Компенсация иностранному работнику аренды жилья

Обновлено: 03.05.2024

Гражданин Российской Федерации

Основанием для начала административной процедуры является поступление в управление (учреждение), МФЦ заявления и документов, указанных в пункте 11 Регламента или пунктах 11 и 13 Регламента.

Основания для отказа/приостановления

Предоставление неполных и (или) недостоверных сведений

Под неполными сведениями понимается частичное непредоставление сведений, имеющих значение для определения права на возмещение расходов по найму жилья (за исключением сведений, указанных в строках (графах) заявления с альтернативным заполнением информации при отсутствии условий и случаев, которые предусмотрены в пояснениях к таким строкам (графам)). Под недостоверными сведениями понимается наличие в содержании представленных документов информации, не соответствующей действительности

Несоответствие категории заявителя требованиям, установленным пунктом 2 Регламента

Непредставление или неполное представление документов, прилагаемых к заявлению в обязательном порядке

Результатом предоставления государственной услуги является принятие решения о назначении компенсации расходов по найму жилья.

Результатом отказа в предоставлении государственной услуги является принятие решения об отказе в назначении компенсации расходов по найму жилья.

Количество:

Необязательный (может быть получен органом в рамках межведомственного информационного взаимодействия), Копия

Вариант предоставления:

Комментарий:

при наличии совместно проживающего супруга (супруги)

Документы, сведения о которых запрашиваются в рамках межведомственного взаимодействия, и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе

Документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета гражданина и членов его семьи

Количество:

Необязательный (может быть получен органом в рамках межведомственного информационного взаимодействия)

Вариант предоставления:

Комментарий:

Документы, сведения о которых запрашиваются в рамках межведомственного взаимодействия, и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе

Количество:

Вариант предоставления:

Комментарий:

Количество:

Вариант предоставления:

  • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги

Комментарий:

Прилагается к заявлению в обязательном порядке. договор найма жилого помещения с указанием: - фамилии, имени, отчества (без сокращений) наймодателя и нанимателя жилого помещения, а также членов семьи нанимателя, вселяемых совместно с ним в жилое помещение; - сведений о документе, удостоверяющем личность наймодателя (в случае если договор найма заключается с физическим лицом) и нанимателя жилого помещения; - местонахождения и реквизитов юридического лица, являющегося наймодателем (в случае если договор найма заключается с юридическим лицом); - размера платы за наем жилого помещения; - срока действия договора найма жилого помещения;

Количество:

Необязательный (может быть получен органом в рамках межведомственного информационного взаимодействия)

Вариант предоставления:

Комментарий:

в случаях осуществления супругом (супругой) заявителя ухода за проживающим с ним ребенком (детьми) в возрасте до трех лет, в случае осуществления ухода за проживающими с ним тремя и более несовершеннолетними детьми, а также в случае осуществления супругом (супругой) заявителя ухода за проживающим с ним ребенком (детьми) в возрасте от трех лет до поступления в первый класс общеобразовательной организации при наличии у ребенка заболевания, препятствующего посещению дошкольной образовательной организации

при наличии совместно проживающего ребенка (детей). Документы, сведения о которых запрашиваются в рамках межведомственного взаимодействия и которые заявитель вправе предоставить по собственной инициативе.

Количество:

Вариант предоставления:

  • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги

Комментарий:

предоставляется в случае если заявление подается представителем гражданина. К заявлению, направляемому в электронной форме, по желанию заявителя могут быть приложены документы, указанные в пунктах 11, 13 Регламента, в виде сканированных образов документов и (или) электронных документов.

Документ с указанием реквизитов счета наймодателя, открытого в российской кредитной организации (номер банковского счета наймодателя), и реквизитов российской кредитной организации (наименование и адрес российской кредитной организации, БИК и ИНН российской кредитной организации, номер корреспондентского счета российской кредитной организации)

Количество:

Вариант предоставления:

  • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
  • Предоставляется без возврата

Комментарий:

в случае, если заявителем выбран способ осуществления выплаты через российскую кредитную организацию.

Количество:

Вариант предоставления:

  • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги

Комментарий:

При личном приеме для установления личности заявителя (представителя заявителя) предъявляется паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заявителя (представителя заявителя). После установления личности заявителя (представителя заявителя) документы, указанные в настоящем пункте, подлежат возврату заявителю (представителю заявителя). При поступлении заявления в электронной форме, по почте сведения, содержащиеся в указанных документах, запрашиваются у соответствующих органов, в том числе посредством автоматизированной системы межведомственного электронного взаимодействия Тюменской области (СМЭВ).

Количество:

Необязательный (может быть получен органом в рамках межведомственного информационного взаимодействия)

Вариант предоставления:

Комментарий:

Отказ в предоставлении услуги/исполнении функции:

    Уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги

Способ получения:

Количество экземпляров:

Варианты предоставления:

Срок выдачи:

Описание:

Должностное лицо, ответственное за прием и регистрацию заявления и документов, после принятия соответствующего решения уведомляет заявителя о принятом решении по почте или в электронной форме (в случае подачи заявителем заявления и (или) документов (содержащихся в них сведений) в форме электронного документа) в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения.
Если должностному лицу, ответственному за прием и регистрацию документов, известен телефон заявителя, заявитель о принятом решении также уведомляется устно.
В уведомлении указывается причина отказа и возвращаются представленные документы.

В случае подачи заявления в письменной форме должностное лицо управления, учреждения готовит и направляет уведомление о принятом решении на электронный или на почтовый адрес, указанный в заявлении, в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения. На почтовый адрес заявителя уведомление направляется в случае отказа в предоставлении государственной услуги.

Положительный результат предоставления услуги/исполнения функции:

Способ получения:

Количество экземпляров:

Варианты предоставления:

Срок выдачи:

В случае подачи заявления в письменной форме должностное лицо управления, учреждения готовит и направляет уведомление о принятом решении на электронный или на почтовый адрес, указанный в заявлении, в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения. На почтовый адрес заявителя уведомление направляется в случае отказа в предоставлении государственной услуги.

Реестровый номер услуги

Дата создания в Региональном Реестре Государственных Услуг

Дата изменения в Региональном Реестре Государственных Услуг

Дата обновления на Региональном Портале Государственных Услуг

Жалоба подается заместителю Губернатора Тюменской области, координирующему и контролирующему деятельность Департамента на решения Департамента, в Департамент на решение руководителя управления, руководителю управления на действие (бездействие) должностного лица территориального управления, учреждения, заместителю Губернатора Тюменской области, начальнику главного правового управления Правительства Тюменской области на действие (бездействие) руководителя МФЦ, руководителю МФЦ на действие (бездействие) работников МФЦ.

Перечень нормативных правовых актов, регулирующих порядок досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) Департамента, а также его должностных лиц, государственных служащих, работников:

Прием и регистрация заявления о предоставлении государственной услуги и прилагаемых к нему документов

Основания для начала:

Основанием для начала административной процедуры является поступление в управление (учреждение), МФЦ заявления и документов, указанных в пункте 11 Регламента или пунктах 11 и 13 Регламента

Результат:

В день поступления заявления специалист управления (учреждения) регистрирует его в соответствующем журнале регистрации.

Порядок передачи результата оказания:

Заявление и документы, необходимые для предоставления государственной услуги, могут быть представлены заявителем:

б) посредством почтовой связи (за исключением МФЦ);

в) в форме электронного документа с использованием федерального или регионального портала.

Используется для межведомственного взаимодействия:

Критерии принятия решения для административной процедуры:

  • Отсутствие оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, предусмотренных в пункте 17 Регламента
  • Наличие хотя бы одного из оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, предусмотренных в пункте 17 Регламента

Рассмотрение заявления и представленных документов для установления права заявителя на получение государственной услуги и принятие решения о предоставлении или об отказе в предоставлении государственной услуги

Основания для начала:

Основанием для начала административной процедуры является регистрация заявления о предоставлении государственной услуги, поданного с приложением документов, указанных в пункте 11 Регламента или пунктах 11, 13 Регламента.

Результат:

Документ, полученный в качестве ответа на межведомственный запрос посредством СМЭВ Тюменской области и необходимый для предоставления государственной услуги, подлежит включению в личное дело заявителя.Должностное лицо управления ответственное за установление права заявителя на получение государственной услуги, в течение 2 рабочих дней со дня поступления полного комплекта документов (содержащихся в них сведений) осуществляет проверку документов на предмет их соответствия действующему законодательству.

Порядок передачи результата оказания:

По результатам рассмотрения заявления и документов (содержащихся в них сведений), указанных в пунктах 11, 13 или 42 Регламента, должностное лицо, ответственное за установление права заявителя на получение государственной услуги, в течение срока, указанного в пункте 51 Регламента, готовит проект решения о предоставлении государственной услуги или об отказе в предоставлении государственной услуги.
Решение принимается

б) об отказе в предоставлении государственной услуги (об отказе в назначении компенсации расходов по найму жилья).

Используется для межведомственного взаимодействия:

Критерии принятия решения для административной процедуры:

  • Отсутствие оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, предусмотренных в пункте 17 Регламента
  • Наличие хотя бы одного из оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, предусмотренных в пункте 17 Регламента

Предоставление государственной услуги путем осуществления действий, предусмотренных пунктом 6 Регламента

Основания для начала:

Основанием для начала административной процедуры является принятие решения о предоставлении государственной услуги.

Результат:

Компенсация расходов по найму жилья производится управлениями ежемесячно за текущий месяц, начиная с месяца подачи заявления. Первая выплата производится в течение месяца со дня принятия решения о назначении компенсации расходов по найму жилья.

Порядок передачи результата оказания:

Перечисление денежных средств осуществляется за счет средств областного бюджета через организации федеральной почтовой связи либо путем зачисления на счет наймодателя в кредитной организации.

Используется для межведомственного взаимодействия:

Критерии принятия решения для административной процедуры:

  • Отсутствие оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, предусмотренных в пункте 17 Регламента

Основания для начала:

Основанием для начала административной процедуры является принятие решения о предоставлении государственной услуги или об отказе в предоставлении государственной услуги.

Результат:

Порядок передачи результата оказания:

Используется для межведомственного взаимодействия:

Критерии принятия решения для административной процедуры:

  • Отсутствие оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, предусмотренных в пункте 17 Регламента
  • Наличие хотя бы одного из оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, предусмотренных в пункте 17 Регламента

Основания для начала:

Предоставление информации и обеспечение доступа заявителей к сведениям о государственной услуге осуществляется посредством федерального или регионального портала.

Результат:

Личный прием гражданина для предоставления документов (в подлинниках, в случае их утраты - в виде дубликатов, либо в копиях, заверенных в установленном законом порядке), указанных в пункте 11 Регламента (если к заявлению не прикреплены сканированные образы документов и (или) электронные документы либо прикрепленные файлы не открываются и не читаются), назначается в срок не позднее 3 рабочих дней со дня получения уведомления. Должностное лицо управления, учреждения при приеме указанных документов осуществляет их сканирование и возвращает заявителю, его представителю.

Порядок передачи результата оказания:

Используется для межведомственного взаимодействия:

Критерии принятия решения для административной процедуры:

Основания для начала:

Результат:

Информирование заявителей о порядке предоставления государственной услуги в МФЦ, о ходе выполнения запроса о предоставлении государственной услуги, по иным вопросам, связанным с предоставлением государственной услуги, а также консультирование заявителей о порядке предоставления государственной услуги в МФЦ осуществляется работниками МФЦ.
При личном приеме для установления личности заявителя или его представителя (в случае если заявление подается представителем заявителя) предъявляется паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заявителя или его представителя (в случае если заявление подается представителем заявителя). После установления личности заявителя (представителя заявителя) документы, указанные в настоящем пункте, подлежат возврату заявителю (представителю заявителя).

Порядок передачи результата оказания:

Заявление и документы, необходимые для получения государственной услуги, передаются МФЦ в управление в порядке и сроки, установленные соглашением о взаимодействии, заключенным между Департаментом и МФЦ.

Используется для межведомственного взаимодействия:

Критерии принятия решения для административной процедуры:

  • Отсутствие оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, предусмотренных в пункте 17 Регламента
  • Наличие хотя бы одного из оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, предусмотренных в пункте 17 Регламента

Порядок исправления допущенных опечаток и (или) ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах

Основания для начала:

Основанием начала выполнения административной процедуры является обращение заявителя об исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданном в результате предоставления государственной услуги документе.

Результат:

В случае выявления допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах должностное лицо управления осуществляет их исправление в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня регистрации обращения. Документ, содержащий опечатки и ошибки, подлежит исправлению путем составления и подписания нового документа.

Порядок передачи результата оказания:

В случае отсутствия опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах должностное лицо управления в срок, указанный в пункте 67 Регламента, осуществляет подготовку письменного ответа с информацией об отсутствии опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, а также обеспечивает подписание указанного письменного ответа руководителем управления.

Компания может нанять сотрудников, проживающих не только в другом городе, но даже в другой стране. В такой ситуации работодатель может самостоятельно обеспечить этих сотрудников квартирой для временного проживания.

Приобретение служебной квартиры

Иногда компании для обеспечения иногородних сотрудников жильем приобретают служебные квартиры. Такой подход имеет два существенных недостатка:

  1. организация, становясь собственником квартиры, должна учитывать этот объект как основное средство и, соответственно, платить с него налог на имущество. В данной ситуации возникает налоговая нагрузка работодателя;
  2. компания не сможет без налоговых рисков учесть стоимость купленного жилья при определении налога на прибыль. Как считает Минфин, служебная квартира — это не амортизируемое имущество, которое используется для извлечения дохода. Соответственно, по ней не учитываются амортизационные отчисления при налогообложении (Письма Минфина от 24.11.2014 г. № 03-03-06/2/59534, от 24.01.2019 г. №03-03-06/1/3843). Получается в данной ситуации работодатель несет существенные затраты в размере стоимости приобретаемой недвижимости, которые не вправе учесть при исчислении налога на прибыль.

Из-за этих недостатков предпочтительнее вариант с арендой жилого помещения. Причем работодатель может сам арендовать квартиру или же компенсировать работнику соответствующие арендные платежи.

Аренда квартиры для работника

Таким вариантом может быть ситуация, когда работодатель самостоятельно арендует квартиру иногороднему сотруднику. Арендные платежи компания имеет право отнести на прочие расходы (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ) или на расходы на оплату труда (п. 25 ст. 255 НК РФ).

Однако чиновники полагают, что списание арендных расходов по служебному жилью в составе прочих расходов невозможно, т.к. порядок учета этих затрат установлен ст. 255 НК РФ (Письмо Минфина от 30.09.2013 г. № 03-03-06/1/40369, Письмо ФНС от 28.02.2018 г. № ГД-4-11/3931@). Соответственно, официальная позиция чиновников такова, что учесть эти затраты можно только в размере не более 20% от начисленной за месяц зарплаты.

Чиновники ориентируются на ст. 131 ТК РФ, на основании которой установлено ограничение — зарплата в натуральной форме должна быть не больше 20% от общего размера зарплаты. Этот момент касается как предоставления жилья работникам, так и компенсации им затрат на проживание. Но есть существенная разница — в первом случае арендный договор заключает сам работодатель и оплачивает аренду, а во втором — договор заключает сотрудник и платит арендные платежи, а работодатель только возмещает расходы.

Данный порядок, по мнению чиновников, должен применяться и тогда, когда речь идет об аренде жилой недвижимости не только для иногородних, но и иностранных сотрудников.

По п. 4 ст. 255 НК РФ стоимость бесплатно предоставленных сотрудникам коммунальных услуг, питания, продуктов, бесплатного жилья или их компенсация включаются в расходы на оплату труда. При этом сторона, приглашающая иностранного работника, должна принять на себя обязательство по обеспечению его жильем (п. 3 Положения, регламентированного Постановлением Правительства от 24.03.2003 г. № 167).

Поэтому чиновники полагают, что на работодателя, пригласившего иностранного сотрудника, возлагается обязанность только по предоставлению, но не по оплате жилья. Соответственно, затраты на аренду жилой недвижимости для иностранцев можно списать в расходы только в размере установленного ограничения — 20% (Письма Минфина от 02.05.2012 г. № 03-03-06/1/216, от 19.03.2013 г. № 03-03-06/1/8392).

Однако такую позицию не разделяют судебные органы и соглашаются с налогоплательщиками. Ситуация спорная, но при судебном разбирательстве работодатель, включающий в расходы всю величину арендных платежей, имеет все шансы отстоять свою позицию. Когда работодатель не горит желанием конфликтовать с ИФНС и разбираться с ней в суде, он может относить на расходы платежи по аренде в пределах установленного ограничения в 20%.

Другой вариант — сотрудник самостоятельно арендует жилье и оплачивает его, а работодатель только возмещает ему понесенные расходы. В этой ситуации учет расходов производится аналогично первому варианту — учитывать затраты при налогообложении можно в пределах установленного ограничения в размере 20%. Судебная практика по данному вопросу также аналогична, как и при варианте, когда работодатель сам арендует жилье и относит понесенные затраты в расходы при налогообложении.

НДФЛ и страхвзносы

При предоставлении жилья сотруднику нужно учесть особенности по НДФЛ и страховым взносам.

Согласно мнению чиновников, оплата работодателем аренды жилья для своих работников, а также компенсация понесенных ими расходов по найму жилья подлежат обложению НДФЛ и страхвзносами (Письма Минфина от 12.02.2019 г. № 03-04-06/8405, от 19.03.2021 г. № 03-15-06/19723, Письмо ФНС от 10.01.2017 г. № БС-4-11/123@).

Но в такой ситуации можно поспорить, поскольку оплата жилья работникам непосредственно связана с выполнением ими трудовых обязанностей и носит компенсационный характер. Таким образом, арендные платежи не нужно включать в налогооблагаемую базу по НДФЛ.

Суд согласен с такой позицией, сославшись на ст. 169 ТК РФ (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.09.2013 г. № А19-2330/2013). В статье указано, что работодатель должен возместить сотруднику затраты по обустройству на новом месте жительства при переезде на работу в иную местность. Судебные органы признали, что оплата за проживание работника — это обустройство на новом месте, и при этом учел, что данный порядок определялся именно в трудовом договоре. На тот момент действовал п. 3 ст. 217 НК РФ, освобождавший от НДФЛ компенсационные выплаты. Поэтому суд согласился с мнением налогоплательщика.

Имеется и другое решение суда — Постановление ФАС Уральского округа от 08.06.2012 г. № Ф09-3304/12. В этой ситуации суд посчитал, что арендные платежи выплачены для выполнения иногородним сотрудником трудовых обязанностей. Без этого работник просто не смог бы выполнять свою работу, поскольку жил бы в другом месте. В связи с этим аренда жилья произведена прежде всего в интересах компании, а потому у сотрудника не возникло никакого дохода.

Важно! Если компания готова разбирать конфликты с ИФНС в суде, она вполне может не начислять НДФЛ и страхвзносы с арендной платы за жилье для проживания иногороднего сотрудника.

Для любого арендатора необходимо подготовить квартиру. Сделать косметический ремонт, нанять клининг, купить необходимую мебель, вывезти личные вещи. Проверьте исправность сантехники и электрики. Для сохранности имущества составьте опись всего, что есть в квартире.

Не стоит пренебрегать помощью специалистов, особенно в случае с иностранцами. Риелтор займётся поиском жильцов, а сервис долгосрочной аренды ещё и проконтролирует юридические аспекты, поможет застраховать квартиру и будет решать бытовые проблемы даже после заселения.

Если ваша недвижимость расположена в хорошем районе с транспортной доступностью, школами, магазинами, а в самом жилье чисто и красиво, есть все шансы получать неплохой доход от сдачи квартиры иностранцам. Главное – помнить, что договор с жильцом-иностранцем стоит заключать официально, не скрываясь от налоговой.

Сервис Аренда от Яндекс.Недвижимости берёт на себя всё. Собственник заключает договор и сразу начинает получать деньги, а Аренда ищет и проверяет жильцов. Ни дня простоя: в среднем жильцы находятся за 10 дней, а сервис возмещает до 1 месяца поиска арендаторов. Кликайте на блок, чтобы узнать подробнее о Яндекс.Аренде.

Когда арендатор издалека

Россия – очень большая, и, в отличие от большинства других стран, особые правила у нас действуют не только для гостей из других стран, но и из других регионов Российской Федерации.

В этом случае больших проблем возникнуть не должно, но стоит знать, что россияне могут находиться в месте проживания без постановки на учёт только 90 дней. После этого обязаны зарегистрироваться.

Как правило, делается это жильцом самостоятельно. Ему необходимо подать в Федеральную миграционную службу заявление, копию паспорта и договор найма жилья или заявление лица, предоставляющего помещение для проживания. От собственника потребуется подписать согласие, где он указывает, что не возражает против регистрации гражданина по месту пребывания. И у жильца будет новенький документ с двумя печатями.

Если сдавать квартиру именно иностранному гражданину, то стоит различать временно прибывших, временно проживающих и постоянно проживающих иностранных граждан.

С последней категорией никаких трудностей нет, потому что есть вид на жительство в РФ. У временно проживающих надо проверить разрешение.

А вот с временно пребывающими сложнее. К этой категории относится большинство трудовых мигрантов. Основание для нахождения на территории РФ – виза или миграционная карта, эти документы надо проверить с особой тщательностью, поскольку их часто подделывают или забывают выдать.

Документы иностранца

Иностранный гражданин должен предоставить паспорт и миграционную карту. Оба документа надо внимательно изучить, чтобы убедиться, что все они принадлежат одному человеку. А вот забирать их у гражданина ни в коем случае нельзя, это противоречит закону.

Особое внимание стоит обратить на отметки о пересечении границы и предполагаемый срок возвращения на родину: дата отбытия и дата окончания предоставления услуг должны совпадать.

Если временно пребывающий гражданин уже был поставлен на учёт, а потом решил сменить жильё, попросите отрывную часть уведомления о прибытии в РФ. Кроме того, иностранец должен заново встать на миграционный учёт уже по новому месту пребывания. Исправления, помарки и подчистки делают любой документ недействительным.

Обязанность зарегистрировать гражданина ложится на хозяина жилья. В течение суток с момента заселения собственник подаёт заявление в территориальные органы ФМС или через МФЦ. Для этой процедуры понадобится только паспорт, договор найма не нужен. Можно переложить эту обязанность даже на самого жильца, если оформить на него доверенность.

Чтобы обезопасить себя, собственнику стоит сделать ксерокопии всех документов, записать телефоны жильца и на всякий случай проверить, на самом ли деле существует организация, в которой тот работает. Собирайте чеки и квитанции по оплате: это универсальный совет, который действует и с иностранцами.

Для любого арендатора необходимо подготовить квартиру. Сделать косметический ремонт, нанять клининг, купить необходимую мебель, вывезти личные вещи. Проверьте исправность сантехники и электрики. Для сохранности имущества составьте опись всего, что есть в квартире.

Не стоит пренебрегать помощью специалистов, особенно в случае с иностранцами. Риелтор займётся поиском жильцов, а сервис долгосрочной аренды ещё и проконтролирует юридические аспекты, поможет застраховать квартиру и будет решать бытовые проблемы даже после заселения.

Если ваша недвижимость расположена в хорошем районе с транспортной доступностью, школами, магазинами, а в самом жилье чисто и красиво, есть все шансы получать неплохой доход от сдачи квартиры иностранцам. Главное – помнить, что договор с жильцом-иностранцем стоит заключать официально, не скрываясь от налоговой.

Сервис Аренда от Яндекс.Недвижимости берёт на себя всё. Собственник заключает договор и сразу начинает получать деньги, а Аренда ищет и проверяет жильцов. Ни дня простоя: в среднем жильцы находятся за 10 дней, а сервис возмещает до 1 месяца поиска арендаторов. Кликайте на блок, чтобы узнать подробнее о Яндекс.Аренде.

Когда арендатор издалека

Россия – очень большая, и, в отличие от большинства других стран, особые правила у нас действуют не только для гостей из других стран, но и из других регионов Российской Федерации.

В этом случае больших проблем возникнуть не должно, но стоит знать, что россияне могут находиться в месте проживания без постановки на учёт только 90 дней. После этого обязаны зарегистрироваться.

Как правило, делается это жильцом самостоятельно. Ему необходимо подать в Федеральную миграционную службу заявление, копию паспорта и договор найма жилья или заявление лица, предоставляющего помещение для проживания. От собственника потребуется подписать согласие, где он указывает, что не возражает против регистрации гражданина по месту пребывания. И у жильца будет новенький документ с двумя печатями.

Если сдавать квартиру именно иностранному гражданину, то стоит различать временно прибывших, временно проживающих и постоянно проживающих иностранных граждан.

С последней категорией никаких трудностей нет, потому что есть вид на жительство в РФ. У временно проживающих надо проверить разрешение.

А вот с временно пребывающими сложнее. К этой категории относится большинство трудовых мигрантов. Основание для нахождения на территории РФ – виза или миграционная карта, эти документы надо проверить с особой тщательностью, поскольку их часто подделывают или забывают выдать.

Документы иностранца

Иностранный гражданин должен предоставить паспорт и миграционную карту. Оба документа надо внимательно изучить, чтобы убедиться, что все они принадлежат одному человеку. А вот забирать их у гражданина ни в коем случае нельзя, это противоречит закону.

Особое внимание стоит обратить на отметки о пересечении границы и предполагаемый срок возвращения на родину: дата отбытия и дата окончания предоставления услуг должны совпадать.

Если временно пребывающий гражданин уже был поставлен на учёт, а потом решил сменить жильё, попросите отрывную часть уведомления о прибытии в РФ. Кроме того, иностранец должен заново встать на миграционный учёт уже по новому месту пребывания. Исправления, помарки и подчистки делают любой документ недействительным.

Обязанность зарегистрировать гражданина ложится на хозяина жилья. В течение суток с момента заселения собственник подаёт заявление в территориальные органы ФМС или через МФЦ. Для этой процедуры понадобится только паспорт, договор найма не нужен. Можно переложить эту обязанность даже на самого жильца, если оформить на него доверенность.

Чтобы обезопасить себя, собственнику стоит сделать ксерокопии всех документов, записать телефоны жильца и на всякий случай проверить, на самом ли деле существует организация, в которой тот работает. Собирайте чеки и квитанции по оплате: это универсальный совет, который действует и с иностранцами.

Читайте также: