Как называется эта профессия какие личные качества необходимы работнику для успешного осуществления

Обновлено: 09.05.2024

Личные и профессиональные качества для резюме — это характерные свойства личности, а также умения, необходимые для работы в конкретной должности:

  • коммуникабельность;
  • стрессоустойчивость;
  • вежливость;
  • высокая работоспособность;
  • аналитическое мышление;
  • стремление к профессиональному росту и др.

Какие качества включить в резюме

Кадровые службы внимательно изучают личностные качества в резюме соискателей на должности. Для работодателя важны персональные характеристики. Они демонстрируют отношение потенциального работника к должностным функциям.

Претендент на должность включает в документ описание сильных сторон личности. Описание не следует формулировать слишком подробно, информацию представляют кратко, емко, сосредотачиваясь на основных преимуществах.

Сведения представляют честно, поскольку любой обман станет явным в процессе собеседования и поставит под угрозу возможность получить работу. Предпочтительнее не указывать ничего, чем приписать себе несуществующие особенности.

В КонсультантПлюс найдете много образцов резюме для разных должностей. Скачайте их бесплатно.

Работодатели традиционно включают в список положительных качеств человека для резюме свойства, характеризующие отношение:

  • к себе;
  • к коллегам;
  • к трудовой деятельности;
  • к вещам.

Соискателю поможет понять, что написать в резюме о своих личных качествах, следующая информация:

Уверенность в собственных силах

Умение работать в команде

К трудовой деятельности

Работа в условиях многозадачности

Вот как выглядит пример личных и профессиональных качеств в резюме соискателя на должность в различных профессиях:

Примеры личных качеств для резюме

О каких не упоминать

Претендент на должность обычно не указывает информацию о своих слабых сторонах, если того не требует работодатель. Если требование установлено, кандидату следует проявить осторожность, рассказывая о негативных особенностях характера.

Перечень свойств, которые указывают, зависит от должности. Сотруднику для работы в офисе, например, не следует упоминать в документе о любви к детям, а коммуникабельность не является сильной стороной в профессиях, которые требуют сосредоточенности и внимания. Упоминание о привлекательной внешности или спортивном телосложении уместно, только если человек претендует на должности, для которых это важно.

Вот как выглядит пример личных качеств в резюме для девушек, претендующих на должность секретаря:

  • организаторские способности;
  • грамотная письменная и устная речь;
  • аккуратность;
  • исполнение поручений в срок;
  • сохранение самообладания в сложных ситуациях;
  • добросовестное отношение к трудовым обязанностям;
  • индивидуальный подход к клиентам;
  • высокий уровень производительности труда;
  • дисциплинированность;
  • гибкость мышления;
  • динамичность в исполнении поручений;
  • хорошая дикция;
  • умение слушать.

А это пример личных качеств в резюме мужчины, претендующего на должность руководителя:

  • умение координировать работу;
  • способность организовать сотрудников;
  • хорошие аналитические способности;
  • гибкое мышление;
  • системность;
  • объективность;
  • умение работать в команде;
  • энергичность;
  • самообладание в сложных ситуациях;
  • персональный подход к клиентам;
  • ориентированность на высокий результат;
  • целеустремленность;
  • требовательность.

В резюме не упоминают о:

  • негативных сторонах, которые препятствуют успешной работе;
  • отрицательных для конкретной специальности особенностях;
  • особенностях, которые не требуются для работы по рассматриваемой специальности.

Таким образом, решение о том, какие личные качества указать в резюме, кандидат принимает исходя из специфики желаемой должности и требований к ней, установленных работодателем.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как отказать соискателю в приеме на работу. Используйте эти инструкции бесплатно.

Как описать персональные качества

Претендент, который правильно сформулировал перечень личностных и профессиональных характеристик для занятия желаемой должности, имеет больше шансов трудоустроиться.

Решение о том, какие качества написать в резюме, принимают в соответствии с установленными к функциональным обязанностям требованиями.

При описании сильных сторон упомяните характеристики, которые отражают качества личности. Не завышайте и не занижайте уровень самооценки. Объективно оцените себя и выделите те черты, которые требуются для конкретной работы.

Будьте немногословными, опишите себя кратко, но эффективно. Упомяните 2-3 стандартных общих свойства (трудолюбие, стрессоустойчивость), включите 2-3 персональных, характерных только для вас, но четко соответствующих заявленной в резюме должности.

Примеры описаний

Привлечь внимание потенциального работодателя можно, используя непривычные формулировки. Следует расшифровать значение слова, пояснив или заменив его.

Вот как выглядят примеры сильных качеств человека для резюме, собранные в таблицу.

Выражение для описания

Исполняю поручения в установленный срок

Отношусь к трудовым обязанностям добросовестно

Нахожу к клиентам персональный подход

Сохраняю самообладание в сложных ситуациях

Использую необычные подходы для регулярных задач

Совершенствование навыков и умений

Высокий уровень производительности труда

Не нуждаются в перефразировании

Негативные свойства представляют в виде позитивных таким образом:

Выражение для описания

Внимательно проверяю все элементы выполнения задачи для улучшения результата

Указываю сотрудникам на ошибки, помогаю в их устранении и недопущении

Универсальный перечень свойств личности отсутствует, поэтому для претендента важно правильно сформулировать особенности, учитывая требования к должности.

Фрагмент книги Аллин О.Н., Сальникова Н.И. Кадры для эффективного бизнеса. Подбор и мотивация персонала. М.: Генезис, 2005. Книга написана опытными практиками в области подбора кадров и предназначена для широкого круга специалистов, работающих с персоналом.

Главное достоинство труда состоит в том, чтобы он сам по себе был и целью,
и средством, чтобы наслаждение было в нем, а не в его результатах. Рейхани

Всякий необходимо причиняет пользу,
употребленный на своем месте. Козьма Прутков

Профессии — явления исключительно общественные, возникающие и сменяющие друг друга довольно быстро, особенно в условиях активного научно-технического развития, в отличие от человека, чьи свойства обусловлены его природой и весьма инертны. Поэтому выбирая ту или иную профессию, мы стараемся учесть свои особенности, личностные черты, темперамент, физический, интеллектуальный и творческий потенциал.

Но мало выбрать подходящую профессию: чтобы быть успешным, необходимо стать настоящим профессионалом.

Основные понятия, с которыми мы сталкиваемся, когда говорим о профессионализме работника — пригодность, готовность и успешность.

С одной точки зрения, профпригодность рассматривается как стабильное качество. Причем не одно качество, а система профессионально важных качеств. Так, профессор Е.А. Климов выделяет 5 основных слагаемых данной системы:

1) гражданские качества — моральный облик человека как члена общества;

2) отношение к труду, профессии, интересы и склонности;

3) общая дееспособность: физическая (состояние здоровья, сила, выносливость и т. д.) и умственная (интеллектуальные способности, гибкость психики, самоконтроль, инициативность);

4) специальные способности — личные качества, важные для данной работы, профессии;

5) навыки, привычки, знания, опыт.

Учитывая выраженность и характер этих слагаемых у человека, различают разные степени профессиональной пригодности личности.

1. Непригодность к данной профессии. Она может быть временной или практически непреодолимой, например, отклонения в здоровье, не совместимые с данной профессией.

2. Годность к той или иной профессии или группе таковых. Эта степень характеризуется тем, что у человека нет противопоказаний к данной профессии. Есть реальный шанс, что человек будет хорошим специалистом в данной области.

3. Соответствие данной деятельности. Характеризуется не только отсутствием противопоказаний, но и наличием личных качеств, которые подходят для выбора данной профессии.

Из этого становится ясным, что вопрос профессиональной пригодности личности следует рассматривать сугубо индивидуально и конкретно.

Индивидуальный подход в этом вопросе нужен еще и потому, что на одной и той же работе разные люди добиваются успеха за счет разных сочетаний своих личных качеств. Каждый хороший работник максимально использует свои сильные стороны и преодолевает, компенсирует разными средствами слабые.

Подготовленность рассматривается как наличие у специалиста личностных качеств, теоретических знаний, практических навыков и умений, позволяющих в любое время успешно решать стоящие перед ним задачи и выполнять функциональные обязанности. При этом подготовленность специалиста к деятельности в целом еще не означает, что он готов в определенный момент совершить необходимые действия, тем более результативно. На деле многое зависит от мотивации, внутренней собранности, волевой настроенности, способности в данный момент выполнить необходимую работу и добиться требуемых результатов.

Готовность специалиста — в узком понимании как состояние мобилизации всех психофизиологических систем человека, обеспечивающих эффективное выполнение определенных действий, а в широком как совокупность профессионально обусловленных требований к человеку — традиционно наиболее активно изучалась военной и спортивной психологией, а также психологией труда. В настоящее время количество работ и направлений исследований, связанных с данным вопросом, особенно в отношении различных видов профессиональной деятельности, значительно возросло, что объясняется повышенной теоретической и практической значимостью разработки этой темы.

В психофизиологическом подходе под готовностью понимается оптимальное состояние психических и физиологических функций организма, позволяющее выполнять какую-либо профессиональную деятельность. Готовность как своеобразное состояние личности не может возникнуть вне общего повышения активности работы мозга, различных систем и органов, для нее необходимы биохимический и физиологический сдвиги в организме. Это обеспечивает настройку организма на предстоящую деятельность.

В функционально-психологическом подходе изучается соответствие психологических качеств личности функциональным особенностям предстоящей деятельности.

В личностном подходе подчеркивается роль исследования познавательных процессов, эмоциональных и волевых компонентов, а также мотивов поведения.

Психологи определяют несколько компонентов готовности:

  • интеллектуальный — понимание задач, обязанностей, знание средств достижения цели, прогноз деятельности;
  • эмоциональный — уверенность в успехе, воодушевление, чувство ответственности;
  • мотивационный — интерес, стремление добиться успеха, потребность успешно выполнить поставленную задачу. Чем важнее для человека мотив и чем лучше он им осознается, тем быстрее создаются более благоприятные условия для формирования готовности к профессиональной деятельности;
  • волевой — мобилизация сил, сосредоточенность на задаче, отвлечение от помех, преодоление сомнений.

Особенность личностного подхода — внимание к нравственному аспекту проблемы. В нем рассматривается нравственно-психологическая готовность к деятельности, имеющая сложную структуру и включающая в себя:

  • осознанность общественной и личной значимости трудовой деятельности;
  • любовь к своей работе, радость и наслаждение трудом;
  • способность трудиться в коллективе и в его интересах.

Описаны представления о готовности к деятельности как устойчивом свойстве личности и синтезе свойств личности. В последнем понимании готовность — это значительно более широкое понятие. В содержание готовности включены способности и общие психологические условия, необходимые для успешного осуществления деятельности: интересы, склонности, психические состояния, знания, навыки и умения.

Другой весьма обширный пласт исследований составляют работы, в которых готовность к деятельности рассматривается через призму состояний. Сторонники этого подхода отстаивают мнение, что именно в конкретных психических состояниях проявляет себя, в конечном итоге, активность человека. Состояние готовности они считают целостным проявлением личности в определенных условиях жизнедеятельности, имеющим разные характеристики временной устойчивости. Под психическим состоянием готовности понимается внутренняя настроенность, приспособление возможностей личности для успешных действий в данный момент. То есть готовность к тому или иному виду деятельности проявляется непосредственно перед ее началом, когда необходимо принять окончательное решение о своей готовности к выполнению конкретной рабочей задачи. Такое состояние возникает на основе предвидения ситуации действия и характеризуется настроем и мобилизацией психики на преодоление трудностей и препятствий, на достижение результата.

Таким образом можно говорить о двух видах готовности: длительной и ситуативной (временной).

В общем виде длительная готовность включает в себя:

  • положительное отношение к определенному виду деятельности, профессии;
  • адекватные требованиям деятельности черты характера, способности, темперамент, мотивация;
  • устойчивые профессионально важные особенности восприятия, внимания, мышления, эмоциональных и волевых процессов;
  • необходимые в данной области деятельности знания, навыки и умения.

Временное состояние готовности, как правило, отражает особенности и требования предстоящей ситуации. Возникновение и становление ситуативной готовности обусловливается такими факторами, как понимание специалистом предстоящей задачи, осознание личной ответственности за ее решение, уверенное желание добиться успеха и выработка четкого плана действия.

Следует отметить, что обе формы готовности существуют и проявляются в единстве, сочетаясь в процессе выполнения задачи и определяя в итоге эффективность деятельности специалиста. При этом временное состояние готовности, как правило, зависит от длительной готовности и, в свою очередь, определяет ее продуктивность в конкретных условиях.

Содержание и структура готовности определяются требованиями самой деятельности к психическим процессам, состояниям и свойствам личности, а также жизненному и профессиональному опыту конкретной личности.

Наиболее перспективной, на наш взгляд, является интеграция разных представлений о готовности на основе системного подхода.

Рассматривая готовность к труду в качестве сложного психологического образования, М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович выделяют следующие ее структурные компоненты:

  • мотивационный (положительное отношение к профессии, интерес к ней и другие устойчивые мотивы);
  • ориентационный (знания, представления об особенностях и условиях профессиональной деятельности, ее требованиях к личности);
  • операциональный (владение способами и приемами профессиональной деятельности, необходимыми знаниями, навыками и умениями, процессами анализа и синтеза, сравнения и обобщения, и др.);
  • волевой (самоконтроль, умение управлять действиями);
  • оценочный (самооценка своей профессиональной подготовленности и соответствия процесса решения профессиональных задач оптимальным трудовым образцам).

Исходя из вышесказанного, можно дать следующее определение готовности к деятельности.

Готовность к деятельности — это интегральное состояние, проявляющееся в оптимальном сочетании нравственно-мотивационного, интеллектуально-операционального и психофизического уровней организации личности в соответствии с требованиями той или иной деятельности.

На наш взгляд, такое определение позволяет рассуждать о профессиональной готовности (как готовности к деятельности в профессиональной сфере, отвечающей ее наиболее оптимальным моделям), а также конкретной готовности в конкретном виде деятельности. Рассмотрим подробнее компоненты готовности, представленные в этом определении.

Нравственно-мотивационный компонент готовности выражает общую профессиональную направленность личности и включает в себя развитые нравственно-этические качества, положительное отношение к профессии, осознание ценности и престижности своего труда, желание и стремление заниматься именно данным видом деятельности.

Нравственно-мотивационный компонент выражается как в иерархии мотивов деятельности, так и в ее произвольном, волевом регулировании.

Поэтому несмотря на всю важность нравственно-мотивационного компонента готовности, без соответствующих профессиональных знаний, навыков и умений, а также сформированности профессионально важных качеств нельзя объективно говорить о высоком уровне готовности к деятельности (заметим, что на субъективном уровне это возможно). Как говорится, хороший человек — это еще не профессия (хотя и немаловажная характеристика личности).

Интеллектуально-операциональный компонент готовности выражается в интеллектуальных качествах личности (интеллектуальный компонент), владении способами и приемами деятельности, синтезе профессионально важных качеств, знаний, навыков и умений (операциональный компонент), играющих существенную роль в эффективности профессиональной деятельности.

Интеллектуальные качества — это качества личности, предопределяющие особенности функционирования интеллекта, то есть способности личности по переработке разнокачественной информации и осознанной оценке ее. Она развивается в процессе образования и научения, которые также имеют определенные биологические предпосылки. В данном контексте интеллектуальные качества носят личностный характер (относятся к конкретной личности, конкретному человеку).

Психофизический компонент готовности включает в себя функционирование психики в целом и физиологических систем (прежде всего, нервно-мышечной и др.), обеспечивающее эффективность жизнедеятельности специалиста. Любая деятельность предъявляет свои требования к восприятию, памяти, мышлению, воображению, свойствам высшей нервной деятельности, психодинамическим свойствам (темпераменту) человека, а нередко и его физическим качествам. Кроме этого, психофизический компонент обеспечивает функционирование ранее рассмотренных компонентов готовности.

В структуре профессиональной готовности можно выделить объективный и субъективный пласты. Объективный пласт готовности состоит из взаимодействующих нравственно-мотивационного, интеллектуально-операционального и психофизического компонентов, которые реально могут быть оценены в соответствии с требованиями деятельности и оптимальной модели функционирования специалиста. Субъективный пласт готовности — это система самооценивания собственной готовности, определяющая систему саморегулирования.

На субъективном уровне специалист сам оценивает свою готовность (система самооценок): то, какой образ себя как профессионала (или будущего профессионала) он создает, насколько удовлетворен или неудовлетворен своей подготовкой, что делает для того, чтобы повысить свой уровень готовности, то есть насколько способен регулировать собственную жизнедеятельность. Для этого можно использовать лист самооценки.

Варианты листа самооценки показателей трудовой деятельности (деловых, личностных и профессиональных качеств работника вне зависимости от его профессии и деловых, личностных и профессиональных качеств юриста) приводятся в конце книги (Приложения 1, 3). Показатели самооценки работника руководитель может сравнить с результатами аттестации (варианты аттестационных листов в Приложениях 2, 4).

Мы подробно рассмотрели такие неотъемлемые составляющие успеха в профессиональной сфере, как пригодность и готовность к деятельности. Однако только их недостаточно. Не все специалисты, пригодные и готовые, достигают достаточных результатов в своей работе.

Выделяют три группы факторов, определяющих успешность в трудовой деятельности.

1. Внеличностные факторы:

  • цели трудовой деятельности;
  • средства трудовой деятельности;
  • условия труда (организация рабочего места, времени, документации и т. п.);
  • корпоративная культура и этап развития фирмы;
  • эффективность управления;
  • структура и емкость рынка.

2. Межличностные факторы:

  • стиль руководства и структура взаимоотношений в организации;
  • стадия развития межличностных отношений;
  • уровень и характер конфликтности в организации;
  • система обучения и взаимоподдержки.

3. Внутриличностные факторы:

  • черты характера, свойства личности;
  • знания, кругозор личности;
  • способности, навыки и умения.

Рассмотрим основные индивидуальные параметры (независимые от профессиональной подготовленности и навыков), на которые обращается особое внимание при отборе кандидатов.

Физические данные. Во многих профессиях отличное здоровье и хорошая физическая форма могут играть определяющую роль, даже в тех, которые не связаны непосредственно с физическими нагрузками в обычном их понимании (например: работа оператора ПК, администратора баз данных, да и работа бухгалтера или экономиста требуют все большей выносливости организма, в том числе в отношении влияния электромагнитных полей компьютерных систем). Поэтому помимо ознакомления с внешними данными кандидата менеджеру по персоналу, руководителю важно внимательно изучить его медицинскую карту. Не следует пренебрегать и медицинским освидетельствованием при приеме на работу, поскольку здоровье — это физиологический фундамент, на котором держится организм человека и его деятельность.

Свойства нервной системы. Свойства нервной системы являются врожденными и весьма существенно определяют характер, а следовательно, и судьбу человека. Для тех или иных профессий важны определенные особенности нервной системы: в некоторых это гибкость и лабильность, в других — сила и устойчивость.

Особенности приема и переработки информации, информационного обмена. В разных профессиональных ситуациях требуются различные способы работы с информацией. У каждого человека своя специфика информационного обмена, по-разному учитывающаяся в разных обстоятельствах и проявляющаяся:

  • в стиле и методах обмена информацией (например, способе взаимодействия с другими, особенностях общения с разными категориями лиц и др.);
  • в механизмах приема, анализа и переработки информации (например, выборе основного канала переработки информации: аудиальный, визуальный или сенсорно-кинестетический);
  • в способах принятия решений и ролях, предпочитаемых при этом (например: этик, логик, интуит, рационалист, иррационалист, ситуационщик, аналитик, прогнозист-системщик).

Следует учитывать, что атмосфера организации во многом определяется совокупностью и взаимовлиянием ее формальных и неформальных лидеров.

Одним из важных аспектов является совместимость сотрудников, работающих в одной команде. Наиболее остро данный вопрос стоит для космических экипажей, морских (особенно подводных), полярных экспедиций, различного рода оперативных групп и т. д.

Ведущие фирмы мира предпочитают составлять подробнейшие досье на своих деловых партнеров, конкурентов и ведущих специалистов. Ведь знание особенностей личности делового партнера или конкурента, по сути, позволяет предвидеть его действия в конкретных ситуациях. А без учета базовых характеристик личности, опираясь лишь на профессиональные или деловые сведения, достичь эффективного прогноза зачастую не удается.

© Аллин О.Н., Сальникова Н.И. Кадры для эффективного бизнеса. М.: Генезис, 2005.
© Публикуется с любезного разрешения издательства

Какие качества определяют успешного кандидата

Каким бы ни был бизнес, его успешность определяют ключевые люди, которые в нем задействованы. Конечно, каждый из работодателей надеется собрать ту самую команду профессионалов, которая будет делать их бизнес эффективным, прибыльным и конкурентоспособным. Возможно, многие считают, что личные характеристики, которые мы указываем в резюме, никого не интересуют, но как раз их и оценивают в первую очередь работодатели.

Чем больше и шире деятельность компании, тем больше требований будут предъявлять к сотрудникам. Обычно подбор кадров в таких компаниях являет собой индивидуальный и тщательно подготовленный процесс. Готовность многих компаний обучать молодых специалистов, конечно, увеличивает шансы тех, кто, возможно, и не обладает необходимыми опытом и знаниями. Но с точки зрения корпоративной культуры и ценностей компании, на вопрос, кого компания хочет видеть в своей команде, ответ будет следующим: при оценке потенциала акцент в первую очередь работодатель будет делать на личные качества будущего сотрудника.

Естественно все вожделеют найти, так называемых, идеальных кандидатов. Таких, которые хотя бы на 95% будут соответствовать требованиям, предъявляемым компанией. Но все мы с вами прекрасно знаем, что идеальных кандидатов не бывает, и поэтому в основном при подборе делаем акцент на перспективу, то есть возможности работника в будущем, во время адаптации и при определенном обучении.

Если говорить о качествах, которые хотят видеть работодатели в своих будущих сотрудниках, определенно они будут отличаться, зависимо от потребности конкретного бизнеса, должности, задач и функций – не получится, как говорится, построить всех под одну линейку. Но все же, есть определенные качества, без которых просто никуда, и в любом случае, компания будет обращать на них внимание.

Попробуем определить самые основные из них.

Пунктуальность, управление временем

Организация и правильное распределение своего времени, на работе или в жизни, — важная черта для любого сотрудника. Пунктуальность — это то, что в первую очередь покажет вас с хорошей или плохой стороны. И будьте уверенны, если вы опоздали на собеседование, и не предупредили, что опаздываете, это однозначно снизит ваши шансы получить работу. Какой бы ни была ситуация, если вы понимаете, что не успеваете, постарайтесь предупредить об этом будущего работодателя, сейчас для этого есть много различных средств, и отговорка в стиле – я потерял номер, не пройдет.

Если вам уже назначена одна встреча, а вам впритык назначают следующую встречу, нужно понимать, что вы можете не успеть, лучше её перенести на другое время или даже на другой день. Планируйте свое время правильно и с запасом, потому что лучше не опаздывать. Ваше умение управлять временем покажет работодателю, насколько оперативно и своевременно вы будете выполнять задачи, будете ли соблюдать сроки, которые вам поставят.

Лояльность к компании

Заинтересованность в будущем работодателе — один из решающих факторов. Каждый работодатель надеется на то, что кандидат, который приходит к нему на собеседование, хочет работать именно у него. Не просто потому что ему нужно зарабатывать деньги и работу работать, а потому что он верит и разделяет цели компании, готов предложить свой опыт и знания, или, если кандидат без опыта, готов обучаться и прикладывать все усилия для своего развития на благо компании и для её успешности. Поверьте, это правда. Поэтому, когда вы идёте на собеседование, узнайте больше информации о компании, её целях, миссии, достижениях на рынке.

Целеустремленность, ориентация на результат

Умение кандидата достигать поставленных целей — это качество, наверное, важнее всего и на первом месте для большинства работодателей при выборе сотрудников. Для того, чтобы доказать компании, что у вас есть реальный опыт достижения целей, можно привести пример, когда вам это удалось и что вы для этого сделали. Но если у вас ещё нет профессионального опыта, примером могут быть успехи в учебе или история из вашей личной жизни. Это не обязательно должны быть глобальные цели. Наконец, это может быть пример того, что вашей целью является устройство на работу именно в эту компанию, куда вы пришли на встречу. И вы готовы на все чтобы получить эту работу. Также стоит упомянуть о целях на будущее, о том, к чему стремитесь, и как планируете достичь желаемого.

Коммуникабельность, умение работать в команде

Как ни крути, а при работе в компании общение играет не последнюю роль. Поэтому уважительное отношение к корпоративной культуре и умение налаживать эффективную коммуникацию с будущими коллегами, клиентами, партнерами, руководителем важно для бизнеса. От того, как вы умеете работать в команде, будет зависеть ваша продуктивность и эффективность рабочего процесса и бизнеса в целом.

Стрессоустойчивость

Гибкость, готовность к изменениям

Бизнес должен развиваться, если этого не происходит, то он не сможет быть конкурентоспособным. Развитие требует изменений – в процессах, возможно, в отдельных его направлениях, в человеческих ресурсах и во многом другом. Конечно, работодатель надеется, что сотрудники с пониманием и готовностью будут относиться к подобным изменениям. Поэтому при подборе работников будут оценивать умение работать в условиях постоянных изменений. И это не просто умение подстроиться к новому, а и умение быстро принимать решения, адаптироваться к новым условиям, обучаться новым функциям, участвовать в новых проектах, с пониманием относиться к новым бизнес-процессам, работать в команде с разными департаментами, а возможно, даже изменить частично профессиональную область.

Быстрая обучаемость

Приходя на новую работу, так или иначе, нам всё равно необходимо обучение на этапе адаптации, какого бы уровня специалистами мы ни были. Это может быть профессиональное обучение специфике работы на определенной должности не квалифицированных работников, обычно компании предоставляют его бесплатно и длится оно от 2-х недель до одного месяца. Довольно небольшой срок, чтобы усвоить азы той или иной работы, но на этом этапе работодатель и будет оценивать старания и успешность нового сотрудника. Но даже если вы пришли в компанию как готовый специалист, вам необходимо будет обучаться, так как процессы работы построены в каждой компании по-разному. И от того, насколько быстро и качественно вы это сделаете, зависит ваша эффективность и ценность как сотрудника.

На этапе собеседований компании могут использовать как различные тесты, так и вопросы, чтобы проверить ваши способности к обучению.

Стремление к развитию

Если специалист не развивается, его профессиональные возможности падают в цене, и конечно, снижают его результаты в работе. Поэтому стремление развиваться в профессии, повышать уровень квалификации важно, даже если вы считаете, что вы все знаете и умеете. Технологии меняются, и когда бизнес стремиться к достижению новых вершин, профессионалы должны успевать за ним. Поэтому на собеседовании вопрос о том, что вы делаете для того, чтобы развиваться как специалист, обязательно прозвучит.

Честность и порядочность

Работодатель ожидает от будущего сотрудника добросовестного отношения к выполняемым обязанностям. Поэтому указанные качества важны не только для тех, кто работает с финансами или материальными ценностями, а для всех категорий сотрудников. Честность важна не только при выполнении своих непосредственных обязанностей, в отношениях с работодателем, но и во взаимодействии с коллегами. Компания может запрашивать рекомендации с предыдущего места работы, от бывшего руководителя или сотрудников, использовать при оценке тесты или проводить исследование на Полиграфе – детекторе лжи.

Это далеко не весь перечень качеств, важных для работодателя, мы постарались указать наиболее значимые и надеемся, что это поможет вам при поиске работы.

При выборе претендента на место работодатели обращают внимание не только на уровень образования, но и на личностные качества человека. При составлении резюме необходимо проанализировать, набором каких качеств должен обладать представитель конкретной профессии.

Кадры решают все

Еще не так давно кадровики при приеме на работу нового сотрудника в первую очередь обращали внимание на наличие у него соответствующего образования и опыта работы и отдавали предпочтение тому, у кого образование лучше и опыт работы больше.

Нельзя сказать, что сейчас эти параметры уже утратили свое значение. Нет, они по-прежнему важны. И, тем не менее, порой человеку с хорошим опытом работы и образованием отказывают по непонятным, казалось бы, причинам. Непонятным ему, но вполне понятным работодателю. Потому что работодателю важно, чтобы его будущий сотрудник, кроме образования и опыта, обладал (или не обладал) еще некоторыми личностными качествами. Причем любопытно, что основные требования, предъявляемые к представителям разных профессий, могут существенно отличаться. И те личностные качества, которые желательны в одной профессии, могут рассматриваться как недостаток в другой.

Например, для бухгалтера важно быть внимательным, ответственным и обучаемым. Неплохо, если к тому же он будет стрессоустойчивым, неконфликтным и коммуникабельным. Работа секретаря требует аккуратности, исполнительности и пунктуальности. Также учитываются ухоженный внешний вид и грамотная речь.

Претендент на должность топ-менеджера должен быть стрессоустойчивым, обладать гибким мышлением, уметь быстро принимать ответственные решения, работать в команде и находить общий язык с разными людьми.

Поэтому тот, кто составляет резюме в надежде получить ту или иную работу, прежде всего должен узнать, каким же личностные качества претендентов интересуют работодателей в данной сфере. Конечно же, этим качествам нужно соответствовать: если мы заявили, что коммуникабельны, то не должны сидеть, опустив голову и с трудом выдавливая из себя ответы на вопросы. Или подчеркнув свою пунктуальность, не можем опоздать на собеседование. В противном случае недоверие вызовет все, что указано в нашем резюме. Кроме того, не стоит информировать работодателя о наших недостатках (например, о том, как мы эмоциональны и насколько близко принимаем к сердцу обиды).

А вообще говорят, что не бывает хороших или плохих кандидатов — есть те, кто подходит для той или иной работы (или компании), или не подходит.

1. Быстрая обучаемость

Итак, одно из качеств, которые больше всего ценят работодатели, — это быстрая обучаемость. Им нужны сотрудники с потенциалом. Даже если у человека небольшой опыт работы или его нет вовсе, но есть желание, стремление и способности получить новые знания и навыки, то его предпочтут сотруднику с большим опытом, но консервативному, цепляющемуся за старые правила.

Таковы современные реалии: технологии, которые еще вчера были передовыми, сегодня уже считаются позавчерашним днем. Так же активно развивается и бизнес, поэтому работодатели ждут от сотрудников гибкости мышления и желания развиваться.

Таким образом, среди нескольких кандидатов на одну перспективную должность уважающая себя компания выберет того, кто не считает, что после получения диплома всякая учеба закончилась. Хотя, конечно же, каждый из них будет уверять рекрутера, что готов совершенствоваться.

Кое о чем скажет резюме: перечень учебных заведений, тренингов, курсов. Хотя больше информации о желании и способности к дальнейшему обучению можно узнать в процесс собеседования. Такие вопросы, как:

  • почему вы выбрали этот вуз и эту специальность;
  • каковы дальнейшие профессиональные планы;
  • почему решили пойти на курсы, тренинги и др., указанные в резюме;
  • чем занимаетесь в свободное время, какие книги читаете, и другие, – помогут понять, действительно ли человек готов расти или же хочет просто занять удобную нишу.

И прекрасно, если потенциальный сотрудник сам поинтересуется о перспективах профессионального роста и организации обучения в компании.

2. Ответственность

Под ответственностью понимаются надежность, обязательность, честность по отношению к другим и к себе, умение отвечать за свои слова и действия. Безответственные люди, на которых нельзя положиться, рано или поздно вызывают раздражение у близких, мучаются с ними и сотрудники. А что уж говорить о тех профессиях, где ответственность — одно из важнейших личностных качеств, от которого зависит чья-то жизнь.

Правда, выявить ее наличие или отсутствие при приеме на работу не так уж просто, — чтобы не получилось, как в анекдоте:

— Требуется ответственный работник!

— Вам повезло — это я. Когда на моей последней работе случался аврал или неприятность, всегда говорили, что за это ответственный — я.

3. Мотивация

Конечно же, кандидат, мечтающий получить ту или иную работу, как правило, имеет мотивацию. Однако стоит различать мотивацию внешнюю, когда человека мотивирует будущая высокая зарплата и прочие блага, предоставляемые работодателем после приема на работу.

И мотивацию внутреннюю, которая важна в работнике для работодателя. Именно внутренняя мотивация, когда человек вовлечен в рабочий процесс, ему нравится то, чем он занимается, важен результат любимой работы, окрыляет возможность получать новые знания, — стимулирует его к лучшим результатам. И именно в таких сотрудниках заинтересованы работодатели. (Несомненно, для такого работника не менее важно получать за свой труд достойную зарплату.)

4. Дисциплинированность

5. Неконфликтность

Современные компании предпочитают неконфликтных сотрудников. Конечно же, это не означает, что сотрудник должен тихонько сидеть в сторонке и на все кивать головой в знак согласия. Или же бояться высказать свое мнение, чтобы никого не обидеть, и стараться быть хорошим для всех.

В данном случае подразумевается доброжелательность, вежливость, уважение чужой точки зрения, умение идти на компромисс. Наверно, многим знакома ситуация: в коллективе появилась новая сотрудница (или сотрудник) — и через некоторое время начинаются недомолвки, сплетни, и вот уже никому не до работы, все заняты выяснением отношений. Если дело вообще не доходит до открытой вражды и агрессии.

Читайте также: