Какие мотивы выбора профессии бывают

Обновлено: 11.05.2024

Мотив (от лат. movere – приводить в движение) можно определить как материальный или идеальный предмет, который побуждает и направляет себя на деятельность или поступок, ради которого они осуществляются [16, с. 63]. Деятельность всегда имеет мотив (“немотивированная” деятельность – эта та, мотив которой скрыт от самого субъекта или наблюдателя). В.С. Мерлин определяет мотив как побуждение к конкретному действию в конкретных обстоятельствах [24, с. 191].

Помимо функции побуждения и направления деятельности, мотив выполняет также смыслообразующую функцию, сообщая определенный личностный смысл целям [16, с. 67]. От того, каким мотивом побуждается деятельность, нередко зависит ее эффективность и качественные особенности протекания. Сам мотив, как правило, не осознается. Он может проявляться в эмоциональной окраске тех или иных объектов или явлений, в форме отражения их личностного смысла.

Поскольку мотивы часто не осознаются, за исключением осознанных мотивов, превратившихся по А.Н. Леонтьеву в мотивы-цели, необходимо иметь представление о том, как развивается деятельность. Мотив побуждает деятельность, а цель направляет ее.

Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека. Образ предвосхищаемого результата приобретает побудительную силу, становится целью, начинает направлять действие и определять выбор возможных способов осуществления, лишь связываясь с определенным мотивом [35, с. 440].

Процесс целеобразования, то есть становления мотивов в целях, не осуществляется автоматически. Это сложный, творческий процесс, зависящий от умений, знаний и способностей человека, от его особенностей, объективных условий протекания деятельности. По изучению целей можно судить об изменениях в мотивах, о характере стремлений личности на той или иной стадии профессионального самоопределения.

Таким образом, мотив – причина, побуждающая к деятельности, а цель – это то, к чему стремится человек, выполняя определенную работу.

Таким образом, происходит осмысление собственных потребностей, выстраивается их иерархия, распределяются предпочтения, возникают интересы, которые в динамике своего развития могут превратиться в склонности, формируются ценности, оформляются мотивы, определяются цели, изучаются внешние условия, которые будут способствовать или препятствовать достижению цели. После чего принимается решение на деятельность, т.е. происходит самоопределение.

В психолого-педагогической литературе нет единой классификации мотивов выбора профессии. В одном случае выделяются такие группы мотивов, как общая мотивация; романтика профессий; научно-познавательные мотивы; мотивы общественной значимости профессии; ссылка на пример. В другом — рассматриваются: осознание перспективности избранной профессии; учебные и внеклассные интересы; желание приносить пользу; влияние родных и знакомых. В третьих — ставятся мотивы общественной пользы профессии; мотивы психологического характера; мотивы подражания; внешние признаки профессии; интерес к самой профессии и т.д. [28, с. 26].




Мотивы, как аргументы выбора профессии, не возникают спонтанно, а являются результатом воздействия на личность ученика различных факторов. Становление, развитие и переориентация учащихся происходит под влиянием социальной среды, которая является непосредственным источником, откуда человек черпает свои мысли, знания, опыт, настроения, а стало быть и мотивы тех или иных поступков. Следовательно, какова социальная среда в ее многообразии (экономические, политические, идеологические, национальные отношения), таковы сознание и поведение людей в трудовой и общественной деятельности. Молодежь стихийно перенимает традиции старшего поколения и целенаправленно формируется в учебно-воспитательном процессе школы под влиянием родителей, трудовых коллективов, сверстников и различных обстоятельств.

Е.М. Павлютенков выделяет следующие мотивы выбора профессии: социальные мотивы; моральные мотивы; этические мотивы; познавательные мотивы; творческие мотивы; мотивы связанные с содержанием труда; материальные мотивы; престижные мотивы; утилитарные мотивы [28, с. 59].

В каждый момент времени на формирование мотивов человека оказывают влияние социальные факторы. Социальные факторы, влияющие на личность, многообразны и находятся в сложной взаимосвязи. На выбор профессии школьниками влияют следующие социальные факторы:

1) настоящее: объективная действительность и условия деятельности, культура общества, групповое сознание и поведение;

2) прошлое: история индивида, его собственный опыт;

3) будущее: тенденции общественного развития, личные цели, уровень притязаний и т.п.

Первое место по силе влияния на профессиональное самоопределение старшеклассников занимает сфера дружеских отношений. Второе место занимают средства массовой информации (книги, газеты, журналы, кинофильмы, телепередачи). Третье место — педагогический коллектив, классный руководитель, затем учителя-предметники, завуч и директор школы. Четвёртое место — влияние семьи. Пятое место — учебные предметы, чем выше успеваемость школьника, тем более сильное влияние оказывают учебные предметы на его профессиональное самоопределение. Шестое место — внеклассная работа. Седьмое место — организации. Восьмое место — общественно-полезный и производственный труд. Девятое место — внешкольная работа [28, с. 75].

Выбор профессии во многом зависит и от внутренней позиции ученика, от его мотивационной сферы [37, с. 32 – 38]. От уровня сформированности мотивов зависит социальная зрелость учащихся: будут ли они соизмерять личные интересы, склонности и способности с потребностями общества в кадрах.

В структуре мотивации профессионального самоопределения выделяют внутренние и внешние по отношению к процессу и результату труда мотивы профессионального выбора (С.Е. Залесская, Е.И. Головаха). В ряде исследований подчёркивается взаимосвязь процессов формирования мотивации учения, учебно-профессиональной деятельности и профессионального самоопределения (О.С. Гребенюк, Н.С. Пряжников). К структурным компонентам мотивации профессионального самоопределения мы относим группы мотивов: мотивы выбора профессии и места учёбы, мотивы обучения и выбора места работы, а также осознание и изучение способностей и личностных качеств, необходимых для освоения данной профессии. Промежуточным результатом процесса профессионального самоопределения является профессиональный выбор. Структура мотивации профессионального самоопределения индивидуальна для каждого субъекта этой деятельности, однако она имеет и ряд универсальных черт, обусловленных общностью социальной ситуации развития личности в обществе, общей структурой мотивационной сферы личности и профессионального выбора студентов в связи с их возрастными особенностями.

Главную роль при изучении мотивов выбора профессии, по мнению А.Д. Сазонова, играет их вид и характер. По виду мотивы выбора профессии можно разделить на шесть групп: общая мотивировка; романтика профессий; мотивы познавательного характера; мотивы, в которых подчеркивается общественная значимость профессии; ссылка на пример; немотивированный выбор. По характеру все мотивы можно разделить на четыре группы:

· мотив, четко и аргументировано обосновывающий целесообразность выбора данного направления трудовой деятельности;

· мотивация нечеткая, недостаточно мотивированная;

· мотивация неуверенная, неаргументированная;

· никак не аргументированная мотивация [32, с. 85].

Изучение мотивов выбора профессии учащимися школ города Минска и Минской области (в 1993 году) показывает, что первое место занимают общественно ценные мотивы: стремление удовлетворить потребности народного хозяйства в кадрах, получить образование в ПТУ, среднем специальном или высшем учебном заведении и работать по данной профессии, приобрести рабочую профессию и др.

На втором месте среди мотивов находится привлекательность содержания труда: возможность сочетать умственную и физическую деятельность, элементы романтики и творчества в труде и др.

Материальная заинтересованность стоит на третьем месте и в меньшей степени оказывает влияние на выбор профессии. Учащиеся недооценивают материальный стимул в силу того, что не вникают в домашний бюджет, а родители и учителя не всегда квалифицированно показывают значение экономических возможностей для удовлетворения различных потребностей личности в современном обществе.

Заметными оказываются эгоистические и утилитарные мотивы: стремление выбрать профессию с облегченным характером труда, возможность переехать в город и т. д.

В старшем школьном возрасте наиболее веским мотивом при выборе профессии становится привлекательность содержания труда, повышается роль материального стимула. Эгоистические же мотивы меняются незначительно.

Выявление мотивов выбора профессии позволяет узнать, что именно побудило учащегося избрать данный вид труда. Это дает возможность выяснить отношение личности к ценностям.

С.С. Богданович [3] при исследовании мотивационных факторов выбора профессии в юношеском возрасте выявила, что:

¨ личным выбором в максимальной степени обусловлено предпочтение определённой профессией для 74 % старшеклассников и 91 % студентов, что свидетельствует о проявлениях самостоятельности юношества и стремлении принимать основополагающие решения;

¨ потребность общества в избранной профессии важна для 41% школьников и 63% студентов, что свидетельствует о более высоком социально-психологическом статусе студентов по сравнению со школьниками;

¨ материальная заинтересованность важна для 77 % старшеклассников и 35% студентов;

¨ общественное положение как мотивационный фактор актуально для 49 % школьников и 49 % студентов;

¨ процесс труда имеет решающее значение для 59% старшеклассников и 63% студентов;

¨ результат труда важен для 78 % старшеклассников и 86 % студентов [3, c.22].

Структура мотивов выбора профессии динамична и зависит от многих обстоятельств в жизнедеятельности молодых людей. В момент выбора профессии, когда старший школьник определяет сферу своей будущей деятельности на основании своих ценностных ориентаций, можно говорить о том, насколько результат воспитания личности школьника соответствует ожиданиям общества. Современные школьники при выборе профессии не рассматривают ее с позиций общественной значимости, их мало интересует моральное содержание будущей деятельности, основным для них являются экономические факторы выбора профессии. По данным А.И. Ходакова [38], для многих старшеклассников профессиональная деятельность — прежде всего зарабатывание денег. В качестве мотива выбора профессии учащимися старших классов школы чаще всего выступают соображения экономической целесообразности, на втором месте — группа мотивов престижности профессии.

Современная жизнь предъявляет к выпускнику школы качественно новые требования: быть готовым к самоопределению, к проявлению самостоятельности, личной активности при выборе профессионального пути. Н.И. Орлянская [27] указывает на то, что многие старшеклассники не подготовлены к новой ситуации на рынке труда. Большинство из них имеют неустойчивые ситуативные интересы к профессиональной деятельности, они не владеют способами изучения своих индивидуальных возможностей в соответствии с избираемой профессией, и к окончанию обучения школе у значительной части выпускников не сформированы профессиональные планы.

Лишь отдельные учащиеся, по данным А.И. Ходакова, серьезно задумываются о своей профессии и понимают сложность процесса ее выбора, т.е. проблема профессионального самоопределения на уровне индивидуального сознания осмысливается недостаточно ясно и конструктивно [38].

Выводы по главе

На основании изученной литературы по проблеме самоопределения можно сделать следующие выводы:

1. Выбор — это, как правило, не одномоментный акт, а развернутый во времени процесс, имеющий сложную структуру. В нашем исследовании выбор выступает для нас как внутренняя деятельность по конструированию оснований и смысловых критериев для сопоставления имеющихся альтернатив и осуществлению этого сопоставления во внутреннем плане.

2. Выбор профессии связан с новым восприятием времени — соотнесением прошлого и будущего, восприятием настоящего с точки зрения будущего. Выбор профессии предполагает наличие у школьника информации двоякого рода: о мире профессий в целом и возможностях и требованиях каждой из них; о себе самом, своих способностях и интересах.

3. В структуре мотивации профессионального самоопределения выделяют внутренние и внешние по отношению к процессу и результату труда мотивы профессионального выбора. Структура мотивов выбора профессии динамична и зависит от многих обстоятельств в жизнедеятельности молодых людей.

4. Анализ работ К.А. Абульхановой-Славской, А.И. Зинченко, Г.А. Суворовой, А.А. Файзулаева, В.Д. Шадрикова и А.Г. Шмелёва показывает, что мотивация профессионального самоопределения динамичное образование и, следовательно, возможно её целенаправленное формирование. К.А. Абульхановой-Славской и А.А. Файзулаева разработали теоретическую модель формирования мотивации, в соответствии с этой моделью выделяются следующие стадии формирования мотивов: осознания побуждения личностью; принятие мотива (осознанного побуждения в качестве мотива поведения и деятельности); реализация мотива в поведении и деятельности; закрепление мотива в характере человека и его превращение в свойство личности, т. е. своего рода потенциальное побуждение; актуализация потенциального побуждения (побудительной потенции, содержащейся в чертах характера). В своей работе при изучении особенностей мотивов выбора будущей профессии старшеклассниками, мы опирались на эту модель формирования мотивации.


В статье анализируются результаты эмпирического исследования содержательных особенностей ведущих мотивов выбора профессии у старшеклассников. На основании проведенного анализа эмпирических данных, автором делается вывод о том, что у большинства старшеклассников мотивы выбора профессии являются несформированными, а именно: имеют преимущественно внешнюю направленность и слабо осознаются.

Ключевые слова: мотивы выбора профессии, профессиональное самоопределение, старший школьный возраст, ведущие мотивы выбора профессии у старшеклассников.

В настоящее время особенно остро стоит проблема профессионально самоопределения молодёжи. Сложившаяся социально-экономическая ситуация требует от субъекта труда и учения целенаправленной активности и возможности ориентироваться в профессиональном мире, работодатели нуждаются в профессионально ориентированной личности специалиста, способного к личностному и профессиональному продвижению, осуществлению социальных преобразований. Поэтому появилась необходимость в более глубоком изучении профессионального самоопределения. Особая роль в данной проблеме отводится мотивационному фактору. Именно его учет способствует адекватному выбору профессии и последующей эффективной профессиональной деятельности.

Выбор профессии — это процесс, состоящий из ряда актов и решений, сопровождающийся выработкой собственной позиции в ситуации, характеризующейся большой степенью неопределенности (Е. А. Климов, Э. Ф. Зеер) [1; 2]. Выбор профессии предполагает определение дальнейшего жизненного пути и завершается поступлением в учебное заведение или на работу. Психологически грамотным, адекватным считается осознанный, самостоятельный выбор профессии, предполагающий высокий уровень субъектности, личностной зрелости, а также принятие ответственности за результаты этого выбора (Д. А. Леонтьев) [3]. На основании анализа ряда научных публикаций [1; 2; 4; 5; 6; 7], под мотивами выбора профессии мы понимаем внутренние основания выбора профессии, представляющие собой комплекс иерархически построенных мотивационных факторов, побуждающих и направляющих процесс профессионального самоопределения. Все мотивы делятся на внешние (опосредованные внешними факторами, поверхностными представлениями о выбираемой профессии и не связанные с собственными интересами и особенностями личности) и внутренние (непосредственные, процессуально-содержательные, связанные с особенностями собственной личности и особенностями выбираемой профессии), определяющие общую направленность мотивов выбора профессии. Критерием сформированности мотивации профессионального самоопределения является преобладание в структуре осознанных, внутренних, согласованных между собой и реализующихся в активной деятельности мотивов достаточно широкого содержания [2; 5; 8; 9; 10].

Эмпирическое исследование, направленное на выявление содержания ведущих мотивов выбора профессии у старшеклассников, было организовано с участием 50 школьников (10 и 11 классы), в числе которых 22 юноши и 28 девушек. Получение эмпирических данных осуществлялось с помощью двух взаимодополняющих методик:

  1. Анкета для анализа мотивов выбора профессии (С. С. Гриншпун). Цель: изучение направленности и характера мотивов: внутренние индивидуально значимые мотивы; внутренние социально значимые мотивы; внешние положительные мотивы; внешние отрицательные мотивы.
  2. Методика определения основных мотивов выбора профессии (Е. М. Павлютенков). Данная методика позволяет выявить содержание ведущих мотивов при выборе профессии у старшеклассников, в числе которых социальные, моральные, эстетические, познавательные, творческие, связанные с содержанием труда, материальные, престижные, утилитарные мотивы. Соотношение данных мотивов изучалось с помощью корреляционного анализа (по критерию r-Спирмена)

Проанализируем далее полученные эмпирические данные.

Анализ особенностей ведущих мотивов выбора профессии начнем с рассмотрения результатов, полученных по анкете С. С. Гриншпун (табл. 1).

Результаты по методикеС.С.Гриншпун

Мотивы выбора профессии

Количество человек (в%)

Внутренние индивидуально значимые мотивы

Внутренние социально значимые мотивы

Внешние положительные мотивы

Внешние отрицательные мотивы

Выраженный мотив отсутствует

Анализ особенностей ведущих мотивов выбора профессии начнем с рассмотрения результатов, полученных по анкете С. С. Гриншпун. У большинства испытуемых (38 %) отмечается преобладание внешних положительных мотивов. Данные мотивы отражают ориентацию школьников на внешние стороны выбора профессии: заработная плата, социальное одобрение, пожелания взрослых относительно совершаемого выбора, ориентация на сверстников и их мнение и пр. Мотивы этой группы представляют собой положительный стимул выбора профессии, несущий в себе определенную эмоциональную окрашенность этого процесса.

Вторая по количеству группа представлена школьниками с преобладающими внутренними социально значимыми мотивами (24 %). В эту группу мотивов входят мотивы, отражающие выбор профессии с ориентацией на степень ее значимости и полезности для общества и возможность реализации навыков эффективного взаимодействия в социуме. Внутренние индивидуально значимые мотивы в нашей выборке занимают третье место (16 %). Школьники данной группы профессию выбирают, исходя из своих способностей, склонностей, возможностей, что предполагает определенный уровень развития самопознания: профессия дает возможности для внутреннего раскрытия личности. Данная группа мотивов является наиболее оптимальной при выборе профессии и включает высокую степень осознанности мотивации.

Внешние отрицательные мотивы преобладающими являются у 14 % старших школьников. Данные мотивы связаны с тревогой по поводу неодобрения выбора взрослыми, их давлением, непрестижностью желаемой профессии, имеющимися у школьника долженствованиями, нежеланием служить в армии, идти работать и пр. Мотивы такого типа являются своего рода негативными стимулами: выбор профессии школьником осуществляется под страхом каких-либо негативных последствий. Следовательно, сам выбор не имеет в данном случае положительной эмоциональной окраски и вызывает стресс и тревогу, характеризуется отсутствием внутреннего желания осваивать профессию.

Отсутствие выраженной группы мотивов отмечается у 8 % испытуемых. Школьники данной группы демонстрируют примерно равную выраженность описанных групп мотивов, что может указывать на неосознанность мотивации и неготовность к выбору профессии.

Так, у старшеклассников наиболее выраженными являются внешние положительные мотивы выбора профессии. Менее всего выражены отрицательные внешние мотивы. Следует отметить, что внутренние индивидуально значимые мотивы, являющиеся наиболее эффективными при выборе профессии, преобладают лишь у небольшого количества школьников. Так, здесь может существовать проблема незнания собственных качеств, навыков, возможностей, склонностей и недостаточное осознание потребностей школьниками, выбирающими другие группы мотивов.

Далее нами анализировались данные по методике определения ведущих мотивов выбора профессии Е. М. Павлютенкова (табл. 2).

Результаты изучения ведущих мотивов выбора профессииЕ.М.Павлютенкова

Ведущие мотивы

Количество человек (в%)

Связанные с содержанием труда

В нашей выборке наиболее выраженными являются материальные мотивы и мотивы престижа (56 % и 44 %). Материальны мотивы выбора профессии отражают желание школьников получать большую заработную плату по окончании обучения, иметь определенные блага, достаток, благодаря выбранной специальности. Мотивы престижа представляют собой стремление к профессиям, которые ценятся среди знакомых, позволяют достичь видного положения в обществе, обеспечивают быстрое продвижение по службе.

Мотивы, непосредственно связанные с содержанием труда, отмечаются у 38 % испытуемых. Характеристикой данных мотивов является то, что школьники имеют четкие знания и представления о процессе труда в рамках выбираемой специальности и имеют направленность на умственный и физический труд, а не только получение определенных благ.

32 % старших школьников демонстрируют наличие творческих мотивов выбора профессии. Мотивы этого типа отражают стремление быть оригинальным в работе, совершение научных открытий, получение возможностей для творчества. Критерием выбора профессии при такой мотивации может стать неординарность выполняемых в рамках специальности обязанностей, возможностей гибкого применения собственных навыков и умений.

Утилитарные мотивы, представляющие собой стремление руководить людьми, ориентацию на работу в городе, чистоту и легкость, труда, ориентацию на ВУЗ, отмечаются у 28 % испытуемых. Данные мотивы, с одной стороны, отражают внешнее содержание выбираемой профессии, а с другой, ее внутренние основы: руководящая или не руководящая сфера, работа с людьми или с техникой, творческий или монотонный, регламентированный характер труда и пр.

Моральные мотивы выбора профессии встречаются у 26 % старших школьников нашей выборки. Данные мотивы включают стремление к совершенствованию своего морального облика, духовного мира, развитию нравственных качеств.

Социальные, эстетические и познавательные мотивы встречаются в выборке примерно с одинаковой частотой. Социальные мотивы (20 %) отражают желание своим трудом способствовать общественному прогрессу, социальную направленность на высшие общечеловеческие цели и потребности. Эстетические мотивы (18 %) представляют собой стремление к эстетике труда, его красоте, гармонии, восприятие прекрасного, получение ощущения радости от деятельности. Познавательные мотивы (18 %) непосредственно связаны со стремлением к овладению специальными знаниями, познанию содержания конкретного труда, реализации собственного умственного, интеллектуального потенциала и способностей в определенной сфере.

Анализируя мотивы выбора профессии старшеклассниками, представляется необходимым рассмотрение не только общей направленности мотивов (внешней или внутренней) и выделение ведущего мотива, но и соотношение отдельных мотивов самоопределения. Для определения соотношения мотивов выбора профессии у старшеклассников нами был проведен корреляционный анализ с использованием непараметрического рангового критерия корреляции r-Спирмена. Для наглядности полученных результатов представим данные анализа в виде корреляционной плеяды (рис. 1).

выборка.jpg

Рис. 1. Соотношение ведущих мотивов выбора профессии у старшеклассников

По данным рисунка 1 можно видеть, что несмотря на выделение в качестве ведущего каких-либо отдельных мотивов, у старшеклассников в структуре мотивов выбора профессии присутствуют все рассматриваемые мотивы. Наибольшее количество связей с достоверностью 0,01 и 0,05 отмечается у социальных, творческих, связанных с содержанием труда и престижных мотивов. Это означает, что данные мотивы в структуре мотивов выбора профессии имеют наибольшее значение. Так, например, при выделении у старшеклассника в качестве ведущего мотива морального, утилитарного, престижного и пр. характера, социальный мотив окажется также действующим, опосредующим содержание ведущего мотива. Стоит отметить, что в выборке старшеклассников не было обнаружено испытуемых с ведущим творческим мотивом выбора профессии. Однако в структуре мотивов он занимает важное значение и связан с познавательными, эстетическими, социальными, престижными мотивами и мотивами содержания труда (с достоверностью 0,05 и 0,01). Это значит, что при доминировании какого-либо из перечисленных мотивов, возможность творческой реализации в профессии играет для старшеклассников не последнюю роль.

Наименьшее значение в структуре мотивов выбора профессии имеют мотивы познавательного, утилитарного и материального характера. Данные мотивы имеют наименьшее количество значимых корреляций, преимущественно с достоверностью 0,05.

Так, характеризуя мотивы выбора профессии у старшеклассников, можно отметить, что несмотря на более частое выделение в качестве ведущих мотивов внешней по отношению к содержанию профессии направленности, содержание их определяется в основном мотивами внутреннего характера: социальными, творческими, престижными. Наибольшее значение имеют мотивы, связанные с содержанием труда в выбираемой профессии (7 значимых корреляций с достоверностью 0,05 и 0,01).

Основные термины (генерируются автоматически): мотив, выбор профессии, мотив выбора профессии, ведущий мотив выбора профессии, содержание труда, выбираемая профессия, старшеклассник, данные, профессиональное самоопределение, школьник.

Как выбрать профессию по душе в наши дни и в следующем десятилетии? Какие тесты помогут определиться с выбором профессии школьникам, подросткам и тем, кто решил сменить деятельность в зрелом возрасте?

Проблема выбора профессии

Основа, позволяющая выявить интересы к определенным занятиям, обычно выявляется в школьные годы. Это проявляется в способностях к каким-нибудь предметам. Играет свою роль и общение со сверстниками, с учителями, с родителями. Это значит, что в школьные годы можно приблизительно определить сферы деятельности, в которых и нужно будет определиться с окончательным выбором. Как определиться с выбором профессии подростку?

К примеру, неплохие способности в математике в 9-11 классе предполагают выбор профессии связанной и с финансово-экономической сферой, и с фундаментальными исследованиями, и с работой инженером. В случае, когда у молодого человека хорошие способности и тяга к музыке, он может не только в будущем выходить на сцену, но и проявить себя в музыкальном бизнесе или в педагогике.

Выбор профессии для школьников иногда заключается в продолжении семейного ремесла. Возможен и вариант, когда молодой человек продолжает дело своих родителей. К примеру, если мама или папа старшеклассника – учитель, то он, уже имея представление о такой работе, может поступать в педагогический университет. Обычно в таких случаях, продолжая дело родителей, человек добивается высоких результатов.

Дистанционное обучение

В настоящее время существует вариант дистанционного обучения. Но чаще всего молодые люди предпочитают очную форму. Однако она предполагает порой большие финансовые затраты.

Как определиться с выбором профессии? Существуют специальности, получить которые можно, лишь переехав на обучение в другой город. Вся семья в таких случаях обычно не может совершить переезд. Учиться отправляется только молодой человек.

Ошибки выбора профессии

Случается, что получивший диплом молодой специалист не удовлетворен своей работой. Он только сейчас понимает, что выбор был неверным. В таком случае речь идет о необходимости получения дополнительного образования. Именно в таком случае большую роль играет дистанционное обучение.

Факторы, влияющие на выбор профессии

Какие факторы влияют на выбор профессии? При выборе будущей профессии следует учитывать ее степень востребованности. На рынке труда нужно знать, какие специалисты нужны, и какие понадобятся в ближайшее время. Значительную роль здесь играет образование. Прежде всего, высшее. Среднее специальное также обеспечивает хорошее начало пути или его продолжение, но настоящую уверенность сейчас может дать только высшее образование. Порой – два высших.

Это подтверждается такими фактами. Годовой доход специалиста, имеющего высшее образование выше почти в полтора раза. Проработав десяток лет, он получает доход на 76% выше, чем человек, имеющий среднее специальное образование.

Порой предприятию довольно сложно найти хорошего юриста или экономиста не только на должности, называемые топовыми, но и на рядовые. Дело в том, что довольно много выпускников получают дипломы названых специальностей, но настоящего желания работать по избранным специальностям у них нет. Впрочем, в таких случаях и о хороших профессиональных знаниях говорить не приходится.

В 1990-е годы из-за активной компьютеризации в России многие стремились получить образование, связанное с финансами и тем, что имеет близкое отношение к компьютерам. Но в настоящее время владение компьютером не является чем-то необычным. Финансовые схемы известны и хорошо усвоены. То есть, особой надобности в таких специалистах нет. Главным стал человеческий фактор. Руководство компании учитывает моральные и духовные ценности человека, претендующего на определенную должность. Оказывается, успех компании находится в зависимости в значительной степени от моральных и духовных ценностей сотрудников.

Интересный факт! Есть даже игра LOST ARK, где нужно выбрать профессию. Какую профессию выбрать в Лост арк, на определенном этапе должен задуматься каждый игрок.

Решающую роль играют такие науки, как социология, история, политология, история, психология. Сегодняшнему развивающемуся информационному индустриальному обществу нужны гуманитарии, подкрепленные современными технологиями.

Как выбирать профессию парню

Уже в 10-м классе молодые парни задумываются о своей будущей профессии, которая позволит им получать максимальный доход. При этом практически никто не согласен оказаться на должности руководителя при условии, если зарплата окажется ниже, чем у простого инженера.

В настоящее время хорошие доходы имеют руководители регионов, жилищно-коммунальных предприятий, различные чиновники. Высокие зарплаты у тех, кто работает нефтяниками, банкирами, начальниками агентств. Список довольно обширный. Но надо учитывать, что высоких должностей могут добиться далеко не многие, поэтому желательно рассмотреть как можно больше вариантов.

Из-за ряда причин в настоящее время в России главную роль играет не производство, а закупки и продажи. То есть, менеджер в отделе снабжения имеет доход выше, чем тот, кто обеспечивает выпуск продукции. Это значит, что менеджер отдела снабжения и маркетинга – более высоко оплачиваемая должность. К тому же такая работа позволяет получить опыт в коммерции, что позволяет в будущем открыть собственное дело, став успешным бизнесменом.

Неплохой карьерный рост и у специалиста информационных технологий. В настоящее время офис немыслим без компьютеров и телефонов. По этой причине специалист по интернет-технологиям, компьютерам, телекоммуникациям в стране востребован и может рассчитывать на высокую зарплату. Наибольшей востребованностью отличаются программисты 1С, сферы создания и обслуживания сайтов, программного обеспечения, современных технологий передачи и получения информации. Именно поэтому хороший программист часто диктует условия работодателю – за какое вознаграждение он согласен работать в его фирме.

Подробности: Работа программистом: сколько зарабатывают в ИТ за месяц, год в России, США и других странах?

Хороший доход можно иметь и без наличия высшего образования. Пример – водитель-дальнобойщик. К высокооплачиваемым работам относится и, связанные с вахтовыми методами работы не Севере. Конечно, это связано с определенными трудностями, но в таких случаях доход в несколько раз выше, чем у инженера, имеющего высшее образование и работающего на каком-нибудь большом предприятии в региональном городе или в столице.

В последние годы в числе высокооплачиваемых оказалась работа повара, работающего в ресторанах класса-люкс. Чтобы получить возможность такого трудоустройства, нужно получить образование в пищевом колледже или на хороших кулинарных курсах. Затем надо просто проявить себя с хорошей стороны в кулинарии.

К хорошим специальностям относятся и те, которые связаны со службой в полиции, ФСБ, ОМОНе, в МЧС и ряде других, считающихся сугубо мужскими.

В числе востребованных и высокооплачиваемых профессий сейчас находится специальность автомеханика. Число автомобилей в стране увеличивается, одновременно расширяется и автосервис. Поэтому хороший автомеханик может без затруднений найти высокооплачиваемую работу.

Как считают специалисты, изучающие рынок труда, в недалеком будущем зарплата рабочих окажется существенно выше той, которую получают менеджеры в офисах. Дело в том, что число молодых людей, имеющих высшее образование, увеличивается, а тех, кто имеет рабочие специальности, сокращается. В настоящее время руководители предприятий готовы платить рабочим, имеющим высокую квалификацию, зарплату вдвое – втрое превышающую ту, которую получают инженеры. Недалек тот день, когда слесарь, оператор станков ЧПУ, токарь-фрезеровщик и прочие окажутся в числе наиболее востребованных и высокооплачиваемых.

К наиболее востребованным относятся и медицинские работники. Прежде всего, речь идет о врачах. Правда, пока выпускнику медицинского вуза найти высокооплачиваемую работу довольно сложно, но – это временное явление.

Как выбирать профессию девушке

Определиться со своей будущей дорогой девушке также сложно, как и парню. Порой то, что казалось интересным после окончания школы, после окончания вуза может оказаться нежелательным. Выбирая профессию, желательно ориентироваться на собственные умения и способности. Желательно обратить внимание на актуальность сферы деятельности.

Медицинские услуги всегда окажутся в числе наиболее востребованных. Хотя наука не стоит на месте, препараты, способные бороться с различными вирусами, появляются регулярно, люди продолжают болеть. А значит, профессия врача или медсестры останется востребованной.

Как правильно выбрать профессию девушке? Нужно учесть, что всегда остается востребованной творческая сфера. В эту же категорию попадает и сфера косметических услуг. Мастера маникюра и педикюра, визажисты, парикмахеры, стилисты обычно не испытывают затруднений при трудоустройстве. То же относится и с веб-дизайнерам, системным администраторам, программистам и прочим. Востребованы и воспитатели, преподаватели, социальные педагоги, психологи. Список этот далеко не полный.

К наиболее популярным профессиям относятся медсестра, врач узкой и широкой направленности, косметолог, массажист. Правда, получить специальность врача довольно не просто. Для этого потребуется 6 лет учиться в вузе, а потом еще 2 года быть в интернатуре. Проще стать косметологом или массажистом.

Какую выбрать профессию после 11 класса девушке, если нет желания получать высшее образование? Можно стать мастером маникюра и педикюра, визажистом, стилистом, бровистом, тату-мастером, если есть способности и проч. Для этого достаточно окончить какие-нибудь курсы, а не сидеть за университетской партой 6 лет. Однако надо помнить, что к новичкам люди идут не особо охотно. До того времени, когда у специалиста появятся свои клиенты, времени может пройти довольно много.

Более привлекательной является профессия программиста. Такую специальность можно получить в университете. Впрочем, выучить язык программирования – тоже не просто. Далеко не каждый становится настолько востребованным, чтобы при устройстве на работу у него была возможность выдвигать работодателю собственные условия.

Минусы и плюсы при смене профессии в зрелом возрасте

Как сменить профессию после 30,40 лет? Случается, что человеку приходится менять профессию в зрелом возрасте. Надо учитывать, что это событие отличается сложностью. Более того, человек в такой ситуации всегда переживет стресс. Часто в возрасте 30 – 32 лет человек понимает, что он ошибся в выборе профессии. Это может быть связано просто с низким доходом. Если разговоры с руководством по поводу повышения зарплаты не помогают, единственным решением становится смена сферы деятельности.

Важно знать: Изменения на рынке труда. Какие профессии исчезнут в ближайшие годы?

Впрочем, в таком возрасте сменить профессию гораздо проще, чем в 40-летнем. Если анализировать заявки руководителей на специалистов, то может показаться, что люди в возрасте за 40 никому не нужны. На самом деле – это не так.

Конечно, молодой специалист всегда признается человеком полным энергии, здоровья, лишенным множества проблем. Однако у молодых женщин и мужчин всегда существуют проблемы. Это и отсутствие опыта, и семейные дела. К примеру, у молодых женщин маленькие дети порой болеют, из-за чего такие работницы часто находятся на больничном. Из-за этого их мужья, озабоченные дополнительной нагрузкой, уже не могут трудиться с такой же максимальной отдачей, как в обычное время.

Если же возраст женщины превышает 40 лет, ее дети уже выросли, и проблем с ними нет. В таком случае главное – просто найти нужную работу. Если у работодателя будет выбор, то он всегда предпочтет опытного специалиста, не имеющего семейных проблем, новичку.

Признается, что мужчинам в возрасте за 40 найти работу сложнее. Однако в случае, когда человек имеет практические навыки, универсальные качества, все решается гораздо проще.

Какую профессию выбрать в будущем

В настоящее время существуют профессии, которых не было всего лишь несколько десятилетий назад. Такое произойдет и в будущем. Как уверены специалисты, ведущие ученые, аналитики и технологи, в число наиболее популярных профессий уже в 2025 году могут попасть, связанные с виртуальной реальностью и космосом.

Согласно прогнозам, уже в 2020 году рынок VR-устройств будет оцениваться в 40 миллиардов долларов. К 2026 году десятки миллионов людей будут находиться в виртуальной реальности, работая там и получая образование.

Интересно: Какие новые профессии появились в 21 веке? Как выбрать профессию будущего?

По мнению экспертов, в следующем десятилетии использование роботов станет массовым. Они станут и личными ассистентами и службой поддержки. По прогнозам, только в Великобритании может появиться почти 56 тысяч новых рабочих мест, связанных с робототехникой.

В следующем десятилетии, как прогнозируют специалисты, изменения произойдут в биологических науках, медицине, анализе данных. Работа над поиском методов для лечения депрессий, аутизма, шизофрении, болезни Альцгеймера с использованием виртуальных технологий ведется давно. Первые положительные результаты уже получены. Так что недалек тот день, когда знания человека в данной области будут востребованы лишь в качестве приложения к робототехнике.

По предположениям аналитиков с 2025 года люди начнут регулярно путешествовать в космос. Это станет причиной появления новой специальности – космического гида. Появятся специалисты, которые будут составлять космические туры.

Согласно прогнозам, к 2025 году число жителей Земли достигнет девяти миллиардов. Возникнет проблема с ресурсами. Их может не хватить. По этой причине появятся инженеры по восстановлению окружающей среды. Они же будут восстанавливать ранее вымершие виды растений и животных.

Предполагается, что в середине следующего десятилетия ожидается интенсивное развитие энергетики, связанной с солнцем и ветром. При этом главной задачей станет обеспечение питания энергоустановок в пасмурную погоду, а также разработка нового поколения батарей, способных накапливать больше энергии, что должно послужить мотивом выбора профессии для работы в недалеком будущем.

Можно ли выбрать профессию на всю жизнь

Родители и дети мечтают, что выбор профессии будет окончательным при поступлении в университет, далее последует обучение и карьерный рост. Это возможно, когда подросток чувствует свое призвание. Ведь есть множество профессий, где именно призвание, а не денежное вознаграждение или престиж является залогом успеха в карьере (например, врач, ветеринар, учитель, геолог, научный сотрудник, работник службы спасения, юрист).

Тесты на выбор профессии

Как помочь ребенку определиться с профессией? В выборе будущей профессии помогают тесты на профориентацию. Например, известны следующие виды тестов:

Чтобы выбрать профессию по душе, можно пройти тесты как после 9, так и после 11 класса на следующих сайтах:

Цитаты о выборе профессии

Мотивы, правила выбора педагогической профессии прослеживаются в размышлениях великих людей.

Интересный факт! В нумерологии предлагается выбор профессии по дате рождения! Только для этого необходимо найти настоящего специалиста, а не мошенника. Ради интереса можно пройти такие тесты онлайн, если они бесплатны. Ведь гарантий их точности нет, поэтому платить зря не стоит.

Что влияет на выбор будущей профессии: основные факторы, формула профессий

Когда понимаешь механизмы, которые оказывают влияние на выбор профессии, то и сделать такой выбор становиться чуть проще.

На нашем телеграм-канале собрана полезнейшая информация по профориентации. А на другом канале вы найдете выгодные предложения и полезные акции, которые помогут продержаться студенту на плаву.

А сейчас расскажем вам, какие основные факторы влияют на выбор профессии.

Факторы, влияющие на выбор профессии

Мы уже рассказывали, как тип темперамента и характер влияют на выбор профессии. Сегодня поговорим о более независимых категориях.

На выбор профессии оказывают влияние внешние и внутренние факторы.

Внешние факторы выбора

К внешним социальным факторам выбора профессии относят:

  1. Престиж. Является одним из основных мотивов выбора профессии. Недостаток в том, что на волне тренда может возникнуть переизбыток специалистов. Это негативно скажется на рынке труда в выбранной сфере.
  2. Востребованность. Спрос рождает предложение. Переизбыток предложений сделает профессию менее востребованной. Нельзя забывать и об актуальности: профессии, популярные 10 лет назад, сегодня уже не так востребованы, и наоборот. Поэтому стоит прислушиваться к прогнозам специалистов.
  3. Зарплата. Этот фактор не играет решающей роди при выборе профессии, потому что размер зарплаты зависит от должности, а не от профессии. Высокая заработная плата используется лишь как отражение степени риска. В некоторых случаях на старте может быть высокая зарплатная ставка, но она не будет существенно расти со временем.
  4. Реальные возможности получить работу. Сюда включают возможности поступления на данную специальность, наличие материальных условий.
  5. Мнения и желания близких. Чаще всего речь идет именно о родителях. Данный мотив очень неоднозначный. С одной стороны, взрослые обладают определенным жизненным опытом, которого нет у абитуриента. А с другой – они не обязательно хорошо разбираются в современном рынке труда, его структуре и динамике. Поэтому окончательный выбор должен быть все же за учащимся, который объективно учитывает всю информацию, но принимает решение сам.

Внутренние факторы выбора

Здесь речь идет о возможностях, способностях и интересах самого абитуриента.

Хорошо, когда выбранная профессия совпадает по всем внутренним факторам. Но чаще случается, что выпускник должен чем-то жертвовать. Тогда как выбрать чем? Ведь все аргументы весомые, и расставить приоритеты довольно сложно.

  1. Возможности. В ряде профессий есть строгие ограничения по состоянию здоровья (аллергики не смогут стать химиками, а люди с больным сердцем – летчиками). Некоторые профессии требуют быстрой реакции, слуха, развитых вкусовых рецепторов – все это проверяется специальной аппаратурой, а несоответствие легко выявить. Возможности проявляются на начальном этапе отбора.
  2. Способностивыявляются уже в процессе обучения. Очевидно, что программирование будет плохо даваться человеку, который плохо понимает математику, а актерское мастерство – человеку без видимых актерских талантов. Исключения редки.
  3. Интересытоже важно учитывать при выборе профессии. Соблюдение интересов и комфортные условия гарантируют гармоничное развитие личности и ее общий уровень удовлетворенности. Тому, кто интересуется техникой, едва ли будут интересны артистическая или политическая деятельность. А тот, кто любит поспать подольше, не будет в восторге от графика с 8.00 до 17.00.

Классификация профессий

Нужно учитывать не только внешние и внутренние факторы выбора профессии, но и классификацию, чтобы хорошо ориентироваться во всех предложениях и максимально сузить сферу поиска. Для этого обратимся к типологии Климова:

Типы профессий (по предмету труда) Группы профессий (по условиям труда) Отделы профессий (по средствам труда)
Природа Бытовой микроклимат Ручные
Человек Открытый воздух Механические
Техника Необычность Автоматические
Знаковые системы Экстремальность Функциональные
Художественный образ Моральная ответственность Теоретические

То есть можно разделить все профессии по типу взаимодействия и по предмету труда на:

Есть разные психологические тесты, которые помогут человеку выявить его способности и задатки, если он не может их найти самостоятельно.

По другой классификации для верного выбора профессии нужно обратиться к типологии личности Голланда, согласно которой в человеке всегда будет один доминирующий тип, но при использовании стратегии 2-х и больше типов человек может приспособиться к условиям.

Вот как выглядит типология личности Голланда:

Тип личности Содержание деятельности
реалистический Ориентация на манипулирование инструментами и механизмами
исследовательский Ориентация на поиск
артистичный Ориентация на эмоциональное проявление, самопрезентацию
социальный Ориентация на взаимодействие с людьми
предпринимательский Ориентация на влияние на людей
конвенционный Ориентация на манипулирование данными, информацией

Формула профессии

Формула профессии – это краткое описание главных ее характеристик. Ее важно знать, чтобы правильно и максимально точно отбирать и развивать специалистов.

Есть 4 основные характеристики профессии:

  1. Предмет труда – то, с чем работает специалист: человек – Ч, природа – П, художественный образ – Х, техника – Т, знаковые системы – З.
  2. Цель труда – то, что делает специалист с предметом труда: гностическое (познавательное) – Г, преобразовательное – П, изыскательное – И.
  3. Средства труда – то, чем специалист воздействует на предмет труда: ручные – Р, механические – М, автоматические – А, электронные – Э, функциональные (возможности и функции организма – голос, например) – Ф, теоретические (интеллектуальные) – Т.
  4. Условия труда: бытовой микроклимат – Б, открытый воздух – О, необычные – Н, экстремальные – Э.

Давайте рассмотрим пример применения формулы. Допустим, профессию кассира-операциониста можно описать в ней следующим образом:

Надеемся, что эта информация поможет вам приблизить конечную цель и сделать правильный выбор на основе мотивационных факторов выбора процессии. Ну а получать знания по выбранному направлению поможет сервис студенческой помощи.

Читайте также: