Какие работы не должен выполнять менеджер проекта по разработке программного обеспечения

Обновлено: 16.05.2024

Лучше всего рассматривать структуру команды в компаниях от 10 человек. В ней, как правило, также есть и второстепенные функции (бухгалтерия, юристы, клининг и т. д.). Их чаще всего отдают на аутсорс. Кроме того, в компании должны быть продавцы, маркетологи и HR.

На начальном этапе директор может справляться с частью функций сам (продавать, продвигать услуги, искать и нанимать сотрудников). Такая ситуация характерна, прежде всего, для стартапов, где команда может брать на себя все функции сразу. Так как это недавно запущенный проект, и его цель – окупить инвестиции и получить прибыль в максимально короткие сроки, директор может быть и продавцом, и разработчиком, и курьером. Однако чаще всего там уже есть деление на сферы ответственности. Например, в команде LICA (разрабатывают ИТ-продукт по подбору станков и тканей для текстильной промышленности), которую я курирую на программе Moove, кто-то взял на себя роль CEO, кто-то — CTO, а кто-то занялся продажами и общением с клиентами.

Ребята сами поделили сферы ответственности, исходя из компетенций и собственного опыта. Попытки перекинуть непрофильные задачи на других членов команды приводили к конфликтам (так, например, обзвон базы клиентов для технического специалиста был проблемой, он отказывался это делать). В итоге пришли к тому, что у каждого есть своя сфера ответственности и задачи изначально делятся по этим сферам.

По мере роста компании необходимо выделять под каждую функцию отдельного сотрудника. В классической компании, занимающейся разработкой программного обеспечения под заказ, так и происходит. Нагляднее всего это видно на этапах создания ПО.

Этапы создания ПО:

  • создание концепции/ТЗ;
  • проработка архитектуры программного обеспечения;
  • создание технической документации;
  • реализация проекта;
  • тестирование и приемка;
  • внедрение;
  • техническая поддержка.

На каждом этапе должен быть свой отдел со своими задачами:

  • проектный офис;
  • отдел проектирования программного обеспечения;
  • отдел тестирования и документирования;
  • отдел разработки;
  • отдел внедрения и сопровождения.

Основной состав группы — это специалисты, полностью занятые в создании нового программного продукта:

  • менеджеры проекта;
  • программисты;
  • тестировщики;
  • разработчики документации;
  • инженерные психологи;
  • технологи по разработке ПО.

Вспомогательная группа — это специалисты, не занимающиеся созданием программ, но, тем не менее, играющие важную роль в реализации проекта:

  • группа менеджмента и маркетинга продукта;
  • специалисты по технической поддержке ПО;
  • администраторы бета-тестирования.

По сути в любой команде, занимающейся разработкой продукта, можно выделить следующие роли в команде:

Developer

Занимается производством программных продуктов.

Это роль исполнителя: руководитель ставит задачу на автоматизацию того или иного процесса, разработчик ее выполняет. Эта роль часто сегментируется:

по разделению ответственности:

  • Backend developer — разработчик программно-аппаратной части комплексного ПО;
  • Frontend developer — разработчик клиентской стороны пользовательского интерфейса к программно-аппаратной части.
  • Web;
  • Mobile;
  • Server-Side;
  • и так далее.

User Experience Designer (UX)

Занимается производством карт пользовательского опыта.

Этот человек изучает и оценивает, как пользователи относятся к разрабатываемому программному обеспечению. На нем лежит ответственность за то, чтобы продукт был прост в использовании, восприятии ценности, полезности и эффективности. Он продумывает и оценивает процессы и сценарии использования ПО.

Эту роль ошибочно путают, а порою и совмещают с ролью UI Designer. UX и UI Designer отличаются не только предметной областью, но и спецификой мышления. UX Designer больше про аналитику и систематизацию, чем про эргономику и эстетику.

User Interface Designer (UI)

Занимается производством графической составляющей интерфейсов.

Этот человек разрабатывает визуальную часть пользовательского интерфейса. Основными целями работы UI дизайнера являются: интуитивность восприятия, простота, юзабилити и эстетика интерфейса ПО.

Quality Assurance (QA)

Занимается проверкой результата.

QA занимается тестированием всего, как бы странно это ни звучало.

Системный подход специалиста QA позволяет тестировать как программный код, так и продуманность карт пользовательского опыта.

Human Resource (HR)

Занимается первичным подбором кандидатов.

Он обеспечивает прозрачное прохождение всех этапов собеседований при трудоустройстве.

Team Leader

Отвечает за работу группы специалистов.

Team Leader обеспечивает комфортные условия работы коллектива и поддерживает высокий уровень эффективности команды. Этот человек не обязательно должен знать специфику работы команды досконально. Например, Team Leader в группе разработчиков не обязан быть программистом, ему достаточно понимать как организовать работу, понимать процессы, протекающие во время производства.

Но на практике исторически сложилось, что на эту позицию ставят самых прокачанных программистов, что является классической ошибкой управления.

Tech Leader

Отвечает за грамотный аргументированный выбор технических решений:

  1. Ответственный выбор стороннего ПО для проекта;
  2. Рекомендация по выбору конкретного алгоритма или архитектурного решения при производстве ПО;
  3. Определение технических особенностей в процессах производства.

Scrum Master

Scrum, Agile, KanBan, гибкие методологии, и прочие теоретические знания, которые крайне бесполезны без практики и опыта.

Scrum Master — это специалист, который помогает команде применять методологию Scrum правильно, объясняет правила методологии, контролирует их выполнение. Сейчас к командам разработки стали прикреплять роль Scram Master. Он отвечает за грамотное применение той или иной гибкой методологии (бывает, что даже той, которая не касается Scrum вообще).

Project Manager (PjM)

Отвечает за старт, ведение и сдачу проектных работ.

Эта роль классического управленца процессами. Работа над проектом начинается с Project Manager’а, ведётся (ставит задачи), контролируется (контроль качества и эффективности) и сдаётся тоже им. В большинстве компаний Project Manager управляет проектным фондом.

Архитектор (Architect)

Ключевая обязанность архитектора — проектирование архитектуры ПО, т. е. принятие ключевых проектных решений относительно внутреннего устройства программной системы и её технических интерфейсов.

Бизнес Аналитик (Business Analyst)

Напрямую общается с заказчиками продукта и выясняет их пожелания и требования. Задача бизнес аналитика верхнеуровнево понять, чего хочет заказчик, как он видит продукт, который будет разрабатывать команда, цель у продукта и какие задачи он будет решать. На момент общения с заказчиком бизнес аналитик может предлагать свои идеи по улучшению продукта и совместно с заказчиком формировать так называемый vision.

Системный аналитик (System Analyst)

Занимается, в основном, анализом данных и принятием решений о том, как будет работать система, какие методы будут использоваться, а также написанием основных технических документов (техническое задание или ТЗ, спецификации). Важная часть работы — функциональный анализ, в результате которого выделяется перечень функций, которые должна выполнять система, а также определение требований к системе.

Технический писатель (Technical writer)

Специалист, который занимается составлением документации в рамках разработки различных программ. Это люди, которые призваны помогать нам овладевать новыми технологиями, будь то модное устройство или новая программа. От них отчасти зависит успех новинки, ведь именно им нужно убедить потенциального покупателя в пользе этой новинки и объяснить, как ей пользоваться.


Когда команда разработчиков создаёт мобильное приложение или функцию в нём, менеджер проекта контролирует ход работы. Его задача — довести проект до намеченного результата.

Кто такой менеджер проектов

Представим, что в студию разработки приходит клиент и заказывает мобильное приложение для бизнеса. На начальном этапе он озвучивает, какие проблемы решит финальный продукт и благодаря каким функциям. Так студия узнаёт, что ей предстоит создать. После этого заказчик обсуждает с исполнителем сроки выполнения задачи и её стоимость.

Менеджер проектов будет ответственен за то, чтобы довести работу до ожидаемого клиентом результата, опираясь на переменные: что команда делает, когда и за какую сумму.

У менеджера проектов, который работает со своим штатом разработчиков, аналогичные задачи. Специалист получает задачу и составляет по ней план, по которому ведёт команду.

Менеджер проектов в разработке мобильных приложений: что нужно знать для старта в профессии

Что умеет менеджер проектов в мобильной разработке

Чтобы управлять процессом мобильной разработки, нужно не только обладать общими менеджерскими навыками, но и понимать специфику направления.

Планирование. Чтобы построить план, важно понимать, какие шаги нужно сделать при разработке, чтобы команда пришла к результату. Так даже общее для менеджеров умение планировать обладает спецификой при создании мобильных приложений.

Во-первых, менеджер мобильной разработки знает правила дизайна для смартфонов. Специалисту стоит в общих чертах понимать, как проектируются интерфейсы iOS- и Android-приложений. У разных компаний и заказчиков представление о дизайне может отличаться, но у Apple и Google есть гайды, в которых прописаны фундаментальные принципы проектирования мобильных приложений. Изучив их, менеджер замечает явные ошибки при создании приложения и подсвечивает их команде. Также это позволяет лучше понимать специфику направлений дизайна и проектирования — а это помогает комфортнее взаимодействовать с дизайнерами.

Во-вторых, разработка. Расширяя кругозор в технических областях знаний, я как менеджер смогу быстрее формировать требования к продукту и легче находить общий язык с разработчиками. К примеру, на каждую функцию мобильного приложения требуется разное время. Если клиент уже после старта просит добавить возможность использования его сервиса в офлайн-режиме, то программистам придётся перестраивать внутреннюю архитектуру проекта. На это уйдёт много времени, и первоначальный план проекта поплывёт. А вот скорость разработки определения геолокации зависит от точности, которую требует клиент. Если нужно, чтобы приложение определяло не только город пользователя, но и улицу с домом, то это более трудоёмкая задача для команды, что тоже влияет на сроки исполнения проекта.

В-третьих, этап публикации приложения в App Store и Google Play. После того, как разработчик написал программу, он отдаёт её на проверку Apple или Google. Обычно на рассмотрение заявки уходит до трёх дней, но бывают и исключения. Например, 25 декабря корпорации уходят праздновать католическое Рождество, и, если команда не успела подать приложение на проверку до этой даты, то выйдет оно уже после Нового года.

Безусловно, всё предусмотреть невозможно — это работа команды и заказчика, всегда бывают форс-мажоры. В таких случаях пригодится знание методологий планирования, которые помогают менеджеру при продумывании плана, и гибкость.

Коммуникация. Относится к общим навыкам. Менеджер проектов должен не только находить компромиссы и договариваться с коллегами и заказчиком, но и уметь объяснять требования клиентов команде. Он выступает посредником между заказчиком и исполнителем, и большая часть работы менеджера — чаты и переписки. Он постоянно в обсуждениях деталей проекта и согласовании выполненных частей работ.

Инструменты. Вновь весьма общее умение. Менеджер может быстро назначить встречу в календаре Google, организовать созвон в Zoom, вести записи на доске Miro. Для каждого типа задач он использует отдельный инструмент. К примеру, чтобы отслеживать прогресс по проекту, он открывает Яндекс.Трекер, Trello, Jira или Asana. Для планирования обращается к GanttPRO или OmniPlan, а для составления бюджета проекта — к Excel.

Какие карьерные перспективы у менеджера проектов

Начинающий менеджер получает от 50 до 80 тысяч рублей. Ему дают небольшие задачи и команды, в первое время проверяют его письма клиентам перед отправкой и не берут с собой на переговоры с ними.

Уходит до полутора лет, чтобы перейти на среднюю позицию. Здесь зарплата доходит до 130 тысяч рублей. Ответственности становится больше, менеджер присутствует на встречах с клиентами, количество людей в команде и бюджеты растут. Иногда менеджеры на этом уровне пробуют себя в ответвлениях создания приложения: учатся проектировать интерфейсы или писать код. Со временем они лучше разбираются в нюансах работы команды и дорастают до позиций выше.

Чтобы дорасти до уровня выше, уходит до трёх лет, и здесь путь менеджера может быть разным:

Если вы читаете эту статью, скорее всего, вы прекрасно знаете, чем занимаются разработчики. Уточним на всякий случай: они создают и поддерживают прикладное программное обеспечение (web-сайты, мобильные приложения, системы распознавания документов, BI-системы, B2B-бизнес-порталы и многое другое).

Работают обычно не по одному, а в командах, так как разработка — дело трудоёмкое. При этом команды бывают очень разные. Где-то есть только разработчики, а где-то к ним присоединяется группа поддержки: проджект-менеджеры, бизнес-аналитики, системные аналитики, наставники по качеству… В этой статье мы рассмотрим, как они усиливают команду и упрощают жизнь программистов.

Чтобы узнать, какими бывают разработчики, воспользуемся методом оценки должностей Эдварда Хэя.

это практические навыки, теоретические знания и опыт, необходимые для выполнения должностных обязанностей.

Разработчиков можно условно разделить на два типа: кодеров и инженеров. Они различаются сложностью труда.

Кодер — занимает нижнюю ступень в классификации по Хэю. Его труд похож на работу современной машинистки, только вместо русского или иностранного языка нужно владеть языками программирования. Знание функций, определений, методов аналогично знаниям орфографии и пунктуации. У кодера, правда, чуть больше методов и вызовов, чем клавиш на клавиатуре, но суть похожа. Как машинистка не правит стилистику текста, так и кодер не рассуждает о смысле задачи: ему дали чёткое техническое задание, он его выполняет.

По методу Хэя:

  • Необходимые знания и опыт: нужны узкоконкретизированные.
  • Решение задач: низкий уровень. Задачи приходят разбитыми на мельчайшие шаги — до атомарного уровня, без доли неопределённости.
  • Уровень ответственности: низкий (близкий к нулю).

Инженер — думает не только о том, что нужно сделать задачу, но и о том, как это сделать правильно, рационально. Уровень его знаний и опыта, сложности процесса мышления, ответственности — достаточно высокие, чтобы он мог учесть все исключения сам либо посовещавшись с коллегами.

Функции проджект-менеджера: качественная постановка задачи


На рынке труда есть и кодеры, и инженеры: и те и другие востребованы, просто в разных компаниях. Но, кроме разработчиков, в команде может быть ещё один очень важный человек — это проджект-менеджер. Нужен ли он там, где уже есть инженеры? С их высоко развитыми навыками решения задач, знаниями, опытом и высоким уровнем ответственности.

Основополагающая философия в IT — это Agile, гибкое управление проектами.

Сам Agile не делит людей по ролям. Структура команды здесь плоская, и ответственность за результат несёт вся команда.

В Agile есть product owner (заказчик, который принимает бизнес-решение и говорит, насколько эта фича значимая — при постановке задачи, есть ли от неё нужный эффект — после выполнения) и команда, в которой все участники равны. Роли проджект-менеджера не предусмотрено. Но в жизни не всё так просто.

kt.team — это системный интегратор, то есть подрядчик, который разрабатывает сложные IT-решения для внешних заказчиков.

    я не делаю брак;

Правила TQM можно изобразить в виде пирамиды, на каждом уровне которой — свои ответственные за качество.


Разработчик уровня software engineer должен думать обо всех исключениях, даже тех, которые не указаны в техническом задании, — это его уровень качества. То есть разработчиков, которых можно было бы считать кодерами, в Agile-интеграторе нет, по сути, здесь каждый — инженер.

Разработчик должен предусмотреть, что пользователь может по ошибке указать 3000-й год или вообще буквы, и обработать все эти исключения. Это уровень качества выполнения задачи.

Проблема в том, что задача может быть поставлена некорректно (вы тоже наверняка с этим сталкивались). Бракованная задача — та, что плохо описана, и для её выполнения недостаточно данных.

В нашем примере с формой регистрации: если человек укажет возраст пять лет, это нужно считать ошибкой или следует разрешить ему регистрацию? Где верхняя граница отсечения — 65 лет или 100 лет? Чтобы это понять, простого здравого смысла мало — нужно узнать особенности бизнеса клиента.

Другой пример: клиент предлагает внедрить избыточное решение (например, новые маркетинговые фичи). Возможно, идея не самая лучшая, реализация уменьшит объём продаж, или мы потратим на неё слишком много времени в ущерб более важным задачам. Представляете, если всё это должен проанализировать разработчик или тимлид? Ему нужно разбираться в маркетинге, думать о рентабельности и напрягаться по поводу не только качества своего кода, но и общих бизнес-показателей проекта. Сколько времени нужно, чтобы сначала научиться этому, а потом выполнять изо дня в день.

В команде с проджект-менеджером за уровень качества постановки задачи отвечает именно он!

  • кто (роль);
  • где (место нахождения);
  • что делать;
  • для чего это всё нужно.

Если я хочу покрасить дом в голубой, значит, сценарий должен быть таким: как владелец дома я хочу видеть внешние стены дома выкрашенными в голубой цвет для того, чтобы дом снаружи смотрелся голубым.

За INVEST отвечает владелец продукта, это уровень бизнес-требований, и это уровень качества владельца продукта (только он владеет нужными данными, и он будет принимать готовый результат). А прийти к нужным формулировкам ему помогает проджект-менеджер.

Вывод
Проджект-менеджер экономит уйму времени разработчикам и тимлиду, когда глубоко анализирует задачу, описывает её по методу INVEST и добивается высокого качества её постановки. Происходит разделение труда, и разработчики могут сконцентрироваться на качестве кода.

Менеджер ИТ-проекта – кто это?

Менеджер проекта – это тот, кто отвечает за успешную реализацию идеи или поставленной задачи силами одной или нескольких команд, внутренних и/или внешних, в рамках имеющегося бюджета и в установленные сроки.

Для этого он организует работу команды, управляет ею – определяет цели, делегирует полномочия, а также взаимодействует с другими командами, заказчиками и подрядчиками.

Миф vs реальность

Многие считают, что профессия менеджера ИТ-проекта достаточно доступная и несложная для освоения людьми не из ИТ-области. Зачастую профессионалы из смежных сфер, которые имеют опыт руководства проектами, начинают претендовать на подобные роли и в ИТ.

Но это обоснованно только отчасти, сходство с другими руководителями проектов заключается лишь в менеджерских компетенциях.

На деле оказывается, что для достижения качественного результата важно достаточно глубоко понимать специфику разработки ПО, инструментарий, методы тестирования, инструменты системного анализа, иногда даже особенности архитектуры продукта (если в команде нет Tech Lead, готового прийти на помощь).

Таким опытом, навыками и компетенциями обладают в большинстве своем только люди, вышедшие из сферы ИТ, которые готовы развиваться дальше и делать карьеру.

Суть работы менеджера ИТ-проекта

Цель работы менеджера проекта – выполнить поставленную задачу в срок. Для этого ему нужно собрать все имеющиеся требования заказчиков внутри компании и за ее пределами, проанализировать их, адаптировать и донести до членов своей команды так, чтобы они стали понятными и выполнимыми.

Именно поэтому одной из основных функций проектного менеджера становится постоянное взаимодействие со всеми – заказчиками, подрядчиками, руководством, коллегами и командой.

Для реализации проекта необходимы постановка задачи, распределение ресурсов, делегирование, мотивация, контроль и отчетность. Менеджер проекта постоянно должен следить за соблюдением сроков выполнения всех этапов, одновременно управляя бюджетом и проектно-техническим документооборотом.

Это значит, что в рамках проекта есть универсальный руководитель, который начинает проект с нуля и сдает его под ключ, – менеджер проекта.

Нюансы профессии

Некоторые компании обозначают менеджера проекта как профессионала, который отвечает за развитие продукта, то есть полностью выполняет функции менеджера продукта. Другие предполагают, что менеджер проекта – это человек, который должен руководить командой разработчиков.

Мы советуем всем, кто претендует на роль проектного менеджера, задавать работодателю как можно больше уточняющих вопросов, чтобы избежать недопонимания в дальнейшей работе. Иногда такое совмещение и замещение ролей происходит не только оттого, что компания оптимизирует ресурсы или переживает кризисы.

Поэтому нужно понимать, что работодатель отдает себе отчет в важности роли менеджера проекта и объеме его работы.

Карьерные возможности

Многие компании при поиске менеджера проекта ориентируются на то, чтобы предыдущий опыт специалиста был связан с IT-сферой, идеально — максимально близок к разработке. Это могут быть как разработчики, которые дополнительно выполняли функцию Scrum Master внутри команды или курировали разработку отдельных элементов, так и Team Lead команды разработки.

Карьерное развитие проектного менеджера может быть связано прежде всего с расширением его зоны ответственности, ведением нескольких команд, нескольких разных проектов одновременно, с постепенным ростом до позиции директора проектов.

Довольно часто можно заметить переход в область продуктового менеджмента или на роль Scrum Master, Agile Coach. В случае если проектный менеджер больше участвует в технической части процесса реализации проекта, то вариантом его карьерного развития может быть переход на роль руководителя разработки или, например, Delivery Manager.

Также в роли проектных менеджеров эффективно себя проявляют специалисты по тестированию или лидеры команды тестирования, а еще специалисты из направления аналитики (например, системной аналитики, продуктовой, бизнес-аналитики).

Вырасти до роли проектного менеджера можно и с позиции координатора проектов или ассистента в проектном управлении.

Хард-скиллы проектного менеджера

  • Знание и владение стандартами и теорией проектного управления;
  • знание методологий разработки ПО (Waterfall, Agile);
  • понимание процессов разработки, загрузки, планирование хода разработки;
  • знание английского языка на уровне Intermediate и выше;
  • умение работать с инструментами MS Project, JIRA, Trello, Miro, Slack, Wrike и др.;
  • опыт работы с распределенными и гибридными командами;
  • умение выстраивать работу с подрядчиками;
  • опыт работы с заказчиками на разных уровнях.

Софт-скиллы проектного менеджера

  • Отличные навыки коммуникации с людьми на разных уровнях;
  • умение выстроить команду и организовать работу всех ее членов;
  • лидерство и умение поддерживать свой авторитет;
  • навыки презентации для защиты проекта и его результатов;
  • целеполагание и умение идти к заданной цели;
  • нацеленность на результат;
  • гибкость и быстрая адаптация к изменяющимся условиям;
  • пунктуальность, аккуратность к деталям.

Требуемое образование

Работодатели предпочитают рассматривать на должности менеджеров проектов тех профессионалов, которые имеют высшее образование в области управления проектами, или тех, кто прошел хотя бы краткосрочное (от недели до года) обучение по данному направлению на различных образовательных площадках.

Для работодателей большим преимуществом, а иногда и обязательным требованием является наличие опыта управления проектами. Наиболее востребованная в России сертификация — PMI.

Специалисты, получившие сертификаты, таким образом подтверждают свои знания методологий, специализированного ПО, планирования, контроля изменений, реализации и завершения проекта.

Одно из основных требований к проектному менеджеру – это постоянное развитие и повышение квалификации. Профессионалам такого уровня необходимо регулярно обновлять знания о передовых технологиях, методологиях и постоянно меняющихся бизнес-процессах, чтобы всегда быть готовым к новым вызовам.

Сегодня существуют дополнительные курсы и сертификация по Agile-методологии и ее отдельным фреймворкам, что также является дополнительным преимуществом для кандидатов.

Правильная подготовка к собеседованиям

Поэтому одним из ключевых будет вопрос о вашем опыте.

  • Вопросы-кейсы по управлению людьми, взаимодействию с заказчиком, управлению процессами разработки.

Чтобы показать свой опыт и компетенции, перед собеседованием вспомните сложные ситуации из своей практики. Наиболее показательными для потенциального работодателя будут ситуации, когда вам пришлось столкнуться с трудностями, найти эффективное решение, извлечь уроки.

Например, когда неверно был оценен бюджет или срок проекта и вы не уложились в план, когда заказчик в процессе разработки решил сменить курс проекта и потребовал внести в продукт незапланированные изменения, что отразилось на уже закрепленных стоимости и сроках реализации.

Могут также спросить про кейсы, когда вам приходилось управлять людьми из других функциональных команд, которые оказывали влияние на ваш проект. Такие вопросы выявляют навыки организации ресурсов, работы над решением проблем, а также гибкость и умение приоритизировать задачи, убеждать людей, добиваться результата.

  • Вопросы по методологии разработки и теории проектного управления, стандартам PMBoK, принципам agile.

Здесь проверяются основы знаний об артефактах, идеологии и структуре проектного управления согласно определенной методологии, что важно для быстрого включения в проект.

  • Вопросы по проектному планированию: как рассчитывается бюджет, сроки, ресурсы, что нужно учитывать.

Какие факторы влекут неверную оценку проекта и ведут к изменениям, из-за которых проект может не быть реализован в рамках плана?Какие основные причины попадания проекта в красную зону (критический выход за рамки срока и бюджета)?

  • Вопросы по оформлению документации по проектному управлению в рамках задач проекта.

В госпроектах бывают требования, связанные с определенными стандартами оформления документации. В коммерческих проектах также бывают свои способы документирования этапов проекта. Им можно научиться, но работодатель не всегда готов учить.

Зачастую требуется опыт использования специализированного ПО для ведения проектов, поэтому задаются вопросы по его знанию.

  • Вопросы по предметной области проекта, в котором предстоит работать.

Такие вопросы актуальны для специфических областей разработки big data, fintech, blockchain.

Средняя зарплата в Москве и Санкт-Петербурге

В настоящее время проектные менеджеры в крупных компаниях в Санкт-Петербурге могут рассчитывать на заработную плату от 120 до 300 тысяч рублей гросс. Средняя зарплата — около 200 тысяч рублей ежемесячно.

В Москве заработные платы менеджеров проекта чуть выше. Здесь такие специалисты могут претендовать на вознаграждение от 150 до 350 тысяч рублей гросс, и средняя зарплата сейчас находится на уровне 250 тысяч рублей.

Резюмируя

Менеджер проекта сегодня – одна из самых востребованных профессий не только в России, но и во всем мире.

При этом работодатели все чаще хотят видеть максимальное соответствие кандидата предъявляемым требованиям и имеющимся вакансиям.

Рассчитывая на хорошую зарплату, профессионалам нужно продемонстрировать навыки и компетенции, а также пользу, которую они смогут принести реализуемым проектам и компании в целом.

По нашим прогнозам, в ближайшие годы спрос на проектных менеджеров в ИТ сфере будет расти, поэтому у всех, кто планирует делать себе карьеру в этом направлении, есть возможность получить необходимое образование, закончить соответствующие курсы, повышать свою квалификацию и начать искать себе работу мечты.

Рынок труда за последний год сильно изменился. В ближайшее десятилетие мир обретет много новых профессий. Одной из них уже становится менеджер проектов. Это специалист, который может управлять целой командой и решать задачи в ограниченных условиях. Какие навыки необходимо прокачать проект-менеджеру? С какими сложностями сталкиваются специалисты этой профессии? И c чего начать свою карьеру в этой области? Разберемся сегодня.

Скрам-мастер – это защитник ценностей скрам-методологии набора логичных правил и процедур для оптимизации рабочих процессов. Он обучает скрам-фреймворку, помогает команде брать управление процессами в свои руки, выявляет и устраняет проблемы, мешающие прогрессу в работе, проводит тренинги и сессии для повышения эффективности. Существуют скрам-команды, в которых нет роли проект-менеджера. В больших командах, где выделены роли проект-менеджера и скрам-мастера, функционал распределяется следующим образом: проект-менеджер управляет проектом в целом. Он ведет всю документацию (сметы, оценка рисков, бриф, план проекта, графики Ганта, отчеты), определяет объем работы, формирует задачи, управляет проектными рисками, контролирует качество, сроки, бюджет. Создает и управляет бизнес-процессами, распределяет технические и человеческие ресурсы, следит за прогрессом проекта и продуктивностью команды. При этом проект-менеджер в работе учитывает интересы сразу трех сторон: заказчика, компании и команды. А вот задача скрам-мастера – повысить гибкость организации, настроить процессы внутри и вне команды в соответствии с ценностями скрам-фреймворка, чтобы достижение цели было максимально эффективным, а команда – заряжена на результат.


Какими навыками должен обладать проект-менеджер?

Полина Ганкович отмечает:

По умолчанию проект-менеджер должен владеть инструментами и технологиями, обычно используемыми в этой сфере – таск-менеджерами, системами планирования. Знание основ бизнес-процессов, умение описывать проект, документировать информацию, делать выводы, контролировать бюджет, составлять отчеты – must have грамотного проект-менеджера. Управление проектами – это профессия, требующая постоянных изменений и адаптации. Если проект требует много взаимодействия с командой и акционерами — проект-менеджер прокачивает soft skills. Если, например, проект не требует участия других людей — проект-менеджер усиливает навыки написания техзаданий, оценки рисков и других hard skills.

Таким образом, можно выделать следующие ключевые навыки:

Навык взаимодействия позволяет эффективно общаться с людьми, мотивировать сотрудников.

Лидерство. Благодаря лидерским качествам: харизме, смелости, решительности – менеджер держит всю команду в активной позиции.

Управленческий и организационный навык. Руководитель проекта должен находить эффективные пути решения задач. Извлекать опыт как из успехов, так и из провалов.

Навык переговоров. От качества переговоров зависит результат. Менеджер, обладающий дипломатией, вызывает уважение и авторитет.

Навык продаж. Менеджер постоянно сталкивается с продажами и презентациями.

Навык управления рисками. Руководителю необходимо иметь в запасе ресурсы, которые помогут решить проблему.

Как стать проект-менеджером?

Новой специальности не обучают в высших учебных заведениях. Здесь можно посоветовать только курсы. Но ни один курс не сделает стажера сразу хорошим специалистом. Для этого требуются практика и опыт. Отличным вариантом будет стажировка в крупной компании, где наставники и коллеги помогут быстро вырасти.

Основной центр подготовки это IT-Academy. В Академии есть базовый курс проект-менеджеров, который включает не только технические и управленческие знания, но учитывает современные тренды – развитие soft-skills, эмоционального интеллекта, навыков people-management. Важно, что выпускники этого курса участвуют в программе трудоустройства, а значит практически сразу могут получить должность или пройти стажировку в одной из IT – компаний – партнеров Академии.


Перечень возможных сертификатов для специалиста:

PMP® Сертификация (Professional Management Professional) – одна из самых популярных сертификаций. Данный сертификат выдает Институт управления проектами. Для того чтобы сдать экзамен, необходимо наличие опыта. Специалист должен проработать в должности руководителя проекта не менее трех лет. Сертификат действует три года и его нужно продлевать, потому что стандарты постоянно меняются.

Сертификация PRINCE2 (PRojects IN Controlled Environments) – метод управления проектами. Разработало правительство Великобритании. Для получения данного сертификата возможны два варианта:

PRINCE2 Foundation. Первый уровень. Подтверждаются базовые знания метода. Для того чтобы сдать экзамен, нужен опыт в управлении проектами.

PRINCE2 Practitioner. На этом уровне можно подтвердить, может ли кандидат использовать метод PRINCE2 в реальных проектах.

Scrum сертификаты. С помощью системы Scrum можно эффективно управлять проектами. Ее используют для управления продукцией, а также для проектов в индустрии программного обеспечения. Можно выбрать одну из множества аттестаций.

Адаптация проектного менеджера в коллективе

При приеме на работу кандидатов без опыта, HR-специалисты смотрят в резюме на следующую информацию:

  1. Личная информация. Нужно рассказать о себе и своих увлечениях. Специалисты по кадрам смотрят, что соискатель желает получить от работы в компании и чем она интересна.
  2. Уровень владения английским.
  3. Курсы, которые окончил кандидат и места прохождения практики. Далее будут интересны навыки владения инструментами для решения задач. Иногда HR-специалисты просят дать ссылки на страницы в соцсетях.

– Если говорить об опытном проект-менеджере, то скорее коллектив адаптируется к нему, а не наоборот.

Особенности адаптации проект-менеджера напрямую связаны со спецификой работы и требуемых в этой профессии качеств.

Советы начинающему менеджеру

  • Будьте открытыми к обучению. Умейте слушать свою команду. Чем больше вы знаете, тем проще будет принять решение.
  • Ведите детальную документацию по проекту. Команда должна быть в курсе последних новостей.
  • Все риски, препятствия и проблемы должны обсуждаться. Хорошо, когда вы открыты для общения с другими участниками проекта: менеджерами, владельцами, спонсорами.
  • Выслушивайте предложения других, даже если впоследствии их придется отклонить.
  • Сомневайтесь, чтобы воплотить идеи только в лучшем качестве. Всегда задавайте максимум вопросов.
  • Свои силы надо беречь, не переоценивайте их.

Главные тренды в проектном управлении

Активное вовлечение топ-менеджеров. Шансы на успех проекта повышаются, если его поддерживает топ-менеджмент компании. Такая поддержка позволяет установить контакт руководителя с лицами, которые принимают решение, а также повысить успешность проекта.

Одно из важных качеств руководителя крупного проекта – влияние. Оно возникает, когда топ-менеджер имеет связь с высшим руководством.

Существуют специальные программы для подготовки эффективных топ-менеджеров компании.

Содержание проекта – это наличие в проекте тех работ, которые необходимо выполнить, чтобы получить желаемый результат. Содержанием нужно управлять и контролировать его. Следить, чтобы в списке работ не появились лишние.

Роль ценности результатов. Обеспечивается минимизацией рисков, контролем стоимости и увеличением выгод проектов.

От грамотно организованного управления проектами зависит успех современного бизнеса. Профессия проект-менеджера не является простой, но и оплачивается достойно.

Читайте также: