Как самообразование может помочь в овладении будущей профессии

Обновлено: 25.05.2024

Сегодня иметь профессиональное образование – еще не значит быть востребованным и пригодным для работы. В век цифровых технологий и интернета практически все сферы деятельности претерпевают колоссальные перемены, требующие дополнительного развития. Более того, наука и прогресс не стоят на месте. Недаром гласит народная мудрость: век живи – век учись. Сделать индивида более приспособленным поможет самообразование. Заниматься данным видом никогда не поздно, но начинать лучше, как можно раньше. Сегодня мы расскажем об особенностях самообразования студентов-первокурсников (и не только!) и дадим дельные рекомендации по планированию самопогружение.

Сегодня иметь профессиональное образование – еще не значит быть востребованным и пригодным для работы. В век цифровых технологий и интернета практически все сферы деятельности претерпевают колоссальные перемены, требующие дополнительного развития. Более того, наука и прогресс не стоят на месте. Недаром гласит народная мудрость: век живи – век учись.

Сделать индивида более приспособленным поможет самообразование. Заниматься данным видом никогда не поздно, но начинать лучше, как можно раньше. Сегодня мы расскажем об особенностях самообразования студентов-первокурсников (и не только!) и дадим дельные рекомендации по планированию самопогружение.

Самообразование – это…: понятие, принципы и роль

Самообразование может проходить в самых разных вариациях: отдельно от обучения или параллельно погружению в профиль, совпадать с осваиваемой или уже освоенной профессией или вовсе отличаться от нее.

Осваивать новые горизонты самостоятельно можно в подобных условиях: при специализированном учебном центре, онлайн, дома за книгой и пр. Притом решение о повышении собственного уровня познаний и навыков должно быть обоснованным, замотивированным и добровольным.

Принципы эффективного самообразования на первом курсе

Принципы эффективного самообразования на первом курсе

Ключевыми принципами самообразования студентов являются:

  • Индивидуальный подход, который предполагает, что учащийся будет осваивать то направление, которое желает, к которому он предрасположен и пр.;
  • Регулярность и ответственность. Без самодисциплины и систематических тренировок, занятий в этом деле не обойтись. Главное – найти время для обучения и не лениться;
  • Инициативность и добровольность. Заставить осваивать что-то новое невозможно (только если это не в составе образовательной программы при вузе). Индивид сам определяет потребность в знаниях и навыках, формирует свою траекторию развития и выбирает наиболее удобный для него способ погружения в новую среду или область. Поэтому самообразование – это исключительно добровольный процесс.

Роль самообразования высока. Во-первых, эта деятельность позволяет углубить познания в выбранной области и обрести новые (более совершенные и современные, актуальные) навыки, делает индивида более приспособленным и востребованным, конкурентоспособны на рынке труда.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

В-третьих, самообразование – процесс продуманный и целенаправленный, учитывающий особенности индивида, его желания и потребности.

В-четвертых, самообразование у студентов (независимо от курса) позволяет глубже изучить предметы, погрузиться в профиль, ведь далеко не все моменты можно осветить на лекциях и семинарах.

Способы организации самообразования у студентов-первокурсников

Казалось бы, как и когда учащимся первого курса колледжа или вуза заниматься самообразованием, если они только попали в новые условия и еще не освоились? Единственное, что может им помешать – новая учебная нагрузка и новые предметы, непривычные условия и пр.

Процесс самообразования может быть организован разными способами:

Как составить программу самообразования?

Чтобы изучение литературы и обретение новых представлений и навыков не было напрасным, важно тщательно проработать программу самообучения. Под данным термином следует понимать подобранные темы и литературу, дополнительные инструменты для освоения выбранной области или предмета, навыка.

Программа самообразования должна учитывать следующие аспекты:

Не ограничивайтесь банальным чтением или просмотром вебинаров, видео-уроков. Конспектируйте материалы, делайте пометки, повторяйте пройденное и старайтесь пользоваться новыми знаниями в повседневной жизни.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Советы специалистов ОЦ Дисхелп по организации самообразования

В самообразовании чаще всего заинтересованы студенты старших курсов, которые уже привыкли к нагрузкам, поняли, чем они хотят заниматься, чего им не хватает, в каком русле они могут и желают развиваться. Первокурсники в течение первого семестра не уделяют должного внимания самообразованию. Они просто следуют намеченной трек тории: учебный план – расписание – требования педагогов. После адаптации им становится посильно новое русло, притом они могут выбирать направление и вариант его освоения: дополнительные секции при вузе, вне вуза, онлайн-площадки и пр.

Чтобы самообразование приносило только пользу, специалисты Дисхелп советуют придерживаться следующих правил:

Специалисты Дисхелп готовы помочь студентам и всем желающим в формировании программы самообразования. Наши специалисты оказывают тьюторские услуги, грамотно подбирая ресурсы и формируя план обучения. Оформить заявку можно на сайте, заполнив бланк заказа.

Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности. Преуспеть в современном мире без него не возможно.

.Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование

во всех областях. Только те знания прочны и ценны, которые

вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое

знание должно быть открытием, которое вы сделали сами

Для педагога самообразование – самостоятельное овладение савокупностью профессиональных ценностей, технологий, т. е это целенаправленная работа по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.

Самообразование воспитателя ДОУ помогает ему быстрее адаптироваться к изменениям социальной среды, своевременно знакомиться с инновациями в сфере образования, регулярно пополнять запас теоретических знаний педагогической науки, а также совершенствовать свои навыки и умения. -

Педагог 21 века - это:

1 Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;

2 Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;

3 Способный организовать рефлексивную деятельность;

4 Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.

Способность педагога к самообразованию, которая проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию, является одним из показателей его профессиональной компетентности.

Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний.

Сущность самообразования заключается в умениях самостоятельно добывать знания из различных источников, воплощать их в практической деятельности, совершенствуя профессиональное мастерство. (сущность характеризует педагога 21 века)

Источники, используемые в процессе самообразования:

- литература (методическая, научно популярная, художественная, публицистическая и др)

- видио и аудиоинформация

- конкурсы, семинары, конференции,

- дискуссии, тренинги, мастер –классы, мероприятия по обмену опытом,

- проведение исследовательской, поисковой деятельности,участие в олимпиадах и проектах,

- изучение информационно компьютерных технологий,

- включение в работу интернет-сообщества по интересующему направлению в своей профессиональной деятельности.

Перечисленные источники знаний могут способствовать одновременному развитию личностного и профессионального роста.

Основными критериями самообразования педагогов являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности

(рост качества образовательного процесса, воспитанности дошкольников, творческий рост педагогов, внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс ДОУ.

Мотив для самообразования - необходимость быть в курсе последних изменений в науке и практике своей профессиональной деятельности.

Поэтому важно в самооброзовании, когда инициатива исходит от самого педагога. Он должен почувствовать, что без самообразования сегодня работать творчески нельзя, необходимо постоянно заниматься самообразованием, чтобы успеть за научно - техническим прогрессом, быть на уровне современных требований общества.

В современных условиях педагог прежде всего исследователь, обладающий научным психолого – педагогическим мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, определённой исследовательской смелостью, развитой педагогической интуицией, критическим анализом, т. е педагог формирующий свой инновационный потенциал.

Итак, речь идёт о необходимости осознания дальнейшего профессионального роста. И у каждого педагога он идёт по разному. Наиболее часто встречающаяся форма, - поэтапно – перспективный творческий план самообразования, в котором проявляются пофессиональные интересы.

В плане мы указываем направления своей работы с детьми, педагогами и родителями и осуществление накопления материала. Из этого плана видно, над какой проблемой работает каждый педагог. Если педагог определил для себя какую – либо тему, то должен продумать, с какой целью она будет изучаться, т. е создать некий продукт. Каждая деятельность бессмыслина, если в результате её ничего не создаётся или нет каких либо достижений.

В личном плане самообразования обязательно должны быть спрогназированы желаемые результаты работы.

- подготовка статей, докладов, сценариев;

- проведение тренингов, мастер-классов, семинаров;

- разработка новых организационных форм и методов работы;

- подготовка авторской парциальной (частично решающей общие задачи) программы;

- разработка методических пособий по одному или нескольким направлениям работы;

- комплект электронных занятий, объединённый предметной тематикой;

- комплект дидактики по направлению (наглядный материал, дидактические игры и пособия)

- создание банка данных игр, загадок, стихов;

- разработка тематических родительских собраний и мероприятий (познавательные игры, конкурсы, представления);

- конспекты занятий с применением инновационных технологий;

- создание электронной библиотеки произведений художественной литературы согласно программе.

Результативность самообразования:

Молодому педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволит пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. У педагогов будет развита потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскроется творческий потенциал.

Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, будет иметь возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности в целом.

Будучи детьми, все мы мечтаем об интересной профессии. Кто-то становится тем, кем хотел стать в детстве, а чья-то профессия кардинально отличается от детской мечты. Однако, как бы там ни было, любая работа требует знаний и навыков. И конечно, стоит сказать, что мир не стоит на месте, а совершенству нет предела. По этой простой причине нельзя забывать и про самообразование, без которого невозможна успешная профессиональная карьера.

Почему самообразование - непременное условие профессиональной карьеры?

На данный момент в России и в мире в целом функционируют сотни различных ВУЗов, выпускающих специалистов в самых различных областях. Окончание высшего учебного заведения, пусть даже самое успешное, вовсе не гарантирует блестящую карьеру. Мы получаем знания, определенные навыки, но этого недостаточно. В течение всей своей жизни человек должен получать знания, но уже самостоятельно. Вот почему самообразование – непременное условие успешного профессионального пути.

Самообразование - непременное условие

Есть ряд факторов, которые утверждают это. Поговорим немного о них.

Зачем нужно самообразование?

Самообразование является непременным условием в жизни человека, потому, что:

  • Общество базируется на потреблении новых знаний.
  • Самообразование гарантирует личностный рост.
  • Без получения новых знаний невозможно дальнейшее продвижение в какой бы то ни было сфере.

Это лишь некоторые основные причины того, что самообразование – это непременное условие профессиональной деятельности.

Две стороны медали

Самообразование, с одной стороны, это вид свободной деятельности, направленной на самореализацию, повышение культурного и образовательного уровня, самосовершенствование. С другой стороны это понятие можно рассматривать, как систему познавательной деятельности, направленную на продолжение профессионального образования. Обе точки зрения верны.

Самообразование в профессиональной карьере

Человеку для успешного продвижения в профессиональной области постоянно необходимы новые знания, благодаря которым он становится более образованным и развивается в целом. Поэтому самообразование является непременным условием этого развития. А чем же, оно, собственно характеризуется?

Параметры самообразования

Приведем следующий пример. Человек в силу каких-либо побуждений ищет ответ на определенный вопрос. Будет ли это считаться саморазвитием? Конечно, нет. В данном случае он получит знания, однако саморазвитие строится на основе внутренних мотивов.

книги и самообразование

Другой характеристикой является самодеятельность, инициатива. Цель в данном случае – расширять собственный кругозор, совершенствовать знания. Третье, чем характеризуется саморазвитие, – приобретение новых знаний без контроля руководителя. Человек сам ищет информацию, впитывает в себя знания, стремится к более глубокому развитию. Что же это в конечном счете гарантирует?

А гарантирует это получение нового материала, личностный рост, усвоение определенных образовательных задач, легкость в решении общих проблем и даже высокое духовное развитие. Иными словами, самосовершенствование помогает не только в какой-либо одной сфере, но параллельно и в других различных областях. И, конечно, же, саморазвитие не может не являться непременным условием в профессиональном плане.

Цитата про цели великого человека - лучший мотиватор

Что может мотивировать лучше, чем цитаты великих людей? Сторонники когнитивно-бихевиоральной психотерапии утверждают, что неправильные мысли являются причиной всех человеческих бед. Они считают, что именно убеждения влияют на эмоции и поведение .

Страховка в Финляндию: специфические особенности, оформление и требования

Каждый, кто желает провести выходные или отпуск в Финляндии, сначала должен озаботиться получением визы и медполиса. Для получения первого документа необходимо обратиться в финское консульство. А вот страховка в Финляндию – дело сугубо .

Щербет - это сладость или напиток?

Спору нет, щербет пришел к нам с Востока. Родиной его считают Индию. Там он известен под названием шарбат. В странах распространения арабского языка его стали величать похоже. Он назывался там шарбой, а в Турции он уже получил свое окончательное, .

Аквариумные рыбки голубые дельфины: с кем уживаются и как ухаживать

Красивые аквариумные рыбки голубые дельфины принадлежат семейству Цихловые. Это одна из наиболее распространенных аквариумных рыбок, заслуживших популярность благодаря необычному внешнему виду и покладистому характеру.

Вопрос о том, что делает человека Человеком, не является праздным, особенно для молодых родителей. Его надо не только вырастить, но и воспитать как гражданина, труженика, друга, заботливого сына и внука, доброго соседа… Где искать движущие силы развития личности — ответим на этот вопрос.

Движущие силы развития. Определение, понятие, виды, классификация, этапы развития и цели

Вопрос о том, как выбрать крестных на крестины ребенка, является одним из наиболее важных в дни, предшествующие совершению этого великого таинства. От того, насколько удачен будет выбор родителей ребёнка, во многом зависит тот путь духовного возрастания, которым ему предстоит пройти. Поэтому постараемся со всей полнотой разобраться в этом вопросе, и по возможности избежать ошибок.

Узнаем как выбирают крестных для ребенка? Кому нельзя быть крестным ?

Взыскание упущенной выгоды по ГК РФ (статьи 15, 393) на практике является процессом достаточно сложным. Проблемы главным образом связаны с отсутствием общей формулы расчета.

Упущенная выгода: статья ГК РФ и комментарий к ней

Переработка бумажных отходов, то есть макулатуры, очень актуальная на сегодня деятельность, позволяющая существенно экономить природные богатства. К тому же сбор и переработка макулатуры – бизнес, ежегодно приносящий стабильную прибыль.Как открыть свое мини-предприятие по переработке макулатуры?

Автор: Белоненко Мария Михайловна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №3"
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: статья
Тема: Самообразование и самосовершенствование как основа моего профессионального роста
Раздел: полное образование

«Самообразование и самосовершенствование как основа моего

Развитие образования делает сегодня все более актуальным решение

проблемы профессионализма педагога, уровня его компетентности. Это

обусловлено тем, что общество осознает необходимость качественного

улучшения образования, его направленности на расширение возможностей

личности. Эти ожидания в зависимости от общественных потребностей и

новые возможности реализации личности, обуславливают необходимость

создания эффективного механизма, позволяющего осуществить выявление

конкретных профессиональных возможностей каждого учителя и перспектив

Меняющаяся ситуация в системе общего образования формирует и новые

образовательные потребности педагогов. Она волнует любого учителя,

сознательно стремящегося к повышению своей профессиональной

компетенции, желающего быть способным и готовым к действиям в новых

социокультурных условиях. В этом, очевидно, проявляется тенденция

формирования нового образа педагога. Она связана с четким различием

понятий о педагоге, как хорошо обученном специалисте, и учителе-

профессионале, не только виртуозно владеющим педагогической

технологией, но и способным к самооценке собственной деятельности.

Актуальность исследования

Современная образовательная ситуация, характер системных изменений,

особенно значимо проявляется в период смены образовательной парадигмы, в

условиях перехода к непрерывности образования и глобальной

информатизации. Центральной проблемой образования становится

обеспечение высокого качества образования, что невозможно без решения

проблемы профессионального роста педагога. Новые целевые установки

заставляют акцентировать внимание на процессе самообразования учителя.

Новизна исследования

Заключается в том, что была сделана попытка разработать траекторию

непрерывного образования и профессионального роста педагога.

Опираясь на результаты научных исследований по проблеме

самообразования, разработать основные подходы к своему

Выявить требования к личности и профессиональной деятельности

современного педагога и определить сущность понятия «личностно-

Определить тенденции и особенности самообразования педагога в

современных условиях развития системы образования.

Обосновать средства и условия, обеспечивающие личностно-

профессиональный рост педагога в процессе самообразования.

Наметить пути эффективного управления процессом

профессионального роста педагога.

Открыть новые возможности самообразования. Нацелиться на

творческий подъем и эффективную реализацию педагогических идей.

Самообразование педагога становится условием его личностно-

профессионального роста, если:

самообразовательная деятельность имеет концептуальное обоснование,

осуществляется как непрерывный процесс, содержание которого

направлено на самопознание и самосовершенствование себя как

педагога, человека, личности, индивидуальности, на овладение

инновационными образовательными идеями и технологиями, а также

способами творческой педагогической деятельности;

система самообразования способна порождать личностные ценности и

смыслы профессии и жизни; наполнена личностно значимым

содержанием; регулируется принципами субъектности,

профессионализма, творчества, индивидуализации;

реализуется комплекс педагогических условий, которые обеспечивают

эффективное функционирование самообразовательной деятельности:

конструирование программы самообразования, моделирующей

профессионально-творческую деятельность педагога; реализация

ценностно-смысловых и деятельностно-рефлексивных механизмов его

Методы исследования

теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме, анализ

обобщение эффективного педагогического опыта;

наблюдение, беседы (интервью, анкетирование);

анализ продуктов учебной и самообразовательной деятельности

Самообразование. Характеристика процесса

Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность,

управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой-

либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. Ожигов

дает такое определение: самообразование – это приобретение знаний путем

самостоятельных занятий без помощи преподавателя.

Педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять

и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ

возникающих в работе с детьми ситуаций.

Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих

знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы

развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть

элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.

Самообразование будет продуктивным, если в процессе реализуется

потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию; учитель

понимает как позитивные, так и негативные моменты своей

профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а

следовательно является открытым для изменений; педагогическая рефлексия

станет необходимым атрибутом учителя-профессионала; программа

профессионального развития учителя будет включать в себя

исследовательскую, поисковую деятельность; если будет осуществляться

взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Профессиональное самообразование – динамический и непрерывный

процесс. Существуют различные подходы к классификации стадий

профессионального роста учителя. В классификации Р.Фуллера выделяется

стадия адаптации и активного усвоения методических рекомендаций – 2-5

стадия зрелости, наступающая, как правило, через 6-8 лет и

характеризующаяся стремлением переосмыслить свой педагогический опыт,

желанием самостоятельных педагогических исследований.

Первый этап отмечен личными профессиональными проблемами.

Формируется представление о себе как профессионале, возникает острая

потребность разобраться в себе как специалисте. Второй этап

характеризуется вниманием учителя к своей профессиональной

деятельности. Третий этап отличается возрастанием творческой потребности.

Представление о себе и педагогической деятельности требует обобщения и

Работа должна начинаться с формирования мотивации на самообразование,

обеспечивающее активную поисково-познавательную и творческую

Мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:

Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению,

родительскому собранию, классному часу, общешкольному

мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость

поиска и анализа новой информации.

Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий

человек не сможет из года в год работать по одному и тому же

пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же

доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть

интересной и доставлять удовольствие.

Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и

Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую

очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение и

соответственно очень часто создают образ учителя как

Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в

школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или

классному руководителю. Если учитель на хорошем счету у

администрации, методического совета, отдела народного образования,

он имеет больше прав в выборе классов, нагрузки и др.

Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его

Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение

аттестационной комиссии, надбавки, а может даже звания и

правительственные награды – все это зависит от квалификации и

мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не

Интерес. Учиться просто интересно.

Если представить деятельность учителя в области самообразования списком

глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать,

наблюдать и писать.

После определения мотивов следует конкретизировать тему

самообразования. При выборе темы самообразования важно помнить, что она

должна соответствовать методической теме образовательного учреждения.

Тематикой самообразования также может быть: одна из годовых задач ОУ;

проблема, которая вызывает у педагога затруднение; пополнение знаний по

уже имеющемуся опыту.

Формы самообразования учителя:

индивидуальная, предполагающая самостоятельную работу над

повышением профессионального и методического уровня;

коллективная, направленная на активное участие группы педагогов в

Конкретные формы работы определяются педагогом совместно с

администратором, ответственным за методическую деятельность в ОУ.

Следующий этап - создание плана самообразовательной работы.

Самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно. В личном

плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов,

Читайте также: