Какие профессии относятся к образованию

Обновлено: 05.05.2024

Конечно же, это штамп, практически не имеющий отношения к настоящему положению дел.

Также можно услышать мнение, что технические профессии приносят больше пользы обществу, чем гуманитарные специальности. Было бы интересно посмотреть на мир без гуманитариев, но это вряд ли возможно, ведь без них он перестал бы существовать.

Разберемся, кто такие гуманитарии, и нужны ли они в современном мире.

Перечень популярных профессий гуманитарного профиля

Главное отличие гуманитарных специальностей в том, что в их основе – гуманитарные, а не точные науки, и эти профессии не связаны с техникой. Гуманитарные дисциплины изучают человека и его проявления, вот почему все гуманитарные профессии связаны с людьми, а также с гуманитарными и общественными науками:

  • философией;
  • социологией;
  • религиоведением;
  • психологией;
  • культурологией;
  • искусствознанием;
  • лингвистикой;
  • историей;
  • этнографией;
  • антропологией;
  • политологией;
  • когнитивистикой;
  • техногуманистикой.

Кроме того, гуманитарные дисциплины изучают:

  • классические искусства;
  • юриспруденцию;
  • экономику;
  • медицину.

Список гуманитарных профессий:

  • лингвист;
  • педагог;
  • психолог;
  • режиссер;
  • актер;
  • менеджер;
  • маркетолог;
  • юрист;
  • дизайнер;
  • PR-специалист;
  • HR-специалист;
  • переводчик;
  • фотограф;
  • дипломат;
  • журналист;
  • культуролог;
  • историк;
  • востоковед;
  • врач.

Представители этих профессий взаимодействуют с людьми и работают с человеческими потребностями.

Кому подходят профессии гуманитарного профиля

В центре внимания гуманитария – человек, поэтому главный критерий того, что гуманитарная профессия вам подходит, – искренний интерес к людям. Пригодятся гуманитариям и следующие качества:

  • умение получать энергию из общения с людьми;
  • умение слушать;
  • умение четко выражать свои мысли;
  • умение быстро обрабатывать большие объемы информации;
  • желание служить людям.

Выбирая профессию, необходимо учесть множество факторов:

  • подходит ли вам это направление;
  • какая профессия из представленного направления наиболее полно соответствует вашим личностным качествам;
  • желаете ли вы приобретать соответствующие знания;
  • востребована ли профессия на рынке труда;
  • ожидается ли сохранение или рост ее востребованности в ближайшие годы;
  • какие перспективы ожидают представителей этой специальности;
  • в каком учебном заведении желательно учиться.

Все эти нюансы непросто учесть, поэтому карьерное ориентирование – обязательное условие успешного выбора профессии.

Плюсы и минусы гуманитарных профессий в сравнении с техническими

Представители технических специальностей иногда склонны недооценивать роль гуманитарных профессий, но подумайте, что стало бы с обществом без учителей, психологов, юристов, экономистов, врачей?

Насколько эстетически беднее станет мир без дизайнеров, актеров и режиссеров, танцовщиков?

Плюсы гуманитарных профессий:

Вам также может быть интересно:

  • Гуманитарная сфера – это огромный пласт, включающий множество необходимых людям специальностей. Список гуманитарных профессий очень широк.
  • В современном мире особую важность получают soft skills – навыки, напрямую не связанные с профессиональной деятельностью, но позволяющие эффективно трудиться на профессиональном поприще. Они необходимы в любой области. Это гибкость, стрессоустойчивость, дружелюбие, умение работать в команде. Такие качества больше свойственны представителям гуманитарных профессий.
  • На гуманитарных отделениях в целом легче учиться, процент отчисленных ниже.

Минусы гуманитарных профессий:

Востребованные гуманитарные профессии сегодня

Университетское гуманитарное образование имеет более древнее происхождение, чем техническое.

Интересно!

В первых европейских вузах, основанных более 1000 лет назад, уже преподавались медицина и юриспруенция.

Во времена активного научно-технического прогресса на первый план выходят представители технических специальностей, но по мере того, как общество переходит в стадию постиндустриализации, все большее значение приобретают профессии, непосредственно связанные с людьми, хотя в них нуждается и индустриальное общество.

Сейчас, в связи с развитием технологий, доля людей, занятых в производстве, постоянно уменьшается, а сфера услуг, наоборот, растет.

Традиционные профессии врача, преподавателя, юриста актуальны и высоко востребованы везде. Но, в зависимости от страны, акценты могут смещаться.

Так, в России ощущается нехватка квалифицированных маркетологов, а в западных странах высоко востребованы психологи и экономисты.

На каких специальностях лучше учиться

Гуманитарные профессии тем и хороши, что специалисты в этой области требуются постоянно.

Выбирайте профессию, к которой лежит душа, ведь придется заниматься этим делом много лет.

Обращайте внимание, есть ли смежные специальности, в которые можно будет пойти, если карьера по основному профилю не сложится.

На сегодняшний день самыми популярными гуманитарными профессиями являются:

  • юрист;
  • дизайнер;
  • переводчик;
  • экономист;
  • менеджер.

Подводные камни и советы по выбору профессии

Выбирая профессию, узнайте, не относится ли она к вымирающим.

Вымирающие профессии в разных странах различны.

Например, Forbes опубликовал список бесперспективных профессий 21-го века для США. В него, помимо туроператоров и журналистов, вошли программисты. Причина – размещение заказов на программирование в других странах.

В России под угрозой вымирания находится гуманитарная специальность корректор.

Где получить образование? Топ вузов и стран

В России лучшее гуманитарное образование получают в вузах, расположенных в столицах:

  • МГИМО;
  • Московский государственный лингвистический университет;
  • Российский государственный гуманитарный университет;
  • Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов;
  • Российский государственный социальный университет;
  • Литературный институт им. А. М. Горького.

Стоимость платного обучения в этих вузах составляет от 100 до 540 тысяч рублей в год.

Гуманитарное образование за рубежом имеет свою специфику.

  • Программы, совмещающие изучение гуманитарных дисциплин с экономикой, бизнесом и управлением.
  • Программы, редкие в России (например, религиоведение).
  • Обширная научная база, позволяющая вести исследовательские проекты.

В Европе и США зарплаты представителей гуманитарных профессий выше, чем в России. Тем, кто планирует международную карьеру, имеет смысл рассмотреть возможность получения образования за рубежом. Многие профессии лучше осваивать в той же стране, в которой планируется работа. Например, юрист с зарубежным дипломом будет вынужден подтверждать свою квалификацию в другой стране. Кроме того, во время обучения и практики есть возможность найти свое первое место работы по специальности.

Самое престижное образование сейчас в вузах США и Великобритании. Они являются эталоном университетского образования, но учеба в этих странах стоит очень дорого, а бесплатного варианта нет. Единственный способ попасть в Гарвард или Оксбридж – получить стипендию.

Другое дело, страны, которые предоставляют бесплатное обучение в вузах для граждан других стран. Качеством образования среди них выделяется Германия.

Подавайте заявки сразу в несколько вузов, так вы повысите свои шансы на поступление.

В Германии огромное количество вузов на душу населения. Среди элитных вузов страны гуманитарной направленностью выделяется Мюнхенский университет имени Людвига и Максимилиана. Он входит в пятерку лучших вузов Германии.

Интересно!

В немецких вузах есть возможность учиться одновременно на двух-трех специальностях. Одна из них может быть основной. Поскольку обучение ведется блоками, студент может сам составить свое расписание.

Кстати, учеба блоками – самый эффективный способ обучения, который в России реализовывался в экспериментальных школах Шаталова.

Учеба в Германии позволяет, с одной стороны, получить очень качественное образование, подтвержденное престижным дипломом, с другой стороны, сэкономить, ведь оплачивать придется только семестровый взнос, а это символическая сумма в размере до 300 евро.

Бытовые расходы могут компенсироваться стипендией и/или подработкой, которая легальна для иностранных студентов. Кроме того, студенты пользуются многочисленными льготами на покупки, транспорт, обеды, доступ к учебным материалам.

Доходы в гуманитарных профессиях: сколько платят гуманитариям

Определяясь с будущей профессией, узнайте, в каких областях трудятся представители выбранной специальности, и высоки ли их доходы.

Например, юрист может работать секретарем-референтом, юристом или помощником юриста в крупной компании, нотариусом, обвинителем или адвокатом в суде, либо вести частную практику. Это разные места работы и разные зарплаты.

Юрист, работающий в России, особенно в провинции, будет зарабатывать меньше, чем его коллеги в странах Западной Европы.

Для гуманитарных профессий характерны более низкие, чем в техническом сегменте, зарплаты на начальных позициях в сочетании с более высоким ростом доходов в процессе карьерного роста.

Гуманитарные профессии будущего: какие в них перспективы

Понятно, что без представителей гуманитарных профессий человечеству не обойтись. Они стары, как человеческое общество, и нет никаких предпосылок, что они станут вдруг ненужными.

Важное отличие гуманитарных профессий от технических в том, что гуманитариев сложно заменить роботами. Если в промышленности сокращаются и заменяются роботами целые отделы, гуманитарного специалиста так просто машиной не заменить. Поэтому у гуманитарных профессий риск устареть меньше, чем у технических: например, профессия чертежника практически канула в небытие, а профессии журналистов и писателей лишь слегка видоизменились и разветвились (появились блогеры, копирайтеры, веб-журналисты).

Сейчас появляется много новых профессий, основанных на синтезе наук. Так, наука техногуманистика изучает изменения человечества под воздействием техносреды. Появляются профессии, в которых гуманитарные науки работают совместно с точными и естественными, например, математическая экономика, медицинская физика.

Развиваются профессии на стыке разных специальностей, например, имиджмейкер, видеодизайнер, веб-журналист.

Уже давно прогнозируется вымирание профессии переводчик, но до сих пор этого не произошло: пока что машины не в состоянии заменить человеческую речь и сделать художественный перевод с одного языка на другой.

В Германии получить бесплатное высшее гуманитарное образование, в том числе по редким специальностям, можно в большом количестве вузов. Обратитесь к специалистам за помощью в подаче заявки и оформлении пакета документов.

от 21 июня 2006 года N 03-1508

Департамент государственной политики в образовании Минобрнауки России в целях социальной адаптации и сознательного выбора обучающимися старших классов общеобразовательных учреждений будущей профессии с учетом реальных потребностей рынка труда направляет для использования в работе "Перечень профессий (специальностей), по которым осуществляется профессиональная подготовка в общеобразовательных учреждениях" (далее - Перечень).

Новая редакция Перечня подготовлена Федеральным институтом развития образования с учетом предложений органов управления образованием субъектов Российской Федерации, полученных в процессе апробации предыдущего варианта.

Департамент будет признателен за предложения и замечания по дальнейшему совершенствованию Перечня.

Контактный телефон: 8 (495) 629-6979.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящий Перечень профессий (специальностей), по которым осуществляется профессиональная подготовка в общеобразовательных учреждениях (далее - Перечень), предназначен для организации профессиональной подготовки обучающихся старших классов общеобразовательных учреждений на базе межшкольных учебных комбинатов, школьных учебно-производственных мастерских, учебных участков (цехов), учреждений профессионального образования, а также в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии.

Целью организации профессиональной подготовки обучающихся старших классов общеобразовательных учреждений на основе данного Перечня является обеспечение социальной адаптации выпускников общеобразовательных учреждений к рынку труда, формирование у них положительной мотивации к получению профессионального образования и профессии, гарантирующей трудоустройство.

Перечень составлен на основе Перечня профессий рабочих и должностей служащих для профессиональной подготовки учащихся общеобразовательных учреждений (письмо Минобразования России от 21 мая 2001 года N 511/13-13) с учетом результатов его апробации в субъектах Российской Федерации; Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94), Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) с дополнениями и изменениями, утвержденными постановлениями Минтруда России до 2004 года, и Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих (Минтруд России, 2002 год).

Перечень сгруппирован по выпускам ЕТКС и их разделам, включает профессии рабочих, которые востребованы на региональных и муниципальных рынках труда, не сопряжены с вредными и тяжелыми условиями труда, а также не требуют материально-технической базы повышенной сложности.

В Перечне указаны: наименования профессий рабочих и должностей служащих (графа 2), минимальное количество учебных часов для получения квалификации по профессии (графа 3), тарифный разряд (графа 4), который может быть присвоен после полного освоения программы обучения по конкретной профессии и сдачи в установленном порядке квалификационного экзамена. Тарифный разряд (графа 4) указан только для профессий рабочих. Приведенные в Перечне должности служащих относятся к 3-й категории.

Согласно Перечню профессиональная подготовка обучающихся старших классов общеобразовательных учреждений может осуществляться на начальные тарифные разряды по профессии в рамках обозначенного минимального количества учебных часов.

По профессиям рабочих, для которых в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) не установлен диапазон тарифных разрядов, в графе 4 Перечня указано "б/р" (без разряда).

Профессиональная подготовка завершается сдачей обучающимися квалификационного экзамена по профессии. Лицам, полностью освоившим учебные программы и успешно сдавшим квалификационный экзамен, по решению государственной аттестационной комиссии выдается свидетельство государственного образца об уровне квалификации по профессии (приложение N 2). Указанный документ дает выпускнику общеобразовательного учреждения возможность трудоустроиться по полученной профессии, а также продолжить обучение по соответствующему профилю в учреждении профессионального образования или повысить свою профессиональную квалификацию в условиях производства.

Если объем учебных часов, выделяемых образовательным учреждением на профессиональную подготовку, меньше, чем предусмотрено Перечнем, по окончании обучения проводятся аттестационные испытания без присвоения тарифного разряда. При этом лицам, успешно прошедшим аттестационные испытания, выдается справка установленного образца (приложение N 3).

Профессии рабочих промышленных производств (объектов), подконтрольных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору России (Ростехнадзору), в Перечне выделены жирным шрифтом. Программы обучения по этим профессиям должны быть согласованы с органами государственного надзора в области промышленной безопасности.

Органы управления образованием субъектов Российской Федерации могут дополнять Перечень профессиями рабочих (должностями служащих), востребованными на региональных рынках труда и позволяющими организовать профессиональную подготовку обучающихся общеобразовательных учреждений в соответствии с действующим Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94).

Приложение N 1

ПЕРЕЧЕНЬ
профессий (специальностей), по которым осуществляется профессиональная
подготовка в общеобразовательных учреждениях

Наименование профессий рабочих, должностей служащих

Минимальное количество учебных часов для получения квалификации по профессии

Что такое специальность?

Специальность представляет собой набор конкретных знаний и навыков, применимых в рамках определенной отрасли. Она включает в себя целый спектр однородных направлений деятельности, связанных конкретной наукой или областью.

Исходя из вышесказанного следует, что специальность – это целый спектр программ, действующих в рамках конкретной отрасли или трудовой области.

Каждый ссуз или вуз классифицирует специальности по группам в зависимости от характера и направления подготовки: экономические, технические, гуманитарные, естественнонаучные и пр. Каждой из них свойственен определенный набор дисциплин, соотношение теоретических и практических занятий, стажировка и пр.

Чем профессия отличается от специальности?

Чем профессия отличается от специальности?

Что такое профессия?

Профессия представляет собой практическую деятельность, которая может осуществляться, как в рамках имеющегося образования, так и за его пределами. В частности, на практике более трети выпускников вуза трудятся в иной роли, а не согласно предусмотренной документом об образовании.

Профессии также принято делить по категориям и отраслям, аналогично специальностям.

Понятие должности

Должность – эта практическая реализация двух вышеописанных понятий и категорий: специальности и профессии. Притом реализовываться они могут, как в одной связке: когда человек занимает конкретную должность на предприятии с учетом имеющегося образования (специальности), работает по ней – то есть применяет знания по профессии в реальности второй сценарий – когда человек занимает должность без специальных знаний и навыков (с иным образованием либо вовсе без него).

Как должность связана с профессией, специальностью или квалификацией?

Как должность связана с профессией, специальностью или квалификацией?

В первом случае индивид может рассчитывать на продвижение по карьерной лестнице и обретение каких-либо привилегий, а во втором – стабильность (работа в конкретной должности, соцгарантии и пр.).

Фактически должность представляет собой документальное подтверждение занимаемого статуса в организации, выполнения конкретных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией. Притом наличие специального образования для реализации полномочий необязательно. Для занятия должности важно грамотно корректно и эффективно выполнять основные функции, то есть работать.

На практике должности классифицируют на рабочие, административные, инженерные, экономические и пр.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Многие абитуриенты и уже дипломированные специалисты путают указанные термины. На самом деле они имеют массу сходств и отличий, подчеркивающих как их взаимосвязь, так и индивидуальность.

Рассмотрим отличительные черты данных понятий:

  • Соотношение профессии и специальности.

Отличие №1. Способ получения. Для обретения специальности необходимо поступить в заведение профессионального образования (колледж или вуз), пройти обучение по конкретной программе (бакалавриат, магистратура и пр.), потратив на ее освоение от 4 до 6 лет (по отдельным программам и более). Притом наличие специальности важно подтвердить документально – предъявить диплом об образовании.

Освоить профессию можно без столь серьезных жертв и сил – сугубо на практике, проходя стажировку или небольшие курсы по переподготовке, переквалификации, курсы самообразования. Притом далеко не всегда необходимо предоставлять бумаги для подтверждения профессиональных качеств. Главное – показать себя на практике работе.

Отличие №2. Важно документального подтверждения. Об этом мы уже отметили в предыдущем пункте. Наличие специальности всегда требует документального подтверждения в виде диплома об образовании. Для профессии же подобные документы не всегда играют ведущую роль, порой достаточно таланта способностей и имеющегося опыта.

Отличие №3. Доходность. Финансовую выгоду приносит человеку только его труд, то есть непосредственно выполняемая им работа – профессия. Специальность – это же формальный документ, подтверждающий уровень подготовки и готовности к трудовым будням, притом нередко на ее освоение требуются траты. Само по себе образование дохода не приносит.

Отличие №1. Определение каждой категории, понятие. Профессия – это непосредственно выполняемые поручения и обязанности, род трудовой деятельности с учетом имеющихся знаний и компетенций. Должность – формальное подтверждение профессии или рабочего статуса индивида.

Отличие №2. Документальное оформление. Освоение профессии или трудовая деятельность не всегда оформляете документально, в отличие от должности, которая фиксируется в штатном расписании, приказах, трудовой книжке и пр.

Отличие №1. Возможности карьерного роста. Наличие специальности (то есть специального образования) еще не гарантирует трудоустройство по профилю и продвижение по карьерной лестнице. Занимать некоторые должности можно без соответствующего диплома.

В то же время для работы на административном уровне наличие высшего образования является приоритетным, а порой обязательным.

Несмотря на наличие немалых отличий, все три категории находятся в одной связке (которая притом очевидна каждому человеку): без профессии невозможно занимать должность, а без специальности – продвигать по карьерной лестнице.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Описанные примеры наглядно показывают как взаимосвязь, так и разницу в указанных терминах и категориях. Чтобы занимать достойную должность, важно иметь навыки, опыт, знания и умело ими пользоваться на практике.

Как выбрать специальность, профессию и занять достойную должность?

Выбор специальности – дело сугубо индивидуальное и важное, порой предопределяющее карьерный рост и успех. Чтобы сделать грамотный и правильный выбор, следует тщательно взвесить собственные таланты, способности и желания, мечты, возможности.

Критерии успешного выбора профессии

Критерии успешного выбора профессии

Выбор профессии – второй этап на жизненном пути каждого индивида. Здесь важно, чтобы работа удовлетворяла, как финансовые, так и физические, моральные, духовные и иные потребности. Притом не стоит стесняться имеющегося образования, специальности. Важно стремиться к совершенствованию и росту. Не бойтесь заниматься должность, не связанную с имеющимся образованием (специальностью). Главное – самосовершенствоваться.

Порой должность выбирать не приходится. Но если все же такой шанс есть, главное взвесить имеющиеся достижения, таланты и страхи, определить посильность новой ноши. В идеале – попробуйте себя в новой должности, чтобы оценить собственную профпригодность, компетентность и мобильность. После получения очередного опыта делать выбор будет проще.

Если есть возможность продолжать обучение (ссуз, вуз, курсы, самообразование), то обязательно стремитесь постигать новое. Тогда вероятность успешно занимать вышестоящие чины, продвигаться по карьерной лестнице и работать в любой сфере будет выше. Притом можно успешно совмещать работу и учебу. Облегчить участь студента или слушателя поможет команда Дисхелп.

Обучение – необходимый и очень важный этап в развитии личности человека. В будущем образование станет более индивидуализированным, для школьников и студентов будут вырабатываться персональные учебные планы. Большое внимание станет уделяться повышению продуктивности мозговой деятельности: появятся программы для улучшения памяти, скорости чтения, устройства для повышения концентрации внимания и т.д. Также велика вероятность, что бóльшая часть образования уйдет в онлайн. Уже сегодня нам предлагают дистанционное высшее образование, дистанционные курсы. Со временем их количество будет только расти.

Профессии будущего в сфере образования

Ниже приведен список профессий будущего сферы образования, которые могут появиться в России в ближайшие 5-15 лет.

1. Тренер по mind-фитнесу

Рост конкуренции среди специалистов приводит к стремлению усовершенствовать и прокачать свои умственные способности.

Тренер по mind-фитнесу будет заниматься разработкой программ для улучшения памяти, скорости чтения, устного счета, концентрации внимания и т.д. Программы будут учитывать индивидуальные особенности человека, например психотип и темперамент. Подобный центр когнитивного развития уже появился в США.

На что ориентироваться сегодня? Заниматься развитием когнитивных способностей людей и их обучением можно уже сейчас. Например, в качестве тренера по развитию памяти. Чтобы заниматься разработкой программ, основываясь на индивидуальных особенностях личности человека, необходимы знания в области психологии. Также вполне возможно, что профессия тренера по mind-фитнесу зародится как одна из областей деятельности тренингового менеджера, а затем оформится в самостоятельную позицию.

2. Модератор

Данная профессия распространена в социологии, психологии, маркетинге. Добралась она и до образования. Дискуссии и групповые обсуждения с модератором в роли ведущего способствуют самовыражению учащихся и повышают интерес к обсуждаемому предмету. Не так давно такая практика стала применяться в российском образовании. Можно предположить, что со временем модератор станет неотъемлемой частью большинства образовательных организаций.

На что ориентироваться сегодня? Так как профессия модератора уже существует, получить необходимые знания и навыки несложно. Большим преимуществом будет опыт работы с детьми или подростками.

3. Учитель-практик

Образование будущего станет ориентировано в большей степени знания и умения учащихся, которые можно будет применить на практике. На этой волне появится профессия учителя-практика, который будет строить образовательный процесс на разборе конкретных кейсов и создании разного рода проектов. Такая образовательная деятельность научит работать в команде, выступать на публике, даст представление об этапах создания проекта. Практическое обучение будет подкреплено теоретическим материалом.

На что ориентироваться сегодня? Основа основ в данной сфере как ни крути — педагогическое образование, умение работать с детьми и подростками. Возможно, стоит начать разработку учебных программ, сделав упор на практику и различную проектную деятельность.

4. Тьютор

Образование становится все более индивидуализированным. В ближайшем будущем для учащихся будут разрабатываться персональные планы занятий, соответствующих их склонностям, интересам и обучаемости. Тьютор сопровождает индивидуальные занятия учащегося, поддерживая его. Также в обязанности такого специалиста входит консультирование и помощь в выборе будущей профессии.

На что ориентироваться сегодня? Опять же важную роль играет педагогическое образование. Также можно попробовать начать с репетиторства, где уже сейчас практикуется индивидуальный процесс обучения и персональный подход к каждому ученику.

5. Разработчик устройств для управления сознанием

Современный ритм жизни человека совершенно не способствует его продуктивной работе. Эту проблему помогут решить разработчики устройств для управления сознанием. Они займутся созданием специальных программ и инструментов с целью научить клиента управлять своими эмоциями. Разработанные устройства позволят вводить человека в продуктивное состояние сознания, например повысят концентрацию внимания либо будут настраивать на релаксацию.

На что ориентироваться сегодня? Упор необходимо сделать на получении навыков программирования. Также будет очень кстати наличие психологического образования, так как потребуется разбираться в состояниях сознания и понимать, что это такое. Возможно, стоит обратить внимание на искусство гипноза.

Профессии будущего в сфере образования

Кристина Алахвердиева, автор статьи

Читайте также: