Как работать с трудными подростками рекомендации в центрах для несовершеннолетних

Обновлено: 29.04.2024

Кризисная интервенция – это скорая психологическая помощь лицам, находящимся в состоянии кризиса. Затяжной, хронический кризис несет в себе угрозу социальной дезадаптации, нервно-психического или психосоматического страдания. Потребность в кризисной помощи возрастает в ситуациях катастроф, стихийных бедствий и социальных потрясений, поскольку большое количество людей, потерявших близких, жилье или работу, переживают состояние жизненного кризиса, отягощенного трагическими переживаниями.

Зная составляющие кризисного переживания и учитывая, что, еще будучи ребенком, подросток через пробы и ошибки уже выработал свои способы, приемы и стратегии совладания с трудностями. Однако можно выделить и общие шаги на пути работы психолога с подростком. К таким шагам относятся:

1) Доброжелательное и безоценочное отношение к ребенку. Это умение выслушать, оказать необходимую психологическую поддержку, анализ проблемы без критических суждений, неконтролируемых эмоций, неуместных вопросов.

2) Ориентация на нормы и ценности ребенка. Психолог во время своей работы должен ориентироваться не на социально принятые нормы и правила, а на те жизненные принципы и идеалы, которых придерживается подросток.

3) Не рекомендуется давать советы. Советуя, консультант полностью берет на себя ответственность за происходящее, что не способствует развитию личности подопечного. Главная задача психолога состоит в том, чтобы локус жалобы в ходе консультации был переведен с других на себя. Только в этом случае человек ощутит ответственность за происходящее и постарается измениться сам и изменить ситуацию, в противном случае он будет только ожидать помощи и совета со стороны окружающих.

4) Гарантия анонимности и конфиденциальности получаемой информации. Любая информация, сообщенная психологу, не может быть передана без согласия испытуемого ни в какие общественные или государственные организации, частным лицам, родственникам и друзьям.

Кроме того, можно выделить следующие необходимые условия конструктивного разрешения личностных кризисов:
• осознание противоречия, анализ причин возникновения кризиса, его смысловая переработка;
• активность личности, направленная на разрешение кризисной ситуации;
• учет особенностей самого кризисного состояния;
• наличие специфической мотивации разрешения кризиса, выражающейся в стремлении личности к непротиворечивости, восстановлению равновесия и внутренней гармонии.

Выделенные и описанные в психологии представления о процессе личностного и духовного роста могут стать объектом и направлением коррекционной работы по преодолению кризисов.

Личностный рост определяется как процесс гармонизации человеком своих взаимоотношений с обществом. Он предполагает как минимум два этапа:
1) углубление осознания человеком своих социальных потребностей и расширение средств и способов их реализации;
2) формирование на этой основе своей автономности, самоуправления, реализации личностью заложенных в ней природой сил и способностей.

Духовный рост представляет собой ориентацию человека на свой глубинный внутренний мир, означает доверие своему внутреннему опыту и построение обновленных, духовных отношений с внешним миром. Такой рост включает, как минимум, два этапа:
1) осознание человеком своих глубинных потребностей, включающих потребность в исследовании бессознательного и последующего принятия его, потребность в осознании смысла своего существования, потребность в осознании своего бытия как процесса;
2) формирование человеком обновленных отношений с окружающими его людьми, потребности в событийности.

При оказании психологической помощи подросткам в кризисном состоянии рекомендуется использовать следующие способы и приемы.

1. Информирование. Расширение (изменение, корректировка) информированности ребенка, повышение его психологической грамотности в области обсуждаемых вопросов за счет примеров из обыденной жизни, обращения к литературным источникам, к научным данным, к опыту других людей.

2. Метафора (метод аналогий). Суть метода заключается в использовании аналогий – образов, сказок, притч, случаев из жизни, пословиц, поговорок – для иллюстрации актуальной ситуации (темы, вопросы). Метафора оказывает косвенное влияние на установки, стереотипы, мнения человека, позволяет взглянуть на ситуацию как бы со стороны. Благодаря этому снижается субъективная значимость проблемы, исчезает ложное ощущение ее уникальности. Кроме того, удается разрядить напряженную атмосферу консультирования.

3. Установление логических взаимосвязей. Полезно вместе с ребенком устанавливать последовательность событий, выявлять влияние внутренних (субъективных) факторов на происходящее и их взаимосвязь. Данный способ позволяет расширить и уточнить понимание проблемы.

4. Проведение логического обоснования. Данный способ позволяет отсортировать варианты решения актуальной жизненной задачи за счет логического анализа, показывающего последствия (эффективность) разных путей решения.

6. Конкретное пожелание. Пожелание может содержать рекомендацию попробовать какой-либо конкретный способ действия при решении актуальной задачи. Такие пожелания не должны снижать ответственность подростка. Он сам принимает решения, оценивает приемлемость предлагаемых способов, планирует шаги для их реализации.

7. Парадоксальная инструкция. Для того чтобы вызвать чувство протеста и активизировать ребенка, можно предложить ему продолжать делать то, что он делает. Пусть повторит свои действия (мысли, поступки) по крайней мере три раза.

8. Убеждение. Данный способ целесообразно использовать на фоне уравновешенного эмоционального состояния. Убеждение можно применять при наличии у подростка развитого образного и абстрактного мышления, устойчивости внимания. Используя понятные подростку аргументы, позволяет ему убедиться (утвердиться) в правильности определенных приемов, мыслей и т.п.

9. Эмоциональное заражение. При установлении доверительных отношений можно стать образцом для эмоциональной идентификации. За счет этого можно поменять (откорректировать) эмоциональное состояние ребенка, заражая его собственным эмоциональным настроем.

10. Помощь в отреагировании неконструктивных эмоций. Применение данного способа актуально при острых эмоциональных состояниях. Отреагирование может выражаться в форме смеха, слез, выговаривания, активного действия (походить, постучать, побить подушку, потопать ногами, нарисовать, почертить, написать). Отреагирование позволяет снять (разрядить) напряжение, вызванное негативной эмоцией. Внимательно наблюдать, сочувствовать, понимать, но не присоединяться к чувствам консультируемого.

11. Релаксации. Нужно научить ребенка различным способам расслабления, достижения внутреннего покоя и комфорта. Релаксация может осуществляться в форме медитации, аутотренинговых и релаксационных упражнений.

14. Домашнее задание. В качестве домашнего задания предлагается выполнить различные действия. Это могут быть наблюдения, отслеживание результатов, опробование новых способов.

15. Позитивный настрой. Позитивный настрой позволяет укрепить веру ребенка в свои возможности по разрешению возникшего затруднения, он концентрирует сознательные и подсознательные силы для достижения поставленной цели.

16. Ролевое проигрывание. Данный способ предполагает моделирование различных реальных и идеальных ситуаций для тренировки (отработки) новых способов поведения.

17. Анализ ситуаций. В ходе консультирования можно проводить совместный анализ как реальных жизненных ситуаций ребенка, так и ситуаций из жизни других людей, включая примеры из литературных произведений. Вместе с информированием это помогает повысить психологическую грамотность, а также развить навыки использования психологической информации при анализе ситуаций.

18. Внутренние переговоры. Могут использоваться для устранения внутренних конфликтов ребенка. Они предполагают выявление конфликтующих сторон (субличностей), их наименование и осуществление диалога между ними. Можно помочь ребенку осознать конфликтующие стороны и организовать внутренние переговоры, ведущие к компромиссу. После специальных тренировок ребенок обучается подключать к переговорам своего Творца – мудрую творческую силу, которая есть у каждого человека. Это помогает находить не только компромиссы, но и новые оригинальные решения.

19. Трансформация личной истории. Задача трансформации – целенаправленное погружение в собственную историю для мысленного завершения субъективно незакрытых событий прошлой жизни, для изменения навязанных программ и сценариев. Подобные мысленные действия способствуют также снятию напряжения, создаваемого эффектом незаконченного действия. Если нельзя изменить реальные события жизни, то можно изменить отношение к ним. В тех случаях, когда подросток страдает от мыслей, что он не сказал или не сделал чего-то, можно предложить ему сделать это, актуализировав соответствующую ситуацию в ходе работы (мысленно или реально в игровой модели).

20. Целеустроение. Поиском новых жизненных целей и смыслов стоит заняться, если ребенок чувствует опустошенность, у него мала ценность собственного существования, он хочет изменить свою жизнь, но не знает, в каком направлении двигаться. Для целеустроения можно использовать как рациональные техники, так и творческое воображение.

22. Социальные пробы. Освоение ребенком различных конкретных действий как в специально запланированных жизненных ситуациях, так и в игровых процедурах. Такое обучение позволяет ребенку лучше понять собственные возможности, пройти своеобразное социальное закаливание, освоить новые формы и способы поведения.

X 30f550b2m.jpg

Избегая вопросов, требующих односложного ответа, вожатый предлагает ребенку высказать мысли, чувства и позицию.

  • Пожалуйста, расскажи мне больше об этом. Что бы еще изменилось?

Эти открытые вопросы дают детям свободу выбора: что рассказать о себе и в какой форме. Уважение к их способностям допускает больше самоопределения в разрешении проблем и последующих результатах.

После того, как вожатый выслушал часть подробного рассказа ребенка, продуманно используя повторение ключевых слов и открытые вопросы, он может периодически прерывать течение разговора, подводя итог тому, как он понимает мысли, чувства и ощущения ребенка.

  • Хорошо, давай убедимся, что я правильно тебя понял. После того, как ты рассказал свою версию происшедшего, ты почувствовал, что тебя "предали" и "нанесли удар исподтишка".

При подведении итогов вожатый должен использовать некоторые ключевые слова и фразы ребенка, проявляя уважение к тому, как он описывает свои переживания и для того, чтобы получить наиболее ясное представление о системе взглядов воспитанника.

Во время разговора, вожатый возвращается к сути сказанного ребенком, сокращая и уточняя его замечания, и при этом тщательно отбирает некоторые ключевые слова ребенка. Перефразирование короче подведения итогов, поэтому в этом случае, вожатый реже прерывает ход мыслей ребенка. Следовательно, вожатый чаще перефразирует рассказ ребенка, чем подводят итоги.


Перефразирование предлагает ребенку прояснить мысли и продолжить рассказ.

  • Итак, тебе надоело, что родители по старинке заставляют тебя возвращаться домой в строго определенное время, и ты не приходил домой всю ночь.

Вожатый может стратегическим образом использовать Перефразирование для направления разговора в нужное русло, если, по их мнению, это подведет ребенка к разрешению проблемы.

  • Итак, ты вне себя от того, как у тебя обстоят дела в отношениях. Тебе кажется, что они трещат по швам, и ты хотел бы их изменить.

В течение разговора важно уважать паузы в рассказе собеседника. Зачастую ребенку требуется время, чтобы "переварить" заданные вопросы. Если вожатый проявляет терпение и дают детям несколько секунд, они удивят сами себя решением проблем, к которым они придут после некоторых раздумий.

Основной целью комплиментов во время разговора с ребенком является признание его сильных сторон, положительных изменений и находчивости. Если обратить внимание на личные качества ребенка и его переживания, они могут оказать помощь в разрешении его трудностей и дать более удовлетворительную жизнь. Сильные качества включают в себя чувство юмора, трудолюбие, способность выстоять в трудную минуту, интерес к познанию жизни, заботливость, способность видеть вещи с другой точки зрения.

Прошлые успехи - это либо мысли, либо конкретные поступки ребенка, которые могут послужить моделью при разрешении текущей проблемы. Похвала должна закрепить в сознании ребенка, что важно и полезно для него. Похвала помогает выявить информацию о сильных сторонах характера ребенка и его успехах. Эта информация способствует росту оптимизма и уверенности в себе. Когда комплименты признаны правильными, они открывают возможность задать последующие вопросы о том, что еще в жизни ребенка подтверждает высказанный комплимент.

Эффективными считаются два типа комплиментов. Предпочтительны косвенные комплименты, т.к. вопросительная форма подводит детей к раскрытию их сильных качеств и находчивости. Прямые комплименты. Умеренно используйте положительную оценку, чаще прибегайте к положительной реакции. В обоих случаях они должны отражать качества ребенка.

1. Позитивная оценка. Пример:

  • У меня сложилось впечатление, что ты заботливый.

2. Позитивная реакция. Пример:

  • Здорово! Вот это да! Ну ты даешь! Хорошая мысль! Ь. Косвенные комплименты. Это вопросы, несущие положительную информацию о ребенке. Примеры:
  • Как тебе удалось сдержаться и не затеять драку?
  • Откуда ты знал, что важно относиться ко всем своим друзьям с уважением?
  • Ты удивился, что сумел решить эту задачу? Может быть, попробуешь теперь заниматься больше?


УПРАЖНЕНИЕ ВОПРОСЫ. УГЛУБЛЯЮЩИЕ ОБЩЕНИЕ

Разбейтесь на пары. Один из участников задает эти вопросы своему партнеру. Затем они меняются ролями. Подумайте, с кем из детей или сотрудников вам тяжело наладить общение. Отвечайте на вопросы, не забывая о своих отношениях с этим человеком.


РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СТРУКТУРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КОМАНДЫ ВОЖАТЫХ

Вожатые, обеспечивающие поддержку

В дополнение к команде вожатых на группе, могут быть еще сотрудники, переходящие из группы в группу, могут быть полезны в кризисных ситуациях. Если ребенок получил травму и ему требуется профессиональная медицинская помощь, то один из "переходящих" вожатых может отвезти ребенка в больницу. Если вожатый группы заболеет или вынужден покинуть группу по какой-либо причине, то дополнительный вожатый может заступить на его место.

При наличии дополнительных сотрудников программа лагеря без труда способна оказать помощь нескольким трудным подросткам. Даже если один ребенок становится агрессивным или несколько ребят одновременно ведут себя неуместно, подобные ситуации можно разрешить эффективно и безболезненно, не причиняя беспокойства группам или лагерю в целом.

Для того чтобы минимально сократить возможность нарушений порядка в лагере трудными подростками, следует выделить одного сотрудника для ночных дежурств. Такой дежурный должен передвигаться по лагерю от группы к группе и проверять все ли дети находятся на своих местах и все ли спят. Этот дежурный также оказывает медицинскую помощь детям в течение ночи. Ночной дежурный может получить инструкцию разбудить вожатого, если кто-то из детей не спит и нуждается в особом внимании.


ПРЕДПОЧТЕНИЯ ПРИ ВЫБОРЕ СОТРУДНИКОВ

Трудные подростки представляют собой особое испытание для руководителей детских групп летних лагерей. Если вы планируете включить подростков с нарушениями поведения в типичную программу летних лагерей, необходимо принять во внимание особые соображения.

Привлечение дополнительных сотрудников из числа специально обученных вожатых - один из путей размещения этих особых детей. Желательно, чтобы взрослые, работающие с трудными подростками, обладали особыми физическими данными и жизненными навыками. Прочная семья с хорошим воспитанием обычно укрепляет характер, т. е. вырабатывает уверенность в себе и здоровую самооценку. Определенный жизненный опыт придает глубину характеру человека и влияет на подход к построению отношений и особым испытаниям.

Работа с трудными подростками требует привлечения особых людей, которые готовы посвятить необходимое время и отдать силы для установления доверительных отношений с детьми, которые никогда не имели близких отношений с взрослым и ответственным человеком. Завоевание уважения брошенных подростков, с которыми плохо обращались, требует силы характера и чуткости к обидам и боли разочарования во взрослых. Человек, желающий помочь этой категории молодежи, должен быть готов "пострадать" для того, чтобы способствовать процессу "исцеления".

Но награда за жертвование временем и силами стоит потраченных на работу с детьми усилий. Многие вожатые удостоились чести стать самыми влиятельными и значительными людьми в жизни трудных подростков.


При отборе кандидатов в вожатые для такой группы молодежи, директор лагеря должен проверять их на наличие следующих качеств:

  • сила и выносливость
  • внешний вид
  • личная гигиена
  • манера одеваться
  • отношения с другими вожатыми
  • методы разрешения разногласий и конфликтов
  • навыки построения взаимоотношений с людьми
  • навыки общения
  • организационные навыки
  • спортивные навыки
  • жизненный опыт
  • стабильная трудовая деятельность
  • причины желания получить должность вожатого

Личностные качества и качества характера

  • представительность, теплота, дружелюбие, вежливость
  • хорошие навыки общения (визуальный контакт, улыбка, хорошие манеры)
  • эмоциональная устойчивость, спокойствие, мир в душе
  • приятные манеры
  • чувство юмора
  • интересы и хобби, привлекающие молодежь
  • честное и откровенное отношение к слабостям и прошлым ошибкам
  • проявление позиции, не осуждающей другого человека
  • проявление духа прощения
  • отсутствие вульгарных шуток, выражений, мыслей
  • независимость от разрушительных привычек и поведения терпение, особенно с молодыми людьми
  • способность налаживать контакт и общаться с взрослыми и детьми
  • способность мыслить и работать в команде
  • способность установить и закрепить границы дозволенного поведения
  • способность продемонстрировать расположение и подтверждение
  • способность воспринимать конструктивную критику
  • готовность признать собственные ошибки и попросить прощения
  • готовность изменить ход мыслей и дел
  • готовность повременить с собственными нуждами и желаниями
  • терпимость к отличиям характера других людей
  • как кандидат справляется со стрессом
  • как кандидат справляется с приступами гнева
  • как улаживает разногласия с сотрудниками
  • как проводит свободное время
  • уважение и подчинение начальству в прошлом

СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ. СТИМУЛИРУЮЩИЕ ИЗМЕНЕНИЯ

Скульптуры из стульев

Это упражнение позволяет детям распознать природу их отношений и взаимоотношения с теми, кто играет значительную роль в их жизни. Этот опыт также дает другим членам группы возможность мысленно представить себе отношения в семье других детей.

Каждый стул представляет собой члена группы или иного другого важного для ребенка человека. Ребенок выставляет первый стул, представляющий его самого. Второй стул помещается по отношению к первому и означает наиболее важные взаимоотношения в соответствии с близостью (расстояние) и расположением (в какую сторону смотрит стул). Ребенок объясняет выбранную им позицию для каждого дополнительного стула относительно его собственного стула.

После того, как "воссоздана" вся группа, ребенок может высказаться обо всей группе в целом. Затем каждому члену группы дается возможность задать вопросы о ребенке. Вопросы вожатого могут заставить детей задуматься, как некоторые изменения в их позиции и поведении могут смягчить холодность между ними. Примеры вопросов:

  • Если бы в твоей группе было все, так как тебе хотелось, куда бы ты поставил каждый стул?
  • Если бы отношения между тобой и твоим соседом по палате стали более теплыми, кому больше пришлось бы изменить свое отношение и поведение?
  • Какими ты надеешься видеть свои отношения с в конце лагерной смены? что должно измениться для этого?

Это упражнение помогает детям обдумать, какое относительное воздействие оказали значительные события жизни на формирование их личности. Можно надеяться, что это упражнение поможет им увидеть, как определенные события, первоначально воспринимаемые ими негативно, могут быть расценены положительно, если на них взглянуть с духовной точки зрения.

Детям предлагается нарисовать на листе бумаги линию, отображающую воздействие значительных событий на протяжении их жизни в хронологическом порядке. Событие, имевшее положительное влияние стоит на линии, идущей вверх; негативное событие изображается на линии, идущей вниз.

Вожатый может затем попросить детей поразмышлять над их линиями жизни. Подобные вопросы можно использовать для того, чтобы дети оценили свою жизнь с другой точки зрения.

Это упражнение дает детям возможность на практике исполнить различные роли и проиграть разнообразные ситуации, которые могут оказаться полезными в "реальном мире" дома.

Дети могут услышать реакцию группы, которая усилит их способность "устоять перед натиском проблем"; отказаться от наркотиков, предложенных другом; отклонить предложение участвовать в краже; удержаться от соблазна списать и т.д.)

Вожатые и группа могут высказать свои предложения по тому, что сказать или сделать в данной ситуации. Ребенок может попробовать подобрать слова, выражающие их чувства и передающие их мысли. Выбор слов можно легко пересмотреть и улучшить в "безопасной" атмосфере лагеря. С помощью практики дети могут приобрести уверенность в том, что они способны "устоять" перед дилеммой. По мере возрастания решимости поступать правильно, улучшится их самооценка.

Трудный подросток

Когда родители приводят своих подростков к нам на тренинги КУБ, они порой жалуются психологам, что стало трудно договориться с ребенком, что тот перестал прислушиваться к их мнению, ведет себя безответственно, не хочет выполнять их требования. Родители испытывают разочарование, гнев и бессилие.

Подростки часто воспринимают помощь родителей как должное, не понимают, что чем они старше, тем больше их отвественность. Они требуют свободы, а заботу родителей воспринимают как насилие.

Помочь подросткам и родителям наладить отношения, понимать и уважать чувства друг друга - важная задача тренингов КУБ.

На тренингах ребята могут по-новому взглянуть на отношения с родителями. Подростки прорабатывают в сценках свои реальные конфликты. Ребята учатся общаться и договариваться, справляться с негативными эмоциями. Они становятся уравновешеннее и увереннее в своих силах. В результате отношения в семье теплеют, растет уважение.

Нам, родителям, тоже стоит по-новому взглянуть на отношениям с нашими подростками и понять причины, почему же стало трудно, и что мы можем с этим сделать.

Биологические предпосылки

Мы ещё ушли совсем немного
от родни с мохнатыми боками,
много наших чувств - четвероного,
а иные - даже с плавниками.

Давайте посмотрим, как это происходит у наших ближайших биологических родственников – высших приматов. Часто такое сравнение помогает разобраться в истоках многих человеческих проблем. Ведь как бы ни хотелось нам думать иначе, законы биологии действуют и на нас. Несмотря на всю нашу разумность, инстинкты никто не отменял, хоть мы и стараемся найти нашим поступкам рациональные объяснения.

детеныши приматов

Когда детеныши других приматов (а человек относится к приматам) достигают половой зрелости, они начинают самостоятельную жизнь, к которой уже вполне готовы.


Люди, в отличие от других приматов, строят постоянные семьи из одного мужчины и одной женщины. И когда их ребенок превращается в подростка, (а по факту - в половозрелого человека) между ним и родителями часто возникают конфликты. Ведь наши инстинкты говорят нам, что не должно быть в одной семье двух взрослых особей одного пола.

Инстинктивно, неосознанно между родителем и ребенком одного пола возникает конкуренция, а с конкурентом неизбежны конфликты. Между ребенком и родителем противоположного пола появляется сексуальная притягательность. И поскольку она запретна и неосознанна, начинает работать, так же неосознанно, защитный механизм в виде конфликтного поведения.

возмущение

Кроме того, независимо от пола, мы просто обнаруживаем на своей территории еще одного взрослого человека. И этот человек ведет себя на нашей законной территории не как гость, а как хозяин, он требует отдельную комнату, да еще и просит без стука не входить. Его инстинкт требует своей территории, а наш - с возмущением бросается защищать нас от посягательств нашу территорию.


Может быть, вам трудно поверить в то, что вы только что прочитали. Вы, скорее всего, не замечали такого в своей жизни. Но учтите, все мы научились прилично себя вести и рационально объяснять себе собственные поступки. А неосознаваемые страсти кипят, иногда прорываясь наружу и вызывая тем бОльшую бурю, чем меньше мы осознаем наши инстинктивные мотивы. Поэтому лучше нашу биологическую природу учитывать и контролировать, чем по незнанию отдать ей полное управление.

Социальные предпосылки

Раньше вопрос отделения подростка от родительской семьи решался достаточно легко. Ведь еще недавно человек в подростковом возрасте уже считался вполне взрослым. Мог работать, воевать и заводить семью.
В России всего 300 лет назад (ничтожное время по биологическим меркам), в 1714 г. Синод установил брачный возраст для женщин 13 лет, для мужчин - 15 лет. А помните, сколько лет было Ромео и Джульетте?

брачный возраст

И сейчас много стран, в частности, исламских, где в брак могут вступать, по нашим понятиям, дети. Например, в Иране брачный возраст женщин сейчас 9 лет, а мужчин – 15 лет.

Однако в большинстве светских государств это не так.
В России мы к 15–летнему человеку относимся как к ребенку. Ведь с социальной точки зрения наш подросток, несмотря на усы или грудь, еще ребенок в том смысле, что имеет очень мало жизненного опыта, чтобы жить самостоятельно и считаться взрослым.
Хорошо, если к двадцати пяти дети закончат учебу и смогут содержать себя и свою семью.


Вот и получается, что все биологическое и в нем, и в нас говорит, что это взрослый половозрелый человек, и в то же время, мы прекрасно понимаем, что это еще ребенок не готовый к самостоятельной жизни.

Кто виноват?

Когда возникают конфликты и напряженность в отношениях с подростком, многие родители склонны обвинять в этом себя или ребенка. Конечно, каждый не совершенен, и наверное, что-то мог бы сделать лучше.
В то же время нужно помнить, что подросток проходит необходимый этап взросления. Это трудное время и для него, и для родителей. Но оно неизбежно пройдет. И вы сможете наладить дружеские отношения уже на новом, взрослом уровне.

Можно провести аналогию с прорезыванием зубов. Этот этап взросления тоже нередко происходит мучительно для ребенка, который плохо себя чувствует, и для родителей, которых он изводит своим нытьем и капризами. Да и прорезавшиеся зубы травмируют грудь кормящей матери.
Но ни один родитель не захочет, чтобы у ребенка не было зубов! Родители понимают, что нужно по мере возможности облегчать ребенку страдания, набраться терпения и ждать. Все само пройдет.

Что делать?

что же делать

Что же делать?


В данной статье рассматривается актуальность проблемы воспитания трудных подростков в обществе, характеризуются подходы к профилактической социальной работе с трудными подростками, аргументируется необходимость обеспечения совершенствования и развития всех сущностных человеческих сфер подростка.

Ключевые слова: девиантное поведение, подростковый возраст, социальная педагогика, профилактика девиантного поведения, коррекционная работа.

Прежде всего необходимо обозначить, кто такой трудный подросток. В научной среде общепринято подразумевать, что трудные подростки проявляют девиантное поведение. Такое поведение представляет собой социальное явление, которое выражается в массовых формах человеческой деятельности, которые не соответствуют официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам [1, с 114].

Постоянный рост и увеличение уровня различных проявлений отклонений в поведении подростков, их предметность, неизбежность и негативные последствия ставят перед различными специалистами и организациями, например, социальными службами, психологами, социальными педагогами в качестве первоочередных задач, во-первых, поиск методов, форм и технологий работы с дезадаптированными подростками; во-вторых, требует от них концентрации усилий, которые направлены на реабилитацию ребенка, ликвидации факторов, которые оказывают отрицательное воздействие на действия и поступки подростка.

Так, доктор медицинских наук Андрей Евгеньевич Личко считал, что в качестве превентивной меры отклоняющегося поведения можно использовать работу, точечно направленную на факторы-причины, которые приводят к возникновению и развитию типа акцентуации характера, которые, в свою очередь, влияют на возможные отклонения в поведении. На сегодняшний день такая позиция и в науке, и на практике легла в основу проведения профилактической работы с подростками, направленной на предотвращение девиантного и делинквентного поведения.

— предотвращение возможных психологических, физических или социокультурных обстоятельств у отдельного подростка, входящего в группу социального риска;

— поддержание, сохранение и защиту здоровья и нормального уровня жизни ребенка;

— раскрытие внутреннего потенциала и содействие в достижении социально значимых целей ребенка.

Снижение факторов, которые предупреждают проявления повышенной тревожности и агрессивности подростков, считают одним из основополагающих направлений профилактики девиантного поведения, помимо этого выделяют также коррекцию личностных черт, которые обусловливают возникновение такого поведения.

Ввиду того, что социальные отклонения могут быть вызваны различными обстоятельствами и причинами, можно рассмотреть несколько типов профилактических мероприятий. По мнению специалиста в области возрастной психологии Ирины Владимировны Дубровиной к таким типам мероприятий относятся: компенсирующие, нейтрализующие, устраняющие, предупреждающие, способствующие, а также контролирующие проводимую профилактическую работу и ее результаты [3, с 464].

Также можно говорить о выделении информационного подхода в профилактических технологиях. Такой подход основывается на том, что девиантное поведение подростков обусловлено тем, что несовершеннолетние просто не знают социальные нормы.

Из вышесказанного следует, что первостепенным направлением работы стоит сделать деятельность, связанную с информированием подростков об их правах и обязанностях; о требованиях, которые предъявляет государство и общество к выполнению принятых социальных. Такую деятельность осуществляют через специальные источники, например, систему социального обучения, целью которой является формирование правовой культуры несовершеннолетнего, привитие ему морально-нравственных норм поведения и, в целом, повышение образованности подростка.

Далее стоит сказать о социально-профилактическом подходе. Данное направление в качестве основной цели ставит выявление, устранение и нейтрализацию условий и причин, в результате воздействия которых появляются негативные последствия в поведении подростка. Сущностью данного подхода является установление системы социально-экономических, организационных, общественно-политических, воспитательных и и проведение правовых мероприятий. Правовые мероприятия проводятся различными социально-педагогическими учреждениями, обществом, государством, социальными педагогами для минимизации или устранения причин отклонений в поведении подростков.

Следующим важным направлением, во взаимосвязи с социально-профилактическим и информационным подходами, является медико-биологический. Суть названного подхода заключается в предупреждении отклонений в поведении посредством применения мер лечебно-профилактического характера по отношению к подросткам, которые страдают различными психическими патологиями. Такие аномалии необходимо своевременно выявлять у несовершеннолетнего. Это обусловлено тем, что различные патологические нарушения психики могут привести к совершению необдуманных поступков, которые повлекут негативные последствия. Такие подростки должны обследоваться у компетентных психиатров, которые назначат соответствующее медицинское лечение, дополнив его при этом определенным воспитательным воздействием со стороны социального педагога [3, с 464].

Известный отечественный учёный-педагог Всеволод Петрович Кащенко ещё в 30-х годах прошлого столетия разработал классификацию методов коррекции девиантного поведения. Он объединил их в две группы: педагогические и психотерапевтические. К педагогическим методам относятся: [4, с 91–101].

  1. Метод общественного влияния (метод игнорирования, коррекция страхов, активно-волевых дефектов, бродяжничества, навязчивых действий и мыслей, само-коррекция);
  2. Специальные, частно-педагогические методы (коррекция недостатков поведения, нервного характера);
  3. Метод коррекции через труд;
  4. Метод коррекции путём рациональной организации детского коллектива.

К психотерапевтическим методам относятся:

  1. Гипноз.
  2. Внушение и самовнушение.
  3. Психоанализ.
  4. Метод убеждения.

Коррекционная работа в подростковых девиантных группах включает:

  1. этап формулировки социально-педагогической и психологической проблемы.
  2. этап выдвижения гипотез о причинах девиантного поведения.
  3. диагностический этап.
  4. выбор технологий и методов коррекционной работы.
  5. использование методик, методов и технологий коррекционной работы.
  6. этап разработки программы.
  7. этап осуществления этой программы.
  8. этап контроля за ходом и эффективностью программы.

В зарубежной и отечественной науке описаны общие принципы коррекционной работы с трудновоспитуемыми подростками.

Главными из них являются:

— принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;

— единство диагностики и коррекции, коррекции и развития;

— единство индивидуального и возрастно-психологического в развитии;

— принцип создания зоны ближайшего развития;

— принцип тренировки уже имеющихся способностей;

— деятельностный принцип осуществления коррекции;

— нравственно-гуманистическая направленность психолого-педагогической помощи;

— сочувствие и понимание;

— прагматизм психолого-педагогического воздействия;

— своевременность психолого-педагогической помощи и поддержки;

— принцип возрастания сложности;

— учёт объёма и степени разнообразия материала и др.

Таким образом, педагогическая работа должна строиться на обеспечении совершенствования и развития всех основных сфер деятельности подростка. Все рассмотренные методы направлены на оказание общего воздействия на все сущностные сферы. Однако каждый в отдельности метод воспитания и соответствующий ему метод самовоспитания отличаются один от другого тем, на какую сущностную сферу человека они оказывают доминирующее воздействие.

Так, например, в интеллектуальной сфере у ребенка с отклонением в поведении необходимо формировать глубину, объем, действенность знаний о нравственных ценностях: принципах, нормах поведения и моральных идеалах.

Для достижения этой цели прибегают к использованию метода убеждения, который подразумевает разумное доказательство подростку оценки происходящего и нравственной позиции. Убеждению соответствует самоубеждение. В мотивационной сфере результативным будет формирование правомерности и обоснованности отношения к моральным нормам: сочетание личных и общественных интересов; правдивость; бережное отношение к человеку; стремление к идеалу; цели жизни; отношение к своим обязанностям; нравственные установки; смысл жизни; потребность в общении с другими людьми. Также именно с этой целью используется стимулирование для формирования у учащихся осознанных побуждений их жизнедеятельности.

Говоря о деятельности, направленной на формирование эмоциональной сферы, необходимо указать на важную роль развития характера нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от правил и идеалов, например, сочувствие, жалость, благодарность, доверие, отзывчивость и др. С этой целью используется внушение. Самовнушение в данном случае является соответствующим внушению методом воспитания.

Далее рассмотрим волевую сферу, в которой стоит формировать нравственно-волевые устремления в реализации нравственных поступков, таких как смелость, мужество, принципиальность в отстаивании нравственных идеалов. Для достижения этой цели используются различные требования и упражнения. В сфере саморегуляции также необходимо формировать нравственную правомерность выбора, например, самооценку, совестливость, самоконтроль, самокритичность, добропорядочность, рефлексию и др. С этой целью используется метод коррекции поведения. Методом самовоспитания в данном случае является самокоррекция.

Что касается предметно-практической сферы, то здесь необходимо развивать способность совершать нравственные поступки, проявлять честное и добросовестное отношение к действительности; умение оценивать нравственность поступков, их соответствие моральньм нормам. Для этого используется методы организации деятельности и поведения в специально созданных условиях, в частности, методы воспитывающих ситуаций. Модификацией метода воспитывающих ситуаций является соревнование, которое направлено на формирование качеств конкурентоспособной личности. Методами самовоспитания, в свою очередь, выступают социальные пробы-испытания.

В экзистенциальной сфере требуется формировать у подростка сознательное отношение к своим действиям, стремление к нравственному самосовершенствованию, любовь к себе и другим, заботу о красоте тела, речи, души. С этой целью используется метод моральных дилемм. Соответствующий методу дилемм метод самовоспитания является рефлексией, означающей процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании [5, с 116].

Из вышесказанного следует, что представленная система методов воспитания девиантных подростков построена на основе выделения основополагающих двухкомпонентных методов воспитания и самовоспитания. При выборе того или иного метода воспитания педагог должен исходить из цели и актуальных задач такого воспитания.

Основные термины (генерируются автоматически): девиантное поведение, коррекционная работа, подросток, метод самовоспитания, девиантное поведение подростков, информационный подход, метод воспитания, поведение подростков, психолого-педагогическая помощь, социальная педагогика.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Они вызывающе одеваются и грубят, слушают ужасную музыку и не знают, кто такой Ленин, они требуют денег на дискотеки и игнорируют чувства близких, у них проблемы с учёбой и алкоголем, сексом и наркотиками; они могут довести папу до бешенства, маму до слёз, а бабушку до инфаркта, они не собираются прислушиваться к вашему мнению, и что самое главное – они не собираются раскаиваться! Это – трудные подростки.

Многие семьи знают, что это такое. Редакторы газет размещают статьи на тему подростковых культурных течений, педагоги стремятся сделать вид, что их нет, родители наговаривают сотни часов бесполезных и нравоучительных речей, спортклубы напрасно стараются привлечь их к культуре здоровья. Трудные подростки не собираются прислушиваться к вам, сколько бы у вас не было денег, как бы Вы не умели плавать или тягать штангу, каких бы высот в политике или культуре вы не достигли. У них на всё есть своё мнение, и для них совершенно неважно, что они не могут подтвердить и доказать его никакими аргументами. Они признают только свои желания; если они и раскаиваются – то только затем, чтобы получить от вас деньги и затем обмануть ваши ожидания. Иногда вы, возможно задумываетесь – кто же кем управляет: родители – ими, или же они родителями; по результату последний довод кажется пугающе верным.

Трудный подросток – это в недавнем прошлом милый ребёнок, родители которого, не подозревая об этом, допустили множество стратегических и тактических ошибок в его воспитании.

Памятка учителю по работе с трудными подростками.

Они вызывающе одеваются и грубят, слушают ужасную музыку и не знают, кто такой Ленин, они требуют денег на дискотеки и игнорируют чувства близких, у них проблемы с учёбой и алкоголем, сексом и наркотиками; они могут довести папу до бешенства, маму до слёз, а бабушку до инфаркта, они не собираются прислушиваться к вашему мнению, и что самое главное – они не собираются раскаиваться! Это – трудные подростки.

Многие семьи знают, что это такое. Редакторы газет размещают статьи на тему подростковых культурных течений, педагоги стремятся сделать вид, что их нет, родители наговаривают сотни часов бесполезных и нравоучительных речей, спортклубы напрасно стараются привлечь их к культуре здоровья. Трудные подростки не собираются прислушиваться к вам, сколько бы у вас не было денег, как бы Вы не умели плавать или тягать штангу, каких бы высот в политике или культуре вы не достигли. У них на всё есть своё мнение, и для них совершенно неважно, что они не могут подтвердить и доказать его никакими аргументами. Они признают только свои желания; если они и раскаиваются – то только затем, чтобы получить от вас деньги и затем обмануть ваши ожидания. Иногда вы, возможно задумываетесь – кто же кем управляет: родители – ими, или же они родителями; по результату последний довод кажется пугающе верным.

Трудный подросток – это в недавнем прошлом милый ребёнок, родители которого, не подозревая об этом, допустили множество стратегических и тактических ошибок в его воспитании.

1. Требования родителей не соответствуют их возрасту:

Родители слишком многое позволяют, слишком мало требуют.

Родители слишком мало позволяют, слишком много требуют.

2. Отношение родителей к детям неадекватны их возрасту:

Родители мнят ребёнка младше, чем он есть на самом деле, и общаются с ним как с маленьким.

Родители рассматривают ребёнка как взрослого и общаются с ним с детства как со взрослым человеком, уже имеющим жизненный опыт.

3. Родители часто заявляют ребёнку, что всё, что они из себя представляют, и что имеют – принадлежит на самом деле им, родителям; психологически как бы лишая тем самым ребенка право на собственную жизнь, личность, чувства и достижения.

6. Родители непоследовательны в воспитании:

В семье существует 2 противоречивых набора правил воспитания – один мамин, другой папин, и они не согласованы друг с другом.

Правила в семье есть, но родители непоследовательны в их применении: то применяют, то нет; накажут за проступок, а потом просят прощения, ласкают и дарят подарки.

Подростки становятся трудными, чтобы:

1.Получить недостающее им внимание родителей – неважно, положительное или отрицательное

В случае, если в детстве они не получили достаточно этого внимания.

2.Отстоять своё право быть самостоятельной, отдельной от родителей личностью; самоутвердиться и уважать себя.

Родители не живут в согласии и любви друг с другом, в семье преобладают явные или скрытые непонимание, конфликты, взаимное неудовольствие.

Родители противоречивы или непоследовательны в принципах воспитания ребёнка.

Воспитывая детей, родители нарушают главные правила и принципы воспитания.

В семье с несколькими детьми родители используют разные принципы в воспитании и отношениях со старшими и младшими.

Родители разводятся, и сохраняют плохие отношения друг с другом; ребёнка настраивают против одного из родителей, или он после развода не имеет с ним нормального общения.

Памятка учителю по работе с трудными подростками

РЕКОМЕНДАЦИИ

В конфликтных ситуациях не стараться одержать победу любой ценой — мы тоже имеем право менять взгляды, мы не гарантированы от ошибок, кое в чем можем и уступить.

Действовать только тактическим маневром и никогда — прямой атакой. Выслушивать все, не реагируя тотчас же, и только потом, выбрав подходящий момент, без раздражения высказать свое мнение вносящее поправки в услышанное. Вскрывать причины неправильных взглядов подростка, показывать, в чем ошибочность его рассуждении, и таким путем развивать и направлять его мыслительный процесс, обеспечивая необходимыми источниками.

Быть самокритичными, принципиальными, стараться настолько укрепить доверие молодого человека, чтобы он делился с нами своими возможными неприятностями.

5.Не ставить на подростке крест, ведь его обостренное самолюбие и социальная поза возникли именно вследствие предыдущих социальных сбоев, которые постоянно напоминают о себе и подпитывают нежелательное поведение.

Не пытаться загнать подростка в угол, поставить в затруднительное положение. Не прибегать к физическому наказанию.

Требуя что-то от подростка, нельзя торговаться.

Стараться соблюдать принцип А. С. Макаренко: чем больше мы уважаем человека, тем выше наши требования к нему.

Уметь смеяться. Раскрывать подросткам особенности их личности и приемлемые для них черты нашей личности.

В личных беседах усиливать целенаправленную жизненную ориентацию подростков и развивать их идеал Я.

Посещение трудных учащихся на дому.

Составить психолого-педагогическую характеристику на трудного учащегося и класс.

Принимать меры по предупреждению и преодолению запущенности в учебе трудных учащихся.

Иметь связь с тренерами, с руководителями кружков, с учителями-предметниками, семьями трудных учащихся.

Контролировать занятость трудных учащихся в общественной работе класса и школы, связь их с библиотекой.

ИЗУЧАЯ ПОДРОСТКА, ПОМНИ:

Изучают подростка все учителя, а видят его лишь немногие. Изучать надо целенаправленно и осознанно.

Первое знакомство с подростком — это разговор о его интересах и о тех областях его жизни, где он лучше всего осведомлен.

В беседе с воспитателем или учителем подросток должен почувствовать искреннее, заинтересованное отношение к нему.

Изучение подростка нельзя проводить в отрыве от той среды, в которой он рос и которая его окружает.

Комплексный характер причин трудновоспитуемое™ должен выявить взаимодействие социальных, биологических и психических факторов.

Один метод сам по себе не метод. Только содружество методов, растянутых во времени, дает объективную картину диагностики трудновоспитуемого подростка.

ПЕРЕВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКА ТРЕБУЕТ СОБЛЮДЕНИЯ СЛЕДУЮЩИХ ПРАВИЛ:

педагогический оптимизм воспитания, вера в своего воспитанника

начинайте перевоспитание с социально-значимой деятельности, в которой подросток может и хочет самоутвердиться

наличие сплоченного жизнерадостного коллектива класса

единство педагогических влияний школы, семьи и общества

авторитет воспитателя в глазах подростка

высокая педагогическая культура воспитания

воспитатель должен быть современным человеком с ярко выраженной индивидуальностью

ОБЩАЯСЬ С ПОДРОСТКОМ, ПОМНИ:

Беседу с подростком нужно начинать с дружеского тона.

При первой встрече с подростком старайтесь его не критиковать.

В процессе общения с подростком проявляйте к нему искренний интерес.

Лучшим словом, располагающим подростка к общению, является его имя.

Диалог с подростком следует начинать с тех вопросов, мнения по которым совпадают.

В процессе общения старайтесь вести диалог на равных.

Старайтесь инициативу общения держать в своих руках.

Умейте смотреть на вещи глазами подростка.

Общаясь с подростком, старайтесь развивать в себе готовность к педагогической импровизации.

Правила общения учителей с подростками

Определились следующие типы подростков:

Неусидчивы, постоянно отвлекаются, недисциплинированны. Вступают в мелкие конфликты между собой, не чувствуют, что сами порой создают конфликтную ситуацию. На критику и замечания реагируют крайне бурно. Со старшими умеют держать дистанцию.

Общение с такими подростками требует постоянного совершенствования форм и методов проведения занятий, внесения неожиданных интересных элементов. Они охотно принимают участие в больших массовых мероприятиях, придумывая что-то новое для своих выступлений, доставляют удовольствие себе и создают благоприятный климат для общения.

У них очень изменчивое настроение. От настроения и момента зависит все: самочувствие, аппетит, работоспособность и общительность. Они отличаются глубокими чувствами искренней привязанности к тем, от кого встречают любовь, заботу и внимание.

Эти привязанности сохраняются, несмотря на легкие и частые мимо­летные ссоры. Преданы в дружбе. Из таких ребят, как правило, состоит актив (костяк) класса или кружка самодеятельности. Несмотря на чуткость ко всякого рода знакам внимания, их нельзя упрекнуть в заносчивости и самомнении. Отличаются самокритичностью. Желание общаться со сверстниками зависит от настроения: будучи в хорошем настроении - ищут компании, а в плохом — избегают общения. При этом они легко ранимы.

Отличаются исполнительностью, но инициативы не проявляют. В общении чувствуется скованность, неуверенность в себе — закомплексованность. Больше всего их угнетает сознание собственной неспособности противостоять злу. Они часто вызывают раздражение сверстников, насмешку окружающих.

Представители данной группы склонны к занятиям искусством. Очень впечатлительны и обладают чувством собственной неполноценности.

Доброе отношение к таким подросткам ограждает их от психических травм. В результате при положительном эмоциональном состоянии их деятельность достигает значительных результатов. Боязнь обид и упреков в случае неуспеха вызывает у подростков этой группы потребность добросовестно и эффективно работать. Они будут выполнять любые поручения воспитателя.

Они артистичны и эмоциональны, но любят приписывать себе еще и несуществующие достоинства. С целью привлечения к себе внимания готовы нарушить) дисциплину, общепринятый порядок. Часто демонстрируют браваду. Умеют вводить в заблуждение доверчивых людей, придумывают болезни, объясняя этим прогулы или отсутствия на занятиях.

В коллективе сверстников всегда выступают с претензией на гениальность, на лидерство и исключительное положение в группе. Интуитивно чувствуют настроение в группе, назревающие в нем желания, события и могут становиться первыми их выразителями, зачинщиками.

Их увлекает лишь то, что дает возможность покрасоваться перед другими. Для этого может служить и художественная самодеятельность (особенно те виды искусства, которые популярны среди сверстников), и коллекционирование (модных музыкальных записей, видеокассет, фото­снимков западных кинозвезд и пр.).

Читайте также: