Как проверить сотрудника на порядочность

Обновлено: 16.05.2024

Традиционно лояльность сотрудника считается синонимом его благонадежности. Это не так. Лояльность можно определить как общность взглядов на цели и способы их достижения. И конечно невозможно быть лояльным без вовлеченности в работу.

Шекли, как обычно, с огромной долей сарказма это писал, а вот руководство компании саркастический настрой недолюбливает.

В чем польза лояльности

Зачем бизнесу наша страсть на работе, вовлеченность, лояльность, наконец.

Во-вторых, они транслируют в профессиональное сообщество хорошие сигналы о компании: это место работы – мечта. В результате в отдел кадров начинают поступать резюме от лучших специалистов в своих областях.

В третьих, лояльные сотрудники формируют базу довольных клиентов, и это увеличивает прибыль компании.

Увеличение лояльности клиентов всего на 2% приводит к росту прибыльности компании в среднем на 16%. И наоборот, недовольство клиентов по причине безразличия сотрудников, может и обанкротить компанию.

Как распознать лояльных и нелояльных сотрудников на совещании

Для примера возьмем распространенный план совещания:

  • приветственное слово шефа, подведение итогов за определенное время (квартал, месяц, неделя);
  • освещение проблемы, обоснование ее актуальности для компании;
  • организация мозгового штурма для ее решения;
  • оценка всех предложенных вариантов;
  • аккумулирование вариантов решения проблемы;
  • голосование или иной вариант принятия решения по использованию конкретных инструментов для устранения проблемы;
  • определение сроков и методов решения проблемы, назначение ответственных лиц.

Лояльность сотрудников фиксируется бессознательно каждым из участников совещания. Впоследствии именно это влияет на принятие правильных, или не очень, решений. Давайте определим сигналы, говорящие о степени вовлеченности сотрудников в рабочий процесс и, следовательно, об их лояльности компании.

Лояльность на практике

Теперь представьте: вы присмотрелись к сотрудникам и заметили, что половина из них отсиживается, некоторые время от времени активны, но говорят не о том… Хорошо, если при этом 15% реально понимают цели компании и активно участвуют в обсуждении путей их решения. Что дальше?

Лояльность не может постоянно держаться на одном и том же уровне. Это касается как отдельно взятых сотрудников, так и всей команды. То есть процент лояльных работников может меняться: одни становятся более лояльными, другие начинают выпадать из этого состояния. Да и руководство не всегда лояльно к собственному бизнесу.

Но вы хороший, волеченный, мотивированный руководитель, поэтому для мотивации сотрудников разработали и внедрили систему лояльности, в которой предусмотрены: система индивидуальных поощрений, еженедельное голосование внутри коллектива по взаимопомощи, KPI, различные игровые формы взаимодействия и, наконец, поддерживается уважение к каждому сотруднику. При этом вы провели стратегическую сессию с приглашенным супермодератором, в результате чего удалось многое узнать о себе и о компании. Произошел эмоциональный взрыв, и все испытали ощущение единства.

Но всего через месяц вы собрались на совещание по итогам полугодия, на котором больше половины коллег опять спали.

Да, руководство внедряет системы лояльности, потом отчитывается, как прекрасно они работают. Потом компания побеждает в ежегодном конкурсе среди других компаний по лояльности… А затем приходят психологи-исследователи и выясняют, что 87% сотрудников не вовлечены в работу компании!

Недавний опрос Gallup выявил тревожную статистику, которая справедлива не только для России: 87% людей по всему миру не вовлечены в работу компаний.

Как относиться к лояльности

При взгляде на такую статистику у руководителя могут опуститься руки, и он просто откажется от программ лояльности. Но не стоит торопиться отчаиваться – надо признать три факта:

  1. Сотрудники могут быть лояльными, а могут и не быть: 20% максимально вовлеченных в работу сотрудников — это уже круто (по сравнению с исследованием Гэллапа)!
  2. Программы лояльности необходимы, и применять их следует постоянно. При этом важно понимать, что вам никогда не накормить этого “дракона лояльности”, но кормить надо. Лояльные сотрудники — это капитал, за который стоит бороться.
  3. Выстраивая бизнес-процессы, следует учитывать, что иметь дело приходится с нелояльными и не вовлеченными людьми. Когда же они становятся вовлеченными и лояльными — это просто бонус.

Лояльность на эмоциях

Как вообще можно претендовать на победу в чем-либо без страсти? Без правильной эмоциональной атмосферы в коллективе принимать решения на пользу делу просто невозможно.

Приведу пример. Американский нейробиолог португальского происхождения Антонио Дамасио нашел невероятного пациента. У Эллиота была повреждена вентромедиальная префронтальная кора мозга. Мужчина сохранил способность членораздельно изъясняться и мыслить, а также остался остроумным собеседником. При этом Эллиот абсолютно утратил эмоциональность. На протяжении долгих бесед он оставался совершенно бесстрастным, никогда не расстраивался, не проявлял нетерпения, не сердился, не досадовал. Однако отсутствие эмоций мешало ему принимать решения. Он мог целый вечер выбирать, в каком кафе ему поесть и что заказать, по полчаса раздумывал, на какой день записаться к врачу или какой ручкой заполнять бланк.

Следовательно, совещания лучше проводить в эмоциональной, но дружественной атмосфере с участием вовлеченных и лояльных сотрудников. Тогда правильные решения будут находиться и приниматься буквально сами, что увеличит прибыль компании и уровень счастья сотрудников.

Идеальное совещание

Перейдем к конкретике и представим себе, каким должны быть продуктивные совещания, в которых участвуют вовлеченные, лояльные сотрудники.

  • никто не сидит на отшибе и каждый может коснуться ближнего (при этом лучше рассаживаться по кругу);
  • во время общения происходят частые зрительные контакты;
  • никто не избегает физического контакта (рукопожатия, касание кулаками, даже объятия);
  • нет продолжительных выступлений, а вместо них происходит краткий и энергичный обмен мнениями;
  • наблюдается глубокий уровень взаимодействия – все говорят со всеми;
  • никто никого не перебивает – людям позволяют высказаться;
  • выступающих слушают внимательно;
  • участники обсуждения задают друг другу много вопросов;
  • не обходится без юмора и смеха;
  • проявляются знаки внимания, в том числе цветы, вкусности и сувениры.

На подобном совещании будет принято много правильных решений, которые пойдут на пользу компании, а значит и ее сотрудникам.

Подбор любого сотрудника – это сложный процесс анкетирования, интервьюирования и тестирования. Еще более сложным является адаптация нанятого сотрудника, контроль и эффективное управление им. Привлекая новых людей в команду, мы должны знать их сильные и слабые стороны. Но, что еще более важно, мы должны знать о тех рисках, которые может повлечь за собой найм того или иного человека. Сегодня поговорим о возможных рисках, если работодатель не осуществляет периодические проверки своих сотрудников.

Речь об оценке благонадежности того или иного кандидата уместно начать с актуального вопроса обработки его персональных данных. Сразу отвечу на вопрос большинства сотрудников служб безопасности и кадровиков о легальности осуществления обработки, в том числе проверки персональных данных соискателей и работников. Это возможно только на основании согласия субъекта персональных данных на такую обработку (ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ "О персональных данных", далее – Закон о персональных данных). Впрочем, согласие получить довольно легко – как правило, пункт о нем имеется в анкете каждого кандидата, которая заполняется перед проведением собеседования. Трудоустройство гражданина и заключение с ним трудового договора являются и одними из самых распространенных оснований для обработки его персональных данных. Наконец, согласно ч. 1 ст. 22 Закона о персональных данных вы, как работодатель, не обязаны уведомлять уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных нанимаемых сотрудников.

Итак, вы на легальных правовых основаниях получили анкету соискателя вакантной должности в вашей организации. Теперь перед вами стоит задача проверить достоверность изложенных в анкете сведений и выявить возможные риски для сотрудничества с данным кандидатом. Закон о персональных данных позволяет нам дальнейшую обработку и проверку персональной информации при условии соблюдения нескольких условий: наличия согласия на эту обработку, использования исключительно общедоступных источников персональных данных и нераспространения результатов обработки третьим лицам (ст. 5-9 Закона о персональных данных).

Согласие на обработку у нас уже получено, поэтому перейдем к такому понятию, как "общедоступные персональные данные". По определению к ним относятся персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен с согласия субъекта персональных данных или на которые в соответствии с федеральными законами не распространяется требование соблюдения конфиденциальности. Говоря простым языком – это все те данные, к которым вы можете получить свободный доступ, то есть материалы в Интернете, проверка рекомендаций кандидатов и пр. Но нас, прежде всего, интересуют именно регулярно обновляемые источники информации из глобальной паутины.

К числу таких онлайн-источников можно отнести:

По статистике нашей организации около 15% кандидатов оказываются, в той или иной степени, "проблемными".

Так какие же риски могут возникнуть у работодателя, если он наймет такого работника?

Во-первых, если вы наймете человека, находящегося в розыске, то руководителя предприятия могут привлечь к уголовной ответственности за укрывательство преступника (ст. 316 Уголовного кодекса). В этой связи не стоит игнорировать и проверку действительности документов кандидата, так как они могут попросту оказаться поддельными. Также не стоит слепо доверять рекомендациям (и письменным, и устным) кандидата, их можно запросто подделать.

Во-вторых, долговые проблемы соискателя – это риск того, что он будет решать финансовые трудности за счет работодателя. Более того, работодателя могут обязать погасить налоговые долги работника, а в случае отказа оштрафовать.

В-третьих, риски совершения имущественных правонарушений могут быть повышены в организациях, которые наняли сотрудника ранее судимого за мошенничество, кражу или иной вид имущественных преступлений. Равно как не стоит ждать служебного рвения по пятницам от лиц, часто привлекавшихся к административной ответственности за употребление алкогольных напитков или наркотиков.

В-четвертых, наличие у кандидата своего бизнеса – серьезный повод поинтересоваться, а зачем ему вообще работа? Может быть, он является номинальным руководителем и занимается незаконной деятельностью. Или он – ваш конкурент и, устроившись на работу в данную организацию, хочет украсть секреты производства.

Наконец, в-пятых, не игнорируйте социальные сети. В моей практике попадались преступники, которые подделывая документы, трудоустраивались в транспортные перевозки, а потом исчезали вместе с грузом. Большинство из них, забывало о том, что паспорт, в котором они переклеили фотографию, тоже имел владельца, а владелец имел аккаунт в соцсети. Правда, уже со своей реальной фотографией.

Проверив однажды, при приеме на работу, кандидатов, не стоит пренебрегать периодическими перепроверками уже работников. Дело в том, что судопроизводство в России носит достаточно длительный срок, поэтому не всегда актуальная информация о соискателе будет доступна в онлайн-формате на момент проверки. Более того, степень благонадежности работника может быть ухудшена уже в процессе работы. Поэтому я рекомендую нашим клиентам осуществлять такие перепроверки не реже чем один раз в полугодие.


Проверка кандидатов при приеме на работу — важнейший этап при заключении трудового договора между работодателем и работником. Работодателю важно нанять ответственного и грамотного специалиста, а для работника проверка — повод продемонстрировать свои положительные качества, а также знак того, что компания серьезно подходит к выбору сотрудников.

Что такое проверка при приеме на работу

Проверка при приеме на работу — комплекс мер по всесторонней оценке как моральных, так и профессиональных качеств соискателя.

При приеме на работу организации используют такие методы проверки, как:

  • Формальная проверка документов. Включает сверку данных, предоставленных о себе соискателем, с подтверждающими документами, проверку подлинности предъявленных документов. Не секрет, что диплом престижного вуза, к примеру, можно не только получить после нескольких лет обучения, но и купить в переходе метро.
  • Тестирование. Хороший способ для массовой проверки личных и профессиональных качеств большого количества людей. Результаты тестирования обрабатываются быстро, и с их помощью можно составить представление о каждом кандидате. Такая проверка эффективна в сочетании с последующим собеседованием с каждым кандидатом.

РАЗБОР судебного решения от КонсультантПлюс:
Компания предложила соискателю вакантной должности выполнить тестовое задание. Кандидат согласился. Однако в приеме на работу ему было отказано. Специалист обратился в суд с требованием оплатить ему потраченное время на выполнение задания.
Как развивался спор, к какому выводу пришли арбитры и как компании защитить себя от подобных претензий соискателей читайте в К+. Пробный доступ к К+ бесплатен.

Важно! При трудоустройстве в органы полиции, таможни, образовательные учреждения, ФСБ, службу судебных приставов кандидат обязан представить справку об отсутствии судимости, поскольку ч. 1 ст. 65 ТК РФ устанавливает запрет для лиц с судимостью на работу в данных организациях.

Проверкой кандидатов перед заключением договора чаще всего занимается кадровая служба организации совместно со службой безопасности.

Проверка службой безопасности при приеме на работу

Служба безопасности — структурное подразделение организации, которое обязано не допускать нанесения морального или экономического ущерба имуществу компании. Причем не только извне, но и внутри, осуществляя контроль за деятельностью работников. Преступление проще предотвратить, чем ликвидировать его последствия, поэтому служба безопасности активно участвует в проверке кандидатов при трудоустройстве.

Какие действия предпринимает служба безопасности при проверке соискателей? Прежде всего, проверяет подлинность всех предъявленных документов и достоверность указанной информации. Например, чтобы проверить диплом о высшем образовании соискателя, достаточно сделать запрос в соответствующий вуз.

Помимо представленных кандидатом сведений, служба безопасности собирает дополнительные данные о кандидате, чтобы свести к минимуму риск нанесения им ущерба после трудоустройства. Службу безопасности интересует информация о:

  • Судимости и наличии административных правонарушений. Много штрафов от ГИБДД — признак того, что сотрудника не стоит брать на должность водителя.
  • Предыдущих местах работы. При этом важны не только причины увольнения, ведь в трудовой книжке может стоять запись об увольнении по собственному желанию, однако в приватной беседе предыдущий работодатель может пожаловаться на некомпетентность работника или даже мелкие проступки. Служба безопасности проверяет род деятельности предыдущего работодателя и наличие у кандидата связей с конкурирующими компаниями.
  • Медицинских заболеваниях и зависимости от спиртного или наркотиков.
  • Кредитной истории. Большое количество кредитов, тем более просроченных, — признак того, что соискателю не стоит доверять работу с материальными ценностями.
  • Семье работника. Даже если сам работник кристально чист и честен, его близкие родственники могут представлять опосредованную угрозу компании: ради родителей с неблагоприятной кредитной историей или сына, попавшего в дурную компанию и совершившего правонарушение, работник может и сам преступить закон.

Важно! Отказать в приеме на работу человеку с судимостью вы имеете право, только если в отношении вашей компании законодательно утвержден запрет на работу людей с судимостью (ч. 1 ст. 65 ТК РФ). В остальных случаях согласно п. 6 ст. 86 УК РФ и ст. 64 ТК РФ погашенная судимость не является препятствием для трудоустройства.

Для проверки служба безопасности должна использовать открытые источники информации, но, как правило, руководители компаний предпочитают набирать в службу безопасности бывших сотрудников силовых ведомств, которые получают сведения о будущих работниках по своим неофициальным каналам. Открытая информация из соцсетей также рассматривается службой безопасности в качестве дополнения к психологическому портрету кандидата.

Длительность проверки регламентирует руководство фирмы — в зависимости от уровня вакантной должности. Проверка кандидата на должность топ-менеджера компании может длиться несколько месяцев.

Информацию о результатах проверки служба безопасности оформляет в виде докладной записки руководителю. На основании этого документа и информации отдела кадров или кадрового агентства руководство принимает решение о приеме кандидата на работу или отказе.

Как правило, новичку устанавливается испытательный срок, в том числе для того, чтобы служба безопасности могла проверить сотрудника непосредственно на рабочем месте или иметь дополнительное время для более тщательной проверки.

Итоги

Очень важно посвятить проверке соискателей на ту или иную должность как можно больше времени до начала совместной деятельности. Проще отсеять неподходящих людей на этапе собеседования, чем нанять их, ввести в курс дела и обнаружить личную несовместимость или профессиональную непригодность. И чем крупнее фирма или ответственнее должность, тем большие затраты понесет компания, взяв на работу сотрудника, которого спустя пару недель придется уволить.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Сегодня, когда производственные и даже личные отношения многих из нас строятся на удаленке, умение разбираться в людях - это бесценный навык, который жизненно необходим. Как научиться распознавать лжецов и не быть обманутым? Такой интересной теме был посвящен вебинар "Теория лжи", организованный столичным инновационно-образовательным комплексом "Техноград".

 Фото: iStock

К сожалению, ложь сопровождает нас на протяжении всей жизни. При этом кто-то намеренно искажает действительность, чтобы предстать в лучшем свете. Кто-то искренне считает, что красивая ложь лучше горькой правды. Каждый день нас не раз обманывают в разных ситуациях и по разным причинам. Каждый день мы сами обманываем других. И понять, когда собеседник сообщает достоверную, а когда ложную информацию, получается не всегда.

Любой работодатель мечтает создать коллектив из порядочных людей. Босс несет ответственность за создание на предприятии доброжелательного рабочего климата. Ведь никакие деньги и карьерные перспективы не удержат подающего надежды сотрудника, если в офисе царят дрязги, сплетни, ложь, пропадают кошельки или конфиденциальная информация.

Поэтому так популярны стали в последнее время проверки на честность на собеседованиях. Продвинутые фирмы даже привлекают к этому процессу профессиональных профайлеров (они же верификаторы, то есть специалисты по бесконтактной детекции лжи) и даже полиграфологов.

В ходе онлайн-семинара тренер обучающих курсов Международной академии исследования лжи, профайлер-верификатор Дмитрий Ходанович ответил на вопросы "РГ".

Дмитрий, каковы основные признаки неправды?

Дмитрий Ходанович: Таких признаков много, ложь проявляется в мимике, жестах, эмоциях, речевых особенностях, непроизвольных реакциях организма: учащении пульса, дыхания, расширения или сужения зрачков и т.д. Но необходимо запомнить главное: универсальных признаков лжи не существует, все очень индивидуально. Чтобы почувствовать вероятность лжи, необходимо знать базовую линию поведения конкретного человека. Отклонения от нее могут свидетельствовать, в том числе, и о попытке обмана. Если это ваш сотрудник, коллега или давний знакомый, линию его поведения вы уже знаете. Если же требуется "расколоть" незнакомца, задайте ему несколько вопросов, на которые нет смысла врать: курица или рыба, чай или кофе, сливки или лимон, сколько сахара? А потом спросите то, что вас действительно интересует, и сравните эмоциональность ответа, жесты, мимику. Разница даст повод задуматься - но именно и только задуматься, поскольку делать конкретные выводы может только квалифицированный профайлер.

В последнее время многие работают на удаленке. Как начальнику проконтролировать, не валяет ли его сотрудник дурака? Можно ли определить ложь дистанционно?

Дмитрий Ходанович: Можно, но значительно труднее, чем при личном общении, особенно это касается переписки. Есть определенные признаки, но сказать стопроцентно, что это ложь, нельзя. Некоторые люди говорят обобщенным языком. И на вопрос "Ты был на объекте?" ответят примерно так: "Да, был. Работа идет. Стены ровняют, потолок красят. Стяжка сохнет. Обои будут желтые. Сантехнику завезли".

Другим свойственная излишняя детализация: "Да, был. Выехал на объект в 6.45, попал в грандиозную пробку на пересечении проспекта и кольца. Там сужение до двух полос, потому что рабочие в оранжевых жилетах меняют цементные бордюры на гранитные. Передо мной "лада" "баклажан" госномер такой-то, так сильно чадила, что голова болела 21 минуту. Пробка длилась 33 минуты, потом ехали три с половиной минуты, и снова стояли еще 17 минут. После МКАДа плелись 24 километра в час. В красном "Мазерати Леванте" блондинка губы красила, потом веки подводила. А на объекте все нормально, работа идет".

То есть восприятие ситуации и структура речи у всех разная. В письме будет то же самое. Если человек детальный, он будет все подробно расписывать. Но если вам пришли от сотрудника три детальных письма, а четвертое обобщенное, есть повод задуматься, не произошли ли какие-то изменения, которые заставили человека поменять модель поведения? И какую-то информацию, возможно, он скрывает.

Фото: iStock

Но для изменения поведения есть тысяча причин, и это не обязательно желание обмануть. Хочу предостеречь от скоропалительных выводов: определить ложь в письме может только эксперт-психолингвист. И то - есть вероятность ошибки. Возможно, стоит позвонить сотруднику и пообщаться с ним лично. Но ни в коем случае не додумывать, если вы видите какой-то факт, вызывающий вопросы.

В беседе по телефону лукавство заметить проще?

Дмитрий Ходанович: Да, потому что речь является одним из главных информативных признаков лжи. Все, о чем мы говорили сейчас, актуально и для разговора по телефону. Только для живой речи характерна еще такая особенность, как точка замирания или точка выбора. Допустим, вы задали коллеге вопрос, был ли он вчера на объекте. Если у него один вариант ответа, то есть он был на объекте, он ответит, не задумываясь. Если же есть выбор, что сказать: правду или ложь, он непременно возьмет время на размышление и ответит после паузы. Но опять-таки, молчание перед ответом напрямую не указывает на ложь. Это лишь свидетельствует о том, что у сотрудника было несколько вариантов ответа, и он задумался, какой сейчас выгоднее. Опытные лжецы знают о точке замирания и стараются замаскировать ее. В основном, якобы машинально повторяя заданный вами вопрос или два-три последних слова на него. Вчера на объекте? Этого репита достаточно, чтобы обдумать ответ. Повторюсь: отделить ложь от правды может только квалифицированный специалист. Изменение базовой линии поведения может служить лишь сигналом, что к сотруднику надо присмотреться повнимательнее.

Читайте также: