Как психологические особенности влияют на выбор профессии

Обновлено: 08.05.2024

Даже если тебе очень нравится какой-то школьный предмет, из этого еще не следует, что понравится и связанная с ним работа. Одно дело — эмоционально обсуждать на уроках поступки литературных героев, совсем другое — зарабатывать на жизнь тем, что читать каждый день сотню страниц текста готовящихся к печати книг, исправлять в них все орфографические ошибки и редактировать неудачные фразы.

Помни, что школьный предмет – это еще не профессия. Интерес к нему не обязательно говорит о том, что понравится и связанная с ним работа.

2. Ориентация на мнение случайных людей, имеющих весьма смут­ные представления о той профессии, к выбору которой они тебя под­талкивают. Порой окружающие очень любят раздавать советы, кому и кем быть, даже если их собственные представления о мире профес­сий ограничиваются лишь бытовыми, стереотипными суждениями.

Выбирая профессию, нельзя обращать внимание только на ее внешнюю, привлекательную сторону, нужно узнать как можно больше о содержании труда.

Если профессия нравится твоему другу - из этого ешё не следует, что она понравится и тебе.

5. Недостаточный учет своих способностей

Делать своей профессией целесообразно то, что у тебя хорошо получается. Это звучит банально, но почему-то иногда упускается из виду.

6. Перенос отношения к человеку на отношение к его профессии.

7. Выбор исключительно по признаку престижности

Выбирать профессию, руководствуясь модой, не вполне логично. Ведь к тому времени, когда ты закончишь обучение и начнешь ра­ботать, мода, скорее всего, уже изменится.

1. Зрение. С ним связано очень много противопоказаний: например, людям, страдающим близорукостью и вынужденным носить очки, крайне нежелательно заниматься любой работой, где требуется рассматривать мелкие детали или часто наклонять голову вниз. Монтажник электронных схем или ремонтник сотовых телефо­нов — работа явно не для них. А если у человека нарушено цветовое зрение, ему вряд ли стоит становиться водителем какого-либо транспорта.

2. Слух. При серьезных нарушениях слуха противопоказано боль­шинство профессий, в которых подразумевается интенсивное устное общение или требуется реагировать на какие-либо звуки. Трудно представить себе хорошего продавца, учителя или опера­тора справочной службы, который не может расслышать, что ему говорят, и постоянно все переспрашивает.

3. Дыхательная система. При ее заболеваниях, особенно при астме, крайне нежелательно работать в условиях повышенного содержа­ния в воздухе пыли, дыма, каких-либо химических веществ. Эти же противопоказания касаются и людей, организм которых склонен к аллергическим реакциям.

Желательно проконсультироваться с врачом, насколько интере­сующие тебя профессии совместимы с твоим состоянием здоровья.

ПАМЯТКА ВЫБИРАЮЩЕМУ ПРОФЕССИЮ

С ЭТОЙ ЦЕЛЬЮ:

Изучи глубже самого себя:

· разберись в своих интересах (что тебе интересно на уровне хобби, а что может стать профессией), склонностях, особенностях своего характера и физических возможностях.

· Подумай, какие у тебя сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества.

· Ознакомься с профессиями, которые соответствуют твоим интересам и способностям. Прочти побольше книг, статей, журналов.

Наметь предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий.

· Побеседуй с представителями избираемых профессий, постарайся побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомься с характером и условиями труда. Продумай, как, где и когда можно попробовать свои силы в этом деле практически и — действуй!

· Ознакомься с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию.

· Сопоставь свои личные качества и возможности с характером той профессии, которую ты выбрал.

· Приняв решение, не отступай перед трудностями. Будь настойчив в достижении намеченных целей.

ЛИЧНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН УЧАЩЕГОСЯ

1. Главная цель (что я буду делать, каким буду, чего достигну, идеал жизни и деятельности).

2. Цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (чему и где учиться, перспективы повышения мастерства).

3. Пути и средства достижения ближайших целей (беседы с людьми, проба сил, самообразование, поступление в учебное заведение, подготовительные курсы).

4. Внешние условия достижения целей (трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей).

5. Внутренние условия (свои возможности: состояние здоровья, способности к теоретическому или практическому обучению, настойчивость, терпение, личные качества, необходимые для работы по данной специальности).

6. Запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых препятствий для реализации основного варианта.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЛАНА:

· определенность, ясность плана (если человек указывает на единственную профессию и соответствующий тип учебного заведения);

· полнота плана (когда учтены все необходимые факторы выбора профессии: направленность интересов, склонностей, способностей, состояние здоровья, уровень образования и т. д.);

· устойчивость плана (во времени, как уверенность в правильности выбора и помехоустойчивость в стремлении к его осуществлению);

· реалистичность плана (как опора на реальные социальные и психологические возможности реализации выбора);

· логическая обоснованность и внутренняя согласованность (как соотнесение склонностей и способностей человека с требованиями профессии);

· моральная оправданность плана (если мотивы профессии относятся к содержанию деятельности);

· согласованность плана с потребностями рынка труда.

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЛАНА

Составляя личный профессиональный план, необходимо:

· выяснить, работники каких профессий требуются на рынке труда, в городе, районе, где вы живете;

· сопоставить полученные данные и сделать вывод, в какой области профессиональной деятельности вы могли бы работать;

· ознакомиться с интересующими профессиями, беседуя с их представителями, пользуясь профессиограммами, специальной литературой; посоветоваться с родителями; проконсультироваться с врачом;

· соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями избранной профессии;

· узнать содержание интересующей профессии, условия работы, перспективы профессионального роста;

ПРИНЦИПЫ, КОТОРЫМИ ДОЛЖЕН РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ЧЕЛОВЕК,

ВЫБИРАЮЩИЙ ПРОФЕССИЮ

ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ. Правильно выбрать профессию может человек, четко осознавший:

· что он хочет (осознающий свои цели, жизненные планы, идеалы, стремления, ценностные ориентации);

· что он есть (знающий свои личностные и физические особенности);

· что он может (знающий свои склонности, способности, дарования);

· что от него потребует работа и трудовой коллектив.

ПРИНЦИП СООТВЕТСТВИЯ. Выбираемая профессия должна отвечать (соответствовать) интересам, склонностям, способностям, состоянию здоровья человека и одновременно потребностям общества в кадрах.

ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ. Отражает идею необходимости развивать в себе такие качества, которые нужны для любой профессии. Это — психические процессы (мышление, память, внимание) и следующие черты характера: трудолюбие, добросовестность, прилежность, организованность, исполнительность, самостоятельность, инициативность, умение переносить неудачи, выдержка, настойчивость.

ОШИБКИ И ЗАТРУДНЕНИЯ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

1. НЕЗНАНИЕ ПРАВИЛ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ:

· выбор профессии за компанию;

· перенос отношения к человеку на саму профессию;

· отождествление учебного предмета с профессией;

· ориентация сразу на профессии высокой квалификации;

· неумение определить путь получения профессии.

2. НЕЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ:

· незнание или недооценка своих физических особенностей;

· незнание или недооценка своих психологических особенностей;

· неумение соотнести свои способности с требованиями профессии.

3. НЕЗНАНИЕ МИРА ПРОФЕССИЙ:

· увлечение только внешней стороной профессии;

· предубеждение в отношении престижности профессии;

· незнание требований профессии к человеку;

· устаревшие представления о характере и условиях труда конкретной профессии.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ

Различают следующие степени профессиональной пригодности:

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ПРИ ВЫБОРЕ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Возможно, выбранную вами профессию можно получить в нескольких учебных заведениях. В таком случае возникает проблема выбора учебного заведения. Правильный выбор можно сделать, узнав все об этих учебных заведениях.

Собирая информацию об учебном заведении, следует получить ответы на следующие вопросы:

· Какой уровень образования позволяет получить учебное заведение (профессионально-техническое, среднее специальное, высшее)?

· По каким специальностям и специализациям осуществляется профессиональная подготовка?

· Какая квалификация присваивается по окончании учебного заведения?

· Каковы предоставляемые формы обучения (дневная, вечерняя, заочная)? Платное или бесплатное обучение? Размер оплаты?

· Какие требования предъявляются к поступающим (возраст, состояние здоровья, пол, уровень образования)?

· Каков порядок приема в учебное заведение (сроки подачи документов, сроки сдачи экзаменов, льготы поступающим)?

· Какова продолжительность обучения?

· Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников?

· Есть ли подготовительные курсы. Когда они начинают работать и какая оплата?

· Адрес учебного заведения и его полное название?

УСЛОВИЕ ОПТИМАЛЬНОГО ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

ХОЧУ — стремления личности (желания, интересы, склонности, идеалы).

МОГУ — возможности личности (состояние здоровья, способности, уровень знаний, характер, темперамент).

НАДО — потребности общества в кадрах, и осознания необходимости затратить определенные усилия для достижения жизненно важных целей.

Планируя свою профессиональную карьеру, полезно ответить на следующие вопросы:

· От каких своих умений и способностей вы получаете наибольшее удовлетворение?

· Каковы ваши основные интересы и любимое времяпрепровождение?

· Какие учебные предметы у вас любимые?

· Чем бы вы хотели заниматься каждый день по 8 часов из года в год?

· О какой работе вы мечтаете?

· Каким вы представляете свое занятие через 10 лет?

· Какая работа была бы для вас идеальной? Опишите ее как можно подробнее. Представьте себя на этой работе, с кем вы работаете, как проводите время?

· Каковы ваши критерии выбора профессии? (обязательные и желательные)

· Какие ваши сильные стороны и навыки более всего позволяют вам считать себя подходящим для работы, которая вам кажется идеальной?

· Какие пробелы в своих знаниях и умениях вам необходимо ликвидировать, чтобы получить идеальную для вас работу?

· Если работа, идеальная для вас недостижима в настоящее время, то какую работу вы могли бы выполнять, чтобы продвигаться в избранном направлении?

· С кем можно посоветоваться, чтобы получить полезную для планирования карьеры информацию?

· И, наконец, запишите ваши ближайшие и долгосрочные цели в области карьеры и действуйте.

ТЕМПЕРАМЕНТ И СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Каждый учащийся должен сделать выбор, где он будет продолжать обучение после школы. И для того, чтобы не ошибиться, необходимо учитывать свои индивидуальные особенности. Такие индивидуальные особенности как интересы, склонности весьма непостоянны и изменчивы. Поэтому нужно стимулировать их развитие. Однако есть и другой тип индивидуальных особенностей, которые изменить практически нельзя, но невозможно и не обращать на них внимания, т.к. они влияют на деятельность, на поведение, на взаимоотношения с окружающими. К таким особенностям и относится темперамент.

Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

Стиль работы — это совокупность манер поведения работника в труде, выражающаяся в целеустремленности, интересе, продолжительности врабатываемости, в темпе и производительности труда, в ритмичности трудового процесса, в требовательности к качеству результатов труда.

Холерик наиболее успешно выполняет работы с ярко выраженной цикличностью, где в какие-то периоды рабочего цикла требуется максимальное напряжение сил, а потом деятельность сменяется более спокойной работой другого характера до следующего цикла. Но он может со временем приспособиться и к равномерному ритму работы, которую хорошо освоит, и будет иметь в ней неизменный успех.

Следует иметь в виду, что холерический темперамент более других способствует напряженности при выполнении опасных и ответственных действий, в которых допускаются те или иные неточности. Поэтому очень важно побуждать и укреплять его уверенность в успехе. Ему свойственно плохое самообладание. В случаях неудач — а они в период обучения у него бывают часто — он может принять опрометчивые решения. Холерикам предписывается деятельность, позволяющая установить нормальный порядок в труде и отдыхе, работу умеренно-деятельную, поскольку утомляющие физические и умственные занятия неблагоприятны для представителей данного типа темперамента. Вместе с тем они не должны выбирать профессию, требующую сидячего образа жизни, а также занятий, связанных с длительным пребыванием у огня (горны, печи) и, вообще, с высокими температурами, так как это тоже вредно для их здоровья.

Флегматику наиболее соответствует такая учебная и производственная работа, где нет необходимости в быстром выполнении сноровистых и разнообразных действий. Флегматик приступает к работе не спеша, но готовится к ней обстоятельно, ничего не упуская из поля своего внимания. Врабатывается в нормальный ритм сравнительно долго. Темп работы не высок. Однако благодаря обстоятельной подготовке к работе, упорству и настойчивости производительность его труда может быть вполне удовлетворительной. Он требователен к качеству своей работы, но не стремится сделать больше и лучше, чем от него требуется. Не склонен к смене видов деятельности и их целей. Более расположен к однообразной, хорошо им освоенной работе. Флегматика приходится поторапливать. И при этом, учитывая его упорство и настойчивость в работе, а также то, что он и без понукания работает с большим, хотя и не ярко выраженным, напряжением, его нельзя упрекать в медлительности, потому что это его свойство не зависит от его воли. Его нужно поторапливать, помогая и подбадривая, но не лишая самостоятельности в действиях и излишне не опекая.

Следует отметить, что любая группа людей работает эффективней, если в ней есть представители всех темпераментов. Меланхолики первыми чувствуют, в каком направлении надо начинать поиск. Холерики выполняют функции бесстрашных разведчиков. Сангвиники являются источником положительных эмоций и постоянно генерируют неожиданные идеи. Флегматики анализируют информацию и предлагают взвешенное решение.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Влияние типажа личности на выбор профессии


Автор работы награжден дипломом победителя II степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Обоснование выбора темы проекта

Цель: повысить точность определения подходящей профессии в школе, используя типологию MBTI .

Провести тестирование среди учащихся выпускных классов.

Опросить представителей разных типажей на предмет удовлетворения выборности будущей специальности.

Найти подходящие профессии для каждого типажа личности подростка.

Включить систему MBTI в работу школьного центра профориентации.

План работы:

1.Обозначение цели исследования.

2. Изучение литературы и других источников по данной проблеме ( электронных пособий, Интернет-ресурсов).

3. Определение задач исследования.

4. Выбор методики исследования.

5. Проведение исследования.

6. Обработка результатов и выводы.

7. Обозначение перспектив и значения работы.

8. Подготовка доклада, презентации, фотоотчета.

9. Выступление на школьной научно-практической конференции с отчетом о проделанной работе.

10. Практическое применение результатов исследования. Обмен опытом.

Использование типологии MBTI поможет школьному центру по профориентации подбирать школьникам подходящие профессии с наивысшей точностью.

Историческая справка

Практическая часть

Перед началом практической части исследования мы выбрали необходимое оборудование, изучили технику безопасности, а также условия реализации проекта: наличие оборудования, специализированных кадров и кабинета проекта.

Выбор оборудования и инструментов

Компьютерная техника с выходом в Интернет;

Расходный материал (канцелярские принадлежности, краска для принтера);

Буклеты, агитационный материал.

Техника безопасности

1. исправное оборудование;

2. согласие на обработку персональных данных.

Новизна проекта

Данная система в профессиональном определении подростков на данной территории ранее никогда не использовалась.

Этапы исследования:

Итак, в чем же суть всей типологии? Каждый типаж помимо русифицированного названия имеет основной четырехбуквенный код, который и отвечает за основные функции характера человека.

Первой всегда стоит буква, отвечающая за экстраверсию ( E ) или интроверсию( I ). Это то, чему вы отдаёте своё предпочтение: внутреннему или внешнему миру. Мы знаем, что экстраверты не всегда слишком общительны, или даже гиперактивны, а интроверты застенчивы и малоэмоциональны. Действительно, экстравертам нравиться общество людей, они прекрасно лавируют среди получаемой информации, быстро адаптируются к сложившейся ситуации, им не нужно много времени, чтобы обдумать свои слова, в общении могут распылиться между несколькими людьми, но никто из их собеседников не будет чувствовать себя лишним. Что же насчет интровертов, то им тоже нравится общение, но требуют они его не в таком большом количестве, они спокойны, долго думают, прежде чем ответить, им комфортно общаться с одним или двумя людьми, чем с большой компанией.

Следующая буква отвечает за наиболее привычный способ восприятия информации сенсорный ( S )или интуитивный( N ).Они различаются тем, что сенсорик предпочтет основываться, на том, что он видит, слышит или чувствует. Им свойственны реализм и здравый смысл, они привыкли доверять тому, что было проверено годами. Интуиты же наоборот, мечтатели и фантазеры, они верят предчувствиям и интуиции, ценят все новое и необычное, они невероятно творческие люди, привыкшие видеть ситуацию издалека, со всех сторон.

После буквы отвечающей за способ восприятие информации находиться буква, которая решает каким образом человек, принимает решения и выбирает, она так же имеет два типа этический( F )и логический( T ) .Этики делают выбор в зависимости от своих чувств или отношения к человеку или предмету. Представители типажей имеющих в своей расшифровке букву F умеют сочувствовать, поддерживать человека, они склонны к похвале. Этики могут казаться нелогичными и сверхчувственными, однако это те самые типажи, которые не только прекрасно чувствуют людей, но и умеют правильно мотивировать человека, как правило, на положительную сторону произведенного действия. Логики изначально могут показаться равнодушными, хладнокровными и отрешенными от человеческих чувств, однако, несмотря на это они прекрасные теоретики и стратеги. Эти люди умеют находить и исправлять ошибки, смотреть на всё критически, решать свои и чужие проблемы, не обращая внимания на личности и свое отношение к ним.

Ну и наконец, последняя буква отвечает за образ жизни, к которому склонен человек. Он может быть упорядоченным или рациональным( J ) и свободным или иррациональным( P ). Рационалы стремятся к четкому, подготовленному графику жизни, они стараются управлять всеми когда все дела выполнены, именно тогда они и отдыхают. Рационалы пунктуальны, свою работу всегда сдают раньше положенного срока. Иррационалы же наоборот, стараются оставить себе возможность для выбора, изменения целей в случае получения новой информации. Они часто опаздывают, могут сдать проект не вовремя. Так же им свойственно забрасывать начатое уже в конце или в середине работы, только потому что это им надоело. Они привыкли решать проблемы по мере их поступления.

Основываясь на этих критериях, мы получаем 16 типажей, которых разделяют на 4 группы по сходственным качествам. Первая группа – аналитики ( NT ),далее Дипломаты( NF ),Хранители( SJ )и Искатели ( SP ).

Тестирование по системе МВТ I (Приложение № 7)

Благодаря этому мы выявили количество типажей среди 53, тестируемых нами человек. (Прил.2). Можно заметить, в нашей школе есть хотя бы 2 представителя от каждого типажа (Прил.3). А это значит, что наша система может быть применена на практике в полную силу.

Опрос-сопоставление типажа личности человека его профессиональным выбором.

Мы опросили 64 представителя различных профессий. После данного опроса была составлена таблица соответствия профессии и типажа личности(Прил.4):

Статья про то, насколько осознанно мы выбираем профессию, и про подсознательные причины выбора. При выборе в подростковом или взрослом возрасте мы думаем, что делаем это осознанно и спланировано, но на деле оказывается, что выбор уже давно сделан, а мы только реализуем заложенное.

Психологические факторы выбора профессии

В наше время выбор будущей профессии происходит ближе к окончанию школы или в университете. Это может происходить самостоятельно или с участием родителей. В большинстве случаев человек думает, что выбирает то, что ему нравится, куда его тянет, куда бы он хотел пойти для реализации своих способностей и хорошего заработка. Но тайный мир подсознания ещё в детстве сделал выбор за человека, вернее сам человек уже принял решение, кем быть и в какой сфере работать. Со временем принятые решения уходят в подсознание как установки и убеждения (семейные, социальные, культурные) и как невидимая сила начинают вести нас по выбранной тропе. Эти установки и убеждения, как правило, не являются положительными, так как базируются не на истинных желаниях и способностях личности, а на предписаниях. Жизненный сценарий — это план жизни, который основывается на детских решениях и родительских предписаниях, переданных ребёнку в детстве. Детские решения подкрепляются и утверждаются по мере взросления ребёнка, ещё больше втягивая человека в сценарий. Это похоже на колею на дороге — чем дольше человек по ней едет, тем глубже она становится. Большинство сценариев в сфере профессии основываются на родительских предписаниях, опыте, пожеланиях, несбывшихся желаний и планов родителей, травмах. Основные сценарные решения принимаются до трёх лет и уходят в подсознание. Многие сценарии также имеют наследственный характер и были переданы по поколениям — Родовые программы. В сознательном состоянии человеку довольно сложно осознать и понять свой сценарий в сфере профессии. Для их изменения необходимо идти глубже в своё подсознание для выявления и изменения сценарных решений и Родовых программ.

Сознание и подсознание

В подсознании находится огромный ресурс, но и там же откладываются негативные установки, убеждения, сценарии, Родовые программы, поэтому работая с подсознанием мы освобождаемся от предписаний и имеем доступ к нашему личному ресурсу. Отрицая подсознание как 95% нашей жизни, ресурсов, потенциала, возможностей, природных способностей, мы теряем действительную нить со своей истинной реализацией — тем, что нам принесёт счастье и радость в жизни. Важный момент для уточнения — можно с лёгкостью принять жизнь как фатум или судьбу, в которой мы не в силах ничего поменять. Но это тоже в какой-то мере искажённый подход к мирозданию — как способ ухода от ответственности за свою жизнь. Многие решения, кажущиеся неизбежными, являются следствием наших предыдущих решений из нашего прошлого. Прошлое мы не можем изменить, но у нас есть возможность изменить настоящее и будущее, изменяя прошлые решения.

На практике встречаются разнообразные случаи неосознанного выбора профессии задолго до их реализации. Ребёнку могут транслировать семейные сценарии в выборе профессии:

  • "Все мужчины были офицерами в нашей семье".
  • "Мы интеллигентная семья учителей".
  • "Мы — семья врачей".

Психологические травмы также могут способствовать принятию сценарного решения:

  • "Я буду спасать людей, как моя мама" ("спасающие" профессии).
  • "Я буду помогать пострадавшим женщинам" (по принципу проекции своих травм на других).
  • "Я буду бороться с пожарами" (в случае, если кто-то пострадал из-за пожара, "защищающие" профессии).
  • "Я буду бороться с болезнью" (когда кто-то умирает от болезни).
  • "Я заработаю много денег" (при безденежье в детстве установка на зарабатывание).

Пожелания, нереализованные мечты и условное принятие родителей

  • "Когда я выиграю медаль, папа мной будет гордиться" (в фильме "Мирный Воин" хороша показана эта идея).
  • "Я буду работать в банке" (родители мной довольны, что я достиг чего-то).
  • "Я буду телезвездой" (итальянский фильм "Bellisima (Самая красивая)" хорошо раскрывает эту идею).
  • "Я буду работать юристом" (папа всегда сам хотел быть юристом, но не смог — перенёс свои желания на ребёнка).

Сценарные решения всегда ведут к негативным последствиям. Во-первых, любой сценарий, основанный на чужих, пусть даже самых добрых намерениях, уводит человека от реализации его потенциала и раскрытия самости. Человек получает предписание — "Не будь собой, будь мной", "Не делай по жизни то, что ты хочешь, делай то, что я хочу". Во-вторых, человек не может полностью раскрыть себя в своей профессии, так как это не его профессия — в него природа заложила другие способности и таланты. В-третьих, сценарные решения способствуют появлению негативных эмоций, внутренних конфликтов, ссор, ощущению тревоги и беспокойства, так как человек не живёт своей жизнью, мечется между своей индивидуальностью и "заложенным" другими людьми.

Как уйти из офиса

Проработав эту ситуацию, она спокойно смогла уволиться, записалась на курсы по дизайну и начала вести свои мастер-классы.

Роль семьи в выборе профессии

Ребёнку говорят и подготавливают его к профессии. По сути, за него решают, кем ему быть и где работать. Пример: женщина, 34 года, замгендиректора крупного банка, обратилась с затяжной депрессией, сложными семейными отношениями и невозможностью забеременеть. Одна из причин: папа с детства хотел передать семейное дело наследнику, но родилась девочка, и пришлось, по её словам, "делать из меня сына, директора банка". Декрет и семья отвлекут от управления семейным делом, поэтому это практически исключено из её жизни. Работа направлена на освобождение от родительского влияния и раскрытия своего потенциала. Кроме профессии, ожидания и надежды отца, подавили женскую энергию в женщине, оказали негативное влияние на её здоровье, особенно на женские органы, и заложили многие негативные программы в сфере отношений. Наша совместная с ней работа была направлена одновременно на все сферы жизни — снижение влияния отца, возвращение ожиданий и надежд, освобождение от принятых решений (в детстве она согласилась выполнять эту роль для внимания отца), выздоровление (от психосоматических заболеваний), проработка блоков в женской энергии и принятие новых решений в сфере отношений и создания семьи.

"Я докажу родителям"

Один из примеров произошёл с клиенткой, Светой, 27 лет, которая обратилась с запросом сильного беспокойства по поводу работы. Света — руководитель клиентского отдела в крупном фитнес-клубе. Ей нравится её работа, но где-то внутри непонимание, приводящее со временем к раздражению, действительно ли эта её сфера деятельности. Родители вербально и невербально транслировали Свете в детстве — "ты некрасивая, полная", она принимает решение доказать родителям противоположное "я красивая", выбирая профессию, где сможет это доказать. Начинаем смотреть, и Света быстро обнаруживает практически все неосознанные решения. С раннего детства мама с папой считали её непривлекательной, довольно полной девочкой, высмеивая и критикуя её. При этом они не старались её переделать, не помогали ей стать лучше, а просто унижали и оскорбляли ребёнка. В связи с родительскими посланиями маленькая Света принимает решения: "Я докажу родителям, что я красивая и стройная". Соответственно, со временем это решение забылось, но, продолжая действовать подсознательно, выводило её на сферу красоты и стройности. В итоге — нелюбимая работа в сфере красоты, как способ доказать родителям свою привлекательность.

Как изменить решения?

Большинство решений, сценариев профессии и реализации делается в раннем детском возрасте под вербальным или невербальным влиянием близкого окружения. Ребёнок слушает родителей и выбирает из того, что слышит, при этом многие родительские и Родовые установки передаются невербально, как, например, ожидания или собственные нереализованные желания родителей.

Изменение ранних решений заключается в механизме, названном "перерешение" (redecision) в психологии или изменение глубинных подсознательных программ на наших практиках. После обнаружения сценарного решения, необходимо принять новое решение, заключающееся в свободном выборе сферы деятельности, независимо от мнений родителей и социума. В этом случае, подсознательная часть психики приходит на помощь в улучшении жизненной ситуации, направляя ресурсы нового решения на исполнение задуманного. В ином случае у человека может появиться внутренний конфликт между сознанием и подсознанием: сознание приняло решение жить по-новому, подсознание продолжает выполнять старые установки. Ресурсы тратятся не на решение проблемы и изменение внешней ситуации, а на внутреннюю борьбу.

В примере со Светой её новое решение заключалась в отказе от необходимости доказывать семье свою красоту, безусловного принятия себя и собственного решения в профессии. Через примерно месяц девушка уволилась с предыдущей работы и нашла любимую работу в качестве управляющей растущей компании вышивки и шитья hand-made.

Если вы чувствуете, что есть возможность работать в другой сфере, на любимой работе, перестать выполнять чужие программы, начать проявлять свою индивидуальность, то пришло время освобождать себя от мешающих установок и реализовать новые решения.

Профессиональное самоопределение – осознанный выбор направления трудовой деятельности. Важно, чтобы оно осуществлялось с пониманием ответственности за реализацию намеченного пути. Выбор профессии – процесс динамичный и многоступенчатый. Чтобы трудовая деятельность была приятной частью жизни, следует регулярно анализировать совершаемые действия и результаты. Если промежуточные итоги сигнализируют о том, что настало время изменений, нельзя их игнорировать.

Не стоит торопиться трактовать ощущение необходимости сменить сферу деятельности собственной слабостью или временной прихотью. Периодически условия жизни меняются. Мы рефлексируем, пересматриваем цели – все это неотъемлемые составляющие полноценной жизни.


Сущность профессионального самоопределения

Емко определить основы профессионального самоопределения удалось профессору факультета психологии МГУ им. Н. Ломоносова С. Пряжникову. В его понимании они представляют собой поиск личных смыслов в выбираемой и осваиваемой специальности. Это ещё раз подчеркивает, что без любимого дела в жизни сложно целостно развиваться.

У профессионального самоопределения есть ряд функций:

  • Целостное осознание индивидуальных психических и физических особенностей. Анализ и познание своих личностных особенностей (психология личности).
  • Принятие сложившихся социально-экономических условий жизни.
  • Изучение разных видов деятельности, их сравнение, выбор места в социуме.
  • Освоение выбранной профессии. Формирование субъективных критериев оценки себя, как специалиста.

Также важно изучить структуру профессионального самоопределения. Теоретических её вариаций много, но на практике зачастую принято использовать разработку Е. А. Климова на основе идей выдающегося советского психолога С. Л. Рубинштейна. Эта модель профессионального самоопределения позволяет разложить процесс на три плоскости и наглядно продемонстрировать ценность успешной профориентации, а также её зависимость от особенностей личности.

Она включает следующие компоненты:

Профессиональное самоопределение учащихся

Впервые человек знакомиться с трудовой деятельностью в дошкольном возрасте. Развитие координации движений и мелкой моторики требует от малышей много усилий. Постепенно они осознают, что для достижения желаемого необходимо предпринимать действия.


В начальной школе происходит укрепление этого понимания. Для этого используются разные формы активности – игровая, учебная и непосредственно трудовая. Также в этот период происходит знакомство с социальными ролями, общими признаками разных специальностей.

Профессиональное самоопределение подростков происходит в 5-7 классах. В это время школьники уже могут объяснить, чем одна профессия привлекает их больше остальных. Также они готовы детально описать обязанности, требования, которые она выдвигает.

Огромную роль в становлении первых трудовых навыков и формировании образа разных специалистов играют семья и образовательные учреждения. От готовности учителей и родителей помочь разобраться в разных сферах жизни во многом зависит поддержание интереса к ним.

Профессиональное самоопределение старшеклассников

Ученики старшей школы впервые предпринимают серьезные шаги в профессиональном и личностном самоопределении. Они начинают глубже изучать интересующую область на факультативах, специальных подготовительных курсах. Чтобы их выбор был обдуманным, требуется внимательное отношение старшего поколения к ним.

Важна в этот период полноценная профориентационная подготовка, погружение в обстановку разных профессий. Для этого организовываются экскурсии, встречи с представителями разных специальностей.

Предстоящий переход от привычного образа жизни за партой к серьезному углублению в выбранную сферу – огромный стресс. Важно, чтобы педагоги и психологи подготовили старшеклассников к предстоящим переменам. Они должны помочь в профессиональном самоопределении с помощью познавательных уроков, индивидуальных бесед.

Большая ответственность в этот период лежит также на членах семьи будущих студентов. Не стоит отказывать юным личностям в беседах на волнующие их темы, а также навязывать собственное мнение как единственно верное. Создайте атмосферу принятия, доверия, поддержки. Этим вы поможете старшеклассникам убедиться в возможности реализовать собственные образы светлого будущего.

Профессиональное самоопределение в молодом и зрелом возрасте

Становление личности как профессионала, не заканчивается с получением диплома о средне-специальном или высшем образовании. После нескольких лет стабильной работы в определенной сфере часто возникает переоценка смыслов и целей, результатом которой может стать смена рода деятельности.


В психологии это явление детально изучено известным психологом Э. Ф. Зеером. Являясь основателем научной школы становления личности в профессионально-образовательной среде, он провел ряд интересных исследований. Результатами многолетней работы стали ценные выводы:

Единственное предостережение, которое делают исследователи, связано с явлением деструктивной ревизии жизни. Чтобы избежать его, важно замечать не только ошибки и провалы. Необходимо уметь ценить свой труд, выделять малейшие достижения.

Культура профессионального самоопределения личности

Общественное представление о профессиональном самоопределении личности претерпело за последние два столетия сильные изменения. В 20-х годах прошлого века достаточно было просто трудоустроиться. В 40-х большое внимание уделялось оценке особенностей личности. Впервые было отмечено, что их учет помогает установить степень профпригодности. После 70-х общество переключилось на важность индивидуального подхода к выбору специальности.

Сейчас изучению профессиональному самоопределению специалистов посвящена особая сфера – профориентационная деятельность. Основными задачами ее являются помощь и поддержка человека в самоопределении. После полученных результатов психологических и социологических исследований сложно отрицать, что развитие общества напрямую зависит от самореализации каждого человека.


Проблема профессионального самоопределения личности

Современный рынок труда стремительно меняется. Это обуславливает сложность выбора специальности. Постоянно появляются новые профессии, а популярные ранее сильно трансформируются или уходят в прошлое.

Выбирая карьерный путь, каждый должен осознавать последствия решения. Поэтому не стоит пренебрегать анализом востребованности выбранной специальности. Для этого стоит изучить её технологии, значимость в современных реалиях, ознакомиться с прогнозами на будущее. Утрата возможности работать по выбранной профессии – стресс, который негативно отразится на всей жизни человека. Поэтому не стоит поддаваться иллюзиям, делать выбор на эмоциях.

Развитие личности и профессиональное самоопределение

Профессиональное самоопределение и целостное развитие личности неразрывно взаимосвязаны. С одной стороны успешная трудовая деятельность – важнейший компонент социализации человека, который сильно влияет на удовлетворенность жизнью. Обратная сторона медали заключается в том, что без непрестанного изучения потребностей и всестороннего саморазвития люди не могут достичь успеха в профессии.

А. Маслоу делал акцент на том, что самоактуализация человека напрямую обусловливается увлеченностью работой. Когда человек находит место в обществе, ему проще двигаться к поставленным целям. Его жизнь наполняется смыслом и позитивом, а общество получает еще одного сильного члена, способного стимулировать прогресс.


Факторы профессионального самоопределения личности

В сжатом виде они отображаются в рассмотренной ранее модели Е. А. Климова. Рассмотрим их детальнее. Первая составляющая – внутренние мотивационные факторы:

  • Личные предпочтения. Сюда входят потребности, желания, внутренние мотивы, моральные ценности.
  • Представления о комфортном уровне жизни. Включают индивидуальный образ желаемого будущего (место проживания, готовность к командировкам, график жизни).
  • Собственная оценка трудовой деятельности. Индивидуальные представления о престиже и привлекательности профессии. Также сюда входят размышления по поводу сложности возлагаемых обязанностей, субъективная оценка открывающихся перспектив.

Профессиональное самоопределение также зависит от ряда внешних факторов:

  • Социальное положение. Огромное влияние оказывают стереотипы, сложившиеся в мышлении под воздействием условий жизни в детстве и юности. Формирование отношения к работе зависит от позиции старшего поколения, которое ежедневным примером неосознанно влияет на образ будущего в мыслях подростков.
  • Окружение. Сюда относятся уже озвучиваемые родителями, родственниками, друзьями рекомендации.
  • Состояние рынка труда. Играют значимую роль востребованность и популярность профессии. Часто ошибочный выбор занятия является следствием подмены истинных желаний. Человек отодвигает в сторону свое мнение и переключается на приоритеты знакомых.

Сюда же можно добавить влияние средств массовой информации.

Этапы профессионального самоопределения личности

Общепринятой моделью описания жизненного процесса профессионального самоопределения является периодизация Дональда Сьюпера. Он выделил пять этапов самореализации личности:

  1. Рост (0-14 лет). Характеризуется формированием детских фантазий, сменой их на предпочтения. Заключительной фазой является самоопределение способностей и субъективная оценка профессий.
  2. Исследование (15-24). Личность пробует себя в разных ролях, анализируя степень удовлетворенности, возможность развития в разных сферах.
  3. Карьерное становление (25-44). Представляет окончание профессионального самоопределения, составление плана достижения поставленных целей.
  4. Сохранение достижений (45-64). Индивид развивается в выбранном направлении, сохраняя и умножая возможности.

Пятый этап — спад (65 и старше). Происходит планомерный выход из трудовой деятельности. Человек больше наблюдает за чужой работой, чем занимается собственной.

Вывод

Осознанное профессиональное самоопределение развивает сильные стороны, помогает ощущать удовлетворение от проделанной работы, занять достойное положение в социуме. Человек чувствует себя нужным членом общества, легче идет на контакт. Удовольствие от проделанной работы и радость от возможности обсудить волнующие человека сферы жизни – ценный ресурс энергии.

Читайте также: