Как рассчитать зарплату горничной в отеле

Обновлено: 16.05.2024

Для работы горничной не требуется наличие какого-либо специального образования. В то же время в ряде гостиниц в перечне требований к претенденткам на данную должность находится знание английского или другого иностранного языка.

Перед началом работы каждая претендентка на должность проходит обучение по месту службы.

В него входит инструктаж (ознакомление со стандартами и технологиями уборки, ключевыми разделами контрольного листа и т. д.). После инструктажа оцениваются практические способности горничной и их соответствие предъявленным требованиям. Если во время испытательного срока горничная справляется со своими обязанностями, она официально становится частью коллектива гостиницы.

Требования, предъявляемые к горничным

К горничным предъявляются определенные требования, которые понадобятся им во время работы:

  • физическая выносливость (труд горничной преимущественно физический, объемы работ достаточно большие, в дневные и ночные смены);
  • честность (в гостиничных номерах могут храниться ценные вещи клиентов, дорогая техника, поэтому горничная отвечает за их сохранность);
  • эмоциональная устойчивость, общительность, доброжелательность (к горничной часто обращаются с вопросами и претензиями, которые возникают у клиентов гостиниц, поэтому перечисленные качества помогают им в работе);
  • трудолюбие, ответственный подход к работе;
  • хорошая визуальная память, наблюдательность (данные качества помогают следить за состоянием номеров и сохранностью имущества гостиниц);
  • наличие санитарной книжки.

Рассматриваемая профессия имеет ряд медицинских противопоказаний.

Так, данная работа не рекомендуется людям с хроническими заболеваниями сердечнососудистой, эндокринной и нервной систем, а также с заболеваниями суставов, органов дыхания и опорно-двигательного аппарата.

Особенности работы горничной, обязанности и должностная инструкция

Требования к квалификации: Без предъявления требований к образованию и стажу работы.

1.3. Горничная должна знать: — правила санитарии и гигиены по содержанию гостиничных номеров; — устройство и правила эксплуатации обслуживаемого оборудования и приспособлений; — стандарты качества по приведению гостиничных номеров в порядок; — назначение и концентрацию дезинфицирующих и моющих средств; — правила эксплуатации санитарно-технического оборудования; — режим работы предприятия; — организационную структуру предприятия; — правила техники безопасности и противопожарной безопасности; — правила внутреннего трудового распорядка; — правила и нормы охраны труда.

1.4. Назначение на должность горничной и освобождение от должности производятся приказом генерального директора по представлению менеджера гостиницы.

1.5. Горничная подчиняется администратору гостиницы.

1.6. На время отсутствия горничной (командировка, отпуск, болезнь, пр.) ее обязанности выполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.

Должностные обязанности

Горничная:

2.1. Убирает и содержит в чистоте жилые номера гостиницы, санузлы и другие закрепленные за ней помещения.

2.2. Осуществляет смену постельного белья и полотенец в сроки, предусмотренные стандартами обслуживания и внутреннего распорядка в гостинице, убирает постели.

2.3. Совместно с админитсратором гостиницы принимает госитиничный номер от проживающих при их выезде.

2.4. При обнаружении порчи имущества и оборудования проживающими сообщает администратору гостиницы.

2.5. Принимает от проживающих заказы на бытовые услуги и обеспечивает их своевременное выполнение.

2.6. Соблюдает этические нормы общения с проживающими.

Права

Горничная имеет право:

3.1. Запрашивать и получать от структурных подразделений сведения, справочные и другие материалы, необходимые для выполнения обязанностей, предусмотренных настоящей Должностной инструкцией.

3.2. Знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.

3.3. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей Инструкцией обязанностями.

3.4. Требовать от руководства предприятия обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

Ответственность

Горничная несет ответственность:

4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей Должностной инструкцией, в пределах, установленных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, — в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба предприятию — в пределах, установленных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Планирование рабочего дня. Подготовка горничной к работе.

Для того, чтобы горничная могла начать свой рабочий день, она должна приобрести соответствующий вид и сделать ряд необходимых действий: надеть форменную одежду (её вид зависит от отеля), обувь; получить от старшей горничной список-задачи на уборку с указанием номеров и видов уборочных работ; получить ключи от номеров; проверить наличие и состояние инвентаря, получить чистое белье; получить рекламные материалы; укомплектовать тележку горничной.

Укомплектованная тележка горничной должен содержать в себе уборочные материалы: моющие средства; дезинфицирующие средства; средства для отмывания всех видов поверхностей; средство для полов с любым видом покрытия; воскосодержащие средства для натирания; жирорастворимые средства; средства для чистки пластиковых поверхностей; средство для обработки деревянной мебели; дезодорирующие средства; устройство для мытья окон; съемные насадки для мойки и дезинфекции; хлопчатобумажные съемные насадки для уборки; прорезиненный фартук; набор средств индивидуального пользования: туалетную бумагу; набор гигиенических салфеток; бумажные полотенца; жидкое мыло; туалетное мыло; чистое белье; набор рекламных материалов; уборочный инвентарь: пылесос, швабру, совок; 2 ведера; мешок для грязного белья; мешок для мусора; щетки; тряпье; резиновые перчатки

Горничная должна знать временные нормативы осуществления всех видов уборочных работ. Это поможет ей выполнить необходимый объем работ с минимальными затратами сил и времени.

Горничная должна четко знать правила поведения в номере. Культура поведения горничных и вообще персонала является важным критерием для определения уровня культуры обслуживания в данном отеле. Нарушение этих правил карается вплоть до увольнения.

Горничной, работающей в номере, запрещается: закрываться в номере, смотреть телевизор, слушать музыку, пользоваться туалетом, ванной, оборудованием этого номера; курить в номере; сидеть в номере без дела; сидеть с гостем; оставлять коляску в коридоре перед дверью номера; касаться личных вещей проживающего, выбрасывать из письменного стола бумаги (самостоятельно).

Горничная должна уметь правильно войти в номер, грамотно и четко ответить на вопрос проживающих (в том числе на иностранном языке).

Требования к опыту работы

Опыт работы по данной специальности при трудоустройстве не является обязательным требованием. Администрация гостиниц все чаще отдает предпочтения горничным без наличия профессионального опыта. Исключением может являться разве что работа горничной за границей. Объясняется это тем, что работа горничной является хоть и не сложной, но достаточно тяжелой. Проработав несколько лет на такой должности, человек устает и физически, и морально.

Новички в этом плане имеют преимущества. Они стараются добросовестно работать, успешно проходить испытательный период. Кроме того, обучить человека без опыта особенностям работы часто бывает проще, чем горничных с опытом, которые привыкли к стандартам обслуживания, действующим на прежних местах работы.

Особенности составления должностной инструкции

Оформленная в соответствии со сложившимися стандартами должностная инструкция должна иметь такую структуру:

  1. Наименование организации (гостиницы). Документ распечатывают обычно на фирменном бланке хозяйствующего субъекта, поэтому наименование и реквизиты уже будут на нем.
  2. Графы для утверждения бумаги работодателем. Он должен будет поставить в них свою подпись и дату, когда утвердил инструкцию.
  3. Наименование документа.
  4. Текст документа.
  5. Подписи непосредственного руководителя работника, самого работника. В некоторых случаях расписываются также юристы и кадровые работники компании, принимавшие участие в утверждении бумаги.

Должностная инструкция горничной

Главный документ, на основании которого действует горничная – это должностная инструкция, в которой закреплен точный перечень должностных обязанностей, права и запреты.

Как правило, данный документ состоит из четырех пунктов:

  • общие положения (раздел содержит сведения о руководящих органах, распорядке работы и другую общую информацию);
  • обязанности горничной (раздел содержит перечень ежедневных задач, список используемых средств, периодичность выполнения уборки и многое другое);
  • права горничной (раздел включает список преимуществ, которыми наделен персонал);
  • ответственность горничной (важный пункт, благодаря которому происходит предотвращение и урегулирование неприятностей, которые могут возникать по причине тех или иных действий горничной).

Обязанности горничной в гостинице должны быть направлены на то, чтобы обеспечивать комфорт для постояльцев. Это и закрепляют основные разделы должностной инструкции.

Обязанности горничной в гостинице

Если они отдыхают дома, не стоит шуметь пылесосом в той же комнате. Уборка должна быть как можно более незаметной. Усталость, плохое настроение, стрессы – всё это может вылиться на работницу с гневом. Тем не менее, она всегда должна находиться рядом с хозяевами, когда в этом возникает необходимость. Например, когда нужно вовремя подать обед, убрать со стола, принять гостей, выполнить другие поручения.

Виды домашнего обслуживающего персонала и отличия

  • Горничная. Она, как правило, только стирает, убирает и застилает постель. То есть делает горничная в частном доме то же, что и в гостинице. Она приходит на работу несколько раз в неделю, чтобы поддерживать помещения в порядке.
  • Домработница. У неё более широкие функции по хозяйству. Так, в обязанности домработницы дополнительно входит приготовление еды, обеспечение ухода за домашними животными и комнатными цветами. За дополнительную оплату, или если работы по дому мало, хозяева просят её присмотреть за детьми или забрать из школы, помочь сделать уроки и пр.
  • Экономка. Это самая высокооплачиваемая профессия, поскольку в ней больше ответственности. От работницы требуется организация всего быта и дополнительные поручения, такие как оплата счетов, закупка продуктов, встреча гостей и общение с ними. Нередко требуются навыки ведения и поддержания разговора, например, если хозяева задерживаются. От экономки требуется наивысшая организованность. Иногда она должна раздавать поручения остальному обслуживающему персоналу, если таковой имеется.

Что делает горничная (домработница)

  • Она ухаживает за различными поверхностями в доме (лаковыми, стеклянными, тканевыми, кожаными) и знает, какие чистящие и моющие средства для этого используются.
  • Для уборки/готовки использует имеющуюся бытовую технику, умеет с ней обращаться, знает правила эксплуатации и ухода, меры предосторожности.
  • Содержит в порядке гардероб, стирает/гладит одежду, в том числе дорогую, следит за обувью. Поэтому требуются знание того, как обращаться с разными тканями и материалами.
  • Ухаживает за VIP вещами, антиквариатами. Дорогие картины, статуэтки, памятные подарки – всё это относится к ценным вещам, уход за которыми входит в должностные обязанности горничной.
  • Готовит пищу. Умелая работница знает вкусовые предпочтения хозяев, их пищевые привычки, семейные традиции. Она умеет приготовить то, что им нравится.
  • Присматривает за маленькими членами семьи. Какие именно задачи по уходу/воспитанию возьмёт на себя домработница, обговаривается с хозяевами.
  • Совершает покупки. Она знает, что и где покупать, нередко сама составляет список покупок.

Домработницы могут оказывать и другие услуги, например: интим по договорённости, сопровождение хозяина на встречах, в командировках и пр. Безусловно, такого рода деятельность оплачивается гораздо выше, чем работа обычной горничной, и в большинстве случаев бывает более интересной. При этом, обеспечивается полная конфиденциальность.

Обязанности горничной

Для поддержания порядка на вверенном участке горничная выполняет комплекс мероприятий.

В частности, горничная обязана:

  • выполнять все виды уборки согласно установленным графикам (ежедневная уборка номеров, смена постельного белья, мытье окон, полов, протирание пыли и т.д.);
  • разбираться в средствах для уборки (знать ассортимент используемых химических и других препаратов);
  • разумно и правильно использовать оборудование для уборки (в том числе электрическое);
  • соблюдать правила и нормы этикета, быть приветливой при общении с постояльцами.

Горничная должна владеть информацией о ценах на все виды услуг, которые оказываются в гостинице, расположении номеров и хозяйственных построек. Кроме того, горничная проверяет снабжение номеров, контролирует их состояние, сохранность имущества, укомплектовывает мини-бары в гостиничных номерах. Она принимает номера при выезде клиентов из гостиницы.

II. Должностные обязанности

В обязанности горничной входит:

1. Текущая уборка номерного фонда гостиничных комплексов и иных средств размещения, включающая:

— Комплектование тележки для текущей уборки номерного фонда

— Проверку исправности и функционирования инвентаря, оборудования в номерном фонде

— Комплектацию номерного фонда расходными материалами

— Смену постельного белья и полотенец в номерном фонде

— Уборку ванной комнаты в номерном фонде

— Уборку спальни, комнат в номерном фонде

— Сдачу вещей гостя в стирку и химчистку по его заявке

— Выявление дефектов и поломок мебели в номерном фонде

— Проверку наличия и сохранности имущества организации в номерном фонде

— Регистрацию забытых и потерянных гостями вещей

— Итоговую проверку соответствия качества текущей уборки номерного фонда требованиям стандартов уборки средства размещения

— Прием номера при выезде гостя

2. Уборка номерного фонда гостиничных комплексов и иных средств размещения после выезда гостей, включающая:

— Комплектование тележки для уборки номерного фонда после выезда гостей

— Проверку исправности и функционирования инвентаря, оборудования в номерном фонде

— Комплектацию номерного фонда расходными материалами

— Смену постельного белья и полотенец в номерном фонде

— Контроль ассортимента мини-бара в номерном фонде

— Уборку ванной комнаты в номерном фонде

— Уборку спальни, комнат в номерном фонде

— Выявление дефектов и поломок мебели в номерном фонде

— Проверку наличия и сохранности имущества организации в номерном фонде

— Регистрацию забытых и потерянных гостями вещей

— Итоговую проверку соответствия качества уборки номерного фонда после выезда гостей требованиям стандартов уборки средства размещения

— Прием номера при выезде гостя

3. Генеральная уборка номерного фонда гостиничных комплексов и иных средств размещения, включающая:

— Комплектование тележки для генеральной уборки номерного фонда

— Сдачу в стирку гардин и тюля с их заменой

— Сдачу в стирку постельных принадлежностей с полной их заменой

— Мытье окон, витражей, элементов декора номерного фонда

— Чистку вентиляционных решеток, радиаторов номерного фонда

— Чистку ковров, мягкой и корпусной мебели в номерном фонде

— Чистку стен, плинтусов, потолка в номерном фонде

— Итоговую проверку соответствия качества генеральной уборки номерного фонда требованиям стандартов уборки средства размещения


В отельном бизнесе наблюдается одна из самых высоких конкуренций среди всех сфер экономики. Чтобы гостиница не обанкротилась, требуется учитывать множество нюансов, регулярно вкладывать финансы в ремонт и обновление, проводить маркетинговые исследования и искать свою нишу. Однако какие бы деньги владелец не инвестировал в развитие отеля, без высококвалифицированного персонала его усилия обречены на провал.

Самый высокий уровень сервиса предлагают ведущие сети отелей США. Люди, хоть немного интересующиеся сферой туризма, наверняка знают какие бренды, как Marriott, Hilton, Ritz-Carlton, Hyatt, Renaissance, Clarion, Choice, Sheraton и многие другие. Чтобы удерживать у себя опытных работников, отельеры не скупятся на зарплаты. Смотрите, сколько зарабатывают консьержи, посыльные, прачки, работники общепита и прочие сотрудники. Данные о заработной плате и занятости в гостиничном бизнесе представило Бюро статистики труда США.

Сфера питания


Согласитесь, самое яркое впечатление от отеля оставляют не размеры номеров и наличие бассейна, а качество еды. Это понимают и бизнесмены. Не случайно зарплаты работников сферы питания в гостиницах США гораздо выше, чем в обычных кафе, закусочных и ресторанах.

Например, квалифицированным разносчикам еды (официантам-серверовщикам) отельеры в среднем в год платят $28560, а в других заведениях питания – $22460. Работникам рангом чуть ниже (просто серверовщикам) – $23100, что тоже неплохо. Для сравнения, в Москве ежемесячный доход официантов колеблется в пределах 35000-45000 рублей, это в 3-4 раза меньше, чем в Соединенных Штатах. Чаевые в расчет не берем.


В районе $23000-23500 в среднем зарабатывают помощники поваров и барменов. При этом разница между собственно барменами и их помощниками незначительна – $300-500. Поварам кафе и закусочных платят $26760, а работникам ресторанов – $29780.

Самыми состоятельными на кухне являются шеф-повара. От их знаний, мастерства, стремления к инновациям зависит очень многое. Они творцы, под дудку которых пляшут повара-подмастерья. И зарабатывают соответственно. Всего в гостиничной сфере США занято 13730 шеф-поваров с ежегодным доходом $56690.

Технический персонал


Работники прачечной и химчистки зарабатывают в среднем $23400 в год. В гостиничном бизнесе занято порядка 36200 человек этой профессии.

Водители при отелях имеют в среднем $23730 в год. Крутить баранку доверено 8700 сотрудникам.

Если в России посудомойщицы зарабатывают очень скромно – 20000-25000 рублей, то американцам везет гораздо больше. Их среднегодовой доход всем на зависть – $24410. Поэтому мужчину на кухне можно встретить так же часто, как женщину.

Если у нас грузчики – одна из низкооплачиваемых и не очень престижных профессий, в США работникам тяжелого физического труда не скупятся на зарплату. Среди 23440 носильщиков багажа и посыльных средний оклад составляет $24390.

Среди младшего технического персонала самыми богатыми являются ремонтники и специалисты по обслуживанию оборудования. Среднегодовая зарплата равняется $31690, задействовано 88550 человек.

Администрация


Администраторы ежегодно получают в среднем $23640. Всего в сфере занято рекордное число сотрудников – 242660. Гораздо больше зарабатывают работники офисов – $28780.

Рестораторы имеют доход чуть выше среднего: $24150. Столь ответственную должность занимают 18210 человек.

Бухгалтера и аудиторы везде нужны. В том числе – в отелях США, где их ни много ни мало 21040 человек. Их доход достаточно высок – порядка $33090. В Москве, для сравнения, 40000-50000 рублей.


Большая ответственность возлагается на супервайзеров. В их обязанности входит контроль за персоналом. И хотя сами они руками ничего не делают, от знаний, опыта и характера зависит работа всех основных служб: слесарей, электриков, монтажников оборудования, офисных работников и администраторов, работников кухни и обслуживающего персонала. Меньше всего платят супервайзерам уборщиц – $35730, больше всего – супервайзерам административных работников – $42270.

Бухгалтеры и аудиторы, составляющие 8300 человек, в среднем зарабатывают $56980. Чуть меньше доход у специалистов по кадрам – $54480. На пятки им наступают менеджеры по проживанию – $52850.

Благоустройство, уборка и обслуживание


Внешний вид отеля, ухоженность его территории и чистота номеров очень важны для ведения бизнеса. Поэтому работники по благоустройству зарабатывают даже больше, чем повара – $27870. Дворники и уборщицы получают в среднем $28520 в год. Это одна из самых востребованных категорий, насчитывающая в США 44660 работников.


Консьерж – лицо отеля. Именно по его поведению судят о всех работниках. Он должен быть внимательным, тактичным и стрессоустойчивым. За столь тяжелую работу хозяева готовы раскошеливаться. Их средняя зарплата – $31240.

Сфера безопасности


Спокойствие и крепкий сон клиентов – важная обязанность владельцев отелей. Помимо сотрудничества с полицией и частными агентствами, распространенной практикой является наличие собственной службы охраны. Неслучайно их количество приближается к 30000, собственно как и зарплата – $29890.

Высший менеджмент


Самыми высокооплачиваемыми в гостиничном бизнесе являются финансовые менеджеры. Таких насчитывается всего 3820 специалистов. Зато их среднегодовой доход впечатляет – $103170.

На ступеньку ниже расположились менеджеры по продажам ($90820) и административных служб ($82210). Генеральные и операционные менеджеры ежегодно получают в среднем $77260. Главные специалисты, курирующие сферу общественного питания, также зарабатывают немало – в среднем $63950.

Как видим, нам есть чему учиться у американцев в гостиничном бизнесе. Если сравнивать даже с московскими зарплатами, разница существенная. В большинстве сфер деятельности наблюдается отставание доходов в 3-5 раз. При этом стоимость проживания в столичных отелях мало отличается от цен за номер в США. Будем надеяться, что здоровая конкуренция на отечественном рынке вынудит отельеров держаться за хорошего работника и платить ему достойную зарплату.

работа горничной в доме фото

Еще в XIX веке многие девушки без титула и высокого материального положения стремились устроиться на работу в аристократические дома на должность горничной. Поскольку эта работа не только давала возможность хорошего заработка, но и хорошие перспективы устроиться в жизни. К примеру, можно было дослужиться до экономки или управляющей. А на тот момент это весьма серьезный карьерный рост.

Сейчас стать горничной аристократа можно разве что в Англии, а горничные работают в отельном бизнесе. Правда, от этого профессия все еще не теряет налета романтизма. Хотя вполне возможно, что в этом виноваты исключительно голливудские фильмы.

Обязанности горничной

Горничная – это сотрудник гостиницы или наемный работник в частном доме, чья основная обязанность заключается в уборке помещений.

В обязанности горничной входит следующее:

сухая и влажная уборка комнат (протирка мебели, чистка ковров и т.д.);

проверка исправности техники и общего состояния мебели;

выполнение некоторых поручений постояльцев;

прием помещений при выезде постояльцев.

Поскольку отели и гостиницы чаще всего набирают целый штат горничных, поэтому в девяти случаях из десяти сотрудницы трудятся парами или посменно. Кроме того, иногда руководством вводится должность старшей или главной горничной, которая занимается координированием работы менее опытных сотрудников, берет на себя вопросы обучения новичков.

Чтобы получить работу горничной, требуется знать:

основы сервиса гостиничных предприятий;

перечень мебели и оборудования в номерах различных типов;

используемые очищающие средства и инструменты;

эксплуатация хозяйственной техники.

Работа почти не требует специальных знаний и умений. Главное в ней – ответственно относиться к уборке.

Должностные обязанности горничной

Источник фото: freepik

Требования к профессиональным качествам горничных

Устроиться работать горничной может любая совершеннолетняя женщина. Для этого необходимо пройти медицинскую комиссию, которая подтвердит отсутствие, например, серьезных аллергических реакций на компоненты моющих средств. А также прослушать серию инструктажей по охране труда и безопасности.

Если речь идет о международных отелях высокого класса, где подавляющее большинство постояльцев – это иностранные гости, то требования к горничным становятся значительно строже. У международных отельных сетей жесткие требования к внешним данным работников и их навыкам. Кроме того, обязательным является знание иностранного языка (преимущественно английского).

Условия и место работы

На сегодняшний день горничные работают в гостиницах, пансионатах, домах отдыха, а также отелях. Условия работы во многом зависят от уровня заведения и его месторасположения. Так, если речь идет о курорте, что чаще всего горничные работают по сменам.

Если все-таки местом работы горничной является частный дом, то в этом случае практикуется проживание на территории работодателя. При этом выходные либо один раз в неделю, любо сразу на длительный период времени.

Где выучиться профессии горничной?

Для того, чтобы работать по данной специальности по большому счету образование не нужно. Организации в зависимости от своих возможностей либо организовывают специальные курсы, либо проводят стажировки, прикрепляя новичков к опытным сотрудникам.

Но если речь идет об устройстве на работу в фешенебельный отель, то работодатель вполне может потребовать наличия образования в области гостиничного бизнеса. Подобное направление активно представлено как учреждениях среднего специального звена, так и в высших образовательных учреждениях. Или профильного образования по направлению иностранных языков. Конечно, подобные случае скорее редкость, но их необходимо также учитывать.

Где выучиться на горничную

Источник фото: cookie_studio/freepik

Разряды профессии горничная

Для сотрудников гостиничных предприятий существуют два уровня квалификации.

Горничная 1 разряда проводит полный комплекс уборки помещений.

Горничная 2 разряда также активно работает с постояльцами: встречает, дает необходимую информацию об отеле, особенностях номеров и услугах.

Перспективы карьерного роста в профессии горничная

Достаточно часто данная специальность используется как старт начала карьеры в гостиничном бизнесе. При наличии профильного или смежного образования можно претендовать на получение должности администратора, координатора по размещению гостей и т.д.

Личностные качества при работе горничной

Поскольку работа горничной – это, в первую очередь, физический труд, то она должна быть выносливой, не иметь заболеваний, которые бы препятствовали исполнению служебных обязательств. К примеру, болезни спины или сильные аллергические реакции на пыль.

Также работа горничной требует наличия следующих качеств и черт характера:

Посуточной арендой трудно заниматься одному. Часто без горничных и администраторов не обойтись. И тут масса вопросов. Как найти ответственного работника, который не исчезнет вместе с деньгами? Может ли один человек заниматься уборкой и принимать гостей? Платить сотруднику оклад или делать разовые выплаты? Как поступать в конфликтных ситуациях?

Эти вопросы мы задали экспертам Суточно.ру — нашим самым опытным арендодателям. Ниже — обстоятельные ответы и личный опыт владельцев жилья.


Когда нанимать горничных и администраторов, а когда можно обойтись

Михаил, Санкт-Петербург: Вопрос о найме сотрудников обычно возникает, когда вы сдаете более 5 квартир или когда они разбросаны по разным районам. Один человек может спокойно обрабатывать заявки, заселять и убирать до 5 квартир. Некоторые герои посуточной аренды могут вытянуть в одиночку и 10 квартир, но таких немного.

Иван Тренькаев, Санкт-Петербург: Если самому тащить рутину с уборкой и заселением, никакого развития бизнеса не получится. Мы с первых дней к уборке привлекали горничных, а к стирке — прачку. Начинали с двух квартир на двоих.

Дина, Казань: У меня всего три квартиры. Убираюсь, встречаю и провожаю гостей сама. Дополнительные люди — это затраты и лишняя головная боль.

Анна Зверева, Санкт-Петербург: Изначально я хотела все делать сама: выбор квартиры, покупка, мелкий косметический ремонт, реклама, уборка, администрирование. Хотелось минимизировать расходы и самостоятельно всему научиться. Единственное, что я отдала в руки наемных сотрудников, — это стирка постельного белья. Правда, сейчас есть горничные.


Может ли один человек заниматься и уборкой, и приемом гостей?

Михаил, Санкт-Петербург: Чаще всего горничные могут заселять и провожать гостей, но вопрос с чистым/грязным бельем остается открытым, потому что горничные работают без автомобиля.

Артём Базыгин, Москва: Горничная в нашей компании и делает уборку, и заселяет. Это возможно только потому, что работник не перегружен большим количеством квартир и все они находятся относительно недалеко.

Алексей Банкин, Санкт-Петербург: У нас на квартирах работает администратор-горничная. Такие сотрудники распределены по районам. Поскольку Питер город большой, для упрощения работы мы специально подбираем квартиры в одном районе в нужном количестве. Это позволяет загрузить одного человека.

Иван Тренькаев, Санкт-Петербург: Первое время мы заселяли сами, потом появился человек, которого мы сами же и обучили. Он и белье развезет, и гостей встретит, и все недостающее доставит, и мелкий ремонт выполнит. Например, упала гардина или разбили стекло — надо замерить, заказать, привезти, поставить. Но изредка я заселяю гостей сам. Это полезно.


Стоит ли доверять работу с бронированиями наемным сотрудникам?

Михаил, Санкт-Петербург: Работу с бронированиями трудно кому-то доверить, потому что хочется самому чувствовать рынок и спрос, а не передавать все менеджеру, мнение которого будет не настолько объективным. Личные встречи гостей у нас есть всегда, потому что менеджер может не успевать, уезжать на закупку в магазин, либо у него может быть выходной.

Анна Зверева, Санкт-Петербург: Звонки, брони и заселение контролирую лично я или мой супруг. Мы хотим найти менеджера по заселению, но искать сотрудника для обработки запросов и контроля броней в ближайшее время не планируем. Только личное общение с гостями, с полным погружением в календарь бронирований.


Как защитить себя от недобросовестных работников

Сейчас, чтобы попасть к нам на работу, нужно соответствовать нескольким критериям: в частности, нормальная связная речь и проживание недалеко от наших квартир. В каком районе сотрудник живет, в таком и работает. Это первые вопросы, которые мы задаем по телефону — и если по какому-то критерию человек не подходит, то на работу его не берем.

Затем сотрудник идет на стажировку от 3 до 7 дней. Доступа к деньгам при этом нет никакого, просто помощь по уборке. И уже дальше, если всех всё устраивает, мы берем у работника расписку, заключаем договор, который находится только у нас, делаем ксерокопию паспорта и других документов. На всякий случай, перед началом работы, я беру у горничной телефоны близких родственников и сразу их проверяю. Также лично убеждаюсь, что она живет именно там, где сказала. И уже после этого начинаем полноценно работать.

Горничных постоянно нужно контролировать. Это касается и качества уборки, и сохранности имущества. Предпосылкой для проверки могут быть плохие отзывы гостей.

Алексей Банкин, Санкт-Петербург: Очень трудно найти грамотного работника. Обычно из 5–9 людей, которые проходят стажировку, остается только один. Остальные либо уходят, либо мы сами их отсеиваем.

Вообще, подбор персонала — это та же воронка продаж: звонок, собеседование, приглашение на стажировку, стажировка, выход на работу. И каждый этап отсеивает людей.


Как платить сотрудникам

Михаил, Санкт-Петербург: Горничных можно нанять на постоянную основу (оклад) или на разовую работу (сдельная оплата). За одной горничной можно закрепить в среднем 10 квартир, чтобы не было накладок, когда все одновременно выезжают и она не успевает убрать.

Анна Зверева, Санкт-Петербург: Путем проб и ошибок остановилась на сдельной оплате по уборке квартир.

Алексей Банкин, Санкт-Петербург: Многие берут работника на сдельную оплату и платят за каждую уборку, думая, что это выгоднее. Однако тогда сразу лишаешься многих бронирований на сутки-двое, так как они становятся экономически невыгодны. А таких бронирований все больше и больше: люди не ограничивают свое путешествие одним местом.

Мы платим оклад, и он не зависит от количества уборок. К тому же на окладе человек ответственнее относится к работе, так как может планировать свой доход. Сдельная оплата этого не позволяет, и сотрудник чувствует себя менее защищенным.

Иван Тренькаев, Санкт-Петербург: Оплата для горничных у нас сдельная. Нередко нужно убирать одновременно несколько квартир. Всем помесячно платить нецелесообразно, особенно в несезон. И деньги в тот же день работникам получать удобнее, некоторые не могут ждать и до завтра.

Артём Базыгин, Москва: Трудность заключается в малой привлекательности вакансии. В Москве мало кто захочет постоянно работать за 35 000 рублей в месяц. Но не идите на поводу у своих работников, которым сильно нужны деньги. Они будут вас просить дать им все больше и больше квартир.


Конфликты с горничными: что может случиться и как разрешить ситуацию

Алексей Банкин, Санкт-Петербург: Работала у нас девушка администратором-горничной. С Украины, но со статусом беженца. 3 месяца работала, потом неожиданно объявила себя беременной и потребовала изменения условий работы, сокращения рабочего дня, замены химии на экологичную и т. д. Сказала, что шкафы сверху протирать не может, голова кружится. В итоге мы ей сообщили, что она нам больше не требуется.

Через 2 месяца получаем повестку. Она просила суд признать незаконным ее увольнение, принудить нас заключить с ней трудовой договор и оплачивать декретный отпуск.

В итоге мы с адвокатом выбрали следующую тактику: признать, что она у нас работала, но доказать, что это была работа не по трудовому договору, а по договору подряда, который мы заключили в устной форме на основании статьи 158 ГК РФ. То есть мы ее не увольняли, она выполнила свой подряд и мы больше не нуждались в ее услугах.

Через полгода и 6 судебных заседаний мы доказали, что ничего ей не должны.

Читайте также: