Как рассчитать полезный отпуск тепловой энергии

Обновлено: 04.05.2024

15 октября 2012

ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ВЕЛИЧИНА ТАРИФА НА ТЕПЛОВУЮ ЭНЕРГИЮ

Жителей Свердловской области интересует вопрос, почему существует разница в тарифах на тепловую энергию и от чего зависит величина тарифа на тепловую энергию?

Эта разница обусловлена множеством факторов. Во-первых, при сравнении тарифов организаций, расположенных на территориях в схожих климатических и географических условиях, помимо территориальных особенностей, необходимо учитывать режим выработки тепловой энергии — комбинированный и некомбинированный.

Комбинированный режим — это одновременное производство электрической и тепловой энергии, характеризующееся экономичностью и эффективностью использования ресурсов. Как правило в таком режиме работают крупные ТЭЦ. Чем больше в структуре полезного отпуска доля тепловой энергии, вырабатываемой в комбинированном режиме, тем, соответственно, дешевле услуги теплоснабжения для потребителей. Но если эта доля невелика или комбинированный режим вовсе не применяется, то стоимость тепла выше. Себестоимость тепловой энергии, производимой котельными в некомбинированном режиме, на 50% и более, превышает себестоимость тепловой энергии, вырабатываемой в комбинированном режиме.

На размер тарифов на тепловую энергию также влияют затраты на используемое в котельных топливо. Эти затраты занимают в структуре тарифа значительную долю (от 50 % до 90 %). Поэтому вид топлива и, соответственно, его стоимость один из определяющих факторов. Так, стоимость жидкого (мазут) и твердого (уголь) топлива существенно выше природного газа: при прочих равных условиях тариф на тепло котельной, работающей на мазуте или угле, будет выше, чем на газе.

Помимо того, для котельных, функционирующих на одинаковом виде топлива, разница в тарифах на тепло может быть обусловлена и уровнем энергоемкости установленного оборудования, другими особенностями технологического процесса производства и передачи тепловой энергии.

Следует учитывать, что величина тарифа зависит от эффективности использования (загрузки) мощностей теплоснабжающей организации. При низкой загрузке, т.е. значительно меньше установленной, на единицу вырабатываемой тепловой энергии приходится больше затрат на её производство, так как в тариф заложены затраты, не зависящие от объема выработки тепловой энергии, а именно: затраты на ремонт оборудования, возмещение его износа, так называемая амортизация, оплата труда производственного персонала, отчисления на социальные нужды, общехозяйственные расходы, налоги. Несмотря на то, что котельная работает не на полную мощность, например, амортизационные отчисления учитываются в тарифе по всему оборудованию, которое находится на балансе предприятия и участвует в выработке и передаче тепловой энергии.

Наконец, немалое значение имеет территориальное расположение котельной и потребителя: чем дальше потребитель от котельной, тем больше протяженность тепловых сетей. Имеет значение и характер местности: горная, холмистая или равнинная – от этого зависит количество насосов и тепловых пунктов, необходимых для доведения тепла до потребителя. Эти факторы влияют на увеличение затрат на услуги по передаче тепловой энергии: в части содержания сетей и оплаты потерь в тепловых сетях. Таким образом, затраты на услуги по передаче тепла, являющиеся неотъемлемой частью поставки, также имеют непосредственное влияние на размер тарифа.

Условный пример расчета тарифа на тепловую энергию в зависимости от факторов загрузки оборудования, вида топлива, и удаленности от коллекторов котельной показан на графике.

Кроме указанных выше факторов есть и иные, влияющие на величину тарифа. Например, налоги в зависимости от применяемой системы налогообложения влияют на размер обоснованных расходов из прибыли организации, учитываемых в тарифе, и, тем самым, на величину самого тарифа. Так, при упрощенной системе налогообложения организация уплачивает единый налог, заменяющий ряд других. В случае выбора общей системы налогообложения при расчете тарифа необходимо учесть дополнительные средства на уплату налогов на имущество, на добавленную стоимость, на прибыль.

В любом случае при регулировании тарифа на тепловую энергию РЭК Свердловской области руководствуется принципом баланса экономических интересов производителей и потребителей топливно-энергетических ресурсов и бесспорным требованием документарной ответственности.

4 и 5 октября 2012 года в городе Сочи прошел семинар-совещание, организованный Федеральной службой по тарифам (ФСТ России) пр

Вас беспокоит, почему в отопительный период платежи за отопление возрастают? Вы не знаете, меняются ли платежи или сам тариф,

21 сентября 2012 года городской округ Новая Ляля посетили представители Региональной энергетической комиссии Свердловской обл


В конце июня 2021 года Правительством РФ были внесены отдельные изменения в порядок начисления коммунальной услуги по отоплению (Постановление № 1018 от 25.06.2021 г.). Уточнены механизмы расчета при наличии в доме теплосчетчиков (индивидуальных приборов учета), а также особенности оплаты содержания мест общего пользования в части отопления.

Общие моменты по оплате отопления

Принципы оплаты за отопление, которые существовали ранее, остаются неизменными:

— расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу, а плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания (п. 1 ст. 155 ЖК РФ);

— размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации (п. 36, 37 и 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, далее – Правила № 354));

— в случае если коммунальная услуга по горячему водоснабжению и отоплению готовится внутри дома с помощью ИТП (или крышной котельной), то потребитель оплачивает весь объем потребленного коммунального ресурса в виде тепловой энергии и холодной воды – по факту потребленного ресурса (абз. 3 п. 40 и п. 54 Правил № 354);

— оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из 2 способов:в течение отопительного периода, либо равномерно в течение календарного года (конечное решение принимается в каждом субъекте отдельно (абз. 1 п. 42(1) и абз. 1 п. 42(2) Правил № 354).

Варианты оплаты отопления: старое и новое

Особенности оплаты отопления зависят от наличия или отсутствия приборов учета, позволяющих агрегировать объем потребленных услуг.

Все установленные в законе варианты оплаты отопления раскрываются в п. 42(1) Правил № 354.

1.Если в многоквартирном доме нет общедомового прибора учета тепловой энергии (ОДПУ), то размер платы за тепловую энергию и отопление определяется исходя из норматива, который устанавливает тарифный орган субъекта. В настоящее время все подобные нормативы имеют повышающие коэффициенты (абз. 2 п. 42(1) Правил № 354).

  1. Если в многоквартирном доме есть ОДПУ, но ни в одном жилом или нежилом помещении нет индивидуального теплосчетчика (ИПУ), то размер платы за коммунальную услугу по отоплению распределяется по площади каждого жилого или нежилого помещения, исходя из общего объема гигакалорий, которые потребил дом (абз. 3 п. 42(1) Правил № 354). В случае оплаты за отопление равномерно в течение календарного года, эти объемы корректируются исходя из прошлогоднего годового объема потребления.
  2. Если в многоквартирном доме есть ОДПУ, но хотя бы одно жилое или нежилое помещение имеет ИПУ, то размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется:

— на основании показаний ИПУ данного помещения;

— к плате по показаниям ИПУ добавляется плата за коммунальнуюуслугу на содержание общего имущества, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 4 п. 42(1) Правил № 354).

Таким образом, установка ИПУ не означает, что потребители перестают оплачивать общедомовое потребление.

Важно подчеркнуть, что установка теплосчетчиков не допускается в домах, имеющих вертикальную разводку. Это следует из п. 3 Критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, утвержденных Приложением № 1 к приказу Минстроя России от 28.08.2020 г. N 485/пр.

  1. Если в многоквартирном доме есть ОДПУ и одновременно все жилые или нежилые помещения имеют ИПУ, то размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется:

— по показаниям ИПУ;

— к плате по показаниям ИПУ добавляется плата за коммунальную услугу на содержание общего имущества, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 5 п. 42(1) Правил № 354).

В Правилах № 354 введено условие, при котором можно не оплачивать отопление на содержание общего имущества:

— если все помещения общего пользования не оснащены отопительными приборами или иными теплопотребляющими элементами внутридомовой инженерной системы отопления;

— этот факт подтверждается технической документацией на многоквартирный дом.

В таком случае норматив потребления коммунальной услуги по отоплению принимается равным нулю (абз. 6 п. 42(1) Правил № 354).

Одновременно в Правила № 354 введены особенности оплаты за отопление при наличии в многоквартирном доме распределителей, устанавливаемых на радиаторах отопления. Для того, чтобы применять порядок оплаты с учетом распределителей, необходимо:

— чтобы многоквартирный дом был оборудован ОДПУ;

— чтобы общая площадь помещений, где установлены распределители, была не менее чем в 50% от общей площади всех жилых и нежилых помещений.

В таком случае размер платы за отопление будет рассчитываться по принципу, указанному в п. 2 и 3 подраздела данной статьи. А именно: к показаниям распределителя будет добавляться плата за содержание мест общего пользования, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 10 п. 42(1) Правил № 354).

В дальнейшем размер платы за отопление корректируется один раз в год, если решением общего собрания собственников помещений или членов ТСЖ не установлена иная периодичность для корректировки.

Слабые места регулирования платы за отопление

Регулирование платы за отопление все более усложняется: добавляются новые формулы и ситуации, которые направлены на устранение пробелов в законодательстве. Например, теплосчетчики нельзя устанавливать при вертикальной разводке инженерных коммуникаций по отоплению. Однако распределители можно (при условии, что эти действия осуществляет одновременно не менее 50% собственников от общей площади помещений в доме). Общая тенденция регулирования – постоянное оприборивание и надлежащий коммерческий учет, сочетаемый со штрафными санкциями за отсутствие приборов учета в доме или помещении.

Вместе с тем, в нашей практике продолжают встречаться ситуации, которые не охватываются существующим регулированием. Например, в одном из домов застройщик построил двухуровневые квартиры. При этом трубы отопления в этих квартирах были замурованы глубоко в стену, а для отопления и горячего водоснабжения застройщик установил в отдельной группе помещений индивидуальное газовое отопление. Изменения в проектную документацию были внесены, а вот в технический паспорт на помещение – нет. В таком случае управляющая организация выставляет потребителю плату за централизованное отопление и горячую воду, которой он не пользуется при наличии автономной газовой системы. То есть, услуга оплачивается дважды.

Кроме того, на уровне формул расчета не урегулированы ситуации, при которых потребитель может в принципе отказаться от оплаты за отопление. Например, в случае организации (путем надлежащего согласования переустройства) собственного индивидуального отопления (с помощью газа). Согласование переустройства и демонтаж радиаторов отопления в этом случае не является гарантией отсутствия начисления платы за отопление.

Наконец, в Правилах № 354 не прописан порядок расчета и оплаты потерь тепловой энергии за внешние сети теплоснабжения, в случае, если они являются общим имуществом. В случае закрытой системы отопления тепловые потери уйдут в тепловой компонент и будут выставлены потребителю по факту (п. 54 Правил № 354). А вот при централизованной системе теплоснабжения тепловые потери могут уйти только в общедомовое тепловое потребление с неустановленным порядком расчета, что создает дополнительные сложности и путаницу с учетом.

Читайте также: