Как правильно оформить дополнение к инструкции по охране труда

Обновлено: 18.05.2024

Регламент проведения обучения по безопасности на предприятии и проверки полученных навыков работниками предприятия утвержден постановлением Минтруда и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29.

В документе предусмотрена необходимость проверки теории требований ОТ и использование их на практике для рабочих профессий. Ее осуществляют руководители отделов в рамках требований и норм утвержденной инструкций по охране труда, если требуется пересмотр данных актов, то проводится он на основании приказа.

В каких случаях проводится пересмотр инструкций по охране труда?

Внеочередная проверка знаний норм безопасности проводится вне зависимости от даты проведения предыдущей процедуры в следующих случаях:

  • изменение отраслевых и межотраслевых правил охраны труда;
  • внесение поправок в действующие условия труда работников;
  • внедрение новых технологий на производство, закупка нового оборудования;
  • фиксирование несчастного случая или профессионального заболевания у специалистов компании;
  • направление предписания государственного органа по контролированию прав трудоспособных граждан.

Пересмотр ранее утвержденной инструкции по охране труда необходимо осуществить сразу после возникновения обстоятельств для предотвращения нежелательных событий в будущем.

При досрочных изменениях локальных актов предприятия следует предпринять важные мероприятия:

  • пересмотр перечня профессий, требующих изменений;
  • разработка новых инструкций, отправка недействующей редакции в архив;
  • пересмотр регламента на предмет смены оборудования, режима труда и отдыха специалистов;
  • внесение изменений в документацию и их согласование с профсоюзной организацией;
  • ознакомление с поправками всего персонала компании под роспись;
  • оформление журнала учета инструкций по охране труда (внесение новой записи).

Если в досрочном пересмотре нет необходимости, то периодичность ее обновления составляет 1 раз в 5 лет. В каждом случае необходимо приложить максимум усилий и исключить формальный подход к мероприятию, и утвердить действительно рабочий документ.

Новые нормы 2021 года внесли изменения в 40 правил охраны труда. Сейчас все требования сведены в один регламент, нет необходимости ориентироваться на разные нормативно-правовые акты.

Типовые инструкции отменены для 14 видов деятельности, многие их них разрабатывались 2 или 3 десятка лет назад. Их актуальность исчезла в связи ростом технического прогресса, введением новых технологий, приемов.

Также претерпели изменения санитарные правила к условиям труда (новые нормы периодичности осуществления производственного контроля рабочих мест специалистов).

Как оформить приказ в связи с новыми правилами в 2021 году?

Когда решение о необходимости переиздания инструкции сотрудником по ОТ принято, составляется перечень актов, подлежащих пересмотру. Этот список является приложением к соответствующему приказу.

Приказ составляется по общим требованиям делопроизводства. Необходимо указать название распоряжения, номер и дату издания.

В преамбуле прописывается нормативный акт для конкретного вида деятельности, издание которого привели к изменениям действующих норм.

В приказе указываются ответственные лица: руководитель подразделения и специалист по охране труда.

В текстовой части документа фиксируется необходимость пересмотра.

Далее приказ передается для согласования в представительный орган работников, такая процедура является обязательной при наличии этой структуры. Игнорирование данной нормы нарушает требования Трудового кодекса (ст.212), работодатель будет оштрафован по части 1 статьи 5.27.1 КоАП. Сумма ошибки равна 50-80 тысяч рублей.

Пройдя согласование, руководителю в течение 5 дней направляется протокол об успешном согласовании, а затем подписывается приказ. С распоряжением знакомят всех сотрудников. В левом верхнем углу проставляется реквизит о согласовании инструкции, в правом — гриф утверждения работодателем.

Выводы

Ранее работодатели стремились устранить риски в компании после возникновения опасности, все мероприятия были нацелены на недопущение травм в будущем. Изменения 2021 года направлены для достижения нулевого травматизма, об этой проблеме давно дискутируют, но на практике сложно реализуется.

Министерством труда составлены рекомендации о пересмотре инструкций каждые 5 лет. Их составляли еще в 2004 году, но динамично развивающееся законодательство в области ОТ указывает на необходимость пересмотра данного требования.

Так, к примеру, инструкция для электротехнического персонала по профессиям и видам работ нуждается а пересмотре 1 раз в 3 года. Для каждого предприятия необходимо установить периодичность такой процедуры в Положении о системе управления охраной труда.

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 29 октября 2021 года N 772н

В соответствии со статьей 211_2 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.3; 2021, N 27, ст.5139) и подпунктом 5.2.28 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст.3528; 2021, N 42, ст.7120),

2. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2022 г. и действует до 1 марта 2028 года.

в Министерстве юстиции

26 ноября 2021 года,

регистрационный N 66015

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 29 октября 2021 года N 772н

Основные требования к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем

I. Общие положения

1. Правила и инструкции по охране труда разрабатываются работодателем в целях обеспечения безопасности труда и сохранения жизни и здоровья работников при выполнении ими своих трудовых обязанностей.

2. Работодатель в зависимости от специфики своей деятельности и исходя из оценки уровней профессиональных рисков вправе устанавливать в правилах и инструкциях по охране труда дополнительные требования безопасности, не противоречащие государственным нормативным требованиям охраны труда.

3. Утверждение правил (стандартов) и инструкций по охране труда для работников производится работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (при наличии) в порядке, предусмотренном статьей 372 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.3; 2006, N 27, ст.2878).

4. Перечень правил (стандартов) и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем, определяет работодатель в соответствии со спецификой своей деятельности. Правила (стандарты) по охране труда должны содержать требования по обеспечению безопасности труда и контролю при организации работ работодателем (уполномоченным им лицом). Инструкции по охране труда должны содержать требования по безопасному выполнению работ работником (исполнителем).

5. Правила (стандарты) и инструкции по охране труда должны поддерживаться в актуальном состоянии и соответствовать производственным процессам работодателя, организационным или структурным изменениям.

II. Требования к порядку разработки и содержанию правил по охране труда

6. Правила по охране труда (далее - Правила) могут быть разработаны работодателем как стандарт организации либо иной локальный нормативный акт, применяемый в системе нормативного регулирования работодателя.

7. Правила действуют в пределах данной организации и не должны противоречить федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, содержащим нормы трудового права.

8. Разработка Правил осуществляется работодателем на основе анализа состояния и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также результатов специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков.

9. Правила включают следующие главы:

а) общие требования;

б) требования охраны труда работников при организации и проведении работ;

в) требования, предъявляемые к производственным помещениям и производственным площадкам (для процессов, выполняемых вне производственных помещений), в целях обеспечения охраны труда работников;

г) требования, предъявляемые к оборудованию, его размещению и организации рабочих мест в целях обеспечения охраны труда работников;

д) требования, предъявляемые к хранению и транспортировке исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства в целях обеспечения охраны труда работников.

10. В главу "Общие требования" включаются:

а) определение сферы действия Правил;

б) описание вредных и (или) опасных производственных факторов, профессиональных рисков и опасностей, характерных для сферы действия Правил.

11. В главу "Требования охраны труда работников при организации и проведении работ" включаются:

а) требования охраны труда, предъявляемые к работникам;

б) требования по проведению технико-технологических и организационных мероприятий, в том числе при назначении должностных лиц, ответственных за организацию, выполнение, контроль выполнения соответствующих мероприятий;

в) требования при организации работ по наряду-допуску (при наличии);

г) меры, исключающие непосредственный контакт работников в процессе труда с исходными материалами, заготовками, полуфабрикатами, готовой продукцией и отходами производства, оказывающими на них опасное или вредное воздействие, с указанием опасностей и связанных с ними профессиональных рисков, возможного причинения вреда здоровью работника и перечня конкретных мер, направленных на защиту работников от определенных опасностей;

д) способы контроля и управления, обеспечивающие защиту работников, отключение или блокировку оборудования;

е) способы своевременного уведомления о возникновении вредных и (или) опасных производственных факторов, реализации профессиональных рисков при проведении работ;

ж) меры по защите работников, реализация которых необходима при возникновении аварийных ситуаций.

12. В главу "Требования, предъявляемые к производственным помещениям и производственным площадкам (при наличии процессов, выполняемых вне производственных помещений), в целях обеспечения охраны труда работников" включаются положения, связанные с соответствием производственных помещений и площадок безопасному выполнению работ, в том числе:

а) запрет на загромождение проходов и проездов проезды внутри зданий (сооружений), производственных помещений (производственных площадок) для обеспечения безопасного передвижения работников и проезда транспортных средств;

б) содержание переходов, лестниц, площадок и перил к ним в исправном состоянии и чистоте, а расположенных на открытом воздухе - очищенными в зимнее время от снега и льда, обработанными противогололедными средствами;

в) наличие действующей общеобменной вентиляции, а на стационарных рабочих местах - местной вентиляции;

г) наличие необходимого освещения, в том числе сигнального в ночное время;

д) иные требования, по усмотрению работодателя, необходимые для безопасного выполнения работ и предусмотренные государственными нормативными требованиями охраны труда.

13. В главу "Требования, предъявляемые к оборудованию, его размещению и организации рабочих мест, в целях обеспечения охраны труда работников" включаются:

а) требования, предъявляемые к оборудованию, отдельным его группам и видам, коммуникациям, их размещению;

б) требования к наличию ограждений, сигнальных устройств и предупреждающих и предписывающих плакатов (знаков);

в) требования к применению средств индивидуальной защиты работников, методов и средств коллективной защиты работников;

г) мероприятия по обеспечению безопасности труда при организации работ на опасном технологическом оборудовании.

14. В случае осуществления соответствующего вида деятельности в главу "Требования, предъявляемые к хранению и транспортировке исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства, в целях обеспечения охраны труда работников" включаются:

а) особенности исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства, рациональные способы их хранения;

б) требования, предъявляемые к механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ, влияющие на обеспечение охраны труда работников;

в) меры по удалению опасных и вредных веществ и материалов из рабочей зоны;

г) меры по удалению и обезвреживанию отходов производства, являющихся источниками вредных и (или) опасных производственных факторов.

15. Правила должны иметь лист согласования, который подписывается разработчиком (представителями участников разработки), руководителем юридической службы работодателя (при наличии), руководителем службы охраны труда (при его отсутствии - лицом, выполняющим функции специалиста по охране труда), лицом, ответственным за разработку Правил.

Работодатель вправе расширить круг лиц, согласующих разработанные Правила.

В случае использования работодателем системы электронного документооборота лист согласования подписывается с учетом настроек маршрута согласования.

16. Правила утверждаются работодателем (руководителем организации) или уполномоченным им лицом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии).

17. При необходимости Правила могут содержать требования или ссылку на требования стандартов безопасности труда, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, устанавливающих требования к факторам рабочей среды и трудового процесса, правил и норм безопасности, нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.

III. Требования к порядку разработки и содержанию инструкций по охране труда

18. Инструкция по охране труда для работника разрабатывается исходя из его должности или профессии, направления трудовой деятельности или вида выполняемой работы.

19. Разработка инструкций по охране труда работодателем осуществляется на основе установленных государственных нормативных требований охраны труда и требований разработанных работодателем правил (при наличии), а также на основе:

а) анализа трудовой функции работников по профессии, должности, виду и составу выполняемой работы, для которых разрабатывается инструкция по охране труда;

б) результатов специальной оценки условий труда на конкретных рабочих местах для соответствующей должности, профессии, в том числе определения вредных производственных факторов, характерных для работ, выполняемых работниками соответствующей должности, профессии;

в) анализа требований соответствующих профессиональных стандартов;

г) определения профессиональных рисков и опасностей, характерных для работ, выполняемых работниками соответствующей должности, профессии;

д) анализа результатов расследования несчастных случаев, а также типичных причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для соответствующих должностей, профессий, видов работ;

е) определения безопасных методов и приемов выполнения трудовых функций и работ.

20. Инструкция по охране труда для работника учитывает требования безопасности, изложенные в эксплуатационной и ремонтной документации организаций - изготовителей оборудования, а также в технологической документации организации с учетом конкретных условий производства, применительно к должности, профессии работника или виду выполняемой работы.

21. Инструкция по охране труда должна содержать:

а) общие требования охраны труда;

б) требования охраны труда перед началом работы;

в) требования охраны труда во время работы;

г) требования охраны труда в аварийных ситуациях;

д) требования охраны труда по окончании работы.

22. В разделе "Общие требования охраны труда" необходимо отражать:

а) указания о необходимости соблюдения правил внутреннего трудового распорядка;

б) требования по выполнению режима рабочего времени и времени отдыха при выполнении соответствующих работ;

в) перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, которые могут воздействовать на работника в процессе работы, а также перечень профессиональных рисков и опасностей;

г) перечень специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, выдаваемых работникам в соответствии с установленными государственными нормативными требованиями охраны труда, или ссылку на локальный нормативный акт;

д) порядок уведомления о случаях травмирования работника и неисправности оборудования, приспособлений и инструмента (или ссылку на локальный нормативный акт);

е) правила личной гигиены и эпидемиологические нормы, которые должен знать и соблюдать работник при выполнении работы.

С 28 июня 2020 г. меняется порядок разработки и принятия ЛПА, содержащих требования по охране труда, в виде инструкций по охране труда (ИОТ). Соответствующие изменения вносятся в Инструкцию N 176 постановлением N 44. Рассмотрим основные из них.

О подготовительных работах

Скорректирован перечень подготовительных работ, которые предшествуют разработке ИОТ.

В частности, дополнено, что анализ результатов аттестации рабочих мест по условиям труда проводится в случае, если ее проведение предусмотрено требованиями НПА .

Кроме того, из списка подготовительных работ исключен анализ паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда. Напомним, что данную процедуру не будет предусматривать и Закон об охране труда, изменения в который вступят в силу с 28.06.2020.

О содержании ИОТ

В перечне глав, которые должна содержать ИОТ, и их названиях изменений не произошло. Названия глав указаны в п. 31 Инструкции N 176 в новой редакции. Вместе с тем скорректированы сведения, которые должны содержаться в отдельных главах ИОТ:

О подписании, согласовании и утверждении ИОТ

По-прежнему проект ИОТ должен быть :

— подписан руководителем структурного подразделения;

— согласован с рядом лиц (органов);

— утвержден руководителем организации или его заместителем, ответственным за организацию охраны труда в организации.

Инструкция N 176 в новой редакции включает в себя более подробное описание правил делопроизводства для подписи, согласования и утверждения, которыми нужно руководствоваться при оформлении ИОТ:

2. Отметку о согласовании профсоюз (при его наличии) проставляет в левом верхнем углу первого листа ИОТ. Данная отметка содержит :

— дату и регистрационный номер протокола заседания руководящего органа профсоюза.

3. Гриф утверждения располагается в правом верхнем углу первого листа ИОТ. В нем указываются :

— должность служащего, подпись, инициалы и фамилия утвердившего ИОТ или вид утверждающего ЛПА с прописной буквы в именительном падеже;

— дата утверждения или принятия ЛПА, утверждающего ИОТ, и его регистрационный номер.

О типовых и временных ИОТ

Произойдут изменения и в порядке применения в организациях типовых ИОТ. В настоящее время типовыми ИОТ руководствуются работодатели, которые не наделены правом принятия ЛПА . Например, ИП. Инструкция N 176 в новой редакции позволит применять соответствующие типовые ИОТ и иным работодателям, если у них отсутствует специфика профессий рабочих и (или) видов работ (услуг).

Исключена обязанность согласовывать и утверждать типовые ИОТ, используемые в организации .

Из Инструкции N 176 в новой редакции исключаются положения о временных ИОТ. Напомним, что в настоящее время они применяются в некоторых случаях при работе на объектах строительства .

О журнале выдачи ИОТ

По-прежнему утвержденные ИОТ будут подлежать регистрации, а затем выдаваться руководителям структурных подразделений и иным должностным лицам. Такая выдача ИОТ, как и сейчас, будет регистрироваться в журнале учета выдачи инструкций по охране труда. При этом организациям будет необязательно использовать определенную форму журнала. Иными словами, форма журнала учета выдачи инструкций по охране труда, размещенная в приложении 3 к Инструкции N 176 в действующей редакции, станет рекомендательной, организации могут использовать ее в качестве примера при разработке собственной формы. Вместе с тем закреплен перечень сведений, которые фиксируются в журнале. К ним относятся :

— дата выдачи ИОТ;

— название ИОТ и ее регистрационный индекс (номер);

— структурное подразделение (работники), получившее ИОТ, с указанием должности служащего (профессии рабочего), инициалов и фамилии получателя;

— количество выданных ИОТ.

При получении на руки ИОТ получатель должен проставить в журнале свою подпись.

Об актуализации ИОТ

ИОТ, как и в настоящее время, будет подлежать актуализации. Инструкция N 176 в новой редакции четко определяет, какие действия включает в себя процесс актуализации :

— анализ НПА, в том числе ТНПА, содержащих требования по охране труда, которые были приняты или изменялись за период, прошедший после утверждения ИОТ;

— мониторинг условий труда на рабочем месте работника;

— решение вопроса о необходимости изменения ИОТ;

— пересмотр ИОТ. Срок проведения пересмотра ИОТ остался прежним — не реже одного раза в пять лет, а ИОТ для профессий рабочих и работ, связанных с повышенной опасностью, — не реже одного раза в три года .

Уточнено, что актуализацию проводит руководитель структурного подразделения (разработчик) с участием службы охраны труда (специалиста по охране труда или уполномоченного нанимателем должностного лица, на которое возложены соответствующие обязанности по охране труда) либо юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), аккредитованных на оказание услуг в области охраны труда, и профсоюзов (при их наличии) .

На заметку
С 28 июня 2020 г. также вносятся корректировки:
— в Типовое положение о службе охраны труда организации. В частности, дополняется, что структура и численность службы охраны труда устанавливаются в том числе в зависимости от удаленности структурных подразделений друг от друга;
— Инструкцию о порядке планирования и разработки мероприятий по охране труда. В частности, из плана мероприятий по охране труда исключается паспортизация санитарно-технического состояния условий и охраны труда.
Изменения в вышеназванные НПА вносятся в связи со вступлением с этой же даты в силу изменений в Закон об охране труда.

Читайте этот материал в ilex >>
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex


Вниманию работодателей: новые требования Минтруда к порядку разработки и содержанию правил (стандартов) и инструкций по охране труда

В настоящее время проводится общественное обсуждение Проекта документа и его независимая антикоррупционная экспертиза.

В соответствии со статьей 2112Трудового Кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2021, №_ ‎ст._) и подпунктом 5.2.16(6) пункта 5.2 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 26, ст. 3528; 2014, № 32, ст. 4499; 2021, № , ст. )

1. Утвердить требования к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем.

2. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2022 г. и действует до 1 марта 2028 года.






ТРЕБОВАНИЯ К ПОРЯДКУ РАЗРАБОТКИ И СОДЕРЖАНИЮ ПРАВИЛ (СТАНДАРТОВ) И ИНСТРУКЦИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА, РАЗРАБАТЫВАЕМЫХ РАБОТОДАТЕЛЕМ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Правила (стандарты) и инструкции по охране труда разрабатываются работодателем в целях обеспечения безопасности и сохранения здоровья работников при выполнении ими своих трудовых обязанностей.

2. Работодатель в зависимости от специфики своей деятельности и исходя из оценки уровней профессиональных рисков вправе:

1) устанавливать в локальных нормативных актах работодателя, в том числе в правилах (стандартах) и инструкциях по охране труда дополнительные требования безопасности, не противоречащие государственным нормативным требованиям;

2) при отсутствии обязательных требований по охране труда по отдельным видам или условиям работ в нормативно правовых актах Российской Федерации устанавливать в правилах (стандартах) и инструкциях по охране труда, разрабатываемых работодателем, необходимые требования охраны труда.

3. Работодатель при разработке и утверждении правил (стандартов) и инструкций по охране труда для работников обязан обеспечить учет изложенного в письменном виде мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии).

4. Перечень правил (стандартов) и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем, определяет работодатель, в соответствии со спецификой своей деятельности.

5. Правила (стандарты) и инструкции по охране труда являются частью документированной информации системы управления охраной труда работодателя и должны поддерживаться в актуальном состоянии. В тех случаях, когда законодательством допустимо отсутствие системы управления охраной труда в организации, требования в правилах (стандартах) и инструкциях по охране труда дает возможность работодателю минимизировать уровень профессиональных рисков, создавать безопасные рабочие места, предотвращать связанные с работой травмы и ухудшение состояния здоровья работников, формировать культуру безопасного труда, тем самым обеспечивая для работников безопасную и благополучную рабочую среду.

6. В разрабатываемых работодателем правилах (стандартах) и инструкциях по охране труда должны использоваться термины, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере охраны труда.

7. В тексте правил (стандартов) и инструкций по охране труда должно быть исключено дублирование (цитирование) других нормативных правовых актов, а также локальных нормативных актов работодателя.




9. Правила по охране труда (далее — Правила) могут быть разработаны работодателем в формате стандарта организации.

10. Правила должны:

1) не противоречить федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации;

2) не дублировать требования федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;

3) не содержать норм, которые могут ухудшить положение работников;

4) действовать в пределах только данной организации.

11. Разработка Правил осуществляется работодателем на основе исследований состояния и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, и результатов специальной оценки условий труда, производственного контроля.

12. В Правила работодателю рекомендуется включать следующие главы:
1) общие требования;
2) требования охраны труда работников при организации и проведении работ;
3) требования, предъявляемые к производственным помещениям и производственным площадкам (для процессов, выполняемых вне производственных помещений), для обеспечения охраны труда работников;
4) требования, предъявляемые к оборудованию, его размещению и организации рабочих мест, для обеспечения охраны труда работников;
5) требования, предъявляемые к хранению и транспортировке исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства, для обеспечения охраны труда работников.

1) определение сферы действия Правил;

2) описание опасных и вредных производственных факторов, профессиональных рисков и опасностей, характерных для сферы действия Правил.

1) требования охраны труда, предъявляемые к работникам;

2) требования по проведению технико-технологических и организационных мероприятий, в том числе при назначении должностных лиц, ответственным за организацию, выполнение, контроль выполнения соответствующих мероприятий;

3) требования при организации работ по наряду-допуску;

4) меры, исключающие непосредственный контакт работников в процессе труда с исходными материалами, заготовками, полуфабрикатами, готовой продукцией и отходами производства, оказывающими на них опасное или вредное воздействие, с указанием опасностей, возможного причинения вреда здоровью работника и перечня конкретных мер, направленных на защиту работников от конкретных опасностей;

5) способы контроля и управления, обеспечивающие защиту работников, отключение или блокировку оборудования;

6) способы своевременного уведомления о возникновении опасных и вредных производственных факторов, реализации профессиональных рисков при проведении работ;

7) меры по защите работников, возникающих в аварийных случаях.

1) требования, предъявляемые к оборудованию, отдельным его группам и видам, коммуникациям, их размещению;

2) требования к наличию ограждений, сигнальных устройств и предупреждающих и предписывающих плакатов (знаков);

3) требования к применению средств индивидуальной защиты работников, методов и средств коллективной защиты работников;

4) методы и приемы безопасной работы на опасном технологическом оборудовании.

1) особенности исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства, рациональные способы их хранения;

2) требования, предъявляемые к механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ, влияющих на обеспечение охраны труда работников;

3) меры по удалению опасных и вредных веществ и материалов из рабочей зоны;

4) меры по удалению и обезвреживанию отходов производства, являющихся источниками опасных и вредных производственных факторов.

18. Приказом работодателя из числа работников организации назначается должностное лицо, ответственное за разработку правил, и разработчики правил из числа работников организации, в том числе специалистов по охране труда (службы охраны труда), руководителей структурных подразделений, в которых выполняются виды работ, в отношении которых разрабатываются Правила, представители работников, непосредственно участвующих в выполнении этих видов работ, иные заинтересованные стороны (подрядные организации, поставщики, производители оборудования).

19. По решению работодателя допускается разработка Правил сторонней организацией или иными физическими лицами. Приемка работ в этом случае проводится при участии лица, ответственного за разработку Правил.

20. Правила должны иметь лист согласования, который подписывается разработчиком (представителями участников разработки), руководителем юридической службы предприятия (при наличии), руководителем службы охраны труда (при наличии), лицом, ответственным за разработку Правил.

21. Правила утверждаются работодателем (руководителем организации).

22. Правила при необходимости могут содержать требования или ссылку на требования стандартов безопасности труда, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, устанавливающих требования к факторам рабочей среды и трудового процесса, правил и норм безопасности и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, утвержденных уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

23. Правила пересматриваются при изменении государственных нормативных требований, производственных процессов работодателя.

24. Работодатель обязан под роспись ознакомить и проверить знание требований по охране труда, содержащихся в разработанных и утвержденных Правилах, у работников организации, у которых трудовая деятельность непосредственно связанна со сферой данных Правил. Порядок проверки знания требований по охране труда, содержащихся в Правилах, устанавливает работодатель.

25. Инструкция по охране труда для работника разрабатывается исходя из его должности, профессии или вида выполняемой работы.

26. Разработка инструкций по охране труда работодателем осуществляется на основе установленных обязательных требований по охране труда в Российской Федерации, а также:

1) изучения вида работ, для которого инструкция по охране труда разрабатывается;
2) результатов специальной оценки условий труда на конкретных рабочих местах для соответствующей должности, профессии (вида работ), в том числе определения вредных производственных факторов, характерных для работ, выполняемых работниками соответствующей должности, профессии;
3) анализа требований соответствующих профессиональных стандартов;
4) определения профессиональных рисков и опасностей, характерных для работ, выполняемых работниками соответствующей должности, профессии;
5) анализа результатов расследования имевшихся несчастных случаев, а также типичных, наиболее вероятных причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для соответствующих должностей, профессий, видов работ;
6) определения безопасных методов и приемов выполнения работ.

27. Инструкция по охране труда для работника учитывает, но не должна дублировать требования безопасности, изложенные в эксплуатационной и ремонтной документации организаций-изготовителей оборудования, а также в технологической документации организации с учетом конкретных условий производства, применительно к должности, профессии работника или виду выполняемой работы.

28. Инструкция по охране труда должна содержать:

1) общие требования охраны труда;
2) требования охраны труда перед началом работы;
3) требования охраны труда во время работы;
4) требования охраны труда в аварийных ситуациях;
5) требования охраны труда по окончании работы.

1) указания о необходимости соблюдения правил внутреннего распорядка;
2) требования по выполнению режимов труда и отдыха при выполнении соответствующих работ;
3) перечень опасных и вредных производственных факторов, которые могут воздействовать на работника в процессе работы, а также перечень профессиональных рисков и опасностей;
4) перечень (ссылка на локальный нормативный документ работодателя) специальной одежды, специальной обуви и средств индивидуальной защиты, выдаваемых работникам в соответствии с установленными правилами и нормами;
5) порядок уведомления администрации о случаях травмирования работника и неисправности оборудования, приспособлений и инструмента;
6) правила личной гигиены, которые должен знать и соблюдать работник при выполнении работы.

1) порядок подготовки рабочего места;
2) порядок проверки исходных материалов (заготовки, полуфабрикаты);
3) порядок осмотра средств индивидуальной защиты до использования;
4) порядок проверки исправности оборудования, приспособлений и инструмента, ограждений, сигнализации, блокировочных и других устройств, защитного заземления, вентиляции, местного освещения, наличия предупреждающих и предписывающих плакатов (знаков).

1) способы и приемы безопасного выполнения работ, использования оборудования, транспортных средств, грузоподъемных механизмов, приспособлений и инструментов;
2) требования безопасного обращения с исходными материалами (сырье, заготовки, полуфабрикаты);
3) указания по безопасному содержанию рабочего места;
4) действия, направленные на предотвращение аварийных ситуаций;
5) требования, предъявляемые к правильному использованию (применению) средств индивидуальной защиты работников.

1) перечень основных возможных аварий и аварийных ситуаций и причины, их вызывающие;
2) действия работников при возникновении аварий и аварийных ситуаций;
3) действия по оказанию первой помощи пострадавшим при травмировании, отравлении и других повреждениях здоровья.

1) порядок приема и передачи смены в случае непрерывного технологического процесса и работы оборудования;
2) порядок отключения, остановки, разборки, очистки и смазки оборудования, приспособлений, машин, механизмов и аппаратуры;
3) порядок осмотра средств индивидуальной защиты после использования;
4) порядок уборки отходов, полученных в ходе производственной деятельности;
5) требования соблюдения личной гигиены;
6) порядок извещения руководителя работ о недостатках, влияющих на безопасность труда, обнаруженных во время работы.

34. Для вводимых в действие новых и реконструированных производств допускается разработка временных инструкций по охране труда для работников.

35. Временные инструкции по охране труда для работников обеспечивают безопасное ведение технологических процессов (работ) и безопасную эксплуатацию оборудования. Они разрабатываются на срок до приемки указанных производств в эксплуатацию.

36. Разработчик инструкций по охране труда назначается приказом работодателя.

37. Инструкции по охране труда утверждаются работодателем (руководителем организации).

38. Пересмотр инструкций по охране труда для работников организует работодатель. Пересмотр инструкций должен производиться не реже одного раза в 5 лет.

39. Инструкции по охране труда для работников могут досрочно пересматриваться:

1) при изменении условий труда работников;
2) при внедрении новой техники и технологии;
3) по результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
4) по требованию представителей органов по труду субъектов Российской Федерации или органов федеральной инспекции труда.

40. Если в течение срока действия инструкции по охране труда для работника условия его труда не изменились, то ее действие продлевается еще на 5 лет.

41. Требования охраны труда, содержащиеся в соответствующих инструкциях по охране труда, доводятся до работника в виде распоряжений, указаний, инструктажа по охране труда.

42. Действующие инструкции по охране труда для работников структурного подразделения организации, а также перечень этих инструкций хранится у руководителя структурного подразделения.

43. Местонахождение инструкций по охране труда для работников рекомендуется определять руководителю структурного подразделения организации с учетом обеспечения доступности и удобства ознакомления с ними.

44. Инструкции по охране труда для работников могут быть выданы им на руки для изучения при инструктаже по охране труда на рабочем месте либо вывешены на рабочих местах или участках, либо хранятся в ином месте, доступном для работников.




ОБСУЖДЕНИЕ ПРОЕКТА ДОКУМЕНТА




Приказ о замене инструкций по охране труда

Инструкция по охране труда представляет собой важнейший документ организации, включающий в себя требования, соблюдение которых позволяет обеспечить безопасность выполнения работы в имеющихся условиях. Изменение нормативно-правовых актов в области охраны труда, утверждение новых ГОСТов неизменно влечет за собой пересмотр действующей на предприятии инструкции. Поскольку законодательство меняется довольно часто, рассмотрим подробнее, как грамотно оформить приказ о замене инструкций по охране труда.

Когда нужен приказ о замене инструкции по ОТ?

В российском законодательстве отсутствуют нормы, регламентирующие периодическое переиздание инструкций по ОТ и прочих локальных актов. Однако по мере необходимости руководству все же может потребоваться замена инструкции по охране труда на новый документ. В частности, издание приказа о замене инструкции по ОТ требуется в ряде случаев.

Изменения в законодательстве

Пересмотр инструкции, а следовательно, и издание соответствующего приказа требуется, если были введены поправки нормативно-правовые акты, приняты новые законы, которые изменили условия и требования к организации безопасности персонала.

Например:

В 2019 году Приказом Минтруда № 512н был утвержден перечень работ, на которых нельзя трудиться женщинам. Согласно этому приказу, с июля 2019 года они, не могут выполнять обязанности во вредных и опасных условиях труда, если их работа включена в указанный список. Так, женщины не могут трудиться на химическом производстве и применении ртути и ее соединений, фосгена, хлорпикрина, поскольку эти вещества негативно влияют на репродуктивную функцию.

В 2020 году с утверждением Приказа Минтранса России № 440, ужесточились требования к оснащению ТС тахографами. Например, с принятием закона необходимо оснащать тахографами грузовики, если их максимальная масса более 3500 кг.

Кроме того, с 1 января 2021 года, вступили в силу 40 правил по охране труда (приказ Минтруда от 15.12.2020 № 902н), а действующие прежде, утратили силу. С перечнем нормативно-правовых актов, регламентирующих новые правила по охране труда в разных сферах деятельности можно ознакомиться в Письме Роструда № 57-ТЗ от 15.01.2021 года.

Перемены в производственном процессе

Перемены в производственном процессе

Замена инструкции и издание соответствующего приказа руководством требуется, если в организации произошла модернизация производства. Например, было заменено старое оборудование на новое оснащение, внедрены современные технологии, авторские разработки, новое сырье и прочее.

Поскольку в организации появляется новое для сотрудника оборудование и приборы, то соответственно, правила по ОТ также корректируются. Например, если в учебном заведении руководство закупило современные компьютеры, мультимедийный проектор и различную офисную технику. Если изменения глобальные, работодатель издает приказ о пересмотре инструкции по охране труда.

Также поводом для замены инструкции могут являться предложения рабочих профсоюзов и требования контролирующих органов, реорганизация компании, новые должностные обязанности сотрудника. В том числе инструкция меняется в связи с истечением срока или в связи с новыми правилами. При этом период действия документа прописывается в его содержании.

Сроки могут быть регламентированы отраслевыми НПА. Например, замена инструкции по ОТ, согласно Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей, должна происходить раз в три года, что предусмотрено приказом Минэнерго России г. № 6 от 13.01.2003 года.

Как оформить приказ о пересмотре инструкции по ОТ?

Как оформить приказ о пересмотре инструкции по ОТ

После того, как администрация организации, например, руководство в школе, сочтет необходимым заменить инструкцию по охране труда на новую, уполномоченный специалист должен будет составить перечень актов, которые утратят силу. Подобный лист изменений будет приложением к приказу.

Сам приказ по замене инструкции составляется в свободной форме, обычно на фирменном бланке предприятия, поскольку унифицированного формуляра в НПА нет.

Как правило, в распорядительный документ включает в себя следующие сведения:

Вам также будет интересно:

  • наименование документа и его реквизиты: дата и номер;
  • локальные нормативно-правовые акты, включающие требования по разработке и принятию новых инструкций;
  • основание для замены инструкции по ОТ;
  • обозначение должностей и видов работ, в отношении которых изменились требования к безопасности;
  • указание лиц, ответственных за разработку новой инструкции по охране труда;
  • лицо, отвечающее за оказание методической помощи при создании новой инструкции;
  • ознакомительные подписи должностных лиц, привлеченных к разработке новой инструкции;
  • подпись руководителя предприятия.

Следует отметить, что в случае замены инструкции по охране труда, то есть по сути принятия нового документа, приказ руководства предприятия должен не только утверждать новый документ, но и отменять прежнюю инструкцию.

Согласование с профсоюзом

При этом у профсоюза есть право обжаловать протокол в судебной инстанции или же в ГИТ.

Таким образом, при наличии оснований, руководитель организации может изменить инструкцию по охране труда. Для этого требуется разработать проект документа и согласовать его с профсоюзом работников, если таковой имеется. Также директор издает приказ о замене инструкции на новую.

Читайте также: