Как рассчитать зарплату учителя по часам

Обновлено: 13.06.2024

Правила исчисления заработной платы педагогов государственных организаций утверждены приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 11 мая 2020 года № 191.

Перечень должностей педагогов утвержден приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 15 апреля 2020 года № 145.

К педагогам относятся:

1). Учителя организаций дошкольного и среднего образования, преподаватели организаций образования;

2). Руководитель (начальник, директор, заведующий) дошкольной организации, организации среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего), технического и профессионального, послесреднего, специализированной организации образования, специальной организации образования, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации дополнительного образования для детей и взрослых, учебно (научно)-методического (методического) центра (кабинета), центров по работе с одаренными детьми, дополнительного образования (центра, комплекса), института повышения квалификации (филиала);

3). Преподаватель-организатор начальной военной и технологической подготовки (военный руководитель в учебном заведении), начальной военной подготовки (для организаций технического и профессионального, послесреднего образования);

4). Руководитель (заведующий, начальник) структурного подразделения (отдела, отделения);

5). Заместитель руководителя организации образования: по дошкольному воспитанию и обучению, научной, учебной, научно-практической (центра), учебно-производственной, учебно-воспитательной, учебно-методической, учебно-оздоровительной работе и дополнительного образования (центра, комплекса), воспитательной работе, информатизации, начальной военной и технологической подготовке, по инновационному образованию (технологиям), информационным технологиям, по профильному, профессиональному обучению, по учебно-методическому объединению;

6). Заведующий интернатом, лабораторией, кабинетом организации образования; отделением в организациях образования, непосредственно занимающийся учебно-производственной, учебно-методической, учебно-воспитательной деятельностью, организационно-массовой работе, научно-исследовательской работе; учебной частью, сектором, учебно-производственной (учебной) мастерской;

7). Социальный педагог;

8). Педагог дополнительного образования;

9). Педагог-психолог; психолог;

10). Специальный педагог (учитель – дефектолог, дефектолог, учитель-логопед, логопед, олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог;

11). Педагог-организатор, учитель начальной военной и технологической подготовки;

12). Воспитатель: старший воспитатель, воспитатель (в организациях образования) общежития, мать-воспитатель;

13). Преподаватель; тренер-преподаватель по спорту, старший тренер -преподаватель по спорту, занимающийся непосредственно учебно-преподавательской деятельностью;

14). Старший вожатый, вожатый;

15). Переводчик-дактилолог (сурдопереводчик в организациях образования);

16). Культорганизатор (в организациях образования);

17). Инструктор: по труду (в организациях образования); по физической культуре, непосредственно занимающийся учебно-воспитательной деятельностью, в том числе в специальных организациях образования; инструктор-методист физкультурно-спортивных организаций, инструктор-методист по плаванию, по туризму;

18). Старший мастер, мастер производственного обучения; мастер-преподаватель производственного обучения;

19). Методист (старший методист): организаций дошкольного и среднего образования, организации дополнительного образования; организации технического и профессионального, послесреднего образования, учебно-методического (методического) центра (кабинета), центра по работе с одаренными детьми, специальной организации образования;

20). Музыкальный руководитель, аккомпаниатор, концертмейстер, хореограф, непосредственно занимающийся учебно-воспитательной деятельностью, художественный руководитель.

В указанных Правилах применяются следующие основные термины и определения:

1) заработная плата – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера;

2) тарифная ставка (должностной оклад) – фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение трудовых обязанностей определенной сложности (квалификации) за единицу времени;

3) педагог – лицо, имеющее педагогическое или иное профессиональное образование по соответствующему профилю и осуществляющее профессиональную деятельность педагога по обучению и воспитанию обучающихся и (или) воспитанников, методическому сопровождению или организации образовательной деятельности.

Порядок исчисления заработной платы педагогов государственных организаций образования (общие положения)

— квалификации

— стажа

— категории работника,

— учебной нагрузки работника,

— нормативной нагрузки в неделю, предусмотренной Законом;

— повышений, доплат и надбавок.

  1. Учебная нагрузка педагоговраспределяется руководителем организации один раз в год раздельно по полугодиям, при необходимости корректируется на начало второго полугодия.

Напоминаем, что согласно п.1.21 Соглашения о социальном партнерстве Акт работодателя о распределении учебной нагрузки должен приниматься с учетом мотивированного мнения профсоюзного комитета.

3.Рабочее время для начисления заработной платы педагога исчисляется в астрономических часах (1 астрономический час равен 60 минут), при этом фактически педагог работает 40-45 минут. Короткие перерывы (перемены), предусмотренные между уроками (занятиями, лекциями), являются рабочим временем педагога (то есть за перемены учитель получает заработную плату).

  1. 4. Изменениеразмеров тарифных ставок в месяц (должностных окладов), доплат и надбавок производится:

1).При увеличении стажа работы по специальности — со дня достижения соответствующего стажа, если документы находятся в организации, или со дня представления документа о стаже, дающем право на повышение размера ставки (оклада) заработной платы;

2).При получении образования или восстановлении документов об образовании — со дня представления соответствующего документа;

3). При прохождении аттестации в первой половине текущего года, доплата за квалификационную категорию устанавливается – с 1 сентября текущего года;

4). При прохождении аттестации во второй половине текущего года, доплата за квалификационную категорию устанавливается – с 1 января года, следующего за текущим;

6). При присуждении ученой степени кандидата наук, доктора наук — со дня вынесения решения президиума или коллегии Комитета по контролю в сфере образования и науки Министерства образования и науки Республики Казахстан о выдаче диплома.

7.) при присуждении степени магистра по научно-педагогическому направлению педагогам организаций начального, основного среднего, общего среднего образования – со дня вынесения решения о выдаче диплома.

  1. При изменении тарифной ставки в месяц (должностного оклада) у работника в период пребывания его в оплачиваемом ежегодном трудовом, дополнительном оплачиваемом ежегодном трудовом, социальном отпусках, а также в период его временной нетрудоспособности (в том числе по беременности и родам) исчисление заработной платы исходя из новой тарифной ставки в месяц (должностного оклада) производится со дня окончания отпуска или временной нетрудоспособности.

Порядок исчисления заработной платы педагогов организаций начального, основного среднего, общего среднего образования

  1. Заработная плата педагогов за месяц исчисляется путем умножения тарифной ставки в месяц (должностного оклада) на их фактическую нагрузку в неделю и деления полученного произведения на нормативную учебную нагрузку в неделю, установленную Законом.

Нормативная учебная нагрузка в неделю – 18 часов до 1 сентября 2021 года;

С 1 сентября 2021 года – 16 часов в неделю.

7.Месячная заработная плата, установленная при тарификации, остается постоянной до окончания срока действия тарификации независимо от числа недель и рабочих дней в разные месяцы года.

8.Во время каникул заработная плата исчисляется из расчета месячной заработной платы, установленной при тарификации, предшествовавшей началу каникул.

9.Лицам, принятым на работу в качестве педагогов во время летних каникул, месячная заработная плата за период до начала учебного года исчисляется из расчета тарифной ставки (должностного оклада), определяемой с учетом их квалификационных категорий, уровня образования и стажа .

10.Почасовая оплата педагогов по основному месту работы допускается за учебные часы при выполнении обязанностей временно отсутствующего по болезни или другим причинам учителей (преподавателей) сроком не свыше двух месяцев подряд. При этом, если занятия не ведутся во время каникул, начисление заработной платы за этот период не производится.

Если выполнение обязанностей временно отсутствующего работника продолжалось свыше двух месяцев подряд, то исчисление заработной платы педагога производится со дня начала замещения за все часы фактической педагогической нагрузки в общем порядке., указанном в пункте №6. В этом случае оплата за каникулы производится.

Порядок исчисления заработной платы педагогов в организациях технического и профессионального, послесреднего образования (далее – организации ТиПО)

  1. Педагогам организаций ТиПО, за исключением педагогов общеобразовательных дисциплин, ежегодно до начала учебного года средняя заработная плата в месяц исчисляется путем умножения тарифной ставки педагога в час на установленный ему объем годовой нагрузки и деления полученного произведения на 10 учебных месяцев. Тарифная ставка в час определяется путем деления тарифной ставки (должностного оклада) в месяц на среднемесячную норму учебной нагрузки. Установленная средняя заработная плата в месяц начисляется педагогу за работу в течение учебного года, за исключением дней очередного отпуска.
  2. Педагогам, поступившим на работу в течение учебного года, средняя заработная плата в месяц исчисляется путем умножения тарифной ставки в час данного педагога на объем учебной нагрузки, приходящейся на полные учебные месяцы, оставшиеся до конца учебного года, и деления полученного произведения на количество этих же месяцев. Заработная плата за неполный рабочий месяц в этом случае исчисляется за фактическое количество часов.

Педагогам, поступившим на работу до начала учебного года, заработная плата за работу до начала занятий исчисляется из расчета тарифной ставки в месяц, определенной с учетом уровня их образования и стажа педагогической работы.

13.В случае освобождения в соответствии с действующим законодательством педагога от учебных занятий с сохранением за ним средней заработной платы распределенная ему годовая учебная нагрузка уменьшается:

1) за каждый полный месяц отсутствия на работе – на 1/10 часть от годовой нагрузки;

2) за неполный месяц – исходя из количества пропущенных рабочих дней.

В таком же порядке производится уменьшение годовой учебной нагрузки в случае освобождения педагога от учебных занятий без сохранения средней заработной платы.

Уменьшение нагрузки не производится за дни, когда педагог фактически выполнил учебную работу (например, в день выдачи больничного листа, в день выбытия в командировку и прибытия из нее).

14.Если в организации образования учебный процесс продолжается в течение всего календарного года, и оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск педагогам в связи с этим предоставляется в различные месяцы года, а не только в период летних каникул, снижение учебной нагрузки на 1/10 часть за время оплачиваемого ежегодного трудового отпуска за текущий год не производится.

15.За часы педагогической работы, данные сверх распределенной годовой нагрузки, заработная плата исчисляется дополнительно по тарифным ставкам в час после выполнения педагогом годовой учебной нагрузки.

16.Мастерам производственного обучения, состоящим в штате организаций образования, исчисление заработной платы производится по месячным должностным окладам.

При неполном объеме учебной нагрузки, а также за объем учебного времени, данного сверх установленной нормы рабочего времени, при выполнении обязанностей временно отсутствующих мастеров производственного обучения в связи с болезнью, отпуском, предусмотренным Кодексом, командировкой, учебным сбором и другими причинами, предусмотренными законодательством Республики Казахстан, и в случаях, когда в связи с недостаточным объемом учебной работы в штат учебного заведения не может быть введена штатная единица мастера, мастерам производственного обучения производится почасовая оплата. Размер заработной платы в этих случаях исчисляется путем деления должностного оклада мастера в месяц на среднемесячную норму рабочих часов и умножения полученной тарифной ставки в час на фактически отработанные часы в месяц.

Порядок исчисления повышений, доплат и надбавок работникам организаций образования

17.Суммы повышений, доплат и надбавок, установленных Постановлением, исчисляются в зависимости (независимости) от фактической нагрузки; от базового должностного оклада (БДО) или от должностного оклада (ДО).

18.Исчисление доплаты за квалификационный уровень учителям организаций образования, реализующих учебные программы начального, основного среднего и общего среднего образования, прошедшим уровневое повышение квалификации, сдавшим квалификационный экзамен до 1 января 2016 года и получившим сертификат по программе соответствующего уровня – первого (продвинутого) уровня; второго (основного) уровня; третьего (базового) уровня – осуществляется к должностному окладу с учетом фактической нагрузки, но не более установленной законодательством нормативной учебной нагрузки.

200% от базового должностного оклада – при режиме полного погружения: проведение всех этапов урока на английском языке в общеобразовательных школах, специализированных организациях образования за счет инвариантного и вариативного компонентов в 10-11 классах и в общеобразовательных школах, специализированных организациях образования за счет вариативного компонента в 7-9 классах;

100% от базового должностного оклада – при режиме частичного погружения: проведение отдельных этапов урока, изучение терминологии и отдельных разделов на английском языке в общеобразовательных школах, специализированных организациях образования за счет вариативного компонента в 7-9 классах.

При этом уровень готовности учителей соответствует 100%-му освоению учебного предмета на английском языке, уровень готовности учеников – 100 %-му владению английским языком на уровне А2 и выше, и уровень обеспеченности учебниками и учебно-методическими комплексами на английском языке (в том числе билингвальными) также составляет 100%.

  1. Педагогам в организациях начального, основного среднего, общего среднего образования начисляется доплата в размере 10 минимальных расчетных показателей на основании документов установленного образца и производится по основному месту работы независимо от фактической нагрузки:

– при наличии степени магистра по научно-педагогическому направлению со сроком обучения не менее двух лет в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом послевузовского образования и (или) освоении не менее 120 академических кредитов ECTS (European Credit Transfer and Accumulation System — Еуропиан Кредит Трансфер энд Акьюмилейшн Систем) по образовательным программам научно-педагогического направления (по следующим направлениям подготовки – 7M011 Педагогика и психология, 7M012 Педагогика дошкольного воспитания и обучения, 7M013 Подготовка учителей без предметной специализации, 7M014 Подготовка учителей с предметной специализацией общего развития, 7M015 Подготовка учителей по естественнонаучным предметам, 7M016 Подготовка учителей по гуманитарным предметам, 7M017 Подготовка учителей по языкам и литературе, 7M018 Подготовка специалистов по социальной педагогике и самопознанию, 7M019 Подготовка специалистов по специальной педагогике, 7M021 Искусство, 7M022 Гуманитарные науки, 7M023 Языки и литература, 7M031 Социальные науки, 7M032 Журналистика и информация, 7M041Бизнес и управление, 7M042 Право, 7M051 Биологические и смежные науки, 7M052 Окружающая среда, 7M053 Физические науки, 7M054 Математика и статистика, 7M061 Информационно-коммуникационные технологии, 7M121 Военное дело, 7M122 Национальная безопасность, 7M123 Общественная безопасность), а также по специальностям, эквивалентным вышеуказанным направлениям подготовки в соответствии с Классификатором специальностей высшего и послевузовского образования Республики Казахстан;

– магистру, окончившему профильную магистратуру после дополнительного освоения образовательной программы магистратуры педагогического профиля.

Порядок исчисления заработной платы педагогов государственных организаций образования в период чрезвычайного положения, чрезвычайной ситуации

  1. Исчисление заработной платы с сохранением прежнего уровня заработной платы производится работникам организаций образования в период ЧП, ЧС, не задействованным в организации и проведении обучения на основе дистанционных образовательныхтехнологий, при привлечении их к другим видам работ с согласия самого работника, оформленного внесением соответствующих изменений в трудовой договор, путем перевода на другие виды работ в соответствии со статьями 38, 41, 42, 46 и 58 Кодекса, а также в соответствии со статьей 127 Кодекса при временном переводе работника в структурное подразделение работодателя, расположенное в другой местности.
  2. Исчисление заработной платы работников государственных организаций образования в период ЧП, ЧС за время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, определенного в соответствии со статьей 112 Кодекса трудовым, коллективным договорами, производится в размерах, установленных до введения режима ЧП, ЧС, но не более одной тарифной ставки (должностного оклада) и не ниже законодательно установленного минимального размера заработной платы.

Напоминаем, что согласно п.6.23 Соглашения о социальном партнерстве простой не по вине работников оплачивается в размере текущей заработной платы без учета доплат, надбавок и повышений, что улучшает положения данных Правил, так как, в размер заработной платы в данном случае входит оплата за фактическую нагрузку. Предлагаемый Правилами размер – один должностной оклад, то есть только за 18 часов в неделю.

Калькулятор расчета зарплаты по окладу — это сервис, который поможет быстро рассчитать заработную плату работника за месяц. Такие расчеты — привычная рутина для каждого бухгалтера, но умение это делать пригодится каждому работнику. Узнайте, как пользоваться калькулятором, что такое оклад и как рассчитать зарплату по окладу грамотно и без ошибок.

Вы ввели большее количество рабочих дней, чем было в расчетном месяце. Уточните, пожалуйста, верное количество.
Обратите внимание! Наш калькулятор не рассчитывает оплату за переработки.

Сумма к начислению Сумма налога Сумма к выдаче
0 0 0

Как использовать калькулятор

Расчеты по заработной плате между работодателем и сотрудником — это, пожалуй, главный вопрос функционирования любой организации независимо от рода ее деятельности. Порядок расчетных взаимоотношений подробно описан в Трудовом кодексе РФ (гл. 21 ТК РФ). Поможет найти ответ на вопрос, как посчитать зарплату по окладу, калькулятор онлайн. Пользоваться им очень просто. Для расчета с помощью калькулятора понадобятся:

  • сумма оклада;
  • продолжительность работы.

Шаг 1. Для начала введите оклад работника.


Шаг 2. Укажите, сколько дней отработал сотрудник в тот месяц, для которого считаем заработную плату онлайн.


Шаг 3. Из списка в онлайн-калькуляторе зарплаты выберите месяц, для которого делаем расчет.



Шаг 5. Результаты отобразятся в таблице. Калькулятор считает сумму зарплаты к начислению, к выдаче и размер подоходного налога, который необходимо уплачивать.


Что такое оклад и чем он отличается от зарплаты

Должностной оклад — это фиксированная нормативная сумма, применяемая для исчисления заработной платы каждого работника. При использовании окладной системы в работе учреждения в обязательном порядке формируется штатное расписание, в котором закрепляются ставки и соответствующие им оклады по каждой позиции. Если итоговая сумма к выплате сотруднику меньше установленного работодателем окладного размера, то бухгалтерия не имеет права ее начислять (ст. 129 ТК РФ).

Понятие зарплаты намного шире и представляет собой совокупную величину денежных средств, которые начисляются и выплачиваются служащему в качестве вознаграждения за его трудовую деятельность. Она может включать в себя премиальные, стимулирующие, компенсационные выплаты, авансовые перечисления и ряд других персональных доплат для каждого отдельного сотрудника. Если у работника есть вопросы по начислению, то он может рассчитать вручную или онлайн. Стандартный калькулятор расчета заработной платы по окладу можно найти не только на сайте, но и в виде таблицы в Экселе.

Зарплата часто больше оклада! В нее входит и исходный оклад, и премии, надбавки, доплаты, районные коэффициенты и различные стимулирующие выплаты.

Калькулятор в Эксель-таблице

Мы разработали файл для расчета зарплаты по окладу, калькулятор на 2020 год посчитает не только заработанное с учетом премий, отпуска и больничного, но и обязательные страховые отчисления и налоги.


Как определить и установить

Окладная величина каждого служащего связана с целым рядом показателей:

  • трудовая нагрузка;
  • наличие (отсутствие) образования;
  • общий стаж работы;
  • квалификационные характеристики.

В соответствии с положениями статьи 135 ТК РФ, существуют три общепринятых системы оплаты труда: комиссионная, повременная, сдельная. Окладная часть устанавливается учреждением на основании одной из выбранных им систем.

Большое влияние на величину оказывает производственный календарь — документ, нормирующий рабочее время в организации. В нем содержатся сведения о рабочих, выходных и праздничных днях. Составляется он сроком на один год и ежегодно обновляется. Нормы производственного календаря на 2020 г. установлены Постановлением Правительства РФ от 01.10.2018 № 1163. Нормативы рабочего времени определяются Приказом Минздравсоцразвития РФ от 13.08.2009 № 588н как для пятидневной, так и для шестидневной рабочей недели.

Если работнику установлен месячный ДО, на его ежемесячное вознаграждение не влияет количество праздничных дней в месяце. Величина зарплаты окладных сотрудников не снижается из-за сокращения количества рабочих дней и зависит только от нормы рабочего времени, установленной в производственном календаре. Если служащий отработал каждый рабочий день месяца, то его доход будет выплачен в размере установленного ДО.

Расчет зарплаты по окладу: формула и примеры

  1. ДО / количество рабочих дней в месяц × количество фактически отработанных дней.
  2. Исчисленная сумма - 13% (НДФЛ).

Рассмотрим на примерах, как работает формула расчета зарплаты по окладу.

Пример 1. Работник отработал неполный рабочий месяц. Из 22 рабочих дней отработано 20 (был взят отпуск без сохранения з/п на 2 дня). ДО — 28 000,00 руб.

(28 000,00 / 22 ) × 20 = 1272,73 × 20 = 25 454,60 руб.

25 454,60 - 13% = 22 145,50 руб. — з/п за месяц.

Пример 2. Сотрудник отработал полный месяц. ДО — 20 000,00 руб. Количество отработанных дней совпадает с нормой рабочих дней в текущем месяце в производственном календаре.

20 000,00 - 13% = 17 400, 00 — з/п за месяц.

Сервис помог? Поделитесь ссылкой в соцсетях или перешлите коллегам по e-mail. Это самый простой способ сказать нам спасибо.

Официально средняя зарплата школьного учителя в России составляет 42 тысячи рублей.

По информации Росстата, учитель в Москве получает почти 97 тысяч рублей в месяц, в Тюмени — чуть меньше 50 тысяч, в Екатеринбурге — около 40 тысяч. Мы решили посмотреть, сколько денег предлагают педагогам в вакансиях, которые школы отправляют в центры занятости.

В одной из прошлых статей мы уже проводили подобный эксперимент: сравнивали официальные и реальные зарплаты медиков. Оказалось, что на деле врачам и медсестрам платят вдвое меньше, чем пишет Росстат.

Что и как мы считали

Официальные зарплаты школьных учителей и средние зарплаты по регионам мы взяли на сайте Росстата. Так как статистики предоставляют данные о педагогах по итогам первого квартала, среднюю зарплату по регионам мы тоже посчитали сразу за три месяца.

Зарплаты учителей в регионах, РосстатXLSX, 22 КБ

Средние зарплаты по регионам, РосстатXLSX, 107 КБ

Кроме этого мы ориентировались еще на один источник данных: в феврале попросили читателей, которые работают в бюджетных организациях, рассказать о своей зарплате. Почти двести человек из принявших участие в опросе работают учителями. В статье мы приведем и эти данные.

Хватает ли в России учителей

По данным Высшей школы экономики, в 2018—2019 учебном году в российских государственных школах насчитывалось 1,067 млн педагогов. Почти треть — это учителя начальных классов, их 312 тысяч человек. На втором месте — учителя русского и литературы: 125 тысяч. На третьем — математики: 98 тысяч.

В среднем на одного учителя в России приходится 17 школьников. Это столько же , сколько в Японии, Великобритании и Канаде. Но, например, в Италии на педагога приходится 11 школьников, в Швеции — 13, а в США — 15.

Дефицит педагогов в России есть, но он небольшой: школы укомплектованы на 97,2%. То есть в стране не хватает около 30 тысяч учителей. Каждая пятая вакансия — учитель начальных классов, стране нужно 6,3 тысячи таких педагогов. Кроме того, свободно 3,7 тысячи ставок преподавателей иностранного, 3,3 тысячи — русского и литературы, 2,8 тысячи — математики.

Но есть другая проблема: четверть учителей в России старше 55 лет, из них каждый пятый старше 65. Учитывая, что школьные преподаватели имеют право выйти на пенсию после 25 лет работы, в ближайшие годы эта сфера может столкнуться с дефицитом кадров.

А еще, по статистике, школьный учитель в России — это чисто женская профессия: по данным ВШЭ, педагогов-мужчин в стране всего 6,5 тысячи человек — меньше одного процента. Хотя в это верится с трудом: в России около 42 тысяч школ. Если в каждой работает хотя бы один учитель-мужчина — физрук или трудовик, то число таких педагогов должно быть примерно в шесть раз выше.

Сколько платят учителям

Если ориентироваться на ответы читателей Т⁠—⁠Ж , учителя в России получают в полтора раза меньше, чем насчитал Росстат. А если смотреть на вакансии — в два раза.

Сильнее всего реальные и официальные зарплаты различаются в Московской области: в вакансиях предлагают 31,7 тысячи рублей — 42,4% от 55 тысяч, о которых говорит Росстат. На втором месте по этому показателю — Липецкая область: здесь предлагают 14,1 тысячи, что составляет 45,2% от средней зарплаты по данным статистиков — 31,3 тысячи. На третьем — Оренбургская область: обещают платить в среднем 17,3 тысячи рублей, то есть 46,1% от заявленных Росстатом 32 тысяч.

Ближе всех к росстатовским зарплатам подобрались школы в Ингушетии: средняя в вакансиях — 20 тысяч рублей. Это 87,4% от официальных 22,9 тысячи.

Но даже если поверить Росстату, то почти везде власти не выполнили указ, который призывал платить учителям среднюю зарплату по региону. Получилось только у шести территорий.

Регионы, в которых официальная зарплата учителей соответствует средней

Регион Средняя зарплата по региону Официальная зарплата учителя Зарплата в вакансиях
Москва 95 492 Р 96 957 Р 79 500 Р
Сахалинская область 89 415 Р 89 780 Р 42 787 Р
Ленинградская область 46 598 Р 47 641 Р 23 724 Р
Белгородская область 35 425 Р 37 666 Р 19 601 Р
Севастополь 34 178 Р 38 980 Р 22 831 Р
Алтайский край 27 602 Р 28 006 Р 19 324 Р

Учителю химии в Копейске Челябинской области предлагают 13 950 Р . Официальная зарплата школьного учителя в области — 33 701 Р , а средняя зарплата по региону — 37 407 Р

Учителю музыки в одной из школ Омска готовы платить максимум 25 000 Р . В Росстате говорят, что учителя получают здесь в среднем 31 304 Р в месяц. Средняя зарплата по региону — 35 469 Р

Учитель начальных классов в Волгограде может рассчитывать максимум на 18 тысяч. Официальная зарплата педагога в школе — 29 060 Р . Средняя по региону — 33 409 Р

Что сами учителя думают о своей работе

Я проработала в одной из школ Саратова 39 лет — продолжала и после того, как вышла на пенсию: учить детей мне нравится, тем более что математика им нужна для ЕГЭ. Но этот учебный год стал для меня последним. Минусы системы школьного образования перевешивают радость от работы.

Небольшая зарплата. В государственных и муниципальных школах платят меньше, чем в частных. До прошлого года я работала в лицее-интернате РЖД. Зарплату мне платила компания, хоть и государственная, — 25 тысяч в месяц. Потом РЖД решила, что лицей в нашем городе ей не нужен, и в 2019 году его передали в собственность города. В итоге в прошедшем учебном году в школе я получала примерно 17 тысяч рублей.

У меня было три класса: два выпускных и один шестой. Я проводила по 23 урока в неделю. Учеников в классах много, в одном было аж 35 человек. 17 тысяч — это с учетом доплат за ведение школьного кружка, звание почетного работника общего образования, проверку тетрадей. Также выдавали 100 Р в месяц на литературу: на эти деньги учителя должны покупать методические материалы и учебники.

Непрозрачные стимулирующие выплаты. Чтобы получить стимулирующие выплаты к окладу, нужно собрать портфолио и сдать его в администрацию города. Там определят точный размер выплат. Распределяют их так: на школу приходит, допустим, 100 тысяч рублей, а их потом делят между всеми учителями. Кто-то получит 3 тысячи, кто-то — 5 тысяч, а кто-то — 8 тысяч. На практике больше достается тем, кто сумеет собрать лучшее портфолио, а не много работает с детьми. Из-за того, что школу передавали из рук в руки, я не успела в этом году вовремя подать документы — и осталась без стимулирующих выплат.

Большая нагрузка. После уроков, собраний, заполнения журналов и другой школьной работы я приходила домой и проверяла тетради. На это уходило еще больше времени, чем на сами уроки. За проверку доплачивали всего 1300 Р в месяц. Работала шесть дней в неделю, всего один выходной. На подработку репетитором времени и сил почти не оставалось.

Бюрократия. В школе очень много проверок, отчетов и бумажной волокиты, за которые отдельно никто не доплачивает. Большая часть такой работы не нужна никому, кроме проверяющих, хотя и им вряд ли интересно все это читать. На ненужные бумаги уходит куча времени, которое лучше было бы потратить на детей. Общение с администрацией — постоянный стресс.

Неадекватные родители. Очень многие родители считают, что к их детям не могут найти подход, что с ними как-то не так разговаривают на уроках или просто не могут научить нужному. К учителю предъявляют много претензий, от этого устаешь. С самими школьниками гораздо проще договориться и найти общий язык, чем с их родителями.

Самое лучшее в работе учителем — это работа с детьми. Я с удовольствием ходила на уроки и учила детей математике. К сожалению, за это мало платят, а общение с администрацией и гневными родителями расстраивает. Без ежедневных уроков я смогу не вставать рано утром в субботу, не составлять постоянные отчеты и не так много потеряю в деньгах. Зато получу возможность больше заниматься репетиторством и готовить детей к ЕГЭ в частном порядке.




Закончила педколледж по специальности учитель английского с красным дипломом без четверок. На 5 курсе перед госами у нас проводили ярмарку вакансий, на которую приезжали представители городских школ отбирать себе кадры. Мы готовили для них портфолио с дипломами и грамотами, характеристиками и прочим (такое резюме страниц на 15, не считая самих грамот, которых у меня было 80+), проводили открытые уроки, презентовали свои методические разработки по теме диплома. У меня в группе было 4 краснодипломницы, никому не предложили работу, а получила предложение наша одногруппница-троечница по одной единственной причине: у нее была прописка в районе, где находилась так школа. Трое из нас, краснодипломников, были иногородними и нам было неважно, где снимать жилье, но это не приняли во внимание. Та троечница в итоге сдала гос по английскому на тройку с натяжкой, но её все равно взяли в школу и она получила подъемные, но через год-два её уволили из школы за тотальную профнепригодность (английский нулевой, плюс ещё проблемы с алкоголем и психикой - приходила с похмелья, срывалась на детей).
Из всей нашей группы из 23 чел. (2011 год выпуска) в школе сейчас работает около 5. Из тех краснодипломниц - только двое. Я пошла после колледжа в универ на другую специальность, мою подругу в школу не взяли. Она была лучшей студенткой группы, так же закончила колледж со средним баллом 5,0, у нее был самый высокий уровень английского, и действительно призвание работать с детьми и педагогический талант - она, ещё будучи студенткой, уже успешно работала с детьми с задержкой в развитии (преподавая английский тем, кто в 13 лет еле-еле читал по-русски!). Она подавала заявки в разные школы, но ей сказали, что со средним специальным учителя не нужны, а идти ещё на три года учиться в институт ей не позволяла финансовая ситуация в семье: на инязе заочки нет, нужно было либо идти на очное, либо на очно-заочное в другом городе, и на то, и на другое нужны дополнительные финансовые вливания, которые не обеспечить на зарплату начинающей учительницы в провинциальном городе, которой ещё приходится снимать квартиру. В итоге, подруга пошла работать в салон красоты, где научилась "делать ноготочки" и зарабатывала в 3 раза больше, чем могла бы в школе, потом работала администратором, и в итоге уехала в Китай вслед за мужем. Для школ, точнее, детей того города, где мы учились, я считаю, это большая потеря, я видела, как круто она работала с детьми (мы вместе проходили педпрактику) - она была бы замечательнейшим Учителем с большой буквы.
Сейчас она живёт в Китае, наша с ней связь оборвалась, но знаю, она преподает там английский, что там очень хорошо оплачивается (у меня есть ещё несколько знакомых, которые уехали туда преподавать английский, например, одна получает 120 000₽ в месяц за неполную занятость, преподавая английский в детском саду (4-6 часов в день)).
Я сама в последнее время, после того как попала под сокращение из-за кризиса и осталась без работы, подумывала пойти работать в школу, но зарплаты там удручают. Моя вторая подруга по колледжу (тоже с красным) работает в школе уже 9 лет, зарплата 20-22 тыс., причем, часть остаётся в школе: она покупает сама за свой счёт наглядные и учебные пособия, оформляет стенды, закупает канцелярию и бумагу для принтера (а учителя английского много и часто используют раздаточный материал), даже сама делает мелкий ремонт в кабинете, что-то красит, чинит мебель. Плюс у нее классное руководство, а это тоже затраты: какие-то призы на конкурсы, мотивашки, поездки. Ну, и сверхурочного времени школа забирает очень много: в положенную ставку всю требующуюся работу не вместить. С такой зарплатой только искать себе мужа-миллионера (или программиста).
Я в свое время тоже не попала в школу из-за требования получить высшее образование: емнип, в 2008, когда я уже училась на 3 курсе, вышел указ, что учителя иняза должны быть с высшим образованием, в 2011, когда я выпустилась, университеты перевели на Болонскую систему. У меня был выбор, либо идти на бакалавриат по той же специальности и заново проходить почти ту же программу, что была у меня в колледже 5 лет, либо менять специальность. Был ещё вариант попасть на трёхлетнюю программу бакалавриата для выпускников колледжа, но там меня не устраивал тот вуз, которую её представлял. И потом все равно скорее всего пришлось бы идти ещё в магистратуру. В итоге, я прошла на бюджет на международные отношения и попрощалась с педагогикой, о чем, пожалуй, сейчас жалею, так как душа лежит больше к преподаванию. Но судьбу родителей, которые работали в школе (папа)/детсаду (мама) и жили и живут в бедности, повторять не хочу.

Моя мама работает учителем начальных классов. Стаж 28+ лет (точно не помню, но начинала еще до моего рождения). Москва.

Я вырос среди учителей, во время учебы в универе - работал в школе, техником.
Зарплата у учителя и правда может большой, при условии - что он возьмет на себя миллион часов и доп. нагрузки. И еще не к каждому "предметнику" это относится

З\П учителя начальных классов с большим стажем, классным руководством (27 детей у неё сейчас, если не ошибаюсь), продленкой (3 дня в неделю) и с прочими надбавками (проектов, работы по определенной программе и прочее) - 100к+

В эту сумму также входит: 24\7 звонки и письма от родителей, чаще всего после 21:00, разборки между родителями, если их дети не поладили, куча бумаг, работа на ЕГЭ и ОГЭ, проверка домашки, проведение тестов которые в принудительно-добровольном порядке присылает администрация (от Москвы в целом - к школе).

Но вот осталось выпустить еще один класс - и она на пенсии. И будет свобода от этой системы, где миллион начальников, проверяющих, которые все что проверяют - это наличие бумажки, а не то про что бумажка пишется.

Ну и плюс она председатель УИК, как и много других учителей, которым эти выборы на*** не нужны, но если захотят уйти "один звонок и всё". И это не так просто, найти работу учителем в 60+ на 4 года.
Увы.. :(

Особенностью оплаты труда отдельных педагогических работников является исчисление ее с учетом объема установленной педагогической нагрузки. О ежегодной тарификации педагогических работников и порядке определения и распределения объема педагогической нагрузки читайте в данной статье.

1. Общие правила тарификации педагогических работников бюджетных организаций

Ежегодно на 1 сентября в учреждениях образования осуществляется тарификация учителей, преподавателей, учителей-дефектологов, педагогов дополнительного образования, аккомпаниаторов, концертмейстеров, музыкальных руководителей, культорганизаторов (педагогические работники), которым устанавливаются нормы часов педагогической нагрузки за ставку (подп. 1.1, ч. 4 подп. 1.2 п. 1 постановления N 25).

Связано это с ежегодным установлением указанным работникам объема педагогической нагрузки в астрономических часах, который в общем случае не изменяется только в течение текущего учебного года (ч. 1 подп. 1.2 п. 1 постановления N 25).

Рассмотрим отдельные вопросы данного процесса.

Что входит в объем педагогической нагрузки?

Педагогическая нагрузка включает (п. 2 Инструкции N 25):

Педагогическая нагрузка педагогических работников

При этом учебные часы представляют собой часы педагогической деятельности, регулируемой расписанием уроков (учебных занятий, занятий) в соответствии с учебными планами в классах, специальных классах, учебных группах, группах, специальных группах, группах интегрированного обучения и воспитания, классах интегрированного обучения и воспитания, объединениях по интересам, а также планами воспитательной работы (абз. 2 п. 2 Инструкции N 25).

Организационно-воспитательная работа осуществляется за пределами учебного расписания и включает:

— классное руководство (кураторство), воспитательную, идеологическую и культурно-массовую работу с учащимися, социально-педагогическую работу с родителями и др.;

— организацию и выполнение работы по обучению в учебных кабинетах, мастерских, лабораториях, цикловых, предметных и методических комиссиях учебных заведений (п. 2 Инструкции N 70).

Дополнительный контроль — работа по проверке знаний учащихся, включая проверку письменных работ, и с использованием современных технологий — осуществляется по отдельным учебным предметам (дисциплинам) также за пределами учебного расписания (ч. 1 п. 4 Инструкции N 70).

Кто и как распределяет педагогическую нагрузку?

Распределение всей педагогической нагрузки между работниками, учет и контроль осуществляет руководитель учреждения образования по согласованию с соответствующим комитетом отраслевого профсоюза. Он также несет ответственность за выполнение ее каждым педагогическим работником в полном объеме (ч. 3 подп. 1.2 п. 1 постановления N 25, ч. 1 подп. 24.6 п. 24 Соглашения с отраслевым профсоюзом на 2019 — 2022 годы).

Предварительная работа по установлению педагогической нагрузки, как правило, проводится до ухода педагогических работников в отпуск. Тем самым работники заранее информируются о том, в каких классах, группах и с каким объемом нагрузки они будут работать в новом учебном году (ч. 2 подп. 24.6 п. 24 Соглашения с отраслевым профсоюзом на 2019 — 2022 годы).

Конкретный объем педагогической нагрузки устанавливается работникам исходя из количества часов согласно учебным планам, часов организационно-воспитательной работы и дополнительного контроля, обеспеченности педагогическими кадрами и других конкретных условий в учреждении. При этом нагрузка менее чем на ставку устанавливается с письменного согласия работника, кроме случаев, когда работник по трудовому договору (контракту) принят на условиях неполного рабочего времени (ч. 3 подп. 24.6 п. 24 Соглашения с отраслевым профсоюзом на 2019 — 2022 годы).

Объем часов дополнительного контроля определяется каждому учителю (преподавателю), выполняющему эту работу, пропорционально объему педагогической нагрузки, установленной на основании учебного плана по соответствующему учебному предмету (учебной дисциплине) (п. 7 Инструкции N 70).

Перераспределение учебной нагрузки в течение учебного года, как правило, не допускается. Исключением может быть изменение количества часов по тем или иным предметам, предусмотренным учебным планом, либо изменение количества классов (групп).

Что такое тарификация и как она оформляется?

Согласно ТК тарифы оплаты труда работников бюджетных организаций определяются по базовой ставке и коэффициентам тарифного разряда тарифной сетки (кратным размерам базовой ставки). В свою очередь, тарифный разряд — это величина, отражающая сложность труда и уровень квалификации работника (ч. 1, 4 ст. 60 ТК).

Таким образом, тарификация в оплате труда — это установление тарифных разрядов (разрядов выполняемых работ) работников для определения размеров их окладов. Тарификация может оформляться ведомостью либо тарификационным списком.

Тарифные разряды по должностям служащих педагогических работников бюджетных организаций определяются согласно постановлению от 03.06.2019 N 71. Данным документом определены также перечни отраслевых стимулирующих и компенсирующих выплат и утверждены инструкции о порядке их осуществления и размерах (п. 1 и 3 постановления от 03.06.2019 N 71).

Тарификация педагогов оформляется списком педагогических работников бюджетных учреждений образования, которым устанавливаются оклад, надбавки и доплаты с учетом педагогической нагрузки (Список). Список составляется ежегодно на начало учебного года на основании всех имеющихся данных и утверждается руководителем учреждения образования (п. 11 Инструкции N 25).

Список представляет собой документ, в котором также планируется штатная численность педагогов и расходы на оплату труда этих работников, включаемые в штатное расписание учреждения образования (абз. 2 ч. 2 п. 3 Инструкции о порядке расчета планового ФЗП N 149, п. 4 Методических рекомендаций).

По структуре Список похож на штатное расписание, однако в отличие от него он поименный и содержит персональные данные по каждому педагогу, а также планируемый размер его зарплаты без учета премий.

Законодательство не содержит указаний по составлению данного Списка. Исходя из практического опыта в Список включаются:

— педагогические работники, работающие по основному месту работы, в том числе находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет;

— учителя (преподаватели), работающие на условиях совместительства, которые также тарифицируются;

— вакантные должности (нераспределенные часы педагогической нагрузки из-за отсутствия кадров по предметам преподавания).

В Список не включаются работники, с которыми заключен гражданско-правовой договор.

По вакантным должностям в Списке размер оклада, надбавок и доплат рассчитывается как средний сложившийся размер оклада, надбавок и доплат по всем штатным единицам по соответствующим должностям работников (п. 5 Инструкции о порядке расчета планового ФЗП N 149).

В целях уточнения планового фонда оплаты труда при изменении базовой ставки, законодательства в части размеров выплат, изменения количества часов учебного плана, организационно-воспитательной работы, дополнительного контроля, объемов средств, направляемых на надбавку за контракт, а также при изменении у работников продолжительности стажа работы, квалификационной категории Список также уточняется (п. 4 Инструкции о порядке расчета планового ФЗП N 149).

2. Особенности тарификации учителей в школе

Об особенностях тарификации учителей в школе и преподавателей учреждений профессионально-технического и среднего специального образования читайте в ilex.

Читайте также: