Какая отрасль права царской россии регулировала вопросы труда и заработной платы рабочих

Обновлено: 05.05.2024

101. В каком возрасте, согласно Уголовному уложению 1903 г., ребенок признавался безусловно невменяемым?

• в возрасте до 10 лет

102. В каком году был создан Государственный банк России?

• в 1860 году

103. В каком документе было впервые юридически закреплено положение о том, что никакой закон не может обрести силу без одобрения Государственной думы?

• в Манифесте об усовершенствовании государственного порядка 1905 г

104. В компетенцию какого органа входил надзор за деятельностью государственных и частных предприятий, изготавливающих предметы боевого и прочего материального снабжения армии и флота?

• Особого совещания для обсуждения и объединения мероприятий по обороне государства

105. К каким последствиям привела столыпинская реформа?

• усилила классовые противоречия в стране, углубила и расширила основу для укрепления союза рабочего класса и трудящегося крестьянства

106. Как на основании Общего положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости 1861 г., назывались крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости, но состоявшие в обязательных поземельных отношениях к помещику?

• временнообязанными

107. Какая отрасль права царской России регулировала вопросы труда и заработной платы рабочих? • фабричное право

108. Какие дела рассматривали мировые судьи в соответствии с положениями судебной реформы 1864 г.?

• уголовные дела о незначительных преступлениях; гражданские дела по искам на незначительную сумму

109. Какие изменения произошли в области наследования по закону в России в начале XX в.?

• законом 1912 г. были уравнены права дочерей и сыновей при наследовании движимого имущества после их родителей, хотя в отношении наследования земельной собственности определенное неравенство сохранялось

110. Какие права, согласно Положению о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия 1881 г., предоставлялись генерал-губернаторам?

• запрещать всякие народные, общественные и частные собрания; издавать распоряжения о закрытии торговых и промышленных заведений как срочно, так и на все время объявленного положения усиленной охраны; запрещать отдельным лицам находиться в местностях, объявленных на положении усиленной охраны

111. Какие принципы судопроизводства и судоустройства были провозглашены судебной реформой 1864 г.?

• независимость и отделение суда от администрации; создание всесословного суда

• равенство всех перед судом; введение присяжных заседателей

• установление прокурорского надзора; создание более четкой системы судебных инстанций

112. Какой документ являлся основным источником гражданского права Российской империи начала ХХ века?

• Свод законов гражданских

113. Какой орган являлся верхней палатой российского парламента начала ХХ в.? • Государственный совет

114. Какой судебный орган, согласно Общему положению о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости 1861 г., являлся ключевым, рассматривавшим споры и тяжбы между крестьянами, а также дела о совершенных ими малозначительных проступках?

• волостной суд

115. Какую функцию выполнял Сенат?

• являлся верховным кассационным судом для всех судебных органов государства, но мог быть и судом первой инстанции по делам особой важности

116. Какую функцию выполняла Городская управа в России во второй половине XIX в.? • была исполнительным органом городского самоуправления

117. Какую функцию выполняла Государственная Дума согласно законам 1905 г. об ее учреждении? • являлась представительным органом, избираемым на 5 лет

118. Кем был присяжный поверенный?

• адвокатом

119. Когда был сформирован Всероссийский крестьянский союз?

• в 1905 году

120. Кто представлял собой экономически самый могущественный класс в России в начале XX в.? • буржуазия

121. Кто принимал активное участие в политической борьбе рабочего класса в начале XX в.? • профсоюзы

122. Что вводил Устав о воинской повинности 1874 г.?

• всеобщую воинскую повинность для всего мужского населения

123. Что относится к важным изменениям в сфере уголовно-процессуального права России во второй половине XIX — 1917 г.?

• провозглашение презумпции невиновности

124. Что являлось низшим звеном системы органов крестьянского управления, согласно Общему положению о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости?

• сельский сход

125. Что, согласно Положению о губернских и уездных земских учреждениях 1864 г., входило в компетенцию земских учреждений?

• местные хозяйственные и некоторые культурные вопросы

Конфликтные ситуации в медицинской практике: Наиболее ярким примером конфликта врача и пациента является.

Эталон единицы силы электрического тока: Эталон – это средство измерения, обеспечивающее воспроизведение и хранение.

Основные источники права в это время не изменились. Как и прежде, действовало Полное собрание законов Российской империи — публикуются второе и третье его издания, появился XVI том Свода законов Российской империи.

Основные изменения

После освобождения крестьян от крепостной зависимости расширилась сфера применения гражданского права. Крестьяне стали более активными участниками гражданских правоотношений. Они в большей мере, чем раньше, могли покупать и продавать, а также заключать другие сделки, ибо имели свои земли, а также движимое и недвижимое имущество.

В нормах гражданского права уделялось большое внимание правовому регулированию различных отношений, связанных с дальнейшим развитием промышленности и торговли. Появились различные промышленные и торговые уставы, регулировавшие правовое положение частных предприятий.

Разработка проекта Гражданского Уложения

Проект Гражданского уложения, по мнению современников Сперанского, составлялся под влиянием Гражданского кодекса Наполеона (что часто ставилось ему в упрек). По словам М.А. Корфа, Сперанский «. не давал никакой цены отечественному законодательству, называл его варварским и находил совершенно бесполезным и лишним обращаться к его пособию.

Первая часть проекта Гражданского уложения была готова к концу 1809 года. Манифестом от 1 января 1810 года она выносилась на рассмотрение Государственного совета. Рассмотрению проекта Гражданского уложения было посвящено 43 заседания департамента законов и общего собрания Государственного совета. К этому моменту, помимо первой части проекта Гражданского уложения, были уже подготовлены проект второй его части и проект наказа о рассмотрении в губерниях первой части Гражданского уложения. Сперанский планировал учредить в губерниях особые комитеты под председательством гражданских губернаторов с участием председателей гражданской и уголовной палат и губернской прокуратуры для рассмотрения проекта Гражданского уложения. При рассмотрении проекта наказа в Государственном совете в состав комитетов было решено ввести губернских предводителей дворянства, а срок рассмотрения увеличить до трех месяцев с предполагавшихся Сперанским двух.

К 14 декабря 1810 года государственный совет окончил рассмотрение обоих частей Гражданского уложения. Однако, будучи к тому времени публикованными, они вызвали большой общественный резонанс.

Фабричное (трудовое) законодательство

Развитие промышленности и рост рабочего движения способствовали принятию ряда законодательных актов, регулирующих вопросы труда и зарплаты рабочих. Эти законы заметно развили специальную отрасль права царской России — фабричное право.

Стремясь предотвратить дальнейшее обострение классовой борьбы между пролетариатом и капиталистами, опасаясь революционного взрыва, царизм пошел на установление некоторого ограничения произвола фабрикантов. Прежде всего ограничивались продолжительность рабочего времени — не более 11,5 часа в сутки (раньше предела не было), использование труда детей и подростков. Делались попытки регламентировать деятельность фабрикантов по применению к рабочим штрафов.

Для надзора за соблюдением фабричного законодательства образовался специальный орган — фабричная инспекция, наделенная соответствующими правами. Несмотря на то что фабричные законы лишь незначительно ограничивали произвол капиталистов, сам факт их появления в самодержавном государстве свидетельствовал об определенных успехах рабочего движения.

61.Первая русская революция и изменения в государственном механизме России: (власть императора, Государственная Дума и Государственный Совет по основным законам от 23 апреля 1906 года).

Революция началась с событий 9 января 1905 г. На зверства самодержавия пролетариат ответил волной забастовок и демонстраций по всей стране, а также вооруженными выступлениями в отдельных районах. Высшего подъема революция достигла в конце 1905 г. В октябре всеобщая политическая стачка на время парализовала деятельность государственных органов и частных предприятий. В декабре 1905 г. в Москве и некоторых других городах вспыхнули вооруженные восстания трудящихся масс.

Основные законы 1906 г.:устанавливали двухпалатную парламентарную систему и сохраняли достаточно широкие полномочия императорской власти.

Основные законы предоставили Государственной думе и Государственному совету право законодательной инициативы, они получили право утверждать, отклонять или перерабатывать законопроекты, представляемые правительством. Царь имел право абсолютного вето. Однако Дума могла повторно рассматривать вопрос, отклоненный царем, и тем самым оказывать на него давление.

В 1906 г. было принято новое положение о Государственной думе.Этим актом определялась ее компетенция: предварительная разработка и обсуждение законодательных предложений, утверждение государственного бюджета, обсуждение вопросов о строительстве железных дорог и учреждении акционерных обществ. Законопроекты, принятые Думой, подлежали утверждению Государственным советом и императором. Император своим указом мог досрочно распустить Думу.

В 1906 г., одновременно с учреждением Государственной думы, было утверждено новое Положение о Государственном совете. Государственный совет становился верхней палатой, обладавшей такими же правами, как и Государственная дума. Законопроекты, принятые Государственной думой, поступали через Государственный совет на утверждение императора.

Не подлежали обсуждению Государственной думой и Государственным советом вопросы об исключении или сокращении платежей по государственным долгам, о кредитах Министерству двора, о государственных займах.

Весной 1906 года Дума начала свою работу. Государственный совет, состоявший наполовину из государственных чиновников, был консервативным органом, постоянно сдерживавший либеральные порыва Думы (отмена исключительных законов, полная амнистия политзаключенных, отмена смертной казни и т.д.).
62.Избирательные законы 6 августа и 11 декабря 1905 г., 3 июня 1907 г. I, II, III, IV Думы.

Для первых двух курий был определен имущественный ценз. Были установлены квоты, т.е. определенное количество мест для депутатов определенной курии: 43% - от крестьянства 34% - от землевладельческой курии 23% - от горожан. 11 декабря 1905:

1) Избирательное право получила рабочая курия;

а) Выборы были непрямые;

б) Срок полномочий членов – 5лет;

в) ГД могла предлагать законопроекты, за исключением основных государственных законов.

ГД рассматривала законопроекты, предложенные императором и Гос.Советом + одобряла/ не одобряла. 3 июня 1905: На 56% сократилось число выборщиков от крестьян, ограничено представительство от рабочей курии, увеличено представительство от земледельческой курии и от крупной буржуазии (часть городской курии).

Цель: сформировать такой состав 3 ГД, который был бы лоялен к политике правительства. 1 ГД (27 апреля 1906 – 8 июля 1906), но она досрочно распущена императором, т.к. её состав в целом был оппозиционен правительству. 2 ГД (20 февраля 1907 – 3 июня 1907), но она тоже была досрочно по такой же причине. 3 ГД (1 ноября 1907 – 9 июня 1912). Большинство в думе получили октябристы. Крайне правые и левые представлены незначительным количеством депутатов. Такой состав думы позволил провести ряд важнейших преобразований. Принят указ, предоставивший крестьянам право закрепить свои участки общинной земли в личную собственность. Приняты законы о социальном страховании рабочих и другие. 4 ГД (1912 – 1917). Председателем думы избран Родзянко. Поражения в русской армии в Первой Мировой войне привели к расколу единства Думы и правительства. В августе 1915 года в Думе образовался Прогрессивный блок, программа которого требовала создать Министерство общественного доверия, провести ряд реформ и политическую амнистию. Оппозиция требовала ухода в отставку правительства. В ответ на эти требования производилась неоднократная смена кабинета министров. На основе 4 ГД создан Временный комитет думы, впоследствии ставший Временным Правительством.

63.Изменения в государственном механизме России в годы первой мировой войны.

Во время войны царское правительство издало ряд правовых актов, направленных на приспособление деятельности отдельных органов к военным условиям и усиливающих вмешательство государства в экономику страны. Ряд изменений свидетельствует об очередном шаге России по пути превращения феодальной монархии в буржуазную.

Государственная дума.Дума четвертого созыва, избранная в 1912 г. на основе избирательного закона от 3 июня 1907 г., представляла собой октябристско-кадетское учреждение. Социал-демократическая фракция, включая большевиков, занимала в Думе 14 мест. Большевистская фракция разоблачала империалистический характер войны и вела революционную работу среди трудящихся. Через три месяца после начала войны ее члены были обвинены в государственной измене, арестованы, а затем осуждены и высланы на вечное поселение в Туруханский край.

Стремление парламента к созданию правительства, подконтрольного и подотчетного ему, нормально для всякого государства XX века. Исполнительная власть должна зависеть от законодательной. Этого упорно не хотел признавать царь, ненавидевший Думу и надеявшийся реставрировать самодержавие.

Особые совещания. Государственный аппарат оказался неспособным решать поставленные войной задачи. Возникла необходимость в создании чрезвычайных органов. В 1915 г. были образованы межведомственные органы — особые совещания. Эти органы состояли из представителей различных учреждений, ведомств и организаций. Первым было учреждено Особое совещание по снабжению армии, которое несколько позднее было преобразовано в четыре особых совещания: по обороне, топливу, продовольственному делу, по перевозке топлива, продовольственных и военных грузов. 30 августа было создано Особое совещание по устройству беженцев.

Местными органами особых совещаний были их комиссии и уполномоченные. Комиссии особых совещаний были созданы в губернских городах, уполномоченные действовали как в губернских городах, так и в уездных.

Наиболее важное значение имело Особое совещание для обсуждения и объединения мероприятий по обороне, которое относилось к числу высших государственных учреждений и не было подведомственно какому-либо другому органу управления. Оно было наделено широкими полномочиями.

В компетенцию Особого совещания для обсуждения и объединения мероприятий по обороне государства входили высший надзор за деятельностью всех правительственных заводов, арсеналов и мастерских, а также частных заводов и предприятий, изготовляющих предметы боевого и прочего материального снаряжения армии и флота, содействие образованию новых заводов и предприятий такого назначения, распределение заказов между заводами.

Земгор. В начале войны царизм вынужден был дать буржуазии разрешение на создание Всероссийского союза земств и Российского союза городов, объединившихся затем в единый Всероссийский союз земств и городов (Земгор). Этот орган первоначально занимался организацией госпиталей, производством медикаментов, заботой о раненых и больных солдатах, а позднее был допущен к участию в снабжении фронта продовольствием и снаряжением.

Местными органами Земгора были его областные и местные комитеты. Правительство предоставило Земгору права полувоенной организации. Его чиновники носили полувоенную форму и освобождались от военной службы. При помощи Земгора буржуазия добивалась усиления своего влияния на государственные дела, получила воз­можность более активного проникновения в государственный аппарат.

Военно-промышленные комитеты. В мае 1915 г. было начато создание влиятельной организации буржуазии — военно-промышленных комитетов. Положением о военно-промышленных комитетах, утвержденным царем 27 августа 1915 г., они создавались для содействия правительственным учреждениям в деле снабжения армии и флота снаряжением и довольствием. Были созданы центральный, областные и местные военно-промышленные комитеты.

Военно-промышленные комитеты имели право приобретать движимое и недвижимое имущество, вступать в договоры с частными и государственными учреждениями и общественными организациями, принимать на себя обязательства, в частности, по поставкам и подрядам по заказам казны, организовывать по соглашению с военным и морским ведомствами приемку и сдачу предметов для нужд армии и флота и т.д. Они имели право предъявлять иски в суде и отвечать по искам.

64.Столыпинская аграрная реформа и аграрное законодательство в 1906 – 1911 гг.

Успешное проведение аграрной реформы 1906г.связывается с именем главы правительства П. А. Столыпина. Она состояла в преобразовании аграрных отношений в деревне в буржуазные. Реализация аграрной реформы проходила в годы русской буржуазно-демократической революции 1905— 1907 гг., она осуществлялась по нескольким направлениям:

— разрушение крестьянской общины и насаждение индивидуальной частной собственности;

— скупка Крестьянским поземельным банком помещичьей земли и продажа ее крестьянам;

— организация переселения крестьян в Сибирь и другие окраины из перенаселенных районов.

65. Февральская революция 1917 года. Изменения в государственном строе в период революции. Законодательство Временного правительства в период Февральской революции.

В результате Февральской революции произошли значительные изменения в государственном строе России: свержение царизма и установление буржуазной республики.

Официально республика в России была провозглашена только 1 сентября 1917 г. Временным правительством, но окончательно решить этот вопрос надлежало Учредительному собранию.

Высшим органом государственного управления в стране стало Временное правительство, призванное осуществлять исполнительно-распорядительные функции впредь до созыва Учредительного собрания, которое и должно было окончательно определить конструкцию власти и государственного управления. Функции и полномочия Временного правительства никем не определялись, фактически оно временно выполняло также функции высшего органа государственной власти (в том числе законодательные), поскольку таковой после победы революции отсутствовал.

Временное правительство было вынуждено немедленно ликвидировать Министерство императорского двора и Канцелярию царя. Государственная дума и Государственный совет были упразднены только 6 октября 1917 г.

Среди новых министерств создаются Министерство продовольствия и Министерство призрения (ведало благотворительными учреждениями). Обстановка вызывала озабоченность правительства состоянием народного хозяйства страны. В связи с этим учреждаются Экономический совет - для выработки общих планов организации народного хозяйства, Главный экономический комитет - для регулирования хозяйственной жизни страны. Однако эти учреждения оказались бесполезными, так как подобные меры не могли остановить развал народного хозяйства.

В августе были упразднены Святейший Синод и должность обер-прокурора Синода. Взамен возникло Министерство вероисповеданий, которое состояло из Департамента по делам православной церкви и Департамента по делам иноверческих религий.

при Министерстве юстиции образуется так называемая Чрезвычайная следственная комиссия для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и других высших должностных лиц.

Определенные изменения произошли и в местном управлении. Временному правительству пришлось упразднить должности генерал-губернаторов, градоначальников, становых приставов, земских начальников. Вместо них органами государственного управления стали губернские, городские и уездные комиссары Временного правительства. Формально губернские комиссары наделялись примерно такими же правами, какие раньше имели губернаторы. В действительности же их положение было крайне неустойчивым, ибо им приходилось преодолевать сопротивление органов местного самоуправления, Советов и других революционных организаций.

В конце XIX в. во многих государствах менялась мировая политика, формировались новые методы взаимоотношений между странами, позволявшие более продуктивно решать проблемы того времени: кризис промышленного производства, рост городского пролетариата, увеличение роли публичности и общественного мнения.

Активизация перехода от традиционного к современному типу общественной организации, которая наблюдалась в России в конце XIX - начале XX в., сопровождалась быстрым формированием институтов индустриального общества. Начавшаяся модернизация разрушала старые институты, принося новые стандарты. Однако для России этого было недостаточно. Не случайно к концу XIX в. европейская цивилизация уже имела развитую инфраструктуру политической жизни - это было ее опорой в правильном развитии законодательства, чего не было в нашем государстве.

Спад темпов экономического роста в первые годы XX в. и достаточно тяжелые условия жизни и труда рабочего класса привели к подъему целого ряда рабочих движений. В крупных промышленных центрах прошли забастовки и демонстрации пролетариата, которые чаще всего выдвигали экономические требования, желая хоть как то улучшить свое материальное положение. В 1900-1904 гг. достигли значительного размаха выступления другой категории работников - крестьян, поводом для которых послужил аграрный кризис. Крестьяне выступали как правило, требуя сокращения налогов и повинностей, а также раздела помещичьей земли.

И все же некоторые шаги были проделаны, несмотря на все более усугублявшееся положение в стране. Так, в 1903 г. была введена ответственность предпринимателей за несчастные случаи с рабочими на производстве. В 1905-1906 гг. в момент подъема революционного движения, только что учрежденное Министерство торговли и промышленности разработало программу фабрично заводского законодательства. Основная идея этой программы состояла в том, чтобы отменить мелочную регламентация в таких вопросах, как установление продолжительности рабочего времени, размера заработной платы, внутреннего распорядка на предприятиях, предоставив решение этих вопросов соглашению сторон. Подготавливались также проекты законов о страховании от болезней, несчастных случаев, о врачебной помощи, рабочем времени и найме.[10]

По мере спада революционного движения либеральный курс Министерства торговли и промышленности натолкнулся на противодействие в политической элите. Из всех вышеупомянутых законопроектов в 1912 г. был принят лишь Закон о страховании от болезней и несчастных случаев. В соответствии с ним на предприятиях учреждались больничные кассы, капитал которых составлялся из взносов рабочих и предпринимателей. Общее руководство кассами возлагалось на Главный страховой совет, включавший в свой состав также представителей рабочих. Больничные кассы призваны были оплачивать медицинскую помощь при несчастных случаях, выдавать пособия в размере 25 % от заработка по болезни или несчастному случаю.

23 июня 1912 г. был издан Закон об обеспечении на случай болезни, который распространялся на те же категории лиц наемного труда, что и Закон о страховании от несчастных случаев. Важно отметить, что денежные пособия были установлены в крайне низких размерах. К числу обязательных, согласно этому закону относилось: выдача пособий при болезни, увечье, при родах и в случае смерти; к необязательным: выдача пособий семьям застрахованных и безработным.




Советское трудовое право

Первая генерация советских ученых-трудовиков была представлена в основном исследователями, получившими образование и начавшими свою научную деятельность еще до 1917 г. Это К.М. Варшавский, Д.М. Генкин, Е.Н. Данилова, В.М. Догадов, Я.А. Канторович (1859-1925), А.Е. Семенова.[11]

Характерной чертой трудового законодательства рассматриваемого периода было жесткое регулирование всех условий труда нормами, издаваемыми в порядке декретов и предписаний государственными и отчасти профсоюзными органами. Вместе с тем наблюдалось полное отсутствие договорных соглашений об условиях труда как между отдельными трудящимися и администрацией, так и между администрацией и профсоюзами. В итоге, в начале 20-х годов в государстве полностью отсутствовала единая трудовая политика и практика трудовых отношений. Подобная обстановка не позволяла реорганизоваться и выработать какую-либо теоретическую концепцию предмета трудового права данного периода.

Как мною было отмечено ранее, до конца 20-х годов степень интеллектуальной свободы было сильно ограничена. Что касается конца 30-х и до начала 40-х годов, то следует говорить о полном ее отсутствии. Поэтому в данный период и до окончания Второй мировой войны в науку трудового права практически не вносилось каких-либо существенных изменений.

В законодательной же сфере дело обстояло несколько иначе. Война поставила перед правовым регулированием труда ряд сложных задач. В связи с призывом многих миллионов людей на службу особенно острой стала проблема рабочих рук в промышленности, транспорте, строительстве и сельском хозяйстве. Мобилизация коснулась всего трудоспособного населения. Это обстоятельство вполне естественно вызвало к жизни правовые нормы, по-новому регулирующих возникновение и прекращение трудовых правоотношений. Хотя, как общее правило, и сохранился порядок добровольного вступления в трудовые отношения, Советское государство было вынуждено обратиться к таким правовым формам обеспечения народного хозяйства кадрами, как трудовая мобилизация и трудовая повинность[14].

Администрации предприятий и учреждений было разрешено применять обязательные сверхурочные работы продолжительностью от одного до трех часов в день. Отпуска во время войны предоставлялись лишь подросткам до 16 лет. Для остальных работающих они были заменены денежной компенсацией, которая с апреля 1942 г. переводилась в сберегательные кассы в качестве замороженных на время войны вкладов рабочих и служащих. Были выпущены постановления, материально стимулировавшие достижение высоких показателей в работе в особо важных областях народного хозяйства.[15]

На базе Основ гражданского законодательства в 1964 г. были приняты гражданские кодексы союзных республик. Трудовое право развивалось под воздействием мер, которые предпринимались государством в целях повышения уровня материального положения граждан, обеспечения их социальных прав.

В 1955 - 1958 гг. была повышена заработная плата низкооплачиваемым трудящимся. В 1964 г. в среднем на 21% была повышена заработная плата работникам просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, общественного питания и других отраслей, обслуживающих население.[17]

Центральный комитет КПСС провел большие меры по "повышению благосостояния советского народа", в частности в своем Постановлении от 26 сентября 1967 г. № 888 было указано осуществить следующие мероприятия: "увеличить минимальный размер заработной платы рабочих и служащих всех отраслей народного хозяйства; повысить в первом полугодии 1968 г. тарифные ставки рабочим-станочникам машиностроительных и металлообрабатывающих предприятий; расширить льготы для лиц, работающих в районах Крайнего Севера; продолжить дальнейшее снижение и отмену налогов с заработной платы рабочих и служащих."[18] Также были проведены ряд мероприятий по улучшению пенсионного обеспечения.

15 июля 1970 г. был принят Закон "Об утверждении основ законодательства СССР и союзных республик о труде", которым были введены новые условия оплаты труда в непроизводственных отраслях народного хозяйства для работников массовых профессий и специальностей, непосредственно обслуживающих население (медсестер, продавцов, библиотекарей и т.п.). По моему мнению, именно этот Закон положил основные начала для создания действующего Трудового кодекса Российской Федерации.

Спустя чуть больше года, а точнее в 1971 году был принят новый кодекс, который добавлял новые праздничные дни и новые льготы.[19] Если сравнивать его с Кодексом 1922 года, то этот кодекс был конечно более мягким, поскольку устанавливал больше гарантий и компенсаций работникам, а также значительно поспособствовал улучшению правового статуса работника.

Подводя небольшой итог, важно отметить, что конец советского периода в развитии трудового права оказался довольно сложным и объемным по своему содержанию. Было принято множество законодательных актов, значительно повлиявших на дальнейший темп развития Трудового права. Многое еще осталось не урегулированным, например труд несовершеннолетних. Однако в дальнейшем, многие аспекты будут развиваться, особенно в связи с началом эпохи Перестройки.

Читайте также: