Как попасть на работу в компанию мечты

Обновлено: 13.05.2024

Нет, кажется, задачи сложнее в жизни, чем определиться, в какой области делать карьеру. Но даже если вы все для себя решили, нашли сферу, которая вам интересна (скажем, консалтинг), и уже целыми днями мечтаете о дорогом костюме и многомиллионных проектах, это лишь маленький шаг на пути к работе мечты.Ася Колосова, экс-head of recruitment BCG, PwC и Changellenge >>, на школе Changellenge >> рассказала, как выбрать компанию и эффективно подготовиться к отбору.

Как сделать выбор

Если вы только оканчиваете университет и до сих пор мечетесь в поисках правильного места для реализации своих способностей, стоит подойти к вопросу более системно. По большому счету существует четыре направления, по которым можно строить карьеру: наука и образование, государственные структуры, корпоративный мир, собственный бизнес.
По некоторым объективным причинам (в основном финансовым) большая часть выпускников метит в корпоративный мир, а некоторые, более решительные, сразу идут в собственный бизнес. Но открывать свое дело без опыта довольно сложно, поэтому часто лучшее решение — на несколько лет устроиться в крупную компанию, посмотреть, как устроены бизнес–процессы, и набраться опыта, чтобы позже успешно работать на самого себя. В последнее время на волне популярности разного рода стартапов именно этот вариант стал очень распространен.

Определившись с направлением, вы перейдете на следующую ступень. Теперь вам предстоит выбрать сектор. В корпоративном мире можно выделить три: промышленный, сектор торговли и сектор услуг. К первому относятся добыча ресурсов, переработка и производство, энергетика и сельское хозяйство. В торговле выделяют два типа: розничную (ритейл) и оптовую. К сектору услуг относится, например, стратегический консалтинг, профессиональные услуги (финансовый консталтинг, юридический и пр.), транспортные услуги и другие направления.

Следующий шаг — определить конкретное подразделение, в котором вы хотели бы работать (например, продажи, маркетинг, финансы или HR). Внимательно изучите функции каждого, сопоставьте со своими навыками, интересами, образованием и дальнейшими амбициями. Если же и это не поможет определиться, в некоторых крупных компаниях, например Unilever и Mars, есть программы стажировок, которые предполагают ротацию между отделами. Таким образом, вы сможете попробовать себя в разных функциях и на практике выяснить, что у вас получается лучше и к чему больше лежит душа.

Когда дело доходит до выбора конкретной компании, это во многом дело вкуса. Конечно, существуют факторы, благодаря которым одни фирмы выглядят привлекательнее других: репутация бренда, его известность, размер компании, уровень заработной платы. В интернете легко найти рейтинги работодателей, с помощью которых можно составить свой собственный шорт-лист. Но, чтобы не прогадать, лучше обратить внимание и на ценностную составляющую. В любой компании есть своя особенная корпоративная культура, можно даже сказать, характер. Вникните в культуру, пообщайтесь с работающими там людьми, походите на так называемые Дни открытых дверей, корпоративные мероприятия для соискателей, обратите внимание на то, как они делают бизнес, как продвигают свой бренд. Если их стиль соответствует вашему, остается только отшлифовать резюме — и в бой!

Как готовиться к отбору

Подготовка к отбору начинается еще до выбора конкретной компании. Поступив в университет, вы уже сделали шаг вперед и обеспечили себе непрерывный поток новых знаний и навыков на ближайшие 4–5 лет. Ваше образование как минимум расширяет кругозор, что очень важно для будущих работодателей. Какие-то конкретные знания, которые вы не смогли получить в вузе, можно восполнить либо с помощью второго/дополнительного образования, либо на специализированных курсах, например в Школе Changellenge >>.

В случае с консалтингом также важна внеучебная активность. Участвуйте в кейс-чемпионатах, клубах, сообществах. Это не только красивая строчка в резюме, но и отличный способ еще больше расширить свой кругозор.
Несколько советов по развитию бизнес-эрудиции:

Определившись с индустрией, погрузитесь в нее: читайте литературу, общайтесь с людьми, смотрите фильмы. Через полгода вы должны чувствовать себя как рыба в воде во всем, что касается выбранного вами направления. Если чувствуете, что эта цель достигнута, начинайте готовиться к конкретным этапам отбора. На это может уйти от недели до шести месяцев, так что заранее узнайте, какие этапы вас ожидают, чтобы не попасть впросак.
Ходите на открытые мероприятия компании, исследуйте специализированные ресурсы (Vault, Yuptalk), участвуйте в кейс-движении. Если команду собрать не удалось, всегда есть сайты вроде PrepLounge, которые помогают готовиться к кейс-интервью онлайн. На любом интервью вас попросят представиться и рассказать о себе, так что самопрезентация должна отскакивать от зубов, желательно и на русском, и на английском.

Потратьте немного времени на изучение компании. Проштудируйте ее сайт, почитайте историю, профайлы топ-менеджмента, финансовые отчеты. Все это может пригодиться в самый неожиданный момент и как минимум поможет вам приятно удивить интервьюеров. На сам отбор уходит, как правило, от недели до трех месяцев — в зависимости от количества этапов и заявок. Так что наберитесь терпения, используйте время между раундами для дальнейшей подготовки и саморазвития. Если вы ответственно подошли к нашим советам и выполнили все заветы, то черновик заветного оффера, скорее всего, уже ждет отправки в компьютере рекрутера. Когда дело дойдет до обсуждения зарплаты, держите в голове три цифры: минимальную сумму, за которую вы сможете заставить себя вставать из кровати по утрам, среднюю сумму по отрасли и зарплату мечты. Переговоры можно начать с суммы между средней и зарплатой мечты.

Не забывайте и о связях. Нетворкинг — это важнейший инструмент для достижения успеха. Общайтесь с людьми из интересующей вас отрасли. Заведите знакомства в компании вашей мечты и компаниях-конкурентах. В худшем случае это даст вам бесценный инсайт, а в лучшем — официальные рекомендации сотрудников, которые могут сыграть вам на руку при отборе.

Что нужно знать о карьере в консалтинге

Карьеру в консалтинге можно условно разделить на пять грейдов: аналитик, консультант, руководитель проекта, директор, партнер. Наименования во всех компаниях отличаются, но суть остается неизменной.
Аналитики собирают, структурируют и собственно анализируют данные. Это стартовая позиция, с которой чаще всего и начинают все вчерашние студенты.

Консультанты активно вовлечены в проекты и занимаются подготовкой основных рекомендаций для клиентов. Чтобы дойти до этой позиции, придется около 4–5 лет поработать в качестве аналитика и старшего аналитика и в идеале получить MBA.
Возможность стать руководителем проекта появится еще через 3–4 года. Важно, что на все предыдущие позиции можно попасть, имея опыт работы в крупных, уважаемых компаниях, но на должности от руководителя проекта и выше берут, за редчайшими исключениями, только людей с опытом работы в консалтинге.

Время, за которое вы станете директором или партнером, зависит лишь от вас и от того, насколько быстро вы будете улучшать свои личные компетенции и способность развивать бизнес, привлекать новых клиентов.
По умолчанию, чтобы стать консультантом, вам нужно быть готовыми работать не меньше 50–60 часов в неделю. Легенды о ночевках на работе порой не легенды. Но большинство компаний заботится о своих сотрудниках, оплачивает питание и такси до дома. Да и зарплата чаще всего окупает все временные затраты.

Вас ожидают огромные массивы работы с компьютером, таблицы, исследования рынка, аналитика. Так что лучше сразу загуглить упражнения для расслабления глазных мышц. И самое важное, о клиенте нельзя забывать ни на минуту. До завершения проекта именно он должен стать вашим главным приоритетом в режиме 24/7, иначе никак.
Жизнь консультанта сурова и нелегка, но не лишена определенной романтики. Раз вы до сих пор читаете текст, то наверняка с этим согласитесь. Тем более что в дальнейшем жизнь переходит на совершенно иной уровень. Многие выпускники консалтинговых компаний с легкостью получают ключевые позиции в различных индустриях или открывают собственные стартапы. Если же ваша первая и единственная любовь — именно консалтинг, а Ваша цель — дорасти до партнера, но накопилась усталость, порой можно взять отпуск с сохранением за собой позиции на неопределенный срок, хоть на год. Попутешествуйте, отдохните и со свежими силами возвращайтесь к любимому делу. Консалтинг, как никакие другие индустрии, расширяет кругозор. У вас есть возможность познакомиться с большим количеством крупнейших международных и российских компаний, посмотреть на их бизнес-процессы, пообщаться с очень интересными людьми, которые занимают ключевые позиции в бизнесе, — все это бесценный опыт!

Получите карьерную поддержку

Если вы не знаете, с чего начать карьеру, зашли в тупик или считаете, что совершили какие-то ошибки, спросите совета у специалистов. Заполните заявку и консультанты Changellenge >> окажут вам помощь. Это отличный шанс вместе экспертом проработать проблемные вопросы и составить карьерный план.

Подписаться на карьерную рассылку

Подписывайтесь на рассылку и получайте карьерные советы — от выбора индустрии и компании до лайфхаков по самоорганизации и развитию коммуникативных навыков.

Компании не всегда знают, что они ищут

Прежде, чем откликаться на желаемую вакансию, ты должен понять, что большинство начинающих компаний толком не знает, что они хотят видеть в своих потенциальных работниках. В объявлениях они могут написать что угодно, но на деле будут требовать что-то другое.

Поэтому если тебя приглашают на вакансию режиссера, то не удивляйся, что ты будешь просто ходить с камерой и снимать свадьбы. Если тебя приглашают на должность креативного директора, то не удивляйся, что вся твоя креативность будет сводиться к переговорам с рекламными фирмами и беспрекословному подчинению руководству. Поэтому будь внимателен: всегда узнавай на собеседовании то, что от тебя реально требуется.

Компании могут заниматься подготовкой сами

Некоторые работодатели самые приятные вакансии оставляют для внутреннего пользования, подготавливая необходимые кадры внутри компании. Поэтому они обучают уже имеющихся сотрудников. Их позиция: чем больше вкладывать в сотрудника, тем больше можно от него получить. Однако, с подготовкой сотрудников есть масса рисков, особенно временных, поэтому у тебя всегда есть шанс вломиться в такую компанию и предложить ей свои услуги. Используй эту возможность. Твоя задача — продемонстрировать тот факт, что у тебя уже есть навыки, которые они ищут. Твоя задача — доказать, что ты лучший вариант, который у них есть. Твой драйв может начисто лишить шансов конкурентов.

Внимание к деталям


Чем можно поразить потенциального работодателя? Вниманием к деталям, которое отсутствует практически у каждого второго соискателя. Причем внимание к деталям подразумевает не только дотошность в техническом смысле, но и полное понимание того, как эта работа (на которую ты хочешь устроиться) улучшит конкретные аспекты твоей жизни или конкретные аспекты компании. Работа мечты — это всегда работа, которая дает возможности для развития и в карьерном смысле, и в более общем, жизненном. Даже если компания не ищет сотрудников, то подобным подходом ты можешь заслужить ее уважение, и для тебя могут найти место.

Ожидания для себя и для компании

Окей, ты уже нашел рабочее место своей мечты, но не ломись туда сразу. Сначала исследуй свои ожидания от работы и ожидания работодателя. Что ты хочешь получить от нового места? Сможет ли эта вакансия дать тебе то, что ты хочешь? Что хочет от тебя новый босс? Изучи перечень должностных обязанностей, изучи навыки, которые тебе могут пригодиться. Поставь перед собой цели, которые могут улучшить потенциальную работу. И только после того, когда ты поймешь, что да — это то самое место, что ты принесешь пользу компании, тогда связывайся с работодателем. Будь честен на собеседовании и выложись на все 100%, удача на твоей стороне.

Не рассказывай, а показывай

Подготовь портфолио, в котором будет перечень всех проектов, над которыми ты работал. Продемонстрируй свой потенциал и опыт. Не нужно ограничиваться словами. Объясни, как ты справлялся с проблемами в других компаниях, либо расскажи о своих планах (имеется в виду не личная жизнь, а жизнь в рамках карьеры).

Объясни, как можно улучшить уже работающие проекты в компании. Если ты будешь напористым и активным, то потенциальные работодатели, несмотря на недостатки твоего резюме, могут выбрать именно тебя.

Сосредоточься на проблемах и улучшениях

Никому не нужен посредственных работник. Самый ценный сотрудник — это тот, который может определить проблему и найти для нее решение. Самый ценный сотрудник — это тот, кто способен наладить все механизмы таким образом, чтобы исключить возможные сбои в системе. Это касается всех профессий без ограничения. Ты должен быть человеком, который решает проблемы, а не создает их. И для этого нужно видеть проблемы, которые уже есть. Откровенно поговори с будущим начальником о них, обсуди возможные варианты, расскажи о своих навыках, которые помогут эти проблемы решить. Все, тебя приняли, куда бы ты ни пошел.

Как не работать и получать за это хорошие деньги? Звучит как формулировка несбыточной мечты. Китайский философ Конфуций призывает нас поверить в возможность утопии: "Выберите себе работу по душе – и вам не придётся трудиться ни одного дня в жизни". Но сегодня мало только найти своё призвание, ведь его нужно где-то реализовать.


1. Репутация и образ компании + атмосфера в коллективе

кресло


Каждый человек, так или иначе, хочет испытывать гордость, называя своё место работы. Здесь играет важную роль история и репутация компании. Кроме того, не последнее место занимает обстановка в рабочем коллективе, ведь часто в обеденные перерывы коллеги-единомышленники сообща генерируют новые идеи.

Надежда Бондарева, менеджер по персоналу Linxdatacenter о значении окружения для сотрудника:

"Репутация Linxdatacenter играет важную роль. Компания занимает прочную позицию на российском рынке ЦОД (Центр обработки данных – прим. редакции), поэтому, придя к нам, человек не просто устраивается на работу, а попадает в команду лидеров и настоящих профессионалов своего дела".

Ценность для новичка опыта коллег подчеркивает Евгений Карюк, исполнительный директор маркетингового агентства "Биплан":

"Мы можем похвастаться многолетним опытом компании, которая на протяжении 15 лет бороздит просторы сферы интернет-маркетинга. Мы многое повидали и готовы делиться опытом со всеми, кто станет частью нашей команды".

Фирме-мечте необходимо, чтобы каждый сотрудник чувствовал себя как дома. О важности тёплой дружелюбной обстановки в компании сообщает Анастасия Линькова, PR-менеджер ARG:

"Новых сотрудников привлекает атмосфера, царящая в нашей компании, а также возможности роста и развития, т. е. если сотруднику, который пришел работать в отдел дизайна, допустим, захотелось попробовать себя в пиаре, ему помогут и дадут наставления. Кроме того, мы работаем с крупными компаниями, и это вызывает интерес и желание развиваться, находить полезные контакты и самосовершенствоваться".

Плюсами демократизации труда поделилась Елена Данилова, руководитель отдела кадров ГК "ТендерПро":

"Люди хотят работать в ТендерПро. Жесткий контроль над рабочим графиком отсутствует, фиксируется результат труда. Отсутствие обязательных рамок снимает негатив по отношению к обязанностям, при этом сотрудники выполняют не только свои текущие задачи, но и генерируют новые идеи. Многие сотрудники, определив наиболее интересную для себя область, специализируются в ней и открывают свои проекты отдельно от компании. ТендерПро поддерживает такие начинания, сотрудничает со своими бывшими коллегами, так как они хорошо знают внутренние процессы и предлагают действительно интересные решения".

О преимуществах работы в компании-гиганте рассказывает Кристина Юзефович, главный менеджер отдела подбора персонала и кадрового мониторинга ПАО ГМК "Норильский Никель":

"Норникель" – это флагман цветной металлургии в России. Компания обладает уникальными технологиями добычи и производства цветных металлов, активно модернизирует производства, развивает инвестиционные проекты (в том числе – экологические), беспрецедентные по объемам капитальных вложений. Для выпускников это возможность постоянного развития уровня профессиональных и лидерских компетенций".

Интерьер и аккаунты в социальных сетях иногда тоже влияют на общее впечатление о компании. Секреты успеха раскрывает Илья Казарин, генеральный директор Рекламной группы "Успешные проекты":

"Судя по реакции приходящих на собеседование, первое положительное впечатление оказывает наш офис и его дизайн. Openspace в стиле лофт красноречивей, чем обещания потенциального руководства, говорят о демократичной и креативной атмосфере. Часто на собеседованиях слышим: "У вас такая дружеская теплая атмосфера в команде, это видно по аккаунтам РГ "Успешных проектов" в соцсетях!" Дружелюбный контент (в нашем случае это Instagram и Facebook) – результат не только профессионального подхода к smm, но и корпоративной культуры".

2. Возможность личностного и профессионального роста

директор

Довольно сложно реализовать свою мечту, если всё время лежать на диване и бесцельно скроллить социальные сети. Ведущим компаниям с такими соискателями не по пути. Зато они готовы предоставить все условия для тех, кто жаждет новых знаний, навыков и полезных знакомств.

С перспективами роста в компании знакомит Надежда Бондарева, менеджер по персоналу Linxdatacenter:

"У нас есть всевозможные бонусы, начиная с достойного уровня зарплат и социальной защищенности сотрудников, вплоть до возможности улучшить свои навыки английского. В то же время практика показывает, что для соискателей чаще важны перспективы роста и атмосфера в коллективе. Одной из наших корпоративных ценностей является "стремление к совершенству", то есть каждый сотрудник имеет уникальную возможность развиваться не только в профессиональном плане, но еще и расти как личность, познавая себя. Наше руководство уделяет этому особое внимание, постоянно проводя встречи с сотрудниками, обмениваясь с ними опытом и получая от них обратную связь, что, несомненно, объединяет коллектив и улучшает общий эмоциональный фон внутри компании".

"Без языков – никуда", – эта фраза сегодня стала крылатой. Многие фирмы помогают обрести своим сотрудниками необходимые навыки. Полина Гладыш, контент-маркетолог KiwiTaxi, рассказывает, как:

"Для многих молодых сотрудников ценно, что в КивиТакси они могут "прокачать" иностранный язык, как устный (сотрудники Службы поддержки клиентов), так и письменный (отдел контент-маркетинга). Для некрупной компании в регионе – это отличные стартовые возможности, да еще и хорошо оплачиваемые. Сотрудничество с иностранными перевозчиками, обмен документацией с ними, работа по мировым стандартам – это отличный опыт для молодых сотрудников из провинции, который при желании они могут развить у нас или применить уже в более крупной компании".

Компании-воплотители желаний, как правило, заинтересованы в быстром карьерном росте своих подопечных. Татьяна Золотарева, вице-президент по персоналу Группы компаний "Техносерв", подтверждает это:

"Если человек обладает достаточными знаниями и упорством, стремится к саморазвитию и вкладывается в дело, то у него имеются все шансы не просто построить успешную карьеру, но и сделать это достаточно быстро. Среди сотрудников "Техносерва" есть те, кто, начав с должности рядового сотрудника, за несколько лет становились руководителями высокого уровня. Есть и те, кто прошел путь от должности инженера до начальника сектора. Стоит также отметить, что некоторые специалисты предпочитают расти не вертикально, а горизонтально, наращивая свои знания и опыт, расширяя функционал и профессиональные возможности. Необходимо помнить, что все возможности и их реализация – в руках самого человека, а мы создаем для этого благодатную почву".

Также о важности скорейшего продвижения по карьерной лестнице как для соискателя, так и для компании рассказывает Павел Тимец, учредитель развлекательного центра MazaPark. Он отмечает, что важен не только рост по вертикали, но и углубление знаний в профессии:

"Одна из особенностей нашей компании – возможность стремительного карьерного роста. Мы добились этого за счет универсальности сотрудников. Например, инструкторы-координаторы работают на всех рецепциях. Один день – на боулинге, второй – на роллердроме, дальше – Q-zar, бильярд, тир и т. д. Инструкторы все время заменяют друг друга. В итоге сотрудник становится универсальным, и в случае повышения знает, как работает каждая рецепция не понаслышке.

Если человек заинтересован в собственном развитии, обогащении новыми знаниями и понимает, что это приведет к карьерному росту, то будет стремиться работать в компании, где реализованы такие возможности.

Этот подход мы прививаем и в менеджменте. Таким образом, расширяется и качественный кадровый состав, и база знаний компании, которая растет не только в архивах, но и в головах сотрудников".

Большого внимания на рынке труда достойны молодые специалисты, которые только начинают взбираться на свою карьерную лестницу. На этом этапе важно поддержать работника и указать ему правильное направление. Кристина Юзефович, главный менеджер отдела подбора персонала и кадрового мониторинга ПАО ГМК "Норильский Никель", делится опытом компании по работе с соискателем:

"Наша компания стала первым работодателем в отрасли, использующим кейс-метод для оценки и привлечения на работу выпускников вузов России. Программа "Покорители севера" вовлекает студентов профильных вузов в решение задач, стоящих перед компанией.

В ходе шестинедельной стажировки на предприятиях ГМК, выпускники имеют возможность развивать коммуникативные, лидерские, аналитические и другие "мягкие" навыки, работая над конкретными проектами компании, предложенными в кейсах.

В этом процессе им активно помогают сотрудники и руководители производственных площадок, а также бизнес-тренеры и наставники-выпускники программы прошлых лет.

Весной 2016 года вновь будет открыт конкурс среди студентов и выпускников профильных вузов на участие в программе "Покорители севера". Мероприятия запланированы на главных производственных площадках Норникеля в Норильске и Мончегорске".

3. Привлекательная миссия компании

ежедневник

Счастливы те люди, которые восемь часов своей жизни ежедневно проводят в организации-единомышленнике. Где ещё реализовать себя, как не в том месте, где вас полностью понимают и поддерживают? В свою очередь, компания дорожит теми, кто не только осознаёт миссию компании, но и готов, развивая себя, помогать расти своей команде.

На рынке не оказалось ни одного поставщика, который бы имел достаточное количество интересных брендов, все продавали одно и то же. Тогда мы решили, раз нет единого поставщика, мы им станем сами. И стали".

87% остались бы в Yell, даже если им предложили бОльшую заработную плату. Лишь 8% сотрудников поддались бы на искушение. 93 % опрошенных заинтересованы в работе, с удовольствием решают задачи проекта, поддерживают идеи компании и считают, что мы делаем хороший продукт".

Очень часто полезную информацию для создания компании-мечты можно узнать на различных тематических мероприятиях, особенно на тех, где "крутятся" студенты и выпускники вузов. Сергей Арзамасцев, директор по подбору персонала Pfizer Центральная и Восточная Европа, делится полученными впечатлениями:

"Наш опыт участия в различных студенческих конференциях и форумах, например, таких, как YouLead, показывает, что сегодня для студентов особенно важны 2 качества потенциального работодателя. Во-первых, это возможность реализовать себя, в том числе с точки зрения социальной ответственности. Молодые специалисты и студенты хотят гордиться своей компанией-работодателем. Миссия Pfizer – вместе создавать здоровый мир. Студентов привлекает такая цель, они хотят стать частью компании, которая создает инновационные препараты для профилактики и лечения опасных заболеваний и спасения человеческих жизней".

4. Премии и другие бонусы

копилка

Не последнюю роль играет материальное поощрение работников. Не секрет, что чем выше зарплата, тем привлекательнее организация на рынке труда, и вклад в богатство внутреннего мира соискателя зачастую уступает гарантии финансового благополучия. "Компании мечты" также думают и о досуге своей команды. Плюсов множество: эффективный тимбилдинг, создание той самой демократичной атмосферы, о которой мы писали выше, совместное развитие у команды эрудиции, кругозора, что помогает в дальнейшем развивать новые идеи и работать над ними.

О приятных сюрпризах для новых сотрудников рассказывает Илья Казарин, генеральный директор Рекламной группы "Успешные проекты":

"Система выплат играет не последнюю роль в портрете компании. Годовая премия — традиция "Успешных проектов", а то, что процентные бонусы от сделки с клиентом может получить не только сотрудник отдела продаж, открывает перспективы перед новичками заработать больше указанного в вакансии оклада".

Евгений Карюк, исполнительный директор маркетингового агентства "Биплан", отмечает важность комфорта в организации досуга команды:

"Важным преимуществом является местоположение офиса – Таганка, это практически центр Москвы, из которого удобно добираться в любую точку. У нас есть зона отдыха, лотерея по пятницам, книжный клуб с презентациями прочитанной литературы и даже сражения в настольные игры. Мы можем много рассказывать про интересные задачи и дружный коллектив, но лучше просто приходите к нам в гости и убедитесь в этом сами".

Эту мысль в отношении своей компании поддерживает и Полина Хабарова, заместитель генерального директора по работе с персоналом КРОК:

"У нас инновационный офис, в котором помимо технического оснащения есть все, что делает атмосферу в КРОК уникальной: креативное пространство, тренажерный зал для индивидуальных и групповых занятий, столовая и кафе, комната отдыха.

Для удобства мы тоже многое предусмотрели: в числе прочего – девятиярусная парковка, на которой работает шиномонтаж, салон красоты, который можно посетить прямо в офисе. Мы позаботились и помощи сотрудникам в свободное время: у нас есть спортивные, творческие и социальные программы".

Дарья Слободянюк, PR-директор сети фитнес клубов "Территория фитнеса" может похвастаться здоровым, сильным и спортивным коллективом, ведь каждый сотрудник организации получает получает возможность физического развития:

"В нашей компании много добрых традиций, совмещающих приятное с полезным. Например, корпоративная сдача ГТО и Кубок генерального директора по триатлону – сотрудники сдают нормативы, соревнуются и получают поощрение от компании за свои высокие результаты. Это и физическое развитие, и соревновательный азарт, и ненавязчивый тимбилдинг в одном флаконе. При этом руководство тоже не остается в стороне: генеральный директор сети Александр Колмыков сам сдает ГТО и участвует в триатлоне".

В малом бизнесе обычно нет долгой цепочки собеседований и согласований, свойственных крупным корпорациям, так как первое лицо компании непосредственно принимает участие во всех процессах. Однако рано или поздно наступит момент, когда собственных ресурсов руководства на подбор и управление персоналом будет не хватать и потребуется делегировать эти задачи отдельному специалисту. И здесь возникает ряд сложностей и вопросов, которые необходимо решить каждому владельцу небольшой компании.

Когда пора брать в команду HR-специалиста?

В зависимости от специфики и сложности позиций объем рекрутмента будет отличаться. Если требуется закрыть типовые или просто несложные вакансии, то компании будет дешевле отдать подбор на аутсорсинг, например фриланс-рекрутеру. При условии, что у первого лица компании есть достаточное количество времени и навыков для подбора и управления персоналом, HR-специалист может и не понадобиться даже при штате более 100 человек. Однако однозначно стоит задуматься об отдельном человеке для работы с людьми, когда директору не хватает ресурсов на управление конфликтами между сотрудниками, поддержку продуктивной атмосферы в компании, налаживание коммуникаций и обратной связи на всех уровнях, а также когда он чувствует проблемы с подбором или совершает ошибки при найме, которые стоят гораздо дороже, чем уход сотрудника.

Наем правильных сотрудников важен не только для формирования сплоченной и эффективной команды, но и для результатов бизнеса в целом. Одним из примеров может послужить проект Zsales 2.0 от Zecurion. В компании была создана система для подбора и адаптации менеджеров по продажам. Во-первых, понаблюдав за своими текущими сотрудниками, работодатель выделил ключевые факты успеха на этой позиции и при подборе ориентировался на них. Во-вторых, в Zecurion отказались от традиционных собеседований в пользу нового формата — бизнес-встреч. Если говорить об адаптации, то главным нововведением был так называемый shadowing — наблюдение новичков за каждым шагом работы опытных сотрудников. Так они быстрее вникали в специфику работы и получали больше практических знаний от лучших коллег.

Трудозатраты HR-менеджеров уменьшились более чем на 50%, у руководителей — на 85%, а благодаря максимально объективной оценке кандидатов текучесть новичков снизилась до 9%, средний период от выхода на работу до первой продажи сократился с 6 до 4 месяцев, а средняя сумма первой продажи менеджеров стала выше на 200 000 рублей. Система позволила сократить цикл найма менеджеров по продажам и повысить качество подбора, тем самым ускорив процесс получения прибыли.

В технологических стартапах HR-специалист может понадобиться и на более ранних этапах развития компании. Подобрать профессионалов в этой области — задача не из легких, так как рынок IТ-специалистов перегрет, и именно соискатели диктуют на нем правила игры. Допустим, нам нужно подобрать кандидата с уникальным опытом или целую команду разработчиков. Стандартный подход с обработкой откликов на вакансию вряд ли будет эффективен. Очевидно, что потребуются дополнительные инструменты и варианты привлечения кандидатов. В подобных ситуациях нужен специально обученный IТ-рекрутер, который точно знает, где искать нужных людей и как найти к ним подход. Сейчас на рынке большая нехватка таких специалистов, и их гонорар может быть довольно высоким, что следует учесть при планировании бюджета на закрытие вакансий.

В чем сложность найма?

Если соискатель ищет структурированную рабочую среду, формализованные бизнес-процессы, четкий план по своему развитию и пересмотру компенсационного пакета, то в небольших компаниях он вряд ли сможет это найти. Поэтому для владельцев малого бизнеса не должно быть сюрпризом, что некоторые кандидаты могут даже не рассматривать их предложения.

Однако стоит отметить, что в стартапах часто требуется высокая скорость выполнения задач, и нередко на одной позиции приходится закрывать функционал двух-трех человек. Поэтому начинающим специалистам не всегда просто попасть в такую компанию, в силу отсутствия релевантного опыта. Не стоит стремиться туда и в том случае, если для человека важно начать карьеру в выстроенной системе, где есть программы адаптации, наставник и определенный план развития.

Как управлять персоналом бюджетно?

Владельцы малого бизнеса часто говорят нам о том, что многие инструменты и практики неприменимы для них из-за высокой стоимости и долгой окупаемости. Однако есть немало возможностей, которые требуют не вложений, а системного подхода. Например, из опыта корпораций можно позаимствовать традицию регулярных встреч с сотрудниками, где можно обсудить их личные результаты.

Читайте также: