Как выглядит комната сони есть ли в ее описании намеки на профессию ее обитательницы

Обновлено: 28.04.2024

Так комната приятного персонажа Раскольникова представлена в виде маленькой коморки с очень низкими потолками. Обои на стенах желтого цвета, что само по себе должно означать радость и солнечное настроение, но не в этом случае. Обои давно выцвели и стали блеклого цвета, а в некоторых местах даже уже и ободрались. Стены деревянные и сколочены, так что похоже больше на коробку, чем на жилье. Дополняет всю эту печальную картину огромный слой пыли на тетрадках и книгах. Из мебели у Раскольникова старая софа и стулья, а так же маленький столик.

Полной противоположностью представлена комната процентщицы. В ней все аккуратно, хорошая мебель и от чистоты все блестит. Достоевский хотел выделить именно ее комнату, ведь это была старая, вредная и злая женщина. Федор Михайлович выделял ее как особенную, ведь остальные жилища героев были очень бедные и грязные.

Нищета хозяев комнат отображается на интерьере, все мрачное и облезлое. Комнатки давят на хозяина своими стенами и потолком, словно пытаются выгнать их на улицу. Очень мрачный и бедный интерьер заставляет чувствовать себя неудобно в родном жилище.

Комната Сони Мармеладовой тоже выполнена в желтом цвете, она также уже давно выцвела и облезла. Хоть комната девушки довольно большая, но уюта в ней совсем нет. Комната Сони отображает ее душевное состояние и подавленность, девушке приходится себя продавать, чтобы помочь своей семье. В некоторых местах обои уже давно отстали, а по углам от сырости появилась плесень.

Нищета наблюдается во всем доме Мармеладовых, мебель вся старая и ободранная, по дому разбросаны вещи и валяется старое порванное постельное белье. Стол настолько старый, что уже даже не видно, что он когда-то был покрашен. В доме стоят огарки свечей, которые вот-вот перегорят, и наступит тьма.

Лестницы в домах тоже очень грязные и мрачные. Много действий в романе проходит на лестницах. И соседи стоят, ждут смерти своего соседа на лестницы, много разговоров на ней прошло.

Сенная площадь

Характеристика Сони Мармеладовой другими героями

Раскольников

Узнав печальную историю Сони, Раскольников возмущается тем, как эгоистично используют ее жертвенность все Мармеладовы.

Родион с жалостью и состраданием относится к Соне — нежной, трогательной девушке, которой довелось столько испытать на своем веку.

«Он приветливо и почти с состраданием посмотрел на нее с минуту.

Несмотря на социальное положение Сони, Раскольников смог увидеть в девушке внутреннее благородство и достоинство. Он сознательно равняет её со своей сестрой и матерью.

«— А по-моему, так вы, со всеми вашими достоинствами, не стоите мизинца этой несчастной девушки, в которую вы камень бросаете.

Раскольников очарован Соней, её прекрасными глазами.

Родиона глубоко возмущает жертва, которую Соня принесла для спасения Катерины Ивановны и её детей.

Раскольников искренне не понимает, как У Сони в душе уживается святость и греховность, и считает её помешанной.

Родиону горько осознавать, что такая чистая и светлая душа способна окончательно погрязнуть в пороке.

В Соне Раскольников видит родственную душу, оказавшуюся на волосок от гибели.

Соня становится единственным человеком, которому Раскольников готов поведать свою страшную тайну.

«— Да разве вы знаете, кто убил? — спросила она, леденея от ужаса и дико смотря на него.

Подробная характеристика Раскольникова.

Катерина Ивановна

Мать Сони, Катерина Ивановна, всячески попрекает девушку в дармоедстве, обвиняет в своей тяжелой нищенской жизни.

Своими бесконечными упреками Катерина Ивановна вынуждает Соню пойти на панель.

Узнав, что Соня ради неё и детей стала проституткой, Катерина Ивановна понимает, какую подлость она совершила по отношению к падчерице.

Катерина Ивановна яростно защищает Соню от Лужина, обвинившего в девушку в воровстве.

Катерина Ивановна восхищается добрым, отзывчивым сердцем Сони, и чувствует себя в большом долгу перед ней.

Отец Сони (Семён Мармеладов)

Соня — дочь Семёна Мармеладова от первого брака. После смерти матери Сони он берет в жены Катерину Ивановну с тремя детьми, которая срывает свое раздражение на падчерице. В новой семье Соне пришлось совсем несладко.

Мармеладов — горький пьяница, пропащий отец, способный забрать у дочери последние деньги на выпивку. Он потребительски относится к Соне, но девушка ни в чем не попрекает его.

Мармеладов не сомневается, что Соня, ставшая на грешный путь ради спасения семьи, будет прощена Господом.

Перед смертью Мармеладов в полной мере осознает, какую тяжёлую жизнь он обеспечил своей дочери, на какие лишения её обрек.

«Он дико и неподвижно смотрел некоторое время на дочь, как бы не узнавая ее. Да и ни разу еще он не видал ее в таком костюме. Вдруг он узнал ее, приниженную, убитую, расфранченную и стыдящуюся, смиренно ожидающую своей очереди проститься с умирающим отцом. Бесконечное страдание изобразилось в лице его.

Поля (сводная сестра Сони)

Поля — старшая дочь Катерины Ивановны, сводная сестра Сони. Девочка очень привязана к Соне, чувствуя всю её любовь и заботу.

«— Любите вы сестрицу Соню?

Дуня Раскольникова

Дуня с большим уважением относится к Соне, несмотря на её низкое социальное положение и род деятельности.

Дуня понимает, что Соня является единственным человеком, способным помочь Родиону преодолеть все жизненные испытания, и очень дорожит ею.

Пульхерия Александровна

Пульхерия Александровна чувствует в Соне человека, который займёт главное место в жизни её сына Родиона.

«Этой девицы я тоже очень боюсь…

— Какой девицы, маменька?

— Да вот этой, Софьи-то Семеновны, что сейчас была…

Свидригайлов

Перед смертью Свидригайлов оказал существенную финансовую поддержку Соне. Видя в ней безмерную доброту, он понимает, что девушка сможет помочь многим людям, и просит её жить как можно дольше.

Подробная характеристика Свидригайлова.

Гражданская, 19. Дом Раскольникова

От Кокушкина моста к дому Раскольникова — желтому четырехэтажному зданию — ведет Столярный переулок. Прямо писатель этого адреса в романе не указывал.

Казначейская, 7. Дом купца Алонкина

К дому старухи-процентщицы Раскольников шел по Столярному переулку. Он проходил мимо здания, где в 1864–1867 годах жил сам Достоевский — доходного дома купца Ивана Алонкина.

Набережная канала Грибоедова, 104. Дом старухи-процентщицы

В доме было два выхода: на Среднюю Подъяческую и канал Грибоедова. Во двор Раскольников вошел через Среднюю Подъяческую улицу. А вот выйти должен был на канал, считают исследователи-достоевисты. Иначе бы Достоевский не указал, что входа было два: писатель всегда был очень щепетилен и последователен в деталях.

Вознесенский мост

Обратно Родион Раскольников мог вернуться через Вознесенский мост. За время действия романа герой не раз предавался здесь размышлениям. На Вознесенском мосту на его глазах в канал Грибоедова бросилась мещанка Афросиньюшка, а Катерина Мармеладова заставляла своих детей петь и танцевать ради милостыни.

Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Преступление и наказание.
Полное имя — Софья Семеновна Мармеладова.

Возраст — 18 лет.

Род занятий — проститутка.

Семья — отец Семён Захарович Мармеладов, мачеха Катерина Ивановна, сводные сестры Поля и Лида, сводный брат Коля.

Социальное положение — мещанка.

Происхождение — Соня Мармеладова родом из очень бедной семьи, дочь мелкого чиновника в отставке.

Воспитание — после смерти матери воспитанием Сони никто не занимался.

Образование — Соня получила очень скудное образование, прочитав за свою жизнь лишь несколько книг.

Внешность — невысокая, худенькая, похожая на девочку, с худеньким бледным личиком и ясными голубыми глазами.

Характер — при внешней хрупкости обладает сильным, цельным характером, очень добрая, сострадательная и жертвенная.

Положительные черты — честная, благородная, самоотверженная, ответственная.

Отрицательные черты — излишне робкая, стыдливая, покорная.

Автор — Фёдор Михайлович Достоевский.

Набережная канала Грибоедова, 73. Дом Сони Мармеладовой

Авторская характеристика

Соня Мармеладова — нравственный идеал Ф. М. Достоевского, который вывел этот центральный женский образ с большой любовью и восхищением. Авторское отношение выражается прежде всего в том, что данный персонаж практически не имеет отрицательных черт и представляет собой совокупность высокодуховных качеств: милосердия, всепрощения, жертвенности, безусловной любви.

Но, прорабатывая характер Сони, Достоевский превратил девушку в идеальную, смиренную, жертвенную проповедницу христианства, чья душа неподвластна порокам и разварту.

Набережная канала Грибоедова, 67. Полицейская контора

Еще один адрес, по которому побывал Раскольников, — набережная канала Грибоедова, 67. Здесь, как полагают исследователи, находилась контора квартального надзирателя, куда Раскольникова вызвали за неуплату долга хозяйке квартиры — почти сразу после убийства. В эту же контору в конце романа Раскольников пришел с повинной.

Во времена Достоевского здесь действительно размещалась полицейская контора 3-го квартала Казанской части (к этой части относился дом Раскольникова в Столярном переулке).

Ответ от Liudmila Sharukhia[гуру] Достоевский подробно описывает комнату героини, подчеркивая крайнюю нищету обстановки. Мебели в помещении очень мало,

Ответ от Василиса Прокопченкова

[активный] нет наверно, сама ищу

Ответ от Айдар Мухамадеев

Ответ от 3 ответа

Описание каморки Раскольникова

Описание кабака

Речевая характеристика

Соня Мармеладова — девушка простая, необразованная, и это отражается на её речи. Отсутствие должного образования вкупе с природной застенчивостью делает её речь сбивчивой, простонародной. Она выражает свои мысли простым языком, часто делает паузы:

Биография

Соня Мармеладова — старшая дочь мелкого чиновника в отставке Семена Захаровича Мармеладова. После смерти матери девочка остается с отцом. Когда ей исполняется 14 лет, Семен Мармеладов женится во второй раз на Катерине Ивановне, у которой уже есть трое детей от предыдущего брака.Так у Сони появляются сводные сёстры, Полина и Лида, и брат Коля.

Мармеладовы живут в безнадёжной нищете, дети постоянно испытывают муки голода, в то время как глава семейства пропивает последние гроши. Катерина Ивановна срывает своё раздражение на Соне, попрекая ее куском хлеба. Соня пробует зарабатывать на жизнь шитьём, но получает копейки. В итоге она становится уличной проституткой и тем самым спасает семью от голода.

Знакомство с Родионом Раскольниковым кардинально меняет жизнь Сони. Она влюбляется в молодого человека и отправляется за ним в Сибирь. Соня помогает Родиону вновь обрести веру в Господа, переосмыслить собственную жизнь и встать на путь истинный.

Описание комнаты Сони

Соня Мармеладова


Мы привыкли к тому, что о хозяине часто говорит его жилище: так и в быту, и в художественной литературе. Однако, у Ф.М. Достоевского большинство героев вынуждены жить в обстановке, которая их губит, притесняет, разрушает. Это не они выбрали себе дом, а жизнь загнала их в подобные жилища. Эта тенденция характерна практически для всех персонажей.

Если бы Раскольников мог купить себе дом, едва ли бы он выбрал ту каморку, в которой ему приходится обитать. Жильё главного героя находилось “под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру”. Красивый молодой юноша (“замечательно хорош собою”, “строен”) помещён автором в убогую, неказистую похожую на морскую каюту, клетку, комнатку.

Кроме того, проходя в свои “покои” Родион вынужден постоянно проходить мимо хозяйской кухни. Это делает его положение ещё более унизительным, учитывая то, что герой должен хозяйке крупную сумму за жильё.

Для сравнения: старой отвратительной процентщице автор “выдаёт” просторный уютный, красивый дом с богатой обстановкой, где всё сияет чистотой. Противопоставление души героя и его пристанища яркий художественный приём в творчестве М. Ф. Достоевского.

Описание комнаты Раскольникова: интерьер, вид из окна, синонимы жилища

Вынужденное прозябание

Как в литературе, так и в быту о хозяине может рассказать его жилище. У Достоевского же большинство персонажей поневоле должны существовать в обстановке, губящей людей, притесняющей, уничтожающей. Это обстоятельства загнали героев в такие дома, а не они выбрали их себе самостоятельно. Такая концепция характерна фактически для каждого персонажа.

Эта цитата из произведения показывает, насколько крохотным было его место обитания. Автор поместил молодого юношу красивой наружности в жалкую, унылую, напоминающую морскую каюту комнатку или, что больше подходит под описание, клетушку.

Помимо всего прочего, Раскольникову, чтобы попасть в свое жилище, ежедневно приходилось идти через хозяйскую кухню. Это еще больше унижало его, так как он должен за аренду квартиры немалую сумму денег.

Автор для сравнения показывает дом отвратительной старухи-процентщицы: комфортный, приятный и благоустроенный, все в нем сверкает чистотой. Антитеза между душой героя и местом, в котором он живет — яркое изобразительное средство, применяемое М. Ф. Достоевским в своем творчестве.

Отношение Раскольникова к своей комнате

Родион терпеть не мог то место, где жил. Он чувствовал, как оно уничтожает его душу и тело. Описание жилища Раскольникова показывает, насколько оно не соответствует обитающему в нем человеку:

  1. Здесь отсутствует жизненная атмосфера.
  2. Нет простых вещей для гигиены и быта.

Засаленный крошечный диван так же не подходил герою, как и его удручающее, унылое существование. Утонченная внешность студента никак не вписывалась в безобразную обстановку. Он потухает, ему хочется больше пространства, свободы, границы действуют на психику.

В подобных домах даже элементарно нет кухни, едой жильцов обеспечивали сами хозяева. Но так как Раскольников задолжал денег, ему приходилось питаться в трактирах.

Окна квартиры смотрят на двор, откуда постоянно доносятся пьяные крики. Пейзаж, который приходилось ежедневно наблюдать, герою уже изрядно надоел: он такой же неприветливый, как и то место, где жил Раскольников.

Внешнюю обстановку, окружающую героя, автор обрисовывает в грязно-жёлтых оттенках, что придает образу ещё более мрачный вид, подчеркивает ситуацию, выхода из которой нет.

В тексте у квартиры достаточно большое количество синонимов:

Для нормальной жизни ни одно из этих определений не подходит. Примечательно, что ни автор, ни герой не называют это жильё домом.

Клетушка в шесть шагов

Эта комната — в какой-то степени прибежище, в котором отсутствует уют, теплота, исчезла жизнь и движение. Раскольников целыми днями лежит на грязном и оборванном диване, не ходит в университет.

Из-за запущенности, недостатка настоящих эмоций и ярких красок квартира напоминает гроб.

Родион большое количество времени проводит в ней не двигаясь, ему нечем дышать, не хватает пространства, его тошнит от осознания той мысли, что он не может жить по-настоящему.

Рукописи студента-бедняка, покрытые пылью, и сломанная мебель подчёркивают его мертвое существование. Все окружение не просто описывает жизнь Раскольникова — это крик, что предначертано человеку, который вынужден волочить свое жалкое существование в комнатке, напоминающей клетку. Даже мать героя замечает, как место его обитания оказывает на сына влияние.

Описание жилищ других персонажей

В романе отсутствуют абсолютно положительные герои. Угнетающая атмосфера безнадежности окутала практически все.

Автор применяет много прилагательных, создающих этот самый отвратительный мир, который хочется немедленно покинуть.

Немаловажную роль играет описание интерьеров в комнатах, где проживают другие герои романа. Жилище Мармеладовых оказывает еще более мерзкое впечатление, чем конура Раскольникова. Оно выглядело ужасно и безобразно. Вся семья прозябала в холодном углу, разделенном занавеской. Там была кровать, 2 стула, диван и стол из сосны. Постоянно стоял смрад.

Комната Сони Мармеладовой выглядела ничем не лучше: желтые потертые обои снизу одолела черная плесень. Она была сырой, поэтому тоже создавала впечатление убогого места.

Старухина квартира также на стенах имела желтые обои, окна закрывались занавесками, подоконники разместили на себе цветы герани.

Намного больше была квартира Порфирия Петровича — человека, расследовавшего убийство старухи. Относительно всех остальных он жил еще нормально. В комнате имелся столик небольшого размера и достаточно удобный диван. Кабинет имел средний размер. Это помещение сразу выдавало то, чем именно занимался герой.

Таким образом, Достоевский поместил всех персонажей в условия, соответствующие их характерам. Удручающий вид помещений ярче выделяет самих героев и помогает понять причины их поступков.

Отношение Раскольникова к своей комнате

Главный герой ненавидит своё жилище. Оно разрушает его и морально и физически. Отсутствие атмосферы жизни, элементарных вещей для быта и гигиены подчёркивает её несоответствие персонажу. “Грязный…мизерный диван” так же не подходит Раскольникову, как и его тягостное, безрадостное существование. Аристократичная внешность студента не вяжется с уродливой обстановкой. Он гаснет, ему тесно, хочется свободы, границы давят на сознание.

Окна квартиры выходят во двор, где слышны пьяные крики, ругань. “Пейзаж”, открывающийся из окна промозолил глаза квартиранту, он такой же безрадостный, как и его жильё изнутри. Грязно-жёлтые оттенки, которые использует автор для описания пространства героя придают его образу ещё более печальный плачевный вид, подчёркивают безвыходность ситуации. Квартира в произведении имеет, на удивление много синонимов: каморка, угол, шкаф, каюта, гроб, сундук. Не одно из этих названий не подходит для настоящей жизни. Домом жильё не называет никто – ни автор, ни герой.

Жизнь, размером в шесть шагов

“Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной” – так характеризует автор квартиру Раскольникова. Эта комната – своего рода пристанище, где нет тепла, уюта, нет жизни и движения. Раскольников перестаёт посещать университет, проводит дни, лёжа на оборванном, грязном диване. Запустение, отсутствие ярких красок и живых эмоций – делает квартиру похожей на гроб. Родион проводит в ней много времени без движения, ему душно и тесно, тошно от невозможности жить по-настоящему. Автор именно так и описывает жизненное пространство героя: “дурная квартира…точно гроб…”.

Сломанная мебель и покрытые пылью рукописи на столе студента-бедняка подчёркивают его “неживое” существование. Это описание не просто говорит о жизни героя, оно кричит о том, что предопределено человеку, вынужденному жить “в клетке”, низком чердаке, непригодном для полноценной жизни. Даже мать Родиона замечает, что дом оказывает влияние на сына – делает его “меланхоликом”, давит и угнетает.

В нашей статье изложено подробное описание комнаты Раскольникова с цитатами и анализом символики. Этот материал может быть полезен для написания творческих работ и характеристики образа главного героя романа.

Дом раскольникова преступление и наказание

В романе Достоевского “Преступлении наказание” интерьеры изображены в уродливых, мрачных, давящих тонах. Они подчеркивают обстоятельства, состояние души героев, а иногда, наоборот, контрастны по отношению к персонажам. Примером тому может служить привлекательный портрет Раскольникова и комната, в которой он живет: нищенская, напоминающая гроб или шкаф, с низким потолком, с желтыми выцветшими обоями.

В то судьбоносное время в России было уже несколько известных адвокатов и правоведов по фамилии Мандельштам. С другой стороны, из студентов-юристов нередко получались поэты и литераторы: наряду с Блоком, Гумилёвым, Ходасевичем, Шенгели изучали право Шестов, Алданов, Левидов, Паустовский.

Однако тот же Троцкий со своим искусством восстания, с интуицией и опытом потерпел полное поражение через несколько лет в борьбе со Сталиным (не говорю о 1905 годе). Можно сказать, конечно, нашла коса на камень: Сталин оказался еще более великим мастером, чем он.

Обстановка гостиничного номера Свидригайлова, в котором он проводит свою последнюю ночь накануне самоубийства, также наполнена символичным значением. Комната похожа на клетку, стены напоминают сколоченные доски, что наводит читателей на мысль о гробе, намекая на предстоящие события.

В Петербурге Достоевского 300. Это описание комнаты Сони Мармеладовой. Такое описание обстановки, окружающей героев называется интерьером. К вопросам.

Почти во всех жилищах персонажей романа интерьер свидетельствует о крайней нищете их хозяев, а, кроме того, о неустроенности в жизни, отсутствии уюта и душевного тепла. Герои не защищены в своих домах, не могут укрыться в них от проблем и несчастий. Кажется, что даже по отношению к своим жильцам, эти комнатушки выявляют неприветливость и отчужденность, гонят их на улицу.

Жилище Сони автор описывает подробно, потому что оно не только “отпечаток” (“снимок”) ее греховности, ее искалеченной души и страданий, но еще и часть души Раскольникова, судьба которого теперь в Сони-ных руках. Описывая комнату этой героини, Достоевский подчеркивает мерзость запустения.

Но в продолжение романа с героями случаются различные происшествия, которые полностью меняют их внутреннее состояние. Совершенное Раскольниковым убийство находит отражение в его портрете. Если в первой характеристике писатель отмечает “прекрасные темные глаза” Раскольникова, то после совершенного им убийства мы уже видим “черные воспаленные глаза”.


Вынужденное прозябание

Как в литературе, так и в быту о хозяине может рассказать его жилище. У Достоевского же большинство персонажей поневоле должны существовать в обстановке, губящей людей, притесняющей, уничтожающей. Это обстоятельства загнали героев в такие дома, а не они выбрали их себе самостоятельно. Такая концепция характерна фактически для каждого персонажа.

Помимо всего прочего, Раскольникову, чтобы попасть в свое жилище, ежедневно приходилось идти через хозяйскую кухню. Это еще больше унижало его, так как он должен за аренду квартиры немалую сумму денег.

Автор для сравнения показывает дом отвратительной старухи-процентщицы: комфортный, приятный и благоустроенный, все в нем сверкает чистотой. Антитеза между душой героя и местом, в котором он живет — яркое изобразительное средство, применяемое М. Ф. Достоевским в своем творчестве.

Дом раскольникова преступление и наказание

В романе Достоевского “Преступлении наказание” интерьеры изображены в уродливых, мрачных, давящих тонах. Они подчеркивают обстоятельства, состояние души героев, а иногда, наоборот, контрастны по отношению к персонажам. Примером тому может служить привлекательный портрет Раскольникова и комната, в которой он живет: нищенская, напоминающая гроб или шкаф, с низким потолком, с желтыми выцветшими обоями.

В то судьбоносное время в России было уже несколько известных адвокатов и правоведов по фамилии Мандельштам. С другой стороны, из студентов-юристов нередко получались поэты и литераторы: наряду с Блоком, Гумилёвым, Ходасевичем, Шенгели изучали право Шестов, Алданов, Левидов, Паустовский.

Однако тот же Троцкий со своим искусством восстания, с интуицией и опытом потерпел полное поражение через несколько лет в борьбе со Сталиным (не говорю о 1905 годе). Можно сказать, конечно, нашла коса на камень: Сталин оказался еще более великим мастером, чем он.

Обстановка гостиничного номера Свидригайлова, в котором он проводит свою последнюю ночь накануне самоубийства, также наполнена символичным значением. Комната похожа на клетку, стены напоминают сколоченные доски, что наводит читателей на мысль о гробе, намекая на предстоящие события.

В Петербурге Достоевского 300. Это описание комнаты Сони Мармеладовой. Такое описание обстановки, окружающей героев называется интерьером. К вопросам.

Почти во всех жилищах персонажей романа интерьер свидетельствует о крайней нищете их хозяев, а, кроме того, о неустроенности в жизни, отсутствии уюта и душевного тепла. Герои не защищены в своих домах, не могут укрыться в них от проблем и несчастий. Кажется, что даже по отношению к своим жильцам, эти комнатушки выявляют неприветливость и отчужденность, гонят их на улицу.

Жилище Сони автор описывает подробно, потому что оно не только “отпечаток” (“снимок”) ее греховности, ее искалеченной души и страданий, но еще и часть души Раскольникова, судьба которого теперь в Сони-ных руках. Описывая комнату этой героини, Достоевский подчеркивает мерзость запустения.

Но в продолжение романа с героями случаются различные происшествия, которые полностью меняют их внутреннее состояние. Совершенное Раскольниковым убийство находит отражение в его портрете. Если в первой характеристике писатель отмечает “прекрасные темные глаза” Раскольникова, то после совершенного им убийства мы уже видим “черные воспаленные глаза”.

Отношение Раскольникова к своей комнате

Родион терпеть не мог то место, где жил. Он чувствовал, как оно уничтожает его душу и тело. Описание жилища Раскольникова показывает, насколько оно не соответствует обитающему в нем человеку:

  1. Здесь отсутствует жизненная атмосфера.
  2. Нет простых вещей для гигиены и быта.

Засаленный крошечный диван так же не подходил герою, как и его удручающее, унылое существование. Утонченная внешность студента никак не вписывалась в безобразную обстановку. Он потухает, ему хочется больше пространства, свободы, границы действуют на психику.

В подобных домах даже элементарно нет кухни, едой жильцов обеспечивали сами хозяева. Но так как Раскольников задолжал денег, ему приходилось питаться в трактирах.

Окна квартиры смотрят на двор, откуда постоянно доносятся пьяные крики. Пейзаж, который приходилось ежедневно наблюдать, герою уже изрядно надоел: он такой же неприветливый, как и то место, где жил Раскольников. Внешнюю обстановку, окружающую героя, автор обрисовывает в грязно-жёлтых оттенках, что придает образу ещё более мрачный вид, подчеркивает ситуацию, выхода из которой нет. В тексте у квартиры достаточно большое количество синонимов:

Для нормальной жизни ни одно из этих определений не подходит. Примечательно, что ни автор, ни герой не называют это жильё домом.

Интерьер комнат героев романа преступление и наказание

От Кокушкина моста к дому Раскольникова — желтому четырехэтажному зданию — ведет Столярный переулок. Прямо писатель этого адреса в романе не указывал.

Достоевский по-разному использовал нюансы этого цвета. Но в общем можно их назвать символ Сони Мармеладовой (чаще всего у нее встречается эти цвета), символ спасения для Раскольникова.

Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой. Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели. В углу, направо, находилась кровать; подле нее, ближе к двери, стул.

Каморка, морская каюта, шкаф, сундук, гроб и т.д. — все эти эпитеты относятся к крошечному жилищу Раскольникова. …там-то, в углу, в этом-то ужасном шкафу и созревало все это вот уже более месяца… …дурная квартира…точно гроб…я уверена, что ты наполовину от квартиры стал такой меланхолик… …ему стало душно и тесно в этой желтой каморке, похожей на шкаф или на сундук.

Описывая комнату этой героини, Достоевский подчеркивает мерзость запустения. Все это отражает Сонину душу, зашедшую в тупик. К мрачному фону Сониной комнаты притягивается и душа Раскольникова: у главного героя тоже нет выхода.

Своим нехитрым ремеслом, старуха заработала огромное состояние, но поскольку Алена Ивановна является болезненно жадной, паталогически бережливой и скупой, ее богатство не приносит ей ни удовольствия, ни пользы.

Детали интерьера даются в перечислении, здесь отсутствуют глаголы действия, а отдельные фразы напоминают сухой канцелярский перечень вещей. И даже упоминание о том, что лампада горела, не придает картине живости, а, напротив, подчеркивает мертвенность обстановки. Такое описание дома Алены Ивановны указывает на черствость и мертвенность души самой хозяйки.

Жилище Сони автор описывает подробно, потому что оно не только “отпечаток” (“снимок”) ее греховности, ее искалеченной души и страданий, но еще и часть души Раскольникова, судьба которого теперь в Сони-ных руках.

Однако у Достоевского символическое значение цвета перевернуто: в романе он подчеркивает не полноту жизни, а безжизненность. Характерно, что в описаниях обстановки мы нигде не встречаем яркого, чистого желтого цвета.

Клетушка в шесть шагов

Эта комната — в какой-то степени прибежище, в котором отсутствует уют, теплота, исчезла жизнь и движение. Раскольников целыми днями лежит на грязном и оборванном диване, не ходит в университет. Из-за запущенности, недостатка настоящих эмоций и ярких красок квартира напоминает гроб. Родион большое количество времени проводит в ней не двигаясь, ему нечем дышать, не хватает пространства, его тошнит от осознания той мысли, что он не может жить по-настоящему.

Рукописи студента-бедняка, покрытые пылью, и сломанная мебель подчёркивают его мертвое существование. Все окружение не просто описывает жизнь Раскольникова — это крик, что предначертано человеку, который вынужден волочить свое жалкое существование в комнатке, напоминающей клетку. Даже мать героя замечает, как место его обитания оказывает на сына влияние.

Описание жилищ других персонажей

Немаловажную роль играет описание интерьеров в комнатах, где проживают другие герои романа. Жилище Мармеладовых оказывает еще более мерзкое впечатление, чем конура Раскольникова. Оно выглядело ужасно и безобразно. Вся семья прозябала в холодном углу, разделенном занавеской. Там была кровать, 2 стула, диван и стол из сосны. Постоянно стоял смрад.

Комната Сони Мармеладовой выглядела ничем не лучше: желтые потертые обои снизу одолела черная плесень. Она была сырой, поэтому тоже создавала впечатление убогого места.

Старухина квартира также на стенах имела желтые обои, окна закрывались занавесками, подоконники разместили на себе цветы герани.

Намного больше была квартира Порфирия Петровича — человека, расследовавшего убийство старухи. Относительно всех остальных он жил еще нормально. В комнате имелся столик небольшого размера и достаточно удобный диван. Кабинет имел средний размер. Это помещение сразу выдавало то, чем именно занимался герой.

Таким образом, Достоевский поместил всех персонажей в условия, соответствующие их характерам. Удручающий вид помещений ярче выделяет самих героев и помогает понять причины их поступков.

Подробнее

Весь роман носит мрачных характер. Он пропитан грязью, мраком, бедной и нищенской жизнью. Почти все герои живут в нищете. Петербург, описанный Федором Михайловичем достоевским, очень контрастирует с тем городом Петра и Невы, который привык себе представлять современный писатель.

В романе не существует идеально положительных персонажей.

Атмосфера убогости и безнадежности поглотила буквально все и вся. Автор использует прилагательные, которые создают этот самый ужасный мир, из которого хочется поскорее удалиться.

Большую роль играют описания интерьеров и комнат, в которых проживают и обитают герои романа.

Каморка Раскольникова представляет собой очень мало пространства, которое ограничивают четыре стены. Она была невероятно мала. На стенах висели желтые обои, которые повсюду отставали от стены. Казалось, что голова может задеть потолок. Из мебели имелось три старых стула и стол, стоявший в углу. Все в этой комнате было ужасным и непригодным для использования.

Но жилище Мармеладовых производит еще более противное впечатление. Вся семейка жила в холодном углу, который оттделялся занавеской. Все в ней было безобразно. Там было два стула, кровать, стол из сосны, диван. Постоянно чем-то воняло.

В комнате Сонечки тоже были поклеены желтые истертые обои, которые по углам были покрыты черной плесенью. В ней было сыро, потому тоже убого.

Старухина квартира обклеена желтыми обоями, на окнах висели занавески и на подоконниках стояли цветы герани.

Квартира Порфирия Петровича, который расследовал дело убийства старухи, была не маленькой. Он жил относительно всех предыдущих нормально. У него был удобный диван и маленький столик. А вот его кабинет был средних размеров. В этом помещении все выдавало род деятельности героя.

Другие сочинения: ← Путь Раскольникова к преступлению↑ ДругиеПисьмо Родиону Раскольникову →

"Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой. Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели. В углу, направо, находилась кровать; подле нее, ближе к двери, стул. По той же стене, где была кровать, у самых дверей в чужую квартиру, стоял простой тесовый стол, покрытый синенькою скатертью; около стола два плетеных стула. Затем, у противоположной стены, поблизости от острого угла, стоял небольшой, простого дерева комод, как бы затерявшийся в пустоте. Вот все, что было в комнате. Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок".

"Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой. Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели. В углу, направо, находилась кровать; подле нее, ближе к двери, стул. По той же стене, где была кровать, у самых дверей в чужую квартиру, стоял простой тесовый стол, покрытый синенькою скатертью; около стола два плетеных стула. Затем, у противоположной стены, поблизости от острого угла, стоял небольшой, простого дерева комод, как бы затерявшийся в пустоте. Вот все, что было в комнате. Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок".

Следующая цитата

Почти во всех жилищах персонажей романа интерьер свидетельствует о крайней нищете их хозяев, а, кроме того, о неустроенности в жизни, отсутствии уюта и душевного тепла. Герои не защищены в своих домах, не могут укрыться в них от проблем и несчастий. Кажется, что даже по отношению к своим жильцам, эти комнатушки выявляют неприветливость и отчужденность, гонят их на улицу.

В обстановке большинства помещений преобладающим тоном становится желтый. Этот жизнеутверждающий, солнечный цвет превращается в романе в цвет безжизненности, отсутствия энергии и позитива, цвет болезни и дисгармонии. Яркий сочный цвет Достоевский заменяет тусклым, грязным, размытым, унылым желтым цветом, свидетельствуя о безжизненности героев.

Комната Раскольникова

Примером тому может служить привлекательный портрет Раскольникова и комната, в которой он живет: нищенская, напоминающая гроб или шкаф, с низким потолком, с желтыми выцветшими обоями.

Из мебели имеются три старых стула, стол, большая софа с истрепанной подушкой, маленький столик:

Мать Родиона Раскольникова считает что одной из причин меланхолии сына является именно его квартира:

Комната Сони Мармеладовой

Комната Сони так же уродлива и невесела, напоминая сарай. Стены помещения украшены желтоватыми, отстающими обоями, чернеющими от сырости по углам.

Но она огромна по размерам, что совсем не вяжется с хрупкой и маленькой фигурой его обитательницы. Писатель тем самым подчеркивает, насколько несоответствующими являются обстановка и положение беспомощной в своем положении героини. Комната этой девушки напоминает неправильный четырехугольник, что очень символично.

Из мебели у Сони имеется кровать, стол, стул, а также два плетеных стула и комод:

Подчеркивается нарушение основательности и прочности. Здесь нет места стабильности и гармонии. А ведь жизнь Сони и вправду уже разрушена. Она вынуждена торговать собой ради спасения семьи.

Квартира Мармеладовых

Глазами Раскольникова читатель видит ужасающую нищету в съемной квартире где проживает Мармеладов, его 30-летняя супруга Катерина Ивановна и трое ее малолетних детей от первого брака. По жилищу разбросаны детские вещи, через комнату протянута дырявая простыня, предметами мебели служат два стула, ободранный диван и старый кухонный стол, ничем не накрытый и никогда не крашенный. Освещением служит огарок свечи, что символизирует собою смерть, распад семьи.

Квартира старухи-процентщицы

Старуха-процентщица Алена Ивановна проживает вместе со своей слабоумной младшей сестрой Лизаветой, которую она бьет и держит в качестве рабыни. Их квартира состоит из прихожей, крошечной кухни и двух комнат — гостиной и спальни. Лизавета поддерживает квартиру в идеальной чистоте, так что нигде не видно ни пылинки:

Как и в большинстве помещений описанных в романе, в гостиной поклены желтые обои:

В этой комнате имеются диван, стол, туалетный столик, несколько стульев и дешевые картины на стенах, а также лампадка в углу перед иконой:

Номер Свидригайлова

Обстановка гостиничного номера Свидригайлова, в котором он проводит свою последнюю ночь накануне самоубийства, также наполнена символичным значением. Комната похожа на клетку, стены напоминают сколоченные доски, что наводит читателей на мысль о гробе, намекая на предстоящие события.

Квартира следователя Порфирий Петровича

Квартиру следователя ведущему дело о убийстве старухи Достоевский описывает довольно скупо, но из сцены первой встречи с Раскольниковым можно сделать вывод, что квартира имеет отдельную прихожую и довольно большую жилую комнату в которой свободно размещаются сам Порфирий Петрович, Заметов, Разумихин и Раскольников:

Из мебели автор упоминает: стул, диван и стол. При этом, в отличии от других квартир описанных в романе, в комнате Порфирия Петровича ничто не говорит о бедности или запущенности. На полу даже лежит ковер:

Кабинет Порфирия Петровича

Лестницы

Лестницы в романе отличаются таким же неприглядным видом, они тесные и грязные. Так, во второй части романа автор описывает как соседи, сгрудившись возле дверей, становятся свидетелями предсмертных мук Мармеладова, отчаяния Катерины Ивановны и смерти ее мужа:

Следующая цитата

Соне в романе отведена значительная роль — девушка оказала огромное влияние на Раскольникова, став для него спасением и любовью. Именно она убеждает Раскольникова покаяться в содеянном, и добровольно отправляется вслед за ним на каторгу.

Внешность Сони Мармеладовой

На момент описанных в романе событий Соне было 18 лет, но внешне она казалась почти ребенком:

К тому же, она была худая и маленького роста:

Характер Сони

Девушка боится новых знакомств:

При этом Соня очень доверчивая девушка, которую легко обмануть. Так, она она берет деньги господина Лужина веря, что он от чистого сердца хочет помочь ей, но в последствии он публично обвиняет Соню в воровстве. К счастью, за девушку вступается господин Лебезятников, который вместе с Раскольниковым доказывают ее невиновность:

Соня Мармеладова испуганная обвинениями Лужина

Соня Мармеладова испуганная обвинениями Лужина

Соня — добрая девушка, которая в ущерб себе поможет любому нуждающемуся, по словам ее мачехи:

«…да вы еще не знаете, не знаете, какое это сердце, какая это девушка!

По словам Мармеладова, Соня является честной и трудолюбивой девушкой без особых талантов:

Трагическая судьба Сони Мармеладовой

Соня — дочь бывшего титулярного советника Семена Захаровича Мармеладова, который потерял работу в связи с сокращением кадров и с тех пор начал пить. Матери Соня лишилась еще в детстве. Первоначально Мармеладовы живут в глубинке, а затем они переезжают в Петербург, однако и здесь отец не может найти работу.

4 года назад, когда Соне было 14 лет, ее отец женился второй раз — на молодой вдове Катерине Ивановне, взяв ее с тремя детьми от первого брака:

Юная Соня вытерпела много обид от своей горячей, раздраженной мачехи. Однако девушка не держит зла на несчастную женщину:

Ранее Соня работала швеей, однако этот труд приносил ей мало денег. Кроме того, был случай, когда ей и вовсе не заплатили за работу. В результате семья потеряла последнюю надежду выбраться из нищеты:

Мачеха упрекала Соню в том, что девушка не приносит в дом денег:

Катерина Ивановна не стесняется в выражениях и говорит о том, что Соня могла бы даже пойти на панель чтобы заработать денег:

В итоге Мачеха доводит Соню до того, что девушка идёт торговать собой, чтобы заработать деньги на хлеб для семьи:

Это был типичный доходный дом, жильцы которого, снимая квартиры у владельца, сдавали в свою очередь комнаты другим:

Даже осознавая, что деньги достаются Соне ценой унижений и страданий, ее отец не бросает пить, и даже берет у нее деньги на выпивку:

Сама себя Соня считает бесчестной девушкой и великой грешницей из-за своего ремесла. Девушка уверена, что она великая грешница, которая не достойна быть в одном помещении с приличными людьми. Для неё табу присесть рядом с мамой Родиона или пожать руку Дуне. Она застывает в нерешительности на пороге родительского дома, боясь своим присутствием оскорбить гостей, которые, как и она, пришли проститься с погибшим Мармеладовым. Мысль о своей позоре и бесчестье терзает ее:

По словам Раскольникова, в жизни Сони удивительным образом совмещаются две противоположности — позор и низость ее профессии, с одной стороны, и доброта и другие святые чувства, с другой стороны:

Но не смотря на ужасное положение, в котором оказалась Соня, ей все же удалось сохранить чистоту души:

В конце концов Соня Мармеладова остается круглой сиротой: ее отец погибает, попав под лошадь на улице, а мачеха в день похорон мужа умирает от чахотки. Трое детей покойной женщины попадают в детский дом.

Соня и Раскольников

На протяжении всего романа Раскольников приходит в комнату к Соне Мармеладовой, где они беседуют наедине. Расскольников видит в девушке родственную душу, ведь, хотя и руководствуясь разными мотивами, они оба преступили евангельские заповеди.

Соня становится близкой подругой главного героя романа Родиона Раскольникова. Он рассказывает ей о том, что убил старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету, о причинах своего поступка и о своих душевных муках после преступления. В итоге, Соня убеждает Расскольникова признаться в содеянном и понести заслуженное наказание.

Соня Мармеладова на каторге в Сибири

После признания, Раскольникова судят и приговаривают к 8 годам каторги в Сибири. Соня неожиданно получает в подарок от Свидригайлова в подарок 3 000 рублей и бросает свое позорное ремесло. Но она не оставляетРаскольникова и, подобно женам декабристов, следует за ним. На каторге девушка поддерживает молодого человека и живет только его жизнью:

В то время как Раскольников отбывает наказание, Соня зарабатывает себе на жизнь шитьем. Вскоре она становится уважаемой в городе модисткой (портнихой):

На каторге все заключенные, отбывающие срок вместе с Раскольниковым, любят Соню за ее доброту и бескорыстную помощь:

В конце концов Раскольников и Соня решают быть вместе. Они покорно ожидают окончания каторги, чтобы начать новую, счастливую жизнь вдвоем:

Следующая цитата

Когда я училась на 1 курсе, наш саркастичный декан вёл у нас загадочную и непонятно кому нужную эстетику. На самом деле, эстетика — очень даже занимательная и необычная наука. Правда, на лекциях под монотонную речь декана почти все засыпали.



Чтобы получить зачёт по эстетике, нам требовалось выбрать фрагмент произведения из русской классики XIX века, в котором описывалась бы обстановка помещения. Ни одна деталь не должна была ускользнуть от нашего внимания! Мы должны были проанализировать буквально все, включая цвет гардин и пыль в углу. Помню, на семинарских занятиях, мы могли по сорок минут обсуждать абзац из пяти строчек. Но зато сколько нового мы для себя открыли!

Для анализа текста я, не мудрствуя лукаво, выбрала описание комнаты Ильи Ильича Обломова из знаменитого романа Гончарова. К сожалению, большинство моих ленивых одногруппников тоже выбрали это произведение. Стоит ли говорить, что ничего нового в своём анализе я сказать не смогла? Декан отказался его принимать и дал мне на выбор другого произведения полтора дня.

Защита моей зачётной работы прошла более чем успешно. Декан был крайне удивлён некоторыми моими объяснениями, но зачёт поставил. А моя трактовка комода в комнате ему так понравилась, что он мне его вспоминает даже спустя 4 года. Что только не придумает студент ради зачёта!

Форма комнаты Сони — само воплощение дисгармонии, в ней нет симметрии, устойчивости. Она как бы олицетворяет жизнь своей хозяйки — неправильно начавшуюся, со множеством жизненных преград. Люди подсознательно любят правильные формы вещей, а форма комнаты Сони — угловатая и неровная. Вот поэтому она и показалась Раскольникову уродливой.

В этом фрагменте тоже читается явная дисгармония: большая комната и мало мебели. Здесь подчёркивается не только бедность, но и одиночество Сони. У неё в жизни нет того, кто поддержал бы её.

Не просто так стол накрыт именно синей скатертью. Синий цвет — символ Девы Марии. Она почти всегда изображается на иконах и на картинах в синих одеждах. Также синий цвет, согласно трактовкам психологов, обозначает самоотверженность, преданность и серьёзность. Всеми этими качествами и обладает Соня. Затерявшийся в пустоте комод у острого угла также является олицетворением одиночества Сони и её шаткого душевного состояния. В её жизни нет человека, который смог бы помочь ей и поддержать в трудную минуту.

Чернота обоев, по моему мнению, означает не только плохую проветриваемость в комнате, но и то, что репутация Сони из-за проституции испорчена, очернена. Занавески над кроватью всегда служили для людей защитой от шума и посторонних глаз. У Сони нет даже этого — она беззащитна перед миром.

Читайте также: