Как улучшить работу полиции

Обновлено: 17.05.2024

Обязательства государства в области прав человека, по существу связаны с тремя обязанностями:

– Уважать, т.е. воздерживаться от вмешательства в осуществление прав и свобод человека;

– Защищать, т.е. предотвращать нарушение прав человека со стороны третьих лиц;

– Выполнять, т.е. предпринимать необходимые меры, включая принятие соответствующего законодательства, реализацию политики и программ для обеспечения соблюдения прав и свобод человека.

Обязательства уважать, защищать и выполнять содержат в себе еще две обязанности – надлежащее поведение и результат.

В мире для определения уровня доверия граждан используются 135 индикаторов; из них по 41 индикаторам – определяется доверие граждан полиции!

Так, граждане могут оценить уровень доверия полиции и оценить ее компетентность по таким критериям:

– контроль преступности со стороны полиции, т.е. способность контролировать преступность в обществе;

– реакция полиции на просьбы о помощи, включающий в себя уровень удовлетворенности;

– реакции на случай домашнего насилия, включая и компетенцию сотрудников полиции;

– реакции на насилии, основанном на половом признаке;

– содержание под стражей.

Необходимые меры для повышения доверия к деятельности правоохранительных органов:

– полиция должна быть ориентирована на нужды людей, т.е. на обслуживании граждан (как это делается в Грузии);

– сами здания ДВД областей, УВД городов и РУВД районов должны быть доступными для граждан, а не напоминать хорошо укрепленные бастионы;

Быть легко узнаваемой и доступной для местного населения;

– реагировать на нужды населения, выслушивать проблемы населения;

– доступность полицейских структур для всех сегментов населения (включая группы меньшинств и уязвимые группы);

– информация, которую могут без препятствий получить граждане, т.е. наличие стендов, указателей, номеров кабинетов ответственных лиц, информации о правилах приема, регистрации и рассмотрения заявлений, в том числе и шаблонов заявлений; о порядке обжалования действий действий/ бездействий сотрудников полиции;

– расширение количества каналов коммуникации с обществом с целью введения регулярного контроля над деятельностью сотрудников полиции со стороны простых граждан (телефоны доверия, социальные сети, оперативно работающие каналы связи на сайте МВД и т.п.);

– нулевая терпимость в МВД, даже к самым мелким правонарушениям, со стороны сотрудников полиции любого звания и ранга;

– полицейские участки должны быть оборудованы специальными пунктами для приема населения, т.е. создание дружелюбной атмосферы, при которой местные жители могут свободно изложить свои проблемы;

– усилить взаимодействие Департамента внутренней безопасности МВД, а также управлений собственной безопасности с обществом, через разные каналы коммуникации для получения информации о любых правонарушениях со стороны сотрудников полиции любого звания и ранга;

– ввести обязательное жесткое требование к любому сотруднику полиции сообщать службе внутренней безопасности МВД о любых случаях неподобающего поступка или коррупционного преступления, которое совершил коллега по работе или непосредственное начальство. При нарушении этого требования ввести, как минимум – незамедлительное увольнение без права работы на любой государственной службе, максимум – реальный тюремной срок за соучастие в укрывательстве преступления.

2. При подготовке сотрудников правоохранительных органов в специализированных образовательных учреждениях делать акцент на следующих факторах:

– подготовка абсолютно нового состава преподавательских кадров на базе Академии правоохранительных органов, возможно с привлечением иностранных специалистов на первоначальном этапе;

– проведение жесткой политики по борьбе с коррупцией среди преподавательского состава;

– ужесточение кадрового отбора курсантов в эти учебные заведения через интеллектуальные, а также психологические тесты на определение уровня агрессии и способностей к коммуникации;

– любое повышение по службе возможно только после курса переподготовки, а также прохождения интеллектуального и психологического теста, результаты которых должны иметь открытый доступ для населения. Пока в полиции будет много плохо образованных сотрудников, ситуация не изменится к лучшему.

3. Постепенное, но кардинальное обновление кадрового состава МДВ, в первую очередь на уровне местной полиции и участковых полицейских:

– за счет привлечения новых людей, которые уже прошли через обновленную систему подготовки полицейских кадров;

– за счет значительного повышения уровня заработной платы участковым полицейским, которые являются первой точкой постоянного контакта правоохранительной системы с населением;

– возложить на участкового одну из главных функций по постоянному взаимодействию с местными жителями, с целью повышения доверия к деятельности правоохранительных структур;

– ввести новую и постоянную форму эффективной коммуникации между районными отделами полиции и местными жителями через разные каналы взаимодействия. Например, к сожалению, на данный момент отсутствует эффективная связь и взаимодействие между полицией города, районными акиматами – с одной стороны, и председателями КСК – с другой. НПО могут сыграть решающую роль для обмена информацией, их следует привлекать для сотрудничества.

4. Кроме участковых, в качестве основных структур в деятельности МВД следует рассматривать дорожно-патрульную службу, которая также является одним из важных и частых точек прямого соприкосновения с населением, что сильно влияет на уровень доверия ко всей правоохранительной структуры.

В машинах ДПС должны быть установлены камеры внутреннего и внешнего наблюдения, а разговоры патрульного экипажа должны записываться. При этом полицейские должны иметь право задерживать и опрашивать людей только в пределах видимости камеры своей машины, чтобы не было никаких злоупотреблений.

5. Значительно расширить и увеличить социальный пакет всем сотрудникам правоохранительных органов, который они не хотели бы терять в обмен на коррупционное злоупотребление. В этот пакет должна входить (если сейчас еще не входит) хорошая медицинская страховка на сотрудника и близких членов его семьи, страховка на случай гибели или увечья и т.п. Высокая зарплата и хороший социальный пакет параллельно с нулевой терпимостью к коррупции внутри самих органов правопорядка будут стимулом к снижению коррупционных преступлений среди сотрудников полиции.

6. Параллельно с программой повышения уровня доверия населения к правоохранительным органам по направлениям, необходимо начать работу по изменению имиджа сотрудников этих органов, в том числе через активное сотрудничество со СМИ и блоггерами, для формирования позитивного образа сотрудников правопорядка, тем более что традиционно наибольший интерес у населения вызывает информация о профессиональной работе сотрудников полиции.

Эти меры являются важными для защиты основных прав и свобод личности – в особенности права на жизнь, а также предотвращение и раскрытие преступлений, предотвращение угрозы общественных беспорядков, для обеспечения общественного спокойствия, правопорядка.

Практически все эксперты признают, что одним из первых шагов борьбы с коррупцией является реформа полиции и судов.
По Вашему мнению, что и как необходимо изменить в работе полиции и судов, чтобы снизит коррупцию и обеспечить надлежащую защиту прав и законных интересов граждан и юр.лиц.

-->

Во первых необходимо принять закон, который бы приравнивал коррупционных полицейских и судей к врагам народа. Лишение свободы от 15 лет и выше с конфискацией имущества. Тогда все телефонные звонки сверху будут рушиться об статью. Кто хочет пострадать? Я не когда не смотрю сериалов, достали. А здесь посмотрел Ментовские войны, там интересно высказывается и показывается наша полиция. Там конкретно говорят, достоверно раньше говорят милиция была, а сейчас А.О. все работают за бабло.))) Правдоподобный фильм.

Разрешите не согласиться. Как известно рыба гниет с головы. Всеобщая коррупция это порождение путинской вертикали и ее основа. При нем никакой реальной борьбы с ней не будет. Странно рубить сук на котором сидишь?

Ergo.
Настоящий, а не притворный борец с коррупцией может вызвать неудовольствие лично ВВП.

Предполагаю не успеет.

Попробую навскидку. По-моему, прежде всего нужно изменить главную цель этих институтов. Сегодня они "борятся с преступностью" вместо того, чтобы защищать закон. Преступников можно назначить по указанию свыше. Ни для кого не секрет, что в России посадить можно любого - была бы целесообразность (заплатили, позвонили из "высокого" кабинета, пообещали повышение и т.д.). На мой взгляд, нужно поставить во главу угла защиту законности т.е. обязательное исполнение и применение закона ко всем гражданам, независимо от должностей, статуса и размера кошелька. Реформу Минюста и МВД должны готовить и проводить независимые эксперты, а не сотрудники этих ведомств. Думаю, стране не нужна 2-миллионная армия полицейских, бездарно проедающих огромный бюджет. По ходу реформы не лишним было бы глобально сократить и переквалифицировать кадры, перетрясти руководящий состав (для этого создать "особый отдел"), ликвидировать ГИБДД и перейти на малочисленную, но профессиональную дорожную полицию. В регионах ввести выборный институт муниципальных "шерифов" . Судьи также должны быть независимыми, избранными народом.

Правильно Андрей . Но думаю нынешняя власть способна только на смену вывесок , была милиция , стала полиция , черед за следующей буквой , наверно это будет буква т , а что телиция, Те лица и Я

А он не способен на перемены , он человек системы, опереться на здоровые силы общества- приговор себе обьявить , система требует продолжения банкета , загладить острые углы , посадить мелочь , не трогая крупняка , вот его задача , обьявить суверенную демократию, и под видом суверенности подсунуть приглаженную старую - новую систему. Ждем снайперского вмешательства под шумок борьбы с коррупцией. Но здесь ничего не получится , во первых система не строга , это могло быть у Сталина , но у путина нет той системы, во вторых система в погоне за баблом подставит власть , однозначно.

Как говорится, "будем посмотреть".

У нас законы не совершены по коррупции. Если адвокаты могут находить лазейки, чтобы разваливать дело, а судьи принимают мягкие решения. Если бы были четкие законы, вор и взяточник должен сидеть в тюрьме по закону, то не кто не какой звонок бы сверху не помог. Не нужно было бы доказывать или догадываться давали взятку или нет. В Китае если чиновник проворовался на 10000$ его расстреливают. Я думаю жесткие законы не искоренили коррупцию, но она уменьшилась сильно бы. А сейчас чем больше своровал, меньше дают или человек вообще не сидит. Система прогнила полностью, жесткую политику не кто не примет, потому что все воры имеют власть. Я бы еще добавил, экономические преступления не имеют срока давности. И тогда вертикали власти вообще не будет. Любого кто добрался до власти можно было бы садить. За каждым человеком у руля, стоят огромные деньги, родственники, друзья, которые заработали не законным путем. Кто их сдаст? Есть честные, грамотные люди в правительстве, которые могли бы навести порядок в стране, но они занимают средний уровень в правительстве. И сейчас они как серые мышки, не кто их к власти не подпустит. Они работают за заработную плату. И пока такая серая мышка не встанет у руля страны, не чего не измениться. Не пройдет не один закон, коррупция в нынешней ситуации не победима. Не было серой честной мышки и победил Путин. Потому что, альтернативы не было. Была бы честная, грамотная, принципиальная серая мышка и народ бы проголосовал за нее однозначно. Но серую мышку не допустят. Страной правят капиталы, которые заработаны не честным путем.

Не согласен.
Можно принять какие угодно жесткие законы, но если их не исполнять, будет ли толк? А сейчас не исполняются существующие законы, зачем принимать новые? Можно и по этим сажать.
А паче того - прозрачное исполнимое законодательство, которое не будет оставлять пространства для коррупционных действий. Сокращение бюрократических процедур до абсолютно необходимого минимума.

Законы можно придумать сколь угодно строгие. Но давным-давно сказано: "Строгость российских законов умеряется необязательностью их исполнения". В идеале - зависимость судов, прокуратуры, правоохранительных органов только от закона. В реале - как этого добиться? Кроме формальной административной независимости должна быть независимость материальная. Если от кого-то зависит, получит ли судья квартиру, судья уже зависим. Это я так, навскидку. Наверно, есть еще какие-то аспекты.

Если человеку будет грозить наказание жесткое, не какой телефоный звонок не поможет. Человеку придется или садиться, лешиться свободы или выслушивать начальника. Инстинкт самосохранения сыграет свою роль.

Возможно. Но наказание должно быть ооочень жесткое. Как в Валахии во времена Влада Цепеша. Говорят, тогда можно было кошелек с деньгами на площади оставить и назавтра его найти в целости и сохранности со всем содержимым.

Для начала, необходимо объяснить владельцам ЧССП, что для самореализации или просто для управления крупным заводом, не обязательно иметь это все в ЧС.
Затем по суду вернуть госсобственность государству.
Затем вернуть госсобственность государству, которая была продана задешево.
Затем вернуть оставшуюся крупную бывшую госсобственность.
После этого уже можно заниматься системой госвласти и перевыборов, изменив все радикально.
После этой большой работы.
. можно просто жить и радоваться, что больше нет коррупции и в полиции нормальные люди.
Хотя, конечно все пункты, кроме первого следует делать одновременно или меняя порядок по ситуации.

У нас беда в том что чиновники не несут за разграбления бюджетных средств уголовной ответственности. их перемещают и все. А если б чиновник подписывался под статью, то он бы не пошел работать в структуру или начал бы контролировать все деньги. на нем лежала бы ответственность. А то получают за халатность и т.д. а млрд утекают. Вспомните транснефть крайних не нашли . руководитель живет в Израйле и много таких случаев. да сплошняком Батурина.

Вообще, люди воруют и чувствуют свою безнаказанность, по этому и разворовывают бюджет, а остальные в доли. .

Всё правельно написано . Но нужно Менять понятие Человеческая Жизнь и сколько она стоит.Это не божья ТТварь и она Безценна а Мы матерьялны и Стоимость Человеческой жизни -48,6мл Долларов и это уже научно доказано.Вот от этого и плясать.И Второе понятие Земля это народное достояние-Нет земля и её недры и реки и моря и всё что там находится и что добывается это каждого из нас богатство .А не кучки сытых котов.Просчитав все богатства Земли Российской переведя на эквивалент 48,6мл долларов - Вот Вам и земле-руболь.И % от его пожизненый и некаких пенсий ненадо.И%от суммы растёт по прожитам годам.

Бессмысленно рассматривать обособленно отдельные части государственной машины. Вся их конструкция в сегодняшнем виде в совокупности и есть беспредел и коррупция. Чем отличается корпорация в виде ЦК КПСС от сегодняшней олигархической корпорации. Первая в своих действиях была ограничена морально - нравственными идеалами провозглашенными и в известной мере действенными. По этому коррупция и произвол были, но они стыдливо скрывались и прятались за ширмами информационной блокады. Властная вертикаль, созданная для укрепления режима личной власти, фактически являясь благоприятной средой обитания для олигархических структур разных форм собственности, по своим понятиям выстраивают работу всех государственных структур. Причем здесь полиция и суд.

Не было коррупции при правлении КПСС, там был жесткий контроль. Хотя, безусловно, что самые верткие везде находят возможности "урвать", но их рано или поздно привлекали к ответственности. Был также жесткий отбор на должности по деловым качествам, а не по подхалимству. Было много других недостатков, но не надо делать неграмотные обобщения!

СМИ: Нургалиев не дает расследовать смертельное ДТП с участием своей жены

Пожаловаться на ЖКХ, дороги
Глава МВД Рашид Нургалиев и его ведомство фактически провели спецоперацию, чтобы скрыть информацию о смертельном ДТП, в котором участвовала жена министра Маргарита Нургалиева.

В статье речь о ДТП, которое произошло еще в 2010 году на 22 километре Калужского шоссе. Тогда столкнулся фольксваген, в котором, по утверждению Хинштейна, находилась Маргарита Нургалиева, и жигули. В аварии погибли два человека.

Тогда в жигулях погибли два сотрудника предприятия по обслуживанию лифтов, ехавших на вызов, водитель и две пассажирки иномарки, которая, как позже выяснили журналисты, использовалась в качестве машины сопровождения кортежа главы МВД, получили травмы.

Информация о трагедии с трудом просочилась в СМИ. В статье Хинштейна приводится фото разбитого фольксвагена, в котором, возможно, находилась Маргарита Нургалиева.

В сентябре 2011 года Тверской районный суд Москвы и Видновский городской суд Московской области отказались предоставить материалы о ДТП с участием автомобиля из кортежа главы МВД, сообщает издание.

Законы российские, насколько я знаю, написаны грамотно и продуманно. Они аналогичны многим западным законодательствам, с учетом, безусловно, специфики нашей страны. Другое дело, как законы трактуют, и как пытаются "вывернуть" верткие адвокаты. С этой проблемой я столкнулась на Западе, между прочим, где официально вроде бы нет коррупции. А на деле, похоже, что есть. К окончательным выводам приду позже.
Лично я с коррупцией в российском суде не сталкивалась. Хотя очень много слышала о ней. Подозреваю, что много создано мифов на этот счет, а еще я столкнулась с тем, что есть ловкачи-посредники при судах, которые искусственно нагнетают обстановку и пытаются выловить свою "рыбку" в ими же замутненной водичке. Как раз русские судьи вызвали у меня уважение. Несмотря на свою загруженность и вообще сложность обстановки и множества нападок в их адрес, они более вдумчиво и компетентно разбираются в делах. Хотя вполне допускаю, что мне просто повезло с судьями. Не могу опять-таки делать совсем уж обобщающие выводы лишь из своего личного опыта.
Вообще вопрос коррупции - очень сложный и многослойный, и не так просто выявить корни и их отсечь или вылечить. На Западе существует множество теорий и научных работ по изучению коррупции в странах бывшего Восточного блока, но и эти исследования весьма часто страдают от излишней предвзятости и многих других факторов.
Почитайте о моих мытарствах в шведской правовой системе! Все чаще приходят на ум те же выводы о "позвоночности" и продажности здесь всего и вся.
Но адвокатская роль, как я убедилась, очень значительна в правовой системе. Возможно именно недообразованные, некомпетентные или чересчур "верткие" адвокаты и есть искомые корни коррупции?


Ключевые слова: Российская Федерация, правовое воспитание, общественное мнение, положительный имидж сотрудника полиции.

Общественное мнение является важным социальным институтом общества, регламентирующим те или иные нормы, стереотипы, установки поведения человека.

Проблемы повышения престижа службы в органах внутренних дел Российской Федерации являются одними из наиболее актуальных в современном обществе, в том числе при решении задачи повышения уровня взаимодействия правоохранительных органов с населением [3].

Анализ правоприменительной практики показывает, что имидж сотрудника полиции взаимосвязан с отношениями, доминирующими в обществе по отношению к правоохранительной системе.

В научном плане очевидна необходимость применения новых технологий, имеющих непосредственное отношение к правоприменительной деятельности и личности сотрудника полиции. Имидж сотрудника занимает особое место в ряду проблем, имеющих непосредственное отношение к правоприменительной деятельности, и является важнейшей составляющей его профессионализма, что напрямую зависит от системы отношений, оценок и мнений, доминирующих среди населения, сформированных по отношению к системе правоохранительных органов.

Негативный имидж сотрудника органов внутренних дел, сложившийся в современных условиях, определяет высокую актуальность разрабатываемой проблематики. Однако, уровень разработанности проблемы повышения престижа службы в органах внутренних дел Российской Федерации, поиска технологий формирования положительного имиджа сотрудника полиции не в полной мере соответствует современным запросам практики [1].

Большую роль в информировании общественности выполняют официальные сайты территориальных подразделений органов внутренних дел. Они своевременно пополняются проверенной и современной информацией, а также теми материалами, которые являются ответами гражданам на заданные ими вопросы.

Для оценки деятельности специальных структурных подразделений органов внутренних дел на конкретных территориях рекомендуется создание специализированных институтов гражданского общества, позволяющих анализировать получаемую по различным каналам информацию, в том числе непосредственно от граждан.

Также важно заметить, что анализ состояния служебной дисциплины и правонарушений, допущенных сотрудниками органов внутренних дел, показывает, что комплекс правовых, организационных и профилактических мероприятий остается не на должном уровне.

Деятельность органов внутренних дел требует всестороннего анализа, системного, комплексного подхода к разработке мероприятий по совершенствованию правового воспитания и имиджа сотрудника полиции. При этом необходимо наиболее полно учитывать социологические, психологические, правовые, этические, технические и другие аспекты правового воспитания сотрудников органов внутренних дел. Следовательно, необходимым организационно-педагогическим условием повышения его эффективности является комплексный подход, что означает видеть в правовом воспитании сложную динамичную систему, имеющую определенную структуру и самостоятельные функции, конкретное содержание, набор разнообразных средств и методов воспитательного воздействия, совокупность принципов организации и руководства процессом правового воспитания. Она играет важнейшую роль в осуществлении политического, нравственного, правового, эстетического и физического воспитания сотрудников органов внутренних дел [2].

Большое влияние на правовую грамотность и правовое воспитание сотрудника полиции оказывает обучение в высшем учебном заведении, формирующем в процессе обучения необходимые качества по созданию идеального облика сотрудника полиции. Кроме того, очень важен уровень развития личностных свойств, позволяющий противостоять манипуляциям и деструктивным воздействиям, определять личностные смыслы и цели, делать нравственный выбор, строить диалогические отношения с другими людьми и т. д.

Принцип повторения предполагает учет в деятельности по формированию позитивного имиджа свойств человеческой памяти, что представляет собой запоминание только той информации, которая неоднократно дублируется.

Еще одним немаловажным принципом является принцип непрерывного усиления воздействия, предполагающий последовательное, дозированное наращивание информации [4].

В настоящее время формирование положительного общественного мнения и имиджа органов внутренних дел относится к важнейшему фактору успеха деятельности полиции. На сегодняшний день накоплен огромный опыт, как зарубежный, так и отечественный, по созданию различных кодексов, таких как этических, поведенческих, профессиональных для государственных служащих. При следовании указанным в них правилам можно создать положительный имидж сотрудника полиции.

Таким образом, для сотрудника полиции имидж и общественное мнение имеют важное функциональное и статусное значение, являясь показателем уровня доверия населения и критерием оценки обществом эффективности его деятельности. Органы внутренних дел, как институт исполнительной власти государства в области общественной безопасности, находится в тесных взаимоотношениях с обществом по различным вопросам, играют важную роль в формировании информационного пространства и постоянно взаимодействуют в информационном поле с различными субъектами жизни общества. При этом информационная среда, в которой находятся органы внутренних дел, может быть негативной из-за множества факторов, как внешних, так и внутренних. В этой среде технологии формирования позитивного общественного мнения о деятельности органов внутренних дел и имидже сотрудника полиции имеют важное значение, так как они могут служить основополагающим барьером от негативного информационного воздействия.

Основные термины (генерируются автоматически): дело, общественное мнение, правовое воспитание, имидж сотрудника полиции, положительный имидж сотрудника полиции, Российская Федерация, комплексный подход, непосредственное отношение, непрерывное усиление воздействия, правоприменительная деятельность.


Среднегодовой темп роста общемировых затрат правоохранительных органов на программные средства и оборудование составляет 9,3%. В 2018 году финансирование оценили в $11,6 млрд, за 2020 год потрачено уже более $13,6 млрд, а к 2023 году, по подсчетам аналитической компании Markets and Markets, бюджет увеличится до $18,1 млрд.

С нарушителями будут общаться роботы

В США более 910 организаций, в частности полиция и пожарные службы, используют беспилотники, которые помогают собирать доказательства и отслеживать события на расстоянии.

По словам экс-заместителя комиссара полиции Филадельфии Нолы Джойс, правоохранители также используют системы обнаружения выстрелов, автоматические устройства для считывания номерных знаков и программы для распознавания лиц.

Дроны применяют и в российской полиции. В МВД РФ уточняли, что информация с беспилотников передается на бортовые компьютеры патрульных автомобилей — она помогает контролировать безопасность на дорогах, митингах, а также оперативно отслеживать преступников после происшествия.

Тем временем в США инженер-механик из калифорнийского исследовательского института SRI International спроектировал робота, помогающего полицейским избегать потенциальных конфликтов с автомобилистами.

Робот может просканировать документы водителя и выписать штраф, а чтобы он не уехал, разворачивает под колесами автомобиля планку с шипами. Полицейский при этом может не покидать машину для того, чтобы не подвергать себя риску. Пока что новинка проходит тесты.

Как в Великобритании будут предсказывать преступления

Еще одна система-помощник вскоре появится у полицейских Великобритании. С помощью него правоохранители планируют предсказывать совершение серьезных преступлений насильственного характера с использованием технологий искусственного интеллекта.

В Индии стартап Staqu также разрабатывает ряд вспомогательных технологий для правоохранителей, например ABHED (Artificial Intelligence Based Human Efface Detection) — приложение для анализа отпечатков пальцев, распознавания лиц и голоса.

Также создается технология анализа видеоматериалов Jarvis. Она помогает работникам тюрем следить за заключенными и предотвращать потенциально опасные ситуации.

Разрабатывается и платформа для обработки и анализа больших данных Pine — она использует технологии лингвистической обработки и поиск, основанный на анализе изображений, чтобы находить людей, строить взаимосвязи между событиями и предсказывать преступления.

Коррупционеров вычислит программа

С начала 2020 года МВД России ведет активную работу по разработке специального программного обеспечения, которое в автоматическом режиме будет искать пробелы и противоречия в законах, фактически выполняя функции юристов. Программа будет находить дублирующие друг друга документы и проверять соответствие терминов в разных государственных и муниципальных бумагах.

Кроме того, компьютеры должны автоматически находить коррупциогенные факторы в нормативно-правовой базе — то есть те пункты, исполнение которых зависит от личности чиновника и в обычном режиме проконтролировано быть не может.

Цель данной работы не замена юристов на искусственный интеллект, а создание для них современного инструмента, который позволит повысить производительность труда сотрудников, снизить трудозатраты юристов при проведении правовых и антикоррупционных экспертиз.

Хотя новые технологии призваны обезопасить нашу жизнь, в некоторых компаниях считают, что некоторые спецсредства нарушают права людей.

Так, 11 июня 2020 года сразу три крупные высокотехнологические компании — IBM, Amazon и Microsoft — резко изменили свою позицию по разработке и использованию полицией технологий для распознавания лиц. До последнего времени против применения полицией таких технологий выступали лишь правозащитники.

В итоге Amazon ввела годичный мораторий на их использование полицией, Microsoft отказалась продавать полиции соответствующее ПО, а IBM заявила об отказе от работы над такими технологиями, призвав конгресс провести законодательную реформу в области применения таких технологий.

За несколько дней до моратория от IT-гигантов в конгресс США был внесен законопроект об ужесточении контроля за действиями полиции — Justice in Policing Act of 2020, который уже на стадии разработки нашел поддержку со стороны 166 членов палаты представителей и 35 сенаторов. Его рассмотрение продолжается.

В тексте документа помимо прочего содержится требование об ограничении использования технологий по распознаванию лиц в нагрудных полицейских видеорегистраторах. Они смогут применяться только с разрешения судебных органов, только при непосредственной угрозе или при совершении тяжких преступлений.

Беспокойство вмешательством технологий в личную жизнь выражают и канадские ученые. В июльском докладе Торонтского университета говорилось об использовании полицейской службой района Ватерлоо технических средств для отслеживания переписок людей в онлайн-режиме без их оповещения.

Читайте также: