Как улучшить работу официантов

Обновлено: 08.05.2024

Фото из личного архива

Фото из личного архива

Текучка персонала — беда многих кафе и ресторанов в России, Беларуси, Украине. От того, насколько глубоко люди мотивированы и вовлечены в работу, зависит успех компаний из сферы услуг. На практике решить эти острые задачи сложно.

Как не просто удержать персонал, а еще и создать условия, при которых официанты гордятся своей работой? Как развивать сотрудников, мотивировать их к карьерному росту — и получать довольных гостей? Татьяна Романович, эксперт по развитию сервиса, первый заместитель директора evo wellness club, делится личным опытом. За несколько лет она выстроила систему работы без текучки. Какие подходы и нововведения были использованы? Читайте откровенную историю.

— Текучка кадров на уровне 107% в год: мировой опыт в сфере гостеприимства показывает, что этот показатель считается нормой. За один год ты полностью — один раз — меняешь штат.

Если цифры выше нормы, это всегда свидетельствует и о проблемах в работе с людьми, и о плохом качестве услуг:

  • Если сотрудники меняются слишком часто, ты не успеваешь до конца интегрировать их в работу. Значит, они никогда не выполнят свой функционал на отличном уровне
  • Текучка влияет на замотивированность: работники не трудятся на общую цель, они просто отбывают свое время и уходят.

Если показатель приема-увольнений ниже 107% за год, это очень круто. Скажу прямо: мало кто может им похвастаться, ведь работа в сервисе — всегда крайне выматывающая история. Эмоциональное выгорание — одна из основных проблем.

При этом оздать атмосферу, в которой официанты гордятся работой, выстроить систему найма и развития персонала, чтобы практически избежать текучки, реально. Я убедилась в этом на собственной практике и хочу поделиться с предпринимателями, руководителями этим кейсом.


Татьяна Романович. Фото из личного архива

В evo wellness club, в состав которого входит и ресторан, я пришла работать около 7 лет назад, после учебы в Швейцарии. Приехала в Минск с большим желанием внедрить мировые стандарты гостеприимства, инновации.

Мне поставили задачу что-то с этим сделать. С кухней мы определились: постепенно отошли от концепции wellness — не было глобального спроса со стороны. Питаться едой на пару и без соли, пусть и здоровой, по своей воле мало кто хотел. Настало время для работы с персоналом.

Пересмотр уже созданной структуры: первое, на что обратили внимание. Оказалось, как таковой иерархии выстроено не было. Сотрудники явно не видели перспектив роста: профессионального, личностного.

Семь лет назад гости рассматривали официантов больше как прислугу. Уважения к работе не было и у самих представителей этой профессии.

Люди приходили на работу в сферу общепита по остаточному принципу: не рассматривали ее как серьезное дело, работу всей жизни. Итак, нужно было решать несколько задач:

  • Собрать команду, которая захочет работать (избежать текучки)
  • Внедрить правила, объяснить базовый принцип обслуживания
  • Показать выгоду: если ты будешь выполнять работу великолепно, гость запомнит это и оставит чаевых больше, чем 10% от заказа
  • Мотивировать к развитию внутри профессии.

Начала я с оценки сотрудников: выслушивала их мнения о работе, наблюдала за общением с гостями. И через несколько недель поняла, что… надо подыскивать новых людей. Тех, кто будет разделять ценности нашего клуба. К сожалению, во многих из действующих официантов я этих качеств не увидела.

Фото с сайта tgraph.io

Фото с сайта tgraph.io

Да, при таком подходе есть риски: люди без опыта хуже продают блюда из меню во время общения с гостями. Поразмыслив над этим, я увидела: потребности иметь суперопытных официантов на тот момент не было. На рынке в принципе только несколько рестораторов учили персонал продажам.

В результате было сделано два вывода:

1. Нанимать новичков и обучать их под себя, свои потребности в любом случае эффективнее, чем переучивать персонал с опытом работы. Забегая вперед, скажу: за все время работы мы неоднократно убеждались, что этот подход работает.

Нанимать людей, у которых горят глаза — будет больше толку. Приняв это решение, нужно было выработать критерии отбора. Во время собеседования вопросы задавались по нескольким темам:

1. Вопросы о целях: кем себя видит сотрудник в перспективе года, двух, пяти лет. О чем он мечтает.

Чтобы не было большой текучки, хочется взять на работу человека, который максимально подходит и под твои требования, и под требования объекта. Сотрудника, с которым вы сойдетесь по ценностям и целям.

2. Чем люди живут: какие книги читают, какую музыку слушают, чем интересуются. Уже на этом этапе многие отсеиваются: если человек не любит книги, то вряд ли будет учить стандарты, чтобы стать отличным официантом. В узкой общепитовской сфере нужно обязательно знать много информации: о продуктах и зернах кофе, важно разбираться в винах, понимать соусы, способы приготовления и т.д.

Нужно еще и обладать широким кругозором, чтобы уметь поддержать беседу с гостем.

Ответы показывают, как соискатель оценивает свою работу, воспринимает критику. В сфере сервиса должен работать человек, который адекватно воспринимает даже негативную обратную связь, не будет спорить с гостем:

4. В нашей сфере важно оценивать сотрудника не только по личностным качествам, но и по внешнему виду. Без обид: бывают люди, которые бесят.

Человек еще ничего не сделал, молчит — а уже чувствуется дискомфорт. Может, во всем виновата родинка на носу, может, что-то еще. Ты просто понимаешь: что-то не так.

5. Кстати, на возраст ребят мы не смотрели: важнее было их желание и стремление развиваться, даже в свободное от работы время.

Требуются люди с определенными характеристиками душевности

Сколько бы денег работа ни приносила, если она не интересна — это провал. Думаю, современные руководители убедились: сотрудникам важно видеть ценность в деятельности. Высший смысл.

Если люди не ищут перспектив — они компании неинтересны. Да и ресторан как место работы им не подойдет.

1. Адаптация новичка: самый важный этап. Перед тем как быть принятым на работу в качестве стажера, проходит несколько дней. Это очень важный момент интеграции, ведь многие в новом коллективе теряются.

Если руководитель упускает сотрудника в первые два-три дня, не адаптирует, не опекает его — 90% шансов, что перспективный специалист отсеется.

Соответственно, нужно грамотно ввести в должность, по-семейному радушно.

Изначально нужны люди с определенными характеристиками душевности. Потому что если у человека нет эмпатии, то, наверное, ресторан — не его место.

Важна, конечно, и чистоплотность. Ведь если уже за время стажировки не наглажена рубашка или грязная обувь, то, наверное, дальше сотрудник не исправится.

2. Работа стажером. Спустя несколько дней, если с обеих сторон нет вопросов, мы берем стажера в штат. У него есть максимум 1 месяц, чтобы выучить базовые правила (меню, стандарты, правила сервировки). Конечно, этот период может длиться и 10 дней — если стажер смышленый, быстро все запоминает.

По плану стажер прикрепляется к администратору — обучаться правилам работы. Также надо изучать стандарты самостоятельно. В этот период стажер к гостям не подпускается.

В процессе работы новый официант еще доучивается. Те, кто старше по рангу, делают какие-то корректировки, когда видят ошибки, пока мы не убедимся, что новичок знает прихоти и особенности каждого гостя.

Бывает, что гости, с которыми у нас хорошие отношения, сами говорят, что готовы экспериментировать. Их мы просим присмотреться к новым официантам и дать обратную связь.

3. Если есть задатки, ты сдаешь экзамен на старшего официанта. Это влияет и на зарплату, и на систему мотивации. Сотрудник уже отвечает за что-то большее. Например, за переучет или проверку сроков годности, у каждого свой функционал.

Кому-то мы сами предлагаем попробовать развиваться дальше. Например, если сотрудника вдруг заинтересовали вина и у него талант к этому — я говорю, что ему почитать и где получить знания, чтобы они становились глубже. Если движения вперед не получится — ты всегда можешь вернуться на свою ступень.

4. Администратор — маленький руководитель. На эту позицию ты можешь попасть только после старшего официанта: перепрыгнуть нельзя. Потому что невозможно работать администратором и при этом не знать меню. Какой тогда пример ты будешь подавать своим подопечным? Или если ты плохо запоминаешь, то либо работаешь над этой своей особенностью, либо не растешь дальше.

Время работы на определенных позициях мы не регламентируем. Старшим официантом сотрудник может работать и год, и три месяца. Бывают суперталантливые ребята, у них есть желание, они готовы делать работу качественно — зачем тогда их демотивировать, сдерживая карьерный рост?

Ресторан — это как в армии. Шаг влево, шаг вправо — расстрел

Правил и стандартов, которым учат официантов, много. Несколько главных:

7 лет назад мы завели Книгу гостя. На бумаге, с фотографией и информацией: что человек заказывает, какие ограничения по аллергенам, что категорически не любит, какой любимый столик и пр. Сейчас, с появлением соцсетей и электронных носителей, книгу вести легче. Конечно, мы работаем только с открытой информацией.

3. Прописали чек-листы. Если официант ошибется один-два раза, лояльный гость его простит. А вот новый, скорее всего, не даст второго шанса. Недовольный же — расскажет 10 знакомым о своем плохом опыте. Это я постоянно повторяю своим ребятам.

Техника обслуживания должна быть отдрессирована на подкорке. Ты уже не представляешь себе, каким образом салфетку можно положить по-другому.

Именно поэтому рекомендую не забывать вести чек-листы. У сотрудников куча ежедневной работы, которую нужно выполнять постоянно, и через некоторое время что-то может упускаться. Даже официанты, которые работают по несколько лет, все равно эти алгоритмы соблюдают. Это как почистить зубы — рабочая гигиена.

Чек-лист также позволяет легче адаптировать нового сотрудника в команду. Например, алгоритм открытия смены: человек понимает, в какое время он должен сделать определенные действия, и отметить это на бумаге.

Конечно, стандарты могут меняться. Так, коронавирус внес корректировки в сервировку, в правила дезинфекции: как, чем и сколько раз нужно протирать стол и посуду и т.д. Не надо рассчитывать, что сотрудники сами будут запоминать и выполнять нормы, связанные с профилактикой COVID-19. Обновите чек-листы.

Бывает, что и по поведению гостя, по его запросам становится понятно, что можно поменять. Например, у нас в ресторане все блюда готовятся по технологическим карточкам. При этом официантам поступали просьбы заменить какой-то ингредиент или приготовить из имеющихся продуктов какое-то другое блюдо.

Казалось бы, что сложного — но во многих заведениях вам в этом откажут. Мы же решили идти навстречу этим пожеланиям, взвесив при этом риски:

В результате на практике мы убедились: такое изменение стандарта помогло выигрывать в лояльности — в долгосрочную. Даже если при этом мы можем чуть-чуть проиграть в деньгах

Перед изменениями любых правил важно оценить:

1. Как это эффективно сделать?
2. В какой степени это действительно нужное и эффективное изменение?
3. Не будет ли изменение работать на усложнение процессов?

И когда поменять стандарт под запрос гостя не сложно — это лучше делать моментально.

Табу на обсуждение личной жизни: экзамен

Без проверки навыков и знаний стандартов карьерный рост невозможен — экзамены проводятся на каждой ступеньке карьеры в ресторане.

1. Письменный экзамен, с оценками. Полноту и структуру знаний раньше проверяла я, сейчас — директор ресторана. Интересует знание всех стандартов этикета и обслуживания, кухни, ингредиентов блюд и т.д. Часть понятий сотрудники должны знать наизусть, остальное — суметь передать смысл.

3. В результате выставляется итоговая оценка. Помимо экзаменов, она учитывает, в какой степени сотрудник интегрирован в общую жизнь:

От того, насколько ты следишь за трендами и занимаешься саморазвитием, зависит, насколько ты можешь в своей голове нарисовать потолок карьеры.

Ты сам себя лимитируешь в том, чего достигнешь. Если устанавливаешь барьеры — то не сможешь, возможно, их перепрыгнуть. И это сдерживает развитие, желание трудиться и повышать свой уровень.

К чему быть готовым, внедряя изменения: месседжи для руководителей

150% вовлеченность. Сколько раз я ни пыталась делегировать функционал по найму и развитию сотрудников, я понимала — в 99% случаев потом нужно все исправлять.
Поэтому если директор или владелец ресторана сам не вовлечен, каждый день не проверяет соблюдение стандартов по сервису и качеству, система рано или поздно начнет рушиться.

Если вы понимаете, что не хватает времени на все — выстройте приоритеты в пользу персонала. Без сотрудников твой бизнес ничто.

Гибкость должна стать принятым стандартом. Если вы говорите, что кофейную ложечку надо класть не справа, а как хотите — пусть это будет написано на бумаге.

Иначе, если администратор ресторана требует сегодня работать по классическим стандартам, завтра — обслуживать как нравится, а послезавтра снова возвращает к стандартам, наступит демотивация.

Вывод

Внедрив наши подходы, мы решили проблему текучки персонала в ресторане evo. И не только ее: сейчас руководителей мы растим из сотрудников команды, развиваем их и личностно, и профессионально.

Фото из личного архива

Фото из личного архива

Официанты считают, что занимаются интересным, полезным, перспективным делом. Как руководитель я рада результатам — это мотивация и для меня. Эти инструменты и подходы мы распространили на весь evo wellness club.

И, конечно, профессиональное развитие — это только часть работы с людьми. Важно уделить время мотивации, выявлению творческих качеств, научить реагировать на критику. Об этом я расскажу в следующий раз.

The Village продолжает серию материалов, в которых специалисты в разных областях дают полезные советы о том, в чем они очень хорошо разбираются. В новом выпуске — официанты. Им приходится учить меню и запоминать рецепты блюд, а еще держать в памяти десятки просьб и заказов. Мы расспросили сотрудников заведений Екатеринбурга, как они тренируют память, чтобы ничего не упускать.


Руслан Берхеев

Не полагаться на гаджеты

Работа в общепите сильно укрепляет память, но сейчас официанты чаще полагаются на айфоны и айпады. Забиваешь заказ при гостях, отправляешь на кухню и лишь потом вникаешь, что же они заказали. Все происходит фоном. А когда записываешь заказ в блокнот или запоминаешь его — мыслишь активнее.

Разговаривать с практиками

Людей, которые зубрят, легко выбить из колеи нестандартным вопросом. Если же ты постиг механику и процесс приготовления блюда — быстро сообразишь, что будет, если убрать пару ингредиентов. Чтобы запомнить новые блюда, я иду на кухню и расспрашиваю поваров. Практик объяснит все коротко, с примерами и простым языком, а еще расскажет историю.

По первому образованию я политолог, но в магистратуре решил изучать металлургию. Я долго не мог запомнить физические формулы, потому что трудно было понять их назначение. Изучить сочетаемость металлов и особенности плавки помогло общение на профильных форумах.

Строить логические цепочки

Гастрономическая память подчиняется логике. К стейку подают красное вино, к рыбе — белое, плотный ужин хорошо завершить легким десертом. Гости редко заказывают несочетаемые продукты, и запоминать большинство заказов помогает принцип сочетаемости. Есть и обратная сторона: вы точно запомните то, что вас удивит или рассмешит. Скучное пино гриджо к стейку с кровью я помню до сих пор.

Батыр Жакешов

Соблюдать режим

Чтобы заточить память на конвейерную работу, следует давать мозгу отдых. Правильно отдыхать не менее восьми часов, приучить себя просыпаться в одно и то же время, не пропускать полноценный завтрак, есть сложные углеводы и сахар. Утром я не боюсь переесть: все, что съедено за завтраком, организм сожжет еще до полудня.

Часть моего режима — короткая тренировка памяти. Раз в неделю можно выучить новое стихотворение, довести до идеала скороговорку. Тренировка поможет не только держать мозг в тонусе, но и улучшит риторику.

Не суетиться

Раньше я пользовался блокнотом, затем записывал только первую и последнюю позиции, а со временем отказался от записей. Понял, что память работает лучше, когда ты бодр, расслаблен и не суетишься. Просто общаешься и мысленно проговариваешь слова гостя. А когда судорожно пытаешься запомнить заказ — фактически выпадаешь из общения, и становится только хуже.

Изучать историю

Бывают блюда, которые никак не хотят откладываться в памяти, — обычно те, о которых я ничего не знаю. Полезно узнать историю появления блюда, нюансы и факты. Когда становится интересно, начинаешь запоминать.


Алена Кассирова

официант Double Bar

Увидеть своими глазами

Худший способ запомнить меню — вызубрить его. Нужно понять, как готовится каждое блюдо, из каких ингредиентов, сколько времени. Мне помогали ролики на YouTube: я изучала барную карту и смотрела, как производят разные виды алкоголя, как варят пиво и смешивают коктейли.

Когда встречала в меню незнакомое слово — шла на кухню и просила показать и рассказать, о чем идет речь. Абстрактные вещи запомнить невозможно. Лучше увидеть и потрогать.

Разбивать на категории

Я стараюсь запоминать все последовательно и упорядоченно. Во-первых, выслушиваю гостей по очереди. Во-вторых, мысленно составляю списки, в каком бы порядке ни получила заказ: сначала салаты, затем супы, потом горячее. В той же последовательности забиваю блюда в ресторанную программу.

В обычной жизни я мыслю точно так же. Если изучаю что-то новое, сначала запоминаю основные шаги, а затем пополняю знания по каждому из пунктов.

Озвучивать выводы

Часто бывает, что гость не может определиться между двумя блюдами: цезарь или греческий, греческий или цезарь. В итоге он выбирает греческий салат, а ты идешь и просишь приготовить цезарь, потому что долго о нем рассказывал. Поэтому важно вслух проговорить результат.


Николай Смирнов

Рассказывать другу

Ролевая игра — лучшая техника для того, чтобы запомнить сложное. Принимаешь заказ у коллеги — потом он у тебя. Учишься проговаривать и запоминать мелкие детали. Самое главное, что такое общение развивает уверенность в изученном.

Рисковать

Я работал в заведении, где заказы не только не записывают, но и не проверяют перед тем, как отдать на кухню. Так официант выглядит как собеседник, а гостям нравится неформальная обстановка. Это рискованный путь, но короткую память он тренирует колоссально.


Квалифицированный персонал — неотъемлемая часть любого успешного ресторана. Чем лучше ваши официанты будут обучены стандартам обслуживания и позициям меню, тем успешнее они будут способствовать увеличению среднего чека. В этой статье мы поговорим о том, как увеличить средний чек ресторана.

Как официант может увеличить средний чек ресторана

Абсолютное знание меню

Важнейший фактор, как увеличить средний чек ресторана. Первое, что должен сделать официант перед началом работы – запомнить меню, но эта задача не ограничивается знанием позиций и цен. Официант должен быть готов ответить на любой вопрос гостя, поэтому ему необходимо изучить все ингредиенты, способы приготовления блюд и виды термической обработки главных ингредиентов.

Проводите дегустации для ваших официантов. Они должны знать, какой вкус у каждого пункта в вашем меню. Таким образом, когда гость спрашивает, насколько острое, сладкое или пряное блюдо, официант сможет дать точный и честный ответ. Если официант знает вкус каждого блюда, он на 100% вовлечён и ощущает сопричастность, он не просто знает меню, он знает, как его продавать и что предложить гостю с определенными вкусовыми предпочтениями. Кроме того, дегустации дадут официантам представление о внешнем виде блюда перед подачей, что позволит им контролировать качество и грамотно подавать позиции меню.

Расширение чека

Рекомендовать гостю дополнительные позиции можно на любой стадии заказа блюд, но важно научить Ваш персонал читать невербальные сигналы и не переусердствовать в своем рвении – никто не любит назойливые продажи.

Продажи более дорогих позиций

Предоставьте гостям возможности добавлять в свою еду опции, такие как дополнительные ингредиенты для пиццы или фирменный чай с фруктами вместо обычного листового. Если посетитель заказывает 3 или 4 позиции роллов, то ему можно предложить сет, который полностью или частично содержит желаемые роллы. Таким образом официант может помочь гостю принять решение, что покупка сета будет для него выгоднее.

Продажи бОльшего количества блюд или блюд бОльшего объема

Своевременное предложение

После нескольких вкусных и аппетитных блюд не всегда доходит дело до десертов, потому что гости уже ощущают сытость. Своевременный вопрос от официанта про десерты может также увеличить средний чек. Например, во время заказа горячих напитков, когда гость почти доел основное блюдо, можно вежливо спросить и о напитках, и о десертах.

То же самое касается и напитков, если официант увидит на 3/4 опустевший бокал с напитком и предложит повторить, то гость может легко согласиться. Главное, чтобы рекомендация была своевременной и не оказывала давления на гостя.

Повышение маржинальности чека

Обучите своих сотрудников работе с маржинальными блюдами. Им нужно их знать, грамотно продавать и разбавлять низкомаржинальные чеки. Например, в ресторанах фаст-фуд обязательно предлагают картошку к бургеру. Бургер имеет бОльшую себестоимость в чеке, если разбавить напитком и гарниром, то маржинальность чека меняется в лучшую сторону. Официант также может предложить взять блюдо с собой. Например, взять десерт, чтобы кого-то порадовать.

Скрипты

При составлении скриптов важно прописывать правила, чтобы персонал ресторана не превращался в шаблонную рекламу из телевизора. Сотрудник должен оценивать эмоциональное состояние и язык тела гостя, чтобы понимать насколько уместно предложение.

Визуальный контент в меню

Самый красноречивый официант не заменит наглядного примера блюда. Если в меню представлены фотографии блюд, то во время заказа гостю необходимо показать страницу с фотографией. Это поможет дополнить рассказ о позиции и заинтересовать и визуалов и аудиалов. Такой прием увеличивает вероятность заказа, потому что гостю становится легче принять решение.

Внутренняя мотивация

Ваши сотрудники будут лучше справляться со своей работой, если они будут понимать, почему они это делают. Официант должен знать историю создания меню и основную идею, которая в него заложена. Чтобы этого добиться шеф-повар может рассказать о нем, а отдел маркетинга подготовить презентацию. Но самым эффективным и эффектным решением будет создание видеоролика, в котором и бренд-шеф, и ресторатор, и отдел маркетинга кратко и заразительно расскажут о новом меню и презентуют его команде. Такой видеоролик можно без труда снять записать на мобильный телефон и прокручивать на внутренних экранах заведения или на тех же мобильных устройствах во время пятиминуток.

Тестирование на знание позиций будет более эффективным, если его сделать в игровой форме. С помощью интересных тестов в мобильных приложениях вы можете донести до персонала идеологию и заинтересовать в изучении разных аспектов меню.

Также важно выстроить систему мотивации. Создайте такие условия, чтобы официанту было выгодно продавать специальные предложения или позиции определенных категорий. Материальное вознаграждение не всегда позволяет добиться такого уровня мотивации, как материальное вознаграждение и моральное поощрение. Мощным стимулом для сотрудников может послужить признание и присуждение подкрепляющих статусов. Например, наградой может стать посещение какого-либо другого ресторана вместе с лучшими официантами сети и владельцем ресторана. Таким образом, вы собираете крепкую команду и повышаете значимость своих сотрудников. Эмоциональная составляющая – это сильная мотивация для продаж.



В каждой профессии существуют свои хитрости, которые помогают людям больше зарабатывать. Соответственно, простые смертные не посвящаются в эти секреты, а потому ведутся на все уловки. Особенно много приемов у официантов. Novate. ru делится некоторыми из них, чтобы вы больше не попадались на крючок, и тратили в ресторане ровно столько, сколько планировали.

Людей, которые хорошо выглядят, обычно сажают в центре зала или на красивых летних площадках. / Фото: mobris.ru

Даже популярные кафе, в которые невозможно пробиться субботним вечером, иногда бывают пустыми. Если вам повезло, и при входе в заведение вы обнаружили множество свободных столиков, не радуйтесь раньше времени. Скорее всего вас будут использовать в качестве приманки. Что это значит? Хостес посадит вас за самый неудобный столик, расположенный у входа, чтобы создать видимость заполненного зала.

Хитрость 3: Пустой стол – главная цель официанта

Официант торопиться убрать тарелки не только из любви к чистоте. / Фото: city-sochi.ru

Официанты задают вопросы, предполагающие выбор, а не отказ. / Фото: zen.yandex.ru

Хитрость 5: Бокал наполовину пуст или наполовину полон?

Официанты постоянно подливают вино, чтобы бутылка быстрее закончилась. / Фото: subscribe.ru

Как только бутылка вина приземлилась на ваш стол, официант приступает ко второй части своего хитроумного плана: не успеваете вы сделать глоток, как он тут же подливает вино. Нет, он не хочет споить вас, его цель состоит в другом: вы должны опустошить бутылку как можно быстрее, чтобы она закончилась посреди трапезы и вам пришлось заказывать еще алкоголя.

Хитрость 6: Официант плохого не посоветует. И хорошего тоже

Следует насторожиться, если официант настоятельно рекомендует заказать определенное блюдо. / Фото: zen.yandex.ru

Существует несколько причин, по которым официант себя так ведет:

Поэтому не нужно вестись на уловки официанта, стойте на своем. Иначе не факт, что обещанное им блюд действительно будет очень вкусным и недорогим.

Хитрость 7: Бесплатный сыр только в мышеловке

Бесплатные закуски призваны увеличить жажду или аппетит. / Фото: dlyakota.ru

Если же вам принесли десерт или коктейль за счет заведения, также не стоит обольщаться. Официант просто хочет продлить ваше пребывание в ресторане (читайте – длину вашего чека) или ждет хороших чаевых. Есть еще один вариант такого аукциона щедрости – вполне возможно, что к вам испытывает трепетные чувства повар или официант.

Хитрость 8: Музыка нас связала

Официанты не всегда выполняют просьбу сделать музыку тише. / Фото: banketof.ru

Иногда музыка в ресторане играет слишком громко, и вы просит официанта сделать чуть тише. Он исполняет вашу просьбу в одном случае из десяти, но при этом всегда говорит, что сделал все, как вы просили. А вот здесь на сцену выходит самовнушение: вам действительно будет казаться, что музыка утихла.

Интересный факт: Обычно, в кафе включают громкую танцевальную музыку, чтобы посетитель на подсознательном уровне подстраивался под ее ритм и ел быстрее.

Хитрость 9: Последнее блюдо в списке самое дорогое

Официант называет самое дорогое блюдо последним. / Фото: fb.ru

Читайте также: