Какая зарплата у водителей электробуса

Обновлено: 15.05.2024

Электробус — штука экзотическая в мировом масштабе. Москва их не просто ввела в эксплуатацию одной из первых, но и вышла в лидеры по количеству работающих машин (счет пошел на четвертую сотню). Больше единиц на один мегаполис насчитывается разве что в Китае.

Передняя маска у электробуса своя. Поэтому не каждый определит, что использован кузов от дизельного ЛИАЗ‑5292. У КАМАЗа тоже унификация, но в обратную сторону: сначала разработали кузов под электрическую машину, затем начали использовать его для дизельных и газовых версий.

Передняя маска у электробуса своя. Поэтому не каждый определит, что использован кузов от дизельного ЛИАЗ‑5292. У КАМАЗа тоже унификация, но в обратную сторону: сначала разработали кузов под электрическую машину, затем начали использовать его для дизельных и газовых версий.

ЛИАЗ‑6274 (справа) и КАМАЗ‑6282 (слева) анфас отличить друг от друга сложно. Обратите внимание: эмблем производителей спереди нет, вместо них логотип московского транспорта. На шинах, кстати, тоже стоит клеймо Мосгортранса.

ЛИАЗ‑6274 (справа) и КАМАЗ‑6282 (слева) анфас отличить друг от друга сложно. Обратите внимание: эмблем производителей спереди нет, вместо них логотип московского транспорта. На шинах, кстати, тоже стоит клеймо Мосгортранса.

Источник жизни

Взять хотя бы запланированную в семилетнем возрасте замену тягового литий-титанатного аккумулятора. В теории его производитель, китайский Microwast, гарантирует такой срок службы. И по прикидкам выходит, что батарей должно хватить на семь лет. При четырех зарядках в день декларируемые 15 000 циклов заряда-разряда обеспечат работу в течение десяти лет.

Но в мире нет пока семилетних электробусов, чтобы опереться на практический опыт, а потому приходится верить расчетам на бумаге. В частности, никто не берется предсказать, как просядет емкость с годами и сколько раз за день придется подключать к сети уже не новую машину.

Используемый аккумулятор Microwast, по словам представителей группы ГАЗ, по качеству и характеристикам является оптимальным решением. И все равно его стоимость пугает. При цене электробуса в 32–34 млн рублей на батарею приходится около 9,5 млн. Почти треть! Москва, составляя контракт на электробусы, оставила замену аккумуляторов за собой. Когда подойдет срок, город будет сам решать, что поставить.

В теории здравое решение. Сейчас ­неизвестно, какие цены и технологии будут через несколько лет. Утилизация батареи, кстати, тоже лежит на городе, но инфраструктуры под неё пока нет.

Режим питания

Москва сделала выбор в пользу электробусов под частую ультрабыструю зарядку на конечных станциях через пантограф на крыше. Емкость батареи сравнительно невелика — 77 кВт·ч. Для сравнения: компактному Nissan Leaf положено 40 кВт·ч, а на преми­альные легковые электромобили ставят по 80–100 кВт·ч.

А тут тяжеленный автобус. По официальной технической характеристике, на одной зарядке ЛИАЗ проезжает до 59 км. В режиме жесткой экономии сможет и 70 км. Но и заявленного пробега хватает для того, чтобы делать на маршруте полный круг и заряжаться на конечной. С января электробусы вышли на ночной маршрут, круг на котором составляет около 48 км. За счет отсутствия пробок и небольшого числа пассажиров к концу круга остается иногда под 50% энергии!

Для подстраховки на некоторых маршрутах поставили зарядные станции прямо по ходу движения. Машину можно заряжать, не высаживая пассажиров, — это безопасно. С учетом того, что за шесть-девять минут батарея наполняется на 50%, а зарядка в пути необходима только для того, чтобы дотянуть до конечной, задержка выйдет всего на пару-тройку минут.

Ультрабыстрые 300‑киловаттные зарядные станции тоже поставляет производитель электробусов. Лиазовская и камазовская (на фото) чуть отличаются внешне, но к ним могут подключаться машины обеих марок. Током до 500 А через пантограф на крыше батарея заряжается на 50% за 6–9 мин, полностью — за 16–21 мин (зависит от тока, который выдает сеть).

Ультрабыстрые 300‑киловаттные зарядные станции тоже поставляет производитель электробусов. Лиазовская и камазовская (на фото) чуть отличаются внешне, но к ним могут подключаться машины обеих марок. Током до 500 А через пантограф на крыше батарея заряжается на 50% за 6–9 мин, полностью — за 16–21 мин (зависит от тока, который выдает сеть).

При падении запаса энергии до 20% электроника предупреждает об этом водителя. Альтернатив две: продолжать ехать в штатном режиме или включить экономичный, если запаса хода до зарядки может не хватить. Во втором случае автоматика начинает отключать отдельные системы, начиная с наименее ценных.

Погрей меня

По словам разработчиков, разницы в автономности летом и зимой нет. Энергопотребление в жару и в холод уравнивают работающие кондиционер и печка.

Никаких ручных переключений между разными способами обогрева не требуется. Водитель просто выставляет желаемую температуру, и электроника сама решает, какие средства привлечь для ее достижения. Причем температура устанавливается отдельно для кабины водителя и пассажирского отсека.

Светлое будущее

Рабочее место водителя выдает электрическую сущность машины только иной комбинацией приборов. Среди индикаторов есть сигнализация о пробое электроизоляции.

Рабочее место водителя выдает электрическую сущность машины только иной комбинацией приборов. Среди индикаторов есть сигнализация о пробое электроизоляции.

С 2021 года Москва перестанет закупать дизельные автобусы. Но это не означает полного перехода на электробусы: подразумевается, что в поставках останутся метановые модели. Во‑первых, производство электрических версий еще не настолько массовое. Во‑вторых, за год весь город не накрыть соответствующей инфраструктурой для подзарядки машин. Сейчас она есть на северо-востоке и немного в центре столицы. Полноценный электробусный парк всего один, частично работает с ними еще одна площадка. А всего их на Москву и Зеленоград 25! В‑третьих, требуется переобучить всех водителей. Ни с троллейбуса, ни с автобуса пересесть на электробус просто так нельзя.

И многие перспективные технологии, повышающие безопасность и комфорт, будут внедряться в первую очередь на моделях с электроприводом.

Долой рогатых!

В остальном электробус выигрывает. Главное, что ему не нужны провода. Это и улучшение внешнего вида города, и возможность гибко перестраивать маршрутную сеть. Потребность в последней колоссальная. Запуск МЦК и МЦД, появление новых микрорайонов требуют изменений, которые легче всего провернуть с подвижным составом, не привязанным к проводам или рельсам.

Вдобавок контактная сеть в столице сильно изношена и требует дорогого капитального ремонта. Поэтому ее не брали в расчет при выборе типа электробусов для Москвы. Будь провода в хорошем состоянии, где-то их можно было бы оставить и использовать для подзарядки через пантограф прямо на ходу.

Человек, управляющий автобусом, несет ответственность за жизни 30–50 человек. Насколько зарплата водителя автобуса соответствует ответственности и рискам? Редакция решила разобраться в этом вопросе.

Одних водительских прав недостаточно?

Для работы водителем автобуса требуется базовое среднее образование (9 классов). Затем необходимо получить водительское удостоверение соответствующей категории (микроавтобусы вместимостью до 9 человек — категория B, автобусы — категория D).

Учебный автобус

Будущие водители сдают экзамены и обучаются секретам профессии примерно на таких автобуса

Работодатели иногда предъявляют дополнительные требования:

  • водительский стаж и опыт работы;
  • безаварийное вождение (подтверждение страховой истории);
  • отсутствие судимости (справка).

Водитель автобуса

Работа водителя автобуса сложная и ответственная: он должен моментально реагировать на аварийные ситуации на дорогах

Некоторые работодатели принимают шоферов по результатам внутреннего экзамена на знание правил дорожного движения и перевозки пассажиров, оценки навыков технического обслуживания транспорта. Необходимо также пройти психологические тесты, поскольку на водителе лежит ответственность за здоровье и жизни людей.

Часто требуется предоставить справку от нарколога об отсутствии алкоголизма и наркотической зависимости, взять заключение психиатра, пройти полную медицинскую комиссию. Противопоказаниями являются психические расстройства и некоторые болезни нервной системы (эпилепсия), нарушения зрения (коррекция больше 8 диоптрий, слепота одного или обоих глаз, дальтонизм), рост ниже 150 см.

Водитель должен быть внимательным, вежливым, не конфликтным, устойчивым к стрессам, иметь крепкое здоровье (малоподвижная работа плохо сказывается на состоянии организма), уметь прогнозировать опасность и адекватно реагировать на ситуацию.

Где работают водители автобусов

Водители работают на городских и пригородных автобусных маршрутах, международных рейсах. Многие подрабатывают частными перевозками на мобильных и компактных микроавтобусах, внутригородских рейсов или связывающих крупные населенные пункты с поселками и деревнями.

Экскурсионный автобус

Водитель экскурсионного автобуса зарабатывает больше, чем обычного рейсового, но и требования к нему более высокие

Перед выходом на рейс

В России водитель может получить штраф не только за отсутствие тахографа, но и за нарушение режима труда и отдыха. Режим регламентируется приказом Минтранса № 15. Конкретные требования зависят от характера (внутригородской, междугородний и международный) и дальности маршрута, режима учета рабочего времени и других факторов.

Чаще всего водители трудятся в течение стандартной рабочей недели, продолжительность которой составляет 40 часов. Для работ, которые невозможно подвести под этот график, применяется суммированный учет. При этом продолжительность одной смены может достигать 10–12 часов. В течение дня водитель может управлять транспортным средством (ТС) непрерывно в течение 9 часов.

Ежедневный медосмотр водителей

Медицинский работник проверяет готовность шофера к выходу на трассу

Перед каждым рейсом шофер обязан проходить медицинское освидетельствование. Проводится визуальный осмотр кожного покрова, слизистых, реакции зрачков, измеряется пульс и артериальное давление. Прием алкоголя определяется с помощью алкотестера, употребление наркотиков и психотропных веществ определяется в ходе проведения лабораторного анализа крови или мочи. Также медик спрашивает о самочувствии.

Сколько зарабатывает водитель автобуса в Москве и других регионах

Больше всего вакансий водителя автобуса открыто в Москве — почти 2400 (это 13 % от общего числа предложений). Шоферы востребованы в Краснодарском крае (770 вакансий), Смоленской (704 предложения), Ленинградской (645 вариантов работы) и Владимирской (590 вакансий) областях. Среднемесячная зарплата водителя автобуса в России за последние 36 месяцев — 42 736 рублей.

Междугородный автобус

Зарплата водителя в Москве

Автобус Мосгортранса

Это на 87 % выше среднего показателя по стране. Обычно на сайтах можно увидеть вакансии с такими зарплатами и требованиями:

  • перевозка рабочих на объекты на автобусе, требуется опыт работы от двух лет, вахта (30/30) — 50 тыс. рублей;
  • шофер туристического автобуса (маршрут по заказам), опыт работы — минимум один год, — 65–80 тыс. рублей;
  • работа с туристическими группами, корпоративными клиентами, делегациями, на постоянных междугородних маршрутах, опыт от трех лет, возможность работать вахтовым методом — 70–120 тыс. рублей.

Видео о водителе автобуса в Москве:

Зарплата водителя автобуса в регионах

Самые низкие оклады водителей в Северной Осетии (24 тыс. рублей), Псковской области (33 тыс. рублей), Карачаево-Черкесии (32 тыс. рублей), Вологодской области (37 тыс. рублей). Традиционно высокие зарплаты в таких регионах:

  • Ханты-Мансийский АО — 56 тыс. рублей;
  • Ингушетия — 59,7 тыс. рублей;
  • Ямало-Ненецкий АО — 61,4 тыс. рублей (на 80 % выше среднего показателя по России).

Автобусы в СПб

В белые ночи Санкт-Петербург становится у туристов самым популярным российским городом, а работа водителей — одной из самых востребованных

В Ленинградской области (исключая Санкт-Петербург) водители получают 39,8 тыс. рублей, в Санкт-Петербурге — 51,2 тыс. рублей и более (в зависимости от места работы и стажа).

Зарплата водителя маршрутки

Маршрутка

Маршрутки, мобильные и останавливающиеся только по просьбе пассажира, — любимый вид транспорта у российских пассажиров

Возможны две схемы работы:

  1. У водителя есть своя машина. Сотрудник выплачивает определенную сумму транспортной компании, владеющей маршрутами, единоразово, затем каждый месяц — за право выходить на трассу. Все расходы (техобслуживание, топливо, мойка) водитель берет на себя.
  2. Работа через посредника. Водитель берет машину на прокат, платит аренду, самостоятельно заправляет и моет свой микроавтобус. Итоговый доход меньше, потому что прибавляются затраты на аренду.

Из схем работы становится понятно, что кроме вождения микроавтобуса у водителя много различных забот и трат.

Это интересно! Выдержка из интервью водителя маршрутки из Пензы с одним информационно-развлекательным сообществом. Водитель рассказал, что зарабатывает в среднем 5,5–6 тыс. рублей в день. За 30 дней работы (без выходных) получается около 180 тыс. рублей. Из этой суммы 30 тыс. рублей надо отдать транспортной компании. На свои деньги он делает текущий ремонт, моет машину, заливает бензин. Если собственной маршрутки нет, то около 100 тыс. рублей водитель передает ее собственнику. Кто хорошо умеет считать? Вопрос: сколько денег осталось у водителя из Пензы?

Водители автобусов зарабатывают сумму, которая примерно соответствует среднемесячной заработной плате в России. Но частники (водители маршрутных такси) получают меньше, особенно если работают без собственного транспортного средства. Кроме того, маршрутчики не могут взять больничный, их работодатели часто не делают отчисления в фонды, работа ведется без документов.

Профессия водителя автобуса недооценена по достоинству в нашей стране, ведь человек сидящий за рулем городского автобуса, маршрутки или везущий интуристов на экскурсию, отвечает не только за транспортное средство, за себя лично, но и за жизни своих пассажиров.

Ежедневно на городские и междугородние маршруты выходят тысячи автобусов. Миллионы пассажиров передвигаются самым распространенным и удобным видом городского общественного транспорта. Управляют автобусами опытные водители. Главная их профессиональная задача – быстрое и безопасное перемещение людей в нужное место. Не каждый может взять на себя такую огромную ответственность.

Какую зарплату готовы платить работодатели за тяжелый труд водителей автобуса? Положены ли им дополнительные бонусы за каждодневные физические и психологические нагрузки? Могут ли рассчитывать водители на ранний выход на пенсию?


Профессиональные обязанности и особенности работы

Водитель автобуса – профессия, востребованная со времен появления этого вида общественного транспорта. Сегодня на рынке вакансий более 1500 предложений. Водителей ждут для работы на городских, междугородних, экскурсионных и заказных автобусах. Однако к соискателям предъявляются довольно высокие требования.

Прежде всего, это наличие водительских прав категории Д. Кроме этого, практически все работодатели готовы предоставить место работы претенденту только при наличии водительского стажа от одного года, подтверждённого трудовой книжкой или трудовым договором.

Для того чтобы получить водительские права и работу водителя автобуса, недостаточно просто отучится на курсах и сдать экзамены в ГАИ. Претенденту предстоит пройти серьезную медицинскую комиссию и психологическое тестирование.

Данное исследование позволяет выявить особенности памяти, внимания и психических процессов, связанных с переключением с одного действия на другое. Это необходимое качество позволяет водителям быстро реагировать на сложные ситуации на дорогах и избежать трагических последствий.

Водителям автобуса просто необходимо иметь крепкое здоровье и не иметь хронических заболеваний. Ведь особенностью этой работы являются большие нагрузки, связанные с работой в раннее и позднее время суток на оживленных автомобильных магистралях. Кроме того, каждому водителю предстоит обследование у нарколога.

Перед началом каждой рабочей смены водители проходят обязательный медицинский осмотр и тестирование на наличие в крови алкоголя и других запрещенных веществ.

Благодаря таким жестким требованиям на должность водителя автобуса берут только того, кто способен обеспечить правильные и быстрые действия в любой сложной ситуации, а значит предотвратить страшную аварию и сохранить жизни людей.

Выбирая данную профессию, стоит помнить, что водитель имеет широкий круг обязанностей.

  1. Прежде всего, он должен соблюдать установленный график движения транспортного средства, следовать строго по установленному маршруту.
  2. Не превышать разрешенные скорости и не нарушать технологические требования к автобусу.
  3. Должен знать и строго соблюдать правила дорожного движения и нормативные акты, регламентирующие перевозку пассажиров.


От чего зависит зарплата

Зарплата водителей общественного транспорта зависит от множества факторов. Во-первых, на её размер влияет стаж работы и квалификация работника. Кроме этого, размер зарплаты зависит от типа транспортного средства, которым управляет водитель. Но основные различия в зарплате водителей категории Д обусловлены регионом и город, в котором трудится человек, а также местом его работы.

Дополнительные льготы и гарантии

С целью поощрения труда водителей автобусов предусмотрены некоторые материальные и социальные льготы:

В некоторых транспортных организациях предусмотрены выплаты за выслугу лет, корпоративные подарки к праздникам, бесплатная мобильная связь.


Зарплаты в Москве и в других российских городах

Столичный регион имеет значительную потребность в высококвалифицированных водителях автобусов, которые осуществляют перевозку пассажиров по городским, междугородним, а также экскурсионным маршрутам. Сегодня транспортные предприятия Москвы и Подмосковья предлагают работу более чем 600 соискателям.

Мосгортранс готов платить профессиональным водителям от 43 до 123 тыс. руб. ежемесячно. Требуются водители на регулярные городские пассажирские маршруты города Москвы с ежемесячной оплатой труда 43-60 тыс. руб.

Вежливого профессионала с безаварийным стажем работы более двух лет на автобусах в 30 посадочных мест и более, имеющего водительские правами категории Д и хорошие знания ПДД примут на работу в крупную стабильную компанию, организующие туристические перевозки, с зарплатой 60-100 тыс. руб.

Анализ уровня зарплат на рынке труда для водителей автобуса в российских городах показал, что также много как в столице, готовы платить некоторые транспортные компании Санкт-Петербурга, Калуги, Сургута – 55-95 тыс. руб. Скромнее зарабатывают водители Тюмени, Новосибирска, Хабаровска, Новокузнецка, Комсомольска-на-Амуре – 37-60 тыс. руб. Меньше зарабатывают водители автобусов в Ростовской, Саратовской, Иркутской, Волгоградской, Кемеровской, Омской областей, Краснодарского и Приморского краев – 25-34 тыс. руб.

Минимальные зарплатные предложения зафиксированы в Челябинске, где водителю дежурного автобуса предприятия готовы платить всего 13 тыс. руб.

Таким образом, среднемесячные зарплаты водителей автобусов в разных России составляют 35-48 тыс. руб.

В других странах мира

Водители автобусов в странах Европы и Северной Америки зарабатывают больше своих российских коллег.

Так, среднемесячная зарплата у этой категории работников в Германии составляет 1,8 — 2,5 тыс. евро (130- 180 тыс. руб.), во Франции – 1,7 – 2 тыс. евро (125-150 тыс. руб.). В США и Канаде водители зарабатывают около 3-3,4 тыс. долларов (190 – 215 тыс. руб.) в месяц.


Выход на пенсию

Высокий уровень сложности и ответственности в работе водителя автобуса позволяет ему уйти на пенсию раньше положенного срока. Работник транспортного предприятия, в возрасте 55 лет, может претендовать на получение пенсионного содержания при условии 25 лет общего и 20 лет профессионального стажа. Размер пенсии у данной категорий работников находится в пределах 12-18 тыс. руб.

В течение жизни мне часто приходилось ездить на троллейбусах – на личное авто я так и не заработал. Не знаю, почему я выбрал именно автобусы и троллейбусы, а не отдал предпочтение маршруткам.

Может это связано с тем, что в детстве сам хотел стать водителем троллейбуса. Просто крутить руль и целыми днями кататься туда-сюда на огромной машине – так я себе представлял эту профессию.

По факту всем понятно, что водители общественного транспорта заслуживают уважения – работа сложная, нервная, социально ответственная. А вот сколько они получают — знают далеко не все.

Чем занимается, особенности профессии

Работники городского общественного транспорта трудятся не в самых благоприятных условиях. Ежедневно водители автобусов, троллейбусов и трамваев сталкиваются с такими неблагоприятными ситуациями, как:

  • повторяющиеся движения верхних и нижних конечностей – проще говоря, руки и ноги устают от напряжения, отекают;
  • шум и вибрация;
  • продолжительный рабочий день — городской транспорт начинает свою работу затемно и оканчивает так же;
  • низкая или высокая температура – особенно остро ее чувствуют водители;
  • ограниченное пространство в салоне водителя;
  • опасности на дорогах из-за несоблюдения участников дорожного движения ПДД.

Кроме того, нельзя забывать о пробках, плохих дорогах, неудобно расположенных остановках, недовольных пассажирах.


Как стать, где можно выучиться

Чтобы иметь возможность водить автобус, нужно сначала получить права категории B и C, а затем уже D.

Если транспорт осуществляет перевозку детей, то необходимо иметь минимум год непрерывного стажа работы и не иметь нарушений ПДД.

Перевозка взрослых пассажиров теоретически стажа не требует, но это будет требованием транспортного предприятия при трудоустройстве – к опытным водителям доверия больше.

Однако многие предприятия сами обучают своих водителей и предлагают им следующие условия для трудоустройства:


Стать водителем троллейбуса можно не везде. В Москве отучиться можно в Учебно-курсовом комбинате Мосгортранса, после чего вы трудоустраиваетесь автоматически.

Обучение отличается от обычной автошколы — оно непрерывное (нельзя днем работать, а вечером бегать на учебу, так все обучение занимает более 1000 часов), зато платят стипендию.


Состояние дел в этой профессии, востребована ли на рынке труда

Людям надо как-то ежедневно добираться до работы или места учебы, а личное авто есть далеко не у всех.

Но, как уже говорилось, быть водителем общественного транспорта – нелегкий труд, многие просто не выдерживают условий работы, что порождает текучку.

Естественно, что вакансий для водителей автобусов больше, чем для водителей троллейбусов. Автобусы используются для путешествий (например, из одного города в другой), на разных мероприятиях (свадьбах, корпоративных выездах), школьных экскурсиях и т.д.



Очевидно, что спрос есть, хоть и не такой большой в масштабах страны.

Но не все транспортные предприятия публикуют свои вакансии в интернете – озаботившись вопросом трудоустройства, идите сразу в ДЕПО, велика вероятность, что там для вас сразу найдется место.

Сколько получают в МСК и Питере + в других городах

Зарплата водителя автобуса/троллейбуса напрямую зависит от региона. Так, зарплата водителя троллейбуса в Москве доходит до 47000 рублей, в Ярославской области — 35000 руб., а в Нижегородской области — 27000 руб.

Водители автобусов в среднем получают больше — их зарплата может доходить до 55000-75000 руб.



Помимо непосредственно оклада, многие компании предлагают своим водителям процент, это тот случай, когда зарплата зависит от выручки.

Т.е. заработок будет напрямую определяться количеством перевозимых за рабочий день пассажиров:


Хотя быть водителем — это тяжелый труд, тут есть и свои плюсы. Большое количество вакансий, официальное оформление, отсутствие необходимости в многолетнем обучении, приемлемый уровень заработной платы, сменный график.

А как думаете вы — является ли эта профессия легкой и достаточно ли она оплачивается? Подпишитесь на наш журнал и оставляйте свое мнение в комментариях к статье.

Читайте также: