Какие существуют методы работы с трудными детьми найти материал в пособиях по педэтике

Обновлено: 30.06.2024

В последнее время проблема общения с "трудными детьми" стала очень актуальной. Если раньше "трудными детьми" становились преимущественно подростки, то теперь дети попадают в данную категорию уже в возрасте 6-11 лет. Сейчас даже по отношению к детям-дошкольникам педагоги и воспитатели применяют выражение: "трудный ребенок".

Что же стоит за этим всем известным и давно привычным термином.

Традиционно причины отклоняющегося поведения подразделяются на две группы: причины, связанные с психическими и психофизиологи­ческими расстройствами, и причины социального характера.

1 группа. Причины, связанные с психическими расстройствами.

1.1. Психические заболевания и пограничные состояния.

1.2. Врождённые или приобретённые психофизиологические отклонения, не относящиеся к психическим заболеваниям (алкогольный синдром или ММД).

2 группа. Причины социального и психологического характера.

К внешним - социальным причинам относятся:

1) неблагоприятные условия семейного воспитания;

2) недостатки в учебно-воспитательной работе школы;

3) отрицательное влияние стихийно-группового общения [9].

Перейдем к описанию направленности личности трудных детей.

Школьники с эгоистической направленностью личности характеризуются следующими особенностями:

- они некритично относятся к своему поведению;

- они оценивают других людей в зависимости от их отношения к ним;

- они оправдывают любые свои действия, обвиняют в своих поступках кого угодно, только не себя;

- у них не развито чувство долга, они нечестны и безответственны, не имеют нравственного идеала;

- для них быть вежливым означает унижаться, грубость они считают проявлением независимости, а требовательность расценивают как придирчивость [6].

Теперь поговорим об особенностях интеллектуального и эмоционально-волевого развития девиантных детей.

Исследования показывают, что большинство трудных школьников отличаются в интеллектуальном развитии от своих сверстников. Это различие выражается в следующем:

- неумении логически мыслить и предвидеть последствия собственных поступков;

- низкой познавательной активности и отсутствии интереса к научным и общественно-политическим проблемам, к вопросам истории, духовной культуры.

Сразу отметим, что это отставание не связано с врожденной умственной неполноценностью. Оно обусловлено недостаточным развитием познавательных способностей из-за того, что они не подвергались своевременному развитию [5].

Отставание в эмоциональной сфере связано с со слабостью волевого контроля, неумением контролировать свои эмоции и чувства, преобладанием отрицательных эмоций и чувств над положительными [3].

1. Учет психологических особенностей личности.

Психологические характеристики личности связаны с ее биологической природой. Это половые и возрастные особенности сознания и поведения, темперамент и физическое развитие. Их необходимо знать и учитывать в работе [7].

2. Учет жизненной ситуации и степени педагогической запущенности школьников.

Доказано, что положительные психические состояния (чувство радости, благодарности, уверенности и т.д.) усиливают эффективность педагогического воздействия на ребенка, а отрицательные наоборот снижают [8].

3. Установление психологического контакта с ребенком.

Отношения педагогов с воспитанниками должны основываться на принципах взаимного равенства, уважения к личности и доверия. Иначе возникает барьер отчуждения и неприязни между педагогом и ребенком.

Теперь перейдем собственно к содержанию работы с детьми с отклоняющимся поведением.

2) индивидуальная работа с каждым из таких школьников.

1) диагностическую деятельность;

2) коррекционно-развивающую работу;

3) деятельность по оценке эффективности педагогических воздействий на ребенка.

Разберем подробнее каждый из компонентов работы.

1. Диагностическая деятельность в работе с девиантными детьми предполагает:

- анализ психологических особенностей его личности и поведения, особенностей отношений ребенка с группой сверстников, с семьей, школой;

- определение причин трудновоспитуемости;

- выявление положительных интересов и увлечений у ребенка [1] .

Важно с самого начала определить тех ребят, чьи трудности обусловлены болезненным состоянием нервной системы или психики.

У здоровых учащихся надо определить, какие именно факторы влияют на нравственное становление личности конкретного школьника отрицательно, а какие положительно. Для этого следует использовать беседы, наблюдения, анкетирование, изучение школьной документации и др.

На основе анализа диагностических данных уже строится план корреционно-развивающей работы.

2. Коррекционно-развивающая работа.

Это направление предполагает изложение конкретных мер по устранению или нейтрализации выявленных отрицательных факторов семейного и школьного воспитания, а также стихийно-группового общения.

Рассмотрим особенности работы с трудными детьми на разных возрастных этапах.

Младший школьный возраст. Трудновоспитуемость в этом возрасте, как правило, является следствием неправильного семейного и детсадовского воспитания. Проявляется это в агрессивности, демонстративном поведении, нежелании учиться и брать на себя ответственность за свои поступки, аффективных вспышках, неумении контролировать свои эмоции, нарушении школьных норм и правил.

Средний школьный возраст. В подростковом возрасте недостатки семейного и школьного воспитания подкрепляется недостаточным жизненным опытом и слепым копированием взрослого поведения. Результат - грубость, невыдержанность, драчливость, заносчивость, негативное отношение к учебе, конфликты с окружающими.

При работе с детьми в этом возрасте необходимо подчеркивать их взрослость, ответственность за себя и свою деятельность, формировать адекватную самооценку. Очень важно помочь подобрать ребенку интересное дело, сосредоточиться на нем, проявить настойчивость и создать ситуацию успеха.

Старший школьный возраст. Старшие подростки, взрослея, тянутся к самостоятельности. Но социального опыта и многих практических умений у них еще нет. Это приводит к конфликту между пониманием норм поведения и их выполнением, чувствами и разумом, планами и возможностями. Разрыв между познанием мира и самопознанием лишает ребенка возможности саморегуляции и самовоспитания.

3. Деятельность по оценке эффективности педагогических воздействий.

Это направление работы предполагает подбор критериев, по которым можно бы отследить динамику изменений происходящих с ребенком за время коррекционно-развивающей работы с ним. В качестве таких критериев могут выступать как количественные, так и качественные показатели развития личностной, эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер. Для количественных измерений могут использоваться разнообразные тестовые задания, направленные на определение уровня тревожности, агрессивности, толерантности, эмпатии, характера отношений с окружающими людьми и т.п. Для качественных измерений обычно используются наблюдение, беседы с ребенком, экспертные оценки педагогов и воспитателей и т.д. [3, 7].

Хотелось бы отметить, коррекционно-развивающая работа с девиантными детьми носит длительный и систематический характер, отслеживание результатов этой работы зачастую представляет большие сложности. Дело в том, что эффект занятий с такими детьми практически всегда носит отсроченный характер и происходящие с детьми изменения внешне могут быть мало заметны.

2. Причины отклоняющегося поведения можно условно разделить на две большие группы:

- причины, связанные с психическими расстройствами;

- социально обусловленные причины (недостатки семейного и школьного воспитания, отрицательное влияние уличного общения).

Первая группа причин устраняется или сглаживается медикаментозно, вторая - требует тщательного анализа и индивидуального коррекционно-развивающего воздействия.

ОБЩИЕ МОМЕНТЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1. Младший школьный возраст – это время глубокой перестройки основных физиологических и психических функций организма.

Проблемы, которые могут возникнуть у детей в этом возрасте можно условно разделить на три группы:

- проблемы в интеллектуальной сфере, связанные с низким уровнем развития познавательных процессов, речи и познавательного интереса: трудности в обучении, в освоении учебного материала, школьная дезадаптация и др.;

- проблемы в эмоционально-волевой сфере, связанные с особенностями нервной системы, низким уровнем развития функций самоконтроля, личностными особенностями: агрессивность, частые смены настроения, вспыльчивость, раздражительность, тревожность, гиперактивность и др.

- поведенческие проблемы, связанные с недостаточной регуляцией произвольной деятельности и поведения, личностными особенностями (неадекватно завышенная или заниженная самооценка) и несформированностью представлений о нравственных и этических нормах поведения: непослушание, невыполнение требований взрослых, драки, конфликты с детьми, ябедничество, воровство, обман, нежелание брать на себя ответственность за совершенные поступки.

1) диагностический блок;

2) коррекционно-развивающий блок;

3) блок оценки эффективности проведенной работы.

Коррекционно-развивающий блок должен содержать, как минимум, следующие направления работы:

- развитие навыков самоконтроля, конструктивного решения проблем и взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

- профилактику здорового образа жизни и борьбу с вредными привычками.

Блок оценки эффективности должен содержать:

- описание проделанной работы;

- оценку динамики изменений, произошедших с ребенком;

- рекомендации и дальнейшие направления работы с ребенком.

– формирование мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;

– развитие продуктивных приемов и навыков учебной работы;

– раскрытие индивидуальных особенностей и способностей;

– развитие навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;

– становление адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;

– усвоение нравственных и этических норм поведения и общения;

– развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.

Желаем успеха в работе!

К благополучным детям

К трудным детям

Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее

Говорить с ребенком, как со взрослым, не ломать резко его нравственные взгляды, а влиять на них постепенно

Забывать плохое сразу, прощать, помнить хорошее всегда

Взять в основу работы оптимистическую гипотезу, верить в исправление

Создавать обстановку ученья, общения, труда, в которой каждый ученик чувствовал бы себя личностью, ощущал внимание к себе

Предоставлять ребенку возможность проявить себя с положительной стороны, скомпенсировать его недостатки выявлением положительных сторон

Исключить принуждение, а также всякое выделение недостатков ребенка. Понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба личному достоинству ребенка

Предъявляя требования к ребенку, нельзя угрожать, вспоминать прошлые грехи, брать обещания, которые он не может выполнить

Быть искренним, не лицемерить, не морализировать, не унижать ребенка

Создавать атмосферу "успеха", помогать детям обрести уверенность в своих силах и способностях

Опираться на положительное в ребенке

Не скупиться на поощрение и похвалу всех хороших сторон и социально ценных поступков

Учить школьника видеть личность, как в самом себе, так и в каждом из окружающих; развивать сознание в причастности к своему коллективу

Всячески поддерживать усилия ребенка по самовоспитанию

Вовлекать и включать ребенка в жизнь коллектива, противопоставляя коллективные отношения вредным влияниям

Завоевывать уважение и доверие учеников

Влиять на ребенка, прежде всего, примером собственного поведения, доброго, справедливого отношения к делу и людям

Описание приемов

Приемы, способствующие упражнению в нравственных поступках и накоплению социально ценного, положительного жизненного опыта

Организация успехов в учении

- организация помощи ученику, пока он не достигнет уровня сверстников и не начнет хорошо учиться

Организация успеха в общественно полезной трудовой деятельности

- помощь ученику при овладении им трудовыми умениями и навыками

Моральная поддержка и укрепление веры в свои силы

- поднятие авторитета школьника среди сверстников, а также веры в себя, благодаря выполнению поручений, соответствующих его интересам и способностям

- разъяснение и доказательство правильности и необходимости определенной линии поведения

- поручение ученику ответственного задания

- организация условий, требующих проявления именно того нравственного качества, которое требуется развить

Ожидание лучших результатов

- объявление того, что учитель ждет лучших успехов от ученика, что способствует формированию у него положительных мотивов учения

Пробуждение гуманных чувств

- организация таких условий, которые вызывают у ученика сочувствие, сопереживание, сострадание

Приемы, содействующие улучшению взаимоотношений между педагогом и воспитанником

Проявление доброты, внимания, заботы

- пробуждение у школьника радости, благодарности, желания порадовать учителя

- повышение авторитета ученика в коллективе через поручение ему ответственного задания

- одобрение, похвала, награда

- высказывание положительного мнения о школьнике или представление ему определенного блага, несмотря на то, что он этого еще не заслуживает (вызывает у школьника моральную обязанность вести себя соответствующим образом)

- отведение от ученика заслуженного обвинения со стороны коллектива, смягчение обвинений (вызывает у него чувство признательности к педагогу)

- создание ситуации, которая пробуждает у школьника чувство огорчения и стыда

- неприменение наказания, снисхождение

- взятие виновного ученика на поруки, обещание за него достойно вести себя в дальнейшем

Проявление умений и превосходства учителя в какой-то области

- создание ситуаций, в которых учитель мог бы проявить свои скрытые способности

Приемы, строящиеся на понимании динамики интересов и чувств учащихся

- достижение желаемых изменений не прямым указанием, а через предъявление ребенку ему определенного условия

- воздействие на те чувства ученика, которые побуждают его к поступкам, помогающим преодолеть отклонения в поведении

Активизация сокровенных чувств ребенка

- тактичное проникновение в сокровенные мысли и чувства школьника и перестройка на этой основе его поведения

Описание приемов

Приемы, в которых открыто проявляется власть педагога

Констатация проступка (прямая и косвенная)

- педагог, не выражая своего отношения к действиям ученика, показывает, что ему о них известно

- проявление отрицательного отношения к поступку

- наложение определенного взыскания

- требование педагога, предъявленное в категорической форме, в расчете на беспрекословное повиновение ученика

- раскрытие ученику неприятных для него перспектив, если он не изменит своего поведения

Пробуждение тревоги о возможности наказания

- объяснение последствий того или поведения, проступка

- выражение негодования в объяснении ученику недостойности его действий

Приемы со скрытым действием педагога

Параллельное педагогическое действие

- наказание всего коллектива из-за нарушения, совершенного одним из учеников, с тем чтобы в дальнейшем сам коллектив влиял на провинившегося

- завуалированное объяснение ученику неприятных для него перспектив, без осуждения или наказания

беседа в благожелательном тоне и, как бы невзначай, высказывание в мягкой форме порицания

- создание такой педагогической обстановки, когда на проделки ученика, как бы никто не обращает внимания (неловкое положение нарушителя вызывает у него чувство досады и разочарования)

заключается в показе провинившегося ученика в смешном виде, разумеется без оскорбления его личности

выражение недоверия, сомнения в том, что ученик может преодолеть самостоятельно свои недостатки

Организация естественных последствий

- создание условий, в которых за проступком ученика следует для него неприятность, вытекающая из ситуации, которую он же и создал

Вспомогательные приемы

Организация внешней опоры правильного поведения

- создание условий, когда школьник вынужден правильно поступать в результате помощи, осуществления соответствующего распорядка, действия определенных правил, контроля за ним

Отказ от фиксирования отдельных проступков

- снисходительное отношение к некоторым проступкам, за которыми не кроется ничего серьезного

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников [Текст]: / С.А. Бадмаев. – М.: Академический проект, 1997. – 128 с.

2. Большой психологический словарь [Текст]: / под ред.Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - СПб.: Питер, 2004. - 672 с.

3. Гордеева, А. В. Прикладная реабилитационная педагогика [Текст]: учебно–методическое пособие / А. В. Гордеева, В. В. Морозов. – М.: Академический проект, 2004. – 176 с.

4. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения [Текст]: / под ред. В.А. Никитина. – М.: Просвещение, 1996. – 246 с.

5. Кащенко В.П. Асоциальное поведение школьника [Текст]: / В.П. Кащенко // Вопросы психологии.- 2003.-№5. С. 43-45.

6. Клейберг Ю. А. Психология девинтного поведения [Текст]: учебное пособие для вузов / Ю. А. Клейберг. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 160 с.

7. Осипова А. А. Общая психокоррекция [Текст]: учебное пособие / А.А. Осипова. - М.: СФЕРА, 2002 г. - 510 с.

Психологическое сопровождение детей с особенностями поведения и развития, их родителей и воспитателей

Прежде всего понимание

Наше общество нуждается в грамотных, гармонично развитых личностях, находящихся в состоянии душевного и физического баланса с собой и окружающими, способных создать психологически здоровую семью и работать на благо государства.

Почему таких детей становится все больше? Здесь присутствуют и факторы пренатальной патологии — неблагоприятная экология, низкий социальный уровень жизни, хронические болезни, вредные привычки, нервно-психические потрясения матери во время беременности, но в большей степени — это следствие неправильного воспитания дома, в саду и школе. В результате дети, их родители, воспитатели и учителя находятся в состоянии постоянного стресса, что отражается на успеваемости детей в школе, ухудшает качество работы учителей и и влияет на настроение родителей. Это также приводит к снижению иммунитета и росту хронических заболеваний у всех вышеперечисленных групп.

Зачастую взрослые, не справляясь с поведением детей, обращаются к медицинским специалистам с подспудным желанием, чтобы мы сняли ответственность с них, объявив виновником происходящего не родителей и педагогов, а заболевание ребенка.

Отсутствие взаимопонимания между членами семьи ведет к росту межличностных конфликтов, к увеличению числа разводов, что, в свою очередь, пагубно отражается на детях. Их поведение становится еще более неадекватным. Патологические черты характера обостряются, возникает замкнутый круг.

Цели и проблемы

Проект был призван решить следующие проблемы:

• непонимание между родителями и детьми, отсутствие общего языка между ними, конфликтные ситуации в семье;

• отсутствие комплексного подхода к воспитанию у родителей, воспитателей и учителей, отсутствие у них знаний о том, как можно взаимодействовать друг с другом;

• неумение современных детей освободиться от отрицательных эмоций путем творческого самовыражения.

Данный проект рассчитан на период с октября 2008 г. по май 2009 г. и стартовал в октябре 2008 г. в детском саду № 11 города Сумгаита.

Основной концепцией проекта является достижение комплексного подхода к воспитанию в единой команде: родители — воспитатель — психолог — врач.

Предполагалось проводить регулярные встречи с воспитателями и родителями с частотой один раз в две недели.

Запросы воспитателей

Зная основные причины, ведущие к стрессу, а также способы саморегуляции, релаксации и другие методы борьбы с ним, воспитатели смогли бы управлять своими негативными эмоциями, что создаст благоприятный климат в их группах и семьях.

На втором месте среди запросов воспитателей на тренинг были игры с дошкольниками разных возрастов. По нашему мнению, перед встречей на эту тему уместно провести разговор, посвященный возрастным особенностям дошкольников, чтобы рассказать, в каком возрасте какому типу игр следует отдавать предпочтение.

Имея представление об особенностях поведения агрессивных, гиперактивных и тревожных детей и зная основные методы взаимодействия с ними и их родителями, воспитатель сможет грамотно скорректировать работу с ними, выработать нужную тактику поведения в группе.

Познакомившись с методами арт-терапии, ранее не применявшимися в Азербайджане, воспитатели открывают для себя возможности всестороннего творческого развития детей, благотворного влияния искусства на их психику, начинают применять элементы арт-терапии на своих занятиях, наконец, снимают собственный стресс.

Исходя из запросов на тренинг и нашего видения программы, мы проводим встречи с воспитателями в такой последовательности рассматриваемых тем:

Но после нескольких занятий я удостоверилась, что наши воспитатели — люди, любящие свое дело, работающие над собой, с большим интересом воспринимающие новую информацию.

Встречи проходят в интерактивной форме: воспитатели сами демонстрируют новые формы работы, предлагают новые игры, делятся опытом, впитывают в себя все новое и на следующий же день реализуют новшества в своей работе. Особенно меня поразило, когда я пришла на встречу с несколькими играми для агрессивных детей, а они поразили меня своими! Я даже не поняла, я дала им что-то новое или они — мне.

На первых двух встречах мне активно помогала заведующая детсадом № 11 Надежда Павловна Пономарева, которая фактически вела занятия вместе со мной и своим присутствием доказывала важность и необходимость моей работы.

Была организована обратная связь с родителями по опыту санкт-петербургских детских садов: на детских шкафчиках цветными стикерами отмечалось, что положительного ребенок сделал за день. А родители писали, что хорошего было в поведении их чада за выходные. Дети стали соревноваться между собой, у кого больше звездочек на шкафчике, у них появился стимул.

Одна воспитательница похвасталась, что приемы саморегуляции, продемонстрированные на встрече, посвященной стрессу, она теперь постоянно применяет и научила этому своих домочадцев — помогает. О встречах наши воспитатели стали рассказывать своим коллегам из других садиков и приглашать их поучаствовать.

Запросы родителей

Для этого были намечены следующие темы:

Ожидаемое и неожиданное

С какими проблемами я ожидала столкнуться при проведении встреч с родителями:

• убедятся ли родители в необходимости проведения таких встреч;

• задумаются ли о своих стилях и методах воспитания, о том, какие они родители;

• изменят ли свое отношение к детям;

• поймут ли свою ответственность за воспитание собственных детей и необходимость работы с воспитателями в одной команде;

• будут ли выполнять рекомендации психолога;

• наконец, будут ли активно посещать встречи?

После проведения нескольких встреч сомнения мои полностью развеялись. Взаимопонимание было полное: участники делились своими проблемами, наболевшим, вместе старались найти выход из различных ситуаций, с удовольствием участвовали в играх и упражнениях, жадно впитывали в себя полезную информацию.

Большинство участниц (папы к нам пока не приходят) не работают. Для них эти встречи — еще и повод выйти из дому, пообщаться, рассказать о своих проблемах, убедиться в том, что они не одиноки, узнать что-то новое о методах и стилях воспитания. Ведь у нас в Азербайджане девушек очень рано выдают замуж, они не имеют понятия, как воспитывать детей, делают все так, как велят им старшие (мама или, чаще всего, свекровь), а те далеко не всегда лучшие воспитатели. Поэтому для многих наши встречи — просто открытие. Они обнаружили, сколько ошибок допустили в свое время, но пока дети — дошкольники, многое поправимо.

Все участники родительских встреч полностью поддерживают программу и не сомневаются в необходимости ее реализации.

Работа с детьми

Одновременно с октября мы начали заниматься с дошкольниками 4—6 лет с периодичностью 2 раза в неделю.

Перед началом занятий было проведено тестирование на выявление агрессивности и тревожности и медицинское обследование на предмет гиперактивности.

Трудности, с которыми мы столкнулись при проведении занятий с детьми: незнание азербайджанскими детьми многих русских народных сказок. В результате все упражнения, построенные на отрывках из этих сказок, у нас не проходят.

Кроме того, наши дети плохо знают русский язык, соответственно потешки, стишки и текстовые задания тоже не проходят. Мы по возможности заменили русские сказки азербайджанскими, отказались от стихотворной формы, тексты стараемся переводить. В силу всего вышесказанного на занятиях преобладают двигательные игры и упражнения, а также широко используются арт-техники: рисование, музыка, танцы.

ВСТРЕЧИ С ВОСПИТАТЕЛЯМИ

Цель: познакомить воспитателей с психологическими особенностями дошкольников разного возраста и спецификой взаимодействия с ними.

Непросто было придумать жест или движение, отличное от других, но большинство воспитателей справились, получив при этом удовольствие.

Беседа

Разговаривали о том, с какими трудностями воспитатели сталкиваются в своей работе. В основном трудности заключаются в том, что группы переполнены (30 и более в каждой), а воспитательница на каждую смену только одна, поэтому очень трудно написать что-то о каждом ребенке. Было решено писать только об отличившихся (например, сам оделся, первый собрал игрушки, первый поел и др.). Выяснилось, что это здорово подстегивает детей, каждый из них старается, чтобы у него было больше стикеров.

Вторая трудность — пассивность родителей, далеко не все принесли в понедельник стикеры со своими записями (что положительного сделал их ребенок за выходные). Тогда тренер рекомендовала повесить в каждой группе красочное объявление такого содержания:

Дорогие мамы и папы!

Не правда ли, вам приятно каждый день узнавать о новых достижениях вашего ребенка из маленьких записочек на его шкафчике?

С каждым днем количество звездочек у вашего малыша увеличивается!

(Это подействовало: мало кто из родителей смог пройти мимо и не прочитать. Обратная связь заработала!)

Затем ведущая познакомила всех с психологическими особенностями детей разного возраста — младшей, средней и старшей групп — и разъяснила, что при этом необходимо учитывать воспитателям.

Работа в группах

Участники разделились на три группы: в одной воспитатели младшей группы, в другой — средней, в третьей — подготовительной (условно). Каждой группе называлась ситуация, часто происходящая в садике, и слушатели должны были поделиться, как они выходят из нее, учитывая возрастные особенности поведения ребенка. Потом состоялось общее обсуждение, в ходе которого были перечислены психологические особенности детей младшей, средней и старшей групп. Все было запечатлено на ватмане.

Игра на снятие напряжения

Участники рассчитались на первый-второй, и первые номера стали перебрасывать подушечки только первым, а вторые, соответственно, вторым. Всё на высокой скорости. Игра заканчивается тогда, когда подушечка упадет.

Каждый делился впечатлениями, что дала ему эта встреча. Воспитатели говорили, что узнали много нового о приемах взаимодействия с дошкольниками разных возрастов. Может, теоретически они и знали об этом, но не представляли, как общаться с такими детьми на практике, теперь же опыт работы российских воспитателей обогатил их собственную деятельность новыми методами.

Цель: познакомить воспитателей с формами активного слушания, типами восприятия информации и принципами бесконфликтного взаимодействия с родителями.

Приветствие

Участники рассчитались на первый-второй-третий. Первые номера — руки за голову, вторые — руки на пояс, третьи — наклон туловища вперед. Каждый расхаживал в указанном положении по аудитории и старался поздороваться с как можно большим количеством людей. Потом было обсуждение, во время которого участники высказывались, было ли им удобно находиться в данном положении, хотели бы они изменить свою позу или позу партнеров.

Этот текст знали все, получились очень оригинальные интерпретации с позиции аудиалов, визуалов и кинестетиков. В заключение каждый участник высказался по кругу, к какому типу, по его мнению, принадлежит он сам.

ВСТРЕЧА С РОДИТЕЛЯМИ

После проведения нескольких встреч с родителями в садике было вывешено объявление следующего содержания:

Двери его широко распахнуты для всех, у кого есть проблемы с воспитанием ребенка, кто имеет желание поделиться своим опытом, кто хочет узнать что-то новое и интересное о взаимодействии родителей и детей, а также научиться снимать собственный стресс, повысить уверенность в себе и просто пообщаться.

Встречи в клубе проходят два раза в месяц, по четвергам в 14.00.

Встречи проводятся по российским методикам.

За дополнительной информацией обращаться к методисту садика.

Цель: познакомить участников с функциями семьи, распределением обязанностей между ее членами, чтобы родители задумались о своей роли в семье, о своих правах и обязанностях и правах и обязанностях ребенка.

Разбор домашнего задания

Домашнее задание было такое: взять тетрадь, с начала тетради записывать, что хорошего сделал ребенок в течение двух недель, и помечать записи звездочками или улыбающимися рожицами; а с конца тетради отмечать весь негатив за это же время и помечать его грустными рожицами. Показать тетрадь ребенку и объяснить, для чего она. Половинки тетради будут соревноваться друг с другом — какая быстрее дойдет до середины. Надо обратить внимание, будет ли это стимулировать ребенка вести себя хорошо.

Одна мама еще до начала встречи остановила меня во дворе садика и, захлебываясь, стала рассказывать, каким стимулом оказались эти записи для ребенка.

На встрече выяснилось, что домашнее задание выполнили далеко не все, но, услышав от других и увидев, какую пользу приносит такая тетрадь, посетовали на собственную лень и решили обязательно завести точно такую же.

Далее ведущая рассказала о функциях семьи, роли женщины в современной азербайджанской семье, об особенностях семейного уклада нашей страны (традиционное уважение к старшим), о беспрекословном подчинении младших детей — старшим (даже в зрелом возрасте), сестер — братьям и невесток — свекрови (в основном все проживают с семьей мужа); о распределении обязанностей в азербаджанской семье.

Большинство участниц поставили на лидирующую позицию мужа, так как привыкли беспрекословно подчиняться всем его решениям. Некоторые поставили во главе семьи свекровь, а себя и детей изобразили кружочками одного размера, и лишь немногие отметили себя с супругом одинаковыми кружочками, стоящими на одном уровне. Детей же почти все отметили меньшими кружками, чем они сами. В ходе обсуждения ведущая задавала вопросы, устраивает ли участниц такая расстановка в семье, комфортно ли им, хотелось бы что-то изменить и что для этого нужно сделать.

Ответы были самые разные, но все сошлись во мнении, что воспитывать детей нужно согласованно, учитывая прежде всего мнение родителей (как отца, так и матери), а на втором плане должны быть взгляды остальных членов семьи.

Каждый член семьи, включая детей, должен иметь одинаковые права и свои определенные обязанности.

Тренер акцентировала внимание на том, чтобы женщины имели в семье не только обязанности, но и права и могли бы пользоваться ими, а также не забывали бы о правах своих детей.

Участникам раздаются картинки с изображением дерева, на ветвях которого расположены человечки в разных положениях — подвешенными вниз головой, сбрасывающими один другого с дерева и пр. Надо определить свое место и предположительное местонахождение членов семьи на этом дереве, символизирующем семью.

Во время обсуждения тренер спрашивала, устраивает ли участниц выбранная позиция, хотели бы они поменяться с кем-то местами, от чего и от кого зависит возможность изменения своего места на дереве? С помощью упражнения было продемонстрировано, какую роль отводят себе и членам своей семьи участницы, как распределяются их права и обязанности в семье. Многие свое местонахождение констатировали обреченно, но другого не могли себе реально представить.

Разминка-физзарядка

Домашнее задание

Заключение — впечатления по кругу

Участницы признались, что и раньше задумывались о распределении прав и обязанностей между членами своей семьи, но мало кто решался обсуждать это с посторонними, а проведенные упражнения позволили им обнародовать свои переживания, узнать проблемы других мам, убедиться, что во многих вопросах они не одиноки, услышать рекомендации психолога. Они задумались о своем отношении к собственным детям, взглянули на них другими глазами, увидели в них равных членов семьи, имеющих свои права, а не только обязанности.

Встреча позволила задуматься об укладе современной азербайджанской семьи и взаимоотношениях ее членов.

Обеспечение оптимального психического, личностного индивидуального развития является основным направлением в структуре психологической работы с трудными подростками в общеобразовательном учреждении. Это направление подразумевает традиционный подход к работе психолога с подростком – непосредственный контакт с ребенком в условиях психологической беседы. На основе этой беседы даются различные рекомендации и советы ребенку и его родителям. При необходимости с ребенком проводится консультирование, в ходе которого производится коррекция нарушений в поведении, в общении со сверстниками, в учебной деятельности.

Но работа психолога не ограничивается лишь взаимодействием с подростком и его родителями. В его работу также входит взаимодействие с одноклассниками, учителями (со всеми, с кем где-либо контактирует подросток). Основными формами такого взаимодействия являются всевозможные лекции, анкетирование, тренинги и консультации. Такие формы работы помогают выявить и решить наиболее актуальные и тревожащие проблемы, будь то личностные, социальные, сугубо психологические, некоторые медицинские, проблемы с самоопределением в жизни.

Работу психолога с трудными подростками в условиях общеобразовательного учреждения условно можно разделить на несколько этапов, каждый из которых вытекает из предыдущего и намечает поле работы для следующего, т. е. они тесно взаимосвязаны.

На этом этапе наблюдается специфическая форма взаимодействия с подростком, его родителями и кружением, в результате которой психолог должен не спугнуть, мотивировать подростка и его окружение на совместную, плодотворную работу, выявить основное поле проблем подростка как клиента.

Сначала психолог получает запрос от администрации с подробными целями и задачами работы с подростком. После ознакомления с запросом психологу необходимо провести подробный экспертный опрос педагогов данного подростка, с целью получения личностных и учебных характеристик конкретного человека. Это необходимо для получения полной картины подростка, ведь психолог должен знать все нюансы, чтобы работа была плодотворной. После опроса педагогов и получения информации о его обучении и поведении в школе психолог переходит к опросу родителей и близких родственников ребенка, чтобы узнать о психологическом климате в семье, об особенностях воспитания подростка, а также для получения согласия на диагностическую и коррекционную работу потенциальным клиентом.

Затем наступает момент общения с трудным подростком (или подростками, в процессе которого психолог должен сформировать мотивацию к дальнейшему сотрудничеству и плодотворной работе.

Также психологу необходимо посмотреть и проанализировать всю документацию ребенка (тетради, школьный журнал, дневник). Последним пунктом в этом этапе будет аналитическая работа, осмысление полученной информации, составление характеристики ребенка.

В результате данной работы психолог получает первоначальное представление о подростке как клиенте, о его проблемах, факторах, влияющих на нее и т. д. Конечным результатом будет постановка психологического диагноза, составление характеристики в виде гипотезы, которая потом либо подтвердится, либо окажется неверной. После составления данного заключения психологу нужно будет наметить основные пути работы с ребенком, подобрать методики обследования, с целью уточнения диагноза, проверить готовность ребенка к работе.

Цель этого этапа – получение информации о психолого-педагогическом статусе подростка. На этом этапе собираются основные знания о эмоционально-волевой сфере, мотивационном, интеллектуальном развитии ребенка, познавательной деятельности, отношении к себе и окружающим и т. д. Эта работа направлена на выявление уровня важных показателей развития подростка.

Работа психологана этом этапе включает в себя: наблюдение за социально-психологическим развитием ребенка, определение уровня адаптации в учреждении, уровень iq, отношение к социальным вредностям, духовно-нравственное развитие, волевые качества, недостатки, акцентуации характера и их проявление, типологические особенности личности, склонности и таланты, взаимоотношения в семье и коллективе.

Эту и многую другую информацию психолог может получить путем опроса педагогов и родителей, психологического обследования самого подростка, анализа педагогической документации. Если же работа ведется с группой подростков,то она разделяется на да этапа:

Скрининг на выделение групп риска (анкетирование)

Углубленная диагностика проблем в каждой группе (индивидуальная работа с каждым).

На этом этапе психолог должен получить данные о причинах трудного поведения подростка, выявить особенности личности, что поможет точнее сформулировать запрос и наметить линию коррекционной работы. По результатам данной работы с родителями педагогами и подростками проводится обсуждение полученных результатов, намечаются группы по сходным проблемам, выявляются темы для будущих тренингов и консультаций для родителей, подростков, педагогов.

Психолог ведет учет полученных данных, проводит компьютерную обработку, что в дальнейшем будет использоваться для индивидуальных карт подростков. Эти данные пригодятся для составления рекомендаций работы с такими детьми. По результатам обследования собирается ПМПК.

Этап коррекционной и профилактической работы

Цель данного этапа – создание специальных психолого-педагогических условий, позволяющих осуществлять коррекционную и профилактическую работу.

Деятельность психолога на данном этапе направлена на облегчение процесса школьной адаптации, коррекцию имеющихся недостатков в психическом и социальном развитии у подростка (в форме индивидуальных консультаций, тренингов. Проводится исследование эффективности выбранной методики работы с трудным подростком, профилактику стресса у подростков, развитие устойчивости к стрессу (беседы с подростками, родителями и педагогами, предупреждение перегрузки перед экзаменами, создание благоприятного психологического климата в учреждении).

Если предыдущие два этапа должны проводиться в сентябре – декабре, то этот этап осуществляется на протяжении всего года обучения. Занятия проводятся регулярно 1-2 раза в неделю, дети делятся по подгруппам до 10-12 человек, продолжительность встречи 1-2 урока (в зависимости от целей и эмоционального состояния клиентов).

Если работа проходит в форме тренинга, то тут формат зависит от тематики и целей. Такая форма работы позволяет легче и быстрее усваивать материал, но проводится он не менее 2-3-х часов в течение 3-х дней. Оптимальное количество участников – от 14 и до 20 человек. Такие тренинги могут быть систематическими, но не постоянными. Профилактические мероприятия подбирают на основе предварительного обследования с учетом опыта работы.

Этап консультативно-просветительской работы

На этом этапе производится психолого-педагогическая поддержка трудных подростков, поиск подходов к решению проблем подростков, их родителей, преподавателей, оказание непосредственной помощи.

Основные формы работы на этом этапе: консультирование педагогов и родителей по проблемам воспитания трудных подростков с целью повышения компетенции, индивидуальное и групповое консультирование. Производится психологическая поддержка педагогов, консультирование администрации с целью совершенствования организационно-управленческой системы учреждения, подведение итогов коррекционной работы с трудными подростками на Совете профилактики правонарушений, проведение месячников для профилактики вредных привычек, формирования активной жизненной позиции подростков. Психолог активно участвует в работе педагогических советов, совещаниях. Различные лекции и семинарские занятия психолога не должны длиться более часа и не более 3-4-х раз в год.

В результате психолог должен добиться заинтересованности педагогов в поиске решения проблем при взаимодействии с трудными подростками, усиления ответственности всех участников педагогического процесса, совершенствования профессиональных навыков и приемов педагогов, родителей, снятие внутренней напряженности подростков, решение многих проблем по запросам.

Цель этого этапа – исследование профессиональных интересов и возможностей трудных подростков, помощь в выборе будущей профессии, формирование жизненного сценария.

Основные направления психологической работы: изучение качеств личности в соответствии с выбранной профессией, исследование профессиональной диагностики каждого подростка, формирование основы для самоопределения, индивидуальная работа с родителями, классными руководителями.

Психолог может осуществлять свою работу на этом этапе также при помощи индивидуальных и групповых форм консультирования, занятий, лекций, тренингов, встречами с представителями разных профессий, часов общения, интервьюирования и т. д.

В завершении данного этапа психолог должен выявить профессиональные намерения и интересы подростков, склонности, уровень притязаний, потребностей, социальную активность, уровень формирования навыков, необходимых для овладения выбранной профессией, уровень снижения конформизма.

Аналитический и прогнозирующий этап

На этом этапе происходит подведение итогов работы психолога, выделение функций психологического и педагогического сопровождения трудных подростков, направление на психоневрологическое обследование нуждающихся детей, планирование последующей работы совместно с коллективом учреждения.

Результатом деятельности психолога должны быть: социально активные подростки, готовые к взаимодействию, способные к эмпатии, овладевшие приемами и способами умственной деятельности, без пробелов в знаниях, с активной здоровой жизненной позицией, адекватно смотрящие в будущее и выбравшие профессию. Если же подростки не соответствуют ни одному из этих критериев, работу психолога следует считать не выполненной, необходимы другие пути работы, планирование индивидуальной программы для конкретного подростка, привлечение других специалистов.

Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М. ,Генезис 2000;

Битянова М. Р. Учимся решать проблемы. Программа развития проектного мышления у младших подростков. Учебно-методическое пособие для психологови педагогов Издательство: Генезис, 2005 г., 96 стр. ;

Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования. — М., 2000.

Методика и технологии воспитания и развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС Методика и технологии воспитания и развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС. «Любая реформа образования должна опираться.

Янина Хювенен

Светочка Черткова

Ирина Солодова

Светочка Черткова

нет. у меня специальность педагог-психолог., заканчиваю 5 курс. просто все есть у нас направления. но может быть не так обширно..не так конкретно как на специализации. по арт-терапии был спец-курс..длился неделю. вот отдуда и навыки. а чем вы увлекаетесь..или специализация?

Марина Маринина

Здравствуйте, а каких детей вы называете "трудными"?
Я с 2002 года работала с детьми с огранич возможностями обучения(всех степеней) и могу сказать, что разнообразие методов работы с ними также велико(если не больше), как и с нормой.Нюанс лишь в том, что коллективные занятия с нашими детками практически невозможны, более того, малоэффективны. К тому же большое кол-во этих детей творческие. Самое важное, по-моему, научиться заинтересовывать трудных детей, потом стать для них примером для подражания, а там уж работа закипит)))

Не соглашусь с Вами, Мария. Я работаю педагогом-психологом в реабилитационном центре. Дети у нас также с ограниченными возможностями всех степеней (от ЗПР до ДЦП, генетических синдромов, психиатрических заболеваний). Групповая работа, выстроенная грамотным образом, настолько эффективна, что наши педагоги (логопеды, дефектологи) и медики предпочитают перед тем, как взять ребенка в индивидуальную работу, пропустить через групповую работу с психологом или хотя бы параллельно с этим. Тогда детки расцветают, усваивают правила поведения, становятся способны выполнять инструкции и задания, эмоциональное состояние становится более положительным, появляется интерес к другим детям и т.д. У нас существует даже группа детей с ранним детским аутизмом.

Наталья Голубева

Татьяна, я тоже работаю педагогом-психологом в детском саду на группах зпр. Работаю всего полгода, провожу групповые занятия, опыта мало. Поделитесь пожалуйста, особенно интересно кооррекц. игры, упражнения, этюды для группы детей зпр (старшей и подготовительной), на развитее внимания, памяти, мышления. Большое спасибо если поможете.

Наталья, могу поделится опытом, но здесь всего не напишешь. Готовых программ для таких детей мало, поэтому я писала свою. У нас такая особенность, что дети очень тяжелые. Некоторые, когда приходят не поворачивают голову на звук (при сохранном слухе). Поэтому мои занятия направлены на социальную адаптацию, эмоционально положительную реакцию на социум и т.д. Поскольку многие дети не говорят, то я использую телесно-ориентированный подход. А конкретных упражнений на целую книгу можно написать. пишите, что интересно конкретно.

Екатерина Харина

Интересно вы рассуждаете о "трудных" детях. Моя специальность - "специальная психология" как раз в тему, я не считаю их трудными, они особенные. Да, трудно работать, тяжело воспитывать. Не даром до сих пор идут споры в аспекте терминологии специального образования. На сегодняшний день это дети с ограниченными возможностями в развитии. Но, как их не называй, проблемы то остаются. Думаю, решение в постоянном самообразовании, профессиональном поиске, ведь, кто ищет, тот найдет. Успехов)))

Татьяна Калачева

Если речь идет о детях с агрессией или тревожностью, или любой подобной проблемой, то действительно без родителей никуда. Но я работаю с детьми с синдромом Дауна, детским церебральным параличом, психиатрическими заболеваниями. Если включить в процесс родителей, то конечно и здесь результаты намного выше. Но есть ряд специфических проблем (специфические фобии при ДЦП например), которые тоже необходимо решать и даже без родителей. То же самое касается развития мелкой моторики, релаксационных упражнений с детьми и т.д.

Кристина Зайцева

я работаю с подростками с девиантным поведением, свою эффективность показала арттерапия и сказкотерапия!

Жанна Гизитдинова

Я к "трудным" отношу тех детей, от которых "отказываются" педагоги. Воспитатели так говрят - "Пусть он у вас посидит, пока я открытое занятие провожу", Учителя так - "Я уже не знаю что с ним делать. Пусть психолог с ним поработает". Т.О. это неудобные для педагогов дети. Именно с такой категорией детей чаще всего сталкивается психолог в ДОУ, школе, лицее. Нужно помнить, что это всётаки дети. чаще всего недолюбленные, недоласканные, которые привыкли к осуждающим взглядам, научились "шифроваться", разучились доверять окружающему миру. Нет каких-то особых техник и методик. всё завист от личности, в данном контексте разговора, психолога, от его опыта, его искренней заинтересованности в ребёнке. Я в своей работе чаще всего исхожу от индивидуальных особенностей ребёнка. его желаний, предпочтений, увлечений. Потом смотрю что я умею и выбираю нечто, что будет интересно нам обоим. В последнее время работаю с песочницей - и дети и подростки от неё в восторге! Но мне интереснее использовать песочницу в работе с подростками и их родителями. Хороша сказка, но она "не всем идет". Очень эффективны коммуникативные тренинги, игровкая терапия, но здесь важна спец. подготовка специалиста, по книжкам научится этому невозможно!

Елена Погодина

Я работаю в специнтернате для девиантных подростков (скорее, делинквентных). В последнее время использую программу групповой работы, которая состоит из трех блоков: обучение социальным навыкам, обучение контролю над гневом и развитие моральных качеств через проработку моральных дилемм. Эта работа сначала идет с подростками в течение 10 недель - по три занятия в неделю (по одному на каждый блок). Через месяц перерыва начинаются занятия для родителей - их три, а далее 4 занятия совместно с детьми и родителями. Еще через месяц "обновление" - 2 совместных занятия с родителями и детьми. И дети и родители в восторге.Сейчас мы проводим занятия не только в своем учреждении, но и в районах республики - по заявкам местных администраций.Программа хороша тем, что включает в себя комплекс мероприятий и работает в системе. В интернате в эту работу включен весь персонал, что также важно - ведь менять надо не только детей. У нас часто взрослые ничем не лучше.

Марина Маринина

В шоке от написанного Жанной Цымбал---"Я к "трудным" отношу тех детей, от которых "отказываются" педагоги. Воспитатели так говрят - "Пусть он у вас посидит, пока я открытое занятие провожу", Учителя так - "Я уже не знаю что с ним делать. Пусть психолог с ним поработает". Т.О. это неудобные для педагогов дети. Именно с такой категорией детей чаще всего сталкивается психолог в ДОУ, школе, лицее."

Мы,видимо, все тут рассуждаем о совершенно разном контингенте, а потому эти рассуждения бесполезны.
Как вообще, педагоги, работающие в образовательном учреждении для особенных деток, могут сказать психологу--я с ним не справляюсь, посидите вы с ним. Я в шоке. у нас таких педагогов нет,слава Богу. Весь коллектив объединен одной идеей и все пытаются помочь друг другу, а не переложить свои обязанности на плечи другого.
Проясню ситуацию- я работаю с детками-сиротами в детском доме-интернате для детей с глубокими и множественными нарушениями нерв системы, т е основной диагноз-идиотия, есть и с имбицильностью. Речевых деток мало, родителей у них нет вовсе.

Жанна Гизитдинова

Мария, поскольку Янина сформулировала вопрос "Ваш опыт работы с "трудными детьми" ", то каждый из нас и писал о своем опыте. Я в системе образования с 1983 года, совмещала работу психолога в обычных детский садах и обычных школах с работой преподавателя в институте повышения квалификации. Педагоги бывают разные, как и психологи. Очень часто успехи этими специалистами приписываются себе. а вот неудачи. либо психолог виноват, либо педагог. Но расcуждения наши совсем не бесполезны. И несмотря на то, что вопрос в теме сформулирован не совсем конкретно, он стал интересным для участников группы, а это важнее.

Марина Маринина

Ни коим образом не хотела никого обидеть своими словами,просто в специальной психологоии не существует понятия "трудный ребенок", это называется "особенные дети", если речь здесь вообще шла об умственной отсталости, с которой я непосредственно работаю вот уже 10 лет.

Жанна Гизитдинова

Мариша, да, я думаю, никто и не думал обижаться.
Просто теперь все мы будем конкретнее формулировать вопросы к группе. С праздником вас, и дальнейших успехов в работе!

Екатерина Скутина

Дарья Борискина

Я работаю психологом в детском доме уже седьмой год, до этого работала с беспризорниками. У нас все дети "трудные", есть и те, от которых, действительно школа отказалась, так проще - они ведь сироты, с домашними так нельзя почему-то, обучали до недавнего времени на базе собственного класса, приписанного к школе. сама пробовала и арт-терапию, и компьютерные психотехнологии, и тренинги, медитативные техники, вообщем много и поняла, что нужно постоянно менять техники, владеть разнообразными технологиями, творчески подходить к работе. Дети непостоянны, особенности наши сиротки, знаете, что еще самое главное? То, чтобы из просто выслушали и поняли, не заставляя выбирать слова, а так, как им это удобно, с матами, эмоциями, поверьте, они потом извиняться. Будьте внимательным собеседником. А в группе подросткам легче, но не всем, кому-то проще высказаться один на один, кому-то нужна защищенность в группе. Наверно, стоит просто убрать слово "трудные", они не трудные, просто другие, дети, к которым нужен особый подход, дети, которые не подчиняются законам психологии, дети, которые столько повидали в жизни горя. Это я о своих, детдомовских, сиротах при живых родителях. Но думаю, что и к другим это тоже относится. Я не считаю умственную отсталость как "трудность", это особенность развития, и не очень понимаю, почему с такой опаской относятся к таким детям . Есть у нас дети с умственной отсталостью, хотя больше психиатрических заболеваний. У некоторых можно многому научиться, как ни странно.. В ребенке, каким бы он ни был, нужно прежде всего увидеть человека, индивидуальность, постараться раскрыть все самое хорошее, что есть, а оно обязательно найдется, иначе и быть не может, и тогда не будет "трудностей". Я вспоминаю свое детство, ведь я тоже для кого-то из учителей была "трудным" подростком, просто отстаивая свои права, а кто-то смог увидеть во мне ответственность. Все зависит от того, что мы хотим увидеть в ребенке: трудность или особенность, уникальность. А форма и техника придет сама, спросите и дети сами вам скажут, чего они хотят, я всегда спрашиваю, пробую, они выбирают, а иначе смысла нет.

Читайте также: