Какие бывают критики профессии

Обновлено: 15.05.2024

Вы любите смотреть кино с детства, неплохо разбираетесь в истории кино, можете выделить режиссеров-революционеров и объяснить, как французская "новая волна" изменила мировой кинематограф. Можете ли вы называть себя кинокритиком и зарабатывать в этой профессии? Давайте разбираться вместе.

Кинокритик – это специалист, который занимается рецензированием фильмов, анализом кинопроцесса. Профессионалы не просто смотрят кино и высказывают о нем личное мнение. Важно объективно оценивать режиссерскую, операторскую, актерскую работу и художественные решения. Чтобы стать кинокритиком, нужно разбираться в теории кино и киноведении, знать, какие проблемы общественной и духовной жизни актуальны для зрителей.

Направления работы кинокритика

Говоря о том, зачем нужны кинокритики, нужно учитывать разные специализации. Профессионалы выполняют следующие задачи:

  • Пишут рецензии для публикаций в интернет- и печатных изданиях. Такие материалы помогают широкой аудитории с выбором подходящего для просмотра фильма.
  • Организовывают фестивали. Критик кино отбирает контент, определяет участников мероприятия, иногда берет на себя обязанности программного директора.
  • Программирует контент на телеканалах и VoD-платформах. Популярные критики часто участвуют в лицензировании картин и выполняют работу аналитика в виртуальных кинотеатрах и на ТВ.
  • Создают познавательные видеоэссе и подкасты. Кинообозреватель проводит просветительскую работу и помогает аудитории расширить кругозор. Например подкаст “Крупным планом” от редактора КиноПоиска Даулета Жанайдарова и киноведа Всеволод Коршунов.
  • Выступают перед публикой с разбором новых картин. На таких встречах специалист не только преподносит информацию, но и отвечает на вопросы зрителей.

Что нужно знать и уметь, чтобы стать кинокритиком

Успешными кинокритиками становятся целеустремленные люди, готовые постоянно обучаться и совершенствовать умения. Для развития в этой сфере пригодятся такие навыки и качества.

  • Знание истории кинематографа. Для эффективной работы кинокритику нужно понимать, как меняется кинематограф с течением времени, от чего это зависит, на чем следует акцентировать внимание современной публики. Важно разбираться в устройстве фильма и его компонентах, технических нюансах, музыкальном сопровождении. Важно знать исторический, культурный, политический контекст, чтобы уметь объяснить, почему фильм был актуален в ту или иную эпоху.
  • Насмотренность. То есть визуальный опыт кинокритика. Благодаря этому навыку специалист способен сравнивать картины и видеть цитирования, отсылки и понимать тот смысл, которые закладывали авторы фильма.
  • Внимание к деталям. Работа кинокритиком требует умения выделять уникальные особенности произведения и находить технические, логические, сюжетные ошибки или особенности. Нужно уметь концентрироваться на главном: просто поставить фильм в качестве фона недостаточно.
  • Объективность. Профессиональный кинокритик не может позволить себе назвать хорошим фильм, опираясь только на свои эмоции. Чтобы написать объективную рецензию, нужно обращать внимание на разные аспекты: монтаж, визуальную составляющую, соотношение элементов структуры произведения, внешние и внутренние конфликты персонажей, идеологию фильма.
  • Честность. Чтобы специалисту доверяли, он должен придерживаться принципов и беречь репутацию. Даже если профессионалу предложат заплатить за рекламу провальной картины, он откажется и напишет негативную рецензию. По мнению известных кинокритиков, честность – это вложение в перспективу, а ложь за деньги – сиюминутная радость, за которую придется расплачиваться своим именем.
  • Умение четко излагать мысли. Обязанность критика – высказывать свое мнение аргументированно, структурированно, понятным для аудитории языком. Нужно уметь писать аналитические тексты в разных форматах, а также конструктивно отвечать на замечания редакторов, коллег, зрителей.
  • Справедливость. Рассматривая кинокартину, нужно уметь оценивать ее с разных точек зрения. Даже в провальном фильме обычно есть положительные моменты, которые следует упомянуть в работе. Важно уметь не оскорбить создателей кино, а выражаться корректно, не переходя на личности, не принижая заслуги.
  • Дисциплинированность. График работы у специалиста может быть очень напряженным: важно уметь себя организовать. Даже если профессионалу не нравится фильм, он все равно его досмотрит и подготовит объективный материал. Ко мнению такого критика с удовольствием прислушивается требовательная публика.
  • Способность систематизировать информацию может понадобиться при программировании контента на ТВ, платформах и киновестивалях.
  • Знание английского языка. Это необязательно, но крайне полезно. Важно быть погруженным в общемировой кинематографический контекст, а без знания иностранного это намного сложнее. Кроме того, в профессии кинокритика часто приходится просматривать фильмы, которые еще не переведены на русский язык, изучать материалы иностранных коллег, чтобы черпать вдохновение.
  • Способность выступать на публике – ораторские навыки пригодятся для ведения специальных показов, лекций и просветительской деятельности.
  • В работе также пригодятся

Плюсы и минусы профессии

Прежде чем разобраться в том, как стать критиком фильмов, рассмотрите преимущества и недостатки специальности. Важно еще до начала учебы понять, точно ли вам подходит эта работа, готовы ли вы к некоторым трудностям на пути к поставленной цели.

Плюсы работы кинокритиком Минусы профессии
интересная творческая профессия для тех, кто любит кино из-за большой конкуренции новичку сложно найти хорошую работу
профильное высшее образование необязательно, однако профессию будет легче освоить людям с гуманитарным образованием или крепкими знаниями в искусстве нужно постоянно заниматься самообразованием и развитием
можно работать по гибкому графику, сотрудники многих компаний трудятся удаленно работа требует постоянной сосредоточенности
еще до выхода в прокат кинокритик может посещать закрытые показы и работать с эксклюзивным материалом нужно уметь работать с любым материалом и рецензировать фильмы любого жанра и формата
нет верхнего предела по зарплате заработок, особенно в первое время, будет непостоянным

Сколько зарабатывает кинокритик

У кинокритика нестабильный зарабаток: все зависит от специфики текущих задач, количества проектов в работе, уровня издания (портала), с которым он работает. Рассмотрим средний уровень дохода в России по состоянию на 2021 год:

  • Киножурналист. Оплата за 1 рецензию новичка – от 1000 рублей. Известные критики получают около 15-20 тысяч рублей за обзор фильма. Как правило, специалист подготавливает не менее 4-5 рецензий за месяц.
  • Организатор фестивалей. Новички с минимальным опытом зарабатывают от 40 000 рублей ежемесячно. Чем больше навыков у организатора – тем выше доход.
  • Работа на телевидении. Новички получают от 20 тысяч рублей, обычно при неполной занятости. В будущем зарплата может вырасти до 100 тысяч рублей и более.

Приведенные цифры относятся к российскому кино, примерно такие же зарплаты получают специалисты из других стран СНГ. Если выйти на международный уровень, можно зарабатывать гораздо больше. В США средняя годовая зарплата профессионала достигает 40-43 тысяч долларов – около 3,5 тысяч долларов за месяц. Организатор фестивалей получает $55 тысяч за год (более 4,5 тысяч долларов в месяц). Сотрудники телеканалов зарабатывают в 1,5-2 раза больше.

Точно сказать, сколько получает кинокритик, невозможно. Все зависит от навыков кандидата и платежеспособности клиента. Многие критики совмещают несколько видов деятельности, например, работают и на телевидении или в онлайн-кинотеатрах, и с печатными изданиями. Это возможно за счет гибкого рабочего графика. Продвинутые специалисты могут повысить доход, подрабатывая редактированием рецензий новичков, консультируя начинающих профессионалов.

Как стать кинокритиком

Чтобы построить карьеру в этой области, нужно пройти обучение на кинокритика и найти подходящую работу. Профильное высшее образование получать необязательно, но курсы или программы переподготовки упростят путь к желанной карьере. Без прочной теоретической базы и практических навыков специалисту будет сложно занять высокооплачиваемую должность и выйти за рамки подготовки рецензий для местных интернет-порталов.

Где получить образование

Благодаря партнерству с КАРо Арт, студенты получают навык публичных выступлений и проведение кинопоказов. На практикуме по работе с текстом будущие специалисты учатся грамотно и аргументированно излагать мысли на бумаге. К концу курса выпускники собирают убедительное портфолио для трудоустройства по выбранному направлению.

Как и где найти первую работу

Даже известные профессионалы начинали путь к блестящей карьере с самого нуля. Можно откликнуться на вакансии:

  • редактора на киностудию;
  • фестивального отборщика;
  • автора портала о кино;
  • сотрудника онлайн-кинотеатра.

Главное – иметь на руках качественное портфолио с достойными работами. Если хочется стать кинокритиком именно в сфере рецензирования фильмов, то в перечне проделанных работ должны присутствовать материалы для авторитетных изданий и сайтов с высокой посещаемостью. Будет полезно вести свой канал, например, на YouTube, или делиться интересной информацией в Instagram. Карьера кинокритика – это постоянная наработка репутации.

Карьера кинокритика

В перспективе известный критик может:

  • писать статьи для авторитетных журналов и онлайн-изданий серьезного уровня;
  • курировать процесс организации российских и международных фестивалей кино;
  • занимать руководящие должности на телеканалах и VoD-площадках;
  • выступать в качестве приглашенного эксперта на мероприятиях кинотеатров;
  • зарабатывать на ведении собственного блога с миллионной аудиторией.

Чтобы добиться успеха, кинокритик должен постоянно совершенствовать умения, расширять кругозор, быть в курсе актуальных мировых событий. В творческой профессии с огромной конкуренцией важно выделяться на фоне других профессионалов и при этом заслужить доверие публики. Ежедневный кропотливый труд и искренняя любовь к кинематографу – ключ к признанию и стабильному финансовому положению.

Литературный критик — это человек, который занимается изучением и анализом всех видов литературных произведений. Критик знакомится с произведением, изучает его, после чего дает всестороннюю оценку. Профессия подходит тем, кого интересует мировая художественная культура и русский язык и литература (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам). В 2020 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

где учиться на литературного критика


Лебедев Б. М.Ю. Лермонтов и В.Г. Белинский Бумага, акварель. 1952

Человек этой профессии оказывает непосредственное влияние на формирование читательских вкусов и популярность того или иного произведения.

Специфика профессии

Профессия литературного критика достаточно высокооплачиваемая, но ее представителю придется приготовиться к тому, что не всего его рецензии на произведения будут хорошо приняты. В обществе сложилось мнение о том, что критик – это неудавшийся писатель, хотя это не так. Если оценка специалиста будет подтверждена фактами и аргументами, то обязательно найдет положительный отклик.

Литературный критик должен уметь:

  • давать оценку разным видам литературных произведений с точки зрения современности;
  • выявлять несоответствия;
  • владеть слогом и уметь подать информацию интересно, ведь рецензия должна привлекать не только ученых, но и обычных людей;
  • создавать не только статьи, но и книги;
  • хорошо разбираться в современных и классических литературных произведениях;
  • во время работы опираться на теорию и историю литературных наук;
  • изучать факторы, которые оказывали влияние на литературное произведение (биография автора, его возраст, особенности развития литературного направления и другие).

Критик должен постоянно давать оценку литературным произведениям, изучая последние новинки, читая рецензии своих коллег, вступая в литературные споры. Такой специалист может работать удаленно, публикуя свои работы в научных и публицистических журналах.

Отзывы о профессии

Из интервью с литературным критиком.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  1. Высокооплачиваемая профессия.
  2. Возможность удаленной работы, ведь критик может проживать в любой стране, используя для чтения книг и отправки рецензий интернет.
  3. Профессиональные критики получают уважение и популярность в определенных кругах.
  4. Возможность работать критиком, имея образование литературоведа, журналиста, филолога.
  5. Возможность самореализации для людей, которые желают работать в сфере культуры.
  6. Интересная и многогранная работа, ведь критик может совмещать написание рецензий с созданием собственных литературных произведений, работой редактора.
  7. Современные технологии позволяют размещать рецензии на литературные произведения во всемирной сети (видео, тематические блоги и другие ресурсы).
  8. У представителей этой профессии всегда есть работа, ведь ежегодно издательства выпускают тысячи книг, на каждую из которых можно писать рецензии.

Минусы

  1. Нужно приготовиться к неодобрению со стороны коллег по литературному цеху. В обществе сложилось мнение о том, что критики – это саркастичные и недобрые люди, которые не смогли себя реализовать в качестве писателя.
  2. Литературный критик, который не умеет давать объективные оценки и не обладает талантом, не добьется успеха.
  3. Огромный конкурс на филологические факультеты в высших учебных заведениях.
  4. Работа требует внимания и отличной базовой подготовки.
  5. Необходимо уметь хранить в памяти огромный объем информации.
  6. Работа малоподвижная.

Кто может стать ресторанным критиком?

На ресторанных критиков в ВУЗе не учат. Потому в данном случае важно любить свое дело и разбираться в тонкостях. А имеющийся диплом – дело пятое.

1. Ресторанным критиком может стать человек, который имеет профессию журналиста. Важно изучить тонкости ресторанной сферы и обладать отменным вкусом и обонятельными качествами. Потому что специалист, который не может отличить вчерашние котлеты от только что приготовленных, наверняка здесь долго не задержится.

3. Если говорить о способностях и качествах, которыми должен обладать критик, то смело можно утверждать, что этот специалист должен быть принципиальным, иметь собственное мнение по ряду вопросов. Кроме того, честность и порядочность тоже приветствуются. Помимо этого для него важно уметь грамотно излагать свои мысли. В некоторых случаях ораторское мастерство и четкая дикция помех не создадут. Доля амбициозности тоже должна быть. Иначе сделать выводы о работе заведения будет крайне сложно.

Это основные качества. В любом случае ресторанный критик должен быть грамотным и правдивым. Ведь если специалист допустит ляп в своей работе, его всерьез воспринимать вряд ли будут. А это отрицательно скажется на имидже самого журналиста и издания. Потому умение нести ответственность за каждое озвученное слово – большой талант.

Ресторанный критик ходит по ресторанам, пробует подаваемые там блюда и напитки, а затем описывает свои впечатления в рецензиях. Профессия подходит тем, кого интересует мировая художественная культура и русский язык и литература (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

В первую очередь его интересует качество кухни и винной карты, а также атмосфера заведения и уровень обслуживания. Эти рецензии могут выходить в виде журнальных колонок, радио- и телепередач, а также в специальных справочниках для гурманов — в ресторанных путеводителях. Ресторанный критик — это дегустатор, кулинар и журналист в одном лице. К хорошей кухне он относится с уважением и разбирается во всех её тонкостях.

При всей любви этого профессионала к еде, он отнюдь не обжора. Он — гурман. Его отличает не лишний вес, а утончённый вкус и острый нюх, чувствительность к духу заведения и красоте сервировки. Настоящий ресторанный критик всегдя чувствует, если рецептура блюда грубо нарушена.

Кулинарного критика не стоит путать с кулинарным писателем, который специализируется на описаниях рецептуры. Это с одной стороны. А с другой, нужно отличать критика от рекламиста. Если кто-то пишет о ресторанах, это само по себе ещё не делает его ресторанным критиком.

Ресторанная критика — это настоящий разбор конкретных ресторанов и подаваемых там блюд. В статье ресторанного критика обязательно есть оценка сервиса, винной карты, кухни ресторана и царящей в ней атмосферы. Если в очерке ничего этого нет, а есть только похвалы и восторги, то перед нами — обычная рекламная статья.

Настоящий ресторанный критик неподкупен. Если он нахваливает ресторан, в котором подают вчерашний винегрет и позавчерашние пережаренные котлеты, его статьям не будут доверять. Открытая недоброжелательность и тем более клевета в отношении заведения также не сулят критику ничего хорошего. В странах с хорошо развитой судебной системой подобные повадки жестко наказываются штрафами и крупными выплатами в пользу пострадавшей стороны.

В России труды ресторанного критика актуальны лишь для узкого круга людей. В развитых странах, где посещение кафе или ресторана не является чем-то из ряда вон выходящим, ресторанные рецензии читает широкая публика.

Знаменитый британский ресторанный критик Эгон Рони (1915-2010) говорил, что его цель — сделать вкусную еду доступной для каждого британца, а не только для элиты. Он считал, что добиться этого можно, если подробно рассказывать о том, как отличить по-настоящему изысканное блюдо от посредственного. О нём говорили, что он помог восстановить богатство традиционного британского обеда после долгих лет военной нищеты. Какое-то время Эгон Рони работал управляющим ресторана, затем открыл своё дело. Ещё немного погодя он стал писать о еде для The Daily Telegraph. А в 1957 году создал справочник Egon Ronay`s Seagram Guide (“Эгон Рони”), первый путеводитель по ресторанам Лондона. Позже география справочника сильно расширилась. В середине 1990-х она уже охватывала и Восточную Европу. Вот уже 30 лет этот авторитетный независимый путеводитель рекомендует лучшие отели и рестораны. Он выходит в Англии, а распространяется не только в Европе, но и в Америке и Австралии.

Такой успех ресторанного гида оказался возможен исключительно благодаря доверию к тому, что в нём написано. Над справочником работают специалисты, которые проводят свои независимые инспекции в отели и рестораны. Как справедливо считают рестораторы, рекомендации путеводителя не продаются, а стоят дорого. Сам Эгон Рони, уже будучи главой успешного предприятия, не спешил отходить от дел. В 1993 году он даже застраховал на 350 000 долларов свое нёбо, которое считал своим рабочим инструментом.

Важные личные качества

  1. Необходимо любить читать и быть всесторонне развитой личностью.
  2. Необходимо уметь не только запоминать, но и анализировать литературные произведения.
  3. Готовность к малоподвижной работе.
  4. Умение не замечать неодобрение окружающих людей и принимать конструктивную критику.
  5. Способность быстро заводить знакомство с новыми людьми, которые могут быть полезны (редакторы, журналисты, представители издательств и другие).
  6. Честность и ответственность.
  7. Умение быстро искать различную информацию, используя для этого доступные средства (архивы, интернет и другие).

Обучение на литературного критика

При поступлении абитуриенту придется сдавать следующие экзамены:

  • ЕГЭ по русскому языку, литературе и иностранному языку;
  • дополнительный экзамен творческой направленности, который поможет выявить потенциал каждого абитуриента. Для творческого экзамена используются произведения из общеобразовательной школьной программы.

Тип творческого экзамена зависит от высшего учебного заведения, в которое поступает абитуриент. Чаще всего это сочинение, которое помогает узнать больше о том, насколько хорошо абитуриент владеет русским языком, слогом, знает азы журналистики. Также может быть назначено дополнительное собеседование по результатам экзаменов.

Если вы желаете поступить на один из вышеперечисленных факультетов, то необходимо начинать подготовку за 2-3 года до подачи документов в высшее учебное заведение.

Московский гуманитарный университет, МосГУ

Телерадиожурналистика (Факультет рекламы, журналистики и дизайна)

Университет Российского инновационного образования

Филология (Дагестанский филиал Университета Российского инновационного образования)

Российский университет дружбы народов

Журналистика (Филологический факультет РУДН)

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Журналистика (Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова)

Оренбургский государственный университет

Журналистика (Факультет филологии и журналистики)

критик

КРИТИК, а, м.

1. Человек, занимающийся критикой (в 1 знач.); тот, кто критикует кого-что-н. Строгий к.

2. Специалист, занимающийся критикой (в 3 знач.). Литературный к. Музыкальный к. Театральный к.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 8 ноября 2011.

Критик (греч. κριτικός , от κριτική — искусство разбирать, судить) — человек (специалист), сферой деятельности которого является критика, то есть анализ, оценка и суждение о явлениях какой-либо из областей человеческой деятельности, обычно в сфере культуры.

Различают кинокритиков, специализирующихся в области кинематографии, литературных критиков, работающих с произведениями художественной литературы, музыкальных критиков и театральных критиков, а также художественных критиков, предмет занятий которых составляют изобразительные искусства. К критикам относят знатоков и ценителей, обычно профессионально подготовленных, которые регулярно оценивают и анализируют концерты, спектакли, произведения различных искусств и, как правило, публикуют свои наблюдения и суждения в периодических изданиях.

К числу наиболее известных русских художественных и музыкальных критиков относят Владимира Васильевича Стасова, окончившего Училище правоведения. Музыкальной критикой занимались также композиторы Николай Андреевич Римский-Корсаков, Александр Николаевич Серов и другие, художественной — художники Александр Николаевич Бенуа, Мстислав Валерианович Добужинский и другие. Известным в своё время художественным и литературным критиком был Дмитрий Владимирович Философов, который в отличие от Бенуа и Добужинского не был художником, в отличие от Мережковского или Гиппиус — не был писателем. А также знаменитый литературный критик Белинский Виссарион Григорьевич.

К традиционно сложившейся группе профессий литературных, музыкальных, театральных критиков и позднее возникшей кинокритика примыкают сравнительно недавно появившиеся профессии ресторанного критика, а также критика видеоигр.

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Критик" в других словарях:

КРИТИК — (греч. kritikos, от krinein судить). 1) рассматривающий и оценивающий произведения литературы и изящных искусств 2) хулитель, порицатель. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КРИТИК греч. kritikos, от… … Словарь иностранных слов русского языка

КРИТИК — КРИТИК, критика, муж. 1. Литератор, занимающийся критикой, истолкованием и оценкой художественных произведений. Литературный критик. Театральный критик. 2. То же, что критикан (разг. неод.). Он ужасный критик. « Я ужасно вас боюсь… Вы опасный… … Толковый словарь Ушакова

критик — Рецензент, судья, ценитель, эксперт; зоил, аристарх; порицатель, хулитель. . А судьи кто? Гриб. Избави Бог и нас от этаких судей . Крыл. Осел и Соловей. См. ценитель. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н.… … Словарь синонимов

критик — а, м. critique m. , нем. Kritik <лат. criticus <гр. 1. Тот, кто занимается критикой. Сл. 18. Судьи, кои в состоянии и доброте книг судят, критиками называются у латин и других народов; мы не имеем сему имени равносильное. Кантемир Горац.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

КРИТИК — КРИТИК, а, муж. 1. Человек, занимающийся критикой (в 1 знач.); тот, кто критикует кого что н. Строгий к. 2. Специалист, занимающийся критикой (в 3 знач.). Литературный к. Музыкальный к. Театральный к. | жен. критикесса, ы (ко 2 знач.; разг.… … Толковый словарь Ожегова

Критик — ■ Всегда выдающийся. ■ Считается, что он всё знает, обо всём осведомлён, всё читал, всё видел. ■ Если он вам не нравится, зовите его Аристархом (или евнухом) … Лексикон прописных истин

критик д'ар — * critique d art. литер. Художественная критика. Эстетический разбор Достоевского все время перемещается с его личности каторжными наблюдениями, создавая беспримерный образчик своеобразнейшей critique d art. Л. Гроссман Беседы с Л. Андреевым … Исторический словарь галлицизмов русского языка

критик — сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) кого? критика, кому? критику, (вижу) кого? критика, кем? критиком, о ком? о критике; мн. кто? критики, (нет) кого? критиков, кому? критикам, (вижу) кого? критиков, кем? критиками, о ком? о критиках… … Толковый словарь Дмитриева

критик — I. с. Кискен үзгәрешкә китерә торган, кискен үзгәреш башлангычы булган. Иң кыен, куркыныч критик нокта. КРИТИК ТЕМПЕРАТУРА – Җисемдә сыек халәт белән пар халәте арасында аерма бетү температурасы. II. КРИТИК РЕАЛИЗМ – Әдәбияттә һәм сәнгатьтә… … Татар теленең аңлатмалы сүзлеге

критик — а, ч. 1) Той, хто аналізує, оцінює літературні, мистецькі та наукові твори. Літературний критик. Театральний критик. 2) Людина, що аналізує, розглядає різні життєві явища, дає кому , чому небудь оцінку, виявляє вади, хиби … Український тлумачний словник


Алексей Гусев

Кинокритик, киновед, куратор мастерской кинокритики Московской и школ нового кино


Кто такой кинокритик

Можно, конечно, сказать, что кинокритиком становятся, написав несколько статей и получив признание коллег. Однако по сути своей кинокритик — это человек, который мыслит о кино исходя из законов кино . В отличие от множества филологов, философов, социологов или даже психологов, которые рассматривают кино как ответвление от своей основной специальности. Как материал, к которому они применяют ее законы и правила.

Задача кинокритика

Кинокритик должен вскрыть устройство фильма . Это суть его профессии. Он должен знать, как устроен фильм, как выявить и описать его элементы, что здесь важно, а что нет. На то, чтобы освоить эти навыки, уходят месяцы и годы.

Конечно, можно просто написать свое мнение. Но ты не имеешь права получать за это деньги. За что, собственно? Да, ты думающий человек, ты получил некоторые впечатления. Излагая их в письменном виде, ты еще не совершаешь работы.

Кинокритик подходит к этому иначе. Ему может понравиться плохой фильм и не понравиться хороший. При этом на плохой фильм он напишет негативную рецензию, а на хороший — хвалебную. Причина проста: то, что мне нравится и не нравится, не касается никого и не может служить источником дохода. Как говорил Годар, странно думать, что, если ты смотришься в зеркало, твое отражение должно быть для тебя прибыльно. Нет!

Есть видеоролики, авторы которых разбирают фильм за минут. Какими бы милыми и лихими они подчас ни были, это не кинокритика и не киноведение; это профанация

Профессиональный разбор любого фильма — это полтора-два часа минимум. А такие ролики можно сравнить со школьными сочинениями по литературе: они могут быть хороши, но это не литературоведение. Так и здесь.

Навыки кинокритика

Не говорить свое мнение. Это кажется ясным, но на практике непросто. Когда нужно разобрать фильм и написать о нем, возникает соблазн его интерпретировать. Где именно провести черту? Студенты начинают чувствовать границу, за которой начинается интерпретация, где-то на году непрерывного обучения. Дать универсальный алгоритм здесь нельзя, можно только натренировать.

Фильм — сложная штука. Во-первых, структурно, а , он не подстраивается под скорость твоего мышления . Если ты читаешь сложную книгу, ты можешь читать медленнее. С фильмом этот номер не пройдет: ты должен за ним успевать. Если в седьмом кадре был наезд камеры, а в следующий раз этот прием появился в сотом, ты должен успеть соотнести эти два кадра друг с другом. Ты должен успевать отслеживать кинематографические средства выразительности, которые формируют киноизображение.

Всему этому можно научиться, но требуется время.

Чем кинокритик отличается от киноведа

Киноведение — это чистая наука. Кинокритика — это приложение научных знаний к актуальному процессу.

В России так сложилось, что кинокритики и киноведы — это выпускники киноведческого факультета. Можно уйти в науку и писать диссертацию, статьи в научные журналы — тогда ты киновед. Или ты можешь податься в практическую кинокритику.


На Западе дело обычно обстоит иначе. Люди, оканчивающие Cinema Studies, как правило, идут в науку. Кинокритикой занимаются журналисты, которые сужают интерес своей деятельности до кино и становятся в этом профессионалами. В целом это не бог весть как хорошо. Часто западные кинокритики хороши постольку, поскольку они являются исключениями из этого правила — людьми с научной подготовкой, которые решили заняться практикой.

Как работает кинокритик

Разные издания требуют разного подхода . Михаил Сергеевич Трофименков, помню, мог написать три рецензии на один и тот же фильм, и тексты были совершенно не похожи друг на друга. Это, конечно, высший пилотаж, на такое мало кто способен. Но сам принцип, дающий возможность такого подхода, вполне универсален.

Есть и другой момент. Меня в свое время научили (и за двадцать лет в профессии я не разочаровался в этой заповеди), что оптимальный адресат рецензии — это главный редактор. Ты пишешь для него, и твой стиль (не мнение!) должен его устроить.

Разумный главный редактор никогда не будет тебе диктовать, что именно писать о фильме

Даже если ты напишешь разгромную рецензию на фильм, который редактору понравился, он может разве что спросить, почему так. Но интонация текста должна быть направлена на него. Писать проще, когда видишь перед собой адресата. Главный редактор — очень удобный ориентир.

Популяризация кино и кинокритика

Популяризация фильма может стать результатом кинокритики, но если этого не произойдет, не страшно . Для стороннего взгляда мы занимаемся какой-то алхимией, и только мы знаем, что у нее есть строгие законы, а тем, кто нас читает, предлагаем верить нам на слово. Но они не обязаны! Предполагается, что кинокритик выносит экспертную оценку. Право зрителя — прислушаться к ней или нет.

Сейчас, как известно, кризис экспертного мнения: мы теряем то влияние, которое было у кинокритиков еще полвека назад

Тогда какой-нибудь Роджер Эберт, поставив фильму не четыре звездочки, а одну, обрекал его на провал в прокате. Было ли это правильно? Возможно. Нужно ли жалеть о том, что все изменилось? Думаю, нет.

На мой взгляд, кинокритика достаточно долго обладала властью и могла влиять на решение зрителя пойти в кинотеатр. Есть ли у нас право на эту власть? Думаю, да. Есть ли в ней необходимость? Думаю, нет. Мы можем работать без этого. Кроме того, одних критиков эта власть сделает более ответственными, а других развратит ощущение собственного могущества. Нынешний кризис учит нас смирению. Сможешь ли ты остаться добросовестным критиком, даже если от тебя ничего не зависит? Остаться верным идеалам профессии просто потому, что так правильно?

Как стать кинокритиком

Получение профессии кинокритика не обязательно связано с вузовским образованием, однако из этого не следует, что учиться не нужно. Наверное, освоить необходимый объем информации можно и самостоятельно, но, во-первых, помимо информации есть еще и навыки, а — зачем? Кинематограф — это феноменальное явление в истории культуры, и были периоды, когда каждый месяц на экранах появлялись десять, двадцать шедевров мирового значения. Это сложно. По-настоящему сложно. Пытаться штурмовать это в одиночку, самотеком — гарантированная потеря уймы времени при весьма туманных выгодах взамен.

Киноведческие отделения есть во ВГИКе и питерском КИТе. Пятилетняя программа позволяет получить некоторый диапазон представлений, а дальше все зависит от педагога и от самого студента. Педагог должен уметь давать, но и студент должен уметь брать. Сколько бы в тебя ни вложили за пять лет, все зависит от того, что ты делаешь вне университетской аудитории. Меняешь ли ты свое мышление под нормы профессии даже в обычной жизни.


Вузовское образование — это в первую очередь о киноведении: мы понимаем, как передать научное знание. Научить кинокритике намного сложнее. В идеале нужно сидеть с каждым студентом по часу и разбирать каждую его работу, каждый абзац, каждую фразу. В рамках вузовской системы это очень сложно. Нужен энтузиазм, который российская система образования не поощряет. Возможно, мастерские в МШНК, где преподаю я, подходят для этого несколько лучше. Хотя курс кинокритики и длится здесь не пять лет, а два года.

Выпускник киноведческого отделения — это не только киновед или кинокритик. Он может пойти редактором на киностудию, фестивальным отборщиком — вариантов много. Некоторые мои ученики, например, работают в киноархивах. Но в профессию обычно идут 20–25% курса: в киноведческой мастерской 7–8 человек, и, если в профессии остаются трое-четверо, это просто чудо. Остальных, что называется, заедает среда: семейные дела, перемена интересов и так далее. Кроме того, нужно понимать, что на первых порах кинокритик почти неизбежно испытывает финансовые трудности. Это репутационная профессия, а наработка репутации требует некоторого количества лет, и все это время придется жить с затянутым поясом. Так что поначалу ты не сможешь обеспечить семью, но если не сдаваться, то да сможешь .

Читайте также: