Относятся ли отношения по дополнительному медицинскому страхованию к предмету трудового права

Обновлено: 15.05.2024

Многие, кому еще не случилось быть застрахованным своим работодателем по договору добровольного медицинского страхования, наверняка в поисках подходящей вакансии сталкивался с таким условием, как ДМС — добровольным медицинским страхованием. Организации, устанавливающие такое условие для своих работников, обеспечивают последних большей защищенностью на случай заболевания, благодаря чему имеют больше шансов удержать квалифицированных специалистов в своем штате.

Однако прежде чем включить в состав компенсационного пакета работников добровольное медицинское страхование (далее — ДМС), необходимо понимать правовые основания для установления таких дополнительных прав работников и, соответственно, возможные риски, которые могут возникнуть при возникновении споров сторон трудовых отношений. В этой статье мы постараемся разобраться с правовыми основами заключения такого договора как дополнительными гарантиями работника, и в то же время проведем анализ наиболее распространенных судебных споров между сторонами трудового договора по поводу реализации данного условия.

В соответствии со ст. 327.5 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) временно пребывающего иностранного работника в случае окончания срока действия на территории РФ договора (полиса) добровольного медицинского страхования либо прекращения действия заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, которые обеспечивают оказание такому работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме.

При этом пунктом 8 ч.1 ст. 327.6 ТК РФ установлено, что окончание срока действия на территории Российской Федерации договора (полиса) добровольного медицинского страхования либо прекращение действия заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, которые обеспечивают оказание такому работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме, является основанием прекращения трудового договора с иностранным работником.

Отметим, что изменения в ТК РФ, внесенные Законом № 409-ФЗ, вступили в силу уже с 13.12.2014, поэтому с этой даты вышеуказанные условия являются обязательными, и, следовательно, работодатель должен дополнять трудовой договор с иностранным работником указанием на основание оказания иностранному работнику медицинской помощи посредством оформления дополнительного соглашения к трудовому договору. Не сделано исключение в этом и для работников, которые были приняты на работу до вступления в силу указанных поправок.

В этой связи важно помнить об ответственности за несоблюдение данного требования, так как привлечение иностранного работника к работе при отсутствии полиса добровольного медицинского страхования либо несвоевременное заключение в отношении иностранного работника договора о предоставлении платных медицинских услуг может повлечь для организации административную ответственность по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ.

Теперь рассмотрим споры, которые возникают в связи с предоставлением ДМС всем остальным работникам, т. е. не являющимся иностранными гражданами.

Во-первых, рассмотрим период, в течение которого может действовать ДМС.

Так, Московский городской суд в определении от 09.08.2010 № 4г/6-6407, рассматривая дело по иску уволенного работника, установил следующее. В соответствии с договором, заключенным между страховой компанией и работодателем, исключение застрахованного лица из состава застрахованных по инициативе страхователя влечет прекращение исполнения страховщиком обязательств в отношении данного застрахованного.

При этом при заключении трудового договора работник был ознакомлен с локальными нормативными актами своего работодателя, о чем свидетельствует его подпись.

Согласно Правилам внутреннего трудового распорядка, действующим в организации, для сотрудников, отработавших 1 год в компании, или по истечении 6 месяцев успешной работы оформляется полис добровольного медицинского страхования от соответствующей страховой компании. При увольнении сотрудника полис добровольного медицинского страхования аннулируется в соответствии с графиком подачи и реестров, указанным в договоре между организацией и страховой компанией, и данная программа может быть предложена другому сотруднику. Согласно записки-расчету работник был уволен из данной организации по собственному желанию.

Разрешая настоящее гражданское дело, суд, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, пришел к выводу о том, что полис добровольного медицинского страхования работника был правомерно аннулирован с даты его увольнения, а страховая компания правомерно прекратила исполнение обязательств перед данным работником.

Но если работник состоит в действующих трудовых отношениях с работодателем, но последний лично ему отказывается оформить ДМС при оформлении ДМС ряду других работников, то не является ли это дискриминацией?

Согласно ст.2 Трудового кодекса Российской Федерации, запрещается дискриминация в сфере труда. Однако чтобы не допустить дискриминацию в данном вопросе, работодателю следует грамотно прописать в своем локальном правовом акте условия оформления ДМС и критерии для работника, позволяющие ему претендовать на получение полиса ДМС.

Так, относительно довода истца об ее дискриминации, выразившейся в невключении ее в списки работников, подлежащих добровольному медицинскому страхованию, Свердловский областной суд в определении от 21.06.2012 по делу № 33-5751/2012 , проанализировав локальные нормативные акты — Положение об организации добровольного медицинского страхования работников организации, указал, что в данном случае имеет место не дискриминация, а дифференциация работников в зависимости от качества, количества затраченного ими труда, вклада работника в работу предприятия, при этом право принимать окончательное решение о включении или не включении работника в список предоставлено директору предприятия.

В этой связи каких-либо дискриминаций в отношении истца ввиду невключения его в списки работников, подлежащих добровольному медицинскому страхованию, работодателем не допущено.

Аналогичную позицию выразил и Московский городской суд в определении от 30.09.2010 по делу № 33-30638, указав, что ссылка кассатора на то обстоятельство, что работодатель не обеспечил его медицинской страховкой, не является основанием для отмены решения суда, поскольку в силу заключенного трудового договора добровольное медицинское страхование работников предоставляется на условиях, предлагаемых работодателем, а согласно объяснениям представителей ответчика, договоры о добровольном медицинском страховании оформляются у ответчика на работников только в случае успешного прохождения трехмесячного испытательного срока.

Заключенный между сторонами трудовой договор содержит обязательства работодателя, которые носят гражданско-правовой характер, их исполнение зависит не только от волеизъявления работодателя, но и от наличия у него прибыли. Заключение двусторонней сделки предполагает достижение соглашения по всем существенным условиям договора, предусмотренным законом, между работодателем и страховой компанией, которая не является участником трудового договора, то есть по существу настоящие требования сводятся к понуждению работодателя заключить договор с третьим лицом, не являющимся участником спорных правоотношений, без определения существенных условий договора, что не может быть признано соответствующим требованиям действующего гражданского законодательства. Решение в данной части требований является неисполнимым.

Кроме того, в трудовом договоре указано на заключение договора с конкретной страховой компанией, что не предусмотрено обжалуемым решением.

Признание дополнительного соглашения о расторжении договора добровольного медицинского страхования недействительным при том, что указанный договор прекратил свое действие, по обстоятельствам спора с учетом представленных доказательств не влечет восстановления прав истца.

Следует также учесть, что в данном случае речь идет не об обязательном, а о добровольном медицинском страховании работника, которое осуществляется за счет прибыли (дохода) предприятия. Договор добровольного медицинского страхования расторгнут соглашением сторон, в настоящее время его действие прекращено, и по окончании срока доказательств заключения предприятием иных договоров добровольного медицинского страхования не представлено.

При таком положении суд счел, что правовые основания к защите прав истца избранным им способом отсутствуют, в связи с чем в иске об обязании работодателя исполнить обязательства, принятые дополнительным соглашением к трудовому договору, обязании заключить договор страхования жизни и договор добровольного медицинского страхования в отношении работника и его детей, признании недействительным дополнительного соглашения к договору медицинского страхования суд отказал.

Далее рассмотрим спор 1 , связанный с восстановлением незаконно уволенного работника, в части требования о компенсации ДМС за время вынужденного прогула.
Работник Л. обратилась в суд с иском о взыскании компенсации за невозможность использования страховых полисов добровольного медицинского страхования.

Требования мотивировала тем, что была незаконно уволена по основному месту работы. Решением Перовского районного суда г. Москвы от 11 июня 2013 года приказы об увольнении признаны незаконными, она была восстановлена на работе, работодатель обязан восстановить указанные страховые полисы. Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 02 декабря 2013 года решение в части восстановления страховых полисов было отменено, в удовлетворении исковых требований в данной части было отказано. После восстановления на работе вследствие незаконного увольнения работник должен быть восстановлен во всех правах. На момент увольнения в отношении данной работницы и ее дочери действовали полисы добровольного медицинского страхования, срок действия которых закончился 12 марта 2013 года. Однако в период с 04 декабря 2012 года по 12 марта 2013 года она и ее дочь не пользовались страховыми полисами, поскольку открепление от договора произошло по инициативе работодателя в связи с ее незаконным увольнением. Таким образом, ее права в части добровольного медицинского страхования в указанный период были нарушены.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не нашла оснований для отмены постановленного судом решения.

Исходя из вступившего в законную силу апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 02 декабря 2013 года, которым было установлено отсутствие обязанности работодателя заключить страховые договоры (добровольные медицинские) на Л., поскольку эта обязанность не была предусмотрена заключенными с истцом трудовыми договорами как по основному месту работы, так и по совместительству, принимая во внимания положения ст.61 ГПК Российской Федерации, данные обстоятельства не требуют повторного доказывания.

Доводы Л. о том, что обязанность работодателя заключить страховые договоры (добровольные медицинские) предусмотрена Положением об оплате труда и прочих выплатах работникам, а также о том, что предоставление ей работодателем добровольного медицинского страхования являлось частью ее заработной платы, не нашли своего подтверждения в суде первой инстанции.

Судебная коллегия согласилась с выводом суда о том, что Трудовое законодательство, иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, трудовые договоры между сторонами не предусматривают в качестве обязательной составной части заработной платы добровольное медицинское страхование работника.

Отказывая истцу в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что действующим законодательством обязанность работодателя заключить страховые договоры (добровольные медицинские) не предусмотрена, а предусмотренное Положение об оплате труда и прочих выплатах работникам, предоставление льгот, гарантий и компенсаций, к которым относится и добровольное медицинское страхование работников, осуществляется при наличии финансовых возможностей организации в порядке и на условиях, установленных локальным нормативным актом или распорядительным документом.

При этом суд пришел к выводу о том, что предоставление такого страхования работнику является не обязанностью, а правом работодателя при наличии соответствующей финансовой возможности. При таком положении суд первой инстанции правомерно отказал истцу в удовлетворении исковых требований.

Доводы апелляционной жалобы о том, что добровольное медицинское страхование является мерой нематериального поощрения труда, вследствие невозможности использования которого необходимо рассчитать денежный эквивалент, несостоятельны, поскольку истец не вправе истребовать и напрямую получать денежные выплаты на основании заключенного договора страхования.

Резюмируя основные положения законодательства, регулирующего ДМС, и приведенные примеры судебной практики, следует сделать следующие выводы:

— при трудоустройстве иностранного работника работодатель должен дополнять трудовой договор указанием на основание оказания данному иностранному работнику медицинской помощи;

— работодатель и работники вправе включить в трудовой договор любые условия, регулирующие социально-трудовые отношения в организации, в том числе и условие ДМС;

— условия предоставления ДМС работникам работодатель должен прописать в своем локальном правовом акте, закрепив допустимую законом дифференциацию работников в зависимости от качества, количества затраченного ими труда, вклада работника в работу предприятия, прохождения испытательного срока и проч., при этом важно также определить, кому принадлежит право принимать окончательное решение о включении или не включении работника в список тех, кому предоставляется ДМС;

— действие ДМС прекращается при увольнении работника, если иное не предусмотрено локальными правовыми актами работодателя, а также при истечении срока самого договора, заключенного работодателем со страховой компанией.

Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:

место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, - место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения;

трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов;

дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, - также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом;

условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);

режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя);

гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте;

условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы);

условия труда на рабочем месте;

условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия из числа предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, то это не является основанием для признания трудового договора незаключенным или его расторжения. Трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями. При этом недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.

В трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, в частности:

об уточнении места работы (с указанием структурного подразделения и его местонахождения) и (или) о рабочем месте;

о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной);

об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение проводилось за счет средств работодателя;

о видах и об условиях дополнительного страхования работника;

об улучшении социально-бытовых условий работника и членов его семьи;

об уточнении применительно к условиям работы данного работника прав и обязанностей работника и работодателя, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

о дополнительном негосударственном пенсионном обеспечении работника.

По соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений. Невключение в трудовой договор каких-либо из указанных прав и (или) обязанностей работника и работодателя не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей.

Комментарий к ст. 57 TК РФ

1. Под содержанием трудового договора понимаются его условия, которые в зависимости от порядка их установления и правовых последствий для сторон могут быть обязательными и дополнительными.

2. Хотя применительно к некоторым условиям ТК и не использует термин "обязательные", но в трудовом договоре должны быть указаны сведения о работнике и работодателе, необходимые для их идентификации (Ф.И.О. работника и данные о работодателе), место и дата заключения трудового договора.

3. Обязательными для включения в трудовой договор являются такие условия, как: место работы (с указанием конкретного цеха, отдела, участка) или местонахождение обособленного (филиала, представительства) структурного подразделения; трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретный вид поручаемой работнику работы); условия оплаты труда; режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя); дата начала и срок выполнения работы и т.д.

4. Обязательные условия должны быть оговорены сторонами, поскольку без них не может быть трудового договора.

5. Дополнительные условия трудового договора: например, об испытании при приеме на работу; о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной); об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение производилось за счет средств работодателя; об улучшении социально-бытовых условий работника и членов его семьи и т.д., - могут касаться любых вопросов труда.

6. Если стороны трудового договора договорились об этих условиях, то их необходимо выполнять.

Главное, чтобы эти условия не ухудшали положение работника по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

7. По соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, как установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами (например, условия о порядке перевода, дисциплинарной и материальной ответственности, увольнении, охране труда, порядке разрешения трудовых споров и т.д.), так и вытекающие из условий коллективного договора, соглашения.

В силу заключения трудового договора эти условия обязательны для сторон и распространяются на них независимо от того, договаривались ли об этом стороны и были ли они включены в трудовой договор.

Судебная практика по статье 57 TК РФ

Гражданин, свободно выражающий свою волю на занятие должности руководителя организации, имеет законодательно закрепленную возможность (статья 57 Трудового кодекса Российской Федерации) оговорить в трудовом договоре помимо размера компенсации порядок его досрочного расторжения. В частности, по соглашению сторон в трудовом договоре может быть установлен срок предупреждения об увольнении по основанию, предусмотренному пунктом 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации; кроме того, в силу дискреционного характера полномочия, предоставленного собственнику данной нормой, не исключается и возможность зафиксировать в трудовом договоре конкретные условия ее применения.

В обоснование требований заявитель сослалась на положения статей 37 - 55 Конституции Российской Федерации, статей 22, 56, 57, 73, 129, 134 Трудового кодекса Российской Федерации, нормы Федерального закона 27 июля 2004 года "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Решением Приморского краевого суда от 31 марта 2006 года в удовлетворении требований В. отказано.

Довод кассационной жалобы о том, что правоотношения, закрепленные в пункте 5 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, носят ситуационный характер и не должны применяться к вопросам установления заработной платы, а суду следовало руководствоваться положениями статей 21, 57, 73, 135 и 143 Трудового кодекса Российской Федерации, неоснователен, так как рассматриваемые правоотношения нормами Трудового кодекса не регулируются.

Статьей 57 ТК РФ установлено, что в трудовом договоре могут предусматриваться условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленными данным Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.
Из приведенных правовых норм следует, что условия, предусмотренные в трудовом договоре, основываются на соглашении сторон и не могут ограничивать права или снижать уровень гарантий работника, установленные трудовым законодательством, однако они могут быть выше, чем предусмотренные трудовым законодательством.

Таким образом, статья 135 данного Кодекса, рассматриваемая в системной связи со статьей 57 Трудового кодекса Российской Федерации, направлена на обеспечение определенности такого условия трудового договора, как оплата труда работника, и сама по себе не может рассматриваться как нарушающая конституционные права граждан. Указание в ней на необходимость установления заработной платы работника трудовым договором в соответствии с системами оплаты труда, действующими у работодателя, не исключает, вопреки утверждению заявителя, возможности использования в ходе рассмотрения трудового спора иных, предусмотренных гражданским процессуальным законодательством, видов доказательств, свидетельствующих о размере заработной платы работника.

Кроме того, в силу статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием организации или конкретная трудовая функция относятся к существенным условиям трудового договора.
Поскольку, как уже отмечалось, Закон определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту), то и степень утраты застрахованным профессиональной трудоспособности должна определяться в зависимости от его способности выполнять профессиональную деятельность, которая являлась существенным условием трудового договора.

Ответ. Как следует из положений ст. 15, 16, 57 и ч. 1 ст. 381 Трудового кодекса Российской Федерации, требования работников о взыскании заработной платы являются существом (предметом) индивидуальных трудовых споров, вытекающих из трудовых правоотношений.
Рассмотрение индивидуальных трудовых споров осуществляется комиссиями по трудовым спорам и судами (ст. 382 ТК РФ) в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации и Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (ст. 383 ТК РФ).

В соответствии со статьей 57 Трудового кодекса Российской Федерации в трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 31 октября 2002 г. N 787 "О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих", принятого во исполнение статей 57 и 143 Трудового кодекса Российской Федерации Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, состоящий из тарифно-квалификационных характеристик, содержащих характеристики основных видов работ по профессиям рабочих в зависимости от их сложности и соответствующих им тарифных разрядов, а также требований, предъявляемых к профессиональным знаниям и навыкам рабочих и Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, состоящий из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих. Этим же Постановлением Правительства Российской Федерации Министерству труда и социального развития Российской Федерации поручено организовать совместно с федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены управление, регулирование и координация деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики, разработку Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и порядка их применения, а также утвердить указанные справочники и порядок их применения.

По мнению заявителя, положения оспариваемых им нормативных правовых актов, по смыслу, придаваемому им правоприменителями, в том числе судами общей юрисдикции, позволяют при определении степени утраты профессиональной трудоспособности учитывать способность к работе по профессиям, по которым пострадавший не работал на момент наступления страхового случая, что не соответствует указанным положениям статьи 3 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", статье 57 Трудового кодекса Российской Федерации и противоречит статьям 2, 4 (часть 2), 6 (часть 2), 15 (части 1 и 2), 18, 19 (часть 2), 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин В.М. Жилин просит проверить и подтвердить конституционность статей 57 - 59, 79, 81, 424 Трудового кодекса Российской Федерации.
Нарушение своих прав заявитель усматривает в том, что названные нормы были, на его взгляд, неправильно применены работодателем при заключении с ним срочного трудового договора и последующем увольнении в связи с истечением срока действия этого договора, а также неправильно истолкованы и применены судами общей юрисдикции при рассмотрении его искового заявления к бывшему работодателю о признании трудового договора заключенным на неопределенный срок, восстановлении на работе, оплате за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, в результате чего его конституционные права, нарушенные работодателем, не были восстановлены.


Социальное страхование в РФ – это комплекс мероприятий, обеспечивающий материальную поддержку граждан в период нетрудоспособности за счет бюджетных средств. Социальное страхование в РФ доступно как работающим, так и неработающим гражданам, а также ИП. Последним для оплаты больничных листов требуется заключить договор с ФСС и периодически перечислять взносы. Виды выплат, их размер могут зависеть от статуса физических лиц. Рассмотрим принципы соцстрахования в РФ.

Что такое государственное социальное страхование

Государство обеспечивает гражданам некоторые выплаты в качестве социальных гарантий для поддержания их материального положения. Социальное страхование в РФ – это обеспечение населения пособиями за счет средств бюджета в периоды наибольшей социальной незащищенности. Среди предусмотренных государством можно выделить следующие виды обязательного социального страхования:

  1. Оплата периода временной нетрудоспособности, в том числе в период беременности и родов. На это имеет право работающее население при предоставлении больничных листов. Больничные листы выдаются не только в случаях заболеваний самих сотрудников, также они предоставляются при необходимости ухода за больными детьми и прочими нетрудоспособными родственниками.
  2. Выплаты при наступлении несчастных случаев на производстве. Компенсируют полученные работниками увечья при выполнении трудовых обязанностей.
  3. Перечисление единовременных сумм при рождении ребенка, в случае постановки на учет на ранних сроках беременности.
  4. Выплаты по уходу за ребенком до 1,5 лет.
  5. Пособие при усыновлении.
  6. Пособие на погребение.

См. также:

В целях обеспечения дальнейших возможных затрат по нетрудоспособности за своих сотрудников работодатели ежемесячно производят отчисления в фонды. Процент перечислений зависит от видов деятельности, условий труда.

На некоторые виды пособий вправе претендовать лишь работающие граждане. Согласно ст. 183 ТК РФ, работодатель обязан материально компенсировать своим сотрудникам периоды их вынужденной нетрудоспособности в связи с заболеванием, уходом за больными родственниками, больничным листом во время беременности и родов. Размер перечислений зависит от стажа работника и его заработков.

Такие виды социального страхования в РФ, как выплаты по уходу за детьми до 1,5 лет, единовременные суммы, связанные с рождением ребенка, пособие на погребение, доступны и неработающим гражданам. Однако, в отличие от работающих лиц, размер выплат будет минимален, в то время как трудоспособное население вправе претендовать на некоторые суммы пособий (по уходу за ребенком до 1,5 лет), размер которых рассчитывается исходя из заработка. Минимальные же суммы могут меняться в зависимости от действующих районных коэффициентов к заработной плате. Кроме того, регионы вправе сами устанавливать дополнительные социальные пособия, регулируя периодичность их выплат и целенаправленность.

Принципы социального страхования

Федеральный закон РФ от 16.07.1999 № 165-ФЗ содержит принципы соцстрахования граждан страны. Среди них выделяют следующие:

  1. Доступность соцстрахования для всех граждан (застрахованных лиц).
  2. Соблюдение прав работников вне зависимости от финансового состояния работодателя-страховщика.
  3. Наличие обязанности по уплате взносов всеми страхователями.
  4. Ответственность за использование внебюджетных средств, выделяемых на соцстрахование физлиц.
  5. Государственный контроль за исполнением обязательств по соцстрахованию граждан.
  6. Финансовая независимость системы страхования в стране.

Одним из принципов правового регулирования отношений между работником и руководством в соответствии со ст. 2 ТК РФ также считается обязательное возмещение вреда сотруднику, полученного в ходе выполнения трудовых обязанностей.

Большую часть расходов по обеспечению населения социальными пособиями берет на себя государство. Оно восполняет работодателю потраченные ранее средства на выплату больничных листов и прочих компенсаций работникам. На руководство возлагается обязанность по начислению пособий за счет собственных средств лишь за первые 3 дня болезни самого сотрудника.

Периодические отчисления взносов в бюджет напрямую зависят от уровня доходов работающих лиц. Выплаты пособий (больничные листы, по уходу за ребенком до 1,5 лет) также зависят от предыдущих размеров зарплат.

Обязательное страхование от несчастных случаев

Конституция РФ гарантирует право не только на труд, но и на приемлемые условия работы, отвечающие принципам безопасности сотрудников во время исполнения трудовых обязательств. При возникновении несчастных случаев на производстве работники вправе рассчитывать на получение компенсации по возмещению ущерба и реализацию права на социальное страхование.

Согласно положениям ст. 219 ТК РФ, граждане на время трудовых отношений имеют следующие права:

  • трудиться в оборудованном по всем правилам безопасности рабочем месте;
  • иметь доступ к достоверной информации о порядке охраны труда на рабочем месте, возможных производственных рисках;
  • получить необходимые средства защиты от руководства;
  • проходить обучение по обеспечению безопасности на рабочем месте за счет работодателя;
  • отказаться от выполнения работ, если они нарушают требования по безопасности труда;
  • рассчитывать на компенсацию при наступлении несчастных случаев.

Что обеспечивает социальное страхование от несчастных случаев на производстве

Субъектами страхования от несчастных случаев выступают страхователь, страховщик и застрахованные лица, где страховщиком является ФСС, страхователем – работодатели, а застрахованными лицами – наемные работники. К последней категории лиц относятся выполняющие работу на основании трудовых и гражданско-правовых (если предусмотрена условиями соглашения обязанность по перечислению страховых взносов) договоров сотрудники, в том числе лица без гражданства и иностранцы.

Закон № 125-ФЗ предоставляет работникам следующие гарантии:

  • обеспечение соцзащиты застрахованных лиц;
  • оплата дополнительных медицинских расходов, связанных с наступлением несчастных случаев на производстве, возмещение вреда вследствие травм, полученных при выполнении трудовых обязанностей;
  • оплата последующих расходов на профреабилитацию ;
  • повышенное внимание к мерам, предупреждающим наступление несчастных случаев при выполнении трудовых обязанностей.

Право на получение компенсации наступает с первого дня подтверждения страхового случая. В случае смерти застрахованного выплаты, согласно ст. 7 закона № 125-ФЗ, получают иждивенцы, дети, члены семьи (в том числе родители и супруги умершего). Сроки выплат в таких случаях разные:

  1. Несовершеннолетние вправе претендовать на компенсацию вплоть до достижения ими возраста 18 лет.
  2. Инвалиды – на весь период инвалидности;
  3. Родственники пенсионного возраста – пожизненно.
  4. Обучающиеся дети – до окончания получения образования, но не позже 23-летнего возраста.
  5. Прочие лица – в соответствии с законом № 125-ФЗ.

При некоторых обстоятельствах несчастные случаи на производстве не квалифицируются как страховые ситуации. Так, согласно ст. 229.2 ТК РФ, алкогольное, токсическое, наркотическое и другие виды опьянения сотрудников, а также совершение самими работниками противоправных действий, повлекших по неосторожности причинение ущерба здоровью и жизни, не определяются как несчастные случаи на производстве.

Итоги

Социальное страхование в РФ призвано дать гражданам некоторые гарантии в виде денежной компенсации в случаях наступления нетрудоспособности, рождения детей, обеспечивает компенсационные выплаты при наступлении несчастных случаев на рабочем месте. Другие функции соцстрахования – предотвращение неблагоприятных ситуаций, повышение мер безопасности по охране труда, защита прав сотрудников на обеспечение мер, исключающих несчастные случаи при исполнении трудовых обязанностей.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

При заключении трудового договора с иностранным гражданином, временно пребывающим в РФ, вместе с документами, которые перечислены в статье 65 ТК РФ, нужно получить от него ряд дополнительных документов – разрешение на работу либо патент, а также договор (полис) добровольного медицинского страхования (ДМС). Такой договор (полис) должен предусматривать оказание иностранному сотруднику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме (ст. 327.3 ТК РФ).

Договор (полис) ДМС не потребуется, если (абз. 2 ч. 1 ст. 327.3 ТК РФ):

  • его наличие не является обязательным согласно нормам федеральных законов или международных договоров;
  • либо работодатель самостоятельно заключил с медицинской организаций договор о предоставлении иностранному сотруднику платных медицинских услуг.

В связи с этим Минтруд России в письме от 17.12.2015 № 16-4/В-823 (далее - Письмо) указал, что гражданам Белоруссии для трудоустройства в России не требуется договор (полис) ДМС.

Российская Федерация является также членом Евразийского экономического союза (ЕАЭС) наряду с Белоруссией, Арменией, Казахстаном и Киргизией. Между перечисленными государствами действует Договор о ЕАЭС от 29.05.2014. На основании пункта 3 статьи 98 Договора о ЕАЭС социальное обеспечение трудящихся данных государств осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства. При этом к социальному обеспечению относится и обязательное медицинское страхование (п. 5 ст. 96 Договора о ЕАЭС).

Это означает, что граждане Белоруссии, Армении, Казахстана и Киргизии, работающие на территории России, являются застрахованными в сфере обязательного медицинского страхования (работодатели обязаны уплачивать за них взносы в ФФОМС) (см. письма Минтруда России от 13.05.2015 № 17-3/В-238, ПФ РФ от 28.05.2015 № БГ-30-26/6868).

В то же время Минтруд России отмечает в Письме, что равные права в сфере социального (а также медицинского) обеспечения распространяются на тех иностранцев из стран ЕАЭС, которые уже работают в России, то есть застрахованными в сфере обязательного социального и медицинского страхования такие граждане признаются уже после заключения трудового договора. Для его оформления (по общим правилам ст. 327.3 ТК РФ) необходим договор (полис) ДМС.

Таким образом, при приеме граждан государств ЕАЭС на работу у них нужно запросить данный полис (либо работодателю необходимо самостоятельно заключить договор с медицинской организаций). Данное требование не распространяется на белорусов (поскольку у России с Республикой Беларусь есть отдельный договор).

Значит, договор (полис) ДМС им более не требуется.

По мнению ведомства, договор (полис) ДМС понадобится иностранному гражданину только для оформления трудового договора. Однако, исходя из норм ТК РФ, назначение договора (полиса) ДМС состоит не в этом.

Как мы упоминали выше, такой договор (полис) должен обеспечивать иностранному сотруднику оказание первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме в течение его трудовой деятельности на территории России (абз. 2 ч. 1 ст. 327.3 ТК РФ). При этом работники из стран ЕАЭС имеют право на все виды медицинской помощи и без данного полиса.

Во избежание претензий со стороны проверяющих при приеме на работу граждан Армении, Казахстана, Киргизии имеет смысл запросить у них договор (полис) ДМС. В случае отсутствия у иностранного лица данного договора (полиса) работодатель вправе заключить договор с медицинской организацией на оказание физлицу платных медицинских услуг.

Поскольку полис ДМС или договор на оказание медицинских услуг потребуются только для подписания с иностранцем трудового договора, срок их действия может быть непродолжительным (менее срока действия трудового договора).

Полагаем, что перечисленные документы следует оформить даже в том случае, если сотрудники с гражданством государств ЕАЭС уже состоят в штате организации. Ведь сведения о договоре (полисе) ДМС либо о договоре на предоставление медицинских услуг должны быть включены в трудовой договор (ст. 372.2 ТК РФ).

В противном случае возможно привлечение к ответственности по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ в виде предупреждения или штрафа в размере:

  • в отношении должностных лиц и индивидуальных предпринимателей – от 1 000 до 5 000 руб.;
  • в отношении организаций – от 30 000 до 50 000 руб..

Помимо этого не исключено применение санкций по части 1 статьи 18.17 КоАП РФ в виде приостановления деятельности на срок от 14 до 90 суток либо штрафа в размере:

  • в отношении должностных лиц - от 45 000 до 50 000 руб.;
  • в отношении организаций - от 800 000 до 1 млн руб.

Информационная система 1С:ИТС обновляется каждый день и содержит готовые консультации по бухгалтерскому, налоговому и кадровому учету. Вполне возможно, что ответы на конкретные практические вопросы, которые Вы сейчас ищете, уже есть в разделе "Отвечает аудитор" Информационной системы 1С:ИТС.

Читайте также: