Какие люди составляют большинство среднего класса в современном мире приведите два примера профессий

Обновлено: 02.05.2024

Средний класс [13.10.13]

3.Роль среднего класса в обществе.
В человеческом обществе главным является социальное неравенство, неразрывно связанное с социальными различиями, социальной дифференциацией.
Социальными называются те различия, которые порождены социальными факторами: укладом жизни (городское и сельское население), разделением труда (работники умственного и физического труда), социальными ролями (отец, врач, политический деятель) и т. д., что ведет к различиям в степени обладания собственностью, получаемого дохода, власти, достижения социального статуса, престижа, образования.
Различные уровни социального развития являются базой для социального неравенства, возникновения богатых и бедных, расслоения общества, его стратификации (страта-слой, включающий в себя людей, имеющих одинаковые доходы, власть, образование, престиж).
Проблема неравенства непосредственно связана с прямо противоположной ей проблемой равенства. Хотя некоторые – прежде всего религиозные – доктрины провозглашают, что люди в определенном смысле равны друг другу от рождения, большинство социологических дискуссий сосредоточивают свое внимание на состоянии и тенденциях изменения равенства в конкретных социальных контекстах. Отсутствие равенства, то есть неравенство – это жизненно важный элемент. Неравенство характеризует неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества – денег, власти, образования и престижа – между различными стратами или слоями населения. Основные измерители неравенства – ликвидные ценности. Эту функцию обычно выполняют деньги (в примитивных обществах неравенство выражалось в количестве мелкого и крупного рогатого скота, ракушек и так далее).
Если неравенство представить в виде шкалы, то на одном ее полюсе окажутся те, кто владеет наибольшим (богатые), а на другом – наименьшим (бедным) количеством благ.[7;c.265] Таким образом, бедность – это экономическое и социокультурное состояние людей, имеющих минимальное количество ликвидных ценностей и ограниченный доступ к социальным благам. Бедность – это не только минимальный доход, но и особый образ и стиль жизни, то есть передающиеся из поколения в поколение нормы поведения, стереотипы восприятия и психология. Поэтому социологи говорят о бедности как об особой субкультуре.
Самый распространенный и легкий в расчетах способ измерения неравенства – сравнение величин самого низкого и самого высокого доходов в данной стране.
Бедность — характеристика экономического положения индивида или социальной группы, при котором они не могут удовлетворить определённый круг минимальных потребностей, необходимых для жизни, сохранения трудоспособности, продолжения рода. Бедность является относительным понятием и зависит от общего стандарта уровня жизни в данном обществе.
Богатство — изобилие у человека или общества материальных и нематериальных ценностей, таких, как деньги, средства производства, недвижимость или личное имущество. К богатству можно также отнести доступ к здравоохранению, образованию и культуре. В социологии богатым считается тот человек, который обладает значительными ценностями по отношению к другим членам общества. В экономике богатство определяется как разница между активами и пассивами на данный момент времени. Противоположностью богатства является бедность. Страны, значительно превосходящие в богатстве другие страны, обычно называют развитыми.
Неравенство — форма дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей. В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления. Выполняя качественно неравные условия труда, в разной степени удовлетворяя общественные потребности, люди иногда оказываются заняты экономически неоднородным трудом, ибо такие виды труда имеют разную оценку их общественной полезности. Неравенство воспринимается и переживается многими людьми (прежде всего безработными, экономическими мигрантами, теми, кто оказывается у черты или за чертой бедности) как проявление несправедливости.
В самом названии - "средний класс" - подразумевается некая середина, сердцевина. Средний класс - это среднее поколение. Принимая такое определение, видно, что средний класс является необходимым элементом социальной структуры.
Во-первых, его представители определяют настоящий момент, поскольку "производят" духовные и материальные ценности сегодняшнего дня. Кроме того, у них есть пример и жизненный опыт предыдущего поколения. Сравнивая свой личный опыт с опытом родителей, представители среднего поколения могут в какой-то степени предвидеть судьбу будущего - поколения своих детей. А предвидение будущего дает возможность его формирования. Следовательно, средний класс несет ответственность за будущее, в том числе и свое.
Во-вторых, средний класс определяет динамизм общества в целом. Его характерная черта - постоянное обновление и смешение. Выдвигая и выбирая руководство различных уровней, среднее поколение участвует в управлении обществом. Кроме того, расширение сферы занятости, введение новых технологий, улучшение качества труда зависит от способности представителей среднего класса принимать новые идеи и реализовывать их на практике, опираясь на полученные знания и опыт. Следовательно, средний класс отвечает за развитие общества, его поступательное движение и выступает основной силой, которая создает движение вперед.
И третье. С одной стороны средний класс определяет динамизм общества и его будущее. С другой стороны, он выступает гарантом стабильности общества. Именно средний класс создает образцы и нормы социального поведения. Представители среднего класса сохраняют старые традиции и привносят новые. В любом обществе основная масса людей - это люди среднего возраста. Средний класс есть всегда и везде. И стабильность, уровень благосостояния общества зависит от стабильности и уровня благосостояния среднего поколения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель и задачи в данной работе реализованы. В заключение подведем выводы пройденной работы.
Социальный класс как совокупность людей, обладающих наиболее значительными общими признаками, границы между классами не являются жестко очерченными. Соответственно, средний класс занимает промежуточное положение между рабочим классом и владельцами крупного капитала, способен на достаточно высокий уровень потребления и также обладает достаточно высоким социальным статусом и доходом. Но средний класс гораздо более сложное образование, чем просто экономическая середина иерархической лестницы. Можно сказать, что средний класс является “социальным актором”, движущим общество по пути прогресса. Только средний класс постиндустриального типа становится опорой и гарантом структурных прогрессивных изменений в экономике и обществе.
Благополучие человека в обществе, его социальные связи с другими людьми, привычки, обычаи, верования, его интересы и установки во многом связаны с тем местом, которое он занимает в социальном пространстве.[3].
Средний класс делится на слои: верхний средний класс и нижний средний класс.
Особую, стабилизирующую социальную и политическую обстановку в обществе роль играет средний класс.
Средний класс разводит два противоположных полюса, бедных и богатых, и не дает им столкнуться. Чем меньше средний класс, тем ближе друг к другу полярные точки стратификации, тем вероятнее их столкновение.
Подводя итог, можно сказать, что прогрессивная роль среднего класса в его динамизме и стабильности, в ответственности за настоящее и будущее, прогресс общества в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Александрова О. А. Идейный фон становления российского среднего класса // Общественные науки и современность, 1999г [5]
2. Беляева Л.А. Критерии выделения российского среднего класса // Средний класс в современном российском обществе. М.: РОССПЭН, 1999. -186c. [2]
3. Волков Ю.Г., А.В. Попов Социология: Учебник / Под редакцией профессора Ю.Г. Волкова. – Изд. 2-е, испр. доп. – М: Гардарики, 2006-547 с. [7]
4. Горюнова С.В. Средние слои и “средний класс” в современном российском обществе // Общественные науки и современность. - 2006. - №4. – 435с. [4]
5. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологических исследований. М.: Изд-во МГУ, 2005.- 860с [10]
6. Жеребин В.М., Римашевская Н.М. Социология. Учебник для ВУЗов – М.: Юрайт. 2007. 340 с. [9]
7. Заславская Т.И.Социальная трансформация российского общества. — М.: Дело, 2003. — С. 471–473 [6]
8. Кравченко А.И., Анурин В.Ф.Социология: учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2007. [8]
9. ЛавриненкоВ.Н., ЛукашеваГ.С., Шабанова О.А. Социология. Учебник для вузов/ Под ред. В.Н. Лавриненко - М.ЮНИТИ: 2000- 407с. [1]
10. Фролов С.С. Классы и социальные слои // Социология. Учебник, 1999г.-572с. [3]

Чтобы полностью ознакомиться с рефератом, скачайте файл!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы


Средний класс – это термин, который используется для определения части социума, занимающей место посредине между элитным обществом и низшими классами.

Такое положение обусловлено некоторыми критериями и преимуществами, которые, согласно оценочному суждению научных деятелей, и становятся определением места человека именно в представленном слое. Стоит сказать о том, что однозначно и полноценно определить существующее количество социальных прослоек в определенном государстве нереально. Причиной тому становится неоднородность населения, а еще несоответствие классовых характеристик специфике и традициям иной страны.

Разные ученые-социологи по-своему обозначают типологии классов. Однако, основополагающих по-прежнему остается три:

  • малоимущие (представители низшего слоя);
  • зажиточные (это уже средний класс);
  • богачи (представители высших каст, власть имущие, элита социума).

Представленная типология носит весьма неоднозначный характер, ведь в обществе могут появиться и неосновные слои. Такое случается из-за появления дополнительных классов и страт, которые могут параллельно существовать внутри одного из вышеуказанных главных классов.

На сегодняшний день продолжаются споры между ученными о том, кто действительно должен принадлежать к представителям среднего класса, какими должны быть критерии отбора.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Зачастую основными характеристиками становятся следующие пункты:

  • степень образования;
  • показатель доходов;
  • наличие материальной и интеллектуальной собственности, уровень владения подобными видами имущества;
  • возможность реализовать себя в высококвалифицированной работе;
  • стандарты потребления (возможность поехать в путешествие, употреблять пищу за пределами дома, покупать недвижимость или ценные вещи, именуемые предметами роскоши).

Стоит также сказать о том, что кроме указанных выше характеристик огромную роль играет факт восприятия человеком самого себя. Какую оценку он может дать собственному финансовому положению в нынешней социальной среде – если быть точнее, вся комплексность средств для его принадлежности к среднему слою населения.

Функции среднего класса и его роль в нынешней системе социума

Если говорить касательно роли среднего слоя социума, то нужно обязательно отмечать важность его функционала.

Третьим пунктом числится тот факт, что средний класс – это интеграторы культурной среды. Они ведь не только занимаются сохранением и поддержкой традиций и ценностей, но еще и пропагандируют нормы и традиции, создают новые законы в социальной системе, привлекают внимание большего количества членов общества к собственным идеям и замыслам.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

У членов среднего класса есть возможность путешествовать и делиться опытом с резидентами низших классов населения, прибавлять им мотивации для овладения новых разновидностей деятельности. А еще нужно упомянуть о еще одной функции резидентов указанного слоя – это контролер административной и исполнительной среды. Научные деятели обозначают эту задачу таким образом, что исключительно выше обозначенный класс становится "кузней" качественных специалистов для структур чиновников, управленцев различного уровня.

Резиденты этого слоя населения играют особую значение в развитых государствах и те, которые еще только развиваются. Чаще всего это предприниматели, интеллигенция, служащие, работники творческих профессий, образовательной и медицинской системы, сотрудники с высоким уровнем квалификации. Именно они являются воспроизводителями выгод для населения, их транслирование для низших и элитных классов. По сути, именно резиденты вышеуказанного слоя имеют наибольшую заинтересованность в сохранении действующей структуры социума, что в определенной мере дает гарантию его стабильности и будущего развития.

Кроме того, средний класс – это связующий элемент между элитным и низшим классами. С его помощью в социуме нет столь глобального трансфера и социальной пропасти, как это было прежде. Кроме того, средний класс позволяет сделать трансфер из низшего класса в высший, причем этот процесс становится не столь трудным и проблематичным. Это имеет большое значение для тех, кто собирается повысить свои материальные блага и место в обществе.

Но одновременно с этим для поддержки показателей уровня среднего класса нужно не только получать блага и материалы, но и отдавать взамен. Прежде всего, это отдача собственных ресурсов как человека – выполнение работы, трудовой активности, повышение уровня образования. Большое значение имеет мотивация и тогда коллаборация будет обоюдной и длительной. Из-за этого становится все больше тех, кто заинтересован в сохранности порядка и стабильности в социуме, имеющих мотивацию для получения высшего образования, улучшению квалификационных навыков, овладение новыми видами активности полезной для социума.

Средний класс – это основные идеологи интересов социума, его культуры и национальных традиций, которые сформированы большей частью населения, а также они занимаются распространением примеров собственной культурной среды на другие классы общества и его подсистемы. Поэтому средний класс является посредником между элитой и бедняками.

Средний класс в России – кто эти люди? И почему их всё меньше. Статистика и мнения экспертов

Специалисты в области политэкономии установили важную тенденцию: чем выше удельный вес населения, относимого к среднему классу, тем выше уровень ее экономического развития, стабильности, перспектив.

Эксперты ВЦИОМ в состав этого слоя общества включают людей, имеющих достаточные финансовые ресурсы для удовлетворения своих потребностей в соответствии со сложившимися стандартами массовой культуры.

Основные черты и преимущества среднего класса

  • наличие собственности;
  • уровень доходов, которые направляются не только на текущее потребление, но и на развитие (бизнес, образование);
  • высокая степень независимости;
  • активная жизненная позиция.

Представители среднего класса через свою трудовую деятельность, руководство мелким и средним бизнесом обеспечивают основные платежи в казну государства и местных органов управления. Их деловая активность позволяет регулировать всю экономическую систему, заполнять в ней ниши и пробелы. Обеспечивая, более бедную часть граждан рабочими местами, представители малого и среднего бизнеса снимают социальную напряженность в обществе, решают многие насущные социальные проблемы.

В политическом аспекте независимость, наличие экономических возможностей позволяют представителям этой прослойки общества достойно отстаивать действующие в стране правовые нормы, противостоять кланам и бюрократической власти.

Средний класс в России

Фактически сложившееся в современной Российской Федерации политическое устройство характеризуются громадным отрывом господствующего класса монополистов, олигархов от остальных слоев населения. Это обстоятельство в значительной мере снижает роль среднего класса в государстве и его количественный состав.

  • не заинтересованы в росте деловой активности и усилению влияния на общественные, экономические процессы населения;
  • полностью зависимы от вышестоящих начальников и заинтересованы в ущемлении прав, свобод обычных граждан.

Средний класс в других странах

  • преподаватели и врачи;
  • менеджеры и банкиры;
  • юристы, архитекторы;
  • квалифицированные специалисты, инженеры;
  • предприниматели.

Это законопослушные граждане, требующие соблюдения установленных норм и правил всех участников общественной жизни, активные инвесторы, уделяющие внимание своему совершенствованию, повышению уровня знаний и умений.

В Испании средний общественный слой составляют половину населения.

В Швейцарии, Германии, Норвегии, Финляндии к среднему классу относится от 60 до 80% граждан. Эта общественная прослойка занимает активную позицию, существенно влияет на политические, экономические процессы, происходящие в стране.

Средний класс в России

Специалистами агентства финансовых исследований (НАФИ) в начале 2018 года проведен масштабный социологический опрос россиян об их принадлежности к среднему классу. К этому сословию отнесли себя 19 % опрошенных.

Эксперты Института социального анализа и прогнозирования на основании собранной информации, проведенных статистических наблюдений считают, что, к российскому среднему классу относится не более 15% россиян. Сложилась устойчивая тенденция к дальнейшему снижению доли этой общественной прослойки в нашем Отечестве по причине дальнейшего расслоения граждан по уровню доходов, потери уважения к образованным, высококвалифицированным специалистам в основных отраслях общественной деятельности (производство, образование, наука, медицина).

Воплощение известной потребительской мечты россиян о квартире, машине, даче становится уделом сотрудников управленческих структур и силовиков.


Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

Прочтите текст и выполните задания С1–С6.

Средний класс – часть общества, которая занимает по статусным позициям среднее положение между высшим и низшим классами.

Являясь основной социальной группой, средний класс развитых стран выполняет ряд очень важных социальных функций.

Основной среди них является функция социального стабилизатора: добившись определённого места в социальной структуре общества, представители среднего класса склонны поддерживать существующее государственное устройство, которое позволило им достигнуть их положения. Следует учитывать, что средний класс играет ведущую роль в процессах социальной мобильности, и это также укрепляет существующий социальный строй, предохраняя его от социальных катаклизмов: недовольство низшего класса своим положением уравновешивается представленными им вполне реальными возможностями для повышения статуса в обществе.

В сфере экономических отношений средний класс играет роль экономического донора – не только как производитель огромной части доходов общества, но и как крупный потребитель, инвестор и налогоплательщик.

В культурной сфере средний класс является хранителем и распространителем ценностей, норм, традиций и законов общества.

Именно средний класс поставляет кадры чиновников и управленцев разного ранга – как для государственного аппарата, так и для бизнеса. Деятельность гражданского общества также основана на активности представителей среднего класса.

(По материалам интернет-энциклопедии)

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены и озаглавлены следующие смысловые фрагменты:

2) Группы населения, относящиеся к среднему классу;

3) Критерии выделения среднего класса;

4) Социальные функции среднего класса.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков

Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста.

Количество выделенных фрагментов может быть различным

Верно выделены более половины смысловых фрагментов текста, их названия (пункты плана) отражают основные идеи соответству​ющих частей текста.

ИЛИ Выделены основные смысловые фрагменты текста, но не все названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста

Не выделены основные фрагменты текста.

ИЛИ Названия выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих частей текста, являясь цитатами из соответствующего фрагмента.

ИЛИ Ответ неправильный

Какие две группы критериев выделения среднего класса названы в тексте?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Должны быть названы следующие группы критериев:

2) субъективное восприятие человеком своего положения

Правильно названы две группы критериев

Правильно названа только одна группа критериев

Какие четыре функции среднего класса рассмотрены автором текста?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

В правильном ответе должны быть названы следующие функции:

1) социальный стабилизатор;

2) экономический донор;

3) хранитель и распространитель ценностей культуры;

4) поставщик кадров чиновников и управленцев

Правильно названы четыре функции

Правильно названы две-три функции

Правильно названа одна функция.

ИЛИ Ответ неправильный

Используя факты общественной жизни, проиллюстрируйте тремя примерами социальную мобильность представителей среднего класса.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

В правильном ответе должны быть приведены три примера, допустим:

1) преподаватель университета переехал работать по контракту в другую страну;

2) банковский служащий стал начальником отдела, а затем заведующим филиалом банка;

3) врач, защитив диссертацию, стал главврачом клиники.

Могут быть приведены другие примеры

Правильно приведены три примера

Правильно приведены два примера

Правильно приведён один пример

Автор отмечает ведущую роль среднего класса в деятельности гражданского общества. Выскажите два предположения о причинах подобной активности среднего класса.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

В правильном ответе могут быть высказаны предположения, например:

1) представители среднего класса достаточно образованны, чтобы понимать значение гражданского общества;

2) представителям среднего класса необходимо защищать свою собственность и положение в обществе;

3) представители среднего класса много путешествуют, могут сравнивать жизнь в разных странах, хотят привнести лучшее, что достигнуто другими странами.

Могут быть высказаны другие предположения

Правильно выказаны два предположения

Правильно высказано одно предположение

В тексте указано, что среди учёных постоянно идут дебаты по поводу критериев выделения среднего класса. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, сформулируйте любые два вопроса, которые могут проиллюстрировать эти дебаты.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Могут быть сформулированы следующие вопросы:

1) может ли обеспеченный, но необразованный человек считаться представителем среднего класса;

2) что важнее: объективные показатели богатства и успеха или субъективное мнение о своей социальной принадлежности?

Могут быть сформулированы другие адекватные вопросы

Сформулированы два вопроса

Сформулирован один вопрос

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

1. Местное самоуправление в Российской Федерации – признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

2. Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.

1. Граждане Российской Федерации осуществляют своё право на местное самоуправление в городских, сельских поселениях и других муниципальных образованиях в соответствии с федеральными гарантиями избирательных прав граждан путём референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.

2. Граждане Российской Федерации имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

3. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к муниципальной службе.

5. Граждане Российской Федерации имеют право обращаться в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.

6. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, а также возможность получения гражданами и другой полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.

1. В ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

Озаглавьте приведённые статьи Закона.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Статьи могут быть озаглавлены следующим образом:

ст. 2 – Понятие местного самоуправления;

ст. 3 – Право граждан Российской Федерации на осуществле​ние местного самоуправления;

ст. 6 – Вопросы, которые находятся в ведении местного самоуправления.

Заголовки статей могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках

Правильно озаглавлены три статьи

Правильно озаглавлены две статьи

Правильно озаглавлена одна статья.

ИЛИ Ответ неправильный

Какие вопросы решают органы местного самоуправления? На что они ориентируются в своих решениях?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

В ответе должны быть следующие элементы:

1) вопросы местного значения;

2) ориентиры – интересы населения, исторические и иные местные традиции.

Элементы ответ могут быть приведены в других формулировках

Правильно названы вопросы и ориентиры

Правильно названы только вопросы.

ИЛИ Правильно названы только ориентиры

Как Законом обеспечивается равноправие граждан? Приведите любые три положения Закона.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Могут быть приведены следующие положения Закона:

1) все граждане без какой-либо дискриминации могут принимать участие в местном самоуправлении;

2) граждане имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления;

3) граждане РФ имеют равный доступ к муниципальной службе;

4) каждый имеет возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина.

Могут быть приведены другие положения

Правильно приведены три положения

Правильно приведены два положения

Правильно приведено одно положение.

ИЛИ Ответ неправильный

Какие два способа волеизъявления граждан названы в тексте? Проиллюстрируйте конкретным примером каждый из них.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Должны быть названы два способа волеизъявления граждан и каждый из них проиллюстрирован примером, допустим:

1) прямое волеизъявление (на собрании жителей населённого пункта было принято решение о начале работ по прокладыванию газопровода);

2) через выборные и другие органы (инициативная группа граждан обратилась в орган местного самоуправления с требованием оборудовать площадку для выгула собак).

Могут быть приведены другие примеры

Правильно названы два способа, и каждый из них проиллюстриро​ван примером

Правильно названы два способа, один из них проиллюстрирован примером.

ИЛИ Правильно назван один способ, приведены два примера

Правильно назван и проиллюстрирован примером один способ.

ИЛИ Правильно названы только два способа.

ИЛИ Правильно приведены только два примера

Правильно назван только один способ.

ИЛИ Правильно приведён только один пример.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответству​ющие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

В правильном ответе должны быть приведены два объяснения, например:

1) граждане распоряжаются средствами местного бюджета и несут ответственность за их неэффективное расходование;

2) граждане определяют перспективы развития своего населённого пункта и несут ответственность за связанные с этим выбором последствия.

Могут быть приведены другие объяснения

Правильно приведены два объяснения

Правильно приведено только одно объяснение

Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите два объяснения важности участия граждан в деятельности органов местного самоуправления.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

В ответ могут быть приведены следующие объяснения:

1) участие в деятельности местного самоуправления важно, так как у граждан формируется опыт непосредственного осуществления власти;

2) участие в деятельности местного самоуправления вовлекает граждан в обсуждение проблем страны, повышает их политическую активность;

3) участвуя в деятельности местного самоуправления, граждане могут наиболее эффективно решать проблемы своего населённого пункта.

Могут быть приведены другие объяснения

Правильно приведены два объяснения

Правильно приведено одно объяснение

Предварительный просмотр:

куликовская битва(1380)-причины и последствия
медный бунт(1662))-причины и последствия
церковный раскол-причины и последствия
северная война(1700-1721)-причины и последствия

Медный бунт.
Причиной его стало обесценивание медных денег, которые стали чеканить с 1655г. это произошло после затяжной и войны с Польшей, когда Россия стала готовиться к новой войне со Швецией. Тогда выпуск дешёвых денег казался единственным выходом из положения. Сначала народ благосклонно отнёсся к медным деньгам. Но впоследствии их чеканка достигла невероятных размеров. Были они изначально в 60 раз дешевле серебра, а по номиналу приравнивались к серебряным. Ещё одной из причин бунта было появление большого количества фальшивых денег, в котором были замешаны некоторые бояре. Основными участниками бунта были городские низы. Он был жестоко подавлен. Но результат всё-таки был - с 1663г. медные деньги чеканить перестали, они вышли из употребления, вновь возобновилась чеканка серебряной монеты.
Последствия- В 1663 году по царскому указу медного дела дворы в Новгороде и Пскове были закрыты, а в Москве была возобновлена чеканка серебряной монеты. Жалование всяких чинов служилым людям опять стали выплачивать серебряными деньгами. Медные деньги изъяли из обращения, частным лицам было велено их переплавить на котлы или приносить в казну где за каждый сданный рубль платили 10, а позже ещё меньше — 2 деньги серебром

Московское государство вело длительную войну за Украину против Речи Посполитой, для чего было потрачено огромное количество денежных ресурсов. Возник дефицит денег. Собственных месторождений драгоценных металлов, из которых чеканили деньги, на тот момент у России еще не было, поэтому их ввозили из заграницы. Монетный Двор использовал иностранные деньги, чтобы сделать из них русские – копейки, полушки и деньги.

Ситуация пришла к тому, что боярин Ордин-Нащокин предложил весьма спорный выход: чеканить медные деньги по номинальной стоимости серебряных. При этом налоги по-прежнему собирались серебром, а вот жалованье выдавалось уже новыми медными монетами. Начиная с 1654 года медные деньги официально были введены в обращение вместо серебряных.

Поначалу все шло так, как задумало правительство: новые деньги принималась по цене прежних серебряных денег. Но вскоре их стали выпускать невероятное количество, ведь проблем с медью не было. Чеканные дворы в Москве, Пскове, Новгороде работали на полную мощность. Поток ничем не обеспеченной денежной массы захлестнул Россию, поэтому очень скоро спрос на серебро начал стремительно расти, а покупательная способность медных денег упала.

Медный бунт: последствия

Царь сдержал свое обещание и разобрался с проблемой медных денег. В 1663 году чеканные заводы в Новгороде и Пскове были закрыты, а медные деньги полностью изъяты из оборота. Возобновилась чеканка денег из серебра. А из медных монет было велено выплавить котлы или сдать их в казну. Обменивались медные наличные на новые серебряные монеты по прежнему инфляционному курсу двадцать к одному, то есть государство официально признало, что старые медные рубли были ничем не обеспечены. Жалованье вскоре опять стали выплачивать серебром.

Демонстрационный вариант отборочного этапа

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

2011-2012 учебный год

Правильный ответ — 3 балла

1. Разделение славян на южную, восточную и западную ветви стало следствием:

Читайте также: