоянии.

- Постоянно проверяешь ленты?

- Ленты, другие СМИ. Куда-то ездишь. Ты находишься в постоянном напряжении. Это огромный стресс. Те же митинги, которые были в этом году. Это тоже был огромный стресс. Ты просыпаешься в восемь утра, приезжаешь в 10 утра на место сбора, стоишь весь день на улице. Ты стоишь вместе со всеми людьми. Тебе бы погреться, и то нельзя. Нужно постоянно все записывать. Руки мерзнут, все мерзнет.

- А ты справляться должен со всем?

- Да, конечно. Еще минусы - это ненормированный график — что-то может возникнуть в выходные, рано утром, поздно вечером. Ты не застрахован от того, что пошел на встречу с друзьями, а в этот момент что-то случилось.

- И ты должен уехать?

- Да, ты должен собраться, уехать и работать.

- Постоянный выбор между жизнью и работой?

- Ну кому-то удается это совмещать. Но я так и не научился. У меня то страдает личная жизнь, то работа. Еще минус - на самом первом этапе очень низкая заработная плата. Понятное дело, молодые журналисты, влюбленные в свою профессию готовы и за 20 тысяч идти работать, но на журналистике много не заработаешь.

- Нужно подрабатывать?

- Да, искать возможности дополнительного заработка. Некоторые, работая корреспондентом в одном издании, параллельно ведут телеграм-канал.

- Преподавателем работают?

- Да, это не такая профессия. Понимаем, что есть низкий уровень и очень высокий. Но чтобы дойти до высокого нужно очень много работать, много чем жертвовать. Не все справятся.

- Очень тяжело?

- Кто-то просто сдается и уходит в рекламу, SMM. К сожалению, журналистика тоже в последнее время превратилась в рекламу. И это минус. Конечно, не вся, но большая ее часть стала рекламой. Из плюсов — на определенном этапе наступает какая-то известность. Тебя показывают на каких-то мероприятиях по телевизору. Знакомства опять же — какие-то крупные издательства, спикеры, начинаешь с ними общаться. Но важно также понимать, что есть определенная грань. Есть рабочие отношения, а есть личные. Важно, чтобы работа не перетекла в личную жизнь. А то возникнет небольшой конфликт. Не все могут это понять.

- Надо уметь разграничивать?

- Да, конечно. Ну еще плюс: тебя зовут на всякие интервью. Даешь советы молодым.

- Опыт свой передаешь?

- Это интересно. Делишься своими знаниями, а кому уже это будет интересно, молодежь решит сама.

- Какой совет ты бы дал первокурсникам. Вот что нам делать сейчас?

- Менять срочно образование. Я прям серьезно говорю, если есть возможность, то поменять специальность. Потому что курс на факультете журналистики это, конечно, здорово. Но это хорошее гуманитарное дополнительное образование. Ни в коем случае не базовое. Умение хорошо писать это круто, но нужно уметь делать что-то руками. Если есть какая-то база в голове, то точно в жизни не пропадешь. Вот закроется СМИ завтра и что дальше?

- И тебе будет негде работать?

- Да, а то рынок переполнен. В качестве дополнительного образования - круто. Но можно на пальцах пересчитать журналистов с факультета журфака. Все в основном заканчивают исторические, экономические.

- А если параллельно с журналистикой курсы какие-то дополнительные проходить?

- Ну я все равно считаю, что нужно еще одно. Смотри, училась на журналиста, работаешь, и на заочке учишься по другой специальности.

- А если учиться на журфаке, то как лучше. Очно или заочно?

- Ну, журфак лучше заочно.

- Чтобы работать параллельно?

- Да, получать знания, умения и применять на практике. Тяжело в учении - легко в бою. У нас в вузах учат не совсем журналистике. Учат хорошей гуманитарной профессии. История литературы, история кино, философия. Ну понятно, что это для общего развития, но тебе это не пригодится в реальной работе.

- Также у нас есть естествознание. Оно включает в себя химию, физику, географию. Вот зачем мне это?

- Ну тоже для общего развития. Иначе мозг погрузится только в сферу медиа, и потом не вытащишь себя.

- Какие возможности тебе открыла журналистика?

- Возможность попасть в какой-то более высокий мир людей. Быть в авторитете перед кем-то. Что я знаю того-то, общаюсь с тем-то. Ты всегда в гуще событий. Вот собирались с друзьями и обсуждали те же митинги. Они спрашивают: Что? Как? А это точно было? Ну а я достаю телефон и показываю, как реально это было.

- Обладаешь огромным объемом информации?

- Да, постоянный поток. Из-за этого часто болит голова, но потом привыкаешь. Понимаешь, что нужно запоминать, а что нет. Пропускаешь лишнее.

- Получается, нужно с самого начала пережить это, а дальше легче?

- Да, потому что будет момент, когда на тебя обвалиться огромный поток информации и ты не поймешь, что с этим делать.

- Вот тоже сейчас каждый день езжу куда-то, и информация просто по голове бьет.

- Важно просто выкидывать ее из головы. Вот вечером приходишь, сидишь со стаканом чая и забываешь этот день. Ждешь следующий.

- Просто отдохнуть?

- Отдохнуть мозгами. Но, к сожалению, работая в информационном агентстве, это сделать невозможно. Постоянно нужно быть в каком-то напряжении, в каком-то тонусе. Тяжело.

- Но надо выбирать.

- Понимаешь, когда у тебя отпуск начинается. Там день-два отдыхаешь, а потом начинается ломка по информационным поводам.

- Сам уже читаешь что-то, пишешь

- Даа, вот яркий пример. В этом году я был в Сочи, мы отмечали день рождение друга. Казалось, приехали на 3 дня, отдыхай спокойно. Мы прилетели в пятницу, а в субботу я просыпаюсь с мыслью, что мне чего-то не хватает. И все, захожу в Telegram, еще какое-нибудь информационное агентство. И начинаешь потреблять это все.

- Уже привычка появляется

- Уже с ума сходишь из-за отсутствия информации

- А чем опасна эта профессия?

- Опасно, когда ты находишься в гуще событий в неуправляемой толпе. Это страшно

- Ну митинг, например.

- Любое чрезвычайное происшествие. Начиная с митингов, заканчивая военными действиями. Ты не знаешь, вернешься ты с задания или нет. Я прекрасно помню, как представители правопорядка останавливали жестко журналистов. Это было обосновано. И та, и другая сторона была в стрессе. Я никого не осуждаю, но история такова.

- Опасно все это.

- Страшно, не понимаешь ничего. Можешь загреметь в отделение полиции, а потом сидеть 15 суток непонятно за что, можешь не загреметь.

- Это как повезет уже

- Да, но нужно соблюдать меры предосторожности. И делать то, что требует закон. Например, закон о митингах просит журналисту находиться в специальном жилете с надписью “пресса” и с пресс-картой. В таком случае, к тебе нет вопросов.

- А если такого нет?

- Если даже чего-то одного нет, то есть повод забрать

- Нет, блогеры точно не захватят интернет. Это знаешь, как с YouTube-каналом. Все говорили, что телек умрет, но в итоге телевизор живет. Просто он показывает свой контент, а YouTube свой.

- YouTube - это больше развлекательная площадка, ее не будут воспринимать всерьез.

- Люди идут в интернет, когда надоедает эта серьезная информация. Будущее определенно есть. Журналистика - одна из древнейших профессий. Если без шуток, то журналистика будет жить. Она просто переформатируется

- То же самое с радио. Говорили, что оно умрет и будут только подкасты.

- Насчет радио, не могу ничего точно сказать. У меня был месяц стажировки на спортивной радиостанции “Спорт фм”, которая закрылась. Радио интересно послушать тем, кто в машинах, а отдельно нет. Где-то фоново будут включать.

- Даже чаще включаешь свою музыку.

- Но мне чем нравилось радио, что по телевизору показывают какое-то одно направление мероприятий, а по радио ты можешь услышать все что угодно. Тебе предоставят всю информацию.

- Там и экономика, и политика, и право.

- Да, поэтому все переформатируется, но не умрет.

- А был ли какой-нибудь переломный момент в карьере? Когда хотелось все бросить.

- Был, неоднократно. Он регулярно возникает.

- Выгорание?

- Да, конечно бывает. Хочется иногда забыть обо всем, как о страшном сне. Проснуться утром и понять, что ты какой-то менеджер среднего звена, но потом осознаешь, что нужно два дня выходных и все. Просто привыкаешь к этому.

- А как бороться с выгоранием тогда?

- Не читать ничего до обеда. Дай себе время отдыха. Люди сейчас помешаны на смартфонах, они постоянно что-то ищут. Не заходи туда. Если ты дала себе время отдохнуть, то иди гулять без телефона. Тебя не для кого нет. Отдыхаешь, приходишь в себя и возвращаешься в мирное русло

- Начинаешь опять писать и работать.

- А эта профессия больше для женщин или для мужчин?

- Нет разницы на самом деле.

- Просто многие преподаватели говорят, что это мужская профессия.

- Нет, я знаю много девушек корреспонденток, хороших редакторов. Они прям пишут очень достойно и освещают события не хуже мужчин.

- Даже в спорте.

- Да, в спорте, например. Главное - занять свою нишу. Что интересно - туда и иди.

- Я постоянно пишу статьи, но как мне улучшить этот навык?

- Больше читать, больше смотреть тексты каких-то авторов, к которым ты стремишься. Некоторые авторы проводят свои лекции и курсы, на котором что-то рассказывают. Смотреть это.

- Читать тексты у какого-то издания и подмечать что-то для себя. Больше писать. Иначе не научишься. Больше текстов- лучше качество

- Просто мне кажется, что я слишком серьезно пишу, хочу проще.

- Нужно показать какому-то грамотному человеку, чтобы он подсказал тебе, куда расти. Например, я до сих пор придерживаюсь мнения, чем текст проще, тем лучше. Меньше деепричастий, сложных слов. Грубо говоря, пишем для детей. Большинство не будут разбираться в сложных словах и конструкциях

- Также сокращения лучше не писать.

- Конечно, в скобках расшифровываешь. И по размеру лучше писать не больше 2 абзацев. Это идеально, потому что люди больше не читают. Большие тексты, например, репортажи, уже дольше читать. Это надо сесть в метро и спокойно читать.

- Ну или кому интересно событие, тоже будут готовы читать большие тексты.

- Да, я вот не очень понимаю, когда начинают осуждать большие тексты. Они интереснее. В них больше смысла, но не все готовы к такому

- А есть ли журналисты, на которых ты равняешься?

- Есть пару журналистов, на которых я вырос. Это Сергей Минаев и Антон Красовский. Так получилось, что Антон Красовский сейчас работает на Russia today и по понятным причинам, он не всем нравится. У Минаева мне нравится подача, как он разговаривает в новостях. Красовский всегда интересно брал интервью. Оно полезно для исторического понимания события. Они мне прям очень нравятся

- Надо будет познакомиться с ними тоже. А какие есть планы на ближайший год?

- Нужно просто увеличить команду.

- Да, еще нужно увеличить спикеров, чтобы понимать куда двигаться дальше. Тут два варианта: оставаться мелким СМИ, которое будет находиться где-то на плаву, либо сделать качественный скачок, который поможет закрепиться.

- Сейчас в планах больше развития своего СМИ?

- Да, сейчас больше технические планы на самом деле. Я не бросаю писать тексты, но приходиться заниматься административной деятельностью тоже

- Получается, немного изменил нишу.

- Да, но не по собственной воле. Если бы я хотел, то никогда бы не сделал этого. Но жизнь заставила. Надо немного изменить подход к некоторым вещам, а никто кроме меня этого не сделает

- Это правильно. А журналистика — это творческая профессия? Или есть какие-то стандарты, которые нельзя нарушать?

- Есть этика, которую нельзя нарушать. Но, а так, творческая профессия. И то, только у авторов больших текстов.

- В коротких не успеешь проявить свой стиль?

- Да, в коротких технику оттачиваешь. Никто не увидит твой подход. Например, то что делает редакция Пивоварова, это круто, здорово. Очень интересно. Здесь прям творчество, интерпретируют сухие факты.

- Но творчество больше у телевизионщиков, текстовики через обороты могут это сделать.

- Текстовики отличаются, конечно. Другая подача.

- А где лучше развиваться: радио, телевидение или текст?

- Начать лучше с текста. Ты структурируешь базу, понимаешь алгоритмы все. А на радио и телевидении эти навыки пригодятся. Главное - готовиться. Без подготовки ты ничего не сделаешь. Тебе надо к определенной теме готовиться. Например, новость, что в Москве выпал снег. И все знают, что службы к этому не готовы. Они ждали похолодание в другое время. А ты пишешь про это, узнаешь все тонкости.

- Да, например вчера было очень холодно в Питере, новый рекорд за много лет.

- Да, хорошая история. Мониторишь это все.

- Хорошо, спасибо большое за интервью, было очень интересно пообщаться!

- Да, не за что. Если нужны будут какие-то дополнения, то обязательно пиши.

- Хорошо, еще раз спасибо.

Вывод: по мнению Алексея журналистика - опасная профессия. Нужно быть готовым ко всему. Постоянный стресс, ненормированный рабочий день, отсутствие личной жизни. Минусы профессии совпадают с выводами теоретиков, например, с Прохоровым. Также Алексей считает журналистику дополнительной профессией, а не главной. Это спорный момент. Кто-то считает по-другому. Если говорить про опасность профессии, то мнение совпадает с теоретиками. Журналисты попадают в гущу событий. Они должны стоять на холоде и записывать ключевые моменты происшествия. Несмотря на все факторы должны работать.

Работать в СМИ лучше сначала как текстовик, ведь это основа. Пока не научишься грамотно писать, то о телевидении и радио речи идти не может. Ну а также важно выбрать свое направление: политика, культура, спорт, общество и т.д. Мнение Алексея во многом совпало с теорией журналистики, но, конечно, есть и различия. Все-таки теория и практика - разные вещи.

Интервью как жанр одновременно сочетает в себе и камерность, и публичность. С одной стороны, когда вы даете интервью журналисту, важно установить с ним доверительные отношения, быть коммуникабельным и открытым, чтобы диалог получился интересным для широкой аудитории. С другой — необходимо контролировать поток выдаваемой информации. Процесс проведения интервью состоит из массы тонкостей, которые нужно учитывать. Pressfeed разобрал ключевые вопросы, как правильно дать интервью, а также подготовить себя и своего руководителя к этому мероприятию.

Подготовка к интервью

Шаг 1. Выберите СМИ

Для начала стоит ответить на вопрос, какому конкретно СМИ необходимо дать интервью и зачем. Нужно ли это в связи с конкретным инфоповодом, либо это часть общей PR-стратегии? На какую целевую аудиторию будет ориентирован материал?

Шаг 2. Узнайте все о СМИ

Важный этап подготовки к интервью — сбор информации по тому СМИ, которому вы собираетесь давать интервью. Нужно узнать побольше о формате издания, посмотреть сюжеты либо прочитать несколько уже опубликованных интервью, изучить целевую аудиторию, оценить, у каких героев издание охотнее захочет взять интервью.

Шаг 3. Изучите личность журналиста-интервьюера

Красноречивее профессиональных работ журналиста может быть разве что только его биография. Но, все-таки, главный акцент стоит сделать на том, как конкретный журналист обычно берет интервью:

— на какие темы говорит с героями;

— какие вопросы чаще всего задает;

— есть ли у него блиц-опросник, фирменные приемы;

— какой формат интервью он предпочитает — агрессивный или дружелюбный, использует провокационные приемы или нет, расставляет ловушки своему собеседнику или обходится без них, перебивает или дает договорить до конца.

Дополнить картину поможет биография журналиста. Зная бэкграунд о человеке, можно сделать вывод о том, каких взглядов он придерживается по той или иной теме, и выстраивать диалог на интервью с учетом этой информации.

Шаг 4. Продумайте содержание интервью

Оговорите тему, это поможет провести подготовку к интервью максимально эффективно. Как правило, диалог предполагает если не четкий заявленный топик, то хотя бы определенные векторы, которые позволят подготовить спикера, собрать необходимые факты, статистику и т. д. Чем больше вводных у вас будет, тем меньше вероятность потерпеть фиаско на интервью и выглядеть некомпетентно. Конечно, журналист может отклониться от заданного курса, но, в таком случае, всегда можно скорректировать диалог и ненавязчиво повернуть интервью в нужное русло.

Шаг 5. Вопросы для интервью

Отдельного внимания заслуживает список вопросов для интервью. Некоторые пиарщики запрашивают у журналиста вопросы, другие обходятся без этого. Ориентируйтесь по ситуации, исходя из текущих задач компании. Возможно, информационный повод требует того, чтобы все вопросы были предварительно выверены? Но, даже получив список с вопросами для интервью, не рассчитывайте на то, что это панацея.

Во время интервью журналист может спросить о чем-то, что не было оговорено заранее, задать какой-то специфический вопрос, лучше раскрывающий личность спикера. Поэтому нужно заранее продумать, какие вопросы может задать на интервью журналист.

Чаще всего, это вопросы из разряда: какие у вас любимые книги, как бы вы описали себя в трех словах, есть ли у вас жизненный девиз и т. д. Чтобы избежать незапланированных сюрпризов на интервью, заранее обговорите с руководителем, как он должен на них отвечать.

Узнайте, как будет проводиться интервью: будет ли ТВ-съемка, разговор при личной встрече, диалог по телефону, скайпу, фотосессия. К примеру, если у вас запланировано интервью с фотосессией, то вы должны заранее продумать, где конкретно делать снимки, если нужно, подготовить площадку, а также психологически настроить руководителя на конкретный формат.

Шаг 6. Подготовьте к интервью спикера

Грамотно выстроенная стратегия интервью — это уже 50% успеха. Когда все организационные вопросы с журналистом будут урегулированы, самое время подготовить к интервью спикера.


Должен ли пиарщик присутствовать на интервью

Ответ на этот вопрос зависит от целой совокупности факторов и всегда решается в сугубо индивидуальном порядке.

Обязательно нужно присутствовать, если спикер дает свое первое интервью или у него еще просто недостаточно опыта, и он волнуется, боится забыть что-то важное. Также, возможно, ему не хватает красноречия и зачастую тяжело самостоятельно формулировать точные ответы на вопросы. Ну и, конечно, если спикер всегда нервничает в ходе интервью и может перепутать факты, ваша помощь совершенно необходима.

Отношение журналистов к присутствию пиарщика на интервью, конечно, разнится. Для кого-то такой формат комфортен, для кого-то нет, но, в целом, вопрос всегда решается в частном порядке. Если спикеру нужна поддержка и помощь на интервью, то пиарщик может находиться неподалеку и вовремя передать ему информацию с важными датами, статистикой, графиками.


Нужно ли пиарщику записывать интервью на диктофон

Желательно вести запись интервью. Это поможет, если, например, у самого журналиста что-то случится с диктофоном: вся или часть записи пропадет или отрезок интервью не будет слышен.

Пригодится аудиозапись и на этапе согласования итогового материала с журналистом. С ее помощью вы сможете уточнить какие-то факты и не быть при этом голословным.

Какой формат проведения интервью максимально удобен для спикера

Давать интервью по телефону лучше всего, когда журналисту требуются короткие комментарии по какому-то вопросу. Беседовать час и более по телефону может быть утомительно. Но, если ваш руководитель проводит большую часть времени в дороге и ему удобнее такой формат диалога, то почему бы и нет?

Интервью в формате, когда ответы на вопросы готовятся в письменной форме, — занятие весьма трудоемкое и отнимает много времени. Кроме того, такое интервью будет лишено живости и эмоциональности. Но, есть и определенные плюсы: возможность максимально выверить каждую фразу и продумать, в каком ракурсе подавать ту или иную информацию, нет необходимости расшифровывать аудиозапись, согласовывать текст, что, конечно, является явным преимуществом для обеих сторон.


Хорошая импровизация – это хорошо подготовленная импровизация. Особенно если речь идет об интервью и комментариях для СМИ. Я выделила 7 этапов качественной подготовки к интервью.

2. Подготовьте фактуру
Даже если интервью посвящено не бизнес-тематике, цифры лишними не будут. Ведущие игроки рынка внимательно мониторят ситуацию в отрасли и знают тренды. Продемонстрируйте экспертность – оперируйте фактами.


4. Подготовьте спикера
Порой даже открытые и коммуникабельные люди становятся скованными и нервозными, когда включается камера. Поэтому если интервью будут записывать на видео, а у спикера мало опыта – необходимы прогоны. Кроме этого, оговорите заранее требования к такого рода выступлениям.

6. Проверьте, что получилось
Если интервью в текстовом формате – попросите показать итог. Если в видеоформате – посмотрите запись и внимательно проверьте титры. Ошибки и неточности возможны на любом этапе, поэтому дополнительная осторожность не повредит.

Пиарщик должен также быть знаком и с правовыми нормами, регулирующими деятельность журналиста. Только так можно четко понимать, что спикер имеет право требовать от журналиста в ходе согласования материла, а что нет.

Журналист обязан

Пункт 3 ст. 49. Удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается впервые.

Пункт 4 ст. 49. Сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника.

Пункт 5 ст. 49. Получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей.

Пункт 6 ст. 49. При получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино — и фотосъемки.

Читайте также: