Какие качества нужны для профессии психолог

Обновлено: 14.05.2024

Психолог определяет и оценивает проблемы людей с помощью интервью, наблюдения, проведения психодиагностики и предоставляет индивидуальные или групповые консультационные услуги, чтобы помочь людям в достижении более эффективного личного, социального, образовательного и профессионального развития и адаптации.

Согласно определению Американской ассоциации психологического консультирования (American Counseling Association, 2010) психологическое консультирование (counseling) -это профессиональные отношения, которые позволяют различным людям, семьям и группам достигать целей в области психического здоровья, хорошего самочувствия, образования и карьеры.

Под психологическим консультированием понимается процесс взаимодействия между психологом и человеком, обратившимся за помощью, которое включает применение специалистом психологических теорий и коммуникативных навыков для решения личных проблем, трудностей и стремлений клиента, чтобы помочь ему самостоятельно научиться лучше понимать себя и других, лучше справляться с проблемами, лучше адаптироваться к изменяющейся внешней среде и развить навыки, чтобы уменьшить повседневный стресс.

Профессиональные навыки психолога консультанта

Ниже приведены навыки, необходимые психологам-консультантам (по мере убывания важности)

  • Социальная восприимчивость и эмоциональный интеллект - осознавать реакции других и понимать, почему они реагируют именно так.
  • Активное слушание - уделять все внимание тому, что говорят другие люди, находить время, чтобы понять высказанные мысли, задавать вопросы по мере необходимости и не перебивать в неподходящее время.
  • Разговорная речь – умение разговаривать, эффективно передавая информацию.
  • Критическое мышление - использование логики и рассуждений для определения сильных и слабых сторон альтернативных решений, выводов или подходов к проблемам клиентов.
  • Сервисная ориентация – направленность на активный поиск способов помочь людям.
  • Суждение и принятие решений - рассмотрение относительных затрат и выгод потенциальных действий для выбора наиболее подходящего.
  • Активное обучение - понимание значения новой информации для решения текущих и будущих проблем и принятия решений и способность постоянно обучаться.
  • Письменная речь - эффективное письменное общение в соответствии с потребностями аудитории.
  • Мониторинг - мониторинг и оценка собственной работы, действий других лиц или организаций с целью улучшения или принятия корректирующих мер.
  • Убеждение – способность убеждать других изменить свое мнение или поведение.
  • Переговоры – умение объединять других и пытаться устранять разногласия.
  • Решение сложных проблем - выявление сложных проблем и анализ связанной информации для разработки и оценки вариантов и реализации решений.
  • Инструктирование – психолог должен уметь учить других что-то делать.
  • Координация - корректировка действий по отношению к действиям других.
  • Стратегии обучения - выбор и использование методов и процедур обучения, подходящих для ситуации при изучении или преподавании нового.
  • Научный подход - использование научных правил и методов для решения проблем.
  • Оценка функционирования систем - определение мер или индикаторов производительности систем и действий, необходимых для улучшения или исправления производительности, относительно целей системы.
  • Тайм-менеджмент - Управление своим временем и временем других.
  • Управление кадровыми ресурсами - мотивация, развитие и руководство людьми в процессе их работы, определение лучших людей для работы.
  • Системный анализ - определение того, как система должна работать и как изменения условий, операций и окружающей среды повлияют на результаты.

Личные и стилевые характеристики деятельности психолога - консультанта

Работа в психологическом консультировании — очень непростая и не доступна каждому. Обучаясь консультированию, специалист приобретает знания о теориях личности и методах психологической помощи, изучает методики психодиагностики и вмешательства. Такие знания и навыки необходимы, но сами по себе недостаточны для установления и поддержания эффективных терапевтических отношений с клиентами. В отличие от большинства других профессий, связанных с работой с людьми, стать эффективным консультантом просто усвоив сумму знаний, овладев специальными навыками и приемами невозможно. Эффективный консультант – это не только отлично теоретически и практически подготовленный специалист, но и но человек, имеющий особую личностную предрасположенность к данному виду деятельности. И это не случайно, ведь в отличие от большинства других помогающих специальностей, психолог — консультант использует особый рабочий инструмент — свою собственную личность.

Что делает консультирование эффективным? Прежде всего, такие черты и установки клиента, как готовность к изменениям, наличие достаточных психологических ресурсов и социальной поддержки (Neukrug Е., 2012). Однако развитие этих факторов у клиента тесно связано со способностью консультанта работать с клиентом. На каждую сессию консультант привносит свои человеческие качества и переживания, которые влияют на состояние клиента. Именно человеческое измерение является одним из самых мощных средств воздействия на процесс терапии. Клинически и научно доказано, что личность консультанта и терапевтические отношения способствуют результату, по крайней мере, в той же степени, что и конкретный используемый метод вмешательства (Norcross & Guy, 2007).

При этом психолог вовсе не обязан быть самоактуализированной личностью, достигнувшей вершины иерархии своих потребностей, и лишенные своих собственных проблем. Невозможно ожидать, что каждый психолог будет соответствовать идеальной модели эффективного консультанта. Существует эмпирически выведенные представления о личностных качествах хороших психологических консультантов. В России наиболее часто упоминается модель эффективного консультанта по Р. Кочюносу (1999).

Модель Римаса Кочюнаса описывает следующие основные профессонально-важные качества личности консультанта:

Более широкую эмпирическую модель личности эффективного консультанта предлагает профессор социальной работы и консультирования Калифорнийского государственного университета Джеральд Кори (2009). Представленный им перечень качеств должен служить ориентиром и стимулом, чтобы начинающие консультанты могли направлять свое личностное развитие для их обретения, чтобы иметь возможность существенно менять жизнь других людей в лучшую сторону. Профессор Кори предлагает развивать эти черты, рассматривая их в континууме, ставя долговременные цели для личностного роста, развивая собственную концепцию того, какие черты личности, по мнению каждого специалиста, необходимо развить ему лично.

  • Индивидуальность. Эффективный консультант знает, кем он является, кем он способны стать, чего он хочет от жизни в целом и что является существенным, а что — нет.
  • Самоуважение и самооценка. Эффективный консультант способен черпать силу и любовь и собственного чувства достоинства и осознания своей силы. Он чувствует себя адекватным рядом с другими людьми, и позволяют другим чувствовать себя сильными рядом с ним без ущерба для собственной самооценки.
  • Открытость к переменам. Эффективный консультант имеет готовность и мужество выйти из привычной и знакомой зоны безопасности, если он принимает решение, что ему необходимо измениться. Он активно работает над тем, чтобы стать таким, каким бы он хотел стать.
  • Жизнеориентированность. Эффективный консультант делает выборы, ориентированные на меняющуюся жизнь. Он не являются заложником раннее принятых решений, так как он готов пересмотреть их, если возникла такая необходимость. При этом он стремятся жить полной жизнью, а не довольствоваться простым существованием.
  • Подлинность, искренность и честность. Эффективный консультант не прячется от себя, коллег и клиентов за масками, защитами, идеальными ролями или фасадами.
  • Позитивно-критичное (с чувством юмора) отношение к себе. Эффективный консультант не разучился смеяться, особенно над своими собственными слабостями и противоречиями.
  • Признание своих ошибок. Эффективный психолог не отмахивается от своих ошибок и заблуждений, но и не фиксируется на допущенных промахах.
  • Жизнь в моменте настоящего. Эффективный психолог не привязан ни к прошлому, ни к будущему. Он способен полностью присутствовать вместе с другими в настоящем.
  • Уважение многообразия культур. Эффективный консультант ценит и уважает многообразие ценностей, поддерживаемых другими культурами. Они знакомы с уникальными различиями клиентов, возникающих из-за различий социального происхождения, расы, сексуальной ориентации и пола, принятия определенных религиозных или философских взглядов.
  • Гуманистическая ориентация. Эффективный психолог искренне заинтересован в благополучии других людей. Эта забота основана на уважении, заботе, доверии и реальной оценке других людей.
  • Мастерство межличностного общения. Эффективный консультант способен войти в мир других людей, не теряясь в этом мире, стремясь к созданию равноправных отношений с другими, на основе принятия позиции другого человека для совместной работы для достижения согласованных целей.
  • Эффективный консультант способен глубоко погружаться в свою работу и извлекать из нее жизненные смыслы. Он может принимать вознаграждение за свою работу, но не становится рабом своей работы, а получаемые доходы не становятся самоцелью.
  • Эффективный консультант страстен. У него есть мужество следовать своим позитивным страстям, полностью увлекаясь своей работой и жизнью.
  • Эффективный консультант способен поддерживать здоровые личные границы. Хотя консультант стремится быть полностью вовлеченным в проблемы и задачи своих клиентов в часы работы. Он не берет свою работу на дом и знает когда сказать "нет", чтобы сохранить здоровый баланс в своей жизни.

Профессор консультирования университета Старого Доминиона в Норфолке, Виргиния, Эд Нейкруг (2012) выделяет девять основных факторов, определяющих эффективность консультанта для создания надежного рабочего альянса, подчеркивая важность некоторых менее формальных аспектов личности.

Модель личности эффективного психолога консультанта

В дополнение к способности консультанта создать рабочий альянс с клиентом, не менее важную роль игранет способности консультанта реализовать свой профессиональный теоретический подход (Wampold B., 2010), которая обусловлена тремя основными компонентами: глубинное принятие используемого теоретического подхода, вера в него и обладание профессиональной компетентности при высоких когнитивных способностях.

Также к необходимым качествам психолога-консультанта относятся:

Какие профессиональные знания необходимы, чтобы стать психологом-консультантом?

  • Психология - знание человеческого поведения и функционирования психики; знание индивидуальных различий в способностях, личностных особенностях, когнитивных возможностях и мотивации; владение методами психологического исследования и психологической диагностики; принципов оказания психологической помощи.
  • Терапия и консультирование - знание психологом принципов, методов и процедур диагностики, лечения и реабилитации психологических и психосоматических расстройств, а также консультирования и профориентации.
  • Профессиональная этика и клиентоориентированность - знание принципов и процессов предоставления персональных услуг. Это включает в себя оценку потребностей клиентов, соответствие стандартам этики, качества услуг и оценку удовлетворенности клиентов.
  • Социология и антропология - знание психологом группового поведения и динамики, социальных тенденций и влияний, миграции людей, этнической принадлежности, культур, их истории и происхождения.
  • Русский язык - знание структуры и содержания русского языка, включая значение и написание слов, правила композиции и грамматику.
  • Образование и обучение - знание принципов и методов разработки учебных программ и тренингов, обучения и инструктирования для отдельных лиц и групп, а также оценки результатов обучения.
  • Канцелярские навыки = знание административных и канцелярских процедур и систем, таких как обработка текста, управление файлами и записями, стенография и транскрипция, разработка форм и другие офисные процедуры.
  • Философия и теология - знание различных философских систем и религий. Это включает в себя их основные принципы, ценности, этику, образ мышления, обычаи, практики и их влияние на человеческую культуру.
  • Компьютеры и электроника - знание компьютерного оборудования и программного обеспечения, включая мобильные приложения.
  • Законодательство - знание законов, правовых кодексов, судебных процедур, прецедентов, постановлений правительства, указов исполнительной власти, правил агентств и основ демократического политического процесса.
  • Медицина - знание медицинских основ, необходимых для решения возникающих у клиента проблем. Сюда входят симптомы (особенно психических расстройств), способы лечения, профилактические меры по охране здоровья.

Противопоказания к работе психологом

Литература

Р. Кочюнас. Основы психологического консультирования. М.: "Академический проект", 1999. - С. 25-32.

Brownawell A.,Kelley K. Psychotherapy is effective and here’s why // Monitor on Psychology. - October 2011.- Vol. 42.- №9. P-14.

Corey G. Theory and Practice of Counseling and Psychotherapy. Thomson Brooks/Cole, 2009.

Lambert M., Barley D. (2002). Research summary on the therapeutic relationship and psychotherapy outcome. In J. C. Norcross (Ed.), Psychotherapy relationships that work: Therapist contributions and responsiveness to patient needs (pp. 17–32). New York: Oxford University Press.

Neukrug Е. The World of the Counselor. Brooks/Cole:Belmont, CA. - 2012.

Norcross J., Guy J. (2007). Leaving it at the office: A guide to psychotherapist self-care. New York: Guilford Press.

Novotney A. The therapist effect // Monitor on Psychology. - February 2013.- Vol. 44.- №2. P-48.

Wampold B. (2010). The research evidence for common factors models: A historically situated perspective. In B. L. Duncan, S. D. Miller, B. E. Wampold, & M A. Hubble (Eds.), The heart and soul of change (2nd ed., pp. 49–82). Washington, DC: American Psychological Association.


Ежедневно человек сталкивается с множеством жизненных вызовов и трудностей. 21 век уже считается самым стрессовым историческим периодом. Все больше людей отмечают, что их душевное здоровье нестабильно: короткие периоды подъема сменяются затяжной апатией. Справится со страхами, депрессией и сомнениями помогает психолог – специалист, корректирующий поведение и образ мышления человека. Психотерапия способствует адаптации к окружающему миру, улучшению отношений с окружающими, личностному росту. По сути, психолог – специалист по саморазвитию и личностному росту.

История появления профессии

Первые попытки создать четкую структуру будущей научной дисциплины были предприняты в 18 веке. В. Вундт создал первую психологическую лабораторию. В ней он проводил исследования на добровольцах, изучая их реакции. После на основе результатов экспериментов Вундта возникли первые теории о структуре человеческой личности. Свои версии представили З. Фрейд и Э. Фромм. Именно их фундаментальные труды легли в основу развития современной психологии.

Особенности работы

Поскольку психолог – относительно молодая профессия, вокруг нее постоянно появляются новые слухи и домыслы. Так, психологов воспринимают как гипнотизеров, способных за пару сеансов полностью изменить характер и взгляды человека. Это заблуждение приводит к тому, что клиент после первого сеанса не видит мгновенного результата и разочаровывается.

Чтобы понять принцип работы психолога, проще всего сравнить его с физиотерапевтом. Врач помогает человеку, получившему травму, восстановится, вернуться к нормальному образу жизни с помощью простых упражнений. Также и психолог помогает клиентам пережить травмирующие психику ситуации, повысить самооценку, построить четкие планы на будущее.

Профессиональные обязанности

Важно различать психолога, психотерапевта и психиатра Психотерапевт и психиатр, получая медицинское образование, могут применять медикаментозную терапию. Психолог не является врачом, он не имеет права выписывать лекарства. Он не может лечить патологические состояния, работая с душевным состоянием.

В обязанности практического психолога входит:

  • первичное консультирование;
  • диагностика;
  • обработка полученных результатов;
  • составление плана коррекционной терапии;
  • проведение терапевтических занятий;
  • повторная диагностика.

Работая с клиентом, психолог постоянно ведет записи. Они похожи на дневниковые заметки, в которых специалист отмечает используемые методики, реакцию клиента, полученный результат. Принцип работы одинаков как при индивидуальном консультировании, так и при работе с группой.

Основные области работы

К отдельным направлениям психотерапии относятся:

  • диагностика – исследование особенностей личности клиента с помощью различных методик и тестов;
  • консультирование – диалог между психологом и клиентом, направленный на поиск оптимального решения проблемы;
  • тренинг – прорабатывание травмирующей ситуации через упражнения, игру.

Специфические запросы сформировали несколько отдельных видов психологического консультирования:

  1. Семейное – работа с семейными проблемами: отношения супругов, детско-родительские отношения.
  2. Профессиональное – помощь сотрудникам с адаптацией, урегулирование рабочих конфликтов, подбор персонала, работа с молодыми специалистами, профилактика эмоционального выгорания.
  3. Спортивное – подготовка спортсменов к участию в соревнованиях: настраивание на победу, повышению уверенности в своих силах.
  4. Клиническое – работа в тандеме с психиатром. Помощь пациентам, проходящим лечение в реабилитационных центрах: ВИЧ-инфицированным, наркозависимым, тяжелобольным.
  5. Тюремное – помощь для заключенных по адаптации в социуме после выхода из тюрьмы.

Психолог, специализирующийся на индивидуальных консультациях, совмещает все формы работы, помогая клиенту наладить все аспекты жизни.

Плюсы и минусы профессии

Психолог – интересная профессия, но она требует полной самоотдачи и полного погружения в рабочий процесс. Преимущества работы психологом:

  • моральное удовлетворение от помощи людям;
  • развитие кругозора;
  • личностный рост;
  • умение ставить достижимые цели;
  • развитие толерантности.
  • вовлеченность в проблемы клиента, слишком сильное сближение;
  • проекция своих взглядов на клиента;
  • необходимость постоянного самосовершенствования.

Учитывая, что психология только развивается, часто люди не воспринимают терапевтическую работу всерьез. Клиенты замедляют лечение своим недоверием, пропуская сеансы и не выполняя предписания. Главная сложность, с которой сталкивается практикующий специалист – необходимость убедить клиента в серьезности лечения.

Требования к соискателям

Хотя психология относится к педагогическим, а не медицинским специальностям, без высшего образования специалист не имеет права работать с пациентами. Помимо наличия диплома, соискатель должен:

  • обладать практическими навыками проведения диагностики и тренингов;
  • уметь заполнять документацию, вести дневники наблюдений;
  • быть уверенным пользователем ПК;
  • знать и использовать в своей практике новейшие методики;
  • знать английский язык на высоком уровне.

В зависимости от места работы, психолог обязан знать специфические особенности психики клиентов: врачей, педагогов и детей школьного возраста, сотрудников спецслужб, людей с посттравматическим синдромом и многих других.

Необходимые качества личности

Сложность работы психолога состоит в необходимости постоянно взаимодействовать с проблемой клиента. Чтобы избежать быстрого профессионального выгорания, он должен обладать набором личностных качеств:

  • уверенностью в своих силах и способностях;
  • оптимистичным взглядом на жизнь;
  • умением выстраивать диалог с клиентом, коммуникабельностью;
  • доброжелательностью, дружелюбием;
  • толерантностью, лояльным отношением к разным людям;
  • эмоциональной гибкостью;
  • твердым характером, психической устойчивостью.

Повышенный уровень ответственности за жизнь и здоровье клиента оказывают на психолога постоянное эмоциональное давление. Умение противостоять стрессу – главный профессиональный навык специалиста, работающего с людьми.

Где получать образование

Чтобы поступить в любой из институтов, необходимо сдать ЕГЭ по основным предметам и биологии. Обучение длиться 4-6 лет, по окончании выпускник получает диплом и право заниматься практическим консультированием.

Основные направления и предметы

В процессе учебы психологи изучают:

  • структуру личности;
  • возрастные особенности;
  • когнитивные (познавательные) процессы;
  • методы диагностики;
  • методы терапии;
  • виды психологической помощи.

Помимо теоретических знаний, психолог обязательно отрабатывает практические навыки. Специалисты работают в учебной группе, помогая друг другу освоить тактики индивидуального и группового консультирования.

Куда пойти работать

Психология – перспективное направление. Видеть на своем предприятии психолога хочет все больше людей. Специалисты по личностному росту могут работать в:

  • центрах по подбору персонала;
  • учебных и медицинских заведениях;
  • реабилитационных центрах;
  • детских развивающих центрах;
  • детских домах, домах престарелых, хосписах;
  • психиатрических клиниках.

Еще один вариант работы – частная практика. В этом случае нужно будет получить лицензию и арендовать отдельный кабинет.

Средняя заработная плата

Максимальный заработок психолога зависит от места работы, навыков и профессиональной репутации. У частного специалиста зарплата соотносится с количеством клиентов – чем больше их будет, тем выше итоговая сумма. Стоимость одного сеанса определяет сам психолог, чаще всего зависит от места жительства: в Москве сеанс может стоить от 500 до 5000 руб., в провинции цена будет гораздо ниже.

Психологи, работающие на государственных предприятиях, получают фиксированный оклад: от 10 000 до 40 000 руб. В Москве нижняя планка оклада выше – от 25 000 руб. Работая в частных фирмах, специалист получает 30 000-50 000 руб.

Карьерные перспективы

Продвижения по карьерной лестнице профессия психолога не предполагает. Он может развиваться только как специалист, становится популярнее и привлекать больше клиентов. Работая на предприятии, психолог может со временем занять руководящую должность. Например, в школе он может стать методистом, в частной фирме – возглавить отдел управления персоналом. Получить стремительный рост карьеры и доходов можно только с помощью частной практики. Но этот вид работы подходит не всем: он требует постоянного самосовершенствования, прохождения специальных тренингов.

Работа психологом подходит людям, любящим помогать другим, стремящимся изменить мир. Она сложная, но очень увлекательная. Однажды выбрав специальность, психолог навсегда меняет свою жизнь и в дальнейшем – жизнь своих клиентов.

/module/item/name

Психология – это профессия, которая очень быстро развивается. Для того, чтобы быть настоящим профессионалом и добиться успеха в области психологии, нужно обладать определенными качествами. Сразу хочу отметить, что вся дальнейшая информация – это мое личное мнение, с которым вы, безусловно, можете не соглашаться. В этой статье я описала личные и профессиональные качества, а также умения и навыки психолога, которые на мой взгляд, настоящий психолог профессионал просто обязан иметь.

Мое представление о настоящем психологе формировалось годами. Я много читаю профессиональной литературы, в том числе научной, как на русском, так и на английском языке, читаю результаты различных исследований, всевозможные статьи из междисциплинарных областей. Также, время от времени, я принимаю участие в профессиональных научно-практических конференциях, где есть возможность увидеть и услышать лучших профессионалов.

Итак, настоящий психолог должен:

1. Иметь интерес к непрерывному образованию.

Настоящий психолог должен учиться, должен много читать качественной литературы, чтобы быть в курсе новых исследований и других разработок в мире психологии. Причем, учиться нужно не всему подряд, а только тому, что интересно вам лично, что может быть полезно, для того, чтобы потом применять на практике. Здесь важно отметить, что если во время обучения или сразу после него вы не начали применять новые знания в своей работе, скорее всего, вы уже не начнете это практиковать. Так копятся сертификаты, а полученные знания ложатся на дальнюю полку.

2.Иметь представление о своей целевой аудитории.

3. Иметь качественное образование.

После базового образования или во время его получения, можно определиться с психологической Школой, в которой вам интересно было бы работать. Выбрать направление, Школу не очень просто, ведь выбор сейчас большой. Для того, чтобы было легче определиться, я бы рекомендовала посетить открытые работы специалистов, которые работают в конкретных подходах, дни открытых дверей в институте, ознакомительные, семинары.

Далее время от времени очень желательно посещать курсы повышения квалификации, научно-практические конференции, семинары и тренинги. Чтобы не изобретать велосипед бесконечно в работе с клиентами, все же надо иметь представление о том, как с этим работают коллеги из других Школ. Поэтому, важным, считаю посещать мероприятия не только в рамках ранее выбранного подхода, но и новых для вас направлений.

Также, перед тем, как записаться на очередные курсы и семинары, задайте себе несколько вопросов: Зачем это обучение нужно мне именно сейчас? Что это даст мне? Что это даст моим клиентам?

4. Обладать аналитическими навыками.

Для того чтобы психолог мог эффективно помогать своим клиентам, он должен уметь делать выводы, анализировать и изучать собранную информацию. Быть психологом – это больше, чем просто выслушивать проблемы людей. Психолог должен собирать все необходимые данные о человеке или семье, обращающихся за помощью, и использовать эту информацию для создания решений, для изменений. При этом очень важно уметь отделять важную информацию от второстепенной, формулировать для себя несколько гипотез о происхождении проблемы, видеть и понимать причинно-следственные связи.

5. Обладать навыками общения и быть наблюдательным.

Одним из важнейших навыков, которыми должен обладать психолог, являются хорошие коммуникативные навыки. Он должен уметь грамотно излагать свои мысли как своим клиентам, так и коллегам.

Так как большая часть психологической практики выходит за рамки беседы, настоящий психолог должен уметь собирать информацию о человеке или семье просто наблюдая за их взаимодействием. Такие вещи, как язык тела, мимика и манеры могут рассказать гораздо большую историю, чем слова. Даже то, как человек вошел к вам в кабинет, уже может быть диагностичным и информативным.

6. Быть зрелой личностью.

Зрелая личность психолога – это, в первую очередь, про осознанное принятие своего реального внутреннего мира, открытость собственному опыту, чувство эмпатии к другим и принятие личной ответственности. Также психологу очень важно иметь такие качества как сочувствие, уважение, хорошая интуиция, очень важно быть надежным. Если клиент чувствует, что он не может доверять своему психологу, между ними никогда не будет хорошего взаимопонимания. Построение раппорта между клиентом и психологом - единственный способ построить доверительные и эффективные терапевтические отношения.

7. Уметь работать над ошибками и недочетами, просить о помощи коллег.

На мой взгляд, супервизия для практикующего психолога может быть даже важнее, чем личная терапия (хотя, это тоже очень важно).

Так или иначе, супервизия всегда идет с личной терапией рука об руку: я считаю, что это стороны одной медали.

Профессия психолог

Психолог – это специалист, который осуществляет изучение и корректировку душевного состояния человека. Он оказывает помощь в различных сферах жизни человека: личных проблемах, проблемах адаптации и контактирования с окружающими, проблемах во взаимоотношениях.

Основная цель работы психолога, психотерапевта – это улучшить эмоциональное самочувствие пациента.

История профессии психолога

Психология как наука существует уже тысячи лет, и считается довольно древней. Но многие психологи уверенны, что настоящий пик развития данной науки произойдёт в будущем.

Своей историей данная профессия уходит во времена античности. Ещё тогда некоторые мудрецы начинали описывать душу и разум человека как систему, даже не подозревая, что это стало зарождением психологии.

Прошло много времени, до того как психология стала наукой. В 1590 году Гоклениус первый раз обозначил психологию как науку о душе. Но учение о данной науке, таком её виде, как люди её воспринимают в современное время, психология получила от учёного О. Касмана.

Профессиональный праздник

  • В России днём психолога принять считать 22 ноября. Данный праздник считается не официальным, но именно в этот день впервые произошёл съезд психологов.
  • На Украине данный праздник отмечается 23 апреля. Известный психолог Жан Пиаже предсказывал, что именно в двадцать первом веке психология будет ведущей наукой. Как мы можем наблюдать, его предсказание уже сбывается.

Разновидности профессии

Профессия включает в себя множество разделов и разновидностей. Разберем подробнее…

Первый раздел – социальная работа психологов и работа в системе образования:

  • Школьные психологи
  • Практические психологи в детских учреждениях
  • Психологметодисты
  • Психологпрофконсультанты в школе
  • Преподаватель психологии в вузе
  • Социальные психологи
  • Психологи психологических центров
  • Семейные психологи-консультанты

Второй раздел – психологи в здравоохранении:

  • Клинические нейропсихологи
  • Психологи в психиатрической клинике
  • Детские нейропсихологи
  • Психологи-консультанты службы экстренной психологической помощи
  • Психоаналитики
  • Психологи-игротерапевты

Третий раздел – психологи в производственных организациях:

  • Психологи в гражданской авиации
  • Эргономисты
  • Военные психологи
  • Кадровые консультанты
  • Психологи-эксперты
  • Психодиагносты в управлении персоналом
  • Организационные психологи

Плюсы и минусы профессии

Профессии присущи такие плюсы:

  • творческое направление работы;
  • принятие участия в решении проблем человека;
  • помощь многим людям и искренняя благодарность от них;
  • личностный рост и саморазвитие;
  • использование профессиональных навыков в повседневной жизни;
  • возможность познать и изменить себя, и своё отношение к внешним обстоятельствам;
  • хороший заработок;
  • своя клиентура;
  • возможность работать не только на работодателя, но и самостоятельно.

Однако, как и у любой другой есть и минусы:

  • возможно эмоциональное выгорание, ведь психолог постоянно выслушивает проблемы других людей, пропуская их через себя;
  • утомляет однообразие – сидячая работа, вечные жалобы на жизнь;
  • достаточно большая конкуренция..

Требования к профессии

Стать действительно хорошим психологом могут совсем не все, ведь – это очень тонкая наука о человеческой душе. Поэтому в данной профессии главное требование – это искренняя любовь и уважение к людям. Нужно понимать и принимать характер каждого отдельного человека.

Профессионал не должен быть строгим учителем, а наоборот хорошим помощником и другом, даже в самых затруднительных ситуациях. Основная задача – это научить человека справляться с трудностями и сделать устойчивым к любому стрессу.

Психолог должен сделать всё, чтобы человек начал верить в себя, доверять себе, и увидел жизнь в светлых тонах.

Должностные обязанности

Основные обязательства психолога:

  • планирование и проведение тестов для различных характеристик;
  • оценка и интерпретация результатов консультаций;
  • консультации и терапевтические беседы;
  • поддержка связи с родными и близкими клиентов, либо их руководителями и работодателями для советов и рекомендаций;
  • подготовка научно-практической информации и отчётов;
  • участие в мероприятиях, которые касаются адаптации сотрудников.

Работник должен своевременно консультировать и ставить в известность руководителей, на предприятии которых они работают, о возможных проблемах и конфликтах, социальном развитии коллектива.

Ответственность

Ответственность психологов заключается в:

  • невыполнении своих обязанностей;
  • нарушении трудовой дисциплины;
  • несоблюдении приказа, инструкции и распоряжения.

Полномочия психолога

Психолог имеет право на:

  • ознакомление с решениями руководства;
  • внесение предложений администрации, которые затрагивают тему совершенствования качества обслуживания и улучшения организации труда;
  • сообщать руководству о недостатках в процессе работы и предлагать методы их устранения;
  • принятие участия в работе конференций и других мероприятий, относящихся к данной сфере;
  • просить от руководителей помощи при исполнении им его профессиональных прав и обязанностей.

Особенности профессии

Профессия психолога, в наше время, является престижной и популярной. Психология – это искусство общения, понимания, поддержки и помощи.

К помощи психолога прибегает всё большее количество людей, ведь в современном мире достаточно сложно избегать стресса и кризиса. Поэтому люди ищут поддержки и понимание у специалистов.

Профессия интересная и творческая, но требует постоянного развития и совершенствования. Только искреннее желание помогать людям, желание развиваться на благо себе и другим, помогает и специалистам достичь хороших результатов.

Профессиональные навыки и умения

Психолог должен знать:

  • возрастные и типологические особенности людей;
  • динамику развития личности в онтогенезе;
  • грамотное соотношение воспитания, обучения и развития;
  • особенности взаимодействия обучаемости и обученности;
  • психологические процессы и явления в отношении, развитии, поведении.

Специалистам необходимо владеть следующими навыками:

Работник должен разбираться в семейной психологии, научиться прогнозировать варианты развития событий, производить индивидуальное, возрастное или семейное консультирование, соблюдать деловую этику.

Личные качества психолога

Наличие и количество необходимых качеств – не основной критерий эффективной работы. Самое главное – это профессиональные навыки. Сами специалисты пришли к мнению, что настоящему профессионалу необходимы:

  1. Неподдельный интерес и уважение к человеку как к личности.
  2. Они должны искренне интересоваться строением внутреннего мира человека.
  3. Иметь желание постигнуть все сложности человеческой психики.

Вопрос о том, как же устроен человек, должен стоять на первом месте. Но интерес не развивается: он либо существует уже, либо его просто нет.

Прежде чем стать психологом, вы должны ответить себе честно на следующие вопросы:

  • Любите ли вы людей?
  • Общительны ли вы?
  • Готовы ли вы слушать целыми днями проблемы людей?
  • Готовы ли вы им помогать?
  • Выдержите ли вы?

Следующим важным качеством для психологов является толерантность. Оно основывается на терпимости к другим, принятии разнообразных человеческих проявлений без агрессии и раздражения. Данное качество немного больше реально можно развить, однако если оно уже присуще, то будет проще во много раз.

Быть гибким и открытым для изменений – довольно важно для данных специалистов. Лёгкая адаптация к разным условиям, умение признавать свои ошибки, быстрая смена поведения – это основные признаки настоящих профессионалов.

Без наличия чувствительности, специалист не сможет вникнуть в проблему клиента в полной мере. Он не сможет почувствовать его боль, переживание, настроение и понять его потребности. Поэтому данное качество необходимо стараться развивать в себе любому психологу.

Также данные специалисты должны уметь ясно выражать свои мысли, уметь слышать и понимать другого, и, конечно же, справляться с собственными эмоциями.

Пригодятся психологу непременно: наблюдательность, терпимость, ответственность, креативность и оптимизм.

Карьера психотерапевта

Карьерный рост специалиста зависит от его самоконтроля и постоянного самосовершенствования. Просто окончив высшее учреждение, психолог ещё не может считаться настоящим профессионалам. Лишь посредством постоянных практик, тренингов, семинаров, методов повышения квалификации специалист добиться профессиональных успехов.

Когда специалист будет иметь драгоценный опыт за плечами, будет владеть многими современными практиками, то он станет довольно популярным среди клиентов. А этот факт даст ему возможность отрыть свой собственный бизнес и заниматься частной практикой психологии.

Успешных психотерапевтов часто приглашают на работу или просто выступить на телевидение, на радио, в крупные издательства, тем самым поднимая их уровень значимости в глазах аудитории. А это способствует ещё большему продвижению по карьерной лестнице, в итоге они оказываются на пике карьере.

Места работы

Психоаналитики востребованы во многих учреждениях. На работу приглашают:

  • школы;
  • дошкольные учреждения;
  • училища;
  • поликлиники, больницы;
  • образовательные учреждения;
  • частные компании;
  • профилактории, детские центры.

На работу можно устроиться в кадровую службу: там помощь будет очень кстати. Именно от работы психолога, который тесно контактирует и подбирает сотрудников, зависит процесс и эффективность работы предприятия.

  • Знания психолога также помогут и в рекламном бизнесе, в политике, юриспруденции.
  • Сам специалист может заняться научным и прикладным исследованием в своей области.

Психолог, который накопил опыт и имеет достаточное количество клиентов, может попробовать заняться частной практикой: может открыть свой кабинет, либо заниматься частной практикой на дому, и использовать её, как дополнительный заработок.

Заработок

Работа профессионального психолога часто высокооплачиваемая. Заработная плата зависит от того где работает специалист и какие обязанности он выполняет.

  • Диапазон зарплаты данных специалистов в основном варьируется от 100 до 700 долларов.
  • В крупных городах и столицах их заработок может начинаться от 200 долларов до 1000 долларов.

Дополнительный заработок психолог может получить посредством онлайн–сеансов, онлайн-консультаций, создания сайтов, полезных тренингов и форумов.

Самый высокий заработок у психологов, которые занимаются частной практикой. В этом случае их заработная плата зависит от количества потока клиентов и времени проводимых консультаций.

Образование (как стать психологом)

Чтобы работать психологом, необходимо окончить высшее учебное заведение по следующим специальностям:

  • Психология,
  • Конфликтология,
  • Клиническая психология,
  • Клиническая психология

Часто даже заочного отделения бывает недостаточно, поэтому учиться всё же лучше на очной форме обучения. Можно пройти и дополнительные курсы по психологии, но они служат лишь как дополнение основному образованию.

Чтобы стать хорошим профессиональным психологом, не достаточно просто получить высшее образование! Необходимо каждый день развиваться, изучать новые методики, современные приёмы. Регулярно посещать тренинги, семинары и курсы повышения квалификации. Не зря же говорят: нет предела совершенству.

Юмор никогда не помешает, но и охарактеризует профессию с другой стороны медали:

Читайте также: