Что такое гибкость работника

Обновлено: 16.05.2024

Для современных людей порой свойственно быть недостаточно гибкими в общении, хотя это качество помогает сделать свою жизнь намного проще и приятней. История подтверждает, что изменить ее ход можно лишь с помощью одного слова. Подтверждением этому являются действия великих дипломатов.

В Библии сказано, что с помощью слова можно исцелить, а можно и убить, как мечом. Для многих культур характерно наличие поговорок и пословиц, в которых выражаются подобные мысли, прослеживаются идеи о важности молчания в определенные моменты или, наоборот, высказывания идей.

В качестве примера можно привести поездку на общественном транспорте, которая доставляет часто дискомфорт. Если в числе пассажиров есть пьяный, который мешает перегаром и шумным поведением, то можно ли проявить гибкость?

Оказывается да, причем совершенно не надо использовать крик и грубые слова. В противном случае нарушитель порядка воспользуется вашим негативным поведением и станет активным участником конфликта. Избежать такого развития ситуации можно путем мягкого и небольшого замечания. А лучше всего просто сдержаться и промолчать.

Проявление гибкости в общении

Гибкость в общении подразумевает умение высказывать сопереживание другим людям. Для этого стоит попробовать представить себя на месте оппонента, понять его чувства и тревоги. Есть вероятность, что раздражение может исчезнуть и при крупной ссоре.

Надо помнить, что всем людям свойственно иметь свои слабости, поэтому стоит найти силы для того, чтобы предоставить им право совершать ошибки.

Следует заботиться о том, чтобы человек сохранил свое лицо. В случае его неправоты нужно в спокойной манере объяснить ошибку. Есть вероятность того, что он станет вашим другом или сторонником после того, как найдет душевное равновесие.

Стоит научиться признанию собственной неправоты. Когда мы находимся в ослеплении эмоциями, то нами руководят гормоны, следствием чего становится высказывание нехарактерных для нас мыслей. Попробуйте научиться искреннему прощению.

Не нужно подливать масло в огонь. При отсутствии возможности найти общее решение, проблему рекомендуется отложить на потом, когда участники конфликта будут в спокойном состоянии.

Настоящее прощение подразумевает стирание из памяти совершенного проступка, без дальнейших воспоминаний о нем и укоров.

Если оппонент придерживается агрессивной манеры общения, то не надо опускаться до его уровня. После решения конфликта можно прекратить с ним общение.

Когда мы общаемся с близкими людьми, то часто происходит их недооценка, ведь их действия в отношении нас представляются естественным процессом. Следствием становится накопление раздражения, невысказанное желание быть оцененным по достоинству, что приводит к конфликтам.

Надо учиться видеть положительное в людях, оценивать их позитивные качества, благодарить за совершенные поступки. Это особенно касается взаимоотношений мужа и жены. Представьте, что ваши близкие вдруг исчезли? Как вы думаете, каким образом их можно было удержать? Именно так и надо к ним относиться в повседневной жизни.

Если человек гибкий в общении, то это не является свидетельством его стремления прогибаться под окружающих. Очень важным является выставление рамок, которые будут вашими границами. Такой подход обеспечит уважение людей к установленным вами правилами.

При конструктивной беседе следует относиться бережно к ее участникам. Представьте, что вы играете в мяч. Если его бросить легко, то и собеседник легко поймает. А сильный и безрассудный удар приведет к травме, пусть и психологической. Соответственно, правила игры и беседы выбирать вам.

Уважение к другим, искреннее участие – это залог того, что к вам потянуться люди. Мир и благополучие будут под угрозой, если человек высокомерен и излучает презрение. Не стоит демонстрировать чрезмерную гордость, сильно хвалить себя – все это пойдет во вред отношениям с людьми.

Для получения определенных выгод в процессе беседы и переговоров стоит отказаться от страха отдавать. Общение представляет собой взаимовыгодный обмен, который будет полезным и выгодным для обеих сторон.

Если научиться глубоко понимать суть гибкости, то ваша жизнь наполнится миром и удовлетворением. Когда человек гибкий, то общаться с ним очень приятно и плодотворно. Гибкость выступает в качестве серьезного инструмента для взаимодействия с окружающими людьми, который дарит радость в любой ситуации.


Если по результатам стажировки хотите получить предложение о работе, вы должны знать, чего именно хотят работодатели от своих сотрудников и какие профессиональные навыки для них важнее всего.

Помимо технических навыков, идеальный сотрудник, по мнению начальников, должен не только разбираться в технических новинках и мастерски обращаться с оргтехникой и компьютером, но и обладать личными качествами, которые приведут команду к успеху.

Эффективные коммуникативные навыки


Чтобы стать действительно желанным для потенциальных работодателей, вы должны быть в состоянии четко и эффективно общаться с людьми в самых разных сферах и при разных обстоятельствах.

Техническая компетентность


Многие должности требуют определенных технических навыков, которые упомянуты в должностной инструкции. Если вас нанимают для выполнения технических задач, вы должны не только обладать этими навыками, но и быть готовыми к их совершенствованию. В мир высоких технологий без этих умений успеха достигнуть не удастся. Более того, вы должны хорошо ориентироваться в технологических новинках и быстро обучаться всему неизвестному.

Конечно, некоторые пытаются солгать в резюме или приукрасить действительность. Но помните - это вам не поможет. Работодатель быстро распознает ложь и поймет, что описанные умения в вашем резюме не имеют ничего общего с реальностью.

Трудовая этика


Соблюдение трудовой этики также важно. Работодатели ждут, что вы будете вовремя приступать к работе, в срок выполнять поставленные задачи и рационально расходовать время. Они ценят сотрудников, которые готовы работать с полной отдачей, а потому обязательно определят вашу способность эффективно решать задачи и экономить время при выполнении ежедневных заданий.

Честность

Работодатели ожидают, что вы будете предельно честны. Они требуют точной и своевременной информации о своем бизнесе и сотрудниках. Будьте искренни, даже если допустите ошибку. Ни в коем случае не пытайтесь ее скрыть, иначе вы рискуете подставить не только себя, но и сослуживцев. Скорее всего, ваш работодатель оценит вашу честность.

Гибкость


Как работодатели, так и работники должны быстро реагировать на изменения в условиях бизнеса и адаптироваться к ним. Работодатели ищут сотрудников, которые "не потеряются", столкнувшись с чем-то незнакомым, а сразу приступят к поиску наиболее подходящего решения.

Навыки решения проблем


Работодатели ищут целеустремленных людей, которые могут принимать вызовы и решать важные проблемы с минимальной затратой усилий. В благоприятной рабочей среде вы должны проявлять инициативу. Это даст чувство выполненного долга и повысит самооценку, а также продемонстрирует вашему работодателю, что вы ценный кадр для компании.

Лояльность


Работодатели нанимают сотрудников, которые заслуживают доверия. Ведь они должны поручать своим подчиненным профессиональную работу. Вне их внимания оказываются люди, которым требуется пристальное внимание, и те, кто не способен публично представить компанию. Они также ожидают профессионализма, уверенности в себе, позитивного отношения, мотивации к освоению новых навыков и росту вместе с компанией.

Если вам удастся доказать своим работодателям, что вы обладаете этими качествами, можете считать, что вы уже на пути к тому, чтобы стать важным и ценным сотрудником в любой компании. Если какой-то из перечисленных характеристик у вас нет, не расстраивайтесь. Сделав над собой усилие, вы сможете наверстать упущенное.

Фото: из личного архива

Эпоха неопределенности

Впрочем, в ситуации неопределенности мы оказались задолго до пандемии благодаря технологическому прогрессу. То, что вчера казалось невозможным, сегодня мгновенно проникает в нашу жизнь — и меняет ее. Технологии трансформируют не только рынки, но также структуру работы и организацию рабочих процессов.

Машины и алгоритмы постоянно совершенствуются, становясь все более автономными. В результате снижается спрос на рутинный ручной труд, тогда как гибкие навыки — soft skills — становятся все более востребованными. Уже очевидно, что потребность в физическом труде и низкоквалифицированной рабочей силе стабильно идет на спад, тогда как спрос на специалистов с развитыми коммуникационными навыками и эмоциональным интеллектом, наоборот, растет.


Новые требования касаются и руководителей — для управления командой сегодня недостаточно владеть опытом и экспертизой, важно грамотно коммуницировать, быть гибким и находить креативные пути решения проблемы. Но такие топ-менеджеры пока большая редкость, поэтому рынок остро нуждается в руководителях нового формата. Можно выделить четыре ключевых свойства, которые пригодятся для управления компанией в эпоху турбулентности.

Умение грамотно решать проблемы

Решение всегда начинается с понимания ситуации и структурирования задачи, за которыми следует детальная аналитика и синтез потенциальных вариантов действий. Это помогает определить ключевые рычаги, которые сработают наиболее эффективно и принесут компании наибольшую ценность.

На этой стадии топ-менеджеру важно задавать правильные вопросы и четко формулировать проблему. В то же время нужно постоянно учитывать контекст, макротренды и общую повестку.

При этом проблемы нужно не только анализировать и решать, но и грамотно доносить. Вся команда должна действовать согласованно, четко понимая, какие шаги и зачем нужно предпринимать в каждый конкретный момент. Грамотная коммуникация со стороны руководства также помогает сотрудникам учиться на примере и прокачивать навыки problem solving.

Мастерство в agile

Фото:WPA Pool / Getty Images

Практика показывает, что успешно выживать в изменчивом и непредсказуемом мире помогает итеративный подход и умение экспериментировать.

Полностью избежать рисков и потрясений невозможно, нужно допускать, что непредвиденные события произойдут в любом случае. Вопрос в том, как минимизировать последствия и избежать крупных потерь.

Независимо от того, в какой индустрии вы работаете, вам пригодятся тактики гибкого управления из ИТ-сферы. Современный руководитель должен понимать как выстроить agile-структуру, быстро создавать MVP (minimum viable product, минимально жизнеспособный продукт) и тестировать гипотезы.

Горизонтальные коммуникации

Один из самых недооцененных навыков современного топ-менеджера — это умение выстраивать коммуникации. Обычно под этим подразумевают дипломатичность, способность уверенно выступать перед публикой или делегировать задачи. Но в 2020-м этого недостаточно.

Сейчас важно строить масштабную систему коммуникаций, которая позволит быстро выявлять проблемы, безошибочно транслировать видение и цели сотрудникам и так же быстро принимать решения.

Фото:Snapwire / Pexels

Раньше руководитель работал в рамках стандартной иерархии по модели сверху-вниз. Теперь на смену таким коммуникациям приходят горизонтальные и кросс-функциональные методы взаимодействия. Они дают возможность быстрее обмениваться информацией и оперативно строить стратегии. Именно от его качества зависит то, как быстро руководитель подстроится под меняющиеся обстоятельства и изменит курс компании в случае необходимости.

При этом сотрудники должны понимать, что они не просто выполняют команды, а следуют поставленной цели, работают на благо общего дела. Это особенно актуально в высокоинтеллектуальных сферах. Поэтому при делегировании задач необходимо для начала объяснить, почему компания делает так, а не иначе, и как это соотносится с общей повесткой компании.

Важно не останавливаться на достигнутом и постоянно совершенствовать свои коммуникативные навыки, ведь обычно наиболее ценные инсайты возникают в результате межличностного общения.

Быстрый и непредсказуемый мир ставит новые вызовы перед руководителями, преодоление которых требует нового набора навыков. Чтобы удержать позиции в бизнесе и создавать ценность, топ-менеджеру нельзя останавливаться на достигнутом — нужно постоянно расти и совершенствоваться, отслеживая мировые тренды. То, что раньше считалось суперспособностью и талантом руководителя, например умение эффективно решать проблемы или быстро реагировать на изменения, сегодня уже считается гибким навыком, который может прокачать каждый. Главное, осознать потребность и принять факт того, что soft skills можно и нужно осваивать. И лучше начать действовать как можно скорее, чтобы сохранить свое конкурентное преимущество.

Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.


В статті пропонуються основні положення нового підходу до розуміння психологічної гнучкості менеджера та її ролі в досягненні професійної ефективності. Визначена структура психологічної гнучкості, сформульовані розширені визначення її компонентів, а також, в даному контексті, узагальнені принципи ефективної управлінської діяльності. Стаття має прикладне значення в розвитку і вдосконаленні гнучкості менеджерів усіх рівнів і є теоретичним базисом тренінгів-семінарів даного напрямку.


Жизнь меняется по мере изменения отношения к ней. (принцип NLP)

В отдельных научных источниках психологическая ГИБКОСТЬ трактуется как интегративное, обобщённое понятие, характеризующее систему внутренних качеств, определяющих оптимальную позицию субъекта.

Гибкость определяют такие понятия, как подвижность, пластичность, текучесть, изменчивость, лабильность, широкий набор поведенческих реакций, нестандартность решений.

Кроме этого, гибкость (flexibility) – это возможность структурно-функционального (само) совершенствования объекта, системы и т.п.

Гибкость подразумевает состояние равновесия. Ему нельзя научить, ему можно только научиться , выпустив его изнутри. Если равновесие это условие эффективной ходьбы и езды на велосипеде, то гибкость — это условие равновесия. Чем гибче предмет или вещь, тем труднее её сломать. Гибкость стебля определяет устойчивость растения при колебаниях ветра. Гибкость позвоночника обеспечивает равновесие при ходьбе. Гибкость психологическая — это условие психического равновесия (уравновешенность, уверенность, устойчивость, раскрепощёность, спокойствие), фактор эффективной жизни – счастливой, полезной, осмысленной.

Что такое гибкость менеджера?

В физике гибкость определяют как количество степеней свободы, которая в свою очередь представляет собой число независимых видов движений, которые может совершать тело. Применительно к живым системам, степенью свободы называют такую деятельность, которая формируется в процессе выбора из многих других возможных деятельностей этой системы. Поскольку выбор – это центральный пункт в деятельности менеджера, то гибкость – ключевое качество, определяющее его эффективность.

4. Зачем нужно вставлять втулку и как вообще получилось, что квадратную втулку предлагают для круглого отверстия? Это ответ самый гибкий по нескольким причинам. Обладая любопытством, человек стремится узнать намерение, лежащее в основе вопроса, и ищет дополнительную информацию за рамками данной задачи. В результате, картина ситуации проясняется, что способствует принятию решения. При таком ответе оспаривается сам вопрос, то есть подвергается сомнению цель, которая состоит именно во вставке квадратных втулок в круглые отверстия.

То есть, учитывая вышесказанное, можно выделить четыре основные реакции человека на возникшую у него трудность:

1. Поражение.
2. Примитивная реакция.
3. Словесные ухищрения.
4. Гибкая реакция

Быть гибким – значит занимать такую позицию, в которой желаемые результаты достигаются независимо от текущей ситуации, ее сложностей, неоднозначности, темпа, ожиданий, культуры, предпосылок и тактической обстановки. В теории систем есть принцип так называемого необходимого разнообразия, который гласит, что для успешного приспособления и выживания элементу системы требуется определенное количество гибкости, и эта гибкость должна быть пропорциональна возможным колебаниям неопределенности в остальной системе.

В контексте менеджмента это значит, что целесообразно не довольствоваться одним решением, а оспаривать подразумеваемые варианты решений, рассматривать воздействия в более широкой системе, и вырабатывать столько альтернативных вариантов действий, сколько нужно, чтобы предусмотреть все возможные случайности.

Более гибкий подход к управлению ситуациями – научиться замечать и реагировать на сам процесс управленческой деятельности в целом, а не на содержание, отдельных ситуаций независимо от контекста. Абсолютная гибкость реализуется тогда, когда менеджер может расшифровать и отреагировать на всевозможные шаблоны и схемы поведения персонала, а не просто применяет стереотипные алгоритмы поведения в разных ситуациях.

Гибкость эмоциональная – способность менеджера выявлять максимально широкий диапазон эмоций адекватно возникшей ситуации.

Гибкость познавательная (интеллектуальная) – способность использования разных стратегий, методов и приёмов мышления, осмысления, выхода за рамки оценок и стереотипов восприятия.

Гибкость поведенческая – способность менеджера эффективно использовать широкий спектр поведенческих паттернов адекватно возникшим ситуациям в противоположность привычным, и, следовательно, ограничивающим реакциям, которые ограничивают развитие успеха.

В любой профессиональной деятельности, особенно в менеджменте полезно иметь достаточно личностной гибкости, чтобы настойчиво изменять свои действия до тех пор, пока ты не получишь то, чего хочешь. Обладание только одним способом управления - это отсутствие выбора вообще. Иногда этот способ будет работать, а иногда нет; так что всегда найдутся такие ситуации, которые менеджер не сможет контролировать. Два способа поставят его перед лицом дилеммы. Иметь свободный выбор – это значит быть способным использовать как минимум три подхода к ситуации. В любом взаимодействии тот человек, у которого большая гибкость поведения будет контролировать ситуацию.

Такиим образом, гибкость определяет эффективность менеджера в любой бизнес-ситуации.

Выделяются три принципиально разные позиции руководителя по отношению к ситуации:

- Сохранить;
- Восстановить;
- Улучшить.

Составными гибкости менеджера являются его включённость в ситуацию, ресурсность и свобода .

Включённость – та позиция менеджера, которая позволяет ему сохранять ситуацию на достигнутом уровне развития. Включённость предполагает отношение к ситуации как к источнику ресурсов, когда любое ее влияние можно и нужно рассматривать как полезное, приносящее новые, ценные знания и опыт. Включиться – означает стать элементом системы-ситуации, её органичным звеном, оптимально взаимодействующим с другими элементами.

Таким образом, несмотря на вредное влияние внешних условий, эффективный менеджер легко адаптируется, благодаря тому, что восстанавливает ресурсы за счет внутренних резервов или впитывая ресурсы из окружающей среды.

Ресурсность - та позиция, в которой менеджер оптимально использует собственные внутренние ресурсы, эффективно оперирует ими, а также имеет легкий доступ к ним. На основе включённости он имеем возможность использовать и внешние ресурсы. Любая ситуация, внутренняя или внешняя, состоит из условий и средств.
Ресурсное отношение к ситуации позволяет рассматривать любые условия как средства.

И, наконец, благодаря тому, что мы люди – сознательные, желающие, жаждущие, и потребности наши постепенно растут – мы никогда не бываем удовлетворёнными полностью, а всегда хотим, чтобы было ещё лучше. Для этого мы постоянно находимся в процессе выбора между тем, что есть и тем, что может быть. В частности, менеджер всегда стремится выбрать наиболее эффективное решение и, как правило, именно так всегда и делает.

Свобода – состояние, которое гарантирует менеджеру возможность изменения – личностного, социального – возможность выбора в любой, в частности в профессиональной, ситуации.

Свобода – это осознанная необходимость. Если менеджер не осознаёт значение своего поведения, он не свободен – объективная необходимость его принуждает. В обратном случае, осознание, принятие им объективной необходимости, представляет собой решение, выбор , а это – акт свободный. Поскольку он сам выбрал эту необходимость – она превращается в желание .

Свобода – это право и возможность быть активным в своих интересах. Даже если вас сдерживают физически, вы можете оставаться активным в поиске путей решения. Когда менеджера ограничивают объективные условия, он может изменить своё отношение к ним. Вместе с тем, ситуация может ограничить его в количестве и качестве выборов, но никогда не ограничивает в самой возможности выбирать. Быть или не быть свободным зависит только от него.

Свобода не противоречит, а наоборот, гармонично сочетается с волей и самообладанием, потому что они означают не жёсткую внешнюю дисциплину, а самоконтроль и саморегуляцию. В этом смысле свобода в корне отличается от распущенности.

Таким образом, включённость представляет собой процесс и результат, способность максимально полно, другими словами оптимально и адекватно контактировать и взаимодействовать с ситуацией, представляющей совокупность условий и средств.

Ресурсность – процесс и результат, способность полноценно и эффективно применять внутренние резервы.

Свобода – процесс и результат, способность полного, с одной стороны, и адекватного, с другой, личностного самопроявления.

Итак, гибкость – способность менеджера целенаправленно изменятся в соответствии с поставленными задачами и требованиями ситуации. Эта способность определяется его отношением к ситуации, которое в свою очередь обуславливается системой принципов эффективности.

Принципы эффективной деятельности.

Менеджер включен в ситуацию тогда, когда включены в нее все компоненты его личности – эмоциональный, интеллектуальный и поведенческий. Это означает, что он включен, когда чувствует ситуацию, понимает ее и действует в ней.

Адекватное поведение – всегда здесь и сейчас. Все, что в прошлом – это память, все, что в будущем – это мечта. То, что в настоящем – это реальность (см. ниже, принцип 1.1). Эффективный менеджер способен реально чувствовать ситуацию, эмоционально переживая отношение к ней, не смешивая эмоциональное отношение с когнитивной оценкой (см. пр. 1.2). Он способен понимать ситуацию объективно, адекватно, когда осознает разницу между реальным миром, в котором работает, и своим представлением о реальном мире (см. пр. 1.3).

Менеджер находится в ресурсном состоянии, когда он представляет собой эффективную ресурсную систему. Это значит, что ему необходимо быть системой (ресурсные элементы находятся в отношениях конгруэнтности) (см. пр. 2.3) открытой (способной принимать ресурсы, копить и использовать их) (2.2) и подвижной (раскрепо¬щен¬ной для свободного обмена ресурсами между элементами системы) (2.1).

Чтобы быть свободным, то есть, иметь возможность быть предприимчивым, принимать решения (3.2) в своих интересах (знать, понимать чего я хочу) (3.3), необходимо желать этого (выбор должен быть мотивирован осознанием внутренней личной потребности, а не внешней необходимостью) (3.1). Внутренние потребности могут быть связаны с внешними условиями, но не должны зависеть только от них.

Принципы психологической гибкости:

Начнем с отношения менеджера к актуальной ситуации, к внешней среде.

1. Принципы ВКЛЮЧЁННОСТИ .

Следующие принципы определяют отношение менеджера к самому себе:

2. Принципы РЕСУРСНОСТИ .

2.1 Раскрепощённость .
2.2 Опыт утилизации .
2.3 Конгруэнтность.

И наконец принципы отношения менеджера к своей устремлённости:

3. Принципы СВОБОДЫ.

3.2 Выбор лучше его отсутствия.
Я вместо мы, они.
Я кто вместо я какой.
Я могу вместо должен.
Я делаю, сделаю вместо делаю сь , делают ся , сделают ся .
Я имею вместо у меня есть.
Я не хочу, не буду вместо не могу .

3.3 Позитивная целеустремленность.


Формы гибкого управления

Личностная психологическая гибкость менеджера, о которой говорилось выше, является основой для формирования моделей гибкого управления. Она предполагает различные варианты организационной гибкости, представляющие собой структурную гибкость, функциональную, целевую, тактическую, стратегическую, стилистическую и их сочетание.

Внешняя структурная гибкость – обеспечение баланса численности персонала в зависимости от потребностей производства. Выделяют два вида:
- изменение общей численности персонала организации на основе краткосрочных договоров, коллективных увольнений (стратегические штатные изменения);
- изменение численности персонала на объектах в зависимости от значимости задачи, сложности деятельности (оперативные штатные изменения).


Внутренняя структурная гибкость – достигается путём разработки и применения нестандартных графиков работы: неполного рабочего времени, установление длительных перерывов, использование их для обучения, ремонта и т.п., сверхурочные работы.

Гибкая оплата – когда размеры варьируются администрацией с учётом объёма производства, себестоимости продукции, уровня цен, уровня безработицы и др.

Стратегическая гибкость – способность корректировать стратегические цели, изменять основные направления развития производства в зависимости от особенностей спроса и возможностей организации.

Каждый из нас рождается гибким, способным развиваться в любом направлении, овладевать любыми знаниями и умениями оптимальной деятельности в разных ситуациях. Однако в процессе жизни, социализации нас ограничивают социальными стереотипами, установками, условностями, намереваясь загнать в рамки определённых однозначных убеждений, снижая нашу способность эффективно действовать в пределах своих желаний и возможностей.

Читайте также: