Составление справки как прием работы с печатными источниками это

Обновлено: 17.05.2024

Письменные источники являются основными источниками в том случае, когда учащиеся работают над книгой, документом или газетой. В учебном процессе используются различные печатные тексты, но место и роль их в обучении истории неодинакова.

Учащиеся специальной (коррекционной) школы к 7 классу, в котором начинается изучение истории, уже имеют навыки объяснительного чтения, полученные в начальных классах (пе-' ресказ по частям, составление плана по картинкам, выяснение главной мысли текста, ответы на вопросы и т. д.). Эти навыки следует закреплять и при чтении исторических текстов со значительно усложненным смыслом и большим запасом слов.

В пояснительной записке к программе по истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида говорится:

План урока учитель составляет, исходя из программы и темы урока, подбирая разнообразные методы, в том числе и работу с текстом учебника непосредственно на уроке. Методические рекомендации Т.С. Голубевой и Л.С. Геллерштейна для учителей общеобразовательной школы, преподающих начальный курс истории, могут быть использованы и учителями истории специальных (коррекционных) школ [3. С. 15–20].

На одном из вводных уроков к курсу истории учитель должен познакомить школьников с учебником и научить работе с ним. Важно, чтобы ученики не только читали текст параграфа по изучаемой теме, но и использовали весь методический аппарат учебника: оглавление, наглядность, дополнительные тексты, вопросы и задания, исторический словарик.

Программа по истории ориентирует учителя на формирование у учащихся таких умений работы с учебной книгой, как умения:

§ пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;

§ пересказывать исторический материал с опорой на наглядность по заранее составленному плану;

§ соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;

§ –пересказывать содержание изучаемого материала близко к тексту [6. С. 91–92];

§ выделять главную мысль в отрывке исторической статьи;

§ оценивать ответ ученика, дополнить его, пользуясь учебником и картой [6. С. 94].

Приучая учащихся с первых уроков истории пользоваться учебником для получения знаний о прошлой и настоящей жизни людей, надо тщательно следить, чтобы ученик мог прочесть исторический текст с полным пониманием каждой мысли, каждого выражения. Чтению обязательно предшествует объяснение учителя, в котором он, пересказывая содержание статьи, определяет задачи данной части урока, ставит вопросы, ответить на которые поможет печатное слово, и разъясняет все непонятные слова и выражения, привлекая наглядные средства, делая записи на доске.

И отец и сын стали вместе читать:

«Родился я в подмосковной деревне, что стоит на высоком берегу Москвы-реки среди сосен и елей. Сразу за деревней начинались барские поля. На них работали мои отец и мать.

А бабушка прислуживала в барском доме. Часто и мне приходилось ей помогать.

Такой текст надо обязательно прочесть в классе, после рассказа учителя о сложившейся обстановке и содержании реформы в 1861 г., чтобы заинтересовать учащихся, заставить их задуматься над тем, что же будет с этой семьей.

Швед, русский – колет, рубит, режет.

Бой барабанный, крики, скрежет.

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть, и ад со всех сторон.

Такое сочетание работы с текстами различного характера (повествования и объяснения) облегчает учащимся специальной (коррекционной) школы усвоение исторического материала.

Кроме основного текста в учебной книге есть вспомогательный текст: подзаголовки, вопросы и задания к рассказам и для повторения темы, подписи под рисунками. Все эти тексты, выделенные особым шрифтом, требуют специального изучения учителем во время подготовки к уроку, они могут быть использованы для специальных заданий учащимся в ходе классной работы и для домашней работы.

Если учащиеся (особенно в начале изучения курса истории) не могут самостоятельно выполнить подобные задания, следует вместе с ними прочитать вопрос, найти в тексте фразу, где есть ответ, пересказать его, рассмотреть рисунок и т. д.

Словарная работа с опорой на учебник занимает большое место на уроке истории. Не только учитель объясняет новые термины-понятия, трудные слова и выражения, но и предлагает подобного рода задания учащимся для самостоятельной работы. Отсутствие запаса исторических терминов, затрудненность речевого выражения впечатлений требуют от детей внимательного чтения каждого нового слова, составления фраз с включением новых терминов. Словарная работа помогает добиться отчетливости представлений, является основой для коррекции речи.

Особое внимание следует обратить на подписи к иллюстрациям. Их следует использовать для объяснения иллюстраций, порой труднодоступных для самостоятельной работы школьников с нарушением интеллекта. В ходе урока под руководством учителя и после его объяснения учащиеся могут установить связь между текстом и изображением.

Возможно обращение к оглавлению и на текущих уроках и особенно на повторительно-обобщающих, чтобы уточнить хронологические рамки, основные отличия или черты эпохи.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.



Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Суть объяснительно-иллюстративного метода обучения состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Объяснительно-иллюстративный метод – один из наиболее экономных способов передачи информации. Однако при использовании этого метода обучения не в полной мере формируются умения и навыки использования полученных знаний.

Основные приемы обучения, которые использует учитель:

• работа с учебником;

• показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, картин, карт, зарисовок на доске и пр.

• демонстрация кинофильмов, диафильмов и др.

Традиционно эти приемы используются для передачи учебной информации. Рассмотрим их подробнее.

Рассказ – это форма изложения учебного материала, которая носит преимущественно описательный характер (сюжетный, иллюстративный, информационный).

Работа с книгой – это прием, позволяющий ученику под опосредованным руководством учителя самостоятельно организовать процесс познания. Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками. Основные из них:

конспектирование – краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного (конспектирование ведется от первого (от себя) или от третьего лица; конспектирование от первого лица лучше развивает самостоятельность мышления);

составление плана текста (план может быть простой и сложный. Для составления плана необходимо после прочтения текста разбить его на части и озаглавить каждую часть);

тезирование – краткое изложение основных мыслей прочтенного;

цитирование – использование фрагментов чужого текста в собственном тексте с сохранением точности высказывания и с указанием его автора;

дословная выдержка из текста (обязательно указываются выходные данные: автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница);

аннотирование – краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла;

рецензирование – написание краткого отзыва с выражением своего отношения о прочитанном;

составление справки – подбор сведений о чем-нибудь, полученных после поисков (справки бывают биографические, терминологические);

составление тематического тезауруса – создание упорядоченного комплекса базовых понятий по разделу, теме.

Беседа – форма овладения учащимися информацией в вопросно-ответном рассуждении, в диалоговом общении. В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному ученику (индивидуальная беседа) или учащимся всего класса (фронтальная беседа).

Лекция – это тоже один из приемов, который отличается от рассказа большей строгостью изложения, лекции читаются по наиболее общим, фундаментальным вопросам и по тому учебному материалу, которого, как правило, нет в соответствующих учебниках. Этот метод используется в основном в старших классах. Лекция, как и рассказ, может читаться с целью передать учащимся готовую информацию. Преимущество лекции заключается в возможности обеспечить законченность и целостность восприятия школьниками учебного материала в его логических взаимосвязях по теме в целом. Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи с применением блочного изучения нового учебного материала по темам или крупным разделам.

Школьная лекция может применяться также при повторении пройденного материала. Такие лекции называются обзорными. Проводятся они по одной или нескольким темам для обобщения и систематизации изученного материала.

Показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и пр., демонстрация кинофильмов, диафильмов используются с целью подкрепления информации, данной учителем, но могут быть использованы и с элементами проблемного обучения, могут носить творческий характер.

В современных условиях особое внимание уделяется применению такого средства наглядности, как персональный компьютер, который позволяет учащимся увидеть в динамике многие процессы, воспринимаемые прежде на основе текста учебника. Компьютер дает возможность моделировать определенные процессы и ситуации, выбирать из ряда возможных решений наиболее оптимальные по определенным критериям.

Репродуктивный метод

Репродуктивный характер мышления предполагает активное восприятие и запоминание сообщаемой учителем или другим источником учебной информации. Применение этого метода невозможно без объяснительно-иллюстративного метода, который является как бы его материальной основой.

При репродуктивном построении рассказа учитель в готовом виде формулирует факты, доказательства, определения понятий, акцентирует внимание на главном, которое необходимо усвоить особенно прочно.

Аналогичным образом строится лекция, в которой слушателям излагаются определенные научные сведения, делаются соответствующие записи на доске, фиксируемые слушателями в виде кратких конспектов.

Репродуктивно организованная беседа проводится таким образом, что учитель в ходе нее опирается на уже известные ученикам факты, на ранее полученные знания и не ставит задачи обсуждения каких-то гипотез, предположений.

Наглядность при репродуктивном методе обучения также применяется в целях более активного и прочного запоминания информации. Практические работы репродуктивного характера отличаются тем, что в ходе их ученики применяют по образцу ранее или только что усвоенные знания. Репродуктивные упражнения особенно эффективно содействуют отработке практических умений и навыков, так как превращение умения в навык требует неоднократных действий по образцу.

Особенно эффективно применяются репродуктивные методы в тех случаях, когда содержание учебного материала носит преимущественно информативный характер, является весьма сложным или принципиально новым для того, чтобы ученики могли осуществить самостоятельный поиск знаний.

В целом же репродуктивный метод обучения не позволяет в должной мере развивать мышление школьников, и особенно самостоятельность, гибкость мышления; формировать у учеников навыки поисковой деятельности. При чрезмерном применении этот метод способствует формализации процесса усвоения знаний, а порой и просто зубрежке. Только репродуктивным методом невозможно успешно развивать и такие качества личности, как творческий подход к делу, самостоятельность. Все это требует применения наряду с ним еще и методов обучения, обеспечивающих активную поисковую деятельность школьников.

Задания по теме

1. Самостоятельно познакомьтесь с таблицей, кратко описывающей объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы обучения.

2. Проанализируйте и оцените достоинства и недостатки методов.

3. Почему эти методы, несмотря на их недостатки, используются в современной школе?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

НАРЦИССИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ, ЭГОИЗМ И ЭГОЦЕНТРИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ

НАРЦИССИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ, ЭГОИЗМ И ЭГОЦЕНТРИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ Одна из форм литературного поведения, проявляющаяся либо в склонности того или иного писателя к самовосхвалению, либо в демонстративном отсутствии у этого писателя интереса (и уважения) к творческой

ЭСХАТОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ В ЛИТЕРАТУРЕ, АПОКАЛИПТИКА, КАТАСТРОФИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ

ЭСХАТОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ В ЛИТЕРАТУРЕ, АПОКАЛИПТИКА, КАТАСТРОФИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ от греч. eschatos – последний и logos – учение.Самым знаменитым носителем эсхатологического сознания в русской литературе, вне всякого сомнения, является странница Феклуша из пьесы Александра

Приёмы и методы

Приёмы и методы Метод — поводырь мысли Геннадий Малкин, современный автор Здесь приведены размышления о возможных способах работы, не более того. Чтобы каждый мог присмотреться, что больше всего подходит именно ему. А если ничего не подходит, придумать свой способ

СТРУКТУРНЫЕ ПРИЕМЫ

СТРУКТУРНЫЕ ПРИЕМЫ Теперь я перечислю и вкратце опишу десять структурных приемов, которые входят в рецепт нашего пирога.1. Обрывки старых баллад, которые отдаются эхом в углах и закоулках романа, добавляя там и сям прозаическому предмету небывалую мелодическую прелесть.

СТРУКТУРНЫЕ ПРИЕМЫ

СТРУКТУРНЫЕ ПРИЕМЫ Теперь я перечислю и вкратце опишу десять структурных приемов, которые входят в рецепт нашего пирога.1. Обрывки старых баллад, которые отдаются эхом в углах и закоулках романа, добавляя там и сям прозаическому предмету небывалую мелодическую прелесть.

2.2. Методы преподавания литературы в историческом ракурсе

2.2. Методы преподавания литературы в историческом ракурсе Становление системы специфических методов преподавания литературы прошло длительный путь, связанный с именами выдающихся ученых.Н.И. Новиков (1774–1818)Просветительская деятельность Н.И. Новикова была посвящена

3.6.1. Цели обучения литературе

3.6.1. Цели обучения литературе В Примерной программе для 5–9 классов основной школы определены следующие цели обучения:• «освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных

ГЛАВА 5 Методы, приемы и технологии изучения художественного произведения в современной школе

ГЛАВА 5 Методы, приемы и технологии изучения художественного произведения в современной школе 5.1. Методы и приемы изучения художественного произведения Опираясь на совокупность научных способов познания литературы, адаптируя их к своим целям и задачам, творчески

5.1. Методы и приемы изучения художественного произведения

5.1. Методы и приемы изучения художественного произведения Опираясь на совокупность научных способов познания литературы, адаптируя их к своим целям и задачам, творчески трансформируя искания методистов прошлого, современная методика изучения литературы в школе

7.1. Учебно-методический комплекс по литературе как средство обучения

7.1. Учебно-методический комплекс по литературе как средство обучения Ключевые слова: учебно-методический комплекс, рабочая тетрадь, федеральный перечень учебников. Учебно-методический комплекс – комплекс учебных материалов для учителей и учащихся, включающих

0.3. Цели и методы исследования

0.3. Цели и методы исследования При погружении в исследовательскую литературу о Мандельштаме мы столкнулись с конкретными комментаторско-интерпретационными проблемами, сам объем и острота которых требовали их дальнейшего обсуждения. Это предопределило собственно

Советские текстологи и их методы работы

Советские текстологи и их методы работы Текстологическое исследование текста приобретает все большее значение в науке о литературе, в историко–литературном и филологическом анализе.Текстологическое исследование устанавливает текст литературного памятника. Каждое

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКИ И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Студентка 3 курса

1. Методика работы с научными источниками………………………….4

2. Виды научных литературных источников, их характеристика…….4

3. Методика свертывания информации научного текста…………. …..8

4. Конспектирование, цитирование, реферирование, аннотирование…8

Список используемых источников………………………….………….12

Изучение литературы, рукописей, документов, материалов на электронных носителях и других источников как средств, содержащих факты, характеризующие историю и современное состояние изучаемого объекта, служит способом создания первоначальных представлений и исходной концепции о предмете исследования. Этот метод позволяет зафиксировать установленные факты, накопленный опыт, четко очертить изучаемую проблему.

Изучение литературы – предварительный этап любого научного исследования. Работа над литературой начинается с составления списка подлежащих изучению произведений (библиографии), включающего книги, журналы, статьи и др.

Работа исследователя предполагает обращение к справочно-библиографическим указателям, библиотечным и электронным каталогам.

Изучение литературы обычно осуществляется в два этапа: первичное ознакомление (дает представление о проблематике, основном содержании источника) и вторичное чтение (более медленное, глубокое, требует осуществления определенных записей и анализа).

При изучении периодических изданий лучше всего использовать последние в году номера журналов, где помещается указатель статей, опубликованных за год. При подборе литературы целесообразно использовать данные, полученные при помощи глобальной информационной сети Интернет.

При чтении и анализе научной литературы необходимо делать записи. Они могут иметь форму выписок, тезисов или конспекта. Большие отрывки текста, которые нецелесообразно цитировать в полном объеме, надо стараться записывать своими словами, сокращая формулировку, и сжато излагая содержание.

1.Методика работы с научными источниками.

Цель работы с научной информацией – установить, каковы существуют представления о предмете избранного исследования. При изучении подобранной литературы критерием оценки прочитанного является возможность использования этого материала в работе.

Важными факторами при проработке литературы (особенно нового текста) являются настойчивость и систематичность. Четко осмыслить текст с первого раза невозможно, приходится читать и перечитывать, добиваясь полного его понимания. Последовательное, систематическое, аналитическое чтение облегчает усвоение прорабатываемого материала.

Любое исследование невозможно осуществить без изучения того научного багажа, который накоплен в настоящее время в соответствующей предметной области. Поэтому еще на этапе планирования исследования, а затем и в ходе его выполнения обязательным является анализ научной литературы.

2. Виды научных литературных источников, их характеристика.

Научная литература (монографии, диссертации, сборники научных трудов, научный журнал и др.) – совокупность письменных трудов, которые созданы в результате исследований, теоретических обобщений, сделанных в рамках научного метода.

Монография – научное или научно-популярное книжное издание, содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы. Монография может принадлежать одному или нескольким авторам, рассматривающим проблему с одних научных позиций. В последнем случае она называется коллективной монографией.

Диссертация и автореферат диссертации представляют собой неопубликованные научные издания, т. к. существуют на правах рукописи. С ними можно ознакомиться в библиотеках и на сайтах тех вузов, где есть диссертационные советы по защите докторских или кандидатских диссертаций.

Сборник научных трудов (статей) – один из самых распространенных видов научных изданий. Он представляет собой книгу, в которой собраны статьи и другие материалы научного характера, принадлежащие разным авторам. Обычно сборник посвящен одной теме, которая может рассматриваться с различных, иногда прямо противоположных точек зрения, с позиций разных научных школ.

Широко распространены периодические, выходящие через определенные промежутки времени (например, раз в год), или продолжающиеся, выходящие по мере накопления материалов, сборники. Они имеют общее заглавие, нумерацию и бывают, как правило, однотипно оформленными.

Материалы конференции – научный сборник, издаваемый по итогам конференции (съезда, симпозиума, семинара). Обычно содержит наиболее значительные доклады, а также, принятые участниками решения и рекомендации.

Научный журнал – периодическое издание, имеющее постоянную рубрикацию. Практически каждая научная отрасль имеет свой журнал, распространяющийся как наиболее доступный источник научной информации.

Помимо изучения научной литературы в процессе выполнения исследования может использоваться также научно-популярная, справочная, учебно-научная литература.

Научно-популярная литература (лекции, статьи, очерки) включает все популярные литературные произведения о науке, используемые в средствах массовой коммуникации.

Справочная (справочно-информационная) литература (словари, энциклопедии, справочники) – литература вспомогательного содержания, используемая для получения наиболее общей, не вызывающей сомнений информации по тому или иному вопросу.

Энциклопедия – научное или научно-популярное справочное издание, содержащее систематизированный свод знаний. Различают два основных вида энциклопедий: универсальные, включающие сведения по всем отраслям знаний и практической деятельности (например, Большая советская энциклопедия в 30-ти томах); отраслевые, отражающие сведения из одной определенной области знания. (например, Педагогическая энциклопедия в 4-х томах). Энциклопедии снабжены системой отсылок и указателей, помогающих найти необходимые данные.

Энциклопедический словарь – справочное издание, представляющее собой краткий вариант энциклопедии.

Справочник – издание, содержащее краткие сведения научного и прикладного характера, расположенные в таком порядке, чтобы их было удобно искать.

Терминологический словарь (глоссарий)– справочное издание, в котором разъясняются значения специальных слов – терминов, используемых в какой-либо области знания. Например, Словарь практического психолога содержит более 2-х тыс. терминов и рассчитан на читателя, использующего психологические знания в практической деятельности.

Учебно-научная литература(учебники, методические пособия, программы, лекции, конспекты)

Учебная литература, делящаяся в основном на собственно учебники и сборники задач (упражнений), имеет немало общего со справочной: как и справочная литература, учебная связана с той частью знаний по тому или иному вопросу, которая считается более или менее общепризнанной.

Учебник – основной вид учебной литературы. Он содержит систематическое изложение знаний, которые обязательно должны быть усвоены учащимися в рамках определенной учебной дисциплины. Учебник официально утверждается высшим органом образования страны в качестве такого издания, о чем обязательно указывается на его второй странице, которая называется оборотом титула.

Курс лекций – разновидность учебного издания, в котором опубликован авторский лекционный курс по какой-либо учебной дисциплине.

В отличие от учебника, который представляет наиболее устоявшееся знание, учебное пособие в большей степени отражает позицию его автора или авторов, их личный преподавательский и научно-исследовательский опыт в той области знания, которой посвящено пособие.

К учебным пособиям относятся также издания вспомогательного характера, используемые в процессе обучения: учебные словари и справочники, своды данных, таблицы, карты.

Методическое пособие – это издание, содержащее практические рекомендации по какому-либо вопросу. Оно может быть адресовано студентам; в этом случае методическое пособие содержит конкретные советы по выполнению каких-то учебных заданий и используется на лабораторно-практических занятиях.

3.Методика свертывания информации научного текста.

Под свёртыванием (развёртыванием) информации понимается изменение физического объёма документа в результате аналитико-синтетической переработки, сопровождающееся уменьшением (увеличением) его информативности.

Схемы, рисунки, таблицы помогают увидеть и понять структуру текста и взаимосвязь его элементов. Это особенно важно, если элементов много. Не надо думать, что схемы - это обязательно что-то сухое. Немного воображения – и схемы оживут и принесут вам не только большую пользу, но и немалое удовольствие.

Свертывание (развертывание) информации (документа) осуществляется методами, которые лежат в основе всех видов познавательной деятельности людей - анализа и синтеза.

4. Конспектирование, цитирование, реферирование, аннотирование.

Конспектирование литературных источников – процесс довольно сложный, творческий. Это явление индивидуальное, отражающее интересы конспектирующего, направленность его мыслей, оценок.

1.Текстуальное – применяется в том случае, когда необходимо переписать главные положения материала.

2. Свободное – наиболее существенные положения записываются в сжатой форме своими словами, при этом не исключается цитирование, подкрепляющее содержание конспекта.

3. Сложное – в нем объединено несколько видов записей: план, тезисы по каждому пункту плана, обоснования, доказательства, критические замечания, выводы по каждому разделу и общие выводы; а также дается обстоятельный анализ прочитанного материала с учетом использованной дополнительной и справочной литературы.

При конспектировании применяются разные виды планов:

Структурный - в нем формулируется перечень основных, структурных частей книги;

Предметный или логический - в нем записывается тематическая последовательность излагаемых в книге вопросов, он может быть составлен в форме вопросов, ответы на которые содержатся в тексте конспектируемой книги;

Тематический или свободный – составляется на основании изучения ряда произведений исследуемой темы либо одного автора, либо нескольких;

План-конспект – состоит в левой части листа из вопросов плана, выписок и цитат к каждому пункту плана, а в правой – из собственных замечаний, оценок, кратких характеристик.

Цитата в тексте исследователя всегда должна иметь сноску, с указанием автора, названия его произведения, года, места издательства, страницы. Считается некорректным цитировать кого-либо из произведений других авторов. Также считается некорректным многоцитирование, когда много цитат, а собственного текста очень мало. Полные и точные записи цитируемого текста берутся в кавычки, что указывает на документальную точность выписки, то есть слово в слово с соблюдением авторской орфографии и пунктуации.

Итак, научные тексты многообразны. В письменно монологической форме различают следующие типы текста: собственно-научный, научно-реферативный, научно-справочный, учебно-научный. Основу такой дифференциации составляет степень обобщения научных сведений, что, в свою очередь, позволяет разделить все научные тексты на первичные и вторичные.

Любое исследование невозможно осуществить без изучения того научного багажа, который накоплен в настоящее время в соответствующей предметной области. Поэтому еще на этапе планирования исследования, а затем и в ходе его выполнения обязательным является анализ научной литературы.

Список используемых источников.

1.Гецов Г.Г. Как эффективно работать с информацией из книг, журналов, газет и других источников. Приемы традиционные и новые: практ. пособие / Г.Г. Гецов. – М., 2016.

2.Зупарова, Л.Б. Аналитико-синтетическая переработка информации: учебник / Л.Б. Зупарова, Т.А. Зайцева; под ред. Ю.Н. Столярова. – М., 2017.

4.Основы информационно культуры. Вторичные документы. Методика тематического поиска литературы: метод. указ. к проведению практических занятий для студентов всех специальностей и форм обучения. – Красноярск: СибГТУ, 2015.

5.Паршукова, Г.Б. Методика поиска профессиональной информации: учеб.-метод. пособие / Г.Б. Паршукова. СПб., 2016

6.Рузавин Г. И. Методология научного исследования : учеб. пособ. / Рузавин Г. И. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2013.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Размещение фотографии на обложке журнала Просвещение

Учебник — важнейший источник знаний, в нем излагаются основы науки в системе и объеме, определяемыми программой, в соответствии с целями и задачами обучения. Правильно организованная работа с учебником служит не только целям приобретения новых знаний и закрепления их, но и целям формирования у учащихся умения самостоятельно работать с книгой, с текстом. Это умение не менее важно, чем усвоение определенного минимума знаний; оно является важнейшим средством самообразования. Поэтому недооценка работы с учебником на уроке, имевшая место до последнего времени, приводила к тому, что ученики не усваивали рациональных приемов его самостоятельного использования. В обучении любому предмету нельзя ограничиться одним учебником. Специфика ее содержания требует привлечения дополнительного материала, который не включается в учебник. Поэтому наряду с учебником важную роль в организации самостоятельной работы с литературой должны играть хрестоматии, для формирования умений — сборники задач и упражнений. Изучение практически любого предмета требует систематической связи с жизнью, с современностью. В этих целях передовые учителя широко и с положительными результатами используют художественную, научно-популярную и периодическую литературу (журналы и газеты), организуют самостоятельную работу учащихся над текстом в порядке выполнения ими индивидуальных и групповых заданий. Работа с учебником, учебными книгами и дополнительной литературой не только расширяет и углубляет знания по предмету, но и развивает мышление и речь учащихся, обогащает ее, воспитывает интерес к предмету, любовь к книге, культуру умственного труда. Одновременно решается в известной мере и задача эстетического воспитания, так как художественные тексты и литографии помогают учащимся понять красоту природы и романтику созидательного труда человека. Вопросам о работе с учебником уделяется в методической литературе мало внимания. Большинство рекомендаций относится к использованию учебника при подготовке учащимися урока дома: как давать задания по учебнику, ставить контрольные вопросы к тексту, объяснять новые слова и термины. Рекомендуются как проверенные и признанные, практикой приемы работы: ознакомление учащихся с новым учебником, словарная работа, составление плана к тексту, объяснительное чтение, работа над иллюстрациями, с цифровым материалом, но дидактическое обоснование и раскрытие приемов работы с учебником в этих пособиях недостаточное. До настоящего времени остается еще много нерешенных вопросов о работе с учебником. Среди них — организация самостоятельной работы учащихся с учебником и дополнительной литературой. Известно, что успех самостоятельной работы обеспечивается правильной постановкой познавательной задачи и применением приемов организации активной мыслительной деятельности учащихся (сравнение изучаемых текстов, анализ иллюстраций и текстовых карт, объяснение и запись терминов, названий, основных мыслей и выводов, составление таблиц, графиков). Опыт массовой школы показывает, что организация самостоятельной работы с учебником возможна и необходима не только в старших классах, а и в V—VII, но в более простых формах. В методических пособиях нет четких определений, как подходить к отбору статей для работы в классе и как давать — с предварительным объяснением или без него, как часто надо организовывать самостоятельную работу с учебником, как рациональнее сочетать ее с другими методами, чтобы вызвать интерес и получить наибольший эффект. Приемы работы с учебником разнообразны и могут быть сведены в группы:

1) работа с текстом;

2) работа по вопросам и заданиям;

3) работа с иллюстрациями;

а) продуманная подготовка заданий, вызывающая интерес и обеспечивающая активность учащихся;

б) органическое сочетание практической деятельности учащихся, слова учителя, использование текста и средств наглядности;

Применяются следующие приемы (в порядке нарастания их трудности):

1) нахождение того или иного определения понятия;

2) нахождение ответа на вопрос, на который дан прямой ответ в учебнике;

3) нахождение ответа на вопрос, на который нет прямого ответа и требуется осмыслить текст;

4) нахождение в учебнике объяснения явления, установление связей и зависимостей;

5) составление тех или иных выводов, оценка условий.

Работа с учебником и книгой — важнейший метод обучения, включающий ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками:

• составление плана текста;

• составление формально-логической модели (словесно-схематическое изображение прочитанного);

• составление тематического тезауруса (упорядоченного комплекса базовых понятий по определенному разделу или теме);

• составление матрицы идей (сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов).

Учебник - важный источник знаний учащихся, если учитель научит учащихся пользоваться им.

Работа над текстом строится в зависимости от его характера. При изучении делового текста учитель концентрирует внимание учащихся на усвоении его содержания и тех сведений, которые в нем сообщаются.

В работе над художественным текстом учитель главное внимание уделяет восприятию и запечатлению в сознании учащихся ярких образов и картин, нарисованных автором, учит детей пользоваться художественными средствами при запоминании материала, оценивает качество и полноту восприятия художественного образа при проверке знаний. Такой подход к организации занятий будет способствовать развитию эстетического восприятия, образного мышления, обогащению речи школьников.

Существуют следующие приемы для достижения лучшего понимания материала с целью его более прочного запоминания:

1) составление плана, включающее и себя разбивку материала на части, группировку мыслей и выделение смысловых опорных пунктов, содержащих в себе существенное;

2) соотношение содержания текста с имеющимися знаниями, включающее новую систему знаний;

3) соотношение содержания разных частей текста друг с другом;

4) использование образов или наглядных представлений, занимательного материала;

5) изложение содержания текста на своем языке (по А.А. Смирнову). Использование на уроке данного метода нередко влечет за собой ряд проблем:

а) недооценка значения учебника — отсутствие систематической работы с ним;

б) неправильная оценка возможностей детей к самостоятельной работе, как следствие, невладение детьми приемами рационального чтения текста, выделения смысловых единиц и т.п., отсутствие систематического контроля за прочитанным, что снижает роль домашней самостоятельной работы;

в) переоценка роли учебника: сведение уроков к объяснительному чтению, без использования других средств обучения;

г) затруднения учителя в выборе рациональных способов работы с учебником — использование неэффективных приемов: заучить вывод, запомнить текст учебника, все приведенные в нем определения и тщательно его пересказать.

Работа с печатными источниками знаний не ограничивается только прочтением учебника. Обязательно эпизодическое использование и другой литературы: хрестоматий, тетрадей с печатной основой, учебных справочников, детской художественной и научно-популярной литературы.

Технология обучения приемам работы с учебником:

1) введение приема: объяснение его значения, ознакомление с его сутью (составом), основными действиями, показ образца выполнения;

2) усвоение: выполнение ряда заданий на использование приема с постоянным контролем со стороны учителя; задания на воспроизведение последовательности операций приема;

3) закрепление: самостоятельное применение детьми приема при выполнении сначала аналогичных заданий, затем сложных, и новой ситуации;

4) пост-закрепление: самостоятельную работу дома необходимо начинать с воспроизведения полученных на уроке знаний и умении.

Этапы организации работы с учебником:

а) прогнозирования: прочитать название темы и попытаться по нему представить, о чем пойдет речь;

б) установления связи с предыдущим материалом: вспомнить (бегло просмотреть) ранее изученный материал, вспомнить его содержание и попытаться определить связь с изучаемой темой;

в) работы с данным текстом: прочесть внимательно текст, параллельно выписывая непонятные слова и рассматривая иллюстрации; выделить главное, основные тематические блоки и составить по ним план текста;

г) лингвистичсского анализа: попытка объяснить новые, непонятные слова самостоятельно, с помощью словаря

д) вторичного прочтения: чтение текста с параллельным его соотнесением с пунктами плана;

с) закрепления: воспроизведение смысла текста по плану, затем без него вслух, про себя (для этого рекомендуется составлять план — алгоритм ответа, используя опорные образные схемы);

ж) вторичного закрепления: ответ на вопросы после текста, приведение своих примеров к прочитанному;

з) сопоставление прочитанной информации с имеющейся ранее и полученной на уроке.

Варианты работы с дополнительной учебной литературой:

I) чтение учащимися или учителем отрывков, статей на этапе изучения нового материала или обобщения;

3) краткая запись содержания книги (конспектирование);

4) составление справки по персонажу на основании прочитанного;

6) фиксирование определений основных понятий в словаре;

7) зарисовка из первоисточников в тетрадях схем, иллюстрирующих изучаемые явления.

Технология работы с детской научно-популярной литературой:

а) определение темы литературного источника и связи ее с содержанием урока;

б) характеристика содержания литературного произведения, определение возможностей его использования;

в) учет объема текстового материала, времени его использования в учебном процессе;

г) четкое определение пели применения произведения и соответствующего этапа урока;

д) формулировка заданий детям до прослушивания произведения;

е) его чтение учителем или школьниками (параллельно возможна драматизация, использование кукол и др. атрибутики);

ж) беседа после работы с текстом с целью проверки усвоения;

з) обобщение и выводы.

В процессе работы с книгой формируются общие умения: свободно читать и понимать прочитанное, выделять главное и второстепенное в изучаемом материале, составлять опорные конспекты (структурно-логические схемы), пользоваться дополнительной, справочной литературой, т.е. работа должна быть нацелена на смысловое освоение печатного материала ребенком.

Читайте также: