Какая зарплата у медсестры в больнице работающей с коронавирусом

Обновлено: 26.04.2024

На передовой в борьбе с коронавирусом во всем мире стоят медицинские работники. Они ежеминутно рискуют своим здоровьем ради того, чтобы инфицированные COVID-19 скорее пошли на поправку. Расскажем о том, на какие доплаты вправе рассчитывать медперсонал в России.

Какие выплаты медикам обещает Президент

8 апреля 2020 года Президент РФ Владимир Путин провел онлайн-совещание с главами регионов по вопросу противодействия распространению коронавируса на территории России. Он отметил, что в связи с особыми условиями труда и повышенной нагрузкой медицинским работникам предусмотрены дополнительные выплаты. Более 10 млрд руб. выделено из резервного фонда Правительства РФ. В ближайшее время средства поступят в региональные бюджеты.

Кроме того, глава государства счел необходимым на апрель-июнь 2020 года установить специальную выплату тем медработникам, которые непосредственно взаимодействуют с заболевшими коронавирусом гражданами. Размер доплаты — от 25 до 80 тыс. руб. А всего запланировано к выделению из федерального бюджета более 45 млрд руб.

Доплаты медработникам за особые условия труда и дополнительную нагрузку

Расходы на доплаты медработникам фактически несет резервный фонд Правительства РФ, который выделяет деньги бюджетам субъектов РФ. Выделенные 10 млрд руб. федерального бюджета, упомянутые Президентом, распределились между регионами так:

  • 5 млрд руб. — пропорционально численности застрахованного по медицинским полисам населения субъекта РФ;
  • 5 млрд руб. — согласно Распоряжению Правительства от 02.04.2020 № 852-р.
  • гражданам, у которых выявлен коронавирус;
  • лицам, рискующим заразиться COVID-19.

Бюджетом субъекта РФ средства направляются медицинским организациям.

Размеры доплат медицинским работникам за особые условия труда и дополнительную нагрузку

Выплаты начисляются за фактически отработанное время в размере:

  • Врачи скорой помощи (в т. ч. в составе специализированных бригад);
  • рачи, оказывающие первичную медико-санитарную помощь (педиатры, терапевты, пульмонологи, инфекционисты, врачи общей практики)
  • скорой медицинской помощи (фельдшеры, медсестры, медсестры-анестезисты);
  • первичной медико-санитарной помощи (в т. ч. в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах)
  • Фельдшеры, медсестры по приему вызовов скорой помощи и передаче их выездным бригадам;
  • младший медперсонал, поддерживающий условия для оказания первичной медико-санитарной помощи

Доплаты медицинским работникам за выполнение особо важных работ

В ходе онлайн-совещания 8 апреля 2020 года В. Путин отметил важность поощрения медработников, находящихся в непосредственном контакте с заболевшими коронавирусной инфекцией пациентами.

21 апреля 2020 года вступит в силу Постановление Правительства от 12.04.2020 № 484, устанавливающее правила предоставления федеральных средств для финансирования доплат медработникам, взаимодействующим с зараженными COVID-19 гражданами.

Объем средств, распределенных между субъектами РФ, приводится в Распоряжении Правительства от 12.04.2020 № 976-р.

Размеры доплат медицинским работникам за выполнение особо важных работ

Выплаты начислят за фактически отработанное время в период с апреля по июнь 2020 года в размере:

Категории медработников Максимально возможный размер доплаты, руб. в месяц
Оказывающие специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях Врачи 80 000
Средний медперсонал 50 000
Младший медперсонал 25 000
Оказывающие скорую медицинскую помощь Врачи 50 000
Средний и младший медперсонал, водители скорой помощи 25 000

О дополнительном отпуске для медработников читайте здесь.

Основные условия получения медработниками выплат

Доплаты медицинским работникам в связи с коронавирусом

Медицинские организации обязаны согласовать с органом исполнительной власти здравоохранения региона локальные нормативные акты, устанавливающие:

  • перечень подразделений и должностей, работа в которых дает право на стимулирующие выплаты;
  • размер доплаты для работников каждой должности;
  • период осуществления выплат.

Рассчитывать на выплаты стимулирующего характера вправе медработники, указанные в локальном нормативном акте медицинской организации.

Выплаты медработникам в связи с коронавирусом на практике

Какое время считать фактически отработанным — пока непонятно. Значит ли это, что врач скорой помощи, приехавший на вызов, получит выплату только за 20 минут, которые провел у пациента? Надеемся в ближайшее время получить официальные разъяснения.

В связи с тем, что Постановление № 484 еще не вступило в силу, о фактическом получении доплат от 25 до 80 тыс. руб. медработниками говорить рано. Остается констатировать: документ принят, региональные бюджеты средства получат, медицинские организации за непосредственное взаимодействие с зараженными COVID-19 заплатят.

В. Путин заявил, что за особо важные работы в период распространения коронавируса озвучен абсолютный размер доплат, поэтому они не должны облагаться НДФЛ: медработники должны получить суммы, которые обещаны Президентом.

/img/plugs/1.jpg

В письме от 12 апреля 2021 г. № 14-1/10/П-2784 Минтруд сообщил, что во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 11 марта 2021 г. № ТГ-П45-3036 Минтруд России совместно с Минздравом России рассмотрел письмо по вопросу разъяснения отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. № 1762 (далее - Постановление № 1762) и в дополнение к письмам Минтруда России от 30 декабря 2020 г. № 14-1/10/В-12880 и от 26 февраля 2021 г. № 14-1/В-206 по компетенции и разъяснил следующее.

"Пунктом 2 Постановления № 1762 установлены категории медицинских работников, которые имеют право на специальную социальную выплату: врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал, оказывающие, а также не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующие с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей.


Обращаем внимание, что выплаты в связи с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) также осуществляются немедицинским работникам, занятым в организациях, предоставляющих транспортные услуги, при осуществлении медицинской эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19): водителям машин скорой медицинской помощи, членам летных экипажей воздушных судов санитарной авиации.


Иным немедицинским работникам выплаты в связи с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 8 Постановления № 1762 приказом Минтруда России от 15 декабря 2020 г. № 894н (далее - Приказ № 894н) по согласованию с Минздравом России утверждены разъяснения по применению Постановления № 1762 (далее - Разъяснения). В них в том числе отражены особенности, связанные с совместительством, даны разъяснения по категориям работников, которым осуществляется специальная социальная выплата и другим вопросам, затронутым в письме.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Постановления № 1762 специальные социальные выплаты устанавливаются медицинским и иным работникам, оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в том числе медицинским работникам рентгенологического кабинета (службы), в соответствии с временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденным приказом Минздрава России от 19 марта 2020 г. № 198н (далее соответственно - Временный порядок, Приказ № 198н).

В соответствии с пунктом 1.3 приложения № 2 к Приказу № 198н руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья и руководители медицинских организаций и их структурных подразделений, оказывающих скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь, определяют общепрофильные выездные бригады скорой медицинской помощи, направляемые на вызов к пациентам с симптомами острых респираторных вирусных инфекций (далее - ОРВИ) и внебольничной пневмонией, к пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и для отбора биологического материала для лабораторных исследований на наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также выездные бригады скорой медицинской помощи, осуществляющие медицинскую эвакуацию пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).
Таким образом, специальные социальные выплаты по подпункту "а" пункта 2 Постановления № 1762 получают медицинские работники указанных выездных бригад скорой медицинской помощи.


На основании пункта 1 приложения № 5 к Приказу № 198н руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья проводят корректировку схем перепрофилирования медицинских организаций для госпитализации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), предусмотрев создание условий их изолированного пребывания в стационарных условиях, специально созданных для пациентов.
В соответствии с пунктом 4 приложения № 10 к Приказу № 198н структура и штатная численность структурных подразделений медицинской организации для лечения (COVID-19) устанавливаются руководителем медицинской организации. Руководитель медицинской организации утверждает временное штатное расписание медицинской организации и осуществляет перераспределение функциональных обязанностей медицинских работников на основании дополнительных соглашений к трудовым договорам, заключаемых в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

При этом формирование временного штатного расписания структурных подразделений медицинской организации для пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) осуществляется в соответствии с временными штатными нормативами, предусмотренными приложениями № 16 - 17 к Приказу 198н.

Специальные социальные выплаты в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Постановления № 1762 осуществляются в том числе медицинским работникам перепрофилированных медицинских организаций и структурных подразделений медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь пациентам по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в стационарных условиях.

В соответствии с абзацем пятым подпункта "а" пункта 2 Постановления № 1762 специальные социальные выплаты производятся также медицинским работникам, оказывающим первичную медико-санитарную помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с Временным порядком.


В случае участия медицинской организации в оказании первичной медико-санитарной помощи пациентам с симптомами ОРВИ, пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также пациентам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), в соответствии с подпунктом 2.2.1 пункта 2 приложения № 3 к Приказу № 198н руководители медицинских организаций обеспечивают определение структурных подразделений медицинской организации и должностей медицинских работников в указанных структурных подразделениях медицинской организации, участвующих в оказании первичной медико-санитарной помощи пациентам с симптомами ОРВИ, пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также пациентам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).

В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Постановления № 1762 специальные социальные выплаты производятся медицинским работникам, не оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей.

В этом случае согласно пункту 4 Приказа № 894н для осуществления специальной социальной выплаты учитываются все дни работы, в которые медицинские работники контактировали с пациентами с уже установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении своих должностных обязанностей.

По нашему мнению, фельдшерам (медицинским сестрам) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи, специальные социальные выплаты производятся за фактическое число нормативных смен исходя из отработанного времени по табелю учета рабочего времени.


В соответствии с Временными методическими рекомендациями "Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (версия 10 от 8 февраля 2021 г.) при стандартном определении случая заболевания (COVID-19) подтвержденным случаем (COVID-19) считается при выявлении:

  1. положительного результата лабораторного исследования на наличие РНК SARS-CoV-2 с применением методов амплификации нуклеиновых кислот (МАНК) или антигена SARS-CoV-2 с применением иммунохроматографического анализа вне зависимости от клинических проявлений;
  2. положительного результата на антитела класса IgA, IgM и/или IgG у пациентов с клинически подтвержденной инфекцией COVID-19. В случае получения лабораторного подтверждения диагноза, выставляется код по МКБ-10:
  • U07.1 - Коронавирусная инфекция COVID-19, вирус идентифицирован (подтвержден лабораторным тестированием независимо от тяжести клинических признаков или симптомов).

При отсутствии лабораторного подтверждения диагноза, но наличии типичной клинической картины и/или эпидемиологических данных, выставляется следующий код по МКБ-10:

  • U07.2 - Коронавирусная инфекция COVID-19, вирус не идентифицирован (COVID-19) диагностируется клинически или эпидемиологически, но лабораторные исследования неубедительны или недоступны).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства государственными судебно-экспертными учреждениями и государственными судебными экспертами, состоит в организации и производстве судебной экспертизы.

Задачей государственной судебно-экспертной деятельности является оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.

Таким образом, судебно-медицинские эксперты не оказывают медицинскую помощь, и специальные социальные выплаты в соответствии с постановлением № 1762 им не предусмотрены.


Одновременно сообщаем, что Минтруд России не наделен правом расширять круг получателей специальной социальной выплаты сверх определенного Постановлением № 1762.

Пунктом 3 Постановления № 1762 установлено, что специальная социальная выплата осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации, лицам, указанным в пункте 2 Постановления № 1762, в соответствии с перечнем медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) (далее соответственно - организации, перечень), который формируется в целях реализации настоящего постановления соответствующими федеральными органами исполнительной власти в отношении организаций, находящихся в их ведении, федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова", федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет", органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья в отношении находящихся в их ведении организаций, иных организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности и взаимодействующих с ними организаций в информационном ресурсе учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. № 373 "Об утверждении Временных правил учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", с указанием наименования организации, идентификационного номера налогоплательщика, кода причины постановки на учет, основного государственного регистрационного номера, периода включения ее в перечень и исключения из перечня (календарный месяц).


Таким образом, формирование перечня медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) в субъекте Российской Федерации для осуществления специальной социальной выплаты, предусмотренной Постановлением № 1762, отнесено к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья".

Дополнительно сообщено, что исходя из положения части 2 статьи 72 Федерального закона 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также Федеральных законов от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе самостоятельно устанавливать размеры и условия оплаты труда, мер социальной поддержки медицинским и иным работникам, оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции) соответственно государственных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных учреждений за счет собственных средств.

Пандемия стала той лакмусовой бумажкой, которая ярко продемонстрировала, к чему привела проводимые в последние годы реформа системы здравоохранения. Ее оптимизировали настолько, что в стране возникла нехватка больниц, квалифицированные кадры начали массово покидать госсектор, а то и страну. Профессия врача стала непрестижной, а пациента все чаще принуждают заплатить даже за самую примитивную медпомощь.

Кто виноват и что делать? Реально ли вернуться на исходные позиции и нужно ли это?

Фото: Геннадий Черкасов

В конце года Всероссийский союз страховщиков (ВСС) подвел некоторые печальные итоги: оказалось, в период с января 2021 года по октябрь, количество жалоб в страховые медорганизации (СМО), которые обеспечивают полисы ОМС, удвоилось.

За этот период СМО провели более 24 миллионов экспертиз и выявили 3,5 миллионов нарушений. Большинство нарушений связаны с тем, что не соблюдались стандарты оказания медпомощи или клинические рекомендации по лечению; оказание помощи заканчивали преждевременно; сроки оказания медпомощи не соблюдались. По данным сопредседателя Всероссийского союза пациентов Яна Власова, уровень удовлетворенности российскими пациентами оказанной им медпомощью оказался на уровне 24,6%, что показал проведенный в 47 регионах страны опрос.

К таким результатам привела, конечно, не только пандемия, которая внесла разлад в систему оказания медицинской помощи во всем мире, но и наша российская специфика: пациенты все меньше ощущают, что могут рассчитывать на качественную и доступную медицинскую помощь, а врачи — что завтра их не поколотят пациенты или они не окажутся под статьей. Но главное — все это стало следствием реформ и оптимизации, которые были проведены в стране в последние годы. И теперь основная проблема — нивелировать их последствия и восстановить утраченное.

Вот вам и реформы

Как считает глава всероссийской Лиги пациентов пациентов Александр Саверский, реформа системы здравоохранения стартовала неправильно: «Помню, в 2018 году одна чиновница из социального блока правительства заявила в интервью: мы хотели, как на Западе, чтобы коек было мало, а главным стало амбулаторное звено, и продолжим двигаться в этом направлении.

Но начали совсем не с того конца: сперва нужно было развить амбулаторный блок, а уже потом сокращать койки. Неумелые действия по оптимизации привели к тому, что у нас вырос частный сектор, и продолжает расти. Мы убили бесплатную медицину.


Фото: Ольга Шуклина

ОМС преткновения

«К сожалению, принято связывать все проблемы здравоохранения с работой системы ОМС, - говорит член Совета по медицинскому страхованию Всероссийского союза страховщиков Надежда Гришина. - Но надо четко понимать, что ОМС – это в первую очередь система финансирования. Сколько в стране есть денег на здравоохранение, так медпомощь и финансируется. Система ОМС не решает проблемы дефицита кадров, не обеспечивает уровень квалификации врачей, не организует процессы лечения в конкретных медорганизациях.

Менять систему на бюджетное финансирование нецелесообразно. Во-первых, это очередная реформа, которая приведет к перераспределению доходов и негативным последствиям из-за неравенства регионов. Во-вторых, мы потеряем лучшее, что есть сейчас.

В бюджетной модели государство само и финансирует, и лечит, в ОМС оно - заказчик. В системе ОМС есть независимый, вневедомственный контроль качества медицинской помощи, и оплате подлежит только та помощь, которая соответствует определённым критериям качества. Многим, конечно, это не нравится. Сформирована система защиты и восстановления прав пациента, и это главное. Пациента не только консультируют по всем вопросам, но и решают трудности в ходе получения медпомощи.

Более того, страховщики бесплатно помогают пациенту в досудебном порядке урегулировать конфликты с медицинской организацией, а также защищают его интересы в судах. Пациент не остается один на один со своими проблемами.

Варианты развития умирают


Фото: Наталия Губернаторова

«К сожалению, всё убито, - вздыхает доктор Светлана В. - Что взять с мертвого организма? Теоретически его могли бы возродить, но не будут, сегодня выгоднее хищническая и не всегда грамотная частная "медицина".

Заслуженный врач РФ, к.м.н., хирург-травматолог Анатолий Пушков предлагает принять доктрину политики в области здравоохранения, которая должна быть напрямую связана с безопасностью государства и его населения. Он рассказывает, что в 1942 году в стране была придумана военно-медицинская доктрина, направленная на сохранение и укрепление здоровья личного состава, спасение жизней, быстрейшее излечение и восстановление боеспособности раненых и больных.

"Именно эта доктрина поспособствовала возвращению в строй 72,3% раненых и 90,6% больных воинов. В общей сложности это около 18 миллионов человек! После чего руководство страны, при создании послевоенной системы здравоохранения приняли абсолютно правильное решение. За основу была взята бесплатность и этапность оказания медицинской помощи.

Сначала доврачебная (ФАП), затем первая врачебная (участковая больница и далее ЦРБ), квалифицированная медпомощь с элементами специализированной. На вершине - федеральные клиники мединститутов, научно-исследовательские институты…

Кроме того, были созданы службы неотложной помощи и городские станции экстренной медицинской скорой помощи; многопрофильные больницы, сети диспансеров для больных с социально опасными заболеваниями, реабилитационные центры, санатории. Была создана вылетавшая во все районы Всесоюзная служба санавиации для оказания экстренной помощи при спасении жизни больных. Именно эта система здравоохранения была признана ВОЗ в 1978 году одной из лучших в мире", - говорит Анатолий Пушков.

Сейчас же, убежден эксперт, начинать все изменения надо только после формирования и принятия общей концепции организации здравоохранения, признания ее высокорентабельной отраслью индустрии, напрямую влияющей на безопасность государства: "Решать частные вопросы нужно, начиная с главного: с подготовки кадров, врачей, медсестер, фельдшеров. И главное, с повышения требований к интеллектуальному и общеобразовательному уровню абитуриентов, которые идут в медицину. Постулат "кадры решают все" никто не отменял".

- Для изменения ситуации - главное, чтобы было желание, - считает Леонид Рошаль. - Без увеличения финансирования отрасли проблем не решить. Надо поднимать уровень финансирования хотя бы на 5% от ВВП. Нацмедпалата уже много лет говорит о том, что у нас нет четкой, выверенной государственной программы по ликвидации кадрового дефицита, что влечет за собой множество проблем. Такая программа должна быть.

И решение кадрового вопроса к 2030 году россиян не устраивает. Нужно рассмотреть эту тему всесторонне и ответить на ряд непростых вопросов. Увеличивать или не увеличивать набор в вузы? Дефицит каких именно специалистов необходимо ликвидировать в первую очередь? В какие сроки мы сможем проработать новые вопросы для допуска к профессии, вопросы системы приема в вузы, отчисления неуспевающих, аккредитации, непрерывного профессионального образования?

Нам не следует забывать о необходимости решения целой группы социальных вопросов, которые имеют решающее значение в закреплении молодых специалистов на селе и имеет важное значение в работе первичного звена.

/img/plugs/1.jpg

В письме от 12 апреля 2021 г. № 14-1/10/П-2784 Минтруд сообщил, что во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 11 марта 2021 г. № ТГ-П45-3036 Минтруд России совместно с Минздравом России рассмотрел письмо по вопросу разъяснения отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. № 1762 (далее - Постановление № 1762) и в дополнение к письмам Минтруда России от 30 декабря 2020 г. № 14-1/10/В-12880 и от 26 февраля 2021 г. № 14-1/В-206 по компетенции и разъяснил следующее.

"Пунктом 2 Постановления № 1762 установлены категории медицинских работников, которые имеют право на специальную социальную выплату: врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал, оказывающие, а также не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующие с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей.


Обращаем внимание, что выплаты в связи с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) также осуществляются немедицинским работникам, занятым в организациях, предоставляющих транспортные услуги, при осуществлении медицинской эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19): водителям машин скорой медицинской помощи, членам летных экипажей воздушных судов санитарной авиации.


Иным немедицинским работникам выплаты в связи с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 8 Постановления № 1762 приказом Минтруда России от 15 декабря 2020 г. № 894н (далее - Приказ № 894н) по согласованию с Минздравом России утверждены разъяснения по применению Постановления № 1762 (далее - Разъяснения). В них в том числе отражены особенности, связанные с совместительством, даны разъяснения по категориям работников, которым осуществляется специальная социальная выплата и другим вопросам, затронутым в письме.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Постановления № 1762 специальные социальные выплаты устанавливаются медицинским и иным работникам, оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в том числе медицинским работникам рентгенологического кабинета (службы), в соответствии с временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденным приказом Минздрава России от 19 марта 2020 г. № 198н (далее соответственно - Временный порядок, Приказ № 198н).

В соответствии с пунктом 1.3 приложения № 2 к Приказу № 198н руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья и руководители медицинских организаций и их структурных подразделений, оказывающих скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь, определяют общепрофильные выездные бригады скорой медицинской помощи, направляемые на вызов к пациентам с симптомами острых респираторных вирусных инфекций (далее - ОРВИ) и внебольничной пневмонией, к пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и для отбора биологического материала для лабораторных исследований на наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также выездные бригады скорой медицинской помощи, осуществляющие медицинскую эвакуацию пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).
Таким образом, специальные социальные выплаты по подпункту "а" пункта 2 Постановления № 1762 получают медицинские работники указанных выездных бригад скорой медицинской помощи.


На основании пункта 1 приложения № 5 к Приказу № 198н руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья проводят корректировку схем перепрофилирования медицинских организаций для госпитализации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), предусмотрев создание условий их изолированного пребывания в стационарных условиях, специально созданных для пациентов.
В соответствии с пунктом 4 приложения № 10 к Приказу № 198н структура и штатная численность структурных подразделений медицинской организации для лечения (COVID-19) устанавливаются руководителем медицинской организации. Руководитель медицинской организации утверждает временное штатное расписание медицинской организации и осуществляет перераспределение функциональных обязанностей медицинских работников на основании дополнительных соглашений к трудовым договорам, заключаемых в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

При этом формирование временного штатного расписания структурных подразделений медицинской организации для пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) осуществляется в соответствии с временными штатными нормативами, предусмотренными приложениями № 16 - 17 к Приказу 198н.

Специальные социальные выплаты в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Постановления № 1762 осуществляются в том числе медицинским работникам перепрофилированных медицинских организаций и структурных подразделений медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь пациентам по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в стационарных условиях.

В соответствии с абзацем пятым подпункта "а" пункта 2 Постановления № 1762 специальные социальные выплаты производятся также медицинским работникам, оказывающим первичную медико-санитарную помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с Временным порядком.


В случае участия медицинской организации в оказании первичной медико-санитарной помощи пациентам с симптомами ОРВИ, пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также пациентам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), в соответствии с подпунктом 2.2.1 пункта 2 приложения № 3 к Приказу № 198н руководители медицинских организаций обеспечивают определение структурных подразделений медицинской организации и должностей медицинских работников в указанных структурных подразделениях медицинской организации, участвующих в оказании первичной медико-санитарной помощи пациентам с симптомами ОРВИ, пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также пациентам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).

В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Постановления № 1762 специальные социальные выплаты производятся медицинским работникам, не оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей.

В этом случае согласно пункту 4 Приказа № 894н для осуществления специальной социальной выплаты учитываются все дни работы, в которые медицинские работники контактировали с пациентами с уже установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении своих должностных обязанностей.

По нашему мнению, фельдшерам (медицинским сестрам) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи, специальные социальные выплаты производятся за фактическое число нормативных смен исходя из отработанного времени по табелю учета рабочего времени.


В соответствии с Временными методическими рекомендациями "Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (версия 10 от 8 февраля 2021 г.) при стандартном определении случая заболевания (COVID-19) подтвержденным случаем (COVID-19) считается при выявлении:

  1. положительного результата лабораторного исследования на наличие РНК SARS-CoV-2 с применением методов амплификации нуклеиновых кислот (МАНК) или антигена SARS-CoV-2 с применением иммунохроматографического анализа вне зависимости от клинических проявлений;
  2. положительного результата на антитела класса IgA, IgM и/или IgG у пациентов с клинически подтвержденной инфекцией COVID-19. В случае получения лабораторного подтверждения диагноза, выставляется код по МКБ-10:
  • U07.1 - Коронавирусная инфекция COVID-19, вирус идентифицирован (подтвержден лабораторным тестированием независимо от тяжести клинических признаков или симптомов).

При отсутствии лабораторного подтверждения диагноза, но наличии типичной клинической картины и/или эпидемиологических данных, выставляется следующий код по МКБ-10:

  • U07.2 - Коронавирусная инфекция COVID-19, вирус не идентифицирован (COVID-19) диагностируется клинически или эпидемиологически, но лабораторные исследования неубедительны или недоступны).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства государственными судебно-экспертными учреждениями и государственными судебными экспертами, состоит в организации и производстве судебной экспертизы.

Задачей государственной судебно-экспертной деятельности является оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.

Таким образом, судебно-медицинские эксперты не оказывают медицинскую помощь, и специальные социальные выплаты в соответствии с постановлением № 1762 им не предусмотрены.


Одновременно сообщаем, что Минтруд России не наделен правом расширять круг получателей специальной социальной выплаты сверх определенного Постановлением № 1762.

Пунктом 3 Постановления № 1762 установлено, что специальная социальная выплата осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации, лицам, указанным в пункте 2 Постановления № 1762, в соответствии с перечнем медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) (далее соответственно - организации, перечень), который формируется в целях реализации настоящего постановления соответствующими федеральными органами исполнительной власти в отношении организаций, находящихся в их ведении, федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова", федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет", органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья в отношении находящихся в их ведении организаций, иных организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности и взаимодействующих с ними организаций в информационном ресурсе учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. № 373 "Об утверждении Временных правил учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", с указанием наименования организации, идентификационного номера налогоплательщика, кода причины постановки на учет, основного государственного регистрационного номера, периода включения ее в перечень и исключения из перечня (календарный месяц).


Таким образом, формирование перечня медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) в субъекте Российской Федерации для осуществления специальной социальной выплаты, предусмотренной Постановлением № 1762, отнесено к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья".

Дополнительно сообщено, что исходя из положения части 2 статьи 72 Федерального закона 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также Федеральных законов от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе самостоятельно устанавливать размеры и условия оплаты труда, мер социальной поддержки медицинским и иным работникам, оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции) соответственно государственных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных учреждений за счет собственных средств.

Читайте также: